Будет война. Только никому об этом не говори
8 мая 2020 -
Василий Лемехов
Моему отцу должно было исполниться 94 года, когда его не стало. Последние годы жил один. Конечно же, мы все, его не забывали. Дети и внуки, забегали к нему, порою, по несколько раз в день. С основными домашними делами справляется сам. Отличительной особенностью долгожителей, а я причислю его к таковым, является хорошая память. Он много повидал. Ему было, что рассказать. На его глазах прошла целая эпоха. Поднялась до небывалых высот, окрепла, а затем, распалась великая страна. Война. Великая Отечественная война. Это был переломный момент не только в его жизни, но и всей страны Она изменила всё вокруг. Изменила его планы. Спутала мечты.
Он никогда не думал, что станет кадровым военным…. Всё сложилось бы совсем по-другому….
Романовка - родной колхоз. Маленькая да удаленькая. Всего-то - сто дворов. Она всегда отличалась зажиточностью, даже в старорежимные, царские, времена... У неё была, на зависть более многочисленным, по количеству населения, соседним деревням, своя церковь. В советское время появилась ещё и школа - четырёхлетка. Правда, школой, да ещё четырёхлеткой, вскоре, было никого не удивить.
Успешно закончив четыре класса, он продолжил учёбу в расположенном недалеко рабочем посёлке Мелеузе. Родители снимали ему там комнату. Зимой учился, летом работал в колхозе. Работал, правда, не официально, все свои трудодни писал на мать. Хотя мог, конечно, и официально, многие его сверстники, закончив четырёх летку, никуда учиться больше не пошли, а остались работать в колхозе. Причина была не в нём, причина была в матери. Он был старшим, а были ещё и младшие, за которыми надо было смотреть, было ещё домашнее подворье и большой огород... Но эти объяснения никого в колхозе не интересовали: в год его маме надо было отработать столько то трудодней, иначе её могли исключить из колхоза.... При этом она многое теряла. Слава богу, нашёлся выход - договорились, что вместо неё будет работать старший сын.
Когда был совсем мальчишкой, то пас скот, управлялся с лошадьми. В сорок первом, когда ему исполнилось четырнадцать лет, стал рядом с механизаторами. Его всегда тянуло к технике. Стремился трудиться в ночную смену, потому что тогда удавалось самостоятельно работать на тракторе, начальство не видело. Трактористы, на часок, ложились поспать, а он, в это время, делал их работу. Мог работать и на гусеничном, и на колёсном. Фар у техники не было. Впереди, освещая путь, шёл факельщик.
Двадцатого июня тысяча девятьсот сорок первого года, когда он, опять, работал в ночную смену, вдруг, увидел в поле, уходящие от земли ввысь, к облакам и звёздам, четыре светящихся столба. Поднимались они оттуда, где ничего не могло быть. Явление было чрезвычайно странным. Было в нём что-то, загадочное и даже пугающее. Вернувшись с ночной смены, домой, стал про это рассказывать, мать, услышав, чуть не выронила посуду из рук:
- Значит война будет…. И продлится она четыре года.
- Когда?
- Скоро. Только ты об этом никому не говори.
Он до старости лет, так и не смог понять, как эта женщина, с трудом читавшая и писавшая, живущая в далёкой уральской деревне, которой и головы то некогда было поднять, которую, вроде бы, не волновала никакая политика, вдруг, совершенно отчётливо, смогла осознать приближение большой беды.
И война началась. Рядом с трактористами, появились девушки. Ребята, прежде чем уйти на фронт, должны были научить их всему. Работая, на время не смотрели... Рвались на фронт. Боялись не успеть....
Начало учебного года, перенесли с сентября на октябрь. Дети с посёлка, которых привозили в помощь колхозу на уборку, особенно с началом заморозков, в поле сильно мёрзли. Коченели руки....
Абсолютно все были уверены, что война скоро закончится. Попробуй, только скажи , что продлится она четыре года....
Мой отец завёл тетрадку, в которую записывал, каждый день, из сводок Совинформбюро, сколько танков и самолётов уничтожили наши войска. Вёл её больше года, пока не понял, что с цифрами получается неувязка.
В сорок втором и сорок третьем годах он уже работал учетчиком в тракторной бригаде, фактически, выполняя роль заместителя бригадира. Техника обслуживала сразу несколько хозяйств, и была приписана не к конкретному колхозу, а к МТС (Машино тракторной станции).
После окончания уборочной, садился в школе за парту и прилежно учился, хотя одному, в рабочем посёлке, было не просто. Особенно сложно стало, когда отец ушёл на фронт, и матери одной, с детьми, потребовалась ещё больше помощи.
Его отца, моего дедушку, сразу отправили на курсы политруков, а затем в действующую армию - штурмовать Зайцеву гору. Что это за гора, и что там были за бои, я, до конца понял, лишь по прошествии лет.... Но ему повезло – вернулся, чудом, живым, хотя и комиссованным после тяжёлого ранения.
Под Зайцевой горой он активно участвовал в организации атаки, и этим привлёк внимание снайпера. Тот выстрелил, пуля была не обычная, а разрывная, целился прямо в сердце, но чуть промахнулся. Попал в левую руку, напротив сердца....Пуля разорвала кость, мышцы и привела к большой кровопотере. Дедушка упал. Атака захлебнулась. Солдаты спешно отошли с поля боя, бросив убитых раненых. Односельчанин, с которым дедушка вместе служил, решил, что дедушку убили и написал об этом домой. Бабушке сообщили об этом, но она не поверила и оказалась права. Ночью дедушку, без сознания, вытащили с поля боя санитары и, сразу же, отправили в глубокий тыл. Однополчанин об этом не знал.
Осенью сорок третьего, накануне дня рождения, конный нарочный привёз повестку и моему отцу. Так, в 16 лет, он стал курсантом лётного училища, впервые поднялся в воздух. Правда, особый радости ему это не принесло, он всегда хотел работать на земле и никогда не мечтал о небе. Тем не менее, всю дальнейшую жизнь связал с авиацией.
Несмотря на войну, жизнь, вокруг, продолжалась по своим законам. С трудоднями, заработанными моим отцом в начале войны, которые долгое время оставались лишь на бумаге, поразительным образом повезло. Вернувшийся с фронта отец, сумел помочь их, наконец, получить и ещё, при этом, не плохо отоварить. Цены, к тому времени, на сельхоз продукцию, взлетели до астрономических высот. В основном, за эти деньги, а также на полученные его отцом после ранения, и ещё от продажи даров с огорода, удалось купить дом в рабочем посёлке, который, вскоре, стал городом. Хотя, жилось семье, по-прежнему, трудно. Понимая это, отец отправлял им по почте, всю свою небольшую курсантскую наличность.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0473525 выдан для произведения:
Мой отец родился в 1926 году. В Июне 1941 года ему было 14 лет. Успешно окончив начальную школу, в своей деревне, тогда она была четырёх лет обучения, продолжил учёбу в рабочем посёлке (там была семилетка). Родители снимали ему комнату.
На каникулы всегда, возвращался домой, и сразу же приступал к работе в колхозе. Когда был совсем мальчишкой, пас скот, управлялся с лошадьми. В четырнадцать, повзрослев, был уже рядом с механизаторами. Его всегда тянуло к технике. В ночную смену удавалось работать на тракторе. Правда, так, чтобы начальство не видело. Трактористы, на часок, ложились поспать, а он, в это время, продолжал их работу. Мог работать и на гусеничном, и на колёсном. Фар у техники не было. Впереди, освещая путь, шёл факельщик.
В середине июня, работая в ночную смену, неожиданно, увидел в небе четыре светящихся столба. Они возникали из ниоткуда и уходили, в высь, к облакам и звёздам. Поднимались они из чистого поля, оттуда, где ничего не могло быть.
Вернувшись, утром домой, рассказал матери. Вообще-то, в колхозе он работал за неё. Мать должна была отрабатывать в год определённое количество трудодней, чтобы не быть исключённой из колхоза. Ведь это давало определённые блага, так необходимые тогда сельской семье…. А был ещё большой огород, уходящий от дома к реке, дети …. К счастью, удалось найти выход: стал работать сын, мой отец, а числилась на работе она. Вообще, на моём отце, как старшем из детей, был целый ворох забот…. Но он с ними справлялся и нёс это бремя до конца жизни.
Мама посмотрела на него печальными глазами и сказала: - Значит, будет война, и продолжится четыре года.
- Когда?
- Скоро. Только ты об этом никому не говори.
Война началась. Рядом с трактористами, появились девушки. Ребята, прежде чем уйти на фронт, должны были научить их всему. Работая, на время уже не смотрели. Парни рвались на фронт. Спешили всё успеть.
Начало учебного года, перенесли с сентября на октябрь. Дети с посёлка, которых привозили в помощь, сильно мёрзли. В октябре в поле было очень холодно.
Все были абсолютно уверены, что война скоро закончится. Попробуй, только скажи , что продлится она четыре года…
Отец завёл тетрадку, в которую записывал, каждый день, из сводок информбюро, сколько танков и самолётов уничтожили наши войска. Вёл её больше полугода, пока не понял, что с цифрами что-то не вяжется, что это ничего это не даёт.
В сорок втором и сорок третьем годах работал уже учетчиком в тракторной бригаде, выполняя, фактически, роль заместителя бригадира. Трактора обслуживали тогда сразу несколько хозяйств, и были приписаны не к конкретным колхозам, а к МТС.
После окончания уборочной, садился за парту и прилежно учился, хотя одному, без родителей, в рабочем посёлке, было трудно. Особенно тяжело стало, когда отец ушёл на фронт, и матери, которая осталась одна, стала необходима ещё большая помощь.
Его отца, моего дедушку, сначала отправили на курсы политруков, а потом в действующую армию - штурмовать Зайцеву гору. Что это за гора, и что там были за бои, я, до конца понял, только совсем недавно, благодаря интернету.… Но ему повезло - вернулся, каким-то чудом, живым, хотя и комиссованным после тяжёлого ранения. Односельчанин, с которым он служил вместе, успел, правда, сообщить, до этого, что дедушку убили, но бабушка не поверила.
Осенью сорок третьего накануне дня своего рождения, конный нарочный привёз и моему отцу повестку. Так, в 16 лет он стал курсантом лётного училища, впервые поднялся в воздух. Правда, особый радости это ему не принесло, он хотел работать на земле и никогда не грезил о небе. Тем не менее, всю дальнейшую жизнь связал с авиацией.
Несмотря на войну, жизнь вокруг продолжалась по своим законам. С трудоднями, заработанными отцом в начале войны, которые долго оставались только на бумаге, поразительным образом повезло. Его отец, вернувшись с фронта, сумел, помочь, наконец, их отоварить. Цены, к тому времени, на сельхоз продукцию, взлетели до астрономических высот. В основном, за эти деньги, а также на полученные его отцом после ранения, и ещё от продажи даров с огорода удалось купить дом в рабочем посёлке, который стал потом городом. Хотя жилось родителям всё равно, нелегко. Понимая это, отец отправлял им почте, всю свою небольшую курсантскую наличность.
На каникулы всегда, возвращался домой, и сразу же приступал к работе в колхозе. Когда был совсем мальчишкой, пас скот, управлялся с лошадьми. В четырнадцать, повзрослев, был уже рядом с механизаторами. Его всегда тянуло к технике. В ночную смену удавалось работать на тракторе. Правда, так, чтобы начальство не видело. Трактористы, на часок, ложились поспать, а он, в это время, продолжал их работу. Мог работать и на гусеничном, и на колёсном. Фар у техники не было. Впереди, освещая путь, шёл факельщик.
В середине июня, работая в ночную смену, неожиданно, увидел в небе четыре светящихся столба. Они возникали из ниоткуда и уходили, в высь, к облакам и звёздам. Поднимались они из чистого поля, оттуда, где ничего не могло быть.
Вернувшись, утром домой, рассказал матери. Вообще-то, в колхозе он работал за неё. Мать должна была отрабатывать в год определённое количество трудодней, чтобы не быть исключённой из колхоза. Ведь это давало определённые блага, так необходимые тогда сельской семье…. А был ещё большой огород, уходящий от дома к реке, дети …. К счастью, удалось найти выход: стал работать сын, мой отец, а числилась на работе она. Вообще, на моём отце, как старшем из детей, был целый ворох забот…. Но он с ними справлялся и нёс это бремя до конца жизни.
Мама посмотрела на него печальными глазами и сказала: - Значит, будет война, и продолжится четыре года.
- Когда?
- Скоро. Только ты об этом никому не говори.
Война началась. Рядом с трактористами, появились девушки. Ребята, прежде чем уйти на фронт, должны были научить их всему. Работая, на время уже не смотрели. Парни рвались на фронт. Спешили всё успеть.
Начало учебного года, перенесли с сентября на октябрь. Дети с посёлка, которых привозили в помощь, сильно мёрзли. В октябре в поле было очень холодно.
Все были абсолютно уверены, что война скоро закончится. Попробуй, только скажи , что продлится она четыре года…
Отец завёл тетрадку, в которую записывал, каждый день, из сводок информбюро, сколько танков и самолётов уничтожили наши войска. Вёл её больше полугода, пока не понял, что с цифрами что-то не вяжется, что это ничего это не даёт.
В сорок втором и сорок третьем годах работал уже учетчиком в тракторной бригаде, выполняя, фактически, роль заместителя бригадира. Трактора обслуживали тогда сразу несколько хозяйств, и были приписаны не к конкретным колхозам, а к МТС.
После окончания уборочной, садился за парту и прилежно учился, хотя одному, без родителей, в рабочем посёлке, было трудно. Особенно тяжело стало, когда отец ушёл на фронт, и матери, которая осталась одна, стала необходима ещё большая помощь.
Его отца, моего дедушку, сначала отправили на курсы политруков, а потом в действующую армию - штурмовать Зайцеву гору. Что это за гора, и что там были за бои, я, до конца понял, только совсем недавно, благодаря интернету.… Но ему повезло - вернулся, каким-то чудом, живым, хотя и комиссованным после тяжёлого ранения. Односельчанин, с которым он служил вместе, успел, правда, сообщить, до этого, что дедушку убили, но бабушка не поверила.
Осенью сорок третьего накануне дня своего рождения, конный нарочный привёз и моему отцу повестку. Так, в 16 лет он стал курсантом лётного училища, впервые поднялся в воздух. Правда, особый радости это ему не принесло, он хотел работать на земле и никогда не грезил о небе. Тем не менее, всю дальнейшую жизнь связал с авиацией.
Несмотря на войну, жизнь вокруг продолжалась по своим законам. С трудоднями, заработанными отцом в начале войны, которые долго оставались только на бумаге, поразительным образом повезло. Его отец, вернувшись с фронта, сумел, помочь, наконец, их отоварить. Цены, к тому времени, на сельхоз продукцию, взлетели до астрономических высот. В основном, за эти деньги, а также на полученные его отцом после ранения, и ещё от продажи даров с огорода удалось купить дом в рабочем посёлке, который стал потом городом. Хотя жилось родителям всё равно, нелегко. Понимая это, отец отправлял им почте, всю свою небольшую курсантскую наличность.
Рейтинг: +4
328 просмотров
Комментарии (1)
Виктория Джура # 9 августа 2022 в 23:09 0 | ||
|
Новые произведения