ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Навстречу ветру

Навстречу ветру

5 июля 2012 - Борис Створ
article60272.jpg
Настречу ветру
 
 
Закончив работы в Северной Атлантике, мы возвращались домой. Днём, 18-го апреля 1963 года, на горизонте забелел одинокий парус. Часты встречи на морских дорогах: важные круизные лайнеры, трудяги-рыбаки, компании богатых бездельников на своих элитных яхтах, таинственно скользящие своими курсами военные суда… Но, что делать в этих широтах в такое некомфортное время маленькому судёнышку, судя по всему с малочисленным экипажем. Через некоторое время мы и парусник сблизились. На борту и парусе можно было прочесть: «1000 – BORNES», что в переводе означает «1000 ВЕХ». На корме стояла фигура в жёлтом прорезиненном комбинезоне. Человек энергично махал руками. Поняли – он хочет уточнить своё местонахождение. Мы застопорили машины и лёгли в дрейф. Ловко маневрируя парусами, одинокий моряк подошёл к борту. На ходовом мостике возникло некоторое замешательство. Наш «Полюс» нёс флаг военной гидрографии. Граждане иностранных государств не имели права доступа на борт судна. Надо отдать должное командиру. Он приказал подать мореплавателю конец и уточнить его просьбу. К радости всех, незваный гость никому не доставил хлопот. Человек быстро закрепил брошенный ему конец, а сам быстро и ловко, перебирая фал руками, поднялся до уровня фальшборта. Он поднялся на руках на высоту шести метров за какую-нибудь минуту, вызывая всеобщее восхищение. Не вступая ногами на палубу, завязал разговор.
Рене Лекомбу, жителю Франции, сорок лет отроду. Лингвист по образованию любит путешествовать. 31 марта 1963 года он покинул порт Пуэнт-а - Питр на острове Гваделупа, из группы Малых Антильских о-в и взял курс на восток до французского порта Аркашон. Ему необходимо выполнять ряд жёстких условий, как члену клуба путешественников, любителей парусного спорта. Одно из них: он не должен вступать на палубу других судов.
Корпус его судна состоял из стального понтона, окрашенного в красный цвет. По бокам приварены стальные цилиндрические поплавки. Ближе к корме расположен квадратный люк, вход в крошечную каюту. Два небольших подвесных мотора, работающие на бензине, обеспечивают возможность маневра в критических ситуациях. В длину судно более восьми метров, в ширину около трёх. Парусная оснастка бермудского типа (косые паруса), грот и стаксель. Перед выходом у него исчез компас, кто-то взял на сувенир. Рации нет, связь с внешним миром односторонняя, через обычный радиоприёмник. Вынужден обращаться к проходящим судам, чтобы знать своё местонахождение. Лекомб обижался на своих соотечественников. Капитаны французских судов не обращали внимания на его просьбы, занятые своими делами.
Рене приветливо улыбался. Его загорелое лицо, заросшее рыжей бородой, спокойно. Не верилось, что он восемнадцать суток наедине с океаном. Левая нога моряка искалечена, память о войне в Индокитае. На вопрос о цели плавания ответил: хочет написать о своих впечатлениях. Ему предложили продукты питания, воду. Но одно из условий любителей путешествовать требовало обходиться своими припасами, не обращаться за помощью во время плавания. Оценили его юмор, спросив, в чём же он нуждается. Ему нужны координаты, крепкие канаты и... женщина. Французы верны себе! Получив координаты, две новеньких бухты отличных пеньковых верёвок, оттолкнулся от нашего борта, поймал парусами ветер и скоро скрылся за горизонтом. Прощально махая ему рукой, я не думал, что вижу его в первый и последний раз.
На скалистом берегу острова Флориш, что на окраине Азорского архипелага, португальские рыбаки обнаружили разбитый остов парусника и обезображенный труп. По найденным документам установили личность погибшего моряка. Рене Лекомб погиб на 68-й день своего плавания, не дойдя тысячу миль до родного берега.
В конце XIX века начало одиночным плаваниям положил знаменитый капитан Слокум на паруснике «Спрей». Подобные плавания, в одиночку или коллективом, ставили разные цели. Одни, как Тур Хейердал, искали подтверждения своим научным гипотезам. Другие, подобно Алену Бомбару, хотели научить человека, потерпевшего кораблекрушения, не бояться океана и уметь выживать. Борцы по натуре. Вильям Виллис и Фрэнсис Чичестер, доказывали возможность в одиночку бороться с грозной стихией.
Особенность Северной Атлантике в том, что парусникам удобно пересекать её с востока на запад, используя попутные ветра и течения. Рене Лекомб пытался пересечь океан с запада на восток весной, двигаясь против ветра и течения. Кое-кому это удалось. Известно, что некий мореплаватель до Колумба побывал в Америке. Он плыл в Англию или в Португалию из Гвинеи. Сбился с курса, и его отнесло в Карибское море на какой-то остров. Там он провёл среди местных жителей два года. Сегодня этот остров называют Гаити. В 1477 или 1478 году ему удалось пересечь Атлантику в обратном направлении и добраться до островов Мадейра, где он повстречался с Колумбом. Колумб дал ему приют в доме своей тёщи, жившей на острове Порту-Санта. В благодарность моряк рассказал о ветрах и течениях, позволивших Колумбу в 1492 году открыть неизвестный европейцам континент.
6 июня 1896 года из Нью-Йорка вышли на гребной шлюпке «Фокс» Фрэнк Самуэльсен и Георг Гарбо. Пройдя на вёслах со многими приключениями 2800 миль за 55 суток, они добрались до английского острова Бишон-Рок.
Летом 1966 года Чей Блайт и Джон Риджуей прошли на вёслах 3500 миль за 92 дня, от рыбацкой деревушки вблизи Нью-Йорка до ирландского порта Голуей. Они плыли на лодке весом в полторы тонны, длиной шесть с половиной метров, шириной полтора метра, с поэтическим названием «Английская Роза III».
В их дневнике есть запись: «25 июня. Около 1 часа 30 минут ночи видели удивительное зрелище. Море фосфоресцировало. Внезапно, перед нами возникло существо более десяти метров длиною, похожее на змею. Оно направлялось к нашей лодке, так плавают ужи. Подплыв совсем близко, оно нырнуло. Затем появилось снова, и мы увидели чудовищную голову. Оно исчезло в ночи. Если нам не поверят, мы не сможем ничем доказать, что это было на самом деле».
В 1969 году был поставлен рекорд одиночного плавания на вёслах за 70 суток от Ньюфаундленда до Ирландии Томасом Мак-Клином.
Летом 1980 года за 72 дня и 23 часа Жирар-д-Абовиль на лодке «Капитан Кук», весом 150 кг, длиною5,6 м, шириною 1,5 м, с высотой надводного борта в средней части равной 0,37 м, прошёл на вёслах от полуострова Кейп-Коддо до траверза мыса Лизард у входа в пролив Ла-Манш.
Я перечислил наиболее интересные плавания, с моей точки зрения,в Атлантике. А по всему миру их за прошедшие годы было много. Они продолжаются и в наше время. Отрадно, что зазвучало имя Фёдора Конюхова, отважного путешественника.
Я не знаю: настойчивость и отчаянная смелость или кропотливая подготовка или просто удача решают успех морских плаваний одиночек. Может, океан благосклонен к тем, кто отдал своё сердце ему.
Во время первой мировой войны немецкий рейдер «Вольф» в Тихом океане захватил австралийский парусник с грузом зерна, шедший из Австралии в Кейптаун. Старый капитан не имел ни карт, ни навигационных приборов. Он заявил, что для плавания в этих широтах можно обойтись без них. Пятьдесят лет он использует морские и воздушные течения между мысами Австралии, Африки и Америки. За это время не было случая, чтобы он отклонился на градус или задержался в плавании на лишние сутки.
В старой малайской легенде сказано: если человек оказывается в открытом море, то на него нападают семь морских страстей – страх, голод, жажда, одиночество, жалость к себе, раскаяние и надежда. Только преодолев их человек, может спастись и достичь своей цели.
В историю океанов вносят свою лепту одиночки-мореплаватели, подчас раскрывающие неведомое, о чём мы живущие на суше и не подозреваем. Не всем удается осуществить задуманное, но все они уходят в бессмертие, оставляя след в нашей памяти.
 
Здравствуй, Рене,одинокий моряк !
 
      
октябрь 2002г.

 

© Copyright: Борис Створ, 2012

Регистрационный номер №0060272

от 5 июля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0060272 выдан для произведения:
Настречу ветру
 
 
Закончив работы в Северной Атлантике, мы возвращались домой. Днём, 18-го апреля 1963 года, на горизонте забелел одинокий парус. Часты встречи на морских дорогах: важные круизные лайнеры, трудяги-рыбаки, компании богатых бездельников на своих элитных яхтах, таинственно скользящие своими курсами военные суда… Но, что делать в этих широтах в такое некомфортное время маленькому судёнышку, судя по всему с малочисленным экипажем. Через некоторое время мы и парусник сблизились. На борту и парусе можно было прочесть: «1000 – BORNES», что в переводе означает «1000 ВЕХ». На корме стояла фигура в жёлтом прорезиненном комбинезоне. Человек энергично махал руками. Поняли – он хочет уточнить своё местонахождение. Мы застопорили машины и лёгли в дрейф. Ловко маневрируя парусами, одинокий моряк подошёл к борту. На ходовом мостике возникло некоторое замешательство. Наш «Полюс» нёс флаг военной гидрографии. Граждане иностранных государств не имели права доступа на борт судна. Надо отдать должное командиру. Он приказал подать мореплавателю конец и уточнить его просьбу. К радости всех, незваный гость никому не доставил хлопот. Человек быстро закрепил брошенный ему конец, а сам быстро и ловко, перебирая фал руками, поднялся до уровня фальшборта. Он поднялся на руках на высоту шести метров за какую-нибудь минуту, вызывая всеобщее восхищение. Не вступая ногами на палубу, завязал разговор.
Рене Лекомбу, жителю Франции, сорок лет отроду. Лингвист по образованию любит путешествовать. 31 марта 1963 года он покинул порт Пуэнт-а - Питр на острове Гваделупа, из группы Малых Антильских о-в и взял курс на восток до французского порта Аркашон. Ему необходимо выполнять ряд жёстких условий, как члену клуба путешественников, любителей парусного спорта. Одно из них: он не должен вступать на палубу других судов.
Корпус его судна состоял из стального понтона, окрашенного в красный цвет. По бокам приварены стальные цилиндрические поплавки. Ближе к корме расположен квадратный люк, вход в крошечную каюту. Два небольших подвесных мотора, работающие на бензине, обеспечивают возможность маневра в критических ситуациях. В длину судно более восьми метров, в ширину около трёх. Парусная оснастка бермудского типа (косые паруса), грот и стаксель. Перед выходом у него исчез компас, кто-то взял на сувенир. Рации нет, связь с внешним миром односторонняя, через обычный радиоприёмник. Вынужден обращаться к проходящим судам, чтобы знать своё местонахождение. Лекомб обижался на своих соотечественников. Капитаны французских судов не обращали внимания на его просьбы, занятые своими делами.
Рене приветливо улыбался. Его загорелое лицо, заросшее рыжей бородой, спокойно. Не верилось, что он восемнадцать суток наедине с океаном. Левая нога моряка искалечена, память о войне в Индокитае. На вопрос о цели плавания ответил: хочет написать о своих впечатлениях. Ему предложили продукты питания, воду. Но одно из условий любителей путешествовать требовало обходиться своими припасами, не обращаться за помощью во время плавания. Оценили его юмор, спросив, в чём же он нуждается. Ему нужны координаты, крепкие канаты и... женщина. Французы верны себе! Получив координаты, две новеньких бухты отличных пеньковых верёвок, оттолкнулся от нашего борта, поймал парусами ветер и скоро скрылся за горизонтом. Прощально махая ему рукой, я не думал, что вижу его в первый и последний раз.
На скалистом берегу острова Флориш, что на окраине Азорского архипелага, португальские рыбаки обнаружили разбитый остов парусника и обезображенный труп. По найденным документам установили личность погибшего моряка. Рене Лекомб погиб на 68-й день своего плавания, не дойдя тысячу миль до родного берега.
В конце XIX века начало одиночным плаваниям положил знаменитый капитан Слокум на паруснике «Спрей». Подобные плавания, в одиночку или коллективом, ставили разные цели. Одни, как Тур Хейердал, искали подтверждения своим научным гипотезам. Другие, подобно Алену Бомбару, хотели научить человека, потерпевшего кораблекрушения, не бояться океана и уметь выживать. Борцы по натуре. Вильям Виллис и Фрэнсис Чичестер, доказывали возможность в одиночку бороться с грозной стихией.
Особенность Северной Атлантике в том, что парусникам удобно пересекать её с востока на запад, используя попутные ветра и течения. Рене Лекомб пытался пересечь океан с запада на восток весной, двигаясь против ветра и течения. Кое-кому это удалось. Известно, что некий мореплаватель до Колумба побывал в Америке. Он плыл в Англию или в Португалию из Гвинеи. Сбился с курса, и его отнесло в Карибское море на какой-то остров. Там он провёл среди местных жителей два года. Сегодня этот остров называют Гаити. В 1477 или 1478 году ему удалось пересечь Атлантику в обратном направлении и добраться до островов Мадейра, где он повстречался с Колумбом. Колумб дал ему приют в доме своей тёщи, жившей на острове Порту-Санта. В благодарность моряк рассказал о ветрах и течениях, позволивших Колумбу в 1492 году открыть неизвестный европейцам континент.
6 июня 1896 года из Нью-Йорка вышли на гребной шлюпке «Фокс» Фрэнк Самуэльсен и Георг Гарбо. Пройдя на вёслах со многими приключениями 2800 миль за 55 суток, они добрались до английского острова Бишон-Рок.
Летом 1966 года Чей Блайт и Джон Риджуей прошли на вёслах 3500 миль за 92 дня, от рыбацкой деревушки вблизи Нью-Йорка до ирландского порта Голуей. Они плыли на лодке весом в полторы тонны, длиной шесть с половиной метров, шириной полтора метра, с поэтическим названием «Английская Роза III».
В их дневнике есть запись: «25 июня. Около 1 часа 30 минут ночи видели удивительное зрелище. Море фосфоресцировало. Внезапно, перед нами возникло существо более десяти метров длиною, похожее на змею. Оно направлялось к нашей лодке, так плавают ужи. Подплыв совсем близко, оно нырнуло. Затем появилось снова, и мы увидели чудовищную голову. Оно исчезло в ночи. Если нам не поверят, мы не сможем ничем доказать, что это было на самом деле».
В 1969 году был поставлен рекорд одиночного плавания на вёслах за 70 суток от Ньюфаундленда до Ирландии Томасом Мак-Клином.
Летом 1980 года за 72 дня и 23 часа Жирар-д-Абовиль на лодке «Капитан Кук», весом 150 кг, длиною5,6 м, шириною 1,5 м, с высотой надводного борта в средней части равной 0,37 м, прошёл на вёслах от полуострова Кейп-Коддо до траверза мыса Лизард у входа в пролив Ла-Манш.
Я перечислил наиболее интересные плавания, с моей точки зрения,в Атлантике. А по всему миру их за прошедшие годы было много. Они продолжаются и в наше время. Отрадно, что зазвучало имя Фёдора Конюхова, отважного путешественника.
Я не знаю: настойчивость и отчаянная смелость или кропотливая подготовка или просто удача решают успех морских плаваний одиночек. Может, океан благосклонен к тем, кто отдал своё сердце ему.
Во время первой мировой войны немецкий рейдер «Вольф» в Тихом океане захватил австралийский парусник с грузом зерна, шедший из Австралии в Кейптаун. Старый капитан не имел ни карт, ни навигационных приборов. Он заявил, что для плавания в этих широтах можно обойтись без них. Пятьдесят лет он использует морские и воздушные течения между мысами Австралии, Африки и Америки. За это время не было случая, чтобы он отклонился на градус или задержался в плавании на лишние сутки.
В старой малайской легенде сказано: если человек оказывается в открытом море, то на него нападают семь морских страстей – страх, голод, жажда, одиночество, жалость к себе, раскаяние и надежда. Только преодолев их человек, может спастись и достичь своей цели.
В историю океанов вносят свою лепту одиночки-мореплаватели, подчас раскрывающие неведомое, о чём мы живущие на суше и не подозреваем. Не всем удается осуществить задуманное, но все они уходят в бессмертие, оставляя след в нашей памяти.
 
Здравствуй, Рене,одинокий моряк !
 
      
октябрь 2002г.

 

 
Рейтинг: 0 964 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!