ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Старость в радость

Старость в радость

15 ноября 2014 - Алексей Гадаев
article253046.jpg

 Как так жить, чтобы жить и не оглядываться на возраст?  В России все больше людей вокруг живут, вообще не оглядываясь на возраст. Благодаря успехам геронтологов у зрелых и пожилых  появилось право на  жизнь после шестидесяти. Да, возраст не помеха тем, кто желает продлить свои годы, учиться, начинать бизнес, путешествовать, менять профессию, писать стихи и романы, влюбляться и любить... Чтобы прожить эти годы в полную силу, нужно преодолеть страх перед будущим и жить в настоящем, а главное не уходить от жизни сознательно. Дабы не повторить судьбу одиноких, бомжей и бездомных.

Сила духа и волевой характер в старости

Чем больше трудностей испытывает старый человек, тем больше его изоляция от общества. Лучшая политика пожилых людей – оставаться активными, насколько возможно. Пожилые люди хотят оставаться активными, и удовлетворенность жизнью гораздо лучше у тех, кто ведёт активный образ жизни. Социальные контакты снижают отрицательные моменты, связанные с общением (Rook,2003), и  ассоциируются с замедлением интеллектуального спада (Holtzman, 2004). Таким образом, большая вовлеченность в жизнь общества связана с пользой, и поэтому социальную активность пожилых людей следует поощрять.

Ян Стюарт-Гамильтон в своей книге «Психолгия старения» пишет: « Вид социальных работников, заставляющих пожилых людей «сливаться» с другими «для их собственного блага», с обязательными прогулками  и т.д. являются отнюдь неприятными. Кроме того эти усилия необязательно увенчиваются успехом. Социальная активность зачастую определяется состоянием здоровья (т.е. пожилой человек должен быть относительно здоровым, чтобы проявлять социальную активность, поэтому не приходится удивляться, что согласно научным данным, пожилые, проявляющие социальную активность , являются наиболее здоровыми).  Леннартсон и Силверстайн (Lennartsson and Silverstein,2001) установили при отслеживании показателей здоровья, что самый полезный для увеличения продолжительности жизни пожилых деятельностью является деятельность в уединении.

Общая точка зрения в этом вопросе в настоящее время показывает, что теория освобождения и активности описывают оптимальные стратегии для некоторых, но не для всех людей и вопрос, какая из них лучше, зависит от набора факторов, таких как финансовые обстоятельства (например, может ли человек позволить себе вести активный образ жизни?), здоровье (например, имеет ли человек силы для каких-либо хобби?) и тип личности (например, интроверты могут ненавидеть активный образ жизни).  В известном смысле степень активности в пожилом возрасте объясняется поведением в более молодые годы. Например, в лонгитюдном исследовании (Holand and Chapman,2002) установили, что уровень целеустремленности человека в 40 лет говорит о том, насколько успешно он будет решать стоящие перед ним задачи тогда, когда ему будет 80 лет.

Следует также отметить, что в большом числе исследований обнаружено, что увеличивающаяся социальная занятость значительно улучшает лишь благосостояние в группах с более низким доходами (Caspi and Elder, 1986)[1,c.197].

В поздние годы человека,  возможности его быть свободным наперекор телесно-психологическим состояниям помогает ему утверждать себя силой духа и волевым характером. Сила духа и волевой характер зрелого человека помогает ему не обращать внимание на распространенные в обществе негативные стереотипы, как бесполезного, интеллектуально деградирующего, беспомощного человека  - и это помогает ему не боятся за своё немощное поведение и отвергать отрицательные шаблоны.

 

Новейшие эмпирические материалы психологов дают основание выдвинуть предположение, что нравственное сознание пожилых мужчин ориентировано на логику, справедливость, социальную организацию. У пожилых женщин моральная составляющая развивается по линии усиления сочувствия, заботы о людях, милосердия и гуманизации межличностных отношений. По мнению У.Крейна, интеграция двух линий личностного развития морали является одной из главных задач личности в поздние годы.

Хейвигхерст, Г.Кремпен, Ф.Хейл и др.  утверждают, что деятельная жизнь выступает условием поступательного развития личности в поздние годы. Суть этого подхода такова: люди своими действиями изменяют собственное окружение, развивают способность справляться с трудными ситуациями, прокладывают свой жизненный путь.

Все мы знаем, что на человека, который вышел на пенсию, так и не добившись высокого положения в обществе, разрушающее действует его убеждение в том, что он прожил «маленькую» жизнь. Это убеждение порождено конкуренцией в общественной и производственной жизни, которая оправдывает самоутверждение любой ценой.

 Э.Фром приходит к выводу: «Обыкновенный человек, справляющийся с задами, которые ставит перед ним положение в обществе и семье, несмотря на «маленькую жизнь», более «велик». Чем «великий» государственный деятель, чьи безнравственные решения могут нести непоправимое зло».

В процессе старения, главное  отказаться от решения неразрешимых конфликтов, иначе «эффект Зейгарник» заставит стареющего человека погрузиться в своё прошлое, которое поглотит его настоящее и лишит будущего.

  В поздние годы как никогда надо расширять круг ценностей и интересов, развивать в себе качества автономии и инициативы, самостоятельно строить свою жизнь, опробывать себя в разных жизненных ролях и любимых занятиях.

Литература:

1.Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. Спб.: Питер, 2010.

© Copyright: Алексей Гадаев, 2014

Регистрационный номер №0253046

от 15 ноября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0253046 выдан для произведения:

Сила духа и волевой характер в старости

Чем больше трудностей испытывает старый человек, тем больше его изоляция от общества. Лучшая политика пожилых людей – оставаться активными, насколько возможно. Пожилые люди хотят оставаться активными, и удовлетворенность жизнью гораздо лучше у тех, кто ведёт активный образ жизни. Социальные контакты снижают отрицательные моменты, связанные с общением (Rook,2003), и  ассоциируются с замедлением интеллектуального спада (Holtzman, 2004). Таким образом, большая вовлеченность в жизнь общества связана с пользой, и поэтому социальную активность пожилых людей следует поощрять.

Ян Стюарт-Гамильтон в своей книге «Психолгия старения» пишет: « Вид социальных работников, заставляющих пожилых людей «сливаться» с другими «для их собственного блага», с обязательными прогулками  и т.д. являются отнюдь неприятными. Кроме того эти усилия необязательно увенчиваются успехом. Социальная активность зачастую определяется состоянием здоровья (т.е. пожилой человек должен быть относительно здоровым, чтобы проявлять социальную активность, поэтому не приходится удивляться, что согласно научным данным, пожилые, проявляющие социальную активность , являются наиболее здоровыми).  Леннартсон и Силверстайн (Lennartsson and Silverstein,2001) установили при отслеживании показателей здоровья, что самый полезный для увеличения продолжительности жизни пожилых деятельностью является деятельность в уединении.

Общая точка зрения в этом вопросе в настоящее время показывает, что теория освобождения и активности описывают оптимальные стратегии для некоторых, но не для всех людей и вопрос, какая из них лучше, зависит от набора факторов, таких как финансовые обстоятельства (например, может ли человек позволить себе вести активный образ жизни?), здоровье (например, имеет ли человек силы для каких-либо хобби?) и тип личности (например, интроверты могут ненавидеть активный образ жизни).  В известном смысле степень активности в пожилом возрасте объясняется поведением в более молодые годы. Например, в лонгитюдном исследовании (Holand and Chapman,2002) установили, что уровень целеустремленности человека в 40 лет говорит о том, насколько успешно он будет решать стоящие перед ним задачи тогда, когда ему будет 80 лет.

Следует также отметить, что в большом числе исследований обнаружено, что увеличивающаяся социальная занятость значительно улучшает лишь благосостояние в группах с более низким доходами (Caspi and Elder, 1986)[1,c.197].

В поздние годы человека,  возможности его быть свободным наперекор телесно-психологическим состояниям помогает ему утверждать себя силой духа и волевым характером. Сила духа и волевой характер зрелого человека помогает ему не обращать внимание на распространенные в обществе негативные стереотипы, как бесполезного, интеллектуально деградирующего, беспомощного человека  - и это помогает ему не боятся за своё немощное поведение и отвергать отрицательные шаблоны.

 

Новейшие эмпирические материалы психологов дают основание выдвинуть предположение, что нравственное сознание пожилых мужчин ориентировано на логику, справедливость, социальную организацию. У пожилых женщин моральная составляющая развивается по линии усиления сочувствия, заботы о людях, милосердия и гуманизации межличностных отношений. По мнению У.Крейна, интеграция двух линий личностного развития морали является одной из главных задач личности в поздние годы.

Хейвигхерст, Г.Кремпен, Ф.Хейл и др.  утверждают, что деятельная жизнь выступает условием поступательного развития личности в поздние годы. Суть этого подхода такова: люди своими действиями изменяют собственное окружение, развивают способность справляться с трудными ситуациями, прокладывают свой жизненный путь.

Все мы знаем, что на человека, который вышел на пенсию, так и не добившись высокого положения в обществе, разрушающее действует его убеждение в том, что он прожил «маленькую» жизнь. Это убеждение порождено конкуренцией в общественной и производственной жизни, которая оправдывает самоутверждение любой ценой.

 Э.Фром приходит к выводу: «Обыкновенный человек, справляющийся с задами, которые ставит перед ним положение в обществе и семье, несмотря на «маленькую жизнь», более «велик». Чем «великий» государственный деятель, чьи безнравственные решения могут нести непоправимое зло».

В процессе старения, главное  отказаться от решения неразрешимых конфликтов, иначе «эффект Зейгарник» заставит стареющего человека погрузиться в своё прошлое, которое поглотит его настоящее и лишит будущего.

  В поздние годы как никогда надо расширять круг ценностей и интересов, развивать в себе качества автономии и инициативы, самостоятельно строить свою жизнь, опробывать себя в разных жизненных ролях и любимых занятиях.

Литература:

1.Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. Спб.: Питер, 2010.

 
Рейтинг: 0 486 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!