ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Эпоха учителей, или Можно ли научить писательству?

Эпоха учителей, или Можно ли научить писательству?

24 марта 2015 - Алексей Курганов
article279035.jpg
(разговор с культурологом)
 
Тему сегодняшнего разговора мне подсказала новость, которую прочитал на информационном портале НЬЮСЛЭНД:

«При Тургеневской библиотеке открывается бесплатная школа писательского мастерства. Учителями станут Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова, Майя Кучерская. В школе будут работать четыре мастерские… Кроме того, перед учениками выступят Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова, Александр Архангельский, Олег Лекманов и другие известные писатели, публицисты и литературоведы.» (конец цитаты)

Мой собеседник – культуролог, мой соавтор книги « И рассказать бы Гоголю…», выпущенной в конце прошлого года в издательстве Altaspera Publishing (Канада, Торонто) Сергей Коновалов.
         - Сергей Владимирович, первый вопрос – теоретический и даже в чём-то философский: можно ли научить человека «писательству», а уж тем более, писательскому мастерству?
         - Можно научить и козу на баяне играть, только вопрос: ЗАЧЕМ? А если серьёзно, то давайте  сформулируем (или хотя бы попытаемся это сделать) само понятие «писательство» или «литературное сочинительство». Что это такое, для чего оно, какая в нём необходимость?
         - Вы сами ответили на свой первый вопрос: это сочинение литературных текстов.  Для чего? Для творческой реализации, для чего же ещё? Какая в нём необходимость? Да она же в ней же: в необходимости самореализоваться, самоутвердиться, доказать самому себе свою творческую состоятельность. Что я – личность, в конце концов!
         - Вот! Личность, выраженная в творческой реализации! Сиречь, в самом творчестве. А творчеству научиться ( а значит, и обучить) НЕЛЬЗЯ! Потому что, как говорил автор «Обломова» Иван Гончаров, « у всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.».
         - То есть, вы считаете, что бесполезное это занятие – обучение творчеству?
         - Абсолютно бесполезное.
         - Но мало ли совершенно бесталанных писателей! И ничего – живут и ущербными себя не считают…
         - Я не о них говорю, а о писательском (сиречь – творческом) мастерстве. Не нужно путать УМЕНИЕ писать и УМЕНИЕ творить. Это разные понятия. Научиться грамотно писать может любой, потому что это чисто технические навыки. Было бы, как говорится, желание и терпение. А вот творить – увы… Как говорил Иосиф Бродский, «всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.». Всевышнего, а не тех «учителей», имена которых вы прочитали в «ньюслэндовской» новости.
         И если расширить тему. В наше время появилось очень много учителей. Может, они и раньше были, но сегодня, по-моему, уж слишком много. И если оценивать по масштабам, то сегодня даже не время – целая ЭПОХА учителей! Причём не столько ОБучающих (это ещё куда бы не шло!), сколько ПОучающих и даже морализаторствующих (что вообще беда!). Конкретный пример - сегодняшние телевизионные ток-шоу. Сплошные учителя! ВСЁ знают, ВСЁ умеют, ВСЁ понимают, ВСЁ объясняют! Какую тему не возьми – в любой они спецы -универсалы! Смотрю на них и думаю: ребята, а может, мы сегодня и живём так кисло и откровенно муторно, потому что расплодилось вас видимо-невидимо? И опять же с какого вы, перепугу решили, что имеете право меня чему-то учить? А может, будет лучше, если я вас чему-то поучу? Уму-разуму, например? Может, у меня это лучше получится? Тем более, что вся ваша якобы образованность, весь ваш интеллект большей частью – ДУТЫЕ,всего лишь НА ПУБЛИКУ!
         - И вы думаете, они вас поймут?
         - Конечно, нет! Потому что они, как всякие не очень культурные люди, убеждены в свои бесспорных достоинствах и преимуществах!
         - Не  слишком ли вы резко: «не очень культурные»?
         - Ничуть. Культурные  не будут орать, перебивать друг друга, говорить своему оппоненту « Помолчите!» (или ещё хлеще – «Помолчи!») и отвечать вопросом на вопрос. Там же, в этих ток-шоу, это сплошь и рядом.
         - Вернёмся к начальной теме. То есть, вы, Сергей Владимирович, не верите в саму идею создания вот такой т.н. школы писательского мастерства?
         - В идею, может быть,и  верю. Не верю в смысл. Потому  что  в данном конкретном случае его НЕ ВИЖУ. В конце концов, существует Литинститут – учебное заведение совершенно достойное и многими годами своего существования вполне зарекомендовавшее  себя  как проверенная и испытанная  «кузница инженеров человеческих душ». Если кто спит и видит себя писателем, то почему бы ему не поступить туда?
         - Но ведь это готовиться надо, мозги напрягать, экзамены сдавать… А здесь – никакого напряга. Прослушал курс лекций – и готовый «мастер пера»!
         - Мне даже отвечать вам нечего. Каковы «мастера» - такова и «культура». Причём, не только в нашей сегодняшней литературе.

 

© Copyright: Алексей Курганов, 2015

Регистрационный номер №0279035

от 24 марта 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0279035 выдан для произведения: (разговор с культурологом)
 
Тему сегодняшнего разговора мне подсказала новость, которую прочитал на информационном портале НЬЮСЛЭНД:

«При Тургеневской библиотеке открывается бесплатная школа писательского мастерства. Учителями станут Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова, Майя Кучерская. В школе будут работать четыре мастерские… Кроме того, перед учениками выступят Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова, Александр Архангельский, Олег Лекманов и другие известные писатели, публицисты и литературоведы.» (конец цитаты)

Мой собеседник – культуролог, мой соавтор книги « И рассказать бы Гоголю…», выпущенной в конце прошлого года в издательстве Altaspera Publishing (Канада, Торонто) Сергей Коновалов.
         - Сергей Владимирович, первый вопрос – теоретический и даже в чём-то философский: можно ли научить человека «писательству», а уж тем более, писательскому мастерству?
         - Можно научить и козу на баяне играть, только вопрос: ЗАЧЕМ? А если серьёзно, то давайте  сформулируем (или хотя бы попытаемся это сделать) само понятие «писательство» или «литературное сочинительство». Что это такое, для чего оно, какая в нём необходимость?
         - Вы сами ответили на свой первый вопрос: это сочинение литературных текстов.  Для чего? Для творческой реализации, для чего же ещё? Какая в нём необходимость? Да она же в ней же: в необходимости самореализоваться, самоутвердиться, доказать самому себе свою творческую состоятельность. Что я – личность, в конце концов!
         - Вот! Личность, выраженная в творческой реализации! Сиречь, в самом творчестве. А творчеству научиться ( а значит, и обучить) НЕЛЬЗЯ! Потому что, как говорил автор «Обломова» Иван Гончаров, « у всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.».
         - То есть, вы считаете, что бесполезное это занятие – обучение творчеству?
         - Абсолютно бесполезное.
         - Но мало ли совершенно бесталанных писателей! И ничего – живут и ущербными себя не считают…
         - Я не о них говорю, а о писательском (сиречь – творческом) мастерстве. Не нужно путать УМЕНИЕ писать и УМЕНИЕ творить. Это разные понятия. Научиться грамотно писать может любой, потому что это чисто технические навыки. Было бы, как говорится, желание и терпение. А вот творить – увы… Как говорил Иосиф Бродский, «всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.». Всевышнего, а не тех «учителей», имена которых вы прочитали в «ньюслэндовской» новости.
         И если расширить тему. В наше время появилось очень много учителей. Может, они и раньше были, но сегодня, по-моему, уж слишком много. И если оценивать по масштабам, то сегодня даже не время – целая ЭПОХА учителей! Причём не столько ОБучающих (это ещё куда бы не шло!), сколько ПОучающих и даже морализаторствующих (что вообще беда!). Конкретный пример - сегодняшние телевизионные ток-шоу. Сплошные учителя! ВСЁ знают, ВСЁ умеют, ВСЁ понимают, ВСЁ объясняют! Какую тему не возьми – в любой они спецы -универсалы! Смотрю на них и думаю: ребята, а может, мы сегодня и живём так кисло и откровенно муторно, потому что расплодилось вас видимо-невидимо? И опять же с какого вы, перепугу решили, что имеете право меня чему-то учить? А может, будет лучше, если я вас чему-то поучу? Уму-разуму, например? Может, у меня это лучше получится? Тем более, что вся ваша якобы образованность, весь ваш интеллект большей частью – ДУТЫЕ,всего лишь НА ПУБЛИКУ!
         - И вы думаете, они вас поймут?
         - Конечно, нет! Потому что они, как всякие не очень культурные люди, убеждены в свои бесспорных достоинствах и преимуществах!
         - Не  слишком ли вы резко: «не очень культурные»?
         - Ничуть. Культурные  не будут орать, перебивать друг друга, говорить своему оппоненту « Помолчите!» (или ещё хлеще – «Помолчи!») и отвечать вопросом на вопрос. Там же, в этих ток-шоу, это сплошь и рядом.
         - Вернёмся к начальной теме. То есть, вы, Сергей Владимирович, не верите в саму идею создания вот такой т.н. школы писательского мастерства?
         - В идею, может быть,и  верю. Не верю в смысл. Потому  что  в данном конкретном случае его НЕ ВИЖУ. В конце концов, существует Литинститут – учебное заведение совершенно достойное и многими годами своего существования вполне зарекомендовавшее  себя  как проверенная и испытанная  «кузница инженеров человеческих душ». Если кто спит и видит себя писателем, то почему бы ему не поступить туда?
         - Но ведь это готовиться надо, мозги напрягать, экзамены сдавать… А здесь – никакого напряга. Прослушал курс лекций – и готовый «мастер пера»!
         - Мне даже отвечать вам нечего. Каковы «мастера» - такова и «культура». Причём, не только в нашей сегодняшней литературе.

 
 
Рейтинг: +2 619 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!