Названия залов и ходов пещеры полны романтики, но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала, через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный, Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна... Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты для передачи красоты и того особого состояния, которое Анна и однокурсники испытали, почти невозможно. Она подумала: «Кто не ходил по пещере, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов, вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах».
Иван Дмитриевич, Лариса, Виктор и Александр остались в Зале Рисунков, чтобы пройти по другим залам, рассмотреть и классифицировать все рисунки. А их было более 170, из них только 54 - рисунки животных На это нужно было много времени.
Спелеологи, Анна с Николаем пошли дальше: туда, где ещё не ступала нога экскурсантов. Почему пошла она? Анна уже ответила для себя на этот вопрос. Нет, не только из-за Николая. Её влекло нечто большее, чем привязанность к любимому человеку и страх его потерять. Она просто чувствовала, что должна так поступить. Если уж она оказалась здесь, в пещере, то должна пройти до конца. А им предстояло спуститься на самый нижний этаж пещеры, к святая святых, «счастливой звезде» спелеологов – истокам подземной реки. Она узнала из комментария Владимира, что это самый молодой и ещё не изведанный отдел пещеры, который наиболее близок к уровню Агидели. Именно здесь протекает подземный Шульган, скрывающийся под землей в 4 км севернее пещеры. Ближний конец этажа, заполненный водой, подходит ко дну грифона Голубого озера - родника к истокам подземной речки Шульганки. Спелеологам предстояло разведать возможность погружения в воды реки. Анне хотелось узнать влияние замкнутого пространства на психику человека. Она много читала, что абсолютная тишина и абсолютная темнота (при выключенном фонаре), приводит к появлению сверх естественных способностей. Кто-то слышал шаги и чьё-то присутствие за спиной, кто-то видел миражи, свечение, даже призраков и духов. Она хотела это проверить на себе. Откроется ли в ней какая-то сверх способность?
Но она даже не догадывалась, какие её ждали испытания.
«Анна, ты не боишься? – спросил Владимир, подводя её к лазу. - Спелеологи называют его «шкуродёр». Ты сейчас поймёшь почему». Мужчины пошли вперёд, вернее поползли. У спелеологов нет такого понятия, как пропускать женщину вперёд. Анна знала, что среди спелеологов встречаются и женщины, но суровость профессии ставит их наряду с мужчинами.
Лаз оказался таким узким! Предстояло преодолеть несколько метров, продвигаясь по-пластунски. Анна тоже поползла вперёд. Ей не было страшно, как тогда, на скале. Красная глина липла к рукам. Она надолго осталась на браслете её любимых часов.
И вот, наконец, путь преодолён. Анна вместе с спелеологами и Николаем оказалась на ровной площадке, которая резко обрывалась глубокой пропастью. Чтобы попасть к устью реки, нужно было спуститься вниз.
«Анна! Тебе придётся остаться здесь одной, - сказал Владимир, старший группы спелеологов. Твои кеды не подойдут для спуска, даже со страховкой». Действительно, вверх было ползти легче, чем спускаться вниз. А её «китайские» кеды скользили даже на ровной поверхности.
«Извини, фонарь оставить не можем, - сказал Олег, молодой спелеолог. Он нам необходим, – и хитро усмехнувшись, произнёс, будто невзначай, - развлекай духа пещеры. Ничего не бойся, вы подружитесь!» Олег спустился вниз последним.
Анна такого не ожидала. Дух пещеры? Чем его развлечь? Как с ним подружиться? Эти вопросы промелькнули у неё в голове и также внезапно исчезли. Она следила, как медленно пропадает луч света от фонаря. Наступила кромешная темнота. Поднеся руки к лицу, она увидела лёгкое свечение и силуэт своих рук. Это пробудилось внутреннее зрение, и страх, который даже не успел охватить её, отступил. Чуть выше, над её головой, в левом углу пещеры, блеснули два золотистых, продолговатых глаза. Так ли это было на самом деле, Анна не знала, ведь её очки остались на перекате, где-то на дне реки Агидели. «Здравствуйте! Меня зовут Анна. Я учусь на историческом факультете Башгосуниверситета», - произнесла она негромко. «Те-ма –ом-те-та», – глухим эхом пронеслось в глубокой тишине. «Я знаю! Ну что, споёшь?» - промелькнуло в её сознании. И, недолго думая, она запела: Если радость на всех одна,
На всех и печаль одна,
Море встаёт за волной волна,
А за спиной спина…
…Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай.
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай…
Время будто остановилось. Анна пела свои любимые песни, пела с воодушевлением, без остановки.Такого благодарного и молчаливого слушателя она ещё не встречала и продолжала петь:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь –
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Ведь он в связке с тобой,
Одной,
Сам поймёшь, кто такой.
Трудно вспомнить, сколько песен она пропела, сколько времени прошло! Но тут она заметила слабый отсвет фонаря, который приближался всё ближе и ближе. Вот и ребята поднялись один за другим.
«Спасибо, дух пещеры», - произнесла про себя Анна. Но ответа не услышала. Глаза исчезли неожиданно, как и появились. Олег, который рассказывал ей о духе пещеры, произнёс:
«А ты молодец! Отчаянная женщина!»
На душе у Анны было легко и спокойно. Испытания закончились, в этом она была уверена.
Спелеологи люди суеверные, поэтому Владимир предупредил: «Есть такое поверье: выходя из пещеры, не оглядывайтесь, тогда у вас будет возможность сюда ещё вернуться».
Анна и Николай, не оглядываясь, вышли из пещеры. Они сделали своё открытие, обрели себя, поверили в свои чувства. Николай понял, что встреча с Анной – не случайна. Она не испугалась ни холода, ни мрака, ни сырости, даже духа пещеры не испугалась. Он был уверен, что Анна та женщина, которая будет сопровождать его всю жизнь, не предаст и не обманет.
Анна думала, что, то шестое чувство, которое толкнуло её в это путешествие, не обмануло её. Она вышла перерождённой, победительницей! В этом ей помог, Анна был уверена, дух пещеры. Побывав у него в гостях, она обрела веру в себя, в свою любовь.
У грота Мамонта, при выходе из пещеры, их ждали друзья. У них были такие восторженные лица! Они обсуждали свои впечатления. Главное испытание студенты выдержали, дальнейшая жизнь, конечно, не будет лёгкой, но всё преодолеваемо. Ведь будущее строит человек сам, своими руками!
Путешествие закончилось. В Голубом озере отражалось июньское солнце.
Послесловие.
Дух пещеры не всех принимает дружелюбно. Подводная спелеология всегда сопряжена с риском, порой смертельным. Признанный специалист по погружению в пещеры, Шек Эксли, написавший книгу "Азбука выживания", погиб в пещере. В начале 60-х годов Василий Насонов решил проникнуть в "сифонную" - недоступную часть Каповой пещеры. Чтобы проникнуть в неё, нужно было пронырнуть всего несколько метров под каменным сводом. И именно здесь «ходовой конец» - веревка, по которой даже в абсолютной темноте можно легко плыть в воде по нужному проходу, сыграла роль смертельной ловушки. Для пущей уверенности Носонов пристегнул к ней карабин, который на короткой веревке привязал к грудной обвязке. Каким-то непостижимым образом злосчастный карабин перекрутился с ходовой веревкой и остановил спелеолога как раз посредине сифона. Отвернуть муфту карабина Насонов тоже не смог или не успел...В 1991 году в Каповой пещере вниз по течению подземного Шульгана от Зала Бездны проплыл по воде Владимир Киселёв. Виктор Комаров прошёл вверх против течения 150 метров, и вернулся, исчерпав лимит воздуха.
8.03.1995 года в Архангельской пещере трагически погиб Владимир Киселёв.
Только в 2001 году по инициативе Министерства Культуры Республики Башкортостан возобновились комплексные исследования Каповой пещеры. Спелеологи верят, что наступит день, когда пещера Шульган–Таш (пещере вернули её историческое название) ещё поведает миру свои тайны.
Эпилог
13 июня 2012 года.
Анна проснулась от звонка мобильного телефона. Ей снилась земляничная поляна. Первый поцелуй. На губах ещё оставался вкус земляники. Возможно, оттого, что рано утром, уходя на работу в Университет, её поцеловал Николай?
«Пил чай с клубничным вареньем», - подумала Анна и взяла со столика телефон.
«Мам, извини, разбудила?»– раздался голос дочери Киры. Они с Николаем решили назвать дочь, объединив буквы из двух слов: Капова и рисунки – К,И,Р,А – Кира.
«Нам с Артёмом предложили путёвки выходного дня на турбазу «Алые паруса» у Каповой пещеры, – протараторила Кира.– Помнишь, ты рассказывала, что после путешествия в Капову пещеру вы с папой уже не расставались? Хотите поехать с нами?» Кира радовалась, как девочка, хотя уже давно была в возрасте, старше мамы начала 80-х годов прошлого века.
Внезапно залетевший в комнату утренний ветерок зашевелил шторы открытого окна, дохнул знакомой сыростью в лицо Анны …
[Скрыть]Регистрационный номер 0050136 выдан для произведения:
Дух Каповой пещеры.
Названия залов и ходов пещеры полны романтики, но они точно передают ощущения, которые испытываешь, находясь в них. В зале Хаоса луч фонаря теряется в нагромождении огромных глыб, служащих полом зала, через которые трудно перебраться, а множество выступов и провалов, из-за которых теряешь ориентацию, создают впечатление полного беспорядка. Зал Храм приводит в трепет, настраивая на таинство. Белоснежность стен зала подчеркивается красками самых разных оттенков. Причудливая игра создает впечатление, что находишься в каком-то архитектурном чуде. Зал Купольный, Мраморный тупик, ход Преисподняя, Зал Радужный, Бриллиантовый, Бездна... Описывать пещеру очень трудно, подобрать эпитеты для передачи красоты и того особого состояния, которое Анна и однокурсники испытали, почти невозможно. Она подумала: «Кто не ходил по пещере, не сидел во влажной, гулкой темноте подземных залов, вслушиваясь в дыхание пещеры, тому невозможно передать это на словах».
Иван Дмитриевич, Лариса, Виктор и Александр остались в Зале Рисунков, чтобы пройти по другим залам, рассмотреть и классифицировать все рисунки. А их было более 170, из них только 54 - рисунки животных На это нужно было много времени.
Спелеологи, Анна с Николаем пошли дальше: туда, где ещё не ступала нога экскурсантов. Почему пошла она? Анна уже ответила для себя на этот вопрос. Нет, не только из-за Николая. Её влекло нечто большее, чем привязанность к любимому человеку и страх его потерять. Она просто чувствовала, что должна так поступить. Если уж она оказалась здесь, в пещере, то должна пройти до конца. А им предстояло спуститься на самый нижний этаж пещеры, к святая святых, «счастливой звезде» спелеологов – истокам подземной реки. Она узнала из комментария Владимира, что это самый молодой и ещё не изведанный отдел пещеры, который наиболее близок к уровню Агидели. Именно здесь протекает подземный Шульган, скрывающийся под землей в 4 км севернее пещеры. Ближний конец этажа, заполненный водой, подходит ко дну грифона Голубого озера - родника к истокам подземной речки Шульганки. Спелеологам предстояло разведать возможность погружения в воды реки. Анне хотелось узнать влияние замкнутого пространства на психику человека. Она много читала, что абсолютная тишина и абсолютная темнота (при выключенном фонаре), приводит к появлению сверх естественных способностей. Кто-то слышал шаги и чьё-то присутствие за спиной, кто-то видел миражи, свечение, даже призраков и духов. Она хотела это проверить на себе. Откроется ли в ней какая-то сверх способность?
Но она даже не догадывалась, какие её ждали испытания.
«Анна, ты не боишься? – спросил Владимир, подводя её к лазу. - Спелеологи называют его «шкуродёр». Ты сейчас поймёшь почему». Мужчины пошли вперёд, вернее поползли. У спелеологов нет такого понятия, как пропускать женщину вперёд. Анна знала, что среди спелеологов встречаются и женщины, но суровость профессии ставит их наряду с мужчинами.
Лаз оказался таким узким! Предстояло преодолеть несколько метров, продвигаясь по-пластунски. Анна тоже поползла вперёд. Ей не было страшно, как тогда, на скале. Красная глина липла к рукам. Она надолго осталась на браслете её любимых часов.
И вот, наконец, путь преодолён. Анна вместе с спелеологами и Николаем оказалась на ровной площадке, которая резко обрывалась глубокой пропастью. Чтобы попасть к устью реки, нужно было спуститься вниз.
«Анна! Тебе придётся остаться здесь одной, - сказал Владимир, старший группы спелеологов. Твои кеды не подойдут для спуска, даже со страховкой». Действительно, вверх было ползти легче, чем спускаться вниз. А её «китайские» кеды скользили даже на ровной поверхности.
«Извини, фонарь оставить не можем, - сказал Олег, молодой спелеолог. Он нам необходим, – и хитро усмехнувшись, произнёс, будто невзначай, - развлекай духа пещеры. Ничего не бойся, вы подружитесь!» Олег спустился вниз последним.
Анна такого не ожидала. Дух пещеры? Чем его развлечь? Как с ним подружиться? Эти вопросы промелькнули у неё в голове и также внезапно исчезли. Она следила, как медленно пропадает луч света от фонаря. Наступила кромешная темнота. Поднеся руки к лицу, она увидела лёгкое свечение и силуэт своих рук. Это пробудилось внутреннее зрение, и страх, который даже не успел охватить её, отступил. Чуть выше, над её головой, в левом углу пещеры, блеснули два золотистых, продолговатых глаза. Так ли это было на самом деле, Анна не знала, ведь её очки остались на перекате, где-то на дне реки Агидели. «Здравствуйте! Меня зовут Анна. Я учусь на историческом факультете Башгосуниверситета», - произнесла она негромко. «Те-ма –ом-те-та», – глухим эхом пронеслось в глубокой тишине. «Я знаю! Ну что, споёшь?» - промелькнуло в её сознании. И, недолго думая, она запела: Если радость на всех одна,
На всех и печаль одна,
Море встаёт за волной волна,
А за спиной спина…
…Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай.
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай…
Время будто остановилось. Анна пела свои любимые песни, пела с воодушевлением, без остановки.Такого благодарного и молчаливого слушателя она ещё не встречала и продолжала петь:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь –
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Ведь он связке с тобой,
Одной,
Сам поймёшь, кто такой.
Трудно вспомнить, сколько песен она пропела, сколько времени прошло! Но тут она заметила слабый отсвет фонаря, который приближался всё ближе и ближе. Вот и ребята поднялись один за другим.
«Спасибо, дух пещеры», - произнесла про себя Анна. Но ответа не услышала. Глаза исчезли неожиданно, как и появились. Олег, который рассказывал ей о духе пещеры, произнёс:
«А ты молодец! Отчаянная женщина!»
На душе у Анны было легко и спокойно. Испытания закончились, в этом она была уверена.
Спелеологи люди суеверные, поэтому Владимир предупредил: «Есть такое поверье: выходя из пещеры, не оглядывайтесь, тогда у вас будет возможность сюда ещё вернуться».
Анна и Николай, не оглядываясь, вышли из пещеры. Они сделали своё открытие, обрели себя, поверили в свои чувства. Николай понял, что встреча с Анной – не случайна. Она не испугалась ни холода, ни мрака, ни сырости, даже духа пещеры не испугалась. Он был уверен, что Анна та женщина, которая будет сопровождать его всю жизнь, не предаст и не обманет.
Анна думала, что, то шестое чувство, которое толкнуло её в это путешествие, не обмануло её. Она вышла перерождённой, победительницей! В этом ей помог, Анна был уверена, дух пещеры. Побывав у него в гостях, она обрела веру в себя, в свою любовь.
У грота Мамонта, при выходе из пещеры, их ждали друзья. У них были такие восторженные лица! Они обсуждали свои впечатления. Главное испытание студенты выдержали, дальнейшая жизнь, конечно, не будет лёгкой, но всё преодолеваемо. Ведь будущее строит человек сам, своими руками!
Путешествие закончилось. В Голубом озере отражалось июньское солнце.
Послесловие.
Дух пещеры не всех принимает дружелюбно. Подводная спелеология всегда сопряжена с риском, порой смертельным. Признанный специалист по погружению в пещеры, Шек Эксли, написавший книгу "Азбука выживания", погиб в пещере. В начале 60-х годов Василий Насонов решил проникнуть в "сифонную" - недоступную часть Каповой пещеры. Чтобы проникнуть в неё, нужно было пронырнуть всего несколько метров под каменным сводом. И именно здесь «ходовой конец» - веревка, по которой даже в абсолютной темноте можно легко плыть в воде по нужному проходу, сыграла роль смертельной ловушки. Для пущей уверенности Носонов пристегнул к ней карабин, который на короткой веревке привязал к грудной обвязке. Каким-то непостижимым образом злосчастный карабин перекрутился с ходовой веревкой и остановил спелеолога как раз посредине сифона. Отвернуть муфту карабина Насонов тоже не смог или не успел...В 1991 году в Каповой пещере вниз по течению подземного Шульгана от Зала Бездны проплыл по воде Владимир Киселёв. Виктор Комаров прошёл вверх против течения 150 метров, и вернулся, исчерпав лимит воздуха.
8.03.1995 года в Архангельской пещере трагически погиб Владимир Киселёв.
Только в 2001 году по инициативе Министерства Культуры Республики Башкортостан возобновились комплексные исследования Каповой пещеры. Спелеологи верят, что наступит день, когда пещера Шульган–Таш (пещере вернули её историческое название) ещё поведает миру свои тайны.
Эпилог
13 июня 2012 года.
Анна проснулась от звонка мобильного телефона. Ей снилась земляничная поляна. Первый поцелуй. На губах ещё оставался вкус земляники. Возможно, оттого, что рано утром, уходя на работу в Университет, её поцеловал Николай?
«Пил чай с клубничным вареньем», - подумала Анна и взяла со столика телефон.
«Мам, извини, разбудила?»– раздался голос дочери Киры. Они с Николаем решили назвать дочь, объединив буквы из двух слов: Капова и рисунки – К,И,Р,А – Кира.
«Нам с Артёмом предложили путёвки выходного дня на турбазу «Алые паруса» у Каповой пещеры, – протараторила Кира.– Помнишь, ты рассказывала, что после путешествия в Капову пещеру вы с папой уже не расставались? Хотите поехать с нами?» Кира радовалась, как девочка, хотя уже давно была в возрасте, старше мамы начала 80-х годов прошлого века.
Внезапно залетевший в комнату утренний ветерок дохнул знакомой сыростью в лицо Анны, зашевелил шторы открытого окна…
А знаешь, это оказывается интересно! Может, ещё напишу, но уже послезливее. Есть у каждого свои памятные воспоминания и горькие, и радостные. Это - радостное.
Хорошая вещица, все пещеры, да и не только они одухотворены. Надо в темноте прислониться спиной к стене пещеры. И вчувствоваться в глубины камня. Он растворяется и становится пространством, в котором своя жизнь и свои движения. Я писал об этом в сейде.
Хорошая вещица, все пещеры, да и не только они одухотворены. Надо в темноте прислониться спиной к стене пещеры. И вчувствоваться в глубины камня. Он растворяется и становится пространством, в котором своя жизнь и свои движения. Я писал об этом в сейде.