Когда подошли к Каповой пещере, студенты-историки были заворожены не только красотой окружающих мест. Впервые попавшего сюда человека уже сам вход в пещеру поражает своими размерами и великолепием. Он представлял огромную ассиметричную арку шириной почти 40 метров, высотой 22 метра – как портал в другой, подземный мир, где искрится под лучами яркого солнца Голубое озеро. Над ним находится Голубиный грот, играющий всеми красками под капельками воды, оседающей на стенах.
Владимир предупредил: «Руками ничего не трогать, идти друг за другом, не отставать, ничего из пещеры не выносить! И самое главное: не навлекайте на себя гнев духа пещеры: не кричите, громко не разговаривайте, - как вы отнесётесь к пещере, так и она отнесётся к вам!»
Группу окружила тишина и кромешная темнота, только фонари освещали путь. Но возникло непроходящее чувство восторга перед неизведанным и непостижимым. Время замедлилось и остановилось. На руке у Анны были небольшие дамские часики, их подарил отец на 19-летие. Но она не слышала их тиканье, будто и они перестали идти.
Проходя мимо Круглого озера, Владимир продолжил: «Пещера – не только неприветливая, но и агрессивная среда для человека и существовать в этой среде очень тяжело». Анна и Лариса при первом же знакомстве обратили внимание на угрюмость исследователей подземного мира. Они были молоды, но в глубине глаз таилась такая вселенская тоска, что они казались инопланетными существами, а не молодыми людьми 20 века. Но только стоило им войти в пещеру, всё изменилось. Исчезла скованность движений, на лицах появилась одухотворённость: пещера была их родным детищем, а не просто работой. Спелеологи стали рассказывать студентам о Каповой пещере. Первым заговорил Олег: «Башкиры называют Капову пещеру - Шульган-Таш. Таш - в переводе с башкирского камень. Вы видите вокруг нагромождение камней, но и они несут свой, особый смысл. Пещера изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков". Анна и все остальные внимательно слушали. Голос звучал в пещере необычно, словно отражаясь от стен, он уносился высоко вверх и это отвлекало от других мыслей, которые навевали страх и даже робость перед величием этого ценнейшего памятника мирового значения.
"Экскурсантам для осмотра были доступны только два этажа. - продолжил Юрий. На самом деле у пещеры их три. Современный вход в пещеру в древности служил входом на верхний этаж, этим и объясняется грандиозная высота современного входа, только этот вход был в древности на более высоком уровне от дна пещеры. Все три этажа сходятся в средней ее части. В дальней же части пещеры этажи расположены ступенчато. В недрах горы этажи соединены естественными вертикальными колодцами и наклонными шахтами. Суммарная длина всех исследованных сейчас ходов в пещере составляет около двух километров. Расширения галерей (коридоров) образуют свыше 15 залов. Среди них Купольный зал, зал Знаков и Хаоса, зал Рисунков". В это время они прошли к залу Рисунков. Рисунки находились на доступной высоте, но всё равно пришлось поднять голову. Даже без очков Анна смогла всё внимательно рассмотреть. Она как бы заново прозрела, представив, как в кромешной тьме подземных залов, на неровных стенах древний человек рисовал здесь свои первые картины. Звери, среди которых хорошо узнаются мамонты, лошади, носорог, олень и бизон, переданы древним художником в реалистической манере, такими, какими он их видел. Созданы ли они в одну эпоху или на протяжении многих тысячелетий, ученые затрудняются ответить. Но и в верхней, труднодоступной части пещеры тоже есть рисунки. Для того чтобы пройти туда, надо подняться на несколько десятков метров уступов, на которых сейчас стояли железные лестницы. Как мог древний человек, да еще без налобного фонаря туда подняться? До сих пор пещера хранит свои тайны. Их ещё предстояло открыть не одному поколению археологов и спелеологов.
[Скрыть]Регистрационный номер 0049809 выдан для произведения:
Когда подошли к Каповой пещере, были заворожены не только красотой окружающих мест. Впервые попавшего сюда человека уже сам вход в пещеру поражает своими размерами и великолепием. Он представлял огромную арку – как портал в другой, подземный мир, где искрится под лучами яркого солнца Голубое озеро. Над ним находится Голубиный грот, играющий всеми красками под капельками воды, оседающей на стенах.
Владимир предупредил: «Руками ничего не трогать, ступайте друг за другом, не отставайте, ничего из пещеры не выносите! Не навлекайте на себя гнев духа пещеры. Как вы отнесётесь к пещере, так и она отнесётся к вам!»
Группу окружила тишина и темнота, только фонари освещали путь.
Проходя мимо Круглого озера, Владимир продолжил: «Пещера – не только неприветливая, но и агрессивная среда для человека и существовать в этой среде очень тяжело». Анна и Галка при первом же знакомстве обратили внимание на угрюмость исследователей подземного мира. Они были молоды, но в глубине глаз таилась такая вселенская тоска, что они казались инопланетными существами, а не молодыми людьми 20 века. Но только стоило им переступить через портал пещеры, всё изменилось: исчезла скованность движений, они наперебой стали рассказывать студентам о Каповой пещере. В разговор вступил Олег: «Башкиры называют Капову пещеру - Шульган-Таш изучается как многоплановый, сложный и многогранный научный объект, но все же главное в нем - это проявление духовной культуры наших далеких предков. Экскурсантам для осмотра были доступны два этажа. На самом деле у пещеры их три. Современный вход в пещеру в древности служил входом на верхний этаж, этим и объясняется грандиозная высота современного входа -13 метров, только этот вход был в древности на более высоком уровне от дна пещеры. Все три этажа сходятся в средней ее части. В дальней же части пещеры этажи расположены ступенчато, верхний этаж расположен выше среднего на 20-30 метров, тот в свою очередь выше нижнего на 50-60 метров.В недрах горы этажи соединены естественными вертикальными колодцами и наклонными шахтами. Доступны для экскурсий горизонтальные галереи (коридоры), уходящие в массив на трех уровнях. Суммарная длина всех исследованных сейчас ходов в пещере составляет около двух километров.Расширения галерей (коридоров) образуют свыше 15 залов. Среди них Купольный зал, зал Знаков и Хаоса, зал Рисунков». Нижняя галерея пещеры изобилует рисунками, символами и знаками. Рисунки располагаются на доступной высоте, и только малая часть находится на значительной высоте. Анна представила, как в кромешной тьме подземных залов, на неровных стенах древний человек рисовал здесь свои первые картины. Звери, среди которых хорошо узнаются мамонты, лошади, носорог, олень и бизон, переданы древним художником в реалистической манере, такими, какими он их видел. Созданы ли они в одну эпоху или на протяжении многих тысячелетий, ученые затрудняются ответить. Но и верхней, труднодоступной части пещеры тоже есть рисунки. Для того чтобы пройти туда, надо подняться на несколько десятков метров уступов, на которых стояли железные лестницы. Как мог древний человек, да еще без налобного фонаря туда подняться?
Написано понятным, доступным языком . Познавательно и информативно. Обязательно посоветую своему включить кусочки в продолжение Квадрилогии http://trimava.at.ua/publ/20-1-0-303 Автору -респект и спасибки! :)
Как мог древний человек, да еще без налобного фонаря туда подняться?
как умело нарисованы рисунки, это уже другой вопрос.
. Медведь! Голова зверя была изображена темно-красной охрой. Нос, крутой лоб, круче, чем у современного, большие уши и могучая шея. Настоящий пещерный медведь!
вот почитала в интернете. но вообще конечно захотелось даже самой там побывать жаль, что туристы частенько бывают вандалами((((