Одаренный

7 февраля 2014 - Владимир Степанищев
article186445.jpg
     Кабы вам когда пришлось бы услышать в свой адрес лестное в общем-то определение «талантливый», то я бы, со всем уважением к вам и к добрейшему определителю, рекомендовал бы выбрать-таки, попросил бы на вашем месте эпитет «одаренный».

     И дело здесь вовсе не в благозвучии иль глубине того или другого прилагательного. Просто…, если мы верно помним притчу о талантах, а мы с вами помним ее верно: некий человек «жестокий, жнущий, где не сеял и собирающий, где не рассыпал» (судя по интонации притчи, или же интонации писателей Евангелий, любезный сердцу Иисусову персонаж), уезжая в чужую страну, призвал трех рабов своих и поручил им, одному пять, другому два, а третьему один талант; спустя время, у кого было пять, сделал из них еще пять, у кого два - еще два, а вот тот, который честно зарыл талант свой единственный в землю, дабы не прогневать растратою доверителя, после так же честно и вернул. И что? Двое были обласканы господином (и мы понимаем почему – взял свое обратно, да еще и отнял у рабов новообретенные семь сверху), а у третьего отнял, что дал, да еще и в благодарность за рачительность прогнал прочь: «А негодного раба выбросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов» (Ев. От Матфея, гл. 25, 14-30), то закрадывается подозрение такое, что и талант ваш, понимаемый уже фигурально, как некие неординарные способности к чему либо, дан вам вовсе не задаром, а с некоторой целью, да такой еще целью, смысл которой сводится вкратце к тому, что отдай, мол, не твое, мол, раб…

     Другое дело – одаренность. В звучании слова этого уже присутствует нечто теплое и доброе. Ну вот, скажем, родители… Они же всю жизнь делают, дарят детям добро и никогда (уж во всяком случае не в момент дарения) не помышляют спустя годы предъявлять им счет за бессонные ночи, потраченное на образование, врачей или продуманный наперед достаток… Более того скажу – если даритель через года вдруг приходит к вам и говорит: а помнишь, тогда-то и тогда-то… Ну и кто он после этого? Новозаветные толкователи святых текстов так и трактуют, что за все, мол, после отчитаться придется – кому много дано было – многим, кому менее – меньшим. Отчитаться… Экий…, прости господи, дар божий.

     Нет. Одаренность, она и есть одаренность, то есть, данное навсегда, безвозмездно. Давид Ойстрах, наделенный талантом сверх всякой мыслимой меры, всем известно, был до неприличия богат, и когда его ограбили (его квартиру), ограбили-таки его, а не бога и хоть украли вещи, приобретенные при непосредственном участии его дара, но дар-то не украли? Одаренный человек и так отдает куда как больше полученного. Он работает до крови, он рвет рубаху на груди и душу в клочья, он сеет вкруг себя красоту и радость безо всяких расписок, он умирает в нищете и безвестности, так что нечего к нему со своими векселями!

     Талант, зарытый в землю – дешевая метафора, метафора любезная как раз для таких (их еще паразитами называют), которые, словно рыбы-прилипалы, только и рыщут, к кому бы присосаться и почивать, а чтобы заткнуть глотку совести своей, которой, как ни странно, наделены и они – Евангелие подмышку и с пеною у рта: ты должен, должен, должен!

     Нет, друзья! Только одаренность и никаких талантов, никаких удвоений, никаких долженствований, если, конечно, Создатель действительно приличный и добросердечный Отец, как нам кругом рассказывают, а не Чичиков с таможни, торгующий мертвыми душами нашими в розницу и в рассрочку с процентами. Аминь.

© Copyright: Владимир Степанищев, 2014

Регистрационный номер №0186445

от 7 февраля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0186445 выдан для произведения:      Кабы вам когда пришлось бы услышать в свой адрес лестное в общем-то определение «талантливый», то я бы, со всем уважением к вам и к добрейшему определителю, рекомендовал бы выбрать-таки, попросил бы на вашем месте эпитет «одаренный».

     И дело здесь вовсе не в благозвучии иль глубине того или другого прилагательного. Просто…, если мы верно помним притчу о талантах, а мы с вами помним ее верно: некий человек «жестокий, жнущий, где не сеял и собирающий, где не рассыпал» (судя по интонации притчи, или же интонации писателей Евангелий, любезный сердцу Иисусову персонаж), уезжая в чужую страну, призвал трех рабов своих и поручил им, одному пять, другому два, а третьему один талант; спустя время, у кого было пять, сделал из них еще пять, у кого два - еще два, а вот тот, который честно зарыл талант свой единственный в землю, дабы не прогневать растратою доверителя, после так же честно и вернул. И что? Двое были обласканы господином (и мы понимаем почему – взял свое обратно, да еще и отнял у рабов новообретенные семь сверху), а у третьего отнял, что дал, да еще и в благодарность за рачительность прогнал прочь: «А негодного раба выбросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов» (Ев. От Матфея, гл. 25, 14-30), то закрадывается подозрение такое, что и талант ваш, понимаемый уже фигурально, как некие неординарные способности к чему либо, дан вам вовсе не задаром, а с некоторой целью, да такой еще целью, смысл которой сводится вкратце к тому, что отдай, мол, не твое, мол, раб…

     Другое дело – одаренность. В звучании слова этого уже присутствует нечто теплое и доброе. Ну вот, скажем, родители… Они же всю жизнь делают, дарят детям добро и никогда (уж во всяком случае не в момент дарения) не помышляют спустя годы предъявлять им счет за бессонные ночи, потраченное на образование, врачей или продуманный наперед достаток… Более того скажу – если даритель через года вдруг приходит к вам и говорит: а помнишь, тогда-то и тогда-то… Ну и кто он после этого? Новозаветные толкователи святых текстов так и трактуют, что за все, мол, после отчитаться придется – кому много дано было – многим, кому менее – меньшим. Отчитаться… Экий…, прости господи, дар божий.

     Нет. Одаренность, она и есть одаренность, то есть, данное навсегда, безвозмездно. Давид Ойстрах, наделенный талантом сверх всякой мыслимой меры, всем известно, был до неприличия богат, и когда его ограбили (его квартиру), ограбили-таки его, а не бога и хоть украли вещи, приобретенные при непосредственном участии его дара, но дар-то не украли? Одаренный человек и так отдает куда как больше полученного. Он работает до крови, он рвет рубаху на груди и душу в клочья, он сеет вкруг себя красоту и радость безо всяких расписок, он умирает в нищете и безвестности, так что нечего к нему со своими векселями!

     Талант, зарытый в землю – дешевая метафора, метафора любезная как раз для таких (их еще паразитами называют), которые, словно рыбы-прилипалы, только и рыщут, к кому бы присосаться и почивать, а чтобы заткнуть глотку совести своей, которой, как ни странно, наделены и они – Евангелие подмышку и с пеною у рта: ты должен, должен, должен!

     Нет, друзья! Только одаренность и никаких талантов, никаких удвоений, никаких долженствований, если, конечно, Создатель действительно приличный и добросердечный Отец, как нам кругом рассказывают, а не Чичиков с таможни, торгующий мертвыми душами нашими в розницу и в рассрочку с процентами. Аминь.
 
Рейтинг: 0 738 просмотров
Комментарии (2)
Серов Владимир # 7 февраля 2014 в 15:28 0
Это от Лукавого! Самолюбование!
Neophyte — VAL # 9 февраля 2014 в 11:47 0
Я пишу картины и много раз слышал в свой адрес - ТАЛАНТ!...На это ВСЕГДА делаю замечание: "Не талант! Есть способности, умение какое-никакое. Чтобы стать талантливым, нужно много работать, развиваться. Однако ж, и этого мало! Не всем удаётся. Фёдор Васильев, к примеру, в 15 лет мог ТАКИЕ шедевры выдавать, до которых мне ещё расти и расти.... да и то!...Поэтому и нужно правильно квалифицировать и называть "способным" человека, либо, как у Вас, "одарённым"... Звучит красиво Ваш вариант! hi