ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Весь мир театр

Весь мир театр

20 декабря 2014 - Алексей Гадаев
В общении и при взаимодействии мы все часто выбираем роли исходя из наших потребностей, желаний и внешних требований. 
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Вильям Шекспир. Как вам это понравится.
Как и Шекспир, психологи, занимающиеся исследованием ролевого поведения, полагают, что социальная жизнь подобна театральному действу, со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций.
И, как утверждает герой пьесы «Как вам это понравится» Шекспира, в этих ролях исполнителям позволена некоторая свобода интерпретации; все представление определяется тем, как именно будут играться эти роли. При этом некоторые аспекты ролей являются обязательными. Существует огромное множество ролей, часть которых мы можем играть, а часть – должны. Некоторые из них типичны и неизбежны, например, роль ребенка по отношению к родителям, роль гражданина в государстве, роль потребителя и т.д. Другие роли могут возникать по счастливой или несчастной случайности. Для человека очень важно сознание того, что он играет различные роли, поскольку разные роли отражают разные модели поведения. Очевидно, мы по-разному реагируем на социальные системы, в которых играем ту или иную роль, и действующие правила игры. 
Мы все можем осознать те важные роли, которые мы играем в настоящий момент, понимать, в каких социальных рамках мы их играем, кто является их важнейшими партнерами по роли и какие правила игры существуют на каждом поле. 
В социальных рамках необходимо всегда осознавать «Кто Я?».
Ролью мы можем называть такое поведение, которое соответствует ожиданиям группы или большой социальной системы от её членов. С другой стороны, очевидно, что каждый из нас играет в жизни разные роли. Так, к примеру, я играю роль гражданина, отца, налогоплательщика и т.д.
У каждого из нас есть роль, которая приносит нам больше всего удовольствия, а так же та роль, которая доставляет нам больше всего хлопот…
Для того, чтобы нам играть свою роль в круге общения, нам необходимо понимать смысл следующих терминов: роль, ожидание от роли, поле роли, правило игры.
Часто мы знаем, что ожидает от нас каждый из партнеров и на что мы готовы, а на что нет, Что мы можем, а что нет. При этом мы предполагаем, какие правила игры при взаимодействии с партнерами действуют в этом круге общения. Я могу привести вам в качестве примера некоторые компании, в которых работает правило «говорить о подростках только плохое». Или подростков подростковые компании, где принято утверждать, что «жизнь бессмысленна, а насилие – забавно». В семье может действовать правило «нельзя говорить, что отец и мать не выносят друг друга». В другой семье, вероятно, может принято правило «домашние работы делаются всеми вместе». Очень важно научиться отличать деструктивные правила от конструктивных правил. 
Например, для возникновения роли необходима целая система норм. Можно с легкостью составить длинный перечень норм, регулирующих действия ученика, учителя, родителя в образовательном пространстве. Нерадивый ученик может сформировать свой индивидуальный образ, нарушая менее важные нормы: опоздания в школу, дурное обращение с одноклассниками и учителями, списывание домашних и классных работ, но это может привести к неуспеваемости и к конфликтным отношениям и в школе и дома.
Влияние ролей велико. У каждого человека есть тенденция вживаться в свои роли.
Роль:
набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.
Тем не менее, некоторые социальные ситуации способны заставить большинство «нормальных» учеников вести себя «ненормально». Это становится ясно из экспериментов, когда людей с позитивными намерениями ставили в «неприятные» ситуации, чтобы выяснить, что будет превалировать — добро или зло. Результаты обескураживали: часто зло побеждает. Славные парни зачастую заканчивают отнюдь не славно.
Роли «отличников» и «двоечников».
Сходным образом исполнение роли «двоечника» может вызывать эффект подавления. Учитель способен убедить ребенка, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей.
Эллен Ланджер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских учеников пары для решения арифметических задач. Вначале ученики решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем один из учеников назначался «отличником», а другой — «двоечником». Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «отличникам» теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как «двоечникам» — меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено и в экспериментах с учениками начальных классов ( Jemmott & Gonzalez , 1989; Musser & Graziano , 1991): исполнение роли «двоечника» подрывает самостоятельность.
Инвестиция ролей
Исполнение тех или иных ролей может оказывать также и положительное воздействие. В том случае, когда кто-либо сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чьи роли отличаются от его собственной. В психодраме, форме психотерапии, распределение ролей осуществляется именно с такой целью. В «Пигмалионе» Бернарда Шоу продавщица цветов из лондонских кокни, Элиза Дулитл, обнаруживает, что, когда она играет роль леди (при том условии, что окружающие воспринимают ее в качестве таковой), она фактически и становится леди. То, что не было реальностью, становится ею.
Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями — родитель и ребенок, учитель и ученик. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих разговоров и споров состоит в том, отмечает Ларошфуко, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника. «Даже самые приятные и умные люди не способны на что-либо более серьезное, чем показное внимание, в то время как в их взоре сквозит раздражение, настолько им хочется вернуться к своим собственным идеям» (1665, пункт 139). Специалист по переговорам или лидер группы может улучшить взаимопонимание, предложив двум спорящим поменяться ролями, — каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента. Есть и другой способ: можно попросить каждую из сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен), прежде чем заявлять свою собственную позицию. Когда в следующий раз вы окажетесь вовлеченным в трудный спор с приятелями или родителями, постарайтесь остановиться и пусть каждый из вас попытается дать описание того, что должны воспринимать и чувствовать другие, прежде чем продолжит отстаивать свою точку зрения. Вероятно, ваше взаимопонимание улучшится [ c .224-226].
Литература:
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях ( Biernat & Wortman , 1991). В Соединенных Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе — 4%, но 97% сиделок и 99% секретарей — женщины ( Castro 1990; Saltzman , 1991; Williams , 1989). Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых ( Edwards, 1991).
Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам — «крылья». За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта ( Caldecott Award books ), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими как вилы, плуг, оружие) ( Crabb & Bielawski , 1994). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: «повсеместно», как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И «повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми». Из подобных поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин.
В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак ( Mark Zanna & Susan Pack , 1975) продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины — женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта.
Гендерная роль:
набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Случалось ли вам демонстрировать одну сторону своего Я для представителей вашего пола и другую — для противоположного.
Социальные воздействия
В западных культурах гендерные роли не фиксированы так жестко, как на Востоке. Например, работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, так же как работа с механизмами — исключительно мужской.
Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный — невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой ( Dean Morier & Сага Seroy ,1994) мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.
Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ КУЛЬТУРЫ
Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильяме, Дебра Бест и их коллеги ( John Williams , Debra Best , 1990 b ) задали эти вопросы студентам университета — представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы. Ифтикар Хассан (Iftikhar Hassan , 1980) из Пакистанского национального института психологии так разъясняет традиционный статус пакистанской женщины:
Она знает, что родителей не радует рождение девочки, и она не должна жаловаться, что родители не посылали ее в школу, поскольку работать по специальности она не будет.
«Когда я начал работать в Принстоне в 1970 году, первая группа абитуриенток как раз прорвалась в этот оплот мужского пола. Наши пионерки были чрезвычайно способны и весьма честолюбивы. Ведь большинство из них собирались стать врачами, юристами и профессорами! Интуитивная догадка Сюзан Пак состояла в том, что, несмотря на выдающиеся способности и высокую мотивацию ее сокурсниц, они все равно будут «прикидываться дурочками», сталкиваясь с симпатичными, хотя и шовинистически настроенными мужчинами Принстона.
Курсовая работа Сюзан, посвященная этой теме, показала следующее: женщины из Принстона изображают «дурочку» или «умницу» в зависимости, в частности, от того, расценивают ли они установку привлекательных принстонских мужчин как шовинистическую или как либеральную по отношению к женщинам. Интересно, воспроизводимы ли эти результаты в сегодняшнем Принстоне? В других колледжах? Будут ли и мужчины тоже стараться соответствовать гендерным стереотипам симпатичных женщин?»
МАРК ЗАННА ( Mark Zanna ), университет Ватерлоо:
"Женщину Востока учат быть терпеливой, самоотверженной, послушной... Если ее брак будет не самым счастливым, вина будет возложена на нее. Если кто-то из ее детей не преуспеет в жизни, она окажется главной причиной неудачи. А в тех редких случаях, когда она пытается развестись или получает развод, ее шансы на второй брак весьма призрачны, поскольку пакистанская культура очень сурова по отношению к разведенным женщинам".
В номадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным ( Segall & others , 1990; Van Leeuwen , 1978). В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (рис. 6-3). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в Соединенных Штатах — 17%, в Австрии — 28%, в Швейцарии — 48% (Triandis , 1994). В Северной Америке большинство врачей и дантистов — мужчины; в России большинство врачей — женщины, как и большинство дантистов в Дании.
Гендер и образование.
В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских Мужчин эта вероятность о три раза выше. (По данным Американского совета по образованию, 1994)
Социальные воздействия
Изменение гендерных ролей на рабочих местах. Количество дипломов по медицине, юриспруденции и стоматологии, выданных женщинам, неуклонно растет. (Поданным Бианки, п печати)
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ
За последние полстолетия — тонкий слой в нашей долгой истории — гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял «замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать ее». В 1993 году такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных ( Newport , 1993), хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей «идеальная семейная ситуация» — когда «отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях» (Организация Гэллапа, 1990). В 1967 году 57% американских первокурсников согласились с тем, что «занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей». В 1994 году с этим согласились лишь 25% (Astin & others , 1987, 1994).
Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С 1960-го по 1995 год доля американских женщин в составе рабочей силы страны возросла с одной трети до почти трех пятых. Начиная с 1970 года все больше женщин учатся на юристов, врачей, дантистов.
В период между 1965 и 1985 годами американские женщины последовательно проводили все меньше времени за домашней работой, а мужчины — все больше, так что доля домашней работы, выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 33% ( Robinson , 1988). Но влияние культуры все равно остается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4 часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю ( Juster & Stafford , 1991).
Американские мужья выполняют 72% работ на участке вокруг дома, 91% работ по ремонту автомобиля, но всего
19% работ по приготовлению пищи,
16% уборки и 12% стирки.
Литература:
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.

Личностная и социальная роль
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnaya_i_socialnaya_rol
И социальная, и личностная роль - это модели поведения человека, организующие его и внутреннее, и внешнее поведение. Разница между ними в том, что эти модели могут определяться (задаваться) как обществом, так и самим человеком. Если роль человеку предписывается извне, говорится о социальной роли. Если человек выбирает свою роль сам - это его личностная роль.
Основные требования к социальной роли - выполнение требуемого внешнего поведения. Личностная роль совсем не сводится к внешнему поведению, для многих людей не менее важным оказываются чувства и переживания, связанные с этой ролью.
Личностная роль, личностная модель, личностный образ
Личностная роль - это комплекс, включающий целостную, узнаваемую модель поведения, определенный образ тела, соответствующее лицо (выражение лица), жесты и манеры, характерные взгляды на жизнь,верования, ценности и мотивы, вытекающие из этого комплекса чувства, культура, образ жизни.

Внешнее Я и роли
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vneshnee_ya_i_roli 

Не всякая личностная или социальная роль становится у человека его Я. Чтобы стать Я (или одним из Я), личностная или социальная роль должна прирасти к человеку, прорасти в нем его душой, стать для него своей и живой.
Нередко новая роль переживается личностью как маска и личина. Обычно это происходит, когда новая роль трудна для выполнения или по сути, по содержанию входит в противоречие с другими, более привычными ролями.
Если человеку приходится быть Чиновником, хотя всю свою жизнь он чиновников ненавидел, то свое поведение в данной роли он скорее переживает как свою маску. Это - не Я!
Роль переживается как Не-Я, когда она непривычна и затруднительна для исполнения.
Роль Папы для многих молодых людей, у которых родился ребенок, вначале странна и чужда. "Разве я - папа?" Но проходит время, он обвыкается, и скоро становится - Папой!
Освоение новой личностной роли - дело не всегда простое, но вполне реальное, особенно если есть на то желание. 
Если же личностная роль освоена и востребована, то с течением времени она не только оставляет на душе свой отпечаток, но и, как правило, к душе прирастает, душой прорастает и становятся новым Я. Из внешнего — становятся внутренним. Из чужого - становится своим и родным.
Роль 
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/rol
Роль - образ будущих действий и деятельностей, модель внутреннего и внешнего поведения человека.
Роль собирается из действий, которые человек уже может выполнять, но в собранном виде имеет уже новые качества, давая человеку ранее несвойственный ему статус, права и обязанности, интересы и ценности, голос и манеры. Освоение человеком новых ролей - один из основных механизмов развития личности.
Роль может человеку задаваться той или иной функцией в социальных отношениях, роль может быть внушена человеку другими людьми, роль может выбираться человеком самостоятельно. Выбирая свои роли, вы выбираете свои будущие привычки, свое место среди людей, выбираете свою судьбу.
Виды ролей
Основные виды ролей - это личностные и социальные роли. Личностная роль, личностная модель, личностный образ - модель поведения человека, которую человек выбирает сам. Это модель, ответственность за создание или выбор которой возлагается на человека, в отличие от социальной роли, которая задается социумом. 
Роли в человеческой жизни
Осваивая роль мальчика или девочки, роль ученика или заводилы, ребенок взрослеет. Осваивая новые роли, взрослые люди развиваются. Требуя выполнения тех или иных ролей, одни люди управляют другими. Подсказывая нужную и привлекательную роль, можно незаметно направлять человека в ту или иную сторону. Роли - это инструмент, с помощью которого человек может добиваться того, что ему нужно, прятаться от окружающих или раскрывать себя им, погружать себя в неврозы или помогая себе в развитии.

© Copyright: Алексей Гадаев, 2014

Регистрационный номер №0260203

от 20 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0260203 выдан для произведения: В общении и при взаимодействии мы все часто выбираем роли исходя из наших потребностей, желаний и внешних требований. 
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Вильям Шекспир. Как вам это понравится.
Как и Шекспир, психологи, занимающиеся исследованием ролевого поведения, полагают, что социальная жизнь подобна театральному действу, со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций.
И, как утверждает герой пьесы «Как вам это понравится» Шекспира, в этих ролях исполнителям позволена некоторая свобода интерпретации; все представление определяется тем, как именно будут играться эти роли. При этом некоторые аспекты ролей являются обязательными. Существует огромное множество ролей, часть которых мы можем играть, а часть – должны. Некоторые из них типичны и неизбежны, например, роль ребенка по отношению к родителям, роль гражданина в государстве, роль потребителя и т.д. Другие роли могут возникать по счастливой или несчастной случайности. Для человека очень важно сознание того, что он играет различные роли, поскольку разные роли отражают разные модели поведения. Очевидно, мы по-разному реагируем на социальные системы, в которых играем ту или иную роль, и действующие правила игры. 
Мы все можем осознать те важные роли, которые мы играем в настоящий момент, понимать, в каких социальных рамках мы их играем, кто является их важнейшими партнерами по роли и какие правила игры существуют на каждом поле. 
В социальных рамках необходимо всегда осознавать «Кто Я?».
Ролью мы можем называть такое поведение, которое соответствует ожиданиям группы или большой социальной системы от её членов. С другой стороны, очевидно, что каждый из нас играет в жизни разные роли. Так, к примеру, я играю роль гражданина, отца, налогоплательщика и т.д.
У каждого из нас есть роль, которая приносит нам больше всего удовольствия, а так же та роль, которая доставляет нам больше всего хлопот…
Для того, чтобы нам играть свою роль в круге общения, нам необходимо понимать смысл следующих терминов: роль, ожидание от роли, поле роли, правило игры.
Часто мы знаем, что ожидает от нас каждый из партнеров и на что мы готовы, а на что нет, Что мы можем, а что нет. При этом мы предполагаем, какие правила игры при взаимодействии с партнерами действуют в этом круге общения. Я могу привести вам в качестве примера некоторые компании, в которых работает правило «говорить о подростках только плохое». Или подростков подростковые компании, где принято утверждать, что «жизнь бессмысленна, а насилие – забавно». В семье может действовать правило «нельзя говорить, что отец и мать не выносят друг друга». В другой семье, вероятно, может принято правило «домашние работы делаются всеми вместе». Очень важно научиться отличать деструктивные правила от конструктивных правил. 
Например, для возникновения роли необходима целая система норм. Можно с легкостью составить длинный перечень норм, регулирующих действия ученика, учителя, родителя в образовательном пространстве. Нерадивый ученик может сформировать свой индивидуальный образ, нарушая менее важные нормы: опоздания в школу, дурное обращение с одноклассниками и учителями, списывание домашних и классных работ, но это может привести к неуспеваемости и к конфликтным отношениям и в школе и дома.
Влияние ролей велико. У каждого человека есть тенденция вживаться в свои роли.
Роль:
набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.
Тем не менее, некоторые социальные ситуации способны заставить большинство «нормальных» учеников вести себя «ненормально». Это становится ясно из экспериментов, когда людей с позитивными намерениями ставили в «неприятные» ситуации, чтобы выяснить, что будет превалировать — добро или зло. Результаты обескураживали: часто зло побеждает. Славные парни зачастую заканчивают отнюдь не славно.
Роли «отличников» и «двоечников».
Сходным образом исполнение роли «двоечника» может вызывать эффект подавления. Учитель способен убедить ребенка, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей.
Эллен Ланджер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских учеников пары для решения арифметических задач. Вначале ученики решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем один из учеников назначался «отличником», а другой — «двоечником». Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «отличникам» теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как «двоечникам» — меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено и в экспериментах с учениками начальных классов ( Jemmott & Gonzalez , 1989; Musser & Graziano , 1991): исполнение роли «двоечника» подрывает самостоятельность.
Инвестиция ролей
Исполнение тех или иных ролей может оказывать также и положительное воздействие. В том случае, когда кто-либо сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чьи роли отличаются от его собственной. В психодраме, форме психотерапии, распределение ролей осуществляется именно с такой целью. В «Пигмалионе» Бернарда Шоу продавщица цветов из лондонских кокни, Элиза Дулитл, обнаруживает, что, когда она играет роль леди (при том условии, что окружающие воспринимают ее в качестве таковой), она фактически и становится леди. То, что не было реальностью, становится ею.
Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями — родитель и ребенок, учитель и ученик. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих разговоров и споров состоит в том, отмечает Ларошфуко, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника. «Даже самые приятные и умные люди не способны на что-либо более серьезное, чем показное внимание, в то время как в их взоре сквозит раздражение, настолько им хочется вернуться к своим собственным идеям» (1665, пункт 139). Специалист по переговорам или лидер группы может улучшить взаимопонимание, предложив двум спорящим поменяться ролями, — каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента. Есть и другой способ: можно попросить каждую из сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен), прежде чем заявлять свою собственную позицию. Когда в следующий раз вы окажетесь вовлеченным в трудный спор с приятелями или родителями, постарайтесь остановиться и пусть каждый из вас попытается дать описание того, что должны воспринимать и чувствовать другие, прежде чем продолжит отстаивать свою точку зрения. Вероятно, ваше взаимопонимание улучшится [ c .224-226].
Литература:
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях ( Biernat & Wortman , 1991). В Соединенных Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе — 4%, но 97% сиделок и 99% секретарей — женщины ( Castro 1990; Saltzman , 1991; Williams , 1989). Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых ( Edwards, 1991).
Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам — «крылья». За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта ( Caldecott Award books ), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими как вилы, плуг, оружие) ( Crabb & Bielawski , 1994). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: «повсеместно», как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И «повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми». Из подобных поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин.
В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак ( Mark Zanna & Susan Pack , 1975) продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины — женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта.
Гендерная роль:
набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Случалось ли вам демонстрировать одну сторону своего Я для представителей вашего пола и другую — для противоположного.
Социальные воздействия
В западных культурах гендерные роли не фиксированы так жестко, как на Востоке. Например, работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, так же как работа с механизмами — исключительно мужской.
Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный — невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой ( Dean Morier & Сага Seroy ,1994) мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.
Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ КУЛЬТУРЫ
Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильяме, Дебра Бест и их коллеги ( John Williams , Debra Best , 1990 b ) задали эти вопросы студентам университета — представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы. Ифтикар Хассан (Iftikhar Hassan , 1980) из Пакистанского национального института психологии так разъясняет традиционный статус пакистанской женщины:
Она знает, что родителей не радует рождение девочки, и она не должна жаловаться, что родители не посылали ее в школу, поскольку работать по специальности она не будет.
«Когда я начал работать в Принстоне в 1970 году, первая группа абитуриенток как раз прорвалась в этот оплот мужского пола. Наши пионерки были чрезвычайно способны и весьма честолюбивы. Ведь большинство из них собирались стать врачами, юристами и профессорами! Интуитивная догадка Сюзан Пак состояла в том, что, несмотря на выдающиеся способности и высокую мотивацию ее сокурсниц, они все равно будут «прикидываться дурочками», сталкиваясь с симпатичными, хотя и шовинистически настроенными мужчинами Принстона.
Курсовая работа Сюзан, посвященная этой теме, показала следующее: женщины из Принстона изображают «дурочку» или «умницу» в зависимости, в частности, от того, расценивают ли они установку привлекательных принстонских мужчин как шовинистическую или как либеральную по отношению к женщинам. Интересно, воспроизводимы ли эти результаты в сегодняшнем Принстоне? В других колледжах? Будут ли и мужчины тоже стараться соответствовать гендерным стереотипам симпатичных женщин?»
МАРК ЗАННА ( Mark Zanna ), университет Ватерлоо:
"Женщину Востока учат быть терпеливой, самоотверженной, послушной... Если ее брак будет не самым счастливым, вина будет возложена на нее. Если кто-то из ее детей не преуспеет в жизни, она окажется главной причиной неудачи. А в тех редких случаях, когда она пытается развестись или получает развод, ее шансы на второй брак весьма призрачны, поскольку пакистанская культура очень сурова по отношению к разведенным женщинам".
В номадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным ( Segall & others , 1990; Van Leeuwen , 1978). В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (рис. 6-3). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в Соединенных Штатах — 17%, в Австрии — 28%, в Швейцарии — 48% (Triandis , 1994). В Северной Америке большинство врачей и дантистов — мужчины; в России большинство врачей — женщины, как и большинство дантистов в Дании.
Гендер и образование.
В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских Мужчин эта вероятность о три раза выше. (По данным Американского совета по образованию, 1994)
Социальные воздействия
Изменение гендерных ролей на рабочих местах. Количество дипломов по медицине, юриспруденции и стоматологии, выданных женщинам, неуклонно растет. (Поданным Бианки, п печати)
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ
За последние полстолетия — тонкий слой в нашей долгой истории — гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял «замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать ее». В 1993 году такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных ( Newport , 1993), хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей «идеальная семейная ситуация» — когда «отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях» (Организация Гэллапа, 1990). В 1967 году 57% американских первокурсников согласились с тем, что «занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей». В 1994 году с этим согласились лишь 25% (Astin & others , 1987, 1994).
Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С 1960-го по 1995 год доля американских женщин в составе рабочей силы страны возросла с одной трети до почти трех пятых. Начиная с 1970 года все больше женщин учатся на юристов, врачей, дантистов.
В период между 1965 и 1985 годами американские женщины последовательно проводили все меньше времени за домашней работой, а мужчины — все больше, так что доля домашней работы, выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 33% ( Robinson , 1988). Но влияние культуры все равно остается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4 часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю ( Juster & Stafford , 1991).
Американские мужья выполняют 72% работ на участке вокруг дома, 91% работ по ремонту автомобиля, но всего
19% работ по приготовлению пищи,
16% уборки и 12% стирки.
Литература:
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.

Личностная и социальная роль
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnaya_i_socialnaya_rol
И социальная, и личностная роль - это модели поведения человека, организующие его и внутреннее, и внешнее поведение. Разница между ними в том, что эти модели могут определяться (задаваться) как обществом, так и самим человеком. Если роль человеку предписывается извне, говорится о социальной роли. Если человек выбирает свою роль сам - это его личностная роль.
Основные требования к социальной роли - выполнение требуемого внешнего поведения. Личностная роль совсем не сводится к внешнему поведению, для многих людей не менее важным оказываются чувства и переживания, связанные с этой ролью.
Личностная роль, личностная модель, личностный образ
Личностная роль - это комплекс, включающий целостную, узнаваемую модель поведения, определенный образ тела, соответствующее лицо (выражение лица), жесты и манеры, характерные взгляды на жизнь,верования, ценности и мотивы, вытекающие из этого комплекса чувства, культура, образ жизни.

Внешнее Я и роли
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vneshnee_ya_i_roli 

Не всякая личностная или социальная роль становится у человека его Я. Чтобы стать Я (или одним из Я), личностная или социальная роль должна прирасти к человеку, прорасти в нем его душой, стать для него своей и живой.
Нередко новая роль переживается личностью как маска и личина. Обычно это происходит, когда новая роль трудна для выполнения или по сути, по содержанию входит в противоречие с другими, более привычными ролями.
Если человеку приходится быть Чиновником, хотя всю свою жизнь он чиновников ненавидел, то свое поведение в данной роли он скорее переживает как свою маску. Это - не Я!
Роль переживается как Не-Я, когда она непривычна и затруднительна для исполнения.
Роль Папы для многих молодых людей, у которых родился ребенок, вначале странна и чужда. "Разве я - папа?" Но проходит время, он обвыкается, и скоро становится - Папой!
Освоение новой личностной роли - дело не всегда простое, но вполне реальное, особенно если есть на то желание. 
Если же личностная роль освоена и востребована, то с течением времени она не только оставляет на душе свой отпечаток, но и, как правило, к душе прирастает, душой прорастает и становятся новым Я. Из внешнего — становятся внутренним. Из чужого - становится своим и родным.
Роль 
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/rol
Роль - образ будущих действий и деятельностей, модель внутреннего и внешнего поведения человека.
Роль собирается из действий, которые человек уже может выполнять, но в собранном виде имеет уже новые качества, давая человеку ранее несвойственный ему статус, права и обязанности, интересы и ценности, голос и манеры. Освоение человеком новых ролей - один из основных механизмов развития личности.
Роль может человеку задаваться той или иной функцией в социальных отношениях, роль может быть внушена человеку другими людьми, роль может выбираться человеком самостоятельно. Выбирая свои роли, вы выбираете свои будущие привычки, свое место среди людей, выбираете свою судьбу.
Виды ролей
Основные виды ролей - это личностные и социальные роли. Личностная роль, личностная модель, личностный образ - модель поведения человека, которую человек выбирает сам. Это модель, ответственность за создание или выбор которой возлагается на человека, в отличие от социальной роли, которая задается социумом. 
Роли в человеческой жизни
Осваивая роль мальчика или девочки, роль ученика или заводилы, ребенок взрослеет. Осваивая новые роли, взрослые люди развиваются. Требуя выполнения тех или иных ролей, одни люди управляют другими. Подсказывая нужную и привлекательную роль, можно незаметно направлять человека в ту или иную сторону. Роли - это инструмент, с помощью которого человек может добиваться того, что ему нужно, прятаться от окружающих или раскрывать себя им, погружать себя в неврозы или помогая себе в развитии.
 
Рейтинг: 0 443 просмотра
Комментарии (1)
Алексей Гадаев # 20 декабря 2014 в 12:56 0
Существенное различие субличностей от ролей
Наши внутренние голоса (субличности) связаны с определенными желаниями и потребностями, а роли мы выбираем, исходя из внешних требований. Существенное различие здесь в том, что источником большинства наших потребностей и желаний являюсь Я сам, а большинство требований к моему поведению и моим действиям исходят извне. Существует огромное множество ролей (как и внутренних голосов), часть которых я могу играть, часть – должны. Некоторые из них типичны и неизбежны, например, роль ребенка по отношению к родителям, роль гражданина в государстве, роль потребителя и т.д. Другие роли могут возникнуть по счастливой случайности. Неизвестно, буду ли я вынужден однажды сыграть роль пациента, солдата или преуспевающего профессионала. Мы все постоянно играем различные роли, которые отражают разные модели поведения, но включаем из разноголосья субличностей главный, основной голос Я нашей личности. Например – человек, который на работе смельчак и диктатор, а дома робкий и послушный. Очевидно, мы по-разному реагируем на социальные системы, в которых играем ту или иную роль. и действующие там правила игры.