ГлавнаяПрозаЭссе и статьиМемуары → Педагогическая тетрадь. Предисловие

Педагогическая тетрадь. Предисловие

9 февраля 2013 - Елена Сироткина

Памяти моих родителей Тамары Михайловны и Владимира Ивановича Сироткиных.

Посвящается моему племяннику Владимиру Викторовичу Сироткину.

 

 

Если честно, я не очень-то хотела писать эту книгу. Во-первых, потому что не слишком жалую автобиографический жанр: всё-таки лучше, когда о человеке рассказывает кто-нибудь, а не он сам. Во-вторых, потому что моя жизнь в целом и «педагогические» её отрезки в частности не типичны, читатели могут подумать, что я просто выдумываю то, чего в реальности быть не может. Но вот мои бывшие ученики и коллеги считают иначе: именно нетипичность, вызванная успешностью, даёт право учителю поделиться своими соображениями о педагогическом искусстве. Ну, если думать, что успешность эта измеряется добрым словом о тебе, произнесённым через десятилетия, может быть, они и правы. :)

 

Есть и иное обстоятельство, заставившее меня взяться за эту работу, – полное отсутствие в общественном поле разговора о той личностной дороге, по которой идёт человек, выбравший профессию учителя, о тех открытиях, которые обязательно дарит ему жизнь, если он становится не пассивным наблюдателем окружающих, а действующим лицом для них.

 

Наконец, в этом году исполнилось двадцать лет газете «Первое сентября», в которой я начинала писать об образовании. После смерти её основателя Симона Львовича Соловейчика она довольно сильно изменилась, перестала быть мне духовно близкой – именно из-за того, что её редакция не знает, да и не хочет знать самого учителя. Остался только девиз, провозглашённый создателем издания: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!» Хотя в этом нет ничего удивительного: вокруг педагогики толчётся так много не-учителей… Бог с ними со всеми, каждый делает то, на что способен. Но в какой-то степени моя книга может стать и содержательной репликой в диалоге с теми, кто не видит необходимости говорить о мировосприятии педагога и строить саму образовательную систему, исходя из его знаний и запросов, и опорой для тех, кто чувствуют, что педагогика – это их занятие, они не ошиблись в творческом выборе.

 

Книга будет в двух частях, хронологически перевёрнутых – сначала я расскажу о том, чему была свидетельницей в образовательной журналистике, затем о том, что узнала благодаря практической работе в школе. Почему так? Потому что я постараюсь провести вас от дополнительного к главному – от обслуживающей педагогику сферы к сфере, саму педагогику творящую. Есть, конечно, и другие причины для такой траектории повествования, но о них я умолчу – они касаются только меня. Поскольку в последнее время я публикую свои литературные произведения только в интернете, главы этой книги тоже будут последовательно появляться в сетевом пространстве. Многих имён я называть не стану, ибо не ставлю себе задачу позлословить. Но если кто-то узнает себя в персонажах – не обессудьте. Да, и друг с другом не сплетничайте, автор, как вы знаете, этого ужасно не любил. :)

 

14 декабря 2012 года

 

P.S. Уважаемые читатели! Для понимания позиции автора лучше знакомиться со всеми главами книги, причём в порядке их нумерации.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Учёные мужи, журналисточки и Пушкин

Глава 1. «Учительская газета». Легко ли быть свободным?

Глава 2. КПСС и буржуа. Основные вопросы педагогики

Глава 3. От маленьких гениев к большим дуракам. Безграничность общения

Глава 4. Заложники скромности. Среда как двигатель пошлости

Глава 5. "Первое сентября". Гамбургский счёт к шопоголичкам

Глава 6. Философическая дурь. Особенности женской групповухи

Глава 7. Свобода педагогического действия. Пустословы против вдохновителей

Глава 8. Стандарт, который съел программу. Ремесло Диснея

Глава 9. Красота в роли зубной щётки. Октябрьские прощания

Глава 10. Личная жизнь гитары. Смешная редколлегия

Глава 11. "Общая газета". Они замучились править

Глава 12. "Педагогический калейдоскоп". Без лишних примесей

Глава 13. Виртуозы учебного рынка. Корреляция и корректура

Глава 14. Три табу для журналиста. Победное шествие доллара

Глава 15. Толкователи персон. Гостиничный сервис для малолеток

Глава 16. "Педагогический вестник". К нам приехал, к нам приехал...

Глава 17. Прогрессисты и консерваторы. Физиологический фундамент экономики

Глава 18. Воспитание воли и характера. Беспредел интеллектуалов

Глава 19. Организация дохода. "Пушкинский класс"

Глава 20. Расследование честной коммерсантки. Решительные самозванцы

Глава 21. Соответствие попкорну. Сам себе учитель

Глава 22. Проектная деятельность жён. Правило двух предупреждений

Глава 23. Деньги вместо людей. Промежуточное послесловие

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть вторая. Сборник задач по взаимопомощи человеков

Глава 1. Псковская Венеция. О пользе некоторой загруженности

Глава 2. Двусоставная честность. Борьба за самодисциплину

Глава 3. Версия о сложном характере. Ведьмин романс

Глава 4. Драгоценная молния. Аттестат порядочности

Глава 5. Прохладная Москва. В объятиях провинции

Глава 6. Машинистка нарасхват. Ссылка за независимость

Глава 7. Этот Толстой и этот Платонов. Своевременное страхование

Глава 8. Браконьеры и дефицит. Откуда берутся червонцы

Глава 9. Покровские вдовы. Не марш энтузиастов

Глава 10. Словесность с музыкой. Кошкин дом

Глава 11. Моделирование Болдинской осени. Пирог к празднику

Глава 12. Внепрограммные вольности. Естественность несогласия

Глава 13. Обывательский бой кинематографу. Кардинал поневоле

Глава 14. С кем можно драться? Союз дома и школы

Глава 15. Зачётная литература. Прятки от себя

Глава 16. Будни чиновницы. Психология и жизнь

Глава 17. Кооперативные мечтатели. Сначала выбрать, потом назначить

Глава 18. Сентиментально, но надёжно. Эстетика и разруха

Глава 19. Лесть и страх. Нечистое дело курения

Глава 20. Сколько раз отмерить? Опасности Вавилона

Глава 21. Внезапные экзамены. Прощение без мщения, но со смыслом

Глава 22. Слова живые и мёртвые. Культура чтения

Глава 23. Дорогое легкомыслие. Подсказка на всю жизнь

Глава 24. Счастье без жертв. Уход болезненный, но верный

Глава 25. Отвлечённые ответы на конкретные запросы. Графики отношений

Глава 26. Новое расписание. Бумага, заверенная слезами

Глава 27. Инициативы на местах и вне таковых. Чужое и своё

Глава 28. Неидеологическое радио. Бой инфантилизму

Глава 29. Любовь красивая и добрая.Рисковые мини-проценты

Глава 30. Чины людьми даются. Был ли Моцарт?

Глава 31. Невидимый причастный оборот. Как выпускают учителей

Послесловие

© Copyright: Елена Сироткина, 2013

Регистрационный номер №0115908

от 9 февраля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0115908 выдан для произведения:

Если честно, я не очень-то хотела писать эту книгу. Во-первых, потому что не слишком жалую автобиографический жанр: всё-таки лучше, когда о человеке рассказывает кто-нибудь, а не он сам. Во-вторых, потому что моя жизнь в целом и «педагогические» её отрезки в частности не типичны, читатели могут подумать, что я просто выдумываю то, чего в реальности быть не может. Но вот мои бывшие ученики и коллеги считают иначе: именно нетипичность, вызванная успешностью, даёт право учителю поделиться своими соображениями о педагогическом искусстве. Ну, если думать, что успешность эта измеряется добрым словом о тебе, произнесённым через десятилетия, может быть, они и правы. :)

 

Есть и иное обстоятельство, заставившее меня взяться за эту работу, – полное отсутствие в общественном поле разговора о той личностной дороге, по которой идёт человек, выбравший профессию учителя, о тех открытиях, которые обязательно дарит ему жизнь, если он становится не пассивным наблюдателем окружающих, а действующим лицом для них.

 

Наконец, в этом году исполнилось двадцать лет газете «Первое сентября», в которой я начинала писать об образовании. После смерти её основателя Симона Львовича Соловейчика она довольно сильно изменилась, перестала быть мне духовно близкой – именно из-за того, что её редакция не знает, да и не хочет знать самого учителя. Остался только девиз, провозглашённый создателем издания: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!» Хотя в этом нет ничего удивительного: вокруг педагогики толчётся так много не-учителей… Бог с ними со всеми, каждый делает то, на что способен. Но в какой-то степени моя книга может стать и содержательной репликой в диалоге с теми, кто не видит необходимости говорить о мировосприятии педагога и строить саму образовательную систему, исходя из его знаний и запросов, и опорой для тех, кто чувствуют, что педагогика – это их занятие, они не ошиблись в творческом выборе.

 

Книга будет в двух частях, хронологически перевёрнутых – сначала я расскажу о том, чему была свидетельницей в образовательной журналистике, затем о том, что узнала благодаря практической работе в школе. Почему так? Потому что я постараюсь провести вас от дополнительного к главному – от обслуживающей педагогику сферы к сфере, саму педагогику творящую. Есть, конечно, и другие причины для такой траектории повествования, но о них я умолчу – они касаются только меня. Поскольку в последнее время я публикую свои литературные произведения только в интернете, главы этой книги тоже будут последовательно появляться в сетевом пространстве. Многих имён я называть не стану, ибо не ставлю себе задачу позлословить. Но если кто-то узнает себя в персонажах – не обессудьте. Да, и друг с другом не сплетничайте, автор, как вы знаете, этого ужасно не любил. :)

 

14 декабря 2012 года


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Учёные мужи, журналисточки и Пушкин

Глава 1. «Учительская газета». Легко ли быть свободным?

 
Рейтинг: +2 1071 просмотр
Комментарии (6)
Алексей Прохоров # 4 марта 2013 в 18:38 +1
Здравствуйте, Елена! О каком времени написана Ваша книга? 80-е, 90-е ...?
С уважением АЗ
Елена Сироткина # 4 марта 2013 в 18:41 0
Если вы перейдёте к первой же главе, то сразу узнаете, с каких времён начинается повествование. Пока, правда, только в первой части. Вы же прочитали только предисловие. :)
Алексей Прохоров # 4 марта 2013 в 18:45 +1
Буду читать rose
Елена Сироткина # 5 марта 2013 в 11:08 0
Вот и хорошо. smile 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Анна Магасумова # 29 марта 2013 в 19:27 +1
Елена! Я тоже читель, интересно будет почитать. А газету "Первое сентября" кто из учителей не знает?! buket1
Елена Сироткина # 30 марта 2013 в 11:16 0
Что ж, рада такому читателю. rose