ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Из детства. Удоды

Из детства. Удоды

31 августа 2014 - Валентин Пирогов
article236292.jpg

Валентин Пирогов                                                                      

Из детства

Удоды    (лат. Upupa epops) — небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. Широко распространён в южных и центральных областях Европы и Азии, а также почти на всей территории Африки. Излюбленным местом обитания является открытая местность с редким кустарником или деревьями, такая как саванна, луг или пастбище. Также встречается на культивируемых ландшафтах во фруктовых садах и виноградниках. Осторожна, но не пуглива — как правило, сторонится человека и улетает при его приближении. Много времени проводит на земле, охотясь на насекомых.

Единственный представитель семейства удодовых(Upupidae), отряда ракшеобразных. Мнения орнитологов о систематическом положении этого вида весьма разнообразны. Некоторые учёные рассматривают подвиды обыкновенного удода как отдельные виды, а также выделяют удодов в отдельный отряд удодообразных (Upupiformes).Небольшая птица длиной 25—29 см и размахом крыльев 44—48 см. Выделяясь полосатым чёрно-белым оперением крыльев и хвоста, длинным тонким клювом и длинным хохолком на голове, является одной из самых легкоузнаваемых птиц. Окрас головы, шеи и груди в зависимости от подвида варьирует от розоватого до каштанового (орнитолог С. А. Бутурлин описывает его как «глинисто-красноватый»). Крылья широкие, округлые, окрашены контрастными чёрными и беловато-жёлтыми полосами. Хвост средней длины, чёрный с широкой белой перевязью посередине. Брюшная часть туловища розовато-рыжая, с черноватыми продольными полосами по бокам. Хохол на голове оранжево-рыжий, с чёрными вершинами перьев. Обычно хохол сложен и имеет длину 5-10 см, (зависит от размера птицы) однако при приземлении (в другое время редко) птица распускает его, обычно 10-15 см в высь. веер. Клюв длиной 4—5 см, слегка загнут вниз. Язык, в отличие от многих других видов птиц, сильно редуцирован. Ноги свинцово-серые, достаточно сильные, с короткими плюснами и тупыми когтями. Самцы и самки внешне друг от друга не отличаются. Молодые птицы в целом окрашены в менее насыщенные тона, имеют более короткий клюв и хохол.

По земле передвигается быстро и проворно, подобно скворцам. В случае внезапной тревоги, когда нет возможности спастись бегством, может затаиться, прижавшись к земле, распластав крылья и хвост и приподняв вверх клюв.

В период насиживания и кормления птенцов у взрослых птиц и птенцов вырабатывается маслянистая жидкость, выделяемая из копчиковой железы и имеющая резкий неприятный запах. Выпуская её вместе с помётом на пришельца, удоды пытаются защититься от некрупных наземных хищников — вследствие такой адаптации в глазах человека птица приобрела репутацию очень «нечистоплотного» существа. Полёт у удода небыстрый, порхающий, как у бабочки. Тем не менее, он достаточно маневренный, и пернатым хищникам редко удаётся схватить удода в воздухе.

         Вокализация удода такая же особенная, как и его внешний вид. Голос — глухой, слегка гортанный трёх-пятисложный крик «уп-уп-уп» или «уд-уд-уд» (откуда и получил своё название), повторяемый несколько раз подряд. Интервал между сериями звуков редко превышает 5 с. Родовое научное название птицы, Upupa, является звукоподражанием этой необычной песни (явление, в лингвистике называемое ономатопеей). Кроме того, в случае удивления или испуга удод издаёт пронзительный вопль «чи-ир», напоминающий крик кольчатой горлицы. Иногда во время брачных игр или при ухаживании за потомством издаёт глухой раскатистый звук.

         Обычно селится на равнине либо в холмистой местности, где предпочтение отдаёт открытым ландшафтам без высокой травы в сочетании с отдельными деревьями или небольшими рощами. Наибольшей численности достигает в тёплых и засушливых районах — степной и лесостепной зоне, саванне. Держится по степным оврагам, на лугу, у кромки или на опушке леса, в речной долине, в предгорьях, в прибрежных кустарниковых дюнах. Часто встречается на используемых человеком ландшафтах — пастбищах, в виноградниках или фруктовых посадках. Иногда селится в пределах населённых пунктов, где кормится за счёт мусорных свалок. Низинных, сырых участков избегает. Для гнездовий использует дуплистые деревья, расщелины в камнях, норы в обрывах рек, термитники, углубления каменных строений. Активен в светлое время суток, для ночлега использует дупла деревьев, скалистые трещины или другие подходящие убежища. В зависимости от широты оседлая, кочующая или перелётная птица. Большая часть популяций номинативного подвида, гнездящегося в западной Палеарктике, за исключением Египта и южной части Алжира, в зимнее время перемещается в центральные и южные районы Африки южнее Сахары. Небольшое количество птиц зимует в Средиземноморье и на севере африканского континента. Птицы Центральной Азии, и, в частности, Сибири, мигрируют на юг континента. Небольшая часть российских удодов зимует на востоке Туркмении и южной части Азербайджана. Сроки миграции значительно растянуты во времени — весенний прилёт приходится на начало февраля — май с пиком в середине марта — апреле, осенний отлёт начинается в середине июля и заканчивается в конце октября. Пролёт проходит широким фронтом, ночью либо на зорях. Половой зрелости удод достигает в возрасте одного года. Моногамен. В России птицы прибывают к местам гнездовий довольно рано — в марте-апреле, когда ещё только появляются первые проталины. Сразу по прилёте самцы занимают территорию для размножения и ведут себя очень активно — громко кричат, издавая повторяющиеся глухие звуки «уп-уп-уп…» и тем самым подзывая самок. В этот период наиболее часто и громко птицы кричат утром и вечером, реже днём. Во время ухаживания самец и самка медленно летают друг за другом, помечая место для будущего гнезда. Часто одна и та же территория используется в течение нескольких лет. Как правило, удоды размножаются отдельными парами, однако в случае соседства других удодов между самцами нередки драки на границе территорий, напоминающие петушиные бои. Гнездоустраивается в укромном месте — дупле дерева, каменистой расщелине, углублении на откосе обрыва, иногда в стене каменного или глиняного строения. Если поблизости подходящего укрытия не имеется, яйца могут откладываться прямо на земле среди высохших останков какого-либо животного — например, знаменитый немецкий и российский учёный Петер Паллас описывал гнездо удода в грудной клетке человеческого скелета. Выстилка либо отсутствует вовсе, либо содержит лишь несколько травинок, перьев и кусочков коровьего навоза. Дупло может также содержать в себе гнилую древесную труху. В отличие от подавляющего большинства птиц, удоды никогда не убирают помёт из гнезда, который постепенно скапливается вокруг. Кроме того, в период насиживания и кормления птенцов у птиц вырабатывается маслянистая жидкость, выделяемая из копчиковой железы и имеющая резкий неприятный запах. Такая адаптация помогает удодам уберечься от некрупных наземных хищников, однако вследствие этого среди людей птица имеет репутацию «нечистоплотной»

Выведение потомства обычно происходит один раз в год, хотя в случае оседлого образа жизни отмечены повторные (до трёх) циклы. Размер кладки в условиях умеренного климата состоит из 5—9 яиц, в тропиках из 4—7 яиц. Яйца продолговатые, размером 26×18 мм и весом около 4,4 г. Окраска варьирует в широких пределах от серовато-белого до тёмно-бурого цвета, может

иметь голубоватый или зеленоватый оттенок. В день откладывается по одному яйцу, насиживание начинается с первого яйца и продолжается в течение 25—32 дней (инкубационный период — 15—16 дней). Насиживает одна самка, в то время как самец добывает ей корм. Появившиеся на свет птенцы слепые и покрыты редким рыжеватым пухом, который через несколько дней сменяется другим, розовато-белого цвета и более густым. Выкармливанием птенцов занимаются оба родителя, поочерёдно принося им личинки насекомых и червей. В возрасте 20—27 дней (в средней полосе России — конце июня или начале июля) птенцы покидают гнездо и начинают летать, хотя ещё в течение нескольких недель остаются рядом с родителями.

Основу питания удода составляют мелкие беспозвоночные животные: насекомые, их личинки и куколки (майские жуки, жуки-навозники, мертвоеды, кузнечики, бабочки, степные кобылки, мухи, муравьи, термиты), пауки, мокрицы, многоножки, мелкие моллюскии т. п. Реже ловит мелких лягушек, ящериц и змей[3][16].

Кормится на поверхности земли, обычно в невысокой траве либо на оголённой почве. Обладая длинным клювом, часто ковыряется в навозе, мусорных кучах или гнилой древесине, проделывает неглубокие дыры в земле. Нередко сопровождает пасущийся скот. Язык у удода короткий, поэтому он иногда не в состоянии проглотить добычу с земли — для этого птица подбрасывает её в воздух, ловит и проглатывает. Крупных жуков долбит об землю, предварительно разбивая на части.

         Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён[21][22][23].

У ингушей и чеченцев до принятия исламаудод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой.

 

В исламе (Коран 27:20—28) и некоторых еврейских источниках (таких как «Таргум Шени» к «Книге Есфирь» и «Мидраш Мишлей», мидраш к Книге притч) удод ассоциируется с повелителем птиц и зверей царём Соломоном. Согласно легенде, однажды правитель не обнаружил удода среди своих птиц, а когда тот наконец нашёлся, то рассказал о чудесном городе Киторе и его правительнице, прекрасной царице Савской (Билкис у мусульман), поклоняющейся Солнцу. Царь отправил удода в Савскую землю с посланием к царице. В ответ на письмо женщина отправила ему богатые дары, а затем совершила визит к царю в Иерусалим.

В пятой книге Пятикнижия (Торы) и Ветхого Завета «Второзаконие», предположительно составленной в VII веке до н. э., удод упоминается в числе птиц, запрещённых к употреблению в пищу.

         Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён.

У ингушей и чеченцев до принятияислама удод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой.

 

В исламе (Коран 27:20—28) и некоторых еврейских источниках (таких как «Таргум Шени» к «Книге Есфирь» и «Мидраш Мишлей», мидраш к Книге притч) удод ассоциируется с повелителем птиц и зверей царёмСоломоном. Согласно легенде, однажды правитель не обнаружил удода среди своих птиц, а когда тот наконец нашёлся, то рассказал о чудесном городе Киторе и его правительнице, прекрасной царице Савской (Билкис у мусульман), поклоняющейся Солнцу. Царь отправил удода в Савскую землю с посланием к царице. В ответ на письмо женщина отправила ему богатые дары, а затем совершила визит к царю в Иерусалим.                                                                                               В пятой книге Пятикнижия (Торы) и Ветхого Завета «Второзаконие», предположительно составленной в VII веке до н. э., удод упоминается в числе птиц, запрещённых к употреблению в пищу.

Всякую птицу чистую ешьте;
но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла,
и коршуна, и сокола, и кречета с породою их,
и всякого ворона с породою его,
и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его,
и филина, и ибиса, и лебедя,
и пеликана, и сипа, и рыболова,
и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря.

Один из батальоновАрмии обороны Израиля носит название «Духифат», что на иврите означает «удод». В мае 2008 года, в связи с 60-летием Израиля, по инициативе Министерства экологии были объявлены выборы национальной птицы этого государства. В результате голосования, в котором могли принять участие все жители страны, был выбран удод — более 35 % высказались в пользу этой птицы, оставив далеко позади славку, щегла, короткопалого певчего дрозда и некоторых других пернатых.

В сочинении великого персидского поэта-суфия Фаридаддина Аттара «Парламент птиц» удод символизирует вождя человечества, предлагая птицам отправиться на дальние поиски их таинственного Короля Симурга, живущего на горе Каф. Это произведение, полное разных образов и смысла, стало одним из центральных в суфизме[30]. В средневековых сборниках зоологических статей, бестиариях, удоды часто изображались птицами, заботящимися о своих престарелых родителях[31].

В русской литературе об удоде упоминали Максим Горький и Велимир Хлебников. Горький не очень лестно отозвался об этой птице: «Удод же — птица совершенно глупая, и дрессировке не поддается ни в коем случае». Хлебников в наброске автобиографической повести в стихах (1909) выразился куда более благосклонно:

Меня окружали степь, цветы, ревучие верблюды,
Круглообразные кибитки,
Моря овец, чьи лица однообразно-худы,
Огнем крыла пестрящие простор удоды,
Пустыни неба гордые пожитки.
Так дни текли, за ними годы.
Отец, далеких гроза сайгаков,
Стяжал благодарность калмыков…
Ручные вороны клевали
Из рук моих мясную пищу,
Их вольнолюбивее едва ли
Отроки, обреченные топорищу.
Досуг со мною коротая,
С звенящим криком: «сирота я»,
Летел лебедь, склоняя шею,
Я жил, природа, вместе с нею.

КРАСИВАЯ ПТИЦА, НО УЖ ОЧЕНЬ ВОНЮЧАЯ

© Copyright: Валентин Пирогов, 2014

Регистрационный номер №0236292

от 31 августа 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0236292 выдан для произведения:

Валентин Пирогов                                                                      

Из детства

Удоды    (лат. Upupa epops) — небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. Широко распространён в южных и центральных областях Европы и Азии, а также почти на всей территории Африки. Излюбленным местом обитания является открытая местность с редким кустарником или деревьями, такая как саванна, луг или пастбище. Также встречается на культивируемых ландшафтах во фруктовых садах и виноградниках. Осторожна, но не пуглива — как правило, сторонится человека и улетает при его приближении. Много времени проводит на земле, охотясь на насекомых.

Единственный представитель семейства удодовых(Upupidae), отряда ракшеобразных. Мнения орнитологов о систематическом положении этого вида весьма разнообразны. Некоторые учёные рассматривают подвиды обыкновенного удода как отдельные виды, а также выделяют удодов в отдельный отряд удодообразных (Upupiformes).Небольшая птица длиной 25—29 см и размахом крыльев 44—48 см. Выделяясь полосатым чёрно-белым оперением крыльев и хвоста, длинным тонким клювом и длинным хохолком на голове, является одной из самых легкоузнаваемых птиц. Окрас головы, шеи и груди в зависимости от подвида варьирует от розоватого до каштанового (орнитолог С. А. Бутурлин описывает его как «глинисто-красноватый»). Крылья широкие, округлые, окрашены контрастными чёрными и беловато-жёлтыми полосами. Хвост средней длины, чёрный с широкой белой перевязью посередине. Брюшная часть туловища розовато-рыжая, с черноватыми продольными полосами по бокам. Хохол на голове оранжево-рыжий, с чёрными вершинами перьев. Обычно хохол сложен и имеет длину 5-10 см, (зависит от размера птицы) однако при приземлении (в другое время редко) птица распускает его, обычно 10-15 см в высь. веер. Клюв длиной 4—5 см, слегка загнут вниз. Язык, в отличие от многих других видов птиц, сильно редуцирован. Ноги свинцово-серые, достаточно сильные, с короткими плюснами и тупыми когтями. Самцы и самки внешне друг от друга не отличаются. Молодые птицы в целом окрашены в менее насыщенные тона, имеют более короткий клюв и хохол.

По земле передвигается быстро и проворно, подобно скворцам. В случае внезапной тревоги, когда нет возможности спастись бегством, может затаиться, прижавшись к земле, распластав крылья и хвост и приподняв вверх клюв.

В период насиживания и кормления птенцов у взрослых птиц и птенцов вырабатывается маслянистая жидкость, выделяемая из копчиковой железы и имеющая резкий неприятный запах. Выпуская её вместе с помётом на пришельца, удоды пытаются защититься от некрупных наземных хищников — вследствие такой адаптации в глазах человека птица приобрела репутацию очень «нечистоплотного» существа. Полёт у удода небыстрый, порхающий, как у бабочки. Тем не менее, он достаточно маневренный, и пернатым хищникам редко удаётся схватить удода в воздухе.

         Вокализация удода такая же особенная, как и его внешний вид. Голос — глухой, слегка гортанный трёх-пятисложный крик «уп-уп-уп» или «уд-уд-уд» (откуда и получил своё название), повторяемый несколько раз подряд. Интервал между сериями звуков редко превышает 5 с. Родовое научное название птицы, Upupa, является звукоподражанием этой необычной песни (явление, в лингвистике называемое ономатопеей)[2]. Кроме того, в случае удивления или испуга удод издаёт пронзительный вопль «чи-ир», напоминающий крик кольчатой горлицы. Иногда во время брачных игр или при ухаживании за потомством издаёт глухой раскатистый звук.

         Обычно селится на равнине либо в холмистой местности, где предпочтение отдаёт открытым ландшафтам без высокой травы в сочетании с отдельными деревьями или небольшими рощами. Наибольшей численности достигает в тёплых и засушливых районах — степной и лесостепной зоне, саванне. Держится по степным оврагам, на лугу, у кромки или на опушке леса, в речной долине, в предгорьях, в прибрежных кустарниковых дюнах. Часто встречается на используемых человеком ландшафтах — пастбищах, в виноградниках или фруктовых посадках. Иногда селится в пределах населённых пунктов, где кормится за счёт мусорных свалок. Низинных, сырых участков избегает. Для гнездовий использует дуплистые деревья, расщелины в камнях, норы в обрывах рек, термитники, углубления каменных строений. Активен в светлое время суток, для ночлега использует дупла деревьев, скалистые трещины или другие подходящие убежища. В зависимости от широты оседлая, кочующая или перелётная птица. Большая часть популяций номинативного подвида, гнездящегося в западной Палеарктике, за исключением Египта и южной части Алжира, в зимнее время перемещается в центральные и южные районы Африки южнее Сахары. Небольшое количество птиц зимует в Средиземноморье и на севере африканского континента. Птицы Центральной Азии, и, в частности, Сибири, мигрируют на юг континента. Небольшая часть российских удодов зимует на востоке Туркмении и южной части Азербайджана. Сроки миграции значительно растянуты во времени — весенний прилёт приходится на начало февраля — май с пиком в середине марта — апреле, осенний отлёт начинается в середине июля и заканчивается в конце октября. Пролёт проходит широким фронтом, ночью либо на зорях. Половой зрелости удод достигает в возрасте одного года. Моногамен. В России птицы прибывают к местам гнездовий довольно рано — в марте-апреле, когда ещё только появляются первые проталины. Сразу по прилёте самцы занимают территорию для размножения и ведут себя очень активно — громко кричат, издавая повторяющиеся глухие звуки «уп-уп-уп…» и тем самым подзывая самок. В этот период наиболее часто и громко птицы кричат утром и вечером, реже днём. Во время ухаживания самец и самка медленно летают друг за другом, помечая место для будущего гнезда. Часто одна и та же территория используется в течение нескольких лет. Как правило, удоды размножаются отдельными парами, однако в случае соседства других удодов между самцами нередки драки на границе территорий, напоминающие петушиные бои. Гнездоустраивается в укромном месте — дупле дерева, каменистой расщелине, углублении на откосе обрыва, иногда в стене каменного или глиняного строения. Если поблизости подходящего укрытия не имеется, яйца могут откладываться прямо на земле среди высохших останков какого-либо животного — например, знаменитый немецкий и российский учёный Петер Паллас описывал гнездо удода в грудной клетке человеческого скелета. Выстилка либо отсутствует вовсе, либо содержит лишь несколько травинок, перьев и кусочков коровьего навоза. Дупло может также содержать в себе гнилую древесную труху. В отличие от подавляющего большинства птиц, удоды никогда не убирают помёт из гнезда, который постепенно скапливается вокруг. Кроме того, в период насиживания и кормления птенцов у птиц вырабатывается маслянистая жидкость, выделяемая из копчиковой железы и имеющая резкий неприятный запах. Такая адаптация помогает удодам уберечься от некрупных наземных хищников, однако вследствие этого среди людей птица имеет репутацию «нечистоплотной»

Выведение потомства обычно происходит один раз в год, хотя в случае оседлого образа жизни отмечены повторные (до трёх) циклы. Размер кладки в условиях умеренного климата состоит из 5—9 яиц, в тропиках из 4—7 яиц. Яйца продолговатые, размером 26×18 мм и весом около 4,4 г. Окраска варьирует в широких пределах от серовато-белого до тёмно-бурого цвета, может

иметь голубоватый или зеленоватый оттенок. В день откладывается по одному яйцу, насиживание начинается с первого яйца и продолжается в течение 25—32 дней (инкубационный период — 15—16 дней). Насиживает одна самка, в то время как самец добывает ей корм. Появившиеся на свет птенцы слепые и покрыты редким рыжеватым пухом, который через несколько дней сменяется другим, розовато-белого цвета и более густым. Выкармливанием птенцов занимаются оба родителя, поочерёдно принося им личинки насекомых и червей. В возрасте 20—27 дней (в средней полосе России — конце июня или начале июля) птенцы покидают гнездо и начинают летать, хотя ещё в течение нескольких недель остаются рядом с родителями.

Основу питания удода составляют мелкие беспозвоночные животные: насекомые, их личинки и куколки (майские жуки, жуки-навозники, мертвоеды, кузнечики, бабочки, степные кобылки, мухи, муравьи, термиты), пауки, мокрицы, многоножки, мелкие моллюскии т. п. Реже ловит мелких лягушек, ящериц и змей[3][16].

Кормится на поверхности земли, обычно в невысокой траве либо на оголённой почве. Обладая длинным клювом, часто ковыряется в навозе, мусорных кучах или гнилой древесине, проделывает неглубокие дыры в земле. Нередко сопровождает пасущийся скот. Язык у удода короткий, поэтому он иногда не в состоянии проглотить добычу с земли — для этого птица подбрасывает её в воздух, ловит и проглатывает. Крупных жуков долбит об землю, предварительно разбивая на части.

         Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён[21][22][23].

У ингушей и чеченцев до принятия исламаудод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой.

 

В исламе (Коран 27:20—28) и некоторых еврейских источниках (таких как «Таргум Шени» к «Книге Есфирь» и «Мидраш Мишлей», мидраш к Книге притч) удод ассоциируется с повелителем птиц и зверей царём Соломоном. Согласно легенде, однажды правитель не обнаружил удода среди своих птиц, а когда тот наконец нашёлся, то рассказал о чудесном городе Киторе и его правительнице, прекрасной царице Савской (Билкис у мусульман), поклоняющейся Солнцу. Царь отправил удода в Савскую землю с посланием к царице. В ответ на письмо женщина отправила ему богатые дары, а затем совершила визит к царю в Иерусалим.

В пятой книге Пятикнижия (Торы) и Ветхого Завета «Второзаконие», предположительно составленной в VII веке до н. э., удод упоминается в числе птиц, запрещённых к употреблению в пищу.

         Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён.

У ингушей и чеченцев до принятияислама удод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой.

 

В исламе (Коран 27:20—28) и некоторых еврейских источниках (таких как «Таргум Шени» к «Книге Есфирь» и «Мидраш Мишлей», мидраш к Книге притч) удод ассоциируется с повелителем птиц и зверей царёмСоломоном. Согласно легенде, однажды правитель не обнаружил удода среди своих птиц, а когда тот наконец нашёлся, то рассказал о чудесном городе Киторе и его правительнице, прекрасной царице Савской (Билкис у мусульман), поклоняющейся Солнцу. Царь отправил удода в Савскую землю с посланием к царице. В ответ на письмо женщина отправила ему богатые дары, а затем совершила визит к царю в Иерусалим.                                                                                               В пятой книге Пятикнижия (Торы) и Ветхого Завета «Второзаконие», предположительно составленной в VII веке до н. э., удод упоминается в числе птиц, запрещённых к употреблению в пищу.

Всякую птицу чистую ешьте;
но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла,
и коршуна, и сокола, и кречета с породою их,
и всякого ворона с породою его,
и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его,
и филина, и ибиса, и лебедя,
и пеликана, и сипа, и рыболова,
и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря.

Один из батальоновАрмии обороны Израиля носит название «Духифат», что на иврите означает «удод». В мае 2008 года, в связи с 60-летием Израиля, по инициативе Министерства экологии были объявлены выборы национальной птицы этого государства. В результате голосования, в котором могли принять участие все жители страны, был выбран удод — более 35 % высказались в пользу этой птицы, оставив далеко позади славку, щегла, короткопалого певчего дрозда и некоторых других пернатых.

В сочинении великого персидского поэта-суфия Фаридаддина Аттара «Парламент птиц» удод символизирует вождя человечества, предлагая птицам отправиться на дальние поиски их таинственного Короля Симурга, живущего на горе Каф. Это произведение, полное разных образов и смысла, стало одним из центральных в суфизме[30]. В средневековых сборниках зоологических статей, бестиариях, удоды часто изображались птицами, заботящимися о своих престарелых родителях[31].

В русской литературе об удоде упоминали Максим Горький и Велимир Хлебников. Горький не очень лестно отозвался об этой птице: «Удод же — птица совершенно глупая, и дрессировке не поддается ни в коем случае». Хлебников в наброске автобиографической повести в стихах (1909) выразился куда более благосклонно:

Меня окружали степь, цветы, ревучие верблюды,
Круглообразные кибитки,
Моря овец, чьи лица однообразно-худы,
Огнем крыла пестрящие простор удоды,
Пустыни неба гордые пожитки.
Так дни текли, за ними годы.
Отец, далеких гроза сайгаков,
Стяжал благодарность калмыков…
Ручные вороны клевали
Из рук моих мясную пищу,
Их вольнолюбивее едва ли
Отроки, обреченные топорищу.
Досуг со мною коротая,
С звенящим криком: «сирота я»,
Летел лебедь, склоняя шею,
Я жил, природа, вместе с нею.

КРАСИВАЯ ПТИЦА, НО УЖ ОЧЕНЬ ВОНЮЧАЯ

 
Рейтинг: +2 1221 просмотр
Комментарии (2)
Серов Владимир # 2 сентября 2014 в 12:20 0
Видел удодов ещё в детсаду! А сейчас их очень мало у нас. За 15 лет житья в саду видел удода всего пару раз!
Валентин Пирогов # 3 сентября 2014 в 18:57 +1