О страхах

26 ноября 2020 - Майя Златогорка
article484402.jpg
 
Страх встречает человека от рождения и преследует его на всех жизненных дорогах до самой смерти, включая саму смерть.
 
Нет на земле человека, которому был бы неведом страх.
 
Будучи слеп душой, человек бредет по жизни, спотыкаясь, падая и расшибаясь, боясь всего, что его окружает, ибо жизнь человека тревожна.
 
Пугает буквально все: непрочность и хрупкость бытия, новизна и ответственность каждой минуты жизни, подсознательное ожидание грядущих бедствий, неизлечимых болезней и, наконец, смерти. И вся земля, весь воздух пропитаны миазмами липкого страха, ибо человек не только боится сам, но и пугает собой весь окружающий мир.
 
Страх нельзя понять до конца и невозможно излечить никакими земными средствами.
 
Страх можно заглушить различными мечтами и планами, утешая себя надеждами на лучшее земное будущее или развлекаясь пустыми и зачастую греховными радостями.
 
Страх можно обмануть, пытаясь жить бездушно и дерзко-смело, и даже посмеяться над ним в кругу родных и друзей.
 
Страху можно принести жертву, чтобы задобрить его — в этом суть древнего идолопоклонства. Историки древнего мира (Fustel de Coulange. La Cité antique)* свидетельствуют о том нечеловеческом темном страхе, которым двигалась и направлялась история того времени.
  
Но если невозможно уничтожить страх, значит, надо его возвысить и освятить.
 
И вот наступает время, когда человечеству дается новый страх — высокий страх Святого Закона, высеченного на каменных скрижалях, которые Всевышний вручает Моисею. Творец помогает человеку страхом Своего Закона исцелить страхи земли, ибо подобное исцеляется подобным. Поскольку страхи гнездятся в душе, их может исцелить только Творец этой самой души. На душу можно действовать только душою, как и вообще в медицине, вводя в организм то, чего ему не достает, освобождая от того, что ослабляет.
 
Теперь человечество начинает жить между двумя страхами: темным, грешным и чистым, святым, — загораясь и подчиняясь то одному, то другому. Возвышенные ангельские чувства добра, любви, самопожертвования перемежаются с демоническими проявлениями зла, ненависти, эгоцентризма. Это происходит и до сего дня.
 
Далеко не все принимают Святой Закон, ибо не все верят в Бога. Чем можно объяснить человеческое неверие?
 
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский объясняет его глубоко сидящим внутри на уровне подсознания страхом и ужасом своего несоответствия Богу. Этот страх не желает что-либо знать или слышать о Боге, страшась встречи со своим Творцом. Так неверие отодвигает Бога, и душа успокаивается неверием и в неверии. Она живет по своим законам, минуя или нарушая Закон Творца, именуемый совестью.
 
А верующая душа, напротив, желает встречи со своим Небесным Отцом. Но, опять-таки страшась этой встречи, стремится очистить себя покаянием — «блаженнии чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
 
Искреннее от души покаяние, смывая греховную скверну, аки баня пакибытия, сообщает при этом трепетный чистый страх блудного сына, в сокрушении сердца возвращающегося к своему отцу, и соделывает человека соответственным Богу.
 
О, если бы в человеческих сердцах жил только этот Божественный страх! Но, увы, мы либо бесчувственны и дерзки ко всему, либо страшливы и недоверчивы.
 
Сколь часто бывает, что смелые люди вдруг пугаются выговора от начальства, насмешек и позора в обществе, а сильный бесстрашный воин робеет, смущается и краснеет перед слабой женщиной. Да и любой темный страх вызывается двумя страстями: тщеславием и гордостью (преп. Иоанн Лествичник). Тогда как светлый страх всегда сочетается со страхом Божиим, который удерживает человека от всякого зла и является началом премудрости (Пс.110, 10).


* Фюстель де Куланж. "Древний город"

© Copyright: Майя Златогорка, 2020

Регистрационный номер №0484402

от 26 ноября 2020

[Скрыть] Регистрационный номер 0484402 выдан для произведения:  
Страх встречает человека от рождения и преследует его на всех жизненных дорогах до самой смерти, включая саму смерть.
 
Нет на земле человека, которому был бы неведом страх.
 
Будучи слеп душой, человек бредет по жизни, спотыкаясь, падая и расшибаясь, боясь всего, что его окружает, ибо жизнь человека тревожна.
 
Пугает буквально все: непрочность и хрупкость бытия, новизна и ответственность каждой минуты жизни, подсознательное ожидание грядущих бедствий, неизлечимых болезней и, наконец, смерти. И вся земля, весь воздух пропитаны миазмами липкого страха, ибо человек не только боится сам, но и пугает собой весь окружающий мир.
 
Страх нельзя понять до конца и невозможно излечить никакими земными средствами.
 
Страх можно заглушить различными мечтами и планами, утешая себя надеждами на лучшее земное будущее или развлекаясь пустыми и зачастую греховными радостями.
 
Страх можно обмануть, пытаясь жить бездушно и дерзко-смело, и даже посмеяться над ним в кругу родных и друзей.
 
Страху можно принести жертву, чтобы задобрить его – в этом суть древнего идолопоклонства. Историки древнего мира (Fustel de Coulange – «La cité antique») свидетельствуют о том нечеловеческом темном страхе, которым двигалась и направлялась история того времени.
  
Но если невозможно уничтожить страх, значит, надо его возвысить и освятить.
 
И вот наступает время, когда человечеству дается новый страх – высокий страх Святого Закона, высеченного на каменных скрижалях, которые Всевышний вручает Моисею. Творец помогает человеку страхом Своего Закона исцелить страхи земли, ибо подобное исцеляется подобным. Поскольку страхи гнездятся в душе, их может исцелить только Творец этой самой души. На душу можно действовать только душою, как и вообще в медицине, вводя в организм то, чего ему не достает, освобождая от того, что ослабляет.
 
Теперь человечество начинает жить между двумя страхами: темным, грешным и чистым, святым, – загораясь и подчиняясь то одному, то другому. Возвышенные ангельские чувства добра, любви, самопожертвования перемежаются с демоническими проявлениями зла, ненависти, эгоцентризма. Это происходит и до сего дня.
 
Далеко не все принимают Святой Закон, ибо не все верят в Бога. Чем можно объяснить человеческое неверие?
 
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский объясняет его глубоко сидящим внутри на уровне подсознания страхом и ужасом своего несоответствия Богу. Этот страх не желает что-либо знать или слышать о Боге, страшась встречи со своим Творцом. Так неверие отодвигает Бога, и душа успокаивается неверием и в неверии. Она живет по своим законам, минуя или нарушая Закон Творца, именуемый совестью.
 
А верующая душа, напротив, желает встречи со своим Небесным Отцом. Но, опять-таки страшась этой встречи, стремится очистить себя покаянием – «блаженнии чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
 
Искреннее от души покаяние, смывая греховную скверну, аки баня пакибытия, сообщает при этом трепетный чистый страх блудного сына, в сокрушении сердца возвращающегося к своему отцу, и соделывает человека соответственным Богу.
 
О, если бы в человеческих сердцах жил только этот Божественный страх! Но, увы, мы либо бесчувственны и дерзки ко всему, либо страшливы и недоверчивы.
 
Сколь часто бывает, что смелые люди вдруг пугаются выговора от начальства, насмешек и позора в обществе, а сильный бесстрашный воин робеет, смущается и краснеет перед слабой женщиной. Да и любой темный страх вызывается двумя страстями: тщеславием и гордостью (преп. Иоанн Лествичник). Тогда как светлый страх всегда сочетается со страхом Божиим, который удерживает человека от всякого зла и является началом премудрости (Пс.110, 10).
 
Рейтинг: +2 128 просмотров
Комментарии (7)
Мила Горина # 26 ноября 2020 в 18:02 +1
read-9
Василиссочка! Умнейшая статья! УСПЕХОВ! Твоя Фаина
Майя Златогорка # 29 ноября 2020 в 14:23 0
Да, тема о страхах серьезна и актуальна.
Можно было много написать, но невольно пришлось бы погрузиться в религию.
Потому ограничилась кратким изложением проблемы.
Главное, чтобы читающий понял, что без Бога от страхов не избавиться.
Благодарю тебя за прочтение и добрый отклик, Фаинька...
dve-romashki
Ангел TiSa. # 1 декабря 2020 в 18:46 +1
Добрый вечер,Майя!
Вы думаете что душа слепа? мне казалось что душа максимум может уснуть, а вот человек, не слышит её, от того и страх испытывает, не важно какой страх. Божественный страх, интересное выражение, значит есть и дьявольский...
Но почему люди должны боятся встречи со своим Небесным Отцом? разве ребенок боится своего родителя? любой родитель примет своего ребенка каким бы он не был...
Майя Златогорка # 1 декабря 2020 в 19:18 +1
Добрый, Ангел TiSa! Так не я думаю, так учит Церковь.
Вкратце. Есть слепота телесная, когда глаз не видит предметов, а есть слепота
душевная. Как неповрежденный глаз все видит ясно, а больной плохо или совсем
ничего, так и здоровая душа имеет незамутненное око, которым видит ясно, верно
определяя, что есть что. Душа же больная имеет око, покрытою ТЬМОЙ ГРЕХА как
некой пеленой, и у нее искаженное восприятие: хорошее может видеть плохим,
а плохое хорошим. Потому и говорят, что душа, поврежденная грехом, бредет
в темноте, как слепая, постоянно встречая претыкания, падая и расшибаясь.
А поскольку человечество заражено грехами, то практически все мы имеем
слепую душу.
Майя Златогорка # 1 декабря 2020 в 19:26 +1
Далее. Вы правы, есть Божественный страх, есть и дьявольский.
Божественный светлый, дьявольский темный. Об этом и говорит статья.

По третьему вопросу, "почему люди должны боятся встречи со своим Небесным
Отцом?" Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/religion/o-strahah.html#c3146573
в статье есть ответ: душа страшится
"на уровне подсознания страхом и ужасом своего несоответствия Богу".
При этом поведение людей различно:
одни бегут от Бога, прячась за неверие, другие, напротив, стремятся к Богу,
но через покаяние, ибо, по словам Свящ. Писания, ничто нечистое царство
Божие не наследует. Значит, для встречи с Богом нужно очистить свою душу
от греха. А это делается посредством исповеди.
Ангел TiSa. # 1 декабря 2020 в 19:41 +1
Благодарю Майя за разъяснения)
С уважением к Вам.
Майя Златогорка # 1 декабря 2020 в 19:47 0
Взаимно с уважением и поклоном, Ангел TiSa!
Отрадна встреча с Вами!