Фагот

3 октября 2017 - Виктор Слонов
article398042.jpg
Тембр фагота сложно спутать с каким-либо другим. Он низкий, с заметной хрипотцой и очень экспрессивный. Название этого деревянного духового инструмента произошло от итальянского слова «fagotto», что переводится как «вязанка или узел». И действительно в разобранном виде фагот очень напоминал вязанку дров.

Его предшественница трехметровая труба «бомбарда» обладала хриплым рычащим звуком и громоздкими габаритами. Играть на ней было неудобно, и трубку сложили пополам. Произошло это событие в эпоху барокко (в первой половине 16 столетия). Усовершенствование конструкции продолжалось вплоть до 70-х годов XIX века, когда немецкая фирма Геккель выпустила инструмент привычного вида.

Современный фагот представляет собой изогнутую несколько раз деревянную трубку, оснащенную сложной системой клапанов. Звукообразующий элемент (трость) соединяется с инструментом при помощи металлической трубки, выполненной в форме латинской буквы «S». Изготавливают трости для фагота из камыша или пластика. Материалом корпуса традиционно служит древесина клена.

Диапазон инструмента составляет около трёх октав: от си бемоль контроктавы до ре второй. Партию фагота записывают либо в басовом, либо в теноровом ключе. Тембр его звучания напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. Композиторы всегда предпочитали использовать нижний и средний регистр, поскольку верхние ноты у фагота звучат несколько гнусаво. Техника исполнения напоминает игру на гобое, однако в силу больших размеров фагота дыхание музыканта расходуется быстрее. Технически сложные пассажи на этом инструменте играть сложно. К тому же исполняемая в быстром движении мелодия производит комическое впечатление.

Сегодня фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный и ансамблевый инструмент. Важной частью его репертуара стали 39 концертов Антонио Вивальди. Сольные партии, написанные великим итальянцем для фагота, предвосхитили исполнительские приёмы будущих столетий - виртуозные пассажи, сочетавшиеся с длинными кантиленными эпизодами и быстрыми переходами из регистра в регистр. Обычным делом для группы фаготов в симфоническом оркестре является дублирование струнных басов. Это придает мелодической линии большую плотность и связность. Размещаются фаготисты во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами.
 

© Copyright: Виктор Слонов, 2017

Регистрационный номер №0398042

от 3 октября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0398042 выдан для произведения:
Тембр фагота сложно спутать с каким-либо другим. Он низкий, с заметной хрипотцой и очень экспрессивный. Название этого деревянного духового инструмента произошло от итальянского слова «fagotto», что переводится как «вязанка или узел». И действительно в разобранном виде фагот очень напоминал вязанку дров.

Его предшественница трехметровая труба «бомбарда» обладала хриплым рычащим звуком и громоздкими габаритами. Играть на ней было неудобно, и трубку сложили пополам. Произошло это событие в эпоху барокко (в первой половине 16 столетия). Усовершенствование конструкции продолжалось вплоть до 70-х годов XIX века, когда немецкая фирма Геккель выпустила инструмент привычного вида.

Современный фагот представляет собой изогнутую несколько раз деревянную трубку, оснащенную сложной системой клапанов. Звукообразующий элемент (трость) соединяется с инструментом при помощи металлической трубки, выполненной в форме латинской буквы «S». Изготавливают трости для фагота из камыша или пластика. Материалом корпуса традиционно служит древесина клена.

Диапазон инструмента составляет около трёх октав: от си бемоль контроктавы до ре второй. Партию фагота записывают либо в басовом, либо в теноровом ключе. Тембр его звучания напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. Композиторы всегда предпочитали использовать нижний и средний регистр, поскольку верхние ноты у фагота звучат несколько гнусаво. Техника исполнения напоминает игру на гобое, однако в силу больших размеров фагота дыхание музыканта расходуется быстрее. Технически сложные пассажи на этом инструменте играть сложно. К тому же исполняемая в быстром движении мелодия производит комическое впечатление.

Сегодня фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный и ансамблевый инструмент. Важной частью его репертуара стали 39 концертов Антонио Вивальди. Сольные партии, написанные великим итальянцем для фагота, предвосхитили исполнительские приёмы будущих столетий - виртуозные пассажи, сочетавшиеся с длинными кантиленными эпизодами и быстрыми переходами из регистра в регистр. Обычным делом для группы фаготов в симфоническом оркестре является дублирование струнных басов. Это придает мелодической линии большую плотность и связность. Размещаются фаготисты во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами.
Рейтинг: 0 303 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
132
Сентябрина... 9 сентября 2018 (Анна Гирик)
95
95
93
ГРУСТЬ 8 сентября 2018 (Елена Бурханова)
90
88
82
81
79
79
78
74
70
69
69
67
67
КРИНИЦА 18 сентября 2018 (Юрий Веригин)
64
63
Почему? 28 августа 2018 (Эльвира Ищенко)
62
62
60
59
55
Роза любви 4 сентября 2018 (Тая Кузмина)
52
50
Бабье лето 2 сентября 2018 (Олег Бескровный)
48
47
42
41

 

Популярное за 90 дней
159
ЖАРА 4 июля 2018 (Елена Бурханова)
147
136
132
Сентябрина... 9 сентября 2018 (Анна Гирик)
130
130
123
122
117
113
112
112
111
106
105
СЧАСТЬЕ 11 августа 2018 (Пронькина Татьяна)
104
103
103
101
100
98
95
94
90
Популярное за неделю
132
Сентябрина... 9 сентября 2018 (Анна Гирик)
95
95
93
ГРУСТЬ 8 сентября 2018 (Елена Бурханова)
90
88
82
81
79
78
70
69
67
67
КРИНИЦА 18 сентября 2018 (Юрий Веригин)
64
62
59
52
48
41
Популярное за 24 часа
33
24
19
16
15
14
Гармония Вчера в 15:36 (Сергей Гридин)
14
13
Мотылек Вчера в 18:47 (Анна Захарова)
11
11
Туман... Вчера в 13:40 (Елена Нацаренус)
10
Осенняя пора Вчера в 23:42 (Аида Бекеш)
9
9
8
7
7
6
6
6
5
4
4
4
3
2