ПТ. Часть первая. Глава 3. От маленьких гениев к большим дуракам. Беграничность общения
Глава 2. КПСС и буржуа. Основные вопросы педагогики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Глава 3. От маленьких гениев к большим дуракам. Безграничность общения
То есть как это? Ребёнок – неполноценный человек? А вот так. Многие и сейчас уверены, что если он маленький, то глупый, хочет только развлечений, абсолютно безответственный, целиком ориентирующийся на среду, никакого внутреннего «я» ещё не чувствующий. Потому он должен безоговорочно подчиняться взрослым. А всё общение с ним этих взрослых должно сводиться к последовательным похвалам и наказаниям (чаще как раз наказаниям). Вот и вся педагогика, что родительская, что школьная. Такое положение вещей считалось нормальным долгое время. Добавим к этому и тот факт, что физическое наказание тоже воспринималось совершенно естественным. Ну, если провинившихся перед общиной взрослых можно было стегать чем попало, то детей раз в неделю розгами воспитывать тоже не возбранялось. Удивительно, но в некоторых современных западных школах пытаются возродить культ такой «воспитывающей» силы.
Человечество проделало очень большой и непростой путь, чтобы как-то определиться с отдельной личностью вообще. Соблазнительно думать, что люди в принципе одинаковы, если стремятся объединяться в социуме. Общественность наша всё время тяготеет к навязыванию тех или иных требований стандартного поведения, но индивид этому сопротивляется. При этом ненароком переступает через права личности, как это ни парадоксально, – в первую очередь, своей личности. Это я о взрослых говорю. А что же тогда можно предложить детям, подросткам, юношеству? До поры до времени – до совершеннолетия – сидеть в своём загончике и просто подглядывать за другими и подражать «сильнейшим»?
Сейчас весьма популярной стала сентенция о том, что лишь 5% человечества можно отнести к его творческой части, все остальные – только пользуются результатами этого творчества и гнобят несчастных гениев. Это так и не так. Так, если махнуть рукой на человека со всеми его индивидуальными качествами с самого детства. И совсем наоборот, если предоставить возможность по-настоящему развиваться. Не-не, говорят, природу не перешибёшь, если уж родился дураком…
А кто сказал, что природа поставляет в наш мир множество дураков? Примерно в год все дети (во всяком случае, очень значительное большинство) начинают говорить. Причём, на любом языке – в соответствии с главенствующим в среде обитания. То есть человеческий мозг устроен так, что довольно быстро «расшифровывает» сложную систему знаков, какой является язык. А вспомните, как ребёнок учится читать. Особенно те моменты, которые связаны с переходом к слогам и целым словам. Детский (неполноценный – ха-ха!) мозг решает сложнейшие логические задачи. Нужно ведь уловить связь между разными картинками с буквами, отследить её в цепочке примеров звукосочетаний, потом слогосложений или словосложений… И с этими «детскими» задачами справляются опять-таки все! А теперь подумайте, что такое для человека усвоение абстрактного понятия числа, на котором стоит вся математика? И как можно научить ребёнка считать даже до десяти, если он самостоятельно в сознании не соединил конкретные предметы с порядком чисел? Взрослый ведь только что-то говорит, опять просто звуки издаёт, а маленький человек думает-думает и додумывается до закономерности… Вы полагаете, те штуки, с которыми мы сталкиваемся в более старшем состоянии, труднее, затратнее интеллектуально? Чепуха.
Что происходит дальше? Рядом со взрослыми, смотрящими на маленьких людей как на несмышлёнышей, процесс познания мира и себя в нём затормаживается. Прорываются только самые волевые и одарённые. Вместо необходимой помощи в детстве человек получает обратное – постоянную угрозу, в лучшем случае, равнодушие. Покормил, одел, игрушек накупил, от соседей не отстал – позиция родителя. Своё в тихом классе отговорил, баллы сосчитал, записи для чиновников сделал – позиция учителя. Ну, и где тут сам ребёнок с его реальными вопросами к миру? Да он уже давно уяснил, что в мире этом каждый сам по себе, но с окружающими спорить не следует, жить лучше без вопросов, к взрослым нужно обращаться только в крайних случаях – за модной одеждой или игрушками. К подростковому возрасту между учителем-формалистом и его воспитанниками возникает невидимая, однако прочная стена.
В середине 1980-х годов уходящая с общественной сцены советская педагогика сделала отчаянный публичный акцент на гуманность. Разумеется, кроме тех учителей, которых назвали новаторами, было множество других, неизвестных обществу, но отстаивавших позиции человеческой взаимопомощи, без которой настоящая педагогика невозможна. К началу 1990-х, кстати, многие из них перезнакомились, и это я считаю самым главным достижением того времени в российском педагогическом деле. Не так называемые авторские школы, не «круглые столы» с часто беспомощными экспертами и даже не публикации в СМИ – живое общение педагогов, вынесенное за рамки отдельных учебных заведений, давало свежую и содержательную пищу для тех, кого можно назвать учительской интеллигенцией.
А есть ещё не-интеллигенция? Конечно, как и в любой другой профессии. Но, знаете, и из этих, казалось бы, навсегда омещанившихся тётенек можно извлечь любознательных и человеколюбивых женщин при определённых условиях. Хотя об этом я расскажу позднее. Не верьте тем, кто говорит, что школьная работа делает человека ограниченным: в добрых она культивирует терпимость, злобных доводит до свирепости.
На самом деле у учителя, действительно, есть риск замкнуться в стенах своей школы и потерять связь с остальным миром. Он непременно должен чувствовать себя участником какого-то большого, серьёзного движения, объединяющего многих творческих людей, с которыми можно говорить и о основах мастерства, и о значимых культурных явлениях. Замечательно, когда в родной школе возникает деятельный педагогический клуб (в который, кстати, обязательно должны входить и родители), когда периодически люди видят друг друга не замотанными всякой рутиной, а обсуждающими возникающие в творческом процессе ситуации. Но так бывает далеко не везде, и тогда спасительным средством может стать, например, интернет.
Тогда, в 1980-х, никакого интернета ещё не было. Учителя своим ходом отправлялись на семинары и конференции, проходившие по всей стране. Больших зарплат у них, разумеется, не было, но железнодорожные билеты ещё не имели запредельных для них цен. И, конечно, люди активно переписывались – у меня хранятся многие из тех писем. Учителям – как и другим интеллигентам, – казалось, что страна освобождается от всякой дряни и вот-вот заживёт той жизнью, в которой каждый, кто трудится, может рассчитывать на заслуженную им социальную оценку. Что поделаешь: советские люди, долго находившиеся за железным занавесом, в своём загончике, не имели реального опыта существования в том обществе, которое бурлило за границами СССР. Ласковые речи про общечеловеческие ценности сбили с толку немалое число искателей гуманизма.
28 декабря 2012 года
P.S. Уважаемые читатели! Для понимания позиции автора лучше знакомиться со всеми главами книги, причём в порядке их нумерации.
Глава 4. Заложники скромности. Среда как двигатель пошлости
Глава 2. КПСС и буржуа. Основные вопросы педагогики ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. Часть первая. Глава 3. От маленьких гениев к большим дуракам. Безграничность общения То есть как это? Ребёнок – неполноценный человек? А вот так. Многие и сейчас уверены, что если он маленький, то глупый, хочет только развлечений, абсолютно безответственный, целиком ориентирующийся на среду, никакого внутреннего «я» ещё не чувствующий. Потому он должен безоговорочно подчиняться взрослым. А всё общение с ним этих взрослых должно сводиться к последовательным похвалам и наказаниям (чаще как раз наказаниям). Вот и вся педагогика, что родительская, что школьная. Такое положение вещей считалось нормальным долгое время. Добавим к этому и тот факт, что физическое наказание тоже воспринималось совершенно естественным. Ну, если провинившихся перед общиной взрослых можно было стегать чем попало, то детей раз в неделю розгами воспитывать тоже не возбранялось. Удивительно, но в некоторых современных западных школах пытаются возродить культ такой «воспитывающей» силы. Человечество проделало очень большой и непростой путь, чтобы как-то определиться с отдельной личностью вообще. Соблазнительно думать, что люди в принципе одинаковы, если стремятся объединяться в социуме. Общественность наша всё время тяготеет к навязыванию тех или иных требований стандартного поведения, но индивид этому сопротивляется. При этом ненароком переступает через права личности, как это ни парадоксально, – в первую очередь, своей личности. Это я о взрослых говорю. А что же тогда можно предложить детям, подросткам, юношеству? До поры до времени – до совершеннолетия – сидеть в своём загончике и просто подглядывать за другими и подражать «сильнейшим»? Сейчас весьма популярной стала сентенция о том, что лишь 5% человечества можно отнести к его творческой части, все остальные – только пользуются результатами этого творчества и гнобят несчастных гениев. Это так и не так. Так, если махнуть рукой на человека со всеми его индивидуальными качествами с самого детства. И совсем наоборот, если предоставить возможность по-настоящему развиваться. Не-не, говорят, природу не перешибёшь, если уж родился дураком… А кто сказал, что природа поставляет в наш мир множество дураков? Примерно в год все дети (во всяком случае, очень значительное большинство) начинают говорить. Причём, на любом языке – в соответствии с главенствующим в среде обитания. То есть человеческий мозг устроен так, что довольно быстро «расшифровывает» сложную систему знаков, какой является язык. А вспомните, как ребёнок учится читать. Особенно те моменты, которые связаны с переходом к слогам и целым словам. Детский (неполноценный – ха-ха!) мозг решает сложнейшие логические задачи. Нужно ведь уловить связь между разными картинками с буквами, отследить её в цепочке примеров звукосочетаний, потом слогосложений или словосложений… И с этими «детскими» задачами справляются опять-таки все! А теперь подумайте, что такое для человека усвоение абстрактного понятия числа, на котором стоит вся математика? И как можно научить ребёнка считать даже до десяти, если он самостоятельно в сознании не соединил конкретные предметы с порядком чисел? Взрослый ведь только что-то говорит, опять просто звуки издаёт, а маленький человек думает-думает и додумывается до закономерности… Вы полагаете, те штуки, с которыми мы сталкиваемся в более старшем состоянии, труднее, затратнее интеллектуально? Чепуха. Что происходит дальше? Рядом со взрослыми, смотрящими на маленьких людей как на несмышлёнышей, процесс познания мира и себя в нём затормаживается. Прорываются только самые волевые и одарённые. Вместо необходимой помощи в детстве человек получает обратное – постоянную угрозу, в лучшем случае, равнодушие. Покормил, одел, игрушек накупил, от соседей не отстал – позиция родителя. Своё в тихом классе отговорил, баллы сосчитал, записи для чиновников сделал – позиция учителя. Ну, и где тут сам ребёнок с его реальными вопросами к миру? Да он уже давно уяснил, что в мире этом каждый сам по себе, но с окружающими спорить не следует, жить лучше без вопросов, к взрослым нужно обращаться только в крайних случаях – за модной одеждой или игрушками. К подростковому возрасту между учителем-формалистом и его воспитанниками возникает невидимая, однако прочная стена. В середине 1980-х годов уходящая с общественной сцены советская педагогика сделала отчаянный публичный акцент на гуманность. Разумеется, кроме тех учителей, которых назвали новаторами, было множество других, неизвестных обществу, но отстаивавших позиции человеческой взаимопомощи, без которой настоящая педагогика невозможна. К началу 1990-х, кстати, многие из них перезнакомились, и это я считаю самым главным достижением того времени в российском педагогическом деле. Не так называемые авторские школы, не «круглые столы» с часто беспомощными экспертами и даже не публикации в СМИ – живое общение педагогов, вынесенное за рамки отдельных учебных заведений, давало свежую и содержательную пищу для тех, кого можно назвать учительской интеллигенцией. А есть ещё не-интеллигенция? Конечно, как и в любой другой профессии. Но, знаете, и из этих, казалось бы, навсегда омещанившихся тётенек можно извлечь любознательных и человеколюбивых женщин при определённых условиях. Хотя об этом я расскажу позднее. Не верьте тем, кто говорит, что школьная работа делает человека ограниченным: в добрых она культивирует терпимость, злобных доводит до свирепости. На самом деле у учителя, действительно, есть риск замкнуться в стенах своей школы и потерять связь с остальным миром. Он непременно должен чувствовать себя участником какого-то большого, серьёзного движения, объединяющего многих творческих людей, с которыми можно говорить и о основах мастерства, и о значимых культурных явлениях. Замечательно, когда в родной школе возникает деятельный педагогический клуб (в который, кстати, обязательно должны входить и родители), когда периодически люди видят друг друга не замотанными всякой рутиной, а обсуждающими возникающие в творческом процессе ситуации. Но так бывает далеко не везде, и тогда спасительным средством может стать, например, интернет. Тогда, в 1980-х, никакого интернета ещё не было. Учителя своим ходом отправлялись на семинары и конференции, проходившие по всей стране. Больших зарплат у них, разумеется, не было, но железнодорожные билеты ещё не имели запредельных для них цен. И, конечно, люди активно переписывались – у меня хранятся многие из тех писем. Учителям – как и другим интеллигентам, – казалось, что страна освобождается от всякой дряни и вот-вот заживёт той жизнью, в которой каждый, кто трудится, может рассчитывать на заслуженную им социальную оценку. Что поделаешь: советские люди, долго находившиеся за железным занавесом, в своём загончике, не имели реального опыта существования в том обществе, которое бурлило за границами СССР. Ласковые речи про общечеловеческие ценности сбили с толку немалое число искателей гуманизма. 28 декабря 2012 года
Продолжение следует.
Анна Магасумова # 29 марта 2013 в 19:41 +1 | ||
|