ГлавнаяПрозаЭссе и статьиМемуары → ПТ. Часть первая. Глава 13. Виртуозы учебного рынка. Корреляция и корректура

ПТ. Часть первая. Глава 13. Виртуозы учебного рынка. Корреляция и корректура

8 марта 2013 - Елена Сироткина

Глава 12. "Педагогический калейдоскоп". Без лишних примесей

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Глава 13. Виртуозы учебного рынка. Корреляция и корректура


«Педагогический калейдоскоп» ставил перед собой задачу сбора информации про самые разные тенденции и события в образовательной сфере. Но без участия чиновников – мы ограничивались новостными сообщениями о смене министров (смены эти происходили очень быстро в то время) и инициативах ведомства. Научным всяким господам слово предоставляли – в порядке именно общественной дискуссии о судьбе российской педагогики. Кажется, у Гиршовича тоже была научная степень, хотя я не знаю этого точно – он не любил распространяться о своих личных заслугах.

 

После выхода каждого нашего номера мы проводили для себя его критический обзор. Это делали редакторы и пишущие журналисты по очереди. Штука незатейливая, но помогает объединить редакцию и определить дорогу, по которой идёт издание. Когда человек, работающий в газете, прочитывает её хотя бы раз в месяц всю – не ограничиваясь собственными материалами, –  она становится ему ближе, понятней, важней. Мы не стеснялись критиковать друг друга, объяснять, почему та или иная статья воспринимается сложно. И наоборот – поздравляли авторов с удачей. Придумали несколько новых рубрик. Одна из них, «Наедине со всеми», предоставляла возможность журналистам сказать что-то лично от себя – ведь читателям всегда интересно, что собой представляет то или иной человек, печатающийся в издании, к которому он привык. Обычно почему-то такую колонку отдают главному редактору, что я считаю неверным: у читателя складывается впечатление, что руководитель просто «являет себя», пользуясь служебным положением.

 

Ещё возникла рубрика «Линия жизни». Не знаю, как случилось, что у телеканала «Культура» (он возник в ноябре 1997 года, то есть почти одновременно с моим приходом в «Педагогический калейдоскоп») появилась программа с таким же названием – вполне возможно, что хорошая мысль пришла в разные головы одновременно. :) Мы решили, что неплохо бы брать такие интервью у известных людей, в которых они рассказывали бы о своём жизненном пути, о причинах выбора профессии, об их личностных ценностях, о людях, повлиявших на них.

 

Придумалась и «Педагогическая гостиная». Ежемесячно мы устраивали обсуждения тех или иных значимых тем, приглашая к себе учителей, журналистов из других изданий, педагогов из Российской академии образования (РАО). Это помогало всем: нам – узнавать, что реально волнует общество и специалистов; учителям – отряхнуться от выматывающей рутины, почувствовать себя не винтиками-шпунтиками в образовательной системе, а живыми людьми, от которых зависит так много; нашим коллегам и теоретикам – встретиться с этими самыми живыми людьми. Интересно и то, что на наши сборища стали охотно приходить студенты – будущие педагоги и журналисты. Какой-то добрый слух пошёл по Москве о том, что с газетой есть смысл дружить.

 

Однажды в редакторскую комнату влетела Света, отвечающая за рекламу «Новой школы».

 

- Девчонки! Я была на выставке, там на конференции Кезина сказала, что она считает нашу газету лучшей из всех педагогических! Самой информативной и к народу близкой…

 

- Вот как. Департамент столичный, оказывается, нами живо интересуется.

 

Любовь Петровна Кезина рулила тогда московским образованием. Я никогда её в глаза не видела, слышала только несколько интервью по радио. Тётенька не глупая была, с солидным практическим опытом. В 1990-е годы довольно активно включилась в бизнес, её сын возглавлял издательство «Московские учебники». Однажды в неё даже стреляли – печатание учебников и последующее обеспечение ими российских регионов приносило нешуточные доходы, поэтому рынок делили по-взрослому.

 

Российское образование вообще к концу 1990-х всё увереннее вставало на коммерческие рельсы. А кто-то думал, что при рыночной экономической системе будет иначе? Рынок в принципе не может ставить долгосрочных целей, да ещё и с гуманитарным акцентом. Прибыль через прибавочную стоимость – единственная цель. Ну, а в эпоху, когда сами деньги стали прибыльным непервичным товаром, что неизбежно ведёт к самым разным спекуляциям и фальсификациям, выходящим далеко за пределы реальной стоимости первичного товара, возможно ли остановить человека какими-то моральными постулатами? Не мечтайте.

 

Сами учебники, которые рьяно стали изготавливать всевозможные издательства, утешающие себя тем, что борются за вариативность в образовании, редко были похожи на то, что требовалось ученику и учителю. Их, собственно говоря, никто и не спрашивал о таких потребностях. Предприниматели получали разрешения министерства на выпуск, школы оповещали о том, что учебники им рекомендованы. А местные чиновники за отдельное вознаграждение активно продвигали в массы нужные товары. Сами эти замечательные книги, похоже, читали только корректоры. Читали и плакали – только от одного количества орфографических и пунктуационных ошибок.

 

Вообще написание школьного учебника – штука очень сложная. Это должен быть не просто информативный текст, а текст, подходящий для восприятия ребёнка, подростка. Но ни в коем случае он не должен сбиваться при этом на бессистемную развлекуху. Кто может быть автором такой книги? Тут нужны и знание учебного предмета во  всей его полноте, и умение отделить необязательные для ученика части содержания, и учёт физиологических и психических особенностей конкретного возраста читателя, и понимание того, как будет работать с материалом учитель, и виртуозное владение русским языком. Поэтому не может быть большого числа качественных учебников – нет в самой природе такого числа потенциальных их составителей. И, к сожалению, нет у нас никакой предварительной подготовки автора к созданию учебника. Если вы не знакомы собственно с учебным процессом, чем вы поможете ученику и учителю?

 

В издательстве Гиршовича с учебниками было то же, что и везде. Остепенённые научные деятели, скучавшие до того в своих НИИ, жадно схватились за новые возможности, побежали строчить учебную литературу. Из-под активных их перьев чаще всего выходили странные сборники того-сего. Разделы учебников плохо соотносились друг с другом, местами были просто переписаны из диссертаций и журнальных публикаций. Учителя хватались за головы: им нужны были ясные, точные тексты, которые могли бы при самостоятельном чтении подростками закрепить учебный материал, а не запутать их.

 

Пришла ко мне как-то наш замечательный корректор Людмила Михайловна Агафонова. Ей пришлось ненадолго заменить заболевшую коллегу и прочитать один из новых учебников по литературе. Она была настоящим профессионалом в своём деле, в советские времена возглавляла отдел корректуры «Детской литературы».

 

- Елена Владимировна, помогите мне. Я в этом предложении ничего понять не могу. Видимо, зачиталась, глаз совсем замылился. «Свободомыслие в период правления Романовых коррелировало с идеей освобождения от материалистической лжи…»

 

- Тоже не понимаю. Свободомыслие, освобождение – тавтология. Материалистическая ложь – это, надо думать, вопль угнетённого большевиками честного сознания идеалистов. Коррелировало – просто для учёности. А Романовы нынче в моде.

 

- Вот вы смеётесь, а мне что делать? Я же не могу просто на автомате орфографию править. Издевательство какое-то! Сказала Владимиру Семёновичу, он тоже посмеялся и рукой махнул.

 

- Отдайте редактору, пусть с автором обсудит это нечто.

 

- Так автор и редактор – одно лицо! А Гиршович не может с ним отношения испортить…

 

- Да, однако. Тогда верните этому супер-редактору вместе со своими вопросами, пусть потрудится выразиться отчётливее.

 

- И ещё, знаете, у меня с Сашей вечные споры – он не хочет вносить всю корректуру. Ссылается на то, что не согласен…

 

Саша, наш верстальщик, считал себя докой в русском языке. Мне пришлось несколько месяцев убеждать его в том, что никто из редакционных сотрудников не имеет права игнорировать требования корректора.

 

- У меня «пятёрка» по русскому в школе была!

 

- И у неё тоже, не сомневайтесь. Только плюс к этой «пятёрке» у Людмилы Михайловны ещё специализированный вуз и несколько десятилетий работы в соответствующей области. Корректоры знают грамматику лучше всех на свете.

 

- Но вот я заметил, что все пишут так, а она правит…

 

- Да, она правит. Но она ведь вам не даёт советы по поводу вёрстки? А мне по поводу проведения летучек? Давайте сосредоточимся каждый на своей работе.

 

Парень был довольно упрямый, но всё-таки постепенно перестроился. Кажется, это был последний мелкий конфликт между коллегами, который мне пришлось ликвидировать в «Педагогическом калейдоскопе».

 

7 марта 2013 года

 

P. S. Уважаемые читатели! Для понимания позиции автора лучше знакомиться со всеми главами книги, причём в порядке их нумерации.

 

Глава 14. Три табу для журналиста. Победное шествие доллара

© Copyright: Елена Сироткина, 2013

Регистрационный номер №0122182

от 8 марта 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0122182 выдан для произведения:

Глава 12. "Педагогический калейдоскоп". Без лишних примесей

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Глава 13. Виртуозы учебного рынка. Корреляция и корректура


«Педагогический калейдоскоп» ставил перед собой задачу сбора информации про самые разные тенденции и события в образовательной сфере. Но без участия чиновников – мы ограничивались новостными сообщениями о смене министров (смены эти происходили очень быстро в то время) и инициативах ведомства. Научным всяким господам слово предоставляли – в порядке именно общественной дискуссии о судьбе российской педагогики. Кажется, у Гиршовича тоже была научная степень, хотя я не знаю этого точно – он не любил распространяться о своих личных заслугах.

 

После выхода каждого нашего номера мы проводили для себя его критический обзор. Это делали редакторы и пишущие журналисты по очереди. Штука незатейливая, но помогает объединить редакцию и определить дорогу, по которой идёт издание. Когда человек, работающий в газете, прочитывает её хотя бы раз в месяц всю – не ограничиваясь собственными материалами, –  она становится ему ближе, понятней, важней. Мы не стеснялись критиковать друг друга, объяснять, почему та или иная статья воспринимается сложно. И наоборот – поздравляли авторов с удачей. Придумали несколько новых рубрик. Одна из них, «Наедине со всеми», предоставляла возможность журналистам сказать что-то лично от себя – ведь читателям всегда интересно, что собой представляет то или иной человек, печатающийся в издании, к которому он привык. Обычно почему-то такую колонку отдают главному редактору, что я считаю неверным: у читателя складывается впечатление, что руководитель просто «являет себя», пользуясь служебным положением.

 

Ещё возникла рубрика «Линия жизни». Не знаю, как случилось, что у телеканала «Культура» (он возник в ноябре 1997 года, то есть почти одновременно с моим приходом в «Педагогический калейдоскоп») появилась программа с таким же названием – вполне возможно, что хорошая мысль пришла в разные головы одновременно. :) Мы решили, что неплохо бы брать такие интервью у известных людей, в которых они рассказывали бы о своём жизненном пути, о причинах выбора профессии, об их личностных ценностях, о людях, повлиявших на них.

 

Придумалась и «Педагогическая гостиная». Ежемесячно мы устраивали обсуждения тех или иных значимых тем, приглашая к себе учителей, журналистов из других изданий, педагогов из Российской академии образования (РАО). Это помогало всем: нам – узнавать, что реально волнует общество и специалистов; учителям – отряхнуться от выматывающей рутины, почувствовать себя не винтиками-шпунтиками в образовательной системе, а живыми людьми, от которых зависит так много; нашим коллегам и теоретикам – встретиться с этими самыми живыми людьми. Интересно и то, что на наши сборища стали охотно приходить студенты – будущие педагоги и журналисты. Какой-то добрый слух пошёл по Москве о том, что с газетой есть смысл дружить.

 

Однажды в редакторскую комнату влетела Света, отвечающая за рекламу «Новой школы».

 

- Девчонки! Я была на выставке, там на конференции Кезина сказала, что она считает нашу газету лучшей из всех педагогических! Самой информативной и к народу близкой…

 

- Вот как. Департамент столичный, оказывается, нами живо интересуется.

 

Любовь Петровна Кезина рулила тогда московским образованием. Я никогда её в глаза не видела, слышала только несколько интервью по радио. Тётенька не глупая была, с солидным практическим опытом. В 1990-е годы довольно активно включилась в бизнес, её сын возглавлял издательство «Московские учебники». Однажды в неё даже стреляли – печатание учебников и последующее обеспечение ими российских регионов приносило нешуточные доходы, поэтому рынок делили по-взрослому.

 

Российское образование вообще к концу 1990-х всё увереннее вставало на коммерческие рельсы. А кто-то думал, что при рыночной экономической системе будет иначе? Рынок в принципе не может ставить долгосрочных целей, да ещё и с гуманитарным акцентом. Прибыль через прибавочную стоимость – единственная цель. Ну, а в эпоху, когда сами деньги стали прибыльным непервичным товаром, что неизбежно ведёт к самым разным спекуляциям и фальсификациям, выходящим далеко за пределы реальной стоимости первичного товара, возможно ли остановить человека какими-то моральными постулатами? Не мечтайте.

 

Сами учебники, которые рьяно стали изготавливать всевозможные издательства, утешающие себя тем, что борются за вариативность в образовании, редко были похожи на то, что требовалось ученику и учителю. Их, собственно говоря, никто и не спрашивал о таких потребностях. Предприниматели получали разрешения министерства на выпуск, школы оповещали о том, что учебники им рекомендованы. А местные чиновники за отдельное вознаграждение активно продвигали в массы нужные товары. Сами эти замечательные книги, похоже, читали только корректоры. Читали и плакали – только от одного количества орфографических и пунктуационных ошибок.

 

Вообще написание школьного учебника – штука очень сложная. Это должен быть не просто информативный текст, а текст, подходящий для восприятия ребёнка, подростка. Но ни в коем случае он не должен сбиваться при этом на бессистемную развлекуху. Кто может быть автором такой книги? Тут нужны и знание учебного предмета во  всей его полноте, и умение отделить необязательные для ученика части содержания, и учёт физиологических и психических особенностей конкретного возраста читателя, и понимание того, как будет работать с материалом учитель, и виртуозное владение русским языком. Поэтому не может быть большого числа качественных учебников – нет в самой природе такого числа потенциальных их составителей. И, к сожалению, нет у нас никакой предварительной подготовки автора к созданию учебника. Если вы не знакомы собственно с учебным процессом, чем вы поможете ученику и учителю?

 

В издательстве Гиршовича с учебниками было то же, что и везде. Остепенённые научные деятели, скучавшие до того в своих НИИ, жадно схватились за новые возможности, побежали строчить учебную литературу. Из-под активных их перьев чаще всего выходили странные сборники того-сего. Разделы учебников плохо соотносились друг с другом, местами были просто переписаны из диссертаций и журнальных публикаций. Учителя хватались за головы: им нужны были ясные, точные тексты, которые могли бы при самостоятельном чтении подростками закрепить учебный материал, а не запутать их.

 

Пришла ко мне как-то наш замечательный корректор Людмила Михайловна Агафонова. Ей пришлось ненадолго заменить заболевшую коллегу и прочитать один из новых учебников по литературе. Она была настоящим профессионалом в своём деле, в советские времена возглавляла отдел корректуры «Детской литературы».

 

- Елена Владимировна, помогите мне. Я в этом предложении ничего понять не могу. Видимо, зачиталась, глаз совсем замылился. «Свободомыслие в период правления Романовых коррелировало с идеей освобождения от материалистической лжи…»

 

- Тоже не понимаю. Свободомыслие, освобождение – тавтология. Материалистическая ложь – это, надо думать, вопль угнетённого большевиками честного сознания идеалистов. Коррелировало – просто для учёности. А Романовы нынче в моде.

 

- Вот вы смеётесь, а мне что делать? Я же не могу просто на автомате орфографию править. Издевательство какое-то! Сказала Владимиру Семёновичу, он тоже посмеялся и рукой махнул.

 

- Отдайте редактору, пусть с автором обсудит это нечто.

 

- Так автор и редактор – одно лицо! А Гиршович не может с ним отношения испортить…

 

- Да, однако. Тогда верните этому супер-редактору вместе со своими вопросами, пусть потрудится выразиться отчётливее.

 

- И ещё, знаете, у меня с Сашей вечные споры – он не хочет вносить всю корректуру. Ссылается на то, что не согласен…

 

Саша, наш верстальщик, считал себя докой в русском языке. Мне пришлось несколько месяцев убеждать его в том, что никто из редакционных сотрудников не имеет права игнорировать требования корректора.

 

- У меня «пятёрка» по русскому в школе была!

 

- И у неё тоже, не сомневайтесь. Только плюс к этой «пятёрке» у Людмилы Михайловны ещё специализированный вуз и несколько десятилетий работы в соответствующей области. Корректоры знают грамматику лучше всех на свете.

 

- Но вот я заметил, что все пишут так, а она правит…

 

- Да, она правит. Но она ведь вам не даёт советы по поводу вёрстки? А мне по поводу проведения летучек? Давайте сосредоточимся каждый на своей работе.

 

Парень был довольно упрямый, но всё-таки постепенно перестроился. Кажется, это был последний мелкий конфликт между коллегами, который мне пришлось ликвидировать в «Педагогическом калейдоскопе».

 

7 марта 2013 года

 

P. S. Уважаемые читатели! Для понимания позиции автора лучше знакомиться со всеми главами книги, причём в порядке их нумерации.

 

Продолжение следует.

 
Рейтинг: +3 607 просмотров
Комментарии (4)
Владимир Кулаев # 16 марта 2013 в 21:15 +1
...ЛУЧШЕ ВСЕХ ПОНИМАЮ СЛОВО КОРРЕЛЯЦИЯ, У МЕНЯ И ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ БЫЛ НА ЭТУ ТЕМУ...
НО НЕ В ЭТОМ ДЕЛО! СТАТЬЯ ИНТЕРЕСНАЯ, НО ДЛЯ СЕРЬЕЗНОГО САЙТА... А МОЖЕТ Я И ОШИБАЮСЬ... ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Елена Сироткина # 17 марта 2013 в 00:11 +1
Я на нескольких сайтах параллельно присутствую. smile А почему бы Парнасу иногда и серьёзные вещи не почитать?
Владимир Кулаев # 18 марта 2013 в 09:07 +1
ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО... А Я ОБ ЭТОМ И НЕ ПОДУМАЛ... 625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd
Анна Магасумова # 29 марта 2013 в 20:25 +1
Да уж! Столько учебников, столько разных мнений! big_smiles_138