Фагот

3 октября 2017 - Виктор Слонов
article398042.jpg
Тембр фагота сложно спутать с каким-либо другим. Он низкий, с заметной хрипотцой и очень экспрессивный. Название этого деревянного духового инструмента произошло от итальянского слова «fagotto», что переводится как «вязанка или узел». И действительно в разобранном виде фагот очень напоминал вязанку дров.

Его предшественница трехметровая труба «бомбарда» обладала хриплым рычащим звуком и громоздкими габаритами. Играть на ней было неудобно, и трубку сложили пополам. Произошло это событие в эпоху барокко (в первой половине 16 столетия). Усовершенствование конструкции продолжалось вплоть до 70-х годов XIX века, когда немецкая фирма Геккель выпустила инструмент привычного вида.

Современный фагот представляет собой изогнутую несколько раз деревянную трубку, оснащенную сложной системой клапанов. Звукообразующий элемент (трость) соединяется с инструментом при помощи металлической трубки, выполненной в форме латинской буквы «S». Изготавливают трости для фагота из камыша или пластика. Материалом корпуса традиционно служит древесина клена.

Диапазон инструмента составляет около трёх октав: от си бемоль контроктавы до ре второй. Партию фагота записывают либо в басовом, либо в теноровом ключе. Тембр его звучания напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. Композиторы всегда предпочитали использовать нижний и средний регистр, поскольку верхние ноты у фагота звучат несколько гнусаво. Техника исполнения напоминает игру на гобое, однако в силу больших размеров фагота дыхание музыканта расходуется быстрее. Технически сложные пассажи на этом инструменте играть сложно. К тому же исполняемая в быстром движении мелодия производит комическое впечатление.

Сегодня фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный и ансамблевый инструмент. Важной частью его репертуара стали 39 концертов Антонио Вивальди. Сольные партии, написанные великим итальянцем для фагота, предвосхитили исполнительские приёмы будущих столетий - виртуозные пассажи, сочетавшиеся с длинными кантиленными эпизодами и быстрыми переходами из регистра в регистр. Обычным делом для группы фаготов в симфоническом оркестре является дублирование струнных басов. Это придает мелодической линии большую плотность и связность. Размещаются фаготисты во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами.

© Copyright: Виктор Слонов, 2017

Регистрационный номер №0398042

от 3 октября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0398042 выдан для произведения:
Тембр фагота сложно спутать с каким-либо другим. Он низкий, с заметной хрипотцой и очень экспрессивный. Название этого деревянного духового инструмента произошло от итальянского слова «fagotto», что переводится как «вязанка или узел». И действительно в разобранном виде фагот очень напоминал вязанку дров.

Его предшественница трехметровая труба «бомбарда» обладала хриплым рычащим звуком и громоздкими габаритами. Играть на ней было неудобно, и трубку сложили пополам. Произошло это событие в эпоху барокко (в первой половине 16 столетия). Усовершенствование конструкции продолжалось вплоть до 70-х годов XIX века, когда немецкая фирма Геккель выпустила инструмент привычного вида.

Современный фагот представляет собой изогнутую несколько раз деревянную трубку, оснащенную сложной системой клапанов. Звукообразующий элемент (трость) соединяется с инструментом при помощи металлической трубки, выполненной в форме латинской буквы «S». Изготавливают трости для фагота из камыша или пластика. Материалом корпуса традиционно служит древесина клена.

Диапазон инструмента составляет около трёх октав: от си бемоль контроктавы до ре второй. Партию фагота записывают либо в басовом, либо в теноровом ключе. Тембр его звучания напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. Композиторы всегда предпочитали использовать нижний и средний регистр, поскольку верхние ноты у фагота звучат несколько гнусаво. Техника исполнения напоминает игру на гобое, однако в силу больших размеров фагота дыхание музыканта расходуется быстрее. Технически сложные пассажи на этом инструменте играть сложно. К тому же исполняемая в быстром движении мелодия производит комическое впечатление.

Сегодня фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный и ансамблевый инструмент. Важной частью его репертуара стали 39 концертов Антонио Вивальди. Сольные партии, написанные великим итальянцем для фагота, предвосхитили исполнительские приёмы будущих столетий - виртуозные пассажи, сочетавшиеся с длинными кантиленными эпизодами и быстрыми переходами из регистра в регистр. Обычным делом для группы фаготов в симфоническом оркестре является дублирование струнных басов. Это придает мелодической линии большую плотность и связность. Размещаются фаготисты во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами.
 
Рейтинг: 0 627 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!