Обелиски

article493656.jpg
             
                 В начале шестидесятых годов мой отец служил офицером в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ). Благодаря этому, моей маме  удалось  найти могилу  брата, который погиб, в этой стране, незадолго до победы. Мне тогда было года четыре – пять, но я  многое отчётливо  помню.
                Папа неплохо  владел немецким   это, во многом,   помогло. Мы приехали,  сначала,  в одно учреждение, потом в друге... Сначала искали  фамилию маминого брата  в одних списках, никак не могли найти, потом в других...  Мама с трудом держалась.
                Сразу  я увидел высокий постамент с выкрашенным  в белый  цвет солдатом, держащим в руках знамя...   Аккуратные ряды могил...  Мне  до сих пор кажется, что это именно я, а ни кто другой,  нашёл дядину могилу.  Не понимая всего, я радовался. Потом посмотрел на маму - она плакала. Она прощалась с последней надеждой когда-либо увидеть его живым. Рядом стоял немец,  который  взялся нас сопровождать. Он же потом  показал место гибели маминого брата –  немец был свидетелем этого  боя... А может быть, и непосредственным участником...  Поле,  за ним лес.  Именно там прятались немецкие зенитки...   Наши танки  на этом поле попали в засаду. Мой дядя был старшим сержантом -  механиком-водителем.  Служил в Гвардейской танковой дивизии.
                Моя  бабушка всё надеялась, что её сын жив. Приходили противоречивые сведения: сначала сообщили что погиб, потом пришло сообщение, что  пропал без вести. Путаница,  как сейчас понимаю, происходила потому, что по  одним из воинских документов он проходил под именем Жан, а по другим  как Иван.
                Был призван в армию в феврале 1943 году в   18 лет.  Сначала  попал в пехоту. В детстве у него сильно болели ноги, но военкомате ничего не сказал. В письмах  на фронт бабушка все время спрашивала у него о здоровье. Он отвечал:  всё в порядке,  ничего не болит. Она успокаивалась…. Вполне возможно,  так  писал, чтобы  не волновалась, а  как было  на самом деле, уже  не узнаешь.
                Так получилось, что за весь свой, достаточно долгий боевой путь, наград  не получил. Ни одной  медали...
                Как и многим другим матерям, моей бабушке   не суждено было побывать на могиле сына. В центральных частях городов и посёлков власти  поставили  впечатляющих размеров обелиски, зажгли во многих местах, вечные огни. Люди пошли туда.  Понесли  цветы, венки…. Всё было торжественно и красиво...  А за  могилами их родненьких, на чужбине, ухаживали  другие,  совсем неизвестные  люди. Сначала это были те, кто ещё видел войну своими глазами.  Знал, как  всё было на самом деле... Знал цену подвигу и предательству... А как сейчас?
                Может нашим детям и внукам наступила пора побывать на  могилах  великих предков? Некоторые из них  ещё можно найти. Преклонить колени. Приехать в туже Германию, Польшу ... Как они там?  У моей жены дедушку немцы расстреляли в Червени. Казалось бы  не далеко. Сначала забрали в тюрьму, а уже затем расстреляли... Но, так получилось, что мы до сих пор не знаем где  это место.
                Беседовал, недавно, со своим товарищем...  Говорит,  в школе сейчас всех  детей  стали  спрашивать про дедушек, бабушек, других родственниках, которые воевали в  Отечественную... А у меня, говорит,  деда  в 1939 году призвали в Польскую  армию с  тогдашней  Западной Белоруссии.  Когда  офицер  стал поднимать солдат в  атаку,  его тут же,  кто-то  из своих, застрелил, а потом  все пошли сдаваться. Всю  войну  провёл в плену...  Но я, говорит приятель, не остановился и, раз уже так получилось, стал разыскивать  других родственников, которые участвовал в боях. Начал  расспрашивать родню. Первоначально все говорили, не знаем, а потом, вдруг,  вспомнили  про  дядю, который сначала был в партизанах, а потом, куда-то пропал...  Товарищ обратился в архив. Неожиданно, выяснилось, что  из  партизанского отряда его дядя, не успев   ни с кем попрощаться,  сразу же пошёл в Красную Армию и, уже   будучи  сержантом, погиб на территории Польши. Никому об этом  не сообщили... Мой товарищ собрал   в мешочек землю   с тех  мест,  где его родственник  когда-то жил, и отправил сына к его  могиле...               

                             
 

© Copyright: Василий Лемехов, 2021

Регистрационный номер №0493656

от 3 мая 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0493656 выдан для произведения: В начале шестидесятых годов мой отец служил офицером в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ). Благодаря этому, моей маме  удалось  найти могилу  брата. Мне тогда было года четыре – пять, но я  многое отчётливо  помню.                                                                                                                                                                                Папа неплохо  владел немецким   это, во многом,   помогло. Мы приехали  в какое-то учреждение…. Сначала искали  фамилию  в одних списках, никак не могли найти, потом в других… Мама с трудом держалась.  Помню  этот постамент с выкрашенным  в белый  цвет солдатом, держащим в руках знамя,  аккуратные ряды могил и  радость в сердце, мне  до сих пор кажется, что это именно я, а не кто другой  нашёл его могилу.  Мы долго стояли, мама плакала…. Рядом с нами был немец. Потом мы поехали на место где  он погиб – это немец был свидетелем  боя.  Поле,  за ним лес.  Именно там прятались немецкие зенитки….   Наши танки  здесь попали в засаду.
Мой дядя был старшим сержантом  - водителем танка.  Служил в Гвардейской танковой дивизии.
Его мамам долго не могла найти о нём никак сведений. Сначала сообщили что погиб, потом пришло сообщение, что  пропал без вести. Путаница,  скорее всего, была вызвана тем, что по  одним воинских документам он проходил как Жан, а по другим  как Иван.
Был призван в армию в феврале 1943 году в   18 лет.  Сначала  попал в пехоту.                                                    В детстве у него сильно болели ноги. В военкомате ничего не сказал. В письмах бабушка спрашивала у него о здоровье. Он отвечал:  всё в порядке,  ничего не болит. Она успокаивалась…. Думаю, может,   писал, чтобы  не волновалась, а как на самом деле?..
За  свой боевой путь, наград  не получил. Даже  медали.
 Как и многим другим матерям, моей бабушке  не суждено было побывать на могиле сына. В центре городов и посёлков возвели обелиски. Зажгли вечные огни. Люди пошли туда. Понесли  цветы, венки… Торжественно, красиво….  А за их могилами ухаживали чужие. Те что, кто ещё видел войну.  Знал, как  всё было на самом деле.…  А как сейчас?
Может их детям и внукам всё же наступила пора побывать на  могилах  предков? Многие ещё можно найти. Преклонить колени. Приехать в туже Германию, Польшу …. Как они там?  У моей жены дедушку немцы расстреляли в Червени. Казалось бы  рядом. Сначала забрали в тюрьму, а уже затем расстреляли.… Но где хотя бы  это место? Неужели нельзя найти?
Разговаривал со своим товарищем….  Говорит  в школе, везде спрашивают детей про дедов или, хотя бы , родственников, которые воевали в  Отечественную… . а у меня, он говорит,  деда  в 1939 году призвали в Польскую  армию с  тогдашней  «Западная Белоруссии».  Когда  командир  стал поднимать солдат в  атаку,  его кто-то  из своих же  солдат   застрелил и все пошли сдаваться. Видно, не особенно  не  хотели  наши  белорусы сражаться  за тогдашнюю Польшу. … Всю войну  дед потом  пробыл в плену…..  Но  мой товарищ  не остановился и  стал   дальше искать других родственников.…    Вспомнили  про  дядю, который был в партизанах, а потом куда-то пропал… Вдруг,  выяснилось, что   после  партизанского отряда  дядя  попал в Красную Армию и погиб в Польше.  Мой товарищ  собрал   в мешочек землю     с тех  мест где он когда был, и он отправил на его  могилу  сына…
 
Рейтинг: +3 275 просмотров
Комментарии (1)
Надежда Киселева # 3 мая 2021 в 16:19 0
Хороший, жизненный рассказ, Василий!
Сейчас ещё можно что-то отыскать, но одинокие могилы так и останутся неизвестными! Повезло тем, кто смог найти могилы своих родственников!
den-pobedy-2