ГлавнаяПрозаЮморИроническая проза → СОВЕТ ВЕЛИКОГО МАРИНИСТА

СОВЕТ ВЕЛИКОГО МАРИНИСТА

17 января 2012 - Валерия Норченко

СОВЕТ ВЕЛИКОГО МАРИНИСТА

(СКАЗКА)

 

- Улыбаешься! Конечно, тебе смешно, что у меня не получается лунная дорожка. Разве Великому художнику понять мои переживания? - вздохнула Ирина. Она стояла перед памятником И.К.Айвазовскому у картинной галереи в Феодосии.

Девочка разглядывала скульптуру. Сидит в кресле, в одной руке кисть, в другой - мольберт и улыбается. Улыбается потому, что все картины у него получались прекрасными.

А вот у нее никак не получается лунная дорожка.

Ира подошла к самому морю. Был жаркий июльский вечер, но желающих купаться в море при свете луны было мало.

Огромная луна на ясном небе и лунная дорожка на почти неподвижных волнах Черного моря привлекала гостей и жителей города. Отдыхающие просто сидели на гальке или стояли у самой воды и любовались огнями порта, лунными бликами на воде, далекими огнями Приморского.

Ирина несколько вечеров приходила к морю писать маслом лунную дорожку. И каждый вечер море становилось все красивей, как ей казалось. А рисунок все хуже и хуже.

Девочка училась в художественной школе и теперь выполняла задание на лето. Нужно было нарисовать лунную дорожку.

Она не стала открывать деревянный ящик с красками, а просто села на него, стала смотреть на море.

Чудесный вечер, ласковое море, нежнейший ветерок.

- Разве такое можно передать кистью? - подумала девочка и загрустила.

- Добрый вечер, - услышала она.

- Добрый вечер.

- Как вас зовут, печальная незнакомка?

- Ирина, - девочка взглянула на подошедшего к ней мужчину. Что-то знакомое было в его внешности. Он определенно был феодосийцем. Его лицо она запомнила, а, значит, часто видела в городе.

- Не получается картина? Сочувствую и понимаю. Ох, как понимаю!

Он повернулся лицом к луне, и Ирина узнала его. Но это было так невероятно, что боясь ошибиться, она начала говорить, слегка запинаясь.

- Вы… Так похожи…

- Верно. Я - Айвазовский, художник-маринист. Мы с вами земляки.

- А как же пустое место на постаменте? - удивилась та. - Ведь Вас хватятся. Будут искать. Ради Вас и моря в Феодосию приезжают десятки тысяч людей.

- Не волнуйтесь! Постамент не пуст. В кресле согласился посидеть за меня Александр Сергеевич.

- Кто? А где Ваши кисть  с мольбертом?

- Александру Сергеевичу Пушкину  я  оставил свои рабочие принадлежности. Внешне мы с ним немного похожи. Кроме того, кисть моя суха и красок нет на моем мольберте. Так что не беспокойтесь. Не в первый раз проходит такая замена

- Пушкин ушел из сквера, что у железнодорожного вокзала?

- Именно так, вы правильно поняли. А мы ведь с Александром Сергеевичем давние знакомые. Я впервые увидел его на моей выставке в Санкт-Петербурге. Тогда я еще был студентом в художественной академии. Это было почти двести лет тому назад.

- Вам повезло!

- Еще бы. Он был на выставке с женой Натали Гончаровой. Красавица! Как сейчас помню, одета она была в бархатное платье, на шее белый кружевной воротник. На голове шляпа с широкими полями со страусиным пером.

- Замечательно!

- Бывает, что вместо Пушкина я стою в сквере. Это когда Александр Сергеевич прогуливается у моря с местными поэтами. Потом он, правда, жалуется на легкую головную боль. Бывает, мы вместе с ним гуляем у моря. Это удивительные прогулки!

- А как же памятники?

- Атланты выручают. Хорошие работящие ребята. Главное отзывчивые.

- Понятно. Атланты, что стоят у банка. А как же охрана?

- Помилуй Бог! Они не замечают отсутствия атлантов, как не замечают отдыхающие на своих фотографиях, что на памятнике с надписью "А.С.Пушкин" стоит Айвазовский. И наоборот. Они ведь разглядывают себя, а мы лишь фон с Александром Сергеевичем.

- Вообразите! Однажды в день рождения Пушкина, (великий поэт пожелал в такой торжественный день провести на природе) стоял я на его месте в сквере. Пришли школьники, поэты. Они возлагали цветы, читали свои стихи и никто не заметил подмену.

- Вы своего рода тоже поэт. Великий поэт моря! А Пушкин - Великий художник Слова.

- Я ведь, девочка, подошел к вам не просто поговорить. Пришел дать вам совет.

- О, как он мне нужен! Я слушаю внимательно.

- Я ведь все свои картины писал по памяти. Но очень много наблюдал прекрасную морскую стихию. Главное, чтобы на холсте было отражено ваше душевное настроение, ваше внутреннее отношение к увиденному. Ведь если вы не переживаете, нанося краски на холст, на что будет отзываться душа любующихся вашей картиной. Если нет мысли, если нет сердца, нет и картины. Ваше волнение, когда вы наблюдаете природу, должно быть таким сильным и ярким, что навсегда сохранится в виде образа в вашей душе. И при малейшем упоминании, музыкой ярких образов тотчас встанет пред глазами. Выльется гармонией красок на холст.

Воображение! Развивайте в себе это качество с юных лет.

Увиденное вами не должно быть простым отпечатком. Когда у вас веселое настроение, какой должна вам видеться лунная дорожка?

- Серебристый, желтый цвет на воде в виде почти полуколец. Лунные блики играют, хохочут, дразнятся, играют в догонялки!

- А когда грустное?

- Не яркий свет, блеклый и линии почти прямые.

- А, сегодня у вас какое настроение?

- Торжественное! Нет, торжествующее! Луна сегодня золотым дождем праздника осыпает всех и вся на земле и на море.

Девочка замолчала, опустила голову на ладони, уперлась локтями в колени и стала вглядываться в лунную дорожку. Она совершенно забыла о собеседнике. Но, возвращаясь домой, Ира подошла к памятнику Айвазовского.

- Спасибо Вам за совет. Мы ведь еще поговорим? Очень бы хотела услышать от Вас, как Вы работали над своими картинами.

Уважаемые жители и гости древнего города Феодосии, что у Черного моря! Не удивляйтесь, если вы увидите детей и взрослых, стоящих перед памятником Айвазовскому и Пушкину, если услышите слова благодарности, обращенные к бронзовым монументам. Знайте! Это всего лишь продолжение давнего знакомства, продолжение давнего разговора с великими людьми.

Не удивляйтесь, если встретите на набережной нашего великого земляка - мариниста Айвазовского. Он затем и  помогал строить город, чтобы вечно жить в нем.

 

                                  Валерия Норченко, Феодосия

© Copyright: Валерия Норченко, 2012

Регистрационный номер №0015873

от 17 января 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0015873 выдан для произведения:

СОВЕТ ВЕЛИКОГО МАРИНИСТА

(СКАЗКА)

 

- Улыбаешься! Конечно, тебе смешно, что у меня не получается лунная дорожка. Разве Великому художнику понять мои переживания? - вздохнула Ирина. Она стояла перед памятником И.К.Айвазовскому у картинной галереи в Феодосии.

Девочка разглядывала скульптуру. Сидит в кресле, в одной руке кисть, в другой - мольберт и улыбается. Улыбается потому, что все картины у него получались прекрасными.

А вот у нее никак не получается лунная дорожка.

Ира подошла к самому морю. Был жаркий июльский вечер, но желающих купаться в море при свете луны было мало.

Огромная луна на ясном небе и лунная дорожка на почти неподвижных волнах Черного моря привлекала гостей и жителей города. Отдыхающие просто сидели на гальке или стояли у самой воды и любовались огнями порта, лунными бликами на воде, далекими огнями Приморского.

Ирина несколько вечеров приходила к морю писать маслом лунную дорожку. И каждый вечер море становилось все красивей, как ей казалось. А рисунок все хуже и хуже.

Девочка училась в художественной школе и теперь выполняла задание на лето. Нужно было нарисовать лунную дорожку.

Она не стала открывать деревянный ящик с красками, а просто села на него, стала смотреть на море.

Чудесный вечер, ласковое море, нежнейший ветерок.

- Разве такое можно передать кистью? - подумала девочка и загрустила.

- Добрый вечер, - услышала она.

- Добрый вечер.

- Как вас зовут, печальная незнакомка?

- Ирина, - девочка взглянула на подошедшего к ней мужчину. Что-то знакомое было в его внешности. Он определенно был феодосийцем. Его лицо она запомнила, а, значит, часто видела в городе.

- Не получается картина? Сочувствую и понимаю. Ох, как понимаю!

Он повернулся лицом к луне, и Ирина узнала его. Но это было так невероятно, что боясь ошибиться, она начала говорить, слегка запинаясь.

- Вы… Так похожи…

- Верно. Я - Айвазовский, художник-маринист. Мы с вами земляки.

- А как же пустое место на постаменте? - удивилась та. - Ведь Вас хватятся. Будут искать. Ради Вас и моря в Феодосию приезжают десятки тысяч людей.

- Не волнуйтесь! Постамент не пуст. В кресле согласился посидеть за меня Александр Сергеевич.

- Кто? А где Ваши кисть  с мольбертом?

- Александру Сергеевичу Пушкину  я  оставил свои рабочие принадлежности. Внешне мы с ним немного похожи. Кроме того, кисть моя суха и красок нет на моем мольберте. Так что не беспокойтесь. Не в первый раз проходит такая замена

- Пушкин ушел из сквера, что у железнодорожного вокзала?

- Именно так, вы правильно поняли. А мы ведь с Александром Сергеевичем давние знакомые. Я впервые увидел его на моей выставке в Санкт-Петербурге. Тогда я еще был студентом в художественной академии. Это было почти двести лет тому назад.

- Вам повезло!

- Еще бы. Он был на выставке с женой Натали Гончаровой. Красавица! Как сейчас помню, одета она была в бархатное платье, на шее белый кружевной воротник. На голове шляпа с широкими полями со страусиным пером.

- Замечательно!

- Бывает, что вместо Пушкина я стою в сквере. Это когда Александр Сергеевич прогуливается у моря с местными поэтами. Потом он, правда, жалуется на легкую головную боль. Бывает, мы вместе с ним гуляем у моря. Это удивительные прогулки!

- А как же памятники?

- Атланты выручают. Хорошие работящие ребята. Главное отзывчивые.

- Понятно. Атланты, что стоят у банка. А как же охрана?

- Помилуй Бог! Они не замечают отсутствия атлантов, как не замечают отдыхающие на своих фотографиях, что на памятнике с надписью "А.С.Пушкин" стоит Айвазовский. И наоборот. Они ведь разглядывают себя, а мы лишь фон с Александром Сергеевичем.

- Вообразите! Однажды в день рождения Пушкина, (великий поэт пожелал в такой торжественный день провести на природе) стоял я на его месте в сквере. Пришли школьники, поэты. Они возлагали цветы, читали свои стихи и никто не заметил подмену.

- Вы своего рода тоже поэт. Великий поэт моря! А Пушкин - Великий художник Слова.

- Я ведь, девочка, подошел к вам не просто поговорить. Пришел дать вам совет.

- О, как он мне нужен! Я слушаю внимательно.

- Я ведь все свои картины писал по памяти. Но очень много наблюдал прекрасную морскую стихию. Главное, чтобы на холсте было отражено ваше душевное настроение, ваше внутреннее отношение к увиденному. Ведь если вы не переживаете, нанося краски на холст, на что будет отзываться душа любующихся вашей картиной. Если нет мысли, если нет сердца, нет и картины. Ваше волнение, когда вы наблюдаете природу, должно быть таким сильным и ярким, что навсегда сохранится в виде образа в вашей душе. И при малейшем упоминании, музыкой ярких образов тотчас встанет пред глазами. Выльется гармонией красок на холст.

Воображение! Развивайте в себе это качество с юных лет.

Увиденное вами не должно быть простым отпечатком. Когда у вас веселое настроение, какой должна вам видеться лунная дорожка?

- Серебристый, желтый цвет на воде в виде почти полуколец. Лунные блики играют, хохочут, дразнятся, играют в догонялки!

- А когда грустное?

- Не яркий свет, блеклый и линии почти прямые.

- А, сегодня у вас какое настроение?

- Торжественное! Нет, торжествующее! Луна сегодня золотым дождем праздника осыпает всех и вся на земле и на море.

Девочка замолчала, опустила голову на ладони, уперлась локтями в колени и стала вглядываться в лунную дорожку. Она совершенно забыла о собеседнике. Но, возвращаясь домой, Ира подошла к памятнику Айвазовского.

- Спасибо Вам за совет. Мы ведь еще поговорим? Очень бы хотела услышать от Вас, как Вы работали над своими картинами.

Уважаемые жители и гости древнего города Феодосии, что у Черного моря! Не удивляйтесь, если вы увидите детей и взрослых, стоящих перед памятником Айвазовскому и Пушкину, если услышите слова благодарности, обращенные к бронзовым монументам. Знайте! Это всего лишь продолжение давнего знакомства, продолжение давнего разговора с великими людьми.

Не удивляйтесь, если встретите на набережной нашего великого земляка - мариниста Айвазовского. Он затем и  помогал строить город, чтобы вечно жить в нем.

 

                                  Валерия Норченко, Феодосия

 
Рейтинг: +2 6416 просмотров
Комментарии (2)
Марина Попова # 4 февраля 2012 в 17:45 0
Благодарю, дорогая Валерия, за интересную сказочку!
Воображение и концентрация творят чудеса!
Так и происходит в жизни, о чём художник думает,
то и запечатлевается на его работе. И настроение
художника продолжает воздействовать на зрителя
через его творение.
У меня есть сказка "Живые картины".
Я её посвятила своему учителю живописи
Сергею Геннадьевичу Жилину.
Приглашаю почитать.
Люблю Феодосию.
Татьяна Лаптева # 24 марта 2012 в 21:15 0
Валерия, мне очень понравилась сказочка! Помог девочке памятник - Айвазовский ведь великий маринист.
buket7