ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Семинар «Основы успешного публичного выступления» ЧАСТЬ 1

Семинар «Основы успешного публичного выступления» ЧАСТЬ 1

СЕМИНАР: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ».
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА.

УБЕЖДАЯ – ПОБЕЖДАЙ !

     Деятельность современного руководителя связана с влиянием на деловых партнеров, коллег, начальников, подчиненных. 
Влиять на окружающих, подтверждать свое лидерство, укреплять авторитет, поддерживать позитивный имидж можно разными способами.
Один бесспорный метод – публичное выступление перед аудиторией. Умение выступать публично, мастерство красноречия повышают шансы на успех, позволяют эффективнее управлять коллективом, доносить свои идеи до людей, мотивировать сотрудников, проводить совещания, переговоры, презентации, выставки, участвовать в избирательных компаниях , успешно  двигаться к намеченным целям.



ВВЕДЕНИЕ. 
     Ораторское мастерство  – это универсальная дисциплина.  Психология, актерское мастерство (дикция, жестикуляция),  знание русского языка, овладение приемами внушения (любая речь – это внушение, близкое к гипнотическому воздействию), знание логики, образованность – все это (назван лишь минимум) необходимо для того, чтобы овладеть мастерством публичного выступления.

     Какие еще навыки необходимы для успешного публичного выступления?
Немного истории: «Вначале было Слово, и Слово было  у Бога.  Все через него начало быть и без него ничто не начало быть. В нем была жизнь»
«Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое исходит из уст твоих». (Библия Евангелие от Иоанна).
Известно, что термин «ораторское искусство» античного происхождения, от лат.«оratoria». Его синоним «риторика». Древние греки (Платон, Сократ) трактовали риторику как «искусство убеждения».  В древней Греции ораторское искусство было тесно связано с политикой. Все крупные политики Древней Греции известны как знаменитые ораторы (Перикл, Демосфен).
Во время расцвета Римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало и воздействие речи на слушателей и  её эстетическую составляющую. Во 2 в.д.н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима: Марк Катон Старший, Марк Тулий Цицерон были и великими политиками.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах,  высокая степень мастерства публичного выступления.

Выделяют 3 уровня ораторского искусства
1. Владение материалом («что говорить»). Грамотность речи. Словарный запас.
2. Владение собой («как говорить»). Естественное поведение оратора. Техника речи. Контакт с аудиторией.
3. Образ автора («кто говорит»). Одежда. Положение (стоя, сидя), Жесты.

     В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа (по Цицерону): на первом оратор читает текст, не отрываясь от него, («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело – будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Оратор выступает то без текста, то с текстом («как курочка»). На третьем этапе – не глядя в текст («как соловей») 
Но выходить  и теперь  к слушателям можно с полным текстом. Текст это страховка, нить Ариадны. Он выведет на свет основной идеи оратора, когда тот будет делать отступления от текста.

     Как заметил Цицерон, каждый, кто решается на публичное выступление , должен  научить слушателя, доставить ему наслаждения и повести за собой! В соответствии с этим выделяются  три стиля красноречия: низкий (простой) для доказательств,  он уместен в педагогическом процессе. Средний (для услаждения), он хорош в торжественных обстоятельствах. Высокий – для подчинения слушателя, ведения его за собой. В последнем проявляется вся сила оратора.

Многие авторы в разные времена  дали образцы красивой речи. 
Многие из этих сравнений Вы сможете использовать  для обогащения своей речи.
«Мудр, кто знает нужное, а не многое»  / Эсхил
«Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать то, что не нужно»   / Цицерон
«Много говорить и много сказать – не есть одно и то же»  / Софокл
«Слово – самое сильное оружие человека»  / Аристотель
«Красноречие дороже денег,  славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию».  / Скилеф
«Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время»  / Гораций
Язык дан человеку, чтобы скрыть свои мысли.  / Морис Талейран
«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.  / Экзюпери
«Самое главное в общении – услышать  то, что не было сказано»  / Дракер
«Красноречие начинается с умения слушать»  / Скилеф
«Научиться говорить можно только говоря»  / Скилеф
«Или как можно короче, или как можно приятнее»  / Плутарх
«Лечить душу нужно  верными речами»  / Сократ
 «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение»  / Спиноза
 «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»  / Вольтер
« Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена»  / Вольтер
«Слово – самый сильный наркотик из всех, какие изобрело человечество»  / Р. Киплинг
«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться неприлично, как не уметь читать и писать,  и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным»  / А. П.Чехов
«В чем нет услады, в том и толку нет. Что нравится- то и изучайте»  / Шекспир
«Главное – делайте все с увлечением – это страшно украшает жизнь»  / Лев Ландау
«Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы»  / Рол Эмерсон
 «В жизни всегда все случается без репетиций»  / Анна Герман

   Законы оратора
Хочешь, чтобы  твои слова слышали – говори громко.
Хочешь, чтобы  твои слова слушали  – говори по делу.
Хочешь, чтобы твои слова понимали – говори просто.
Хочешь, чтобы твои слова уважали – говори честно.
Хочешь, чтобы твои слова не забывали – говори умно.
А хочешь всего этого сразу - говори с юмором, не забывая о самоиронии.

     Например, тост: (по М.Е.Литваку)
«Мой тост эгоистический. У меня есть свой  социальный атом. Это те люди, которые для меня очень важны.  С ними мне очень хорошо.  Я  вас всех  включил в свой социальный атом.  Если у человека нет социального атома , наступает социальная смерть «Людьми и временем забыт, стирает пыль с могильных плит»(Лермонтов). Я хочу поднять бокалы (произнести тост) за свой социальный атом.  Чтобы я был жив и здоров. Чтобы ни с кем из вас ничего не случилось».

УПРАЖНЕНИЕ 
Поставить логическое ударение в предложении: «Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ МЕНЯ ПОНИМАЛИ!»
Разберем каждое слово:
Я  –  Вы приковываете внимание слушателей к собственному Я. Этого делать не стоит, местоимение Я и так легко запоминается и привлекает к себе внимание.
ХОТЕЛ БЫ – Можно выделить это сочетание, но тогда получится, что вас трудно понять, будто вас никто не понимает. Выделять интонацией не советую.
ЧТОБЫ – Стоит ли делать это слово ударным, если оно не несет никакой информации?
ДРУГИЕ – Возможно, это слово следует произносить несколько громче, четче, то есть  подчеркнуть значимость. Кто-то вас понимает, но Вам этого мало! Вы хотите, чтобы и ДРУГИЕ люди тоже понимали Вас.
ЛЮДИ – Хорошее слово. Вас слушают люди. Вы обращаетесь к людям. Поэтому слово ЛЮДИ сделайте ударным, главным, центральным. Перед тем, как произнести его  выдержите еле заметную паузу, после него рекомендуется пауза длиннее.
ПОНИМАЛИ – Если для Вас это слово главное, то его нужно сделать ударным и произносить почти по слогам.
МЕНЯ – Допускаю, для Вас главное, чтобы понимали именно Вас, а не другого. Подчеркивайте это слово, произносите его по слогам. Но будьте осторожны: фраза начинается с Я, заканчивается МЕНЯ. Много эгоцентризма.

     Итак, главные слова ДРУГИЕ, ЛЮДИ, ПОНИМАЛИ – несут основную смысловую нагрузку. Какому слову отдать предпочтение? Все зависит от вашей трактовки и цели высказывания.
Прочитайте эту фразу  в 7 вариантах и сами убедитесь в необходимости ударных слов, ибо фразы становятся точнее и воспринимаются слушателями легче. И каждый увидит в этом свой смысл.

Смысл публичного выступления
- Доктор, я жить буду?
- А смысл?
Смысл нельзя дать, его надо найти. Не верьте тем, кто вам просто что-то дает, а вы при этом просто берете! Надо искать.
Ведь для хлопка нужно 2 ладони. Предлагаю отправиться на поиски смысла.



   1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ КОММУНИКАЦИИ.

А.  КОРРИДОР РЕАЛЬНОСТИ.  УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. ПИРАМИДА МАСЛОУ.  
     В природе есть объективные законы. Им можно верить или не верить, но они есть. Если руку  опустить в кипяток, то обязательно будет ожог: веришь ты в это или нет. Причем, результат этого эксперимента  не зависит ни от возраста, ни от национальности, ни от  половой принадлежности индивидуума  и т.д. 

     В природе общения также есть объективные законы. Человеческое общество немыслимо без общения. Потребность в общении – одна из основных потребностей человека.  
Законы успешного взаимодействия мы и будем изучать.

     Коридор реальности.
Для взаимодействия двух индивидуумов необходимо, чтобы общение проходило  в общей реальности. Так называемой общей картине мира или корридоре реальности.
Каждый человек видит только то, про что он  знает и что хочет видеть. Каждый из нас создает  свою картину мира. В квантовой физике это называется тоннель (корридор) реальности, у каждого он свой. И поэтому когда вы с кем- то общаетесь, спорите, вы просто рассказываете ему о правилах жизни в своем тоннеле. Если ваши корридоры реальности  сильно различается, то вам сложно будет найти общий язык.  Но возможно.  Для этого существуют подстройки по репрезентативным системам. 

     Любой человек, с которым вы пытаетесь установить контакт, мыслит в одной из репрезентативных систем:
–  визуал (В) - внутренне создает зрительные образы. 
–  аудиал (А) - мысленно говорит что-то себе.
–  кинестетик (К) - испытывает какие-то ощущения. 
Определить систему представлений человека можно, обратив внимание на слова, обозначающие процессы, который человек использует для своего внутреннего опыта.

УПРАЖНЕНИЕ 
Определите репрезентативную систему.
«Это до сих пор стоит у меня перед глазами» (В) 
«Я вижу, что ситуация меняется к лучшему» (В)
«Уйди с глаз моих» (В)
«Давайте посмотрим на это с другой стороны» (В)
«Даже слышать этого не хочу» (А)
«Из песни слов не выкинешь» (А)
«Эта проблема давит на меня» (К)
«Сегодня выдался тяжелый день» (К)
«Я чувствую, что скоро все наладится» (К)
Если вы хотите установить с человеком контакт, вы должны присоединиться, подстроиться к нему, употребив в своей речи аналогичные слова.
Чтобы достичь успеха  в  общении, надо понимать, что ваш собеседник хочет вам сказать, каковы его потребности.

ПИРАМИДА МАСЛОУ.
     Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем ,последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

5 уровней потребностей. 
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д. 
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни. 
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. 
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. 
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение. 

     По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, сто место предыдущей потребности займет новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место быть, как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

     Доминирующие инстинкты.
Кроме различий в уровне потребностей, репрезентативных системах, люди еще имеют различные ценностные доминирующие инстинкты.
Инстинкт - фиксированная в генетическом коде программа самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другими людям. 

Выделяют 7 типов по доминирующим инстинктам: 
1. Эгофильный тип– доминирует инстинкт самосохранения, склонность к мнительности, боязнь неизвестного. Представителям такого инстинкта характерна  позиция Премудрого Пескаря «Как бы чего не вышло»
2. Генофильный  тип – доминирует инстинкт сохранения рода. Интересы этого типа людей  зафиксированы на семье. (Матери-героини.)
3. Альтруистический тип  – самоотверженные люди, посвятившие себя, свою жизнь общественным интересам. (Павел  Корчагин)
4. Исследовательский тип – люди данного типа экспериментаторы (Федор Конюхов).
5. Доминантный  тип -  постоянная самопрезентация (артисты)
6. Либертофильный тип – упрямство, стремление к самостоятельности, свободе, подавлены инстинкты самосохранения  (бунтари)
7. Дигнотофильный  тип - доминируют понятие чести, долга и  справедливости. ( «В нашем роду трусов  и подлецов не было»)

УПРАЖНЕНИЕ 
Смоделировать через вопрос  какой-либо доминирующий инстинкт, например : «Кто позаботиться  о многодетных семьях?»
«До каких пор в России будет расцветать коррупция?»



Б.  ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ. 
Коммуникации – процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если понимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

Вид коммуникации
Вид коммуникации - вариант коммуникации, характеризуемый составом коммуникантов. 

Групповая коммуникация
Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа "индивид - группа". 

Интраперсональная коммуникация
Интраперсональная коммуникация - разговор с самим собой. 
(Юмор: «Если человек разговаривает с Богом – это молитва, а если Бог с человеком – это шизофрения»)

Массовая коммуникация
Массовая коммуникация - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. 
Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей. 
 
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов. 

Слухи - вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории. 

Фиктивная коммуникация
Фиктивная коммуникация - общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта



В. ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ КОММУНИКАЦИИ. 
Многие уверены, что они хорошо говорят, но удивляются, почему их плохо слушают.
1. Стереотипы – упрощенное мнение о людях или ситуациях.
2. Склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам.
3. Отсутствие интереса со стороны собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.
4.Пренебрежение фактами – скоропалительные выводы.
5. Ошибки в построении высказывания. 

Армейский юмор: 
– В увольнение пойдут только образцовые тумбочки.
– Молчать! Или я тебя сейчас буду зверствовать.
– Рота! Шире шаг! Почему зад не поет.

 Говорят депутаты:
– Я сложил перед съездом свои полномочия. Надеюсь, что меня заменю я же./ Шохин А.
– Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.
– Россия со временем должна стать еврочленом.
–  Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно.
– Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны.
– Вы думаете мне далеко просто, мне далеко не просто./ Черномырдин В.

6. Неправильный выбор слов (прейскурант цен, свободная вакансия, пять человек детей, семь штук портфелей,
неожиданный сюрприз, памятный сувенир).
7. Сложность сообщения ( «Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии » - жаба задушила.
8. Нелогичность.
– Нам  сейчас нужно отойти от края пропасти, на дне которой мы находимся (Александр Шохин)
9. Неверный выбор стратегии и тактики общения. (Треугольник Аро по Р.Хабборту).  Восхищение - общая реальность – общение.
     Общение как коммуникативное поведение – это социальная игра в предлагаемых обстоятельствах.  С одной стороны  это сближение (ЭМПАТИЯ), с другой - удаление (РЕФЛЕКСИЯ) Соединение процессов эмпатии и рефлексии дает тот или иной публичный эффект.
 
     Существуют типичные ошибки начинающего оратора.

ОШИБКА 1: НЕСООТВЕТСТВИЕ. 
     Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. 
Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» — радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.  

ОШИБКА 2: ОПРАВДАНИЯ. 
     Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?». 

     Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.  И тогда никто не обратит внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами. 

ОШИБКА 3: ИЗВИНЕНИЯ.  
     Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею».

ОШИБКА 4: ГЛАЗА И БРОВИ.  
     Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.  Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие. 
Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица.

     Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его. 

УПРАЖНЕНИЕ.
Определите эмоцию по выражению лица.
Маска удивления ( брови приподняты, глаза расширены.) 
Маска гнева (брови нахмурены, губы сжаты, крылья носа раздуты). 
Маска смеха ( углы рта приподняты, глаза прищурены, рот приоткрыт, зубы обнажены).
Пример: «Вы знаете, я страшный и ужасный Бармалей»

ОШИБКА 5: ПОДБОР СЛОВ. 
     Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложении.
ПРИМЕР: Выркалось; Хлипкие шорьки; Пыряли по нове; И клюкотали зелюки; Как мумзики в маве.
Вы  поняли это высказывание.

     Помните: слова — это картинки в голове! Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

УПРАЖНЕНИЕ.
     Подберите синонимы: лень, жадность, занудство, безвкусный, истеричный, лживый. (Экономия энергии, бережливость, настойчивость, оригинальный, эмоциональный, дипломатичный).
Пример:
Приходит Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям».
- Ну, это же характеристика на повышение, - говорит Лиса.
- А что написать?
- Напиши: «Устойчив в своих убеждениях, упорен в их достижении».

ОШИБКА 6: ОТСУТСТВИЕ ЮМОРА. 
     Всем студентам известны лекторы-зануды. Бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования. Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.

     Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. 
Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. 
 
     Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами. 

ПРИМЕР
 4 степени раздражения (анекдот).

Лекция по психологии в институте.
Профессор:
- Сейчас я продемонстрирую вам три степени раздражительности. Вот я беру телефон, набираю первый попавшийся номер и спрашиваю:
- Алло! Васю можно?
-Вы ошиблись. Здесь таких нет.
Это была первая степень раздражительности. Вот вторая:
- Алло! Вася дома?
- Здесь нет никакого Васи. Внимательно набирайте.
А теперь услышите третью степень раздражительности.
- Алло! Васю можно!
В ответ слышится отборный мат.
Ну вот. Три степени раздражительности. У кого есть вопросы?
- Профессор, могу показать четвертую степень раздражительности.
-  Алло! Это Вася! Мне никто не звонил?

ОШИБКА 7: ВСЕЗНАЙСТВО.  
     Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой.. Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

ОШИБКА 8: СУЕТЛИВОСТЬ.  
     Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. 

     Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве  в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность. 

ОШИБКА 9: МОНОТОННОСТЬ. 
     Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.

     Искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе»  он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать  напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

     Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.
Пример:
Скоростные сообщения новостей по радио.

ОШИБКА 10: ОТСУТСТВИЕ ПАУЗ. 
     Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. 
Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло — держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами
 Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.



Г.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬК ВЫСТУПЛЕНИЮ И СПОСОБЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ.
Советы по преодолению волнения.
Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано.

Основные причины сверхсильного волнения:
• Недостаток опыта публичных выступлений. 
• Ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе. 
• Сомнение в том, что слушателям будет интересно. 
• Наличие в личном опыте случая провала. 
• Чрезмерное погружение в свои переживания. 

     Если ваше волнение связано преимущественно со слушателями:
• выберите доброжелательного слушателя и говорите, как будто только для него (главное — научиться смотреть ему/ей в глаза); 
• как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, слегка кивните ему/ей и переведите глаза на его соседа, установите контакт глазами с ним; 
• старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и доброжелательно; 
• научитесь улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала. 

     Если ваше волнение связано с самим собой:
• Нарабатывайте опыт выступлений: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, вступайте в коллективные дискуссии; 
• Путем проб и ошибок найдите свой оптимум — ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то — сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д. 
• Перед выступлением «разогрейтесь» — поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории. 

Общие советы:
• Примерно за день до выступления, в аудитории, где будет проходить собрание, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашей речи и т.п. 
• Вечером перед сном попробуйте задать себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным. 
• За несколько часов до выступления, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс вашего доклада, спланируйте сценарий. При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что все пройдет успешно. 

     11 апреля 2016 года.

© Copyright: Артём Валерьевич Колосов, 2019

Регистрационный номер №0445104

от 11 апреля 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0445104 выдан для произведения:
СЕМИНАР: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ».
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА.

УБЕЖДАЯ – ПОБЕЖДАЙ !

     Деятельность современного руководителя связана с влиянием на деловых партнеров, коллег, начальников, подчиненных. 
Влиять на окружающих, подтверждать свое лидерство, укреплять авторитет, поддерживать позитивный имидж можно разными способами.
Один бесспорный метод – публичное выступление перед аудиторией. Умение выступать публично, мастерство красноречия повышают шансы на успех, позволяют эффективнее управлять коллективом, доносить свои идеи до людей, мотивировать сотрудников, проводить совещания, переговоры, презентации, выставки, участвовать в избирательных компаниях , успешно  двигаться к намеченным целям.



ВВЕДЕНИЕ. 
     Ораторское мастерство  – это универсальная дисциплина.  Психология, актерское мастерство (дикция, жестикуляция),  знание русского языка, овладение приемами внушения (любая речь – это внушение, близкое к гипнотическому воздействию), знание логики, образованность – все это (назван лишь минимум) необходимо для того, чтобы овладеть мастерством публичного выступления.

     Какие еще навыки необходимы для успешного публичного выступления?
Немного истории: «Вначале было Слово, и Слово было  у Бога.  Все через него начало быть и без него ничто не начало быть. В нем была жизнь»
«Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое исходит из уст твоих». (Библия Евангелие от Иоанна).
Известно, что термин «ораторское искусство» античного происхождения, от лат.«оratoria». Его синоним «риторика». Древние греки (Платон, Сократ) трактовали риторику как «искусство убеждения».  В древней Греции ораторское искусство было тесно связано с политикой. Все крупные политики Древней Греции известны как знаменитые ораторы (Перикл, Демосфен).
Во время расцвета Римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало и воздействие речи на слушателей и  её эстетическую составляющую. Во 2 в.д.н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима: Марк Катон Старший, Марк Тулий Цицерон были и великими политиками.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах,  высокая степень мастерства публичного выступления.

Выделяют 3 уровня ораторского искусства
1. Владение материалом («что говорить»). Грамотность речи. Словарный запас.
2. Владение собой («как говорить»). Естественное поведение оратора. Техника речи. Контакт с аудиторией.
3. Образ автора («кто говорит»). Одежда. Положение (стоя, сидя), Жесты.

     В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа (по Цицерону): на первом оратор читает текст, не отрываясь от него, («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело – будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Оратор выступает то без текста, то с текстом («как курочка»). На третьем этапе – не глядя в текст («как соловей») 
Но выходить  и теперь  к слушателям можно с полным текстом. Текст это страховка, нить Ариадны. Он выведет на свет основной идеи оратора, когда тот будет делать отступления от текста.

     Как заметил Цицерон, каждый, кто решается на публичное выступление , должен  научить слушателя, доставить ему наслаждения и повести за собой! В соответствии с этим выделяются  три стиля красноречия: низкий (простой) для доказательств,  он уместен в педагогическом процессе. Средний (для услаждения), он хорош в торжественных обстоятельствах. Высокий – для подчинения слушателя, ведения его за собой. В последнем проявляется вся сила оратора.

Многие авторы в разные времена  дали образцы красивой речи. 
Многие из этих сравнений Вы сможете использовать  для обогащения своей речи.
«Мудр, кто знает нужное, а не многое»  / Эсхил
«Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать то, что не нужно»   / Цицерон
«Много говорить и много сказать – не есть одно и то же»  / Софокл
«Слово – самое сильное оружие человека»  / Аристотель
«Красноречие дороже денег,  славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию».  / Скилеф
«Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время»  / Гораций
Язык дан человеку, чтобы скрыть свои мысли.  / Морис Талейран
«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.  / Экзюпери
«Самое главное в общении – услышать  то, что не было сказано»  / Дракер
«Красноречие начинается с умения слушать»  / Скилеф
«Научиться говорить можно только говоря»  / Скилеф
«Или как можно короче, или как можно приятнее»  / Плутарх
«Лечить душу нужно  верными речами»  / Сократ
 «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение»  / Спиноза
 «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»  / Вольтер
« Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена»  / Вольтер
«Слово – самый сильный наркотик из всех, какие изобрело человечество»  / Р. Киплинг
«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться неприлично, как не уметь читать и писать,  и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным»  / А. П.Чехов
«В чем нет услады, в том и толку нет. Что нравится- то и изучайте»  / Шекспир
«Главное – делайте все с увлечением – это страшно украшает жизнь»  / Лев Ландау
«Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы»  / Рол Эмерсон
 «В жизни всегда все случается без репетиций»  / Анна Герман

   Законы оратора
Хочешь, чтобы  твои слова слышали – говори громко.
Хочешь, чтобы  твои слова слушали  – говори по делу.
Хочешь, чтобы твои слова понимали – говори просто.
Хочешь, чтобы твои слова уважали – говори честно.
Хочешь, чтобы твои слова не забывали – говори умно.
А хочешь всего этого сразу - говори с юмором, не забывая о самоиронии.

     Например, тост: (по М.Е.Литваку)
«Мой тост эгоистический. У меня есть свой  социальный атом. Это те люди, которые для меня очень важны.  С ними мне очень хорошо.  Я  вас всех  включил в свой социальный атом.  Если у человека нет социального атома , наступает социальная смерть «Людьми и временем забыт, стирает пыль с могильных плит»(Лермонтов). Я хочу поднять бокалы (произнести тост) за свой социальный атом.  Чтобы я был жив и здоров. Чтобы ни с кем из вас ничего не случилось».

УПРАЖНЕНИЕ 
Поставить логическое ударение в предложении: «Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ МЕНЯ ПОНИМАЛИ!»
Разберем каждое слово:
Я  –  Вы приковываете внимание слушателей к собственному Я. Этого делать не стоит, местоимение Я и так легко запоминается и привлекает к себе внимание.
ХОТЕЛ БЫ – Можно выделить это сочетание, но тогда получится, что вас трудно понять, будто вас никто не понимает. Выделять интонацией не советую.
ЧТОБЫ – Стоит ли делать это слово ударным, если оно не несет никакой информации?
ДРУГИЕ – Возможно, это слово следует произносить несколько громче, четче, то есть  подчеркнуть значимость. Кто-то вас понимает, но Вам этого мало! Вы хотите, чтобы и ДРУГИЕ люди тоже понимали Вас.
ЛЮДИ – Хорошее слово. Вас слушают люди. Вы обращаетесь к людям. Поэтому слово ЛЮДИ сделайте ударным, главным, центральным. Перед тем, как произнести его  выдержите еле заметную паузу, после него рекомендуется пауза длиннее.
ПОНИМАЛИ – Если для Вас это слово главное, то его нужно сделать ударным и произносить почти по слогам.
МЕНЯ – Допускаю, для Вас главное, чтобы понимали именно Вас, а не другого. Подчеркивайте это слово, произносите его по слогам. Но будьте осторожны: фраза начинается с Я, заканчивается МЕНЯ. Много эгоцентризма.

     Итак, главные слова ДРУГИЕ, ЛЮДИ, ПОНИМАЛИ – несут основную смысловую нагрузку. Какому слову отдать предпочтение? Все зависит от вашей трактовки и цели высказывания.
Прочитайте эту фразу  в 7 вариантах и сами убедитесь в необходимости ударных слов, ибо фразы становятся точнее и воспринимаются слушателями легче. И каждый увидит в этом свой смысл.

Смысл публичного выступления
- Доктор, я жить буду?
- А смысл?
Смысл нельзя дать, его надо найти. Не верьте тем, кто вам просто что-то дает, а вы при этом просто берете! Надо искать.
Ведь для хлопка нужно 2 ладони. Предлагаю отправиться на поиски смысла.



   1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ КОММУНИКАЦИИ.

А.  КОРРИДОР РЕАЛЬНОСТИ.  УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. ПИРАМИДА МАСЛОУ.  
     В природе есть объективные законы. Им можно верить или не верить, но они есть. Если руку  опустить в кипяток, то обязательно будет ожог: веришь ты в это или нет. Причем, результат этого эксперимента  не зависит ни от возраста, ни от национальности, ни от  половой принадлежности индивидуума  и т.д. 

     В природе общения также есть объективные законы. Человеческое общество немыслимо без общения. Потребность в общении – одна из основных потребностей человека.  
Законы успешного взаимодействия мы и будем изучать.

     Коридор реальности.
Для взаимодействия двух индивидуумов необходимо, чтобы общение проходило  в общей реальности. Так называемой общей картине мира или корридоре реальности.
Каждый человек видит только то, про что он  знает и что хочет видеть. Каждый из нас создает  свою картину мира. В квантовой физике это называется тоннель (корридор) реальности, у каждого он свой. И поэтому когда вы с кем- то общаетесь, спорите, вы просто рассказываете ему о правилах жизни в своем тоннеле. Если ваши корридоры реальности  сильно различается, то вам сложно будет найти общий язык.  Но возможно.  Для этого существуют подстройки по репрезентативным системам. 

     Любой человек, с которым вы пытаетесь установить контакт, мыслит в одной из репрезентативных систем:
–  визуал (В) - внутренне создает зрительные образы. 
–  аудиал (А) - мысленно говорит что-то себе.
–  кинестетик (К) - испытывает какие-то ощущения. 
Определить систему представлений человека можно, обратив внимание на слова, обозначающие процессы, который человек использует для своего внутреннего опыта.

УПРАЖНЕНИЕ 
Определите репрезентативную систему.
«Это до сих пор стоит у меня перед глазами» (В) 
«Я вижу, что ситуация меняется к лучшему» (В)
«Уйди с глаз моих» (В)
«Давайте посмотрим на это с другой стороны» (В)
«Даже слышать этого не хочу» (А)
«Из песни слов не выкинешь» (А)
«Эта проблема давит на меня» (К)
«Сегодня выдался тяжелый день» (К)
«Я чувствую, что скоро все наладится» (К)
Если вы хотите установить с человеком контакт, вы должны присоединиться, подстроиться к нему, употребив в своей речи аналогичные слова.
Чтобы достичь успеха  в  общении, надо понимать, что ваш собеседник хочет вам сказать, каковы его потребности.

ПИРАМИДА МАСЛОУ.
     Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем ,последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

5 уровней потребностей. 
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д. 
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни. 
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. 
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. 
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение. 

     По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, сто место предыдущей потребности займет новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место быть, как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

     Доминирующие инстинкты.
Кроме различий в уровне потребностей, репрезентативных системах, люди еще имеют различные ценностные доминирующие инстинкты.
Инстинкт - фиксированная в генетическом коде программа самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другими людям. 

Выделяют 7 типов по доминирующим инстинктам: 
1. Эгофильный тип– доминирует инстинкт самосохранения, склонность к мнительности, боязнь неизвестного. Представителям такого инстинкта характерна  позиция Премудрого Пескаря «Как бы чего не вышло»
2. Генофильный  тип – доминирует инстинкт сохранения рода. Интересы этого типа людей  зафиксированы на семье. (Матери-героини.)
3. Альтруистический тип  – самоотверженные люди, посвятившие себя, свою жизнь общественным интересам. (Павел  Корчагин)
4. Исследовательский тип – люди данного типа экспериментаторы (Федор Конюхов).
5. Доминантный  тип -  постоянная самопрезентация (артисты)
6. Либертофильный тип – упрямство, стремление к самостоятельности, свободе, подавлены инстинкты самосохранения  (бунтари)
7. Дигнотофильный  тип - доминируют понятие чести, долга и  справедливости. ( «В нашем роду трусов  и подлецов не было»)

УПРАЖНЕНИЕ 
Смоделировать через вопрос  какой-либо доминирующий инстинкт, например : «Кто позаботиться  о многодетных семьях?»
«До каких пор в России будет расцветать коррупция?»



Б.  ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ. 
Коммуникации – процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если понимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

Вид коммуникации
Вид коммуникации - вариант коммуникации, характеризуемый составом коммуникантов. 

Групповая коммуникация
Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа "индивид - группа". 

Интраперсональная коммуникация
Интраперсональная коммуникация - разговор с самим собой. 
(Юмор: «Если человек разговаривает с Богом – это молитва, а если Бог с человеком – это шизофрения»)

Массовая коммуникация
Массовая коммуникация - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. 
Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей. 
 
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов. 

Слухи - вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории. 

Фиктивная коммуникация
Фиктивная коммуникация - общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта



В. ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ КОММУНИКАЦИИ. 
Многие уверены, что они хорошо говорят, но удивляются, почему их плохо слушают.
1. Стереотипы – упрощенное мнение о людях или ситуациях.
2. Склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам.
3. Отсутствие интереса со стороны собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.
4.Пренебрежение фактами – скоропалительные выводы.
5. Ошибки в построении высказывания. 

Армейский юмор: 
– В увольнение пойдут только образцовые тумбочки.
– Молчать! Или я тебя сейчас буду зверствовать.
– Рота! Шире шаг! Почему зад не поет.

 Говорят депутаты:
– Я сложил перед съездом свои полномочия. Надеюсь, что меня заменю я же./ Шохин А.
– Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.
– Россия со временем должна стать еврочленом.
–  Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно.
– Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны.
– Вы думаете мне далеко просто, мне далеко не просто./ Черномырдин В.

6. Неправильный выбор слов (прейскурант цен, свободная вакансия, пять человек детей, семь штук портфелей,
неожиданный сюрприз, памятный сувенир).
7. Сложность сообщения ( «Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии » - жаба задушила.
8. Нелогичность.
– Нам  сейчас нужно отойти от края пропасти, на дне которой мы находимся (Александр Шохин)
9. Неверный выбор стратегии и тактики общения. (Треугольник Аро по Р.Хабборту).  Восхищение - общая реальность – общение.
     Общение как коммуникативное поведение – это социальная игра в предлагаемых обстоятельствах.  С одной стороны  это сближение (ЭМПАТИЯ), с другой - удаление (РЕФЛЕКСИЯ) Соединение процессов эмпатии и рефлексии дает тот или иной публичный эффект.
 
     Существуют типичные ошибки начинающего оратора.

ОШИБКА 1: НЕСООТВЕТСТВИЕ. 
     Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. 
Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» — радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.  

ОШИБКА 2: ОПРАВДАНИЯ. 
     Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?». 

     Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.  И тогда никто не обратит внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами. 

ОШИБКА 3: ИЗВИНЕНИЯ.  
     Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею».

ОШИБКА 4: ГЛАЗА И БРОВИ.  
     Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.  Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие. 
Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица.

     Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его. 

УПРАЖНЕНИЕ.
Определите эмоцию по выражению лица.
Маска удивления ( брови приподняты, глаза расширены.) 
Маска гнева (брови нахмурены, губы сжаты, крылья носа раздуты). 
Маска смеха ( углы рта приподняты, глаза прищурены, рот приоткрыт, зубы обнажены).
Пример: «Вы знаете, я страшный и ужасный Бармалей»

ОШИБКА 5: ПОДБОР СЛОВ. 
     Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложении.
ПРИМЕР: Выркалось; Хлипкие шорьки; Пыряли по нове; И клюкотали зелюки; Как мумзики в маве.
Вы  поняли это высказывание.

     Помните: слова — это картинки в голове! Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

УПРАЖНЕНИЕ.
     Подберите синонимы: лень, жадность, занудство, безвкусный, истеричный, лживый. (Экономия энергии, бережливость, настойчивость, оригинальный, эмоциональный, дипломатичный).
Пример:
Приходит Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям».
- Ну, это же характеристика на повышение, - говорит Лиса.
- А что написать?
- Напиши: «Устойчив в своих убеждениях, упорен в их достижении».

ОШИБКА 6: ОТСУТСТВИЕ ЮМОРА. 
     Всем студентам известны лекторы-зануды. Бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования. Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.

     Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. 
Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. 
 
     Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами. 

ПРИМЕР
 4 степени раздражения (анекдот).

Лекция по психологии в институте.
Профессор:
- Сейчас я продемонстрирую вам три степени раздражительности. Вот я беру телефон, набираю первый попавшийся номер и спрашиваю:
- Алло! Васю можно?
-Вы ошиблись. Здесь таких нет.
Это была первая степень раздражительности. Вот вторая:
- Алло! Вася дома?
- Здесь нет никакого Васи. Внимательно набирайте.
А теперь услышите третью степень раздражительности.
- Алло! Васю можно!
В ответ слышится отборный мат.
Ну вот. Три степени раздражительности. У кого есть вопросы?
- Профессор, могу показать четвертую степень раздражительности.
-  Алло! Это Вася! Мне никто не звонил?

ОШИБКА 7: ВСЕЗНАЙСТВО.  
     Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой.. Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

ОШИБКА 8: СУЕТЛИВОСТЬ.  
     Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. 

     Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве  в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность. 

ОШИБКА 9: МОНОТОННОСТЬ. 
     Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.

     Искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе»  он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать  напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

     Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.
Пример:
Скоростные сообщения новостей по радио.

ОШИБКА 10: ОТСУТСТВИЕ ПАУЗ. 
     Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. 
Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло — держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами
 Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.



Г.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬК ВЫСТУПЛЕНИЮ И СПОСОБЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ.
Советы по преодолению волнения.
Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано.

Основные причины сверхсильного волнения:
• Недостаток опыта публичных выступлений. 
• Ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе. 
• Сомнение в том, что слушателям будет интересно. 
• Наличие в личном опыте случая провала. 
• Чрезмерное погружение в свои переживания. 

     Если ваше волнение связано преимущественно со слушателями:
• выберите доброжелательного слушателя и говорите, как будто только для него (главное — научиться смотреть ему/ей в глаза); 
• как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, слегка кивните ему/ей и переведите глаза на его соседа, установите контакт глазами с ним; 
• старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и доброжелательно; 
• научитесь улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала. 

     Если ваше волнение связано с самим собой:
• Нарабатывайте опыт выступлений: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, вступайте в коллективные дискуссии; 
• Путем проб и ошибок найдите свой оптимум — ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то — сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д. 
• Перед выступлением «разогрейтесь» — поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории. 

Общие советы:
• Примерно за день до выступления, в аудитории, где будет проходить собрание, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашей речи и т.п. 
• Вечером перед сном попробуйте задать себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным. 
• За несколько часов до выступления, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс вашего доклада, спланируйте сценарий. При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что все пройдет успешно. 

     11 апреля 2016 года.
 
Рейтинг: 0 937 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!