ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Без вести пропавший, или письма из 20 века ч. 2 гл.19. Проблемы воспитателей детских садов

Без вести пропавший, или письма из 20 века ч. 2 гл.19. Проблемы воспитателей детских садов


 

- Ты что нервничаешь? - Спросила мужа Надя. - Опять читаешь новости? Да брось, тебе нельзя нервничать, вот выпей таблетку, а то опять давление поднимется.

- Да вот, милая, прочитал, что сына Сечинова, которому только двадцать пять лет от роду, наградили медалью: «За многолетний и добросовестный труд». Это как нужно добросовестно трудиться, чтобы в таком возрасте иметь уже  медаль за многолетний труд?

Получается, что ты за тридцать пять лет трудилась не добросовестно, а  «Заслуженного учителя» получила благодаря родственным связям? А медаль ветерана тебе не дали, и льгот ты не имеешь! А вот у двадцатипятилетнего сына «деятеля», медаль уже есть, значит, будут и льготы.

- Юрочка, прошу тебя, не нервничай!

- Солнышко! Устала ты от ухода за мной. Спасибо тебе,  родная. Но, я вижу, что тебе не хватает общения. А не попросить ли тебе Наталью Веснину, чтобы она разрешила  присутствовать на занятии с ребятами. Может быть, сама начнёшь заниматься репетиторством? 

- Нет, сегодня мы с тобой поедем в Парк Победы, я там ещё не была. А там, я расскажу тебе о своих планах.

 

Через час, чета Юденко шла в Поклонной горе, где находится один из крупнейших как в России, так и в мире мемориальный комплекс.

Надя держала мужа под руку, у него закружилась голова после поездки в метро и начала свой рассказ:

- Памятник был открыт 9 мая 1995 года к пятидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне. Поклонная гора, на месте которой находится парк, впервые упоминается в «Хронике Быховца», датированной 1368 годом.

Известно, что в 1612 году на Поклонной горе останавливался гетман Жолкевский, к которому из Москвы прибыла делегация с намерениями посадить на царский престол польского королевича Владислава.

В сентябре 1812 года на этой горе Наполеон ждал московских бояр с ключами от Кремля.

При строительстве парка в девяностых годах прошлого века основной холм горы срыли и передвинули в его восточную часть.

Вот площадь Победителей. Видишь обелиск? Его высота сто сорок один метр и восемьдесят сантиметров. Эта цифра напоминает о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини победы Ники с двумя ангелами.

- А у подножия обелиска на гранитном подиуме установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея. - Юрий остановился, повернулся к жене и поцеловал её в щёку.

- Юра! Неудобно, кругом же люди!

 

После поцелуя мужа, у Нади порозовели щёка, заблестели глаза, она успокоилась, похоже, головокружение у мужа прошло.

- На монументе, продолжила она, - изображены воины и иллюстрации сражений Сталинградской и Курской битвы, Белорусской операции.

Сейчас мы пойдем в музей, он тоже расположен на площади Победителей. Музей основан в 1993 году по инициативе ветеранов и открыт 9 мая 1995 года.

 

В музее Юденко находились долго. У Нади уже заболели ноги, а Юрий всё ходил и рассматривал картины, скульптуры и плакаты о Великой Отечественной войне. Зная, что музей оборудован системой поиска «Книга Памяти», в которой можно найти сведения о солдатах пропавших без вести, Юрий и Надя нашли данные о  Юденко Евгении Фёдоровиче.

Юрий, прочитав фамилию деда, выпрямился по стойке смирно и строевым шагом, вспомнил свои армейские годы, пошёл к одной из главных реликвий музея - Знамени Победы. Именно это знамя водрузили 30 апреля 1945 года над Рейхстагом в Берлине.

Постояв у Знамени, супруги на открытом воздухе в Парке Победы, осмотрели образцы военной техники: танки, самолеты, немецкие боевые машины.

- Солнышко, - тихо промолвил Юрий, - а давай присядем и перекусим. Что ты там захватила с собой?

 

Сидя на лавочке неподалеку от каскада фонтанов, Юденко пили чай с пирожками, которые Надя испекла предыдущим вечером.

- Юра, съешь ещё, вот этот с мясом.

- Я сыт, спасибо. Так кого ты вчера встретила у соседнего дома?

- Вчера я встретила нашу землячку, Веру Северову. Оказывается, они ещё три года назад купили здесь квартиру.

Дочь Северовых работала в Челябинске воспитателем. Наш разговор был долгим и не очень приятным. Из её рассказа я поняла, что в данное время детские сады утратили своё первоначальное значение и очарование, они постепенно превращаются в место, где малыши получают свои первые уроки жизни в капиталистическом обществе.

Проблемы у воспитателей огромные, как у педагогов в школах. Да и общая атмосфера в детских садах весьма далека от идеала. Однако большинство родителей стараются скрасить серые будни своего ребенка.

Мы с тобой хорошо знаем, по опыту общения с воспитателями сорок лет назад, что воспитатель детского сада это очень важная, ответственная и благородная профессия.

Именно воспитатели закладывают фундамент светлого будущего страны. Мне, да и тебе ясно, что характер, склонности и способности ребёнка быстрее всего развиваются в юном возрасте. Наш сын яркий тому пример!

Однако воспитывать детей, очень большая ответственность. А ведь популярностью профессия воспитателя не пользуется  и с каждым годом квалифицированных специалистов не хватает, многие меняют профессию.

Я с интересом узнала от Веры, что первые воспитатели появились в Древней Греции. Называли таких людей «пейдагогос», что в переводе означает «человек, который следит за детьми».

В то время это не была уважаемая профессия. На неё назначался раб, который не занимался воспитанием, в том смысле, в котором мы сейчас трактуем это понятие. Раб просто следил за ребенком, смотрел, чтобы его вовремя покормили, наблюдал за детскими играми. Он нёс полную ответственность за своего подопечного. Когда ребёнок подрастал, ему нанимали учителей, которые занимались воспитанием. Они учили его ведению боя, преподавали основы грамотности.

А первый детский сад был открыт в Германии. Задача этого заведения заключалась в образовании матерей. Их учили тому, как правильно воспитывать ребенка. Преподавали основу детской психологии и предлагали отрабатывать полученные знания на практике.

Первый детский сад в России был открыт в девятнадцатом веке. Это заведение было аналогичным современным учреждениям дошкольного воспитания. Зарплата воспитателя детского сада тогда была невысокой, хотя профессия и стала уважаемой.

 

Юденко, пока его жена работала в школе учителем, потом директором, а затем в городском отделе образования, читал некоторые материалы, которые показывала ему Надя. Он прекрасно знал, зачем нужен детский сад.

Главная их задача заключается в социализации детей. Ведь для того, чтобы ребенок мог жить в обществе, ему нужно научиться общаться со своими сверстниками. Сложно добиться этого, если ребенок не будет ходить в детский сад.

Общение в рамках двора не подразумевает умение детей жить в коллективе. Ведь видно всем, что каждый человек - эгоист от рождения, и чтобы эго ему не мешало в жизни, ему нужно примириться с мыслью, что он не центр вселенной.

А воспитатели - это одни из главных людей в жизни детей. Они должны быть одновременно учителями и друзьями.

К сожалению, квалифицированных специалистов сейчас очень мало. Зарплата воспитателя детского сада в Московской области, да и по всей России невысока, поэтому молодые специалисты часто не хотят идти работать по специальности.

 

А Надя продолжала свой рассказ:

- Среднестатистическая зарплата воспитателя по России составляет пятнадцать тысяч рублей. Вот так оплачивается труд человека, который работает в положенную ему одну смену.

Верина дочь начала работать в детском саду в 1996 году. Детсад находился на улице Ленина, помнишь, за кооперативным магазином. Туда же она потом повела свою дочь. Директором была жена генерала, помнишь? Они жили в нашем доме на третьем этаже.

 В те годы единственной возможностью устроить ребенка в сад без очереди, можно  было только тогда, когда сама туда идёшь работать.

Работала она в младшей, потом в логопедической группе. У неё были дети от трёх до пяти лет. А эта возрастная группа считается одной из самых трудных: дети начинают проявлять самостоятельность и многого хотят, но ещё ничего не могут. Это создает многочисленные конфликты между сверстниками и воспитателями.

Малыши в этом возрасте очень шумные, крикливые, конфликтные, они начинают ощущать себя взрослыми.

В яслях дети ещё крошечные и ничего не соображают; ближе к подготовительной группе, к школе обычно успокаиваются, а труднее всего среднее звено.

Зарплата в детском саду небольшая, но работа Вериной дочери нравилась. Она окончила педагогическое училище, а потом пединститут.

Очень трудная у неё была работа - документация группы,  оформление, планы, конспекты, работа с родителями, выставки, открытые уроки. Но всегда работать было очень тяжело морально, так как дети с каждым годом становятся всё труднее и труднее.

А тут в новом тысячелетии родителями стали дети восьмидесятых-девяностых годов. Помнишь, как мы и их родители в девяностых годах просто выживали.

Сейчас молодые родители более раскрепощенные, но намного более требовательные.

Раньше родители уважали воспитателей, а сейчас для них воспитатель - просто исполнитель их воли, человек второго сорта, который должен воспитывать их ребенка, на воспитание которого у родителей нет ни времени, ни умения, ни желания.

Когда воспитателем подняли зарплату до двадцати тысяч, работать стало немножко веселей. Была и доплата,  в конце месяца выдавали специальные листы, воспитатели должны были оценивать свою работу в балльной системе, а контролировали их как…

Если проводили открытые занятия или участвовали в утренниках, им начисляли баллы. Дочь Северовых участвовала в городских конкурсах, писала сценарии вечеров, открытых уроков, организовывала в месяц по четыре утренника. И ведь всякий раз нужно учить стихи, готовиться.

На утренниках дети должны были петь, танцевать, декламировать стихи. При проведении утренников там находилось всё руководство, представители которого позволяли себе после утренника прямо при родителях подходить к воспитателям и устраивать разнос.

Дочь Северовой не ругали, но все равно ей было неприятно. В женском коллективе, работать всегда трудно.

Вскоре их дочь перестала ощущать себя творческой, счастливой личностью. Она стала меньше общаться с друзьями, реже приходить к родителям в гости, делиться своими проблемами и радостями. Даже звонила им не каждый день, не интересовалась их здоровьем.

Отработав двадцать лет, она стала менее выдержанной, покрикивает на собственных детей. Вернувшись, домой, ей так хотелось тишины, она просила  громко не разговаривать, не включать телевизор. У неё начались проблемы со здоровьем, она стала часто болеть, мучил поясничный и шейный остеохондроз.

Особенно напрягало отношение родителей к своим детям, когда они приводили детей в детский сад с температурой, соплями, кашлем: такой ребенок мог заразить полгруппы. Приводили больного ребёнка, который ходил с зелеными соплями до подбородка, с бронхитом - и маме ничего, он в садике выздоравливал, а младший внук Северовых долго болел, заразившись от него.

На родителей замечания воспитателей мало влияли, они всё равно поступали по-своему. Многие родители дома с детьми совсем не занимались, не общались с ними, не учили рисовать, учить стихи. Они считали, что это обязанность воспитателей.

Приводили в садик детей, которые и запаса слов не имели, не поймёшь, о чём говорят, а в последние годы, почти треть детей отстаёт в своём развитии от своих сверстников. Но при всём этом,  в садах сокращают логопедические группы.

А родители и слышать не хотят, что со своими детьми нужно заниматься, разговаривать, гулять, развивать их.

Один родитель приходит и требует, чтобы чаще гуляли с детьми, а другой начинает возмущаться: куда ребенка увели, была плохая погода. Но во время прогулки ребенка нельзя оставить в группе, а свежий воздух детям необходим!

Большие сложности с детьми страдающими аутизмом. У трёхлеток ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Первые признаки аутистического поведения проявляются ещё на первом году жизни.

Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, очень поздно замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идёт в садик.

Но самое плохое, что последние годы руководство просто мучает воспитателей, как и нас, учителей, бумажной работой.

В итоге бывает некогда заниматься детьми! Нужно постоянно писать отчеты, проводить мониторинги в начале года и в конце, разрабатывать какие-то конспекты, придумывать стихи и басни о животных, которых не видят в городе - коровах, осликах, верблюдах.

В последние годы численность групп увеличили до двадцати пяти, а няня стала работать на две группы. Когда убирать посуду и помещение?

Современный воспитатель должен знать компьютер и не только заниматься с детьми, а составлять презентации, монтировать, озвучивать свои видеоролики, хотя мультимедийного оборудования нет практически ни у кого. Озвучивать Северовой помогал её маленький сын, а монтировать видеоролик - старшая дочь, которая учиться в университете.

Воспитателям и учителям с их нагрузкой и мизерной зарплатой, всё труднее становиться воспитывать детей патриотами своей страны.

Воспитатели и их воспитанники сами видят разницу в жизни своих родителей, клана богачей и менеджеров, например «Газпрома». У высших руководителей ежедневная зарплата, в сотни раз выше, чем месячная у воспитателя. 

Так вот, милый, выслушав Северову, я знаю теперь, чем буду заниматься.

Буду тебе помогать искать место гибели Феликса Юденко, подбирать материал из фронтовых писем отца и его братьев для новой книги Виноградова.

- Да, - Юрий, выслушав жену, с дрожью в голосе произнёс, - Этим и займемся. Поможем хоть немного «литературной гостиной» музея Вереи и Виноградову в воспитании  молодых патриотов.

Вот с экранов телевизоров нам постоянно рассказывают о нашей мощной армии, грозной силе и часто напоминают подвиги Советского Союза. Детям в школе вводят военную подготовку, проводят марши строя и песни, одевают в военную форму, но ведь патриотизм не только в этом!

Я недавно читал высказывание одного учёного, что патриотизм - это чистые улицы, отреставрированные дома и достойные зарплаты учителей, воспитателей, врачей, достойные пенсии у стариков.

 Патриотизм - это достойные заработные платы у всего населения, которое радуется высокому уровню жизни в России, в трудности без просьб, помогают друг другу.

Патриотизм - это когда население волнуют проблемы своей страны и оно занято благоустройством своей родины.

Я вот наткнулся на один материал. - Юрий достал из внутреннего кармана блокнот (совсем, как Феликс Юденко, подумала Надя). - Ты узнала блокнот отца? Я так и думал! Я его теперь всегда ношу с собой, перечитываю записи отца, записываю интересные данные.

Вот отец писал, что с первых дней войны советские дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии.

Дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Мы в колхозе работали вместе с взрослыми в поле и коровнике.

 Дети помогали раненым в госпиталях. Там они писали под их диктовку письма для родных и даже готовили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных ранами.

На войне, наравне с взрослыми, воевали подростки двенадцати - пятнадцати лет.

В русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга.

На Великой Отечественной войне это обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, так как остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба. А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых.

Я читал материалы Центрального архива министерства обороны России, что в рядах Красной армии во время Великой Отечественной войны сражалось три тысячи пятьсот детей, чей возраст составлял меньше шестнадцати лет.

Пятеро были удостоены высшей воинской награды. Валя Котик четырнадцати лет, шестнадцатилетний Леня Голиков Зина Портнова - партизаны - разведчики. Они разве не настоящие патриоты?

А можно ли воспитать патриотом человека, который не может за добросовестный труд, иметь достойную зарплату, а в старости пенсию.

У многих, как и у меня, - Юрий поморщился, - не вызывает ли восторг  «Ельцин центр». Мы с тобой посетили этот огромный памятник, построенный в центре страны человеку, который не посчитался с девяноста процентами населения СССР по сохранению страны, а стал одним из троих, кто…

Ладно, вот что я прочитал и переписал себе в блокнот, послушай.

«Если бы какой-нибудь бизнесмен любил Бориса Николаевича и на свои деньги построил и содержал Центр - не было бы никаких вопросов. Но он функционирует на наши средства. И это уже огромная проблема. Особенно, когда узнаешь, сколько на него тратится нашим государством. – Юрий перевернул страницу, - вот официальные данные, после сложения стоимости его постройки и содержания за 2016 год.

Строительство, обошлось в сумму около семи миллиардов рублей. А за 2016 год на музей было потрачено ещё шесть миллиардов пятьсот миллионов рублей. Итого получается тринадцать миллиардов рублей. Это гигантские деньги. На такие деньги можно было обставить тринадцать корпусов лучевой терапии для борьбы с раком новейшим оборудованием.

В Барнауле не так давно на один такой корпус потратили всего пятьсот миллионов рублей, и спасли уже сотни жизней.

На эти деньги можно было четыре года платить зарплаты всем учителям и содержать школы, ведь бюджет на образование в нашей стране - около трех миллиардов рублей в год;

Проложить триста шесть километров отличных дорог, при стоимости одного километра в заявленные государством сорок четыре миллионов рублей;

Отремонтировать около девятьсот больниц. В Тамбовской области недавно привели в идеальный вид Мучкапскую ЦРБ и обошлось это в пятнадцать миллионов рублей;

Купить и раздать молодым семьям две тысячи шестьсот квартир в Москве или пять тысяч квартир в каком-нибудь провинциальном городе.

Вот это всё могло бы стать большим вкладом в патриотическое воспитание молодёжи. Я недавно прочитал сборник стихов Виноградова, Юрий перевернул страницу блокнота, - ты вот это послушай:

 

Сегодня вспоминают его часто,

Не потому, что весь народ несчастный,

А просто оценили по заслугам,

И даже те, считал его кто другом.

 

За двадцать лет так много изменилось,

Такое в страшном сне раньше не снилось.

Злотая тысяча, та быстро богатеет,

Крестьяне, ветераны, всё бледнеют.

 

Но в среднем, получаем очень много,

Селянам лишь к банкротству есть дорога.

Вот миллион уж беспризорников считают,

И как сугроб весной народ наш быстро тает.

 

На рельсы лечь стране он обещал,

Но трезвый, сам себя прощал.

 

Почему после такой войны, в СССР быстро восстановили народное хозяйство? А потому, что все народы были патриотами! И в первую очередь дети. 

Ведь многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. Многие дети в двенадцать лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне с взрослыми. Говорят, что на войне детей не бывает. На войне они работали и сражались наравне с взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах. Тогда было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам.

Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием, дети гибли десятками тысяч.

Официально в нашей стране на этой войне погибло двадцать семь миллионов человек.

Военнослужащих из них было лишь десять миллионов! Остальные, это мирные жители, в основном женщины и дети.

Дети, погибшие на войне…

Их число невозможно посчитать точно. Это были самые настоящие патриоты! А воспитателями их был - весь советский народ!

Дети пережили полуголодную юность во время послевоенной разрухи. Из-за тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим младшим братьям и сестрам погибших родителей.

Именно дети на войне 1941-1945 годов помогали Красной армии победить ненавистного врага, а в тылу помогали  матерям и старикам выпускать боеприпасы и оружие, растить хлеб, а затем, подрастая, восстановить народное хозяйство страны».

 

Уже вечером, вернувшись домой с длительной прогулки, Юрий читал книгу Виноградова: «Винник улыбнулся:

- Память у тебя отменная, я не сомневался, так вот, данная работа входила в серию выпусков «Материалы партии по обследованию реки Колымы» и вопрос о прокладке дороги, которая теперь называется Колымская трасса, был поставлен в ней, как вопрос о прокладке так называемой Нагаевской безрельсовой дороги. Как там было написано, помнишь, Николай?

Виноградов задумался и стал цитировать:

- Вопрос о наиболее выгодном типе и технических данных по Нагаевской безрельсовой дороге, должен явиться задачей специальной технико-экономической проработки. Основываясь на всех материалах, мы делаем выводы о следующих обязательных требованиях:

Первое: Опорным пунктом дороги должна быть избрана бухта Нагаева, являющаяся, по определению гидрографа-геодезиста Давыдова, «лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море».

Второе: Пунктом примыкания к реке Колыме необходимо наметить район от устья реки Бохапчи, основываясь при выборе пункта только соображениями удобного примыкания к реке в смысле дорожного профиля и благоприятной пристани.

 

- Работал я там некоторое время, а до этого служил недалеко от реки Тунгуска, на границе.  В апреле-мае 1928 года я видел, как прибывали на станцию Тихонькая эшелоны с первыми переселенцами-евреями из городов и местечек Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, центральных областей России, районов Сибири, Дальнего Востока и даже из-за границы.

В первых числах мая 1928 года в Биробиджанский район прибыло шестьсот пятьдесят переселенцев - ходоков, расселение которых шло по направлениям Бирского Опытного поля, Валдгейма, Амурзета…

 

- Я сразу вас узнал, - перебил Винника сержант Грошев, - думал, что вам больно вспоминать старое, вы ведь тогда...

- Мудрый ты человек, Пётр Васильевич, говорил я тебе, что мы встретимся».

© Copyright: Владимир Винников, 2020

Регистрационный номер №0476492

от 7 июля 2020

[Скрыть] Регистрационный номер 0476492 выдан для произведения:


 

- Ты что нервничаешь? - Спросила мужа Надя. - Опять читаешь новости? Да брось, тебе нельзя нервничать, вот выпей таблетку, а то опять давление поднимется.

- Да вот, милая, прочитал, что сына Сечинова, которому только двадцать пять лет от роду, наградили медалью: «За многолетний и добросовестный труд». Это как нужно добросовестно трудиться, чтобы в таком возрасте иметь уже  медаль за многолетний труд?

Получается, что ты за тридцать пять лет трудилась не добросовестно, а  «Заслуженного учителя» получила благодаря родственным связям? А медаль ветерана тебе не дали, и льгот ты не имеешь! А вот у двадцатипятилетнего сына «деятеля», медаль уже есть, значит, будут и льготы.

- Юрочка, прошу тебя, не нервничай!

- Солнышко! Устала ты от ухода за мной. Спасибо тебе,  родная. Но, я вижу, что тебе не хватает общения. А не попросить ли тебе Наталью Веснину, чтобы она разрешила  присутствовать на занятии с ребятами. Может быть, сама начнёшь заниматься репетиторством? 

- Нет, сегодня мы с тобой поедем в Парк Победы, я там ещё не была. А там, я расскажу тебе о своих планах.

 

Через час, чета Юденко шла в Поклонной горе, где находится один из крупнейших как в России, так и в мире мемориальный комплекс.

Надя держала мужа под руку, у него закружилась голова после поездки в метро и начала свой рассказ:

- Памятник был открыт 9 мая 1995 года к пятидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне. Поклонная гора, на месте которой находится парк, впервые упоминается в «Хронике Быховца», датированной 1368 годом.

Известно, что в 1612 году на Поклонной горе останавливался гетман Жолкевский, к которому из Москвы прибыла делегация с намерениями посадить на царский престол польского королевича Владислава.

В сентябре 1812 года на этой горе Наполеон ждал московских бояр с ключами от Кремля.

При строительстве парка в девяностых годах прошлого века основной холм горы срыли и передвинули в его восточную часть.

Вот площадь Победителей. Видишь обелиск? Его высота сто сорок один метр и восемьдесят сантиметров. Эта цифра напоминает о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини победы Ники с двумя ангелами.

- А у подножия обелиска на гранитном подиуме установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея. - Юрий остановился, повернулся к жене и поцеловал её в щёку.

- Юра! Неудобно, кругом же люди!

 

После поцелуя мужа, у Нади порозовели щёка, заблестели глаза, она успокоилась, похоже, головокружение у мужа прошло.

- На монументе, продолжила она, - изображены воины и иллюстрации сражений Сталинградской и Курской битвы, Белорусской операции.

Сейчас мы пойдем в музей, он тоже расположен на площади Победителей. Музей основан в 1993 году по инициативе ветеранов и открыт 9 мая 1995 года.

 

В музее Юденко находились долго. У Нади уже заболели ноги, а Юрий всё ходил и рассматривал картины, скульптуры и плакаты о Великой Отечественной войне. Зная, что музей оборудован системой поиска «Книга Памяти», в которой можно найти сведения о солдатах пропавших без вести, Юрий и Надя нашли данные о  Юденко Евгении Фёдоровиче.

Юрий, прочитав фамилию деда, выпрямился по стойке смирно и строевым шагом, вспомнил свои армейские годы, пошёл к одной из главных реликвий музея - Знамени Победы. Именно это знамя водрузили 30 апреля 1945 года над Рейхстагом в Берлине.

Постояв у Знамени, супруги на открытом воздухе в Парке Победы, осмотрели образцы военной техники: танки, самолеты, немецкие боевые машины.

- Солнышко, - тихо промолвил Юрий, - а давай присядем и перекусим. Что ты там захватила с собой?

 

Сидя на лавочке неподалеку от каскада фонтанов, Юденко пили чай с пирожками, которые Надя испекла предыдущим вечером.

- Юра, съешь ещё, вот этот с мясом.

- Я сыт, спасибо. Так кого ты вчера встретила у соседнего дома?

- Вчера я встретила нашу землячку, Веру Северову. Оказывается, они ещё три года назад купили здесь квартиру.

Дочь Северовых работала в Челябинске воспитателем. Наш разговор был долгим и не очень приятным. Из её рассказа я поняла, что в данное время детские сады утратили своё первоначальное значение и очарование, они постепенно превращаются в место, где малыши получают свои первые уроки жизни в капиталистическом обществе.

Проблемы у воспитателей огромные, как у педагогов в школах. Да и общая атмосфера в детских садах весьма далека от идеала. Однако большинство родителей стараются скрасить серые будни своего ребенка.

Мы с тобой хорошо знаем, по опыту общения с воспитателями сорок лет назад, что воспитатель детского сада это очень важная, ответственная и благородная профессия.

Именно воспитатели закладывают фундамент светлого будущего страны. Мне, да и тебе ясно, что характер, склонности и способности ребёнка быстрее всего развиваются в юном возрасте. Наш сын яркий тому пример!

Однако воспитывать детей, очень большая ответственность. А ведь популярностью профессия воспитателя не пользуется  и с каждым годом квалифицированных специалистов не хватает, многие меняют профессию.

Я с интересом узнала от Веры, что первые воспитатели появились в Древней Греции. Называли таких людей «пейдагогос», что в переводе означает «человек, который следит за детьми».

В то время это не была уважаемая профессия. На неё назначался раб, который не занимался воспитанием, в том смысле, в котором мы сейчас трактуем это понятие. Раб просто следил за ребенком, смотрел, чтобы его вовремя покормили, наблюдал за детскими играми. Он нёс полную ответственность за своего подопечного. Когда ребёнок подрастал, ему нанимали учителей, которые занимались воспитанием. Они учили его ведению боя, преподавали основы грамотности.

А первый детский сад был открыт в Германии. Задача этого заведения заключалась в образовании матерей. Их учили тому, как правильно воспитывать ребенка. Преподавали основу детской психологии и предлагали отрабатывать полученные знания на практике.

Первый детский сад в России был открыт в девятнадцатом веке. Это заведение было аналогичным современным учреждениям дошкольного воспитания. Зарплата воспитателя детского сада тогда была невысокой, хотя профессия и стала уважаемой.

 

Юденко, пока его жена работала в школе учителем, потом директором, а затем в городском отделе образования, читал некоторые материалы, которые показывала ему Надя. Он прекрасно знал, зачем нужен детский сад.

Главная их задача заключается в социализации детей. Ведь для того, чтобы ребенок мог жить в обществе, ему нужно научиться общаться со своими сверстниками. Сложно добиться этого, если ребенок не будет ходить в детский сад.

Общение в рамках двора не подразумевает умение детей жить в коллективе. Ведь видно всем, что каждый человек - эгоист от рождения, и чтобы эго ему не мешало в жизни, ему нужно примириться с мыслью, что он не центр вселенной.

А воспитатели - это одни из главных людей в жизни детей. Они должны быть одновременно учителями и друзьями.

К сожалению, квалифицированных специалистов сейчас очень мало. Зарплата воспитателя детского сада в Московской области, да и по всей России невысока, поэтому молодые специалисты часто не хотят идти работать по специальности.

 

А Надя продолжала свой рассказ:

- Среднестатистическая зарплата воспитателя по России составляет пятнадцать тысяч рублей. Вот так оплачивается труд человека, который работает в положенную ему одну смену.

Верина дочь начала работать в детском саду в 1996 году. Детсад находился на улице Ленина, помнишь, за кооперативным магазином. Туда же она потом повела свою дочь. Директором была жена генерала, помнишь? Они жили в нашем доме на третьем этаже.

 В те годы единственной возможностью устроить ребенка в сад без очереди, можно  было только тогда, когда сама туда идёшь работать.

Работала она в младшей, потом в логопедической группе. У неё были дети от трёх до пяти лет. А эта возрастная группа считается одной из самых трудных: дети начинают проявлять самостоятельность и многого хотят, но ещё ничего не могут. Это создает многочисленные конфликты между сверстниками и воспитателями.

Малыши в этом возрасте очень шумные, крикливые, конфликтные, они начинают ощущать себя взрослыми.

В яслях дети ещё крошечные и ничего не соображают; ближе к подготовительной группе, к школе обычно успокаиваются, а труднее всего среднее звено.

Зарплата в детском саду небольшая, но работа Вериной дочери нравилась. Она окончила педагогическое училище, а потом пединститут.

Очень трудная у неё была работа - документация группы,  оформление, планы, конспекты, работа с родителями, выставки, открытые уроки. Но всегда работать было очень тяжело морально, так как дети с каждым годом становятся всё труднее и труднее.

А тут в новом тысячелетии родителями стали дети восьмидесятых-девяностых годов. Помнишь, как мы и их родители в девяностых годах просто выживали.

Сейчас молодые родители более раскрепощенные, но намного более требовательные.

Раньше родители уважали воспитателей, а сейчас для них воспитатель - просто исполнитель их воли, человек второго сорта, который должен воспитывать их ребенка, на воспитание которого у родителей нет ни времени, ни умения, ни желания.

Когда воспитателем подняли зарплату до двадцати тысяч, работать стало немножко веселей. Была и доплата,  в конце месяца выдавали специальные листы, воспитатели должны были оценивать свою работу в балльной системе, а контролировали их как…

Если проводили открытые занятия или участвовали в утренниках, им начисляли баллы. Дочь Северовых участвовала в городских конкурсах, писала сценарии вечеров, открытых уроков, организовывала в месяц по четыре утренника. И ведь всякий раз нужно учить стихи, готовиться.

На утренниках дети должны были петь, танцевать, декламировать стихи. При проведении утренников там находилось всё руководство, представители которого позволяли себе после утренника прямо при родителях подходить к воспитателям и устраивать разнос.

Дочь Северовой не ругали, но все равно ей было неприятно. В женском коллективе, работать всегда трудно.

Вскоре их дочь перестала ощущать себя творческой, счастливой личностью. Она стала меньше общаться с друзьями, реже приходить к родителям в гости, делиться своими проблемами и радостями. Даже звонила им не каждый день, не интересовалась их здоровьем.

Отработав двадцать лет, она стала менее выдержанной, покрикивает на собственных детей. Вернувшись, домой, ей так хотелось тишины, она просила  громко не разговаривать, не включать телевизор. У неё начались проблемы со здоровьем, она стала часто болеть, мучил поясничный и шейный остеохондроз.

Особенно напрягало отношение родителей к своим детям, когда они приводили детей в детский сад с температурой, соплями, кашлем: такой ребенок мог заразить полгруппы. Приводили больного ребёнка, который ходил с зелеными соплями до подбородка, с бронхитом - и маме ничего, он в садике выздоравливал, а младший внук Северовых долго болел, заразившись от него.

На родителей замечания воспитателей мало влияли, они всё равно поступали по-своему. Многие родители дома с детьми совсем не занимались, не общались с ними, не учили рисовать, учить стихи. Они считали, что это обязанность воспитателей.

Приводили в садик детей, которые и запаса слов не имели, не поймёшь, о чём говорят, а в последние годы, почти треть детей отстаёт в своём развитии от своих сверстников. Но при всём этом,  в садах сокращают логопедические группы.

А родители и слышать не хотят, что со своими детьми нужно заниматься, разговаривать, гулять, развивать их.

Один родитель приходит и требует, чтобы чаще гуляли с детьми, а другой начинает возмущаться: куда ребенка увели, была плохая погода. Но во время прогулки ребенка нельзя оставить в группе, а свежий воздух детям необходим!

Большие сложности с детьми страдающими аутизмом. У трёхлеток ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Первые признаки аутистического поведения проявляются ещё на первом году жизни.

Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, очень поздно замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идёт в садик.

Но самое плохое, что последние годы руководство просто мучает воспитателей, как и нас, учителей, бумажной работой.

В итоге бывает некогда заниматься детьми! Нужно постоянно писать отчеты, проводить мониторинги в начале года и в конце, разрабатывать какие-то конспекты, придумывать стихи и басни о животных, которых не видят в городе - коровах, осликах, верблюдах.

В последние годы численность групп увеличили до двадцати пяти, а няня стала работать на две группы. Когда убирать посуду и помещение?

Современный воспитатель должен знать компьютер и не только заниматься с детьми, а составлять презентации, монтировать, озвучивать свои видеоролики, хотя мультимедийного оборудования нет практически ни у кого. Озвучивать Северовой помогал её маленький сын, а монтировать видеоролик - старшая дочь, которая учиться в университете.

Воспитателям и учителям с их нагрузкой и мизерной зарплатой, всё труднее становиться воспитывать детей патриотами своей страны.

Воспитатели и их воспитанники сами видят разницу в жизни своих родителей, клана богачей и менеджеров, например «Газпрома». У высших руководителей ежедневная зарплата, в сотни раз выше, чем месячная у воспитателя. 

Так вот, милый, выслушав Северову, я знаю теперь, чем буду заниматься.

Буду тебе помогать искать место гибели Феликса Юденко, подбирать материал из фронтовых писем отца и его братьев для новой книги Виноградова.

- Да, - Юрий, выслушав жену, с дрожью в голосе произнёс, - Этим и займемся. Поможем хоть немного «литературной гостиной» музея Вереи и Виноградову в воспитании  молодых патриотов.

Вот с экранов телевизоров нам постоянно рассказывают о нашей мощной армии, грозной силе и часто напоминают подвиги Советского Союза. Детям в школе вводят военную подготовку, проводят марши строя и песни, одевают в военную форму, но ведь патриотизм не только в этом!

Я недавно читал высказывание одного учёного, что патриотизм - это чистые улицы, отреставрированные дома и достойные зарплаты учителей, воспитателей, врачей, достойные пенсии у стариков.

 Патриотизм - это достойные заработные платы у всего населения, которое радуется высокому уровню жизни в России, в трудности без просьб, помогают друг другу.

Патриотизм - это когда население волнуют проблемы своей страны и оно занято благоустройством своей родины.

Я вот наткнулся на один материал. - Юрий достал из внутреннего кармана блокнот (совсем, как Феликс Юденко, подумала Надя). - Ты узнала блокнот отца? Я так и думал! Я его теперь всегда ношу с собой, перечитываю записи отца, записываю интересные данные.

Вот отец писал, что с первых дней войны советские дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии.

Дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Мы в колхозе работали вместе с взрослыми в поле и коровнике.

 Дети помогали раненым в госпиталях. Там они писали под их диктовку письма для родных и даже готовили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных ранами.

На войне, наравне с взрослыми, воевали подростки двенадцати - пятнадцати лет.

В русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга.

На Великой Отечественной войне это обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, так как остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба. А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых.

Я читал материалы Центрального архива министерства обороны России, что в рядах Красной армии во время Великой Отечественной войны сражалось три тысячи пятьсот детей, чей возраст составлял меньше шестнадцати лет.

Пятеро были удостоены высшей воинской награды. Валя Котик четырнадцати лет, шестнадцатилетний Леня Голиков Зина Портнова - партизаны - разведчики. Они разве не настоящие патриоты?

А можно ли воспитать патриотом человека, который не может за добросовестный труд, иметь достойную зарплату, а в старости пенсию.

У многих, как и у меня, - Юрий поморщился, - не вызывает ли восторг  «Ельцин центр». Мы с тобой посетили этот огромный памятник, построенный в центре страны человеку, который не посчитался с девяноста процентами населения СССР по сохранению страны, а стал одним из троих, кто…

Ладно, вот что я прочитал и переписал себе в блокнот, послушай.

«Если бы какой-нибудь бизнесмен любил Бориса Николаевича и на свои деньги построил и содержал Центр - не было бы никаких вопросов. Но он функционирует на наши средства. И это уже огромная проблема. Особенно, когда узнаешь, сколько на него тратится нашим государством. – Юрий перевернул страницу, - вот официальные данные, после сложения стоимости его постройки и содержания за 2016 год.

Строительство, обошлось в сумму около семи миллиардов рублей. А за 2016 год на музей было потрачено ещё шесть миллиардов пятьсот миллионов рублей. Итого получается тринадцать миллиардов рублей. Это гигантские деньги. На такие деньги можно было обставить тринадцать корпусов лучевой терапии для борьбы с раком новейшим оборудованием.

В Барнауле не так давно на один такой корпус потратили всего пятьсот миллионов рублей, и спасли уже сотни жизней.

На эти деньги можно было четыре года платить зарплаты всем учителям и содержать школы, ведь бюджет на образование в нашей стране - около трех миллиардов рублей в год;

Проложить триста шесть километров отличных дорог, при стоимости одного километра в заявленные государством сорок четыре миллионов рублей;

Отремонтировать около девятьсот больниц. В Тамбовской области недавно привели в идеальный вид Мучкапскую ЦРБ и обошлось это в пятнадцать миллионов рублей;

Купить и раздать молодым семьям две тысячи шестьсот квартир в Москве или пять тысяч квартир в каком-нибудь провинциальном городе.

Вот это всё могло бы стать большим вкладом в патриотическое воспитание молодёжи. Я недавно прочитал сборник стихов Виноградова, Юрий перевернул страницу блокнота, - ты вот это послушай:

 

Сегодня вспоминают его часто,

Не потому, что весь народ несчастный,

А просто оценили по заслугам,

И даже те, считал его кто другом.

 

За двадцать лет так много изменилось,

Такое в страшном сне раньше не снилось.

Злотая тысяча, та быстро богатеет,

Крестьяне, ветераны, всё бледнеют.

 

Но в среднем, получаем очень много,

Селянам лишь к банкротству есть дорога.

Вот миллион уж беспризорников считают,

И как сугроб весной народ наш быстро тает.

 

На рельсы лечь стране он обещал,

Но трезвый, сам себя прощал.

 

Почему после такой войны, в СССР быстро восстановили народное хозяйство? А потому, что все народы были патриотами! И в первую очередь дети. 

Ведь многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. Многие дети в двенадцать лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне с взрослыми. Говорят, что на войне детей не бывает. На войне они работали и сражались наравне с взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах. Тогда было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам.

Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием, дети гибли десятками тысяч.

Официально в нашей стране на этой войне погибло двадцать семь миллионов человек.

Военнослужащих из них было лишь десять миллионов! Остальные, это мирные жители, в основном женщины и дети.

Дети, погибшие на войне…

Их число невозможно посчитать точно. Это были самые настоящие патриоты! А воспитателями их был - весь советский народ!

Дети пережили полуголодную юность во время послевоенной разрухи. Из-за тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим младшим братьям и сестрам погибших родителей.

Именно дети на войне 1941-1945 годов помогали Красной армии победить ненавистного врага, а в тылу помогали  матерям и старикам выпускать боеприпасы и оружие, растить хлеб, а затем, подрастая, восстановить народное хозяйство страны».

 

Уже вечером, вернувшись домой с длительной прогулки, Юрий читал книгу Виноградова: «Винник улыбнулся:

- Память у тебя отменная, я не сомневался, так вот, данная работа входила в серию выпусков «Материалы партии по обследованию реки Колымы» и вопрос о прокладке дороги, которая теперь называется Колымская трасса, был поставлен в ней, как вопрос о прокладке так называемой Нагаевской безрельсовой дороги. Как там было написано, помнишь, Николай?

Виноградов задумался и стал цитировать:

- Вопрос о наиболее выгодном типе и технических данных по Нагаевской безрельсовой дороге, должен явиться задачей специальной технико-экономической проработки. Основываясь на всех материалах, мы делаем выводы о следующих обязательных требованиях:

Первое: Опорным пунктом дороги должна быть избрана бухта Нагаева, являющаяся, по определению гидрографа-геодезиста Давыдова, «лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море».

Второе: Пунктом примыкания к реке Колыме необходимо наметить район от устья реки Бохапчи, основываясь при выборе пункта только соображениями удобного примыкания к реке в смысле дорожного профиля и благоприятной пристани.

 

- Работал я там некоторое время, а до этого служил недалеко от реки Тунгуска, на границе.  В апреле-мае 1928 года я видел, как прибывали на станцию Тихонькая эшелоны с первыми переселенцами-евреями из городов и местечек Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, центральных областей России, районов Сибири, Дальнего Востока и даже из-за границы.

В первых числах мая 1928 года в Биробиджанский район прибыло шестьсот пятьдесят переселенцев - ходоков, расселение которых шло по направлениям Бирского Опытного поля, Валдгейма, Амурзета…

 

- Я сразу вас узнал, - перебил Винника сержант Грошев, - думал, что вам больно вспоминать старое, вы ведь тогда...

- Мудрый ты человек, Пётр Васильевич, говорил я тебе, что мы встретимся».

 
Рейтинг: 0 266 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!