ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → Духовная нищета

Духовная нищета

22 сентября 2017 - Жарасбек Коргамбаев
Духовная нищета.

Для современного человека, озабоченного своей собственной судьбой, нет более сложного вопроса, чем нищета, которую он переживает в сказочном богатстве. Наблюдая нашу жизнь уже много лет и размышляя над этими вопросами, я пытался понять ее психологическую сущность, подлежащую раскрытию и осмыслению. И вместе с тем, сосредоточившись на внешних проявлениях жизни, мы на какой-то момент действительно можем говорить и об изобилии. И этот парадокс наше сознание не всегда способно воспринять и за ним увидеть истинную сущность вещей — духовную нищету, в которой оказались люди, сами того не сознавая. Богатство богатству рознь. Самые богатые люди оказались духовно самыми нищими. И наше общество продолжает налегать на материальное обогащение, развивая идеологию потребления, в действительности людей опустошающую, не видя за ним духовную пустоту как прямого результата обеднения связей людей друг с другом, в том числе и ослабления их непосредственных контактов. Еще сложнее понять, что это является следствием того очевидного факта, что все отношения между людьми, ранее их объединявшие и порождавшие солидарность, общность, превращаются в денежные отношения (голый расчет), на глазах же преображавшие людей, обнажая их звериную сущность. Создавалось такое впечатление, будто всех заколдовала и заворожила некая неведомая сила. И благодаря деньгам человек попадает в такое положение, в котором он о себя должен думать сам, отчуждаясь от окружающего мира отношений людей. Вот вам пример, человек остается одиноким не на склоне лет и замыкается в себе и не воспринимает окружающее, а уже молодым. В пожилом возрасте человек имеет богатый жизненный опыт. Казалось бы, он должен быть и духовно богатым. На самом деле его связи с миром сузились и доведены ло минимума, даже на нет. И вот он как самый невостребованный просто внутренне деградирует в положении, в котором оказался на старости лет. А что происходит с молодыми? Со всем? Сегодня одиночество становится всеобщим принципом. И вот самость человека и выходит вперед. 
И теперь спрашивается, а зачем нужны знания этому одинокому человеку? Ясно, за исключением тех знаний, что способствуют его продвижению и оправдывают его положение, ко всему остальному он безразличен. А духовное богатство, радость, ощущения удовлетворенности и счастье всегда было и есть богатство и глубина связей людей с обществом и друг с другом. Это всегда есть ощущение своей нужности другим и своему обществу в целом, это чувство принадлежности к какому то коллективу как его значимая часть. Это всегда востребованность человека. А что сегодняшний человек? Он заброшен и никому не нужен. Алкоголик, наркоман, вор, проститутка, преступник. Как же может быть довольным и счастливым мужчина, например, если от него отвернулась его жена, если не уважают его собственные дети и если, оказавшись безработным, он превращается в обузу и поистине становится призраком, пугающим всех. Общество, в котором каждый человек имел свое место, включая и детей, уже разложилось. А государство — не общество. Люди должны создавать новое, человеческое общество взамен разложившемуся, и понять смысл своего бытия. И они должны понять, что разлагается капитализм и отношения, порожденные им. Но самое удивительное в этой ситуации произошло с государством. И этого люди до сих пор не могут взять в толк.
Сегодня в нашем представлении общество ассоциируется с государством. А государство интенсивно паразитирует, перейдя на индивидуальные механизмы развития в силу самодовлеющего характера денег и тем становясь неким непроницаемым бастионом, противостоящим людям. И это требует иного подхода к государству и осмыслению его роли в современном обществе. Здесь дело не в том, что люди захватили власть и используют ее в своих корыстных интересах, а в том, что исторически сложившиеся функций государства изменились. Государство — это не люди, работающие в госаппарате, а исторически сложившаяся система, охватывающая каждого, в том числе и всего общества. И оно имеет свои четко определенные функций. В настоящее время эта система отделилась от общества и людей и тем как бы уходит от них. А людям это не понравилось. Деньги, как мы уже видели, тоже покидают людей. А люди, напротив, пускаются в погоню за ними. Традиционная форма жизни ломается, и люди уже чувствуют, что должны жить самостоятельно, самостоятельно объединившись, но как — еще не знают. А они должны знать. Это историческая необходимость. А государство для людей уже не сделает ничего, раз оно свою историческую миссию выполнило. Люди уже переросли государственный строй. Как они переросли и деньги и все другие общественные отношения капитализма. Жить сегодняшнему культурному и образованному человеку в облачении денег и персонифицируя товар – это уже абсурд.

© Copyright: Жарасбек Коргамбаев, 2017

Регистрационный номер №0396966

от 22 сентября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0396966 выдан для произведения: Духовная нищета.

Для современного человека, озабоченного своей собственной судьбой, нет более сложного вопроса, чем нищета, которую он переживает в сказочном богатстве. Наблюдая нашу жизнь уже много лет и размышляя над этими вопросами, я пытался понять ее психологическую сущность, подлежащую раскрытию и осмыслению. И вместе с тем, сосредоточившись на внешних проявлениях жизни, мы на какой-то момент действительно можем говорить и об изобилии. И этот парадокс наше сознание не всегда способно воспринять и за ним увидеть истинную сущность вещей — духовную нищету, в которой оказались люди, сами того не сознавая. Богатство богатству рознь. Самые богатые люди оказались духовно самыми нищими. И наше общество продолжает налегать на материальное обогащение, развивая идеологию потребления, в действительности людей опустошающую, не видя за ним духовную пустоту как прямого результата обеднения связей людей друг с другом, в том числе и ослабления их непосредственных контактов. Еще сложнее понять, что это является следствием того очевидного факта, что все отношения между людьми, ранее их объединявшие и порождавшие солидарность, общность, превращаются в денежные отношения (голый расчет), на глазах же преображавшие людей, обнажая их звериную сущность. Создавалось такое впечатление, будто всех заколдовала и заворожила некая неведомая сила. И благодаря деньгам человек попадает в такое положение, в котором он о себя должен думать сам, отчуждаясь от окружающего мира отношений людей. Вот вам пример, человек остается одиноким не на склоне лет и замыкается в себе и не воспринимает окружающее, а уже молодым. В пожилом возрасте человек имеет богатый жизненный опыт. Казалось бы, он должен быть и духовно богатым. На самом деле его связи с миром сузились и доведены ло минимума, даже на нет. И вот он как самый невостребованный просто внутренне деградирует в положении, в котором оказался на старости лет. А что происходит с молодыми? Со всем? Сегодня одиночество становится всеобщим принципом. И вот самость человека и выходит вперед. 
И теперь спрашивается, а зачем нужны знания этому одинокому человеку? Ясно, за исключением тех знаний, что способствуют его продвижению и оправдывают его положение, ко всему остальному он безразличен. А духовное богатство, радость, ощущения удовлетворенности и счастье всегда было и есть богатство и глубина связей людей с обществом и друг с другом. Это всегда есть ощущение своей нужности другим и своему обществу в целом, это чувство принадлежности к какому то коллективу как его значимая часть. Это всегда востребованность человека. А что сегодняшний человек? Он заброшен и никому не нужен. Алкоголик, наркоман, вор, проститутка, преступник. Как же может быть довольным и счастливым мужчина, например, если от него отвернулась его жена, если не уважают его собственные дети и если, оказавшись безработным, он превращается в обузу и поистине становится призраком, пугающим всех. Общество, в котором каждый человек имел свое место, включая и детей, уже разложилось. А государство — не общество. Люди должны создавать новое, человеческое общество взамен разложившемуся, и понять смысл своего бытия. И они должны понять, что разлагается капитализм и отношения, порожденные им. Но самое удивительное в этой ситуации произошло с государством. И этого люди до сих пор не могут взять в толк.
Сегодня в нашем представлении общество ассоциируется с государством. А государство интенсивно паразитирует, перейдя на индивидуальные механизмы развития в силу самодовлеющего характера денег и тем становясь неким непроницаемым бастионом, противостоящим людям. И это требует иного подхода к государству и осмыслению его роли в современном обществе. Здесь дело не в том, что люди захватили власть и используют ее в своих корыстных интересах, а в том, что исторически сложившиеся функций государства изменились. Государство — это не люди, работающие в госаппарате, а исторически сложившаяся система, охватывающая каждого, в том числе и всего общества. И оно имеет свои четко определенные функций. В настоящее время эта система отделилась от общества и людей и тем как бы уходит от них. А людям это не понравилось. Деньги, как мы уже видели, тоже покидают людей. А люди, напротив, пускаются в погоню за ними. Традиционная форма жизни ломается, и люди уже чувствуют, что должны жить самостоятельно, самостоятельно объединившись, но как — еще не знают. А они должны знать. Это историческая необходимость. А государство для людей уже не сделает ничего, раз оно свою историческую миссию выполнило. Люди уже переросли государственный строй. Как они переросли и деньги и все другие общественные отношения капитализма. Жить сегодняшнему культурному и образованному человеку в облачении денег и персонифицируя товар – это уже абсурд.
Рейтинг: 0 43 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

Популярная проза за месяц
175
142
127
118
117
Кто она, Осень? 28 сентября 2017 (Тая Кузмина)
116
​ТАЙНА ОСЕНИ 29 сентября 2017 (Эльвира Ищенко)
106
101
101
100
99
98
97
95
93
93
92
91
88
85
84
84
82
81
81
77
73
61
52
50