27. Счастливая

19 февраля 2014 - Екатерина Несынова
article193228.jpg

     

           Наступил сентябрь 1953 года. Учебный год начался с приятной новости. В пятом классе, к счастью, эстонский язык отменили, но ввели иностранные языки: английский, французский  и немецкий. Василий посоветовал дочери  изучать английский язык. По каждому предмету  был отдельный учитель. Классным руководителем стала преподаватель математики Кудинова Светлана Константиновна.  В классе появились новенькие.  Одна из них- Пристроева Светлана, и Катя сразу обратила на неё внимание. Оказалось -  они соседи.

       

      С тех пор  они вместе ходили в школу и из школы, гуляли, записывались в одни и те же кружки. Кружков в школе было много. Их организовывали  учителя, как дополнительные занятия к своим предметам. Кто слабо учился, учителя обязывали заниматься в кружке, остальные – по желанию. Особенно много учеников ходило в кружки: химии, физики, спортивный, хорового пения и танцев. Первое время, почти все ученики класса, записались во все кружки. Постепенно многие отсеялись, как сказала учительница – все остались по интересам. Катя с подругой  остались заниматься спортом, танцами и пением.

       

 

      В школе началась подготовка к ноябрьским праздникам: учили песни, стихи, готовили номера акробатики и танцы. В школе учителя так загружали ребят, что не хватало свободного времени.

       На школьный праздник были приглашены родители учащихся. Катя очень волновалась. Она впервые будет читать стихи со сцены, петь и танцевать. Концерт удался на славу. Особенно большой успех имели шуточные басни, которые читала Катя. "Ворона и лиса"  и "Нравоучительная басня для учеников":

   

     "Как-то раз, в одной неполной средней школе,

       Которая от нас невдалеке,

       Не помню только, Толю или Колю

       Учительница вызвала к доске.

       

      "Я задавала повторить Крылова!  Ты повторил"?

        Лентяй  молчал, вздыхал, насупив брови.

         И вот растерянно он начал:

       "Басня Крылова «Волк и кот".

     

       "Волк из лесу в деревню забежал,

         Не шкуру, а живот спасая".

        Лентяй умолк, подсказки ожидая.

        Увы! Ему ни кто не подсказал.

     

      "Ну не вертись, не тереби причёску,

        Припомни, гнался кто за ним"?

      "За ним гналась… За ним бежала Моська,

        Ну, так и лезла в драку с ним!

       

        Да что это за рожа?

        Какие у неё ужимки и прыжки"!?

        (улыбаясь) "А кто ещё бежал"?

      "Лисица тоже. Ей всюду сыра чудились куски.

        Она крикнула кому-то:

      "Эй, сестрица! Ты сказывают петь большая мастерица"!

     

         Но тут он сразу головой поник:

         Он в ужасе увидел единицу,

         Которая украсила его дневник.

         Но тут, конечно, и без морали ясно:

         Не на Крылова следует пенять…

         Уроки ученик обязан знать прекрасно!

         Не фантазировать, а знать"!                             

  

      Седьмого ноября в городе была демонстрация трудящихся и учеников школ. Всем раздали букетики искусственных цветов, флаги и транспаранты. Шли от школы по улице Ленина, на площади все остановились, послушали доклады секретарей райкома партии и райкома комсомола на эстонском и русском языках. После торжественной части все пошли обратно в школу.

       

      Сдали транспаранты, флаги, и помчались в клуб смотреть концерт,  потом в кинотеатр. В городе, по праздникам и в дни выборов,  клубы и кинотеатр работали бесплатно. Детям некогда было пообедать, столько было развлечений. Хотелось все фильмы посмотреть и все концерты, то есть, объять  необъятное. 

       

       Вскоре выпал снег. От Дома офицеров, в сторону озера, тянулась наклонная булыжная мостовая, и она была прекрасной горкой. Катины подружки, жившие поблизости, приходили сюда кататься на финских санях. Вначале у Кати не получалось вскакивать на длинные полозья на ходу, но потом, приноровившись, стала кататься не хуже других.

 

     Все с удовольствием играли в снежки, и количество играющих детей росло. Играли и катались дошколята вместе со всеми. Было шумно и весело. Со Светой Пристроевой  очень любили играть в догонялки в парке вокруг деревьев и у беседки.

    
       

      Новый год был очень весёлым праздником. В центре площади стояла огромная ёлка, вся в игрушках и обвешенная серпантином. Играла музыка. Вокруг ёлки водили хороводы взрослые с детьми, эстонцы и русские, взявшись за руки.  И это было очень прекрасно! Обычно эстонцы жили своей жизнью, русские - своей,  два параллельных мира в одном маленьком городишке. И не такие эстонцы хмурые и страшные, как казалось. Все угощали друг друга выпечкой, конфетами и дарили игрушки. Это был дружный незабываемый  Новый 1954 год.

       

      В течение учебного года менялись ученики, одни уезжали, другие приезжали. Катю часто спрашивали одноклассники: «Учительница по русскому не твоя ли родственница? Очень вы с ней похожи, и всегда она тебя хвалит». 

«Нет, не моя!  Не верите, у неё спросите»! - отвечала Катя.

      Наступило долгожданное лето. Из Москвы приехал дядя Лёша, муж сестры Василия,  с дочкой Наташей. Дядя Лёша - заядлый рыбак. Он целыми днями пропадал на озере, ловил рыбу. Когда улов хороший, кричал  с коридора: «Анечка, я рыбу принёс, принимай улов»!

      Дети всё к нему приставали: «Дядя Лёша, покатай на лодке»!

      Однажды смиловался: «Пострелята, собирайтесь, на лодке катать вас буду»! Все обрадовались. Лида с Наташей, схватив кофточки, побежали к лодке. Лида позвала кататься в лодке, свою подружку, Таню Васильеву. 

 

«Катя, пойдём с нами, папа катать нас на лодке будет»! - закричала Наташа, увидев её во дворе.

       

      Посадил дядя Лёша всех в лодку и вывез на середину озера, немного покатал  и стал ловить рыбу. Девчонки сидели, сидели, им стало скучно, стали проситься на берег.

- Дядя Лёша, отвези нас на берег, пожалуйста!

- Ишь, чего захотели, у меня самый клёв, а я буду вас развозить. Хотели кататься, вот и катайтесь, а мне не мешайте. У меня клёв, тише!

- Пап, мы замёрзли, отвези нас на берег, ветер усилился.

- Хотите домой? Прыгайте в воду и плывите. Если плыть не хотите, сидите и молчите. Рыбу распугаете. Девчонки сообразили и стали громко, хором кричать. Дядя Лёша чертыхнулся, и повёз девчонок к берегу. Больше он их не брал с собой, да и они не просились.

     

      Аня сшила  дочкам новые платья и решила сходить с ними в фотографию. « Лиде в этом году в первый класс идти, хоть память ей останется, какая она была» - сказала она Васе.

     Аня нарядила Лиду  в новое платье, красиво  причесала её и стала сама собираться. Лиде, как всегда, на месте не сиделось. Она выскочила на улицу. Во дворе мальчишки лазали по деревьям и позвали её.  Она, недолго думая, залезла на дерево.

      Вышла  Аня и позвала Лиду. Мальчишки спрыгнули с деревьев и убежали. Лида тоже хотела спрыгнуть, но не получилось, и она повисла на платье. Платье затрещало, но не порвалось. Она висела на ветке дерева на платье, и молча дрыгала ногами.

       Василий испугался, что она сорвётся и упадёт на землю, побежал к дереву. Ветка обломилась, и Лида полетела вниз. Василий успел поймать её, еле удержавшись на ногах. Поставив на землю, стал осматривать её. Аня, взяв хворостину, гнала её домой и приговаривала:

- Вот тебе платье!  Вот тебе фото! Вот тебе платье! Вот тебе фото!

      Через неделю, после отъезда, дядя Лёша прислал фотографии. Аня, посмотрев, сказала Лиде:

- Вот и фото тебе на память, другого не будет.

       

      Наступило первое сентября. Лида  одела школьную форму, повертелась перед  зеркалом и собралась уходить.

- А причесаться не надо?- спросила Катя.

- Ой, я опоздаю! Там для первоклассников  праздник будет- сказала Лида.

- Не опоздаешь! Я с тобой иду - сказала Катя, причёсывая Лиду.

- Мама тоже идёт?- спросила Лида.

- Я тоже иду, а то по дороге сбежишь куда-нибудь - сказала Аня.

- Счастливая ты, Лидка! А я в первый класс шла без мамы, и дождь был, а сегодня солнышко светит - печально сказала Катя.

 

***


© Copyright: Екатерина Несынова, 2014

Регистрационный номер №0193228

от 19 февраля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0193228 выдан для произведения:

     

 

      Переехав в комнату, вначале все были рады.  Как же, свой угол! Но радость была недолгой. Начиналась весна, по стенам побежали ручьи, с потолка сыпется штукатурка, в комнате сыро, стоит запах плесени из подпола.

- Вася, милый, что-то надо делать! Пойди к начальству, опиши им, в каких условиях мы живём. Может, другое жильё подыщут? Смотри, вот-вот потолок рухнет.

- Нет, Анечка, я не могу. Что обо мне подумают? Скажут,  всё ему не так! Да и не положено ходить по начальству и клянчить! Надо попробовать ремонт сделать.

- Какой ремонт? Ты что, не видишь, что здесь нужен капитальный ремонт! Надо стену уличную разбирать, она трухлявая, а мы на улице окажемся без неё. Тогда я сама пойду.

- Ты что, с ума сошла! Меня потом по начальству затаскают. Я запрещаю!

     Аня, недолго думая, пошла к командиру полка. Он её выслушал, обещал подумать.

Вечером Василий пришёл злой и стал ругать жену за «самодеятельность».

- Ты что, с ума сошла, кем ты меня выставила перед руководством! Меня сегодня к командиру полка вызывали! Я из-за тебя нахлобучку получил, что не провожу воспитательную работу в семье.

- И как же ты меня должен воспитывать? А? Терпеть и подыхать в этих условиях? А дети? Ты о них подумал?  Ты хочешь, чтобы у них лёгкие заболели? Тебе мало, что они кашляют? Ты вспомни, сколько людей на Сахалине болело и  умирало от голода и холода!

А я хочу, чтобы наши с тобой дети здоровыми были! Начальству своему доложи, что воспитательную работу со мной провёл, я тебя выслушала и приняла к сведению: не будет нормального жилья, не будет семьи. Я заберу детей и уеду.

- Куда же ты уедешь?

- А куда угодно! В  Москву, в Подмосковье, на Дальний Восток, где родня примет. А ты служи! Даю тебе неделю! Так и доложи!

- Это что, ультиматум?

- Да, ультиматум!

      Через неделю семья переехала в малогабаритную двухкомнатную квартиру на второй этаж первого подъезда  этого же Дома офицеров. Лестница была очень крутая: десять ступенек, площадка и так далее.  Всего сорок ступенек. Лестничные проёмы были узкие, не больше метра. Площадки ещё Уже.

      Выходишь в длинный  узкий коридор, по обеим сторонам квартиры, поворот налево, коридор ещё длиннее. Семье Василия дали угловую квартиру слева после поворота.  

      Вошли. Комната – двенадцать квадратных метров. Слева, по центру  стены, выложена небольшая кирпичная печка, с железной трубой, выходящей через потолок на улицу. Перед печкой, в углу. стоит тумбочка для посуды. Рядом с печкой стоит  обеденный стол. Позади печки и стола, у стены, стоит железная кровать. Прямо, напротив двери, узкое высокое окно. Слева, ближе к окну,  дверь в другую комнату. Комната узкая, от двери до кровати один шаг. Справа от кровати, в углу  по стене, стоит шкаф. Комната эта такая узкая, что вдвоём не разойтись, пять – шесть метров, не более.

      Но все были счастливы. Наконец-то своё жильё! Василий с Аней заняли маленькую комнатку, а девочки – большую. Как на Сахалине, комнату разделили на две части шторами. Сёстры потом спали вместе, за шторой.  Василий  переносил вещи с предыдущей квартиры, а Аня с дочками стали разбирать и раскладывать их по местам.

     Пришли соседки познакомиться. Напротив живёт Зина с мужем. Он старшина. Остальные соседки все-Анны, жёны офицеров. Все из одной военной части. Соседи дружно притащили шкаф  со стеклянными дверками и поставили у входа справа.

- Откуда это? – спросила Аня.

- Этот шкаф раньше здесь стоял, а предыдущий жилец его выставил в коридор. Тесно ему  было – засмеялся сосед.

-  Спасибо большое! Девчонки, будете сюда свои книжки складывать в одну половинку, а в другую – я свои тарелки и чашки.  Соседи, приходите  завтра вечером в гости, только со своей посудой, новоселье отпразднуем. А сегодня мы будем уборкой заниматься. Ещё раз, большое спасибо.

       На следующий день все вытащили свои столы в длинный коридор, наставили разных закусок, кто что приготовил, и весело отпраздновали новоселье. Надарили в основном посуду: вилки, ложки, тарелки, кастрюли. Подарки, видимо, были распределены между соседями, потому что не было ничего лишнего и всё было нужное.

      Всё было хорошо, но приходилось носить воду из колонки по крутым лестницам. Зато в школу Катя ходила по тротуару в туфельках, а не в сапогах.

      Когда жили у Роговых, после дождей пройти без сапог было невозможно. Ноги разъезжались, скользили в грязи, а через речку был перекинут деревянный узенький мостик, на котором ноги скользили ещё больше. Идёшь и думаешь, только бы не упасть.

      Кате очень нравилась булыжные мостовые, они очень красиво смотрелись, но ходить по ним  не очень удобно. Когда размер обуви маленький, ноги проваливались между булыгами.

      Заканчивался учебный год,  Катя была расстроена. Учитель по эстонскому языку Петэр Карлович грозился поставить  ей двойку и оставить на второй год. Но, когда выдавали аттестат об окончании начальной школы ( четвёртого класса), Катя удивилась и расстроилась одновременно. По эстонскому стояли две отметки: четыре( письменно за диктанты) и три- за устные ответы ( за разговорную речь). На лето Петэр Карлович  дал задание для лучшего изучения эстонского языка и словарь. Мама за тройку не ругала, а наоборот похвалила за четвёрки и пятёрки.

      При школе был приусадебный участок, на который два раза в неделю все ученики с четвёртого по седьмой класс ходили работать. Это был урок труда для четвёртого класса и практика для остальных. Там были посажены различные овощи, ягодные кустарники, клубника, море различных цветов и плодовые деревья. А самое любимое растение у эстонских жителей был ревень, который Катя впервые увидела и многое о нём узнала.

С ревенем пекли пирожки, варили компоты и варенье, мариновали и готовили различные блюда.

      Весной  Выру преобразился. Весь город утопал в сирени. Запах стоял от сирени нежнейший.  На клумбах в парке и на площади расцвели тюльпаны и нарциссы. Были клумбы с розами разнообразной расцветки. На улицах чистота и порядок. Ни одной бумажки нигде не валялось. Урны стояли на каждом шагу. В магазинах, клубах, в кинотеатре – чистота.

      Эстонцы, особенно хуторяне, одевались очень бедно, ходили в лаптях и в тёплых халатах, подвязанных верёвкой. Как-то их вид не вязался с чистотой  города.  Эстонки очень много вязали разнообразных кофточек, беретов, шарфиков с красивым орнаментом и продавали на рынке. Такие красивые вещи у них быстро раскупали. 

      Не удержалась от таких покупок и Анна. Кате она купила синюю кофту, вывязанную косыми полосочками. Впереди, от воротника до талии по бокам застёжки и по краю воротника, был вывязан  красивый орнамент. Поясок был плетёный, а пуговички вязаные кругленькие. Куплен был набор: красные варежки, берет и  шарфик с белым орнаментом, связанный по форме галстука, то есть,  один конец продеваешь через петельку другого конца. Очень оригинальный,  удобный, красивый набор. Лиде мама купила голубой свитерок, вывязанный звёздочками и зайчиками.

      В те годы очень модны были вышивки  из ниток « мулинэ»  на кофточках, подушечках,  вышитые  картины на стены. Вечерами все собирались  в одной из квартир, где были малыши, потому что их одних не оставишь, и вышивали. Аня и Катю научила и заставляла вышивать. 

      На этих посиделках  сидел и, с удовольствием вышивал, дядя Яша Збитнев. Жена его, тётя Галя, красивая, высокая, черноглазая всегда над ним подтрунивала, но он  на это внимания не обращал. Он говорил, что за вышиванием очень хорошо нервы лечатся, успокаиваются и после спится крепко.

      В этой трудовой кампании  Аня с Катей  научились вязать. Эстонская красивая разноцветная  шерсть  всегда свободно продавалась на рынке. Эстонки на хуторах сами делали пряжу, красили, продавали и этим зарабатывали себе на жизнь.

      На работу русских не брали, надо было прекрасно писать, читать и говорить на эстонском языке. Поэтому работали везде эстонцы и местные жители.

     Наступило первое лето в городе Выру. Катя любила сидеть на берегу озера Тамула и смотреть на воду, держа в руках книжку или вышивку.  Мысли уносили далеко, чаще всего в Южно- Сахалинск. Как там подружки? Чем занимаются? Как там было весело и как здесь одиноко.

      В Доме офицеров одна малышня, Лиде с ними весело, целыми днями носится, как угорелая. Одноклассницы все разъехались и кроме книг и кинотеатра, развлечений нет. Когда Кате надоедает сидеть на валуне у озера, читать,  ходит по парку или играет мячом. Скукотища. Хорошо ещё , что есть библиотека в клубе, книги спасают от одиночества. Купаться на озере одной тоже не интересно. Иногда Лида ходила с Катей в парк, и они бегали вокруг беседки, играя в догонялки или в прятки.

      Вечерами, по выходным, в беседке играл военный оркестр, и вокруг беседки, все желающие, танцевали. В такие дни в  парке было много  отдыхающих, гуляли взрослые и молодёжь. В эти дни было шумно и весело и эти гуляния были традицией. В конце парка около озера стоял павильон «Вода, пиво» и там собирались мужчины, пили пиво. За столиками играли в домино, шахматы и шашки. Были на территории парка спортивные площадки, где играли в теннис, волейбол, баскетбол.

       В будние дни было тихо, прогуливающихся было мало, только бегали дети, предоставленные сами себе. Такова была размеренная жизнь в городе Выру.

 

***

 

 

 

 

 

     

Рейтинг: +3 693 просмотра
Комментарии (5)
Лидия Копасова # 22 февраля 2014 в 15:17 +2
Лидия Копасова # 24 февраля 2014 в 14:18 +2
Ивушка # 24 февраля 2014 в 20:14 +1
Очень увлекательная и интересная история,понравилось.
Екатерина Несынова # 28 февраля 2014 в 11:23 +1
Спасибо, что прочли. Но это не отдельный рассказ, а сборник.
Пока их 27, но будет продолжение.
Галина Софронова # 27 февраля 2014 в 20:28 +1
Интересно и очень ностальгически притягательно!