ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → МАРГАРИТА МИГУНОВА – ПИСАТЕЛЬ СЕНТЯБРЯ

МАРГАРИТА МИГУНОВА – ПИСАТЕЛЬ СЕНТЯБРЯ

28 сентября 2013 - Валерий Митрохин
article161756.jpg

Родилась в Сибири в семье учителя, и сама педагог по образованию и призванию.

Кроме того, для многих из нас, в шестидесятые годы молодых начинающих авторов, она – высокообразованный издатель и литератор, член Союза писателей СССР – была наставником. Первые свои книги крымские «шестидесятники» выпускали при ее строгом редактировании. Каждая такая встреча с Маргаритой Георгиевной стала  для многих из нас своеобразной школой мастерства.

С десяти лет, оставшись без отца, она при больной матери полной мерой хлебнула горя, испытала все тяготы военного лихолетья.

В Симферополь Мигунова приехала двадцатилетней. Отсюда была направлена на курсы писателей. Здесь стала сочинять и выпускать книги.

В мою жизнь она вошла как легенда. На одном из первых после каникул заседаний Литературного объединения, что работало в клубе Крымской организации Союза писателей (1967 год), его руководитель поэт Матвей Грунин (тоже личность незаурядная; самый первый переводчик Расула Гамзатова) как всегда, рассказывая о своих товарищах, членах СП (такая в ЛИТО была традиция), назвал это имя: Маргарита Мигунова. И добавил  – «…ее прозу высоко ценил Паустовский!» Патриот  русского слова Константин Георгиевич сказал о прозе Мигуновой следующее: «Простота говорит человеку сильнее и больше, чем ослепительней блеск».

Уже первая повесть  молодого автора «Степная глушь» обратила на себя внимание знаменитого Петра  Павленко  – послевоенного председателя Крымской организации Союза писателей СССР  и была рекомендована к публикации в альманахе «Крым». Вскоре Маргарита Мигунова сама стала редактором этого журнала, чем  активно способствовала  развитию литературного процесса в Крыму.

С тех пор было издано немало книг: «В конце апреля», «Поездка на юг», «Олений кордон», «Лето в Херсонесе», «На круги своя», «Антонина Лукина». Анатолий Домбровский так сказал о ее творчестве: «Оно отличается акварельностью письма, романтической чистотой и восторженностью юности, взирающей на героическое прошлое своих отцов и сыновей».

Мы, литобъединенцы шестидесятых, следуя  еще одной хорошей традиции, решили пригласить писательницу на одно из заседаний – послушать, поспрашивать, пообщаться. Маститые (и не только крымские!) писатели к нам приходили охотно. Маргарита Георгиевна отказала ввиду занятости. Она работала старшим редактором художественной литературы в издательстве «Таврия».

Кто-то из  продвинутых завсегдатаев литературного объединения сказал, мол, это на нее похоже, потому что она дама странная…

Позже, оказавшись в  «Таврии», я понял, что причина для отказа имела под собой вполне уважительную базу. Работы, в редакции художественной литературы было много. Была эта работа нелегкой (книги  издавать тогда считалось делом ответственным), а Маргарита Георгиевна относилась к разряду тех редакторов, которые добивались от авторов высочайшего качества слова. Она могла часами убеждать какого-нибудь амбициозного провинциала, что  фраза художественного произведения должна не только нести информацию, но и звучать…

За это ее недолюбливали местные гении и начальство, с которым она вступала в спор, когда оно навязывало к изданию  «своих» или «позвоночных» авторов. Досталось и мне, когда она редактировала мой роман «Искорень».

Словом, работать с нею было нелегко, но поучительно. А книги ее для меня, как для многих прозаиков, сразу же стали образцом мастерства. На мой взгляд, Мигунова является одним из лучших русских  женщин - прозаиков своего времени. Причем, работая в эпоху, когда каждый автор почитал обязательным упомянуть в своих книгах имена вождей, славословить партию, она умудрялась обходиться без этих приправ. Вероятно, потому и осталась без наград и званий. Хотя не чуждалась общественных дел, была, как говорили тогда, активным бойцом идеологического фронта. В одно время  по инициативе писателя Николая Бирюкова (крымского Павки Корчагина)  литераторы стали практиковать коллективные выезды в разные уголки Крыма. Поездки эти дали многим из них новые теми и героев. Итогом такого участия в жизни полуострова можно назвать и книгу Маргариты Мигуновой «Поездка на юг».

Снисходительная, сдержанная, образованная она и как редактор была нарасхват среди тех, кто знал, что от ее вмешательства книга только выиграет. Я имею ввиду  литераторов даже такого уровня, как Станислав Славич и критик  Владимир Вихров…

Маргарита Георгиевна и теперь пишет. Работает, как всегда, неторопливо, потому что знает, искусство не терпит суеты.

Распад страны принес множество проблем, с которыми так сложно справляться в одиночку. Многие писатели растерялись, ощутив невостребованность и неприкаянность. М. Г. Мигунова, отягощенная возрастом, однако, так ни разу  ни к кому и не обратилась за помощью…

В наши дни, увы, литературный труд не кормит, но он дает людям очень важное для этого тяжкого времени средство. Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности. Как раз об этом роман М. Мигуновой «На круги своя», опубликованный в  номерах  4 и 5 журнала «Брега Тавриды» в 2000 году.

Валерий Митрохин

Материалы опубликованы во всеукраинской  (подписной индекс 68349) ЛИТЕРАТУРНОЙ  ГАЗЕТЕ + Курьер культуры: Крым – Севастополь

 

 

 

© Copyright: Валерий Митрохин, 2013

Регистрационный номер №0161756

от 28 сентября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0161756 выдан для произведения:

Родилась в Сибири в семье учителя, и сама педагог по образованию и призванию.

Кроме того, для многих из нас, в шестидесятые годы молодых начинающих авторов, она – высокообразованный издатель и литератор, член Союза писателей СССР – была наставником. Первые свои книги крымские «шестидесятники» выпускали при ее строгом редактировании. Каждая такая встреча с Маргаритой Георгиевной стала  для многих из нас своеобразной школой мастерства.

С десяти лет, оставшись без отца, она при больной матери полной мерой хлебнула горя, испытала все тяготы военного лихолетья.

В Симферополь Мигунова приехала двадцатилетней. Отсюда была направлена на курсы писателей. Здесь стала сочинять и выпускать книги.

В мою жизнь она вошла как легенда. На одном из первых после каникул заседаний Литературного объединения, что работало в клубе Крымской организации Союза писателей (1967 год), его руководитель поэт Матвей Грунин (тоже личность незаурядная; самый первый переводчик Расула Гамзатова) как всегда, рассказывая о своих товарищах, членах СП (такая в ЛИТО была традиция), назвал это имя: Маргарита Мигунова. И добавил  – «…ее прозу высоко ценил Паустовский!» Патриот  русского слова Константин Георгиевич сказал о прозе Мигуновой следующее: «Простота говорит человеку сильнее и больше, чем ослепительней блеск».

Уже первая повесть  молодого автора «Степная глушь» обратила на себя внимание знаменитого Петра  Павленко  – послевоенного председателя Крымской организации Союза писателей СССР  и была рекомендована к публикации в альманахе «Крым». Вскоре Маргарита Мигунова сама стала редактором этого журнала, чем  активно способствовала  развитию литературного процесса в Крыму.

С тех пор было издано немало книг: «В конце апреля», «Поездка на юг», «Олений кордон», «Лето в Херсонесе», «На круги своя», «Антонина Лукина». Анатолий Домбровский так сказал о ее творчестве: «Оно отличается акварельностью письма, романтической чистотой и восторженностью юности, взирающей на героическое прошлое своих отцов и сыновей».

Мы, литобъединенцы шестидесятых, следуя  еще одной хорошей традиции, решили пригласить писательницу на одно из заседаний – послушать, поспрашивать, пообщаться. Маститые (и не только крымские!) писатели к нам приходили охотно. Маргарита Георгиевна отказала ввиду занятости. Она работала старшим редактором художественной литературы в издательстве «Таврия».

Кто-то из  продвинутых завсегдатаев литературного объединения сказал, мол, это на нее похоже, потому что она дама странная…

Позже, оказавшись в  «Таврии», я понял, что причина для отказа имела под собой вполне уважительную базу. Работы, в редакции художественной литературы было много. Была эта работа нелегкой (книги  издавать тогда считалось делом ответственным), а Маргарита Георгиевна относилась к разряду тех редакторов, которые добивались от авторов высочайшего качества слова. Она могла часами убеждать какого-нибудь амбициозного провинциала, что  фраза художественного произведения должна не только нести информацию, но и звучать…

За это ее недолюбливали местные гении и начальство, с которым она вступала в спор, когда оно навязывало к изданию  «своих» или «позвоночных» авторов. Досталось и мне, когда она редактировала мой роман «Искорень».

Словом, работать с нею было нелегко, но поучительно. А книги ее для меня, как для многих прозаиков, сразу же стали образцом мастерства. На мой взгляд, Мигунова является одним из лучших русских  женщин - прозаиков своего времени. Причем, работая в эпоху, когда каждый автор почитал обязательным упомянуть в своих книгах имена вождей, славословить партию, она умудрялась обходиться без этих приправ. Вероятно, потому и осталась без наград и званий. Хотя не чуждалась общественных дел, была, как говорили тогда, активным бойцом идеологического фронта. В одно время  по инициативе писателя Николая Бирюкова (крымского Павки Корчагина)  литераторы стали практиковать коллективные выезды в разные уголки Крыма. Поездки эти дали многим из них новые теми и героев. Итогом такого участия в жизни полуострова можно назвать и книгу Маргариты Мигуновой «Поездка на юг».

Снисходительная, сдержанная, образованная она и как редактор была нарасхват среди тех, кто знал, что от ее вмешательства книга только выиграет. Я имею ввиду  литераторов даже такого уровня, как Станислав Славич и критик  Владимир Вихров…

Маргарита Георгиевна и теперь пишет. Работает, как всегда, неторопливо, потому что знает, искусство не терпит суеты.

Распад страны принес множество проблем, с которыми так сложно справляться в одиночку. Многие писатели растерялись, ощутив невостребованность и неприкаянность. М. Г. Мигунова, отягощенная возрастом, однако, так ни разу  ни к кому и не обратилась за помощью…

В наши дни, увы, литературный труд не кормит, но он дает людям очень важное для этого тяжкого времени средство. Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности. Как раз об этом роман М. Мигуновой «На круги своя», опубликованный в  номерах  4 и 5 журнала «Брега Тавриды» в 2000 году.

Валерий Митрохин

Материалы опубликованы во всеукраинской  (подписной индекс 68349) ЛИТЕРАТУРНОЙ  ГАЗЕТЕ + Курьер культуры: Крым – Севастополь

 

 

 

Рейтинг: +1 440 просмотров
Комментарии (2)
Анна Магасумова # 28 сентября 2013 в 23:46 0
Как хорошо сказано: "Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности." Не только писатель, но и каждый творческий человек преодолевает так своё одиночество.
Валерий Митрохин # 29 сентября 2013 в 20:42 0
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e

 

Популярная проза за месяц
175
142
127
118
117
Кто она, Осень? 28 сентября 2017 (Тая Кузмина)
116
​ТАЙНА ОСЕНИ 29 сентября 2017 (Эльвира Ищенко)
106
101
101
100
99
98
97
95
93
93
92
91
89
85
84
84
82
82
81
77
73
61
52
50