ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Личность и субличности

Личность и субличности

17 декабря 2014 - Алексей Гадаев
Наше внутреннее многоголосье (субличности)
В психологии Психосинтеза Р.Ассаджиоли, существует концепция описывающая принцип работы нашего Я. Эта концепция рассматривает человеческую психику как шесть составляющих:
1. Самость высшая - своего рода «внутренний Бог»;
2. Самость сознательная – Я – точка ясного осознания;
3. Поле осознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4. Бессознательное высшее, или сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция и вдохновение;
5. Бессознательное среднее – подобие фрейдовского предсознанательного – мысли и чувства, которые могут легко осознаться;
6. Бессознательное низшее –инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и т.п.
Важную роль играет также понятие субличностей – как бы относительно независимых, более или менее развитых личностей внутри основного Я (собственное сознание и самосознание способные к сознательному руководству собственным поведением и общением). Субличности могут соответствовать ролям, которые человек играет в жизни ( роль ребенка, родителя, взрослого, члена группы, потребителя). В ходе психотерапии, психолог научает клиента узнавать и различать составляющие его субличностей в его личности: «моё но не я» и узнать о его объединяющего центре.
Согласно концепции Ассаджиоли, в нас звучат различные голоса (субличности), выражающие, соответственно, различные желания или потребности, к примеру, авантюриста, нарцисса, агрессора, спасителя, жертвы и т.д. Они «координируются» нашим основным Я, которое заботится о том, чтобы каждый из голосов мог звучать, при этом не подавляя другие голоса. Наше основное Я выступает в роли своеобразного арбитра, который принимает во внимание все интересы личности. Внутренних голосов может быть очень много, и в целях самопознания, и в целях самопознания полезно их идентифицировать и дать имя каждому из них. У каждой роли (субличности) , которую мы играем в жизни, существует свой внутренний голос, например роль ребенка, родителя, взрослого, начальника, подчиненного, наставника, члена группы, потребителя и т.д.

К.Фопель в своей книге «На пороге взрослой жизни…» предлагает для работы с внутренним многоголосьем следующее:
Возраст: от 18 лет.
Продолжительность: 70 минут.
Материалы: Рабочий листок, бумага и карандаш.
Инструкция
Это упражнение поможет вам научиться лучше понимать себя. Если вы мечетесь между противоречивыми желаниями и потребностями: значит в данной ситуации вам сложно принять адекватное решение. Это свидетельствует о том, что наше Я не является простой внутренней инстанцией, а представляет собой сложное соединение множество внутренних голосов (субличностей). Это упражнение должно помочь вам определить наиболее важные внутренние голоса, чтобы научиться быстрее понимать, кто является противоборствующими сторонами в внутреннем конфликте.
Возьмите лист бумаги и быстро напишите первые 20 желаний и подробностей, которые приходят к вам в голову. Они могут быть материальные и нематериальные, а также те, которые особенно важны для вас в настоящий момент. Это может быть, например, желание быть здоровым. Иметь хороших друзей, заработать денег, быть умным и т.д. У вас есть 5 минут.
Теперь ещё раз пройдитесь по своему списку желаний и подумайте, как вы оцениваете их сегодня и насколько хотите, чтобы каждое исполнилось. Дайте самому заветному желанию 1…(5 минут). 
Теперь необходимо подготовить себя к следующему шагу.
Представьте себе, что каждое ваше желание и каждая потребность принадлежит определенному голосу. Который выражает собственный взгляд на мир. 
Вот для вас приготовленный список самых распространенных голосов. Прочитайте их его и подумайте, какие внутренние голоса вам знакомы. У вас есть 10 минут…
Рабочий литок
Внутренне многоголосье
Многие из наших желаний и потребностей можно связать со следующими внутренними голосами, которым соответствует описанное ниже поведение. Хотя многие голоса кажутся на первый взгляд либо мужскими. Либо женскими, их могут услышать в себе представители обоих полов.
МАЛЕНКАЯ ЖЕНЩИНА: «Дайте мне хорошего мужчину. И я буду заботится о нём, стирать его носки и содержать в порядке его дом».
КОРМИЛЕЦ: «Я буду тяжело трудиться ради своей семьи. Если они будут меня любить. Я обеспечу их хорошим домом и всем тем, в чём они нуждаются».
ОДИНОКИЙ: «У меня есть всё, в чём я нуждаюсь. И мне не нужно просить помощи и поддержки у требовательного партнера». 
ТОВАРИЩ ПО ПОСТЕЛИ: «Мне нравится противоположный пол. Весь мир моя спальня. Здесь я обитаю».
НАРЦИСС: «Я пуп земли…»
АГРЕССОР: «только применив силу, я получу то, что желаю».
ВОР: «Я получу то, что хочу, только если я украду это».
ЖЕРТВА: «Я никак не могу повлиять на происходящее. Я жертва обстоятельств».
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: «Никто не может быть так же значим, как коллектив. Потребность общества важнее моего личного счастья».
ФИЛОСОФ: «Во всём имеется добро и зло. Моя задача – укреплять силы добра и бороться со злом. Эт:о увеличит как мои шансы выжить, так и вероятность общества в целом».
МЫСЛИТЕЛЬ: «Путем размышлений и системного решения проблем я смогу установить гармонию».
ВИНОВАТЫЙ: «Мои требования к себе настолько высоки, что всё, что я говорю или делаю, далеко от идеала. Потому я постоянно пристыжен и прошу прощения за своё поведение».
НЕВИННЫЙ: «Я не отвечаю за других и могу отвечать только за свою собственную судьбу, да и то лишь в незначительной мере, я делаю всём, как могу».
КЛАССИЧЕСКИЙ ОТЕЦ: «Я поборник грубости и формальных правил: жесткий целеустремленный, подвергающий всё контролю, упрямый, сильный».
КЛАССИЧЕСКАЯ МАТЬ: «Я личность мягкая и заботливая, вечно готова оказать поддержку, я терпелива, стабильна, расслаблена и всегда всё прощаю».
МОЛОДОЙ АТЛЕТ: «В здоровом теле здоровый дух. Спорт спасает от внешнего упадничества. Он способствует воспитанию и решимости».
ГОЛОС НАРОДА: «Наше общее желание – закон. Внешние нормы не имеют никакого значения, если группа договорилась о чём-нибудь».
СЫН БОГА: «Силы, которые обрекли меня на существовании, непостижимы для меня. Я живу на земле, чтобы открыться космосу и любви».
ОЗЛОБЛЕННЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: «Я ничем не хочу ограничивать свою свободу. Я ненавижу эти манипуляции со сладкими словечками. В конечном же счете любовь – только приманка, съев которую ты оказываешься нанизанным на крючок.
ДАОСИСИТ: «Я верю в необходимость тесного взаимодействия с природой, и во всём я ищу гармонию, равновесие и порядок».
РЕВОЛЮЦИОНЕР: «Главный закон жизни – это перемены. Я лично должен участвовать в переменах и не могу быть просто сторонним наблюдателем».
КОНТ-АКТИВИСТ: « Я всегда должен помнить о жестоких последствиях человеческих идей. Я считаю, что мировая гармония достижима, если сопротивляться поспешным, незапланированным изменениям. Я заступаюсь только за те перемены, которые естественно протекают сами по себе».

ИНСТИТУЦИОНАЛИСТ: «Не всегда можно опираться на традиции, однако они осмысленны: в противном случае они просто не были бы разработаны. Поэтому я безоговорочно следую им и их сохраняю». 
ГУМАННЫЙ УЧИТЕЛЬ: «Маленькими заданиями можно помогать другим развивать свой потенциал и проявлять свой талант. Задавая такие задания, я сам при этом учусь.
УЧЁНЫЙ: «Моё призвание – освещать темные углы мироздания».
ТРУДОГОЛИК: «Я люблю только то. Что могу держать под контролем. Если я стараюсь, то достигаю хороших результатов в работе. В личных отношениях же неминуемы тяжелые разочарования».
ПОЧИТАТЕЛЬ ГЕРОЕВ: «Я разделяю взгляды N и следую его образу жизни. Так я смогу стать таким же, как и он».
ПРОИГРАВШИЙ: «В любой ситуации наступает кризис, а любой кризис опасен. Я знаю, что не могу победить, но, вероятно, мне удастся немного отсрочить беду».
ПОБЕДИТЕЛЬ: «Я добиваюсь достижения своих целей, вкладывая в них все свои силы».
КРОЛИК: «Всё, что я делаю, подвергается критике, потому я веду себя очень тихо и прячу всё, что делаю, от чужих глаз».
ДРАМАТУРГ: «В жизни нет ничего незначительного. Здесь важен каждый момент, и его эпическое значение должно быть продемонстрировано». 
ДИТЯ ПРИРОДЫ: «Эксплуатация природы – великое зло. Жизнь станет лучше, если взаимодействовать с природой и уважать её».
МОРАЛИСТ: «Благоразумие, справедливость, умеренность, мужество, вера, надежда и любовь – вот те законы, по которым я живу».
СВЕРХЧЕЛОВЕК: «Мир – то вызов для меня. Моя цель – покорить его. Человек создан для того, чтобы управлять вселенной. В этом для меня заключается смысл жизни».
ИНТЕЛЛЕГЕНТ: «Ум и интеллект важнее чувств и знаний. Я хочу развиваться и расти, полностью осознавая себя, и наконец – когда придет время – я буду готов к смерти».
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: «Чувства важнее фактов и логики. Их пробуждает во мне романтика, позия и игра жизни».
МАНИПУЛЯТОР: «Соблазнять людей проще простого. Некоторым на самом деле доставляет удовольствие помогать другим, однако большинство слишком слабы, чтобы сказать «нет». Лучше я буду управлять этими слабаками так, как то выгодно мне, как надо для моих целей».
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ: «Я знаю, чего хочу. Я тружусь до тех пор, пока не добьюсь успеха, пока не достигну того. К чему стремился».
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ: «Я хочу прожить сегодняшний день так, будто то мой последний день. Я беру от жизни все, что она мне даёт, и собирать её плоды - важная часть моего существования».
КРИТИК: «Почти всё на свете нуждаются в усовершенствовании. И кому же как не мне на это указывать».
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ: «Мне интересно, что будет, если подойти к вещам совершенно иначе. Мне любопытно, что произойдёт, если соединить эти два предмета»[c.75-82].
Литература:
1. Фопель.К. На пороге взрослой жизни ...М.: Генезис, 2008.


© Copyright: Алексей Гадаев, 2014

Регистрационный номер №0259692

от 17 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0259692 выдан для произведения: Наше внутреннее многоголосье (субличности)
В психологии Психосинтеза Р.Ассаджиоли, существует концепция описывающая принцип работы нашего Я. Эта концепция рассматривает человеческую психику как шесть составляющих:
1. Самость высшая - своего рода «внутренний Бог»;
2. Самость сознательная – Я – точка ясного осознания;
3. Поле осознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4. Бессознательное высшее, или сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция и вдохновение;
5. Бессознательное среднее – подобие фрейдовского предсознанательного – мысли и чувства, которые могут легко осознаться;
6. Бессознательное низшее –инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и т.п.
Важную роль играет также понятие субличностей – как бы относительно независимых, более или менее развитых личностей внутри основного Я (собственное сознание и самосознание способные к сознательному руководству собственным поведением и общением). Субличности могут соответствовать ролям, которые человек играет в жизни ( роль ребенка, родителя, взрослого, члена группы, потребителя). В ходе психотерапии, психолог научает клиента узнавать и различать составляющие его субличностей в его личности: «моё но не я» и узнать о его объединяющего центре.
Согласно концепции Ассаджиоли, в нас звучат различные голоса (субличности), выражающие, соответственно, различные желания или потребности, к примеру, авантюриста, нарцисса, агрессора, спасителя, жертвы и т.д. Они «координируются» нашим основным Я, которое заботится о том, чтобы каждый из голосов мог звучать, при этом не подавляя другие голоса. Наше основное Я выступает в роли своеобразного арбитра, который принимает во внимание все интересы личности. Внутренних голосов может быть очень много, и в целях самопознания, и в целях самопознания полезно их идентифицировать и дать имя каждому из них. У каждой роли (субличности) , которую мы играем в жизни, существует свой внутренний голос, например роль ребенка, родителя, взрослого, начальника, подчиненного, наставника, члена группы, потребителя и т.д.

К.Фопель в своей книге «На пороге взрослой жизни…» предлагает для работы с внутренним многоголосьем следующее:
Возраст: от 18 лет.
Продолжительность: 70 минут.
Материалы: Рабочий листок, бумага и карандаш.
Инструкция
Это упражнение поможет вам научиться лучше понимать себя. Если вы мечетесь между противоречивыми желаниями и потребностями: значит в данной ситуации вам сложно принять адекватное решение. Это свидетельствует о том, что наше Я не является простой внутренней инстанцией, а представляет собой сложное соединение множество внутренних голосов (субличностей). Это упражнение должно помочь вам определить наиболее важные внутренние голоса, чтобы научиться быстрее понимать, кто является противоборствующими сторонами в внутреннем конфликте.
Возьмите лист бумаги и быстро напишите первые 20 желаний и подробностей, которые приходят к вам в голову. Они могут быть материальные и нематериальные, а также те, которые особенно важны для вас в настоящий момент. Это может быть, например, желание быть здоровым. Иметь хороших друзей, заработать денег, быть умным и т.д. У вас есть 5 минут.
Теперь ещё раз пройдитесь по своему списку желаний и подумайте, как вы оцениваете их сегодня и насколько хотите, чтобы каждое исполнилось. Дайте самому заветному желанию 1…(5 минут). 
Теперь необходимо подготовить себя к следующему шагу.
Представьте себе, что каждое ваше желание и каждая потребность принадлежит определенному голосу. Который выражает собственный взгляд на мир. 
Вот для вас приготовленный список самых распространенных голосов. Прочитайте их его и подумайте, какие внутренние голоса вам знакомы. У вас есть 10 минут…
Рабочий литок
Внутренне многоголосье
Многие из наших желаний и потребностей можно связать со следующими внутренними голосами, которым соответствует описанное ниже поведение. Хотя многие голоса кажутся на первый взгляд либо мужскими. Либо женскими, их могут услышать в себе представители обоих полов.
МАЛЕНКАЯ ЖЕНЩИНА: «Дайте мне хорошего мужчину. И я буду заботится о нём, стирать его носки и содержать в порядке его дом».
КОРМИЛЕЦ: «Я буду тяжело трудиться ради своей семьи. Если они будут меня любить. Я обеспечу их хорошим домом и всем тем, в чём они нуждаются».
ОДИНОКИЙ: «У меня есть всё, в чём я нуждаюсь. И мне не нужно просить помощи и поддержки у требовательного партнера». 
ТОВАРИЩ ПО ПОСТЕЛИ: «Мне нравится противоположный пол. Весь мир моя спальня. Здесь я обитаю».
НАРЦИСС: «Я пуп земли…»
АГРЕССОР: «только применив силу, я получу то, что желаю».
ВОР: «Я получу то, что хочу, только если я украду это».
ЖЕРТВА: «Я никак не могу повлиять на происходящее. Я жертва обстоятельств».
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: «Никто не может быть так же значим, как коллектив. Потребность общества важнее моего личного счастья».
ФИЛОСОФ: «Во всём имеется добро и зло. Моя задача – укреплять силы добра и бороться со злом. Эт:о увеличит как мои шансы выжить, так и вероятность общества в целом».
МЫСЛИТЕЛЬ: «Путем размышлений и системного решения проблем я смогу установить гармонию».
ВИНОВАТЫЙ: «Мои требования к себе настолько высоки, что всё, что я говорю или делаю, далеко от идеала. Потому я постоянно пристыжен и прошу прощения за своё поведение».
НЕВИННЫЙ: «Я не отвечаю за других и могу отвечать только за свою собственную судьбу, да и то лишь в незначительной мере, я делаю всём, как могу».
КЛАССИЧЕСКИЙ ОТЕЦ: «Я поборник грубости и формальных правил: жесткий целеустремленный, подвергающий всё контролю, упрямый, сильный».
КЛАССИЧЕСКАЯ МАТЬ: «Я личность мягкая и заботливая, вечно готова оказать поддержку, я терпелива, стабильна, расслаблена и всегда всё прощаю».
МОЛОДОЙ АТЛЕТ: «В здоровом теле здоровый дух. Спорт спасает от внешнего упадничества. Он способствует воспитанию и решимости».
ГОЛОС НАРОДА: «Наше общее желание – закон. Внешние нормы не имеют никакого значения, если группа договорилась о чём-нибудь».
СЫН БОГА: «Силы, которые обрекли меня на существовании, непостижимы для меня. Я живу на земле, чтобы открыться космосу и любви».
ОЗЛОБЛЕННЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: «Я ничем не хочу ограничивать свою свободу. Я ненавижу эти манипуляции со сладкими словечками. В конечном же счете любовь – только приманка, съев которую ты оказываешься нанизанным на крючок.
ДАОСИСИТ: «Я верю в необходимость тесного взаимодействия с природой, и во всём я ищу гармонию, равновесие и порядок».
РЕВОЛЮЦИОНЕР: «Главный закон жизни – это перемены. Я лично должен участвовать в переменах и не могу быть просто сторонним наблюдателем».
КОНТ-АКТИВИСТ: « Я всегда должен помнить о жестоких последствиях человеческих идей. Я считаю, что мировая гармония достижима, если сопротивляться поспешным, незапланированным изменениям. Я заступаюсь только за те перемены, которые естественно протекают сами по себе».

ИНСТИТУЦИОНАЛИСТ: «Не всегда можно опираться на традиции, однако они осмысленны: в противном случае они просто не были бы разработаны. Поэтому я безоговорочно следую им и их сохраняю». 
ГУМАННЫЙ УЧИТЕЛЬ: «Маленькими заданиями можно помогать другим развивать свой потенциал и проявлять свой талант. Задавая такие задания, я сам при этом учусь.
УЧЁНЫЙ: «Моё призвание – освещать темные углы мироздания».
ТРУДОГОЛИК: «Я люблю только то. Что могу держать под контролем. Если я стараюсь, то достигаю хороших результатов в работе. В личных отношениях же неминуемы тяжелые разочарования».
ПОЧИТАТЕЛЬ ГЕРОЕВ: «Я разделяю взгляды N и следую его образу жизни. Так я смогу стать таким же, как и он».
ПРОИГРАВШИЙ: «В любой ситуации наступает кризис, а любой кризис опасен. Я знаю, что не могу победить, но, вероятно, мне удастся немного отсрочить беду».
ПОБЕДИТЕЛЬ: «Я добиваюсь достижения своих целей, вкладывая в них все свои силы».
КРОЛИК: «Всё, что я делаю, подвергается критике, потому я веду себя очень тихо и прячу всё, что делаю, от чужих глаз».
ДРАМАТУРГ: «В жизни нет ничего незначительного. Здесь важен каждый момент, и его эпическое значение должно быть продемонстрировано». 
ДИТЯ ПРИРОДЫ: «Эксплуатация природы – великое зло. Жизнь станет лучше, если взаимодействовать с природой и уважать её».
МОРАЛИСТ: «Благоразумие, справедливость, умеренность, мужество, вера, надежда и любовь – вот те законы, по которым я живу».
СВЕРХЧЕЛОВЕК: «Мир – то вызов для меня. Моя цель – покорить его. Человек создан для того, чтобы управлять вселенной. В этом для меня заключается смысл жизни».
ИНТЕЛЛЕГЕНТ: «Ум и интеллект важнее чувств и знаний. Я хочу развиваться и расти, полностью осознавая себя, и наконец – когда придет время – я буду готов к смерти».
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: «Чувства важнее фактов и логики. Их пробуждает во мне романтика, позия и игра жизни».
МАНИПУЛЯТОР: «Соблазнять людей проще простого. Некоторым на самом деле доставляет удовольствие помогать другим, однако большинство слишком слабы, чтобы сказать «нет». Лучше я буду управлять этими слабаками так, как то выгодно мне, как надо для моих целей».
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ: «Я знаю, чего хочу. Я тружусь до тех пор, пока не добьюсь успеха, пока не достигну того. К чему стремился».
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ: «Я хочу прожить сегодняшний день так, будто то мой последний день. Я беру от жизни все, что она мне даёт, и собирать её плоды - важная часть моего существования».
КРИТИК: «Почти всё на свете нуждаются в усовершенствовании. И кому же как не мне на это указывать».
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ: «Мне интересно, что будет, если подойти к вещам совершенно иначе. Мне любопытно, что произойдёт, если соединить эти два предмета»[c.75-82].
Литература:
1. Фопель.К. На пороге взрослой жизни ...М.: Генезис, 2008.


Рейтинг: 0 251 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

Популярная проза за месяц
158
В плену у моря... 28 августа 2017 (Анна Гирик)
137
129
109
107
Синее море 25 августа 2017 (Тая Кузмина)
104
Ловец жемчуга 28 августа 2017 (Тая Кузмина)
104
99
98
92
89
88
86
86
85
82
81
78
78
76
75
72
72
ПРИНЦ 29 августа 2017 (Елена Бурханова)
72
Только Ты! 17 сентября 2017 (Анна Гирик)
72
71
71
Песочный замок 6 сентября 2017 (Аида Бекеш)
65
64
63