ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Палач под парусами

Палач под парусами

4 июля 2015 - Neihardt
article296644.jpg
х  х  х
 
                 Ловите ветер всеми парусами,
                 К чему гадать,
                 Любой корабль - враг,
                 Удача - миф. И эту веру сами
                 Мы создали, поднявши черный                                       
                                           флаг.
                                      В.Высоцкий.
 
                                   
   В туманной стылости осенного залива где-то под чопорным британским Ливерпулем из розоватого марева тусклого рассвета встают короткие мачты брига. Где-то внизу под ними смытой кляксой теряется округлый, завальчивый корпус с коротким бушпритом на широком, словно поплющенном, носу. Изгибистый ригель изрядно загажен. Высокая транцевая корма лишена каких-либо архитектурных излишеств и на удивление тяжеловесна.
 
   Странное творение допотопного инженерного ума, появившееся на свет, кажется, раньше нельсоновской "Виктори", в 1895 году своим ходом притащилось из мокрого, жаркого австралийского Мельбурна к стенам британской столицы. Вползло в устье Темзы, распластавшись по пресной свинцовой воде, продвинулось чуть ли не к Парламентскому мосту. Крепко вцепилось якорями в вязкий, тошный городской грунт.
 
   Он был 135 футов длины. Около 30 футов ширины по миделю. Под бушпритом, набившая оскомину своей каноничностью, улыбалась пышная полунагая деревянная наяда, крашеная бронзовкой.  И при тяжком, подминающем волну ходе парусника эту грудастую девицу макало в воду до самых глаз.
 
   На плоском кватердеке тоже стояли деревянные статуи. И, судя по богатству и вычурности декора, корабль был несколько старше, чем написано в его технических документах. На рынде рядом с именем - "Сэксесс" - была выбита дата 1790, но скорее всего - это год изготовления колокола, а не год спуска его хозяина. Британский эксперт Фрэнклин Боуэн определил примерный возраст корабля по состоянию его основного набора и пришел к выводу, что это странное создание появилось на свет примерно в 1840 году. Однако экскурсантам, посетившим парусник летом 1895 года в Ливерпуле, капитан показывал следы от ожогов калеными ядрами, красноречиво свидетельствующие об участии корабля в войне.
 
   По преданию, эти раны нанес "Сэксессу" французский корвет в 1815 году, в Бискайском заливе. Традиционная ситуация для морской войны: рейдер требует досмотра транспортного корабля, несчастная жертва пытается оказать сопротивление... Только случаи, когда транспорту удается благополучно отбиться - редкость, и уже этим "Сэксесс" уникален.
 
   Опровергает вывод Боуэна и пожелтевший кусок гербовой бумаги, на котором был некогда подписан договор, заключенный в 1802 году между британским
правительством и частной судоходной компанией в Шотландии. Договор о фрахте грузового брига "Сэксесс" на "специальные перевозки".
 
   Собственно, с 1802 года и началась биография "Сэксесса", приведшая его в конце девятнадцатого столетия на музейную службу. "Специальными перевозками" в документах именовались рейсы по доставке осужденных арестантов из тюрем на "каторжные" колониальные острова. "Сэксесс" работал на линии Ботани-Бей - Тасмания, и сорок пять лет с лишним переправлял кандальников, осужденных пожизненно.
 
   Когда корпус корабля несколько обветшал, тюремные власти решили, что штормовать с арестантами в океане стало для него небезопасно, и старому бригу подыскали другую работу. Он встал на якорь возле тюремной пристани в бухте Гилонг - для исполнения обязанностей карцерного корабля при здешней исправительной каторге.
 
   Декоративные скульптуры с борта сняли и отвезли в местный музейчик - небольшого размера подвал-галерею в городке Уильямстаун. Лучший кубрик в кормовой части, где некогда помещались офицеры, оставили практически нетронутым - для отдыха надзирателей. В командирском салоне поселили начальника тюрьмы с семьей. А бывшую каюту для привилегированных пассажиров отдали... палачам.
 
   Прочее же полезное пространство на палубах и в трюмах переоборудовали под карцерные клети. Установили, например, прочные подкрепления подволок и переборки из тяжелого мореного дуба, усилили люки, в немногочисленные оставшиеся не заколоченными иллюминаторы вделали стальные решетки.
 
   Дубовые переборки позволяли арестантам перестукиваться. Но конструкция некоторых "строгих" карцеров, расположенных в бывших грузовых трюмах, не предусматривала ни световых люков, ни бортовых иллюминаторов, ни даже вентиляционных отдушин.  От этого произошло недоразумение: во имя милосердия Божьего кающимся негодяям было положено выдавать почитать Библию. Но при этом тюремный устав запрещал выдачу узникам свечей - во избежание пожара. Тем более, что в Австралии уже был случай, когда от одной свечи на борту тюремного парусника занялся большой пожар, и в суете, когда охрана занялась спасением от огня казенного имущества, каторжане разбежались. Правда, здесь британскую правоохранительную систему выручила стихия: в кандалах долго не проплаваешь. К тому же меж бортом погорелого транспорта и ближайшим пирсом, находившимся в 800 ярдах, в воде кишели акулы...
 
   На борту "Сэксесса" привилегией иметь свечи или фонари пользовались только офицеры охраны. Да еще дюжину свечей в месяц положено было отсылать в ту самую, "палаческую" каюту - чтобы заплечных дел мастера могли хоть грехи по вечерам отмаливать.
 
   А что отмаливать - было. Британская исправительная система вполне могла поспорить в технологии экзекуций даже с прославленными палачами - испанскими инквизиторами. К тому же наличие при тюрьме специального карцерного корабля давало здесь дополнительные возможности.
 
   Высечь нарушителя режима на дыбе могут, в принципе, в любой тюрьме. Или, скажем, водрузить на пять-шесть часов на деревянную "кобылу" с острым угловатым хребтом... Но "Сэксесс" давал здесь совершенно особые возможности. Например, в ходу было следующее наказание: каторжника привязывают за руки и за ноги к подкильному концу и, макнув в воду головой с левого борта, вытаскивают на правом. Называется это - килевание. В результате наказуемый успевает вдоволь нахлебаться морской горько-соленой воды, и к тому же нередко до костей обдирает спину об острые ракушки, которыми поросло днище корабля. На запах крови из расцарапанной спины могут прийти акулы - и несчастный будет еще и покусан, если не загрызен насмерть. Впрочем, насмерть загрызть арестанта акулы успевали редко, гораздо чаще изувеченное тело палачи извлекали из воды и позволяли несчастному мирно умереть от шока и кровопотери в тюремном лазарете.
 
   Больше трех протаскиваний под килем не выдержать и самому физически здоровому человеку. Более того, подмечено: как раз силачи-то и умирают первыми. Не от акульих зубов - от кислородного голодания.
 
   На ахтердеке "Сэксесса" установили прочную железную клеть, на манер тех, в которых держат хищников в городских зверинцах. Острый на язык каторжный люд тут же окрестил эту клеть "Тигрятником", поскольку в первый же день по установке в нее в числе двадцати особо опасных осужденных убийц угодил буйнопомешанный. Несчастный арестант вообразил себя зверем, ходил на четырех, рычал, кусался, откликался на имя Рич - в честь известного в Лондоне циркового тигра... Остальные узники долго требовали от начальника тюрьмы перевести безумного в больничную камеру, но ничего не добились. И так как сидеть в одной клети с агрессивным сумасшедшим было просто невозможно, однажды ночью очередной искусанный "тигром" убийца задушил несчастного цепью от кандалов.
 
   На палубе полубака "Сэксесса" для набожных заключенных возвели часовенку. По воскресеньям приезжал с берега англиканский священник. Ради безопасности духовного лица, солдаты сопровождали кающихся грешников прямо до исповедальни. Последняя же была устроена по образцу комнат для свиданий в тюрьмах: между патером и верующим стояла плотная металлическая сетка, сквозь ячеи которой можно было лишь просунуть палец. Так, одним пальцем, святой отец и даровал благословение своим прихожанам.
 
   Когда приходил в плавучую тюрьму новый этап, каторжанам для начала устраивали дезинфекцию. Снимали с потных немытых тел робу и рубаху, старое нательное белье - часто полусгнившее - сжигали, а взамен выдавали традиционный тюремный мешковатый костюм из парусины в вертикальную полосочку. Но сразу надеть не разрешали - вели нагишом через всю палубу из вошебойни в купальную.
 
   Это только так называется - "купальная". По сути же дела - огромный чан на ножках, в котором в морской воде был приготовлена дезинфицирующая взвесь - из поташа и карболки. Соль, щелочь и небольшое количество мыльного корня. Раствор был крепок - иначе заразу не убить... Вошь да чесотка - типичные "гости" тюремных камер - действительно были редкостью на борту "Сэксесса".
 
   Но тут стоит вспомнить, что "Сэксесс" был не просто тюремным кораблем, а карцерным. В эту пенящуюся серыми пузырями огромную медную ванну попадали чаще всего заключенные "по второму приговору" - рецидивисты, нарушители тюремного режима, пойманные беглецы... Их всех закон велит после суда заковать в кандалы и сечь. Стандартное распоряжение судьи часто выглядит так: пятьдесят плетей и десять суток карцера... Представьте себе, как отреагирует на этот дезинфицирующий раствор человеческая кожа, по которой накануне вдоволь поплясали розги или плети?..  Сто шомполов плюс дезинфекция - и смертного приговора не надо.
 
   И не символично ли, что функции банщика в "купальной" выполняли посменно... все те же палачи! Сегодня дюжий парень в кожаном фартуке сечет тебя шомполом, а завтра грубой мочалкой или щеткой трет по свежим рубцам - с дезинфекцией. А что? Одного порядка работенка!
  
   После бани осужденных вели клеймить. У "Сэксесса" было собственное клеймо - на правой ладони каторжанина каленым железом палач ставил широкую стрелу, в основание которой была вписана буква "S". Затем кузнец, он же - подручный палача, надевал узнику новые кандалы. В отличие от прежних, - сковывавших руки и ноги, но позволяющих работать, скажем, киркой или лопатой, - эти были устроены так, чтобы максимально затруднить передвижение.
 
   Например, к правой ноге на короткой цепи крепили чугунное пушечное ядро весом около семидесяти двух фунтов. А если кого-то хотели проучить за побег, вместо ядра, которое хоть катить можно, вешали кусочек рельса того же веса. Поди-ка, сдвинь!.. И сохранила каторжная изустная молва историю о том, как осужденный за шестой побег на удвоение и без того долгого срока, смелый шотландский разбойник Макферсон, силач необыкновенный, голыми руками оторвал со своей цепи злосчастную железяку, и, раскрутив ее над головой, бросил в конвойного. Убил насмерть. Но Макферсону так и не удалось бежать с борта "Сэксесса" - его, бросившегося в воду, подстрелили солдаты, стоявшие с оружием на фор-марсе брига.
 
   Вооруженный конвой на марсовой площадке - не прообраз ли нынешних вышек для тюремной охраны?..
 
   Капитан тюремного корабля - царь, бог и высший судия для своих заключенных. Из капитанов "Сэксесса" особой жестокостью прославился Джон Прайс. Неподкупный и строгий, не терпевший ни дерзости, ни сопротивления, ни просто мнения, отличного от своего. При нем, якобы, "Сэссекс" нередко нес на реях казненных смутьянов, а чтобы кого-нибудь не протащили на потеху рыбам под килем, не проходило и дня.
 
   Многие исследователи полагают, что капитан Прайс - личность легендарная, порожденная весьма падким на такие образы тюремным фольклором и никогда не существовавшая в действительности... Даже фамилия, мол, об этом говорит: "прайс" в переводе с английского - цена, плата. А "Капитан Расплата" фигурирует в пиратских байках, сочиненных еще во времена Дрейка...
 
   Однако, существует архивная запись, согласно которой в марте 1857 года в береговом каторжном лагере, в каменоломне, погиб некий капитан Джон Прайс, приведший партию заключенных на работу. Бывший шахтер, осужденный за пьяное бытовое убийство и носивший на правой ладони черную "стрелу "Сэксесса"", в ответ на словесное оскорбление вспылил и разбил офицеру голову своей лопатой. По другой версии - трое заключенных решили бежать, и во время работ на каменоломне спровоцировали в подземной галерее обвал, под которым и погибли конвойные во главе с капитаном Прайсом.
 
   Тот ли это Прайс, что командовал карцерным бригом, или другой какой? не знаю... Может, и другой, поскольку не будет же офицер, приравненный в ранге к начальнику тюрьмы, самолично конвоировать осужденных на работы в каменоломню на берегу!
 
   Однако, факт убийства офицера поднадзорными привлек к каторжным делам внимание журналистов. Газеты раздули историю до небес, и в бухту Гилонг прибыла из Лондона комиссия парламентариев.
 
   "Палач под парусами"... С тех пор "Сэксесса" редко именовали иначе... На каторжном острове сменилось начальство - в отставку пошли и начальник тюрьмы, и судья, и губернатор. За неоправданную жестокость по отношению к осужденным.
 
   У старого брига тоже переменилась вся жизнь. "Тигрятник" снесли. "Купальную" заменили обычной баней. Поменяли и "контингент": отныне "Сэксесс" был приписан к Уилямстаунской женской тюрьме. А чтобы от бывших воровок и шлюх была хоть какая-то польза, в трюмных камерах устроили освещение и поставили швейные машины. Каторжанки шили солдатское белье. Причем, за хорошую работу начислялось жалование, которое не выдавалось сразу, а копилось на особом счете у тюремного казначея и выплачивалось в день освобождения.
 
   Через восемь лет, в 1868 году парусник передали городскому Опекунскому совету. В качестве исправительного учреждения для малолеток. В камеры поселили десяти-двенадцатилетних беспризорников, воришек-сирот, "палаческую" каюту заняли священник и учитель... Охраны тоже стало поменьше. И первый удачный побег с борта "Сэксесса" не заставил себя ждать.
 
   Малолетние воры увели четырехвесельный разъездной гик, содержавшийся при "Сэксессе", нагрузили краденую шлюпку краденой крупой из провизионки, стащили с камбуза огромный медный котел и несколько черпаков, исхитрились добыть дров, сушеной рыбы и даже табаку. А для того, чтобы не пропасть в чужих краях, юные авантюристы решили торговать скобяными изделиями и плотничать, для чего ограбили корабельную мастерскую, где прежде сами же и занимались разными общественно-полезными ремеслами...
 
   Выловили ушлых малолеток за сотни миль - на соседнем острове. И то - случайно. И после этого колониальные власти решили, что "Сэксесс" слишком стар для службы. В 1880 году его вчистую списали, и вероятнее всего, уничтожили бы, но какой-то умный и богатый чудак выкупил у тюрьмы старый парусник.
 
   Чудаку этому пришла в голову странная мысль: сделать на корабле передвижной музей тюрьмы и каторги. Во время ремонта-реставрации на палубе восстановили "тигрятник", посадив в клетку вместо живых людей несколько восковых кукол в арестантской полосатой робе. Обновили камеры на жилой палубе. К мачте обратно прибили давно снятую решетку для привязывания наказуемых плетьми. А в знаменитой палаческой каюте открыли выставку кандалов. Коллекция была - будь здоров: цепи ручные и ножные, кандалы-кольца и кандалы-колодки, поясные и шейные, шиповые и гладкие, с ядром и без ядра... Было даже то, что никогда не использовал сам "Сэксесс" - кандалы для приковывания галерного каторжника к веслу.
 
   Экскурсоводом наняли "завязавшего" вора, начавшего на пятом десятке лет честную жизнь, некоего Гарри Пауэра, который сам от звонка до звонка отбыл десять лет на каторге и с "Сэксессом" познакомился лично. Правда, прежде чем Гарри допустили к туристам, ему пришлось долго отучать от сквернословия и тюремно-воровского жаргона - аналога русской "фени" в английском языке.  Впрочем, когда Гарри рассказывал о некоторых карцерных обычаях, он нередко все-таки срывался на самую отборную площадную брань...
 
   Первую свою экспедицию в качестве музейного экспоната "Сэксесс" совершил в Сидней. Но в этом городе, почти полностью построенном подневольными руками ссыльных и каторжан, музей тюрьмы был непопулярен. Слишком многие не нуждались в экскурсии, чтобы понять, что такое старый уголовный застенок... Бывшие осужденные, навсегда осевшие в этом краю, вынесли "Сэксессу", палачу под парусами, смертный приговор, и тайно, ночью, привели в исполнение. Старый бриг был затоплен ими прямо в порту - и это его спасло. Миллионер, хозяин музея, не открывавший публике своего истинного имени, нанял спасателей и вытащил свой лучший экспонат с того света.
 
   Кстати, имя таинственного богача до сих пор неизвестно. Говорят, что им был знаменитый Скэрри - известный разбойник и торговец опиумом, сумевший при аресте сохранить от конфискации несколько миллионов фунтов стерлингов. Выйдя из тюрьмы по амнистии, он, дескать, покончил с преступным прошлым и сделался...  архивариусом-любителем, собиравшим старинные уголовные дела.
 
   Другая версия гласила, что нынешним хозяином тюремного брига является вовсе даже не бывший вор-каторжник, а совсем наоборот - отставной генерал, начальник исправительной тюрьмы на Азорских островах...
 
   Удивительно, но факт: корабль, которому было за сотню лет от роду, после ремонта самостоятельно перешел из Порт-Джексона в Австралии в Лондон. Тащился шестиузловым ходом под парусами почти сто шестьдесят дней, и по пути на полмесяца остановился на острове Святой Елены с целью посетить... место заключения Наполеона!
 
   А в 1912 году старик подался за океан: в американском Бостоне городские власти заказали выставку и курс лекций по истории каторги... там, в Америке, и застало старого надзирателя начало мировой войны.
 
   "Сэксесс" куда-то спрятался, и до 1917 года о нем ничего не было слышно. Потом газеты принесли известие: у слияния рек Огайо и Кентукки старое парусное судно "Сэксесс" столкнулось с буксиром и утопило его... Ничего себе - прочность корпуса, если старик был способен выдержать удар металлического корпуса буксира и не пойти при этом ко дну!
 
   Он еще долго служил после этого. Американцы поставили старому бригу паровой двигатель для вспомогательного маневрирования - и на радостях он почти перестал пользоваться парусами. По-прежнему была развернута на борту экспозиция тюремного музея - и выставки "Сэксесса" собирали немало любопытных, желающих узнать быт каторжан минувшего века.
 
   Погиб "Сэксесс" в 1946 году. Сгорел в порту во время пожара. И по преданию, причиной возгорания послужила молния, ударившая в грот-мачту брига. Не иначе - Господь покарал "палача под парусами" за все его немалые старые грехи...
______________________________________________________________________  

© Copyright: Neihardt, 2015

Регистрационный номер №0296644

от 4 июля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0296644 выдан для произведения: х  х  х
 
                 Ловите ветер всеми парусами,
                 К чему гадать,
                 Любой корабль - враг,
                 Удача - миф. И эту веру сами
                 Мы создали, поднявши черный                                       
                                           флаг.
                                      В.Высоцкий.
 
                                   
   В туманной стылости осенного залива где-то под чопорным британским Ливерпулем из розоватого марева тусклого рассвета встают короткие мачты брига. Где-то внизу под ними смытой кляксой теряется округлый, завальчивый корпус с коротким бушпритом на широком, словно поплющенном, носу. Изгибистый ригель изрядно загажен. Высокая транцевая корма лишена каких-либо архитектурных излишеств и на удивление тяжеловесна.
 
   Странное творение допотопного инженерного ума, появившееся на свет, кажется, раньше нельсоновской "Виктори", в 1895 году своим ходом притащилось из мокрого, жаркого австралийского Мельбурна к стенам британской столицы. Вползло в устье Темзы, распластавшись по пресной свинцовой воде, продвинулось чуть ли не к Парламентскому мосту. Крепко вцепилось якорями в вязкий, тошный городской грунт.
 
   Он был 135 футов длины. Около 30 футов ширины по миделю. Под бушпритом, набившая оскомину своей каноничностью, улыбалась пышная полунагая деревянная наяда, крашеная бронзовкой.  И при тяжком, подминающем волну ходе парусника эту грудастую девицу макало в воду до самых глаз.
 
   На плоском кватердеке тоже стояли деревянные статуи. И, судя по богатству и вычурности декора, корабль был несколько старше, чем написано в его технических документах. На рынде рядом с именем - "Сэксесс" - была выбита дата 1790, но скорее всего - это год изготовления колокола, а не год спуска его хозяина. Британский эксперт Фрэнклин Боуэн определил примерный возраст корабля по состоянию его основного набора и пришел к выводу, что это странное создание появилось на свет примерно в 1840 году. Однако экскурсантам, посетившим парусник летом 1895 года в Ливерпуле, капитан показывал следы от ожогов калеными ядрами, красноречиво свидетельствующие об участии корабля в войне.
 
   По преданию, эти раны нанес "Сэксессу" французский корвет в 1815 году, в Бискайском заливе. Традиционная ситуация для морской войны: рейдер требует досмотра транспортного корабля, несчастная жертва пытается оказать сопротивление... Только случаи, когда транспорту удается благополучно отбиться - редкость, и уже этим "Сэксесс" уникален.
 
   Опровергает вывод Боуэна и пожелтевший кусок гербовой бумаги, на котором был некогда подписан договор, заключенный в 1802 году между британским
правительством и частной судоходной компанией в Шотландии. Договор о фрахте грузового брига "Сэксесс" на "специальные перевозки".
 
   Собственно, с 1802 года и началась биография "Сэксесса", приведшая его в конце девятнадцатого столетия на музейную службу. "Специальными перевозками" в документах именовались рейсы по доставке осужденных арестантов из тюрем на "каторжные" колониальные острова. "Сэксесс" работал на линии Ботани-Бей - Тасмания, и сорок пять лет с лишним переправлял кандальников, осужденных пожизненно.
 
   Когда корпус корабля несколько обветшал, тюремные власти решили, что штормовать с арестантами в океане стало для него небезопасно, и старому бригу подыскали другую работу. Он встал на якорь возле тюремной пристани в бухте Гилонг - для исполнения обязанностей карцерного корабля при здешней исправительной каторге.
 
   Декоративные скульптуры с борта сняли и отвезли в местный музейчик - небольшого размера подвал-галерею в городке Уильямстаун. Лучший кубрик в кормовой части, где некогда помещались офицеры, оставили практически нетронутым - для отдыха надзирателей. В командирском салоне поселили начальника тюрьмы с семьей. А бывшую каюту для привилегированных пассажиров отдали... палачам.
 
   Прочее же полезное пространство на палубах и в трюмах переоборудовали под карцерные клети. Установили, например, прочные подкрепления подволок и переборки из тяжелого мореного дуба, усилили люки, в немногочисленные оставшиеся не заколоченными иллюминаторы вделали стальные решетки.
 
   Дубовые переборки позволяли арестантам перестукиваться. Но конструкция некоторых "строгих" карцеров, расположенных в бывших грузовых трюмах, не предусматривала ни световых люков, ни бортовых иллюминаторов, ни даже вентиляционных отдушин.  От этого произошло недоразумение: во имя милосердия Божьего кающимся негодяям было положено выдавать почитать Библию. Но при этом тюремный устав запрещал выдачу узникам свечей - во избежание пожара. Тем более, что в Австралии уже был случай, когда от одной свечи на борту тюремного парусника занялся большой пожар, и в суете, когда охрана занялась спасением от огня казенного имущества, каторжане разбежались. Правда, здесь британскую правоохранительную систему выручила стихия: в кандалах долго не проплаваешь. К тому же меж бортом погорелого транспорта и ближайшим пирсом, находившимся в 800 ярдах, в воде кишели акулы...
 
   На борту "Сэксесса" привилегией иметь свечи или фонари пользовались только офицеры охраны. Да еще дюжину свечей в месяц положено было отсылать в ту самую, "палаческую" каюту - чтобы заплечных дел мастера могли хоть грехи по вечерам отмаливать.
 
   А что отмаливать - было. Британская исправительная система вполне могла поспорить в технологии экзекуций даже с прославленными палачами - испанскими инквизиторами. К тому же наличие при тюрьме специального карцерного корабля давало здесь дополнительные возможности.
 
   Высечь нарушителя режима на дыбе могут, в принципе, в любой тюрьме. Или, скажем, водрузить на пять-шесть часов на деревянную "кобылу" с острым угловатым хребтом... Но "Сэксесс" давал здесь совершенно особые возможности. Например, в ходу было следующее наказание: каторжника привязывают за руки и за ноги к подкильному концу и, макнув в воду головой с левого борта, вытаскивают на правом. Называется это - килевание. В результате наказуемый успевает вдоволь нахлебаться морской горько-соленой воды, и к тому же нередко до костей обдирает спину об острые ракушки, которыми поросло днище корабля. На запах крови из расцарапанной спины могут прийти акулы - и несчастный будет еще и покусан, если не загрызен насмерть. Впрочем, насмерть загрызть арестанта акулы успевали редко, гораздо чаще изувеченное тело палачи извлекали из воды и позволяли несчастному мирно умереть от шока и кровопотери в тюремном лазарете.
 
   Больше трех протаскиваний под килем не выдержать и самому физически здоровому человеку. Более того, подмечено: как раз силачи-то и умирают первыми. Не от акульих зубов - от кислородного голодания.
 
   На ахтердеке "Сэксесса" установили прочную железную клеть, на манер тех, в которых держат хищников в городских зверинцах. Острый на язык каторжный люд тут же окрестил эту клеть "Тигрятником", поскольку в первый же день по установке в нее в числе двадцати особо опасных осужденных убийц угодил буйнопомешанный. Несчастный арестант вообразил себя зверем, ходил на четырех, рычал, кусался, откликался на имя Рич - в честь известного в Лондоне циркового тигра... Остальные узники долго требовали от начальника тюрьмы перевести безумного в больничную камеру, но ничего не добились. И так как сидеть в одной клети с агрессивным сумасшедшим было просто невозможно, однажды ночью очередной искусанный "тигром" убийца задушил несчастного цепью от кандалов.
 
   На палубе полубака "Сэксесса" для набожных заключенных возвели часовенку. По воскресеньям приезжал с берега англиканский священник. Ради безопасности духовного лица, солдаты сопровождали кающихся грешников прямо до исповедальни. Последняя же была устроена по образцу комнат для свиданий в тюрьмах: между патером и верующим стояла плотная металлическая сетка, сквозь ячеи которой можно было лишь просунуть палец. Так, одним пальцем, святой отец и даровал благословение своим прихожанам.
 
   Когда приходил в плавучую тюрьму новый этап, каторжанам для начала устраивали дезинфекцию. Снимали с потных немытых тел робу и рубаху, старое нательное белье - часто полусгнившее - сжигали, а взамен выдавали традиционный тюремный мешковатый костюм из парусины в вертикальную полосочку. Но сразу надеть не разрешали - вели нагишом через всю палубу из вошебойни в купальную.
 
   Это только так называется - "купальная". По сути же дела - огромный чан на ножках, в котором в морской воде был приготовлена дезинфицирующая взвесь - из поташа и карболки. Соль, щелочь и небольшое количество мыльного корня. Раствор был крепок - иначе заразу не убить... Вошь да чесотка - типичные "гости" тюремных камер - действительно были редкостью на борту "Сэксесса".
 
   Но тут стоит вспомнить, что "Сэксесс" был не просто тюремным кораблем, а карцерным. В эту пенящуюся серыми пузырями огромную медную ванну попадали чаще всего заключенные "по второму приговору" - рецидивисты, нарушители тюремного режима, пойманные беглецы... Их всех закон велит после суда заковать в кандалы и сечь. Стандартное распоряжение судьи часто выглядит так: пятьдесят плетей и десять суток карцера... Представьте себе, как отреагирует на этот дезинфицирующий раствор человеческая кожа, по которой накануне вдоволь поплясали розги или плети?..  Сто шомполов плюс дезинфекция - и смертного приговора не надо.
 
   И не символично ли, что функции банщика в "купальной" выполняли посменно... все те же палачи! Сегодня дюжий парень в кожаном фартуке сечет тебя шомполом, а завтра грубой мочалкой или щеткой трет по свежим рубцам - с дезинфекцией. А что? Одного порядка работенка!
  
   После бани осужденных вели клеймить. У "Сэксесса" было собственное клеймо - на правой ладони каторжанина каленым железом палач ставил широкую стрелу, в основание которой была вписана буква "S". Затем кузнец, он же - подручный палача, надевал узнику новые кандалы. В отличие от прежних, - сковывавших руки и ноги, но позволяющих работать, скажем, киркой или лопатой, - эти были устроены так, чтобы максимально затруднить передвижение.
 
   Например, к правой ноге на короткой цепи крепили чугунное пушечное ядро весом около семидесяти двух фунтов. А если кого-то хотели проучить за побег, вместо ядра, которое хоть катить можно, вешали кусочек рельса того же веса. Поди-ка, сдвинь!.. И сохранила каторжная изустная молва историю о том, как осужденный за шестой побег на удвоение и без того долгого срока, смелый шотландский разбойник Макферсон, силач необыкновенный, голыми руками оторвал со своей цепи злосчастную железяку, и, раскрутив ее над головой, бросил в конвойного. Убил насмерть. Но Макферсону так и не удалось бежать с борта "Сэксесса" - его, бросившегося в воду, подстрелили солдаты, стоявшие с оружием на фор-марсе брига.
 
   Вооруженный конвой на марсовой площадке - не прообраз ли нынешних вышек для тюремной охраны?..
 
   Капитан тюремного корабля - царь, бог и высший судия для своих заключенных. Из капитанов "Сэксесса" особой жестокостью прославился Джон Прайс. Неподкупный и строгий, не терпевший ни дерзости, ни сопротивления, ни просто мнения, отличного от своего. При нем, якобы, "Сэссекс" нередко нес на реях казненных смутьянов, а чтобы кого-нибудь не протащили на потеху рыбам под килем, не проходило и дня.
 
   Многие исследователи полагают, что капитан Прайс - личность легендарная, порожденная весьма падким на такие образы тюремным фольклором и никогда не существовавшая в действительности... Даже фамилия, мол, об этом говорит: "прайс" в переводе с английского - цена, плата. А "Капитан Расплата" фигурирует в пиратских байках, сочиненных еще во времена Дрейка...
 
   Однако, существует архивная запись, согласно которой в марте 1857 года в береговом каторжном лагере, в каменоломне, погиб некий капитан Джон Прайс, приведший партию заключенных на работу. Бывший шахтер, осужденный за пьяное бытовое убийство и носивший на правой ладони черную "стрелу "Сэксесса"", в ответ на словесное оскорбление вспылил и разбил офицеру голову своей лопатой. По другой версии - трое заключенных решили бежать, и во время работ на каменоломне спровоцировали в подземной галерее обвал, под которым и погибли конвойные во главе с капитаном Прайсом.
 
   Тот ли это Прайс, что командовал карцерным бригом, или другой какой? не знаю... Может, и другой, поскольку не будет же офицер, приравненный в ранге к начальнику тюрьмы, самолично конвоировать осужденных на работы в каменоломню на берегу!
 
   Однако, факт убийства офицера поднадзорными привлек к каторжным делам внимание журналистов. Газеты раздули историю до небес, и в бухту Гилонг прибыла из Лондона комиссия парламентариев.
 
   "Палач под парусами"... С тех пор "Сэксесса" редко именовали иначе... На каторжном острове сменилось начальство - в отставку пошли и начальник тюрьмы, и судья, и губернатор. За неоправданную жестокость по отношению к осужденным.
 
   У старого брига тоже переменилась вся жизнь. "Тигрятник" снесли. "Купальную" заменили обычной баней. Поменяли и "контингент": отныне "Сэксесс" был приписан к Уилямстаунской женской тюрьме. А чтобы от бывших воровок и шлюх была хоть какая-то польза, в трюмных камерах устроили освещение и поставили швейные машины. Каторжанки шили солдатское белье. Причем, за хорошую работу начислялось жалование, которое не выдавалось сразу, а копилось на особом счете у тюремного казначея и выплачивалось в день освобождения.
 
   Через восемь лет, в 1868 году парусник передали городскому Опекунскому совету. В качестве исправительного учреждения для малолеток. В камеры поселили десяти-двенадцатилетних беспризорников, воришек-сирот, "палаческую" каюту заняли священник и учитель... Охраны тоже стало поменьше. И первый удачный побег с борта "Сэксесса" не заставил себя ждать.
 
   Малолетние воры увели четырехвесельный разъездной гик, содержавшийся при "Сэксессе", нагрузили краденую шлюпку краденой крупой из провизионки, стащили с камбуза огромный медный котел и несколько черпаков, исхитрились добыть дров, сушеной рыбы и даже табаку. А для того, чтобы не пропасть в чужих краях, юные авантюристы решили торговать скобяными изделиями и плотничать, для чего ограбили корабельную мастерскую, где прежде сами же и занимались разными общественно-полезными ремеслами...
 
   Выловили ушлых малолеток за сотни миль - на соседнем острове. И то - случайно. И после этого колониальные власти решили, что "Сэксесс" слишком стар для службы. В 1880 году его вчистую списали, и вероятнее всего, уничтожили бы, но какой-то умный и богатый чудак выкупил у тюрьмы старый парусник.
 
   Чудаку этому пришла в голову странная мысль: сделать на корабле передвижной музей тюрьмы и каторги. Во время ремонта-реставрации на палубе восстановили "тигрятник", посадив в клетку вместо живых людей несколько восковых кукол в арестантской полосатой робе. Обновили камеры на жилой палубе. К мачте обратно прибили давно снятую решетку для привязывания наказуемых плетьми. А в знаменитой палаческой каюте открыли выставку кандалов. Коллекция была - будь здоров: цепи ручные и ножные, кандалы-кольца и кандалы-колодки, поясные и шейные, шиповые и гладкие, с ядром и без ядра... Было даже то, что никогда не использовал сам "Сэксесс" - кандалы для приковывания галерного каторжника к веслу.
 
   Экскурсоводом наняли "завязавшего" вора, начавшего на пятом десятке лет честную жизнь, некоего Гарри Пауэра, который сам от звонка до звонка отбыл десять лет на каторге и с "Сэксессом" познакомился лично. Правда, прежде чем Гарри допустили к туристам, ему пришлось долго отучать от сквернословия и тюремно-воровского жаргона - аналога русской "фени" в английском языке.  Впрочем, когда Гарри рассказывал о некоторых карцерных обычаях, он нередко все-таки срывался на самую отборную площадную брань...
 
   Первую свою экспедицию в качестве музейного экспоната "Сэксесс" совершил в Сидней. Но в этом городе, почти полностью построенном подневольными руками ссыльных и каторжан, музей тюрьмы был непопулярен. Слишком многие не нуждались в экскурсии, чтобы понять, что такое старый уголовный застенок... Бывшие осужденные, навсегда осевшие в этом краю, вынесли "Сэксессу", палачу под парусами, смертный приговор, и тайно, ночью, привели в исполнение. Старый бриг был затоплен ими прямо в порту - и это его спасло. Миллионер, хозяин музея, не открывавший публике своего истинного имени, нанял спасателей и вытащил свой лучший экспонат с того света.
 
   Кстати, имя таинственного богача до сих пор неизвестно. Говорят, что им был знаменитый Скэрри - известный разбойник и торговец опиумом, сумевший при аресте сохранить от конфискации несколько миллионов фунтов стерлингов. Выйдя из тюрьмы по амнистии, он, дескать, покончил с преступным прошлым и сделался...  архивариусом-любителем, собиравшим старинные уголовные дела.
 
   Другая версия гласила, что нынешним хозяином тюремного брига является вовсе даже не бывший вор-каторжник, а совсем наоборот - отставной генерал, начальник исправительной тюрьмы на Азорских островах...
 
   Удивительно, но факт: корабль, которому было за сотню лет от роду, после ремонта самостоятельно перешел из Порт-Джексона в Австралии в Лондон. Тащился шестиузловым ходом под парусами почти сто шестьдесят дней, и по пути на полмесяца остановился на острове Святой Елены с целью посетить... место заключения Наполеона!
 
   А в 1912 году старик подался за океан: в американском Бостоне городские власти заказали выставку и курс лекций по истории каторги... там, в Америке, и застало старого надзирателя начало мировой войны.
 
   "Сэксесс" куда-то спрятался, и до 1917 года о нем ничего не было слышно. Потом газеты принесли известие: у слияния рек Огайо и Кентукки старое парусное судно "Сэксесс" столкнулось с буксиром и утопило его... Ничего себе - прочность корпуса, если старик был способен выдержать удар металлического корпуса буксира и не пойти при этом ко дну!
 
   Он еще долго служил после этого. Американцы поставили старому бригу паровой двигатель для вспомогательного маневрирования - и на радостях он почти перестал пользоваться парусами. По-прежнему была развернута на борту экспозиция тюремного музея - и выставки "Сэксесса" собирали немало любопытных, желающих узнать быт каторжан минувшего века.
 
   Погиб "Сэксесс" в 1946 году. Сгорел в порту во время пожара. И по преданию, причиной возгорания послужила молния, ударившая в грот-мачту брига. Не иначе - Господь покарал "палача под парусами" за все его немалые старые грехи...
______________________________________________________________________  
 
Рейтинг: +5 703 просмотра
Комментарии (13)
Денис Маркелов # 4 июля 2015 в 12:01 +3
Интересный очерк
Neihardt # 23 октября 2015 в 21:25 +2
Информацию помогли собрать в Австралии, в музее тюрьмы и каторги.
Серов Владимир # 4 июля 2015 в 12:24 +3
Да, Вы романтик моря! Это замечательно!
Пишете хорошо! super
Neihardt # 4 июля 2015 в 12:45 +2
Профессиональный историк флота.
Галина Карташова # 9 мая 2016 в 08:59 +3
Очень интересно! big_smiles_138
Neihardt # 9 мая 2016 в 20:52 +2
Спасибо. Рад стараться, как положено говорить по уставу... preview
Алёша Крылов # 23 сентября 2016 в 09:01 +2
Спасибо!!!
Столько полезной и интересной информации почерпнула!!!!!!!!!!!

Валентина. 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e live
Neihardt # 23 сентября 2016 в 11:26 +2
Это моя работа, уважаемый читатель. Спасибо вам за страницу, которую вы ведете. "Не тогда убивают, когда убивают - убивают тогда, когда забывают"...
ЕДН # 28 сентября 2016 в 20:32 +2
Получила удовольствие от прочитанного! 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e Спасибо.. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Neihardt # 29 сентября 2016 в 00:41 +2
Благодарю за отзыв. Читайте, я скоро еще пару очерков поставлю.
ЕДН # 29 сентября 2016 в 00:55 +2
ОК.. 30
Серж Хан # 25 марта 2017 в 14:11 +1
Крутой кораблик, нечего сказать.
"Пятнадцать человек на сундук мертеца...
Иохохо! и бутылка рому."
Neihardt # 25 марта 2017 в 23:11 0
Серж, спасибо за прочтение. До тех пор, пока на земле существуют воры, тати и прочие разбойники, кому-то и при тюрьме работать приходится...