Проект №231582-5
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса
Российской Федерации
(О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1998, № 26,
ст. 3014; 2005, № 1, ст. 11) следующие изменения:
1) абзац десятый пункта 1 статьи 127 изложить в следующей
редакции:
«лиц, имеющих или имевших судимость либо подвергающихся
или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением
лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за умышленные преступления против
жизни и здоровья, свободы личности, половой неприкосновенности и
половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья
2
населения и общественной нравственности, тяжкие и особо тяжкие
преступления против общественной безопасности;»;
2) пункт 1 статьи 146 дополнить словами «, лица, имеющие или
имевшие судимость либо подвергающиеся или подвергавшиеся
уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за умышленные преступления против
жизни и здоровья, свободы личности, половой неприкосновенности и
половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья
населения и общественной нравственности, тяжкие и особо тяжкие
преступления против общественной безопасности».
Статья 2
Установить, что решения судов об усыновлении (удочерении)
ребенка, вступившие в законную силу до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона, и акты органов опеки и
попечительства о назначении опекуна или попечителя над ребенком,
принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
пересмотру не подлежат.
Президент
Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона № 231582-5
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации»
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству, рассмотрев проект федерального
закона № 231582-5 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской
Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации», внесенный
депутатами Государственной Думы Н.В.Герасимовой, Л.К.Слиской,
Е.Б.Мизулиной, Е.Ф.Лаховой, И.В.Соколовой, С.П.Горячевой,
Н.Н.Карпович, Е.А.Вторыгиной, Н.А.Останиной (далее - законопроект),
считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 апреля 2008
г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке)
требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя,
устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее -
ГК), а при установлении опеки или попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской
Федерации (далее - СК). В целях получения сведений о личности
предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства
вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его
опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также
запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел.
Согласно пункту 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан,
выразивших желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без
попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах (утверждены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N
423) гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган
опеки и попечительства по месту жительства справку органов внутренних
дел, подтверждающую отсутствие у этого гражданина судимости за
умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Вместе с тем указанные Правила не учитывают положений Приказа
МВД РФ от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке
предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них
судимости", в соответствии с которым при наличии неснятой или
непогашенной судимости выдаваемая справка содержит следующие
сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения лица, в
отношении которого проводилась проверка, дату осуждения, наименование
2
суда, вынесшего приговор, номер статьи Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее - УК), на основании которой он был осужден. Кроме
того, в случае установления факта привлечения проверяемого лица к
уголовной ответственности или нахождения его в розыске за совершение
преступления в графе "Дополнительная информация" справки о наличии
(отсутствии) судимости дополнительно указывается следующая
информация: дата возбуждения уголовного дела или объявления в розыск,
орган, принявший такое решение, а также номер статьи Уголовного кодекса
Российской Федерации, на основании которой проверяемое лицо
привлекается к уголовной ответственности.
Таким образом, действующий порядок выдачи справок о наличии
(отсутствии) судимости позволяет получить не только сведения о наличии
(отсутствии) у кандидата в опекуны судимости за умышленное
преступление против жизни и здоровья граждан, но и сведения о судимости
гражданина за любое иное преступление, а также информацию о том, что
гражданин в настоящее время привлекается к уголовной ответственности.
Указанная справка может содержать сведения о наличии неснятой или
непогашенной судимости, а также о факте привлечения гражданина к
ответственности за разного рода преступления - как упомянутые в
действующей редакции пункта 2 статьи 35 ГК, так и не названные в нем, в
том числе не названные в перечне, предлагаемом в статье 1 законопроекта
(например, за захват заложника или мошенничество). По действующему
законодательству, получив справку, содержащую такого рода сведения,
орган опеки и попечительства вправе обоснованно отказать в назначении
гражданина опекуном или попечителем с опорой на положения пункта 3
статьи 35 ГК, а также пункта 2 статьи 146 СК, согласно которым при
назначении опекуна (попечителя) должны учитываться его нравственные и
иные личные качества, способность его к выполнению обязанностей
опекуна (попечителя). В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона об опеке
акт органа опеки и попечительства об отказе в назначении опекуна или
попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном
порядке.
В то же время нельзя не признать того, что действующая редакция
пункта 2 статьи 35 ГК не охватывает всех преступлений, наличие неснятой
судимости за которые могло бы служить при тех или иных обстоятельствах
основанием для отказа в назначении лица, имеющего судимость, опекуном
или попечителем.
Однако законопроект, внося соответствующие уточнения в СК, не
учитывает того обстоятельства, что опекуны и попечители назначаются не
только несовершеннолетним, но и совершеннолетним подопечным, чьи
интересы в равной степени нуждаются в защите при выборе подходящих
для них кандидатур в опекуны (попечители). Те или иные запреты,
относящиеся к личности опекунов (попечителей) совершеннолетних
граждан, могут быть установлены только в ГК. По указанной причине
предложение авторов законопроекта о закреплении перечня запретов в
3
статье 146 СК не может быть поддержано.
По мнению Комитета, при наличии определенных обстоятельств,
связанных с личностью опекуна (попечителя) и подопечного,
нецелесообразно назначать опекунами (попечителями) как
несовершеннолетних, так и совершеннолетних подопечных тех граждан,
которые имеют неснятую или непогашенную судимость за такие
преступления, как:
; мошенничество (статья 159 УК),
; причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу
имущества путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК),
; террористический акт (статья 205 УК),
; захват заложника (статья 206 УК),
; незаконные приобретение, передача, сбыт огнестрельного оружия, его
основных частей, боеприпасов взрывчатых веществ или взрывных устройств
(статья 222 УК),
; жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье,
если это деяние совершено с применением садистских методов, или в
присутствии малолетних (статья 245 УК),
; диверсия с причинением смерти человеку (статья 281 УК),
; халатность, повлекшая причинение тяжкого вреда здоровью или смерть
человека (статья 293 УК),
; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или
предварительное расследование (статья 295 УК),
; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
(статья 317 УК),
; самоуправство с применением насилия (статья 330 УК),
; геноцид (статья 357 УК),
; наемничество (статья 359 УК)
; и многие другие преступления.
Так, например, лицо, имеющее судимость за незаконное помещение лица
в психиатрический стационар, повлекшее по неосторожности смерть
потерпевшего или иные тяжкие последствия (статья 128 УК), вряд ли может
быть назначено опекуном гражданину, признанному судом недееспособным
вследствие психического расстройства, как и кандидат в опекуны, имеющий
судимость за разбой (статья 162 УК).
Поскольку требования к личности опекуна (попечителя)
устанавливаются ГК, перечисление всех возможных составов преступлений,
которые служили бы безусловным основанием к отказу в назначении
опекуном (попечителем) лица, имеющего судимость за одно из таких
преступлений, в тексте Гражданского кодекса невозможно. Составы
преступлений, посягающих на жизнь или здоровье или обладающих иной, не
меньшей общественной опасностью, упоминаются фактически по всему
тексту особенной части УК (например, в частях 3 и 4 статьи 206 УК). При
этом следует учесть также и то, что внесение изменений в соответствующие
4
статьи УК повлечет необходимость внесения изменений в перечень,
содержащийся в ГК.
По указанным причинам включение в законодательство какого бы то
ни было перечня преступлений, наличие неснятой или непогашенной
судимости за которые служило бы безусловным основанием к отказу в
назначении лица опекуном (попечителем), представляется невозможным,
что требует корректировки положений пункта 2 статьи 35 ГК.
По мнению Комитета, полученные органом опеки и попечительства в
установленном порядке сведения о наличии судимости за какое-либо
преступление могут быть оценены органом опеки и попечительства в
совокупности с иными обстоятельствами, касающимися опекуна
(попечителя), подопечного, а также характера их взаимоотношений, и
послужить для принятия органом опеки и попечительства решения об
отказе в назначении либо о назначении опекуна, в полной мере
учитывающего интересы подопечного.
Проблема подбора кандидатуры в опекуны (попечители) может быть
решена также путем введения процедур психологического обследования
кандидата в тех случаях, когда собранные о нем сведения создают сомнения
у органа опеки и попечительства в целесообразности назначения опекуна
(попечителя).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
законодательству поддерживает проект федерального закона № 231582-5
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами
Государственной Думы Н.В.Герасимовой, Л.К.Слиской, Е.Б.Мизулиной,
Е.Ф.Лаховой, И.В.Соколовой, С.П.Горячевой, Н.Н.Карпович,
Е.А.Вторыгиной, Н.А.Останиной, при условии его доработки до первого
чтения.
Председатель комитета Крашенниников П.
О внесении изменений в статьи Семейного Кодекса РФ
17 июня 2012 -
Игорь Коркин
[Скрыть]
Регистрационный номер 0056429 выдан для произведения:
Проект №231582-5
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса
Российской Федерации
(О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1998, № 26,
ст. 3014; 2005, № 1, ст. 11) следующие изменения:
1) абзац десятый пункта 1 статьи 127 изложить в следующей
редакции:
«лиц, имеющих или имевших судимость либо подвергающихся
или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением
лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за умышленные преступления против
жизни и здоровья, свободы личности, половой неприкосновенности и
половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья
2
населения и общественной нравственности, тяжкие и особо тяжкие
преступления против общественной безопасности;»;
2) пункт 1 статьи 146 дополнить словами «, лица, имеющие или
имевшие судимость либо подвергающиеся или подвергавшиеся
уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за умышленные преступления против
жизни и здоровья, свободы личности, половой неприкосновенности и
половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья
населения и общественной нравственности, тяжкие и особо тяжкие
преступления против общественной безопасности».
Статья 2
Установить, что решения судов об усыновлении (удочерении)
ребенка, вступившие в законную силу до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона, и акты органов опеки и
попечительства о назначении опекуна или попечителя над ребенком,
принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
пересмотру не подлежат.
Президент
Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона № 231582-5
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации»
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству, рассмотрев проект федерального
закона № 231582-5 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской
Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации», внесенный
депутатами Государственной Думы Н.В.Герасимовой, Л.К.Слиской,
Е.Б.Мизулиной, Е.Ф.Лаховой, И.В.Соколовой, С.П.Горячевой,
Н.Н.Карпович, Е.А.Вторыгиной, Н.А.Останиной (далее - законопроект),
считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 апреля 2008
г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке)
требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя,
устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее -
ГК), а при установлении опеки или попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской
Федерации (далее - СК). В целях получения сведений о личности
предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства
вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его
опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также
запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел.
Согласно пункту 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан,
выразивших желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без
попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах (утверждены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N
423) гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган
опеки и попечительства по месту жительства справку органов внутренних
дел, подтверждающую отсутствие у этого гражданина судимости за
умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Вместе с тем указанные Правила не учитывают положений Приказа
МВД РФ от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке
предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них
судимости", в соответствии с которым при наличии неснятой или
непогашенной судимости выдаваемая справка содержит следующие
сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения лица, в
отношении которого проводилась проверка, дату осуждения, наименование
2
суда, вынесшего приговор, номер статьи Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее - УК), на основании которой он был осужден. Кроме
того, в случае установления факта привлечения проверяемого лица к
уголовной ответственности или нахождения его в розыске за совершение
преступления в графе "Дополнительная информация" справки о наличии
(отсутствии) судимости дополнительно указывается следующая
информация: дата возбуждения уголовного дела или объявления в розыск,
орган, принявший такое решение, а также номер статьи Уголовного кодекса
Российской Федерации, на основании которой проверяемое лицо
привлекается к уголовной ответственности.
Таким образом, действующий порядок выдачи справок о наличии
(отсутствии) судимости позволяет получить не только сведения о наличии
(отсутствии) у кандидата в опекуны судимости за умышленное
преступление против жизни и здоровья граждан, но и сведения о судимости
гражданина за любое иное преступление, а также информацию о том, что
гражданин в настоящее время привлекается к уголовной ответственности.
Указанная справка может содержать сведения о наличии неснятой или
непогашенной судимости, а также о факте привлечения гражданина к
ответственности за разного рода преступления - как упомянутые в
действующей редакции пункта 2 статьи 35 ГК, так и не названные в нем, в
том числе не названные в перечне, предлагаемом в статье 1 законопроекта
(например, за захват заложника или мошенничество). По действующему
законодательству, получив справку, содержащую такого рода сведения,
орган опеки и попечительства вправе обоснованно отказать в назначении
гражданина опекуном или попечителем с опорой на положения пункта 3
статьи 35 ГК, а также пункта 2 статьи 146 СК, согласно которым при
назначении опекуна (попечителя) должны учитываться его нравственные и
иные личные качества, способность его к выполнению обязанностей
опекуна (попечителя). В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона об опеке
акт органа опеки и попечительства об отказе в назначении опекуна или
попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном
порядке.
В то же время нельзя не признать того, что действующая редакция
пункта 2 статьи 35 ГК не охватывает всех преступлений, наличие неснятой
судимости за которые могло бы служить при тех или иных обстоятельствах
основанием для отказа в назначении лица, имеющего судимость, опекуном
или попечителем.
Однако законопроект, внося соответствующие уточнения в СК, не
учитывает того обстоятельства, что опекуны и попечители назначаются не
только несовершеннолетним, но и совершеннолетним подопечным, чьи
интересы в равной степени нуждаются в защите при выборе подходящих
для них кандидатур в опекуны (попечители). Те или иные запреты,
относящиеся к личности опекунов (попечителей) совершеннолетних
граждан, могут быть установлены только в ГК. По указанной причине
предложение авторов законопроекта о закреплении перечня запретов в
3
статье 146 СК не может быть поддержано.
По мнению Комитета, при наличии определенных обстоятельств,
связанных с личностью опекуна (попечителя) и подопечного,
нецелесообразно назначать опекунами (попечителями) как
несовершеннолетних, так и совершеннолетних подопечных тех граждан,
которые имеют неснятую или непогашенную судимость за такие
преступления, как:
; мошенничество (статья 159 УК),
; причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу
имущества путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК),
; террористический акт (статья 205 УК),
; захват заложника (статья 206 УК),
; незаконные приобретение, передача, сбыт огнестрельного оружия, его
основных частей, боеприпасов взрывчатых веществ или взрывных устройств
(статья 222 УК),
; жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье,
если это деяние совершено с применением садистских методов, или в
присутствии малолетних (статья 245 УК),
; диверсия с причинением смерти человеку (статья 281 УК),
; халатность, повлекшая причинение тяжкого вреда здоровью или смерть
человека (статья 293 УК),
; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или
предварительное расследование (статья 295 УК),
; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
(статья 317 УК),
; самоуправство с применением насилия (статья 330 УК),
; геноцид (статья 357 УК),
; наемничество (статья 359 УК)
; и многие другие преступления.
Так, например, лицо, имеющее судимость за незаконное помещение лица
в психиатрический стационар, повлекшее по неосторожности смерть
потерпевшего или иные тяжкие последствия (статья 128 УК), вряд ли может
быть назначено опекуном гражданину, признанному судом недееспособным
вследствие психического расстройства, как и кандидат в опекуны, имеющий
судимость за разбой (статья 162 УК).
Поскольку требования к личности опекуна (попечителя)
устанавливаются ГК, перечисление всех возможных составов преступлений,
которые служили бы безусловным основанием к отказу в назначении
опекуном (попечителем) лица, имеющего судимость за одно из таких
преступлений, в тексте Гражданского кодекса невозможно. Составы
преступлений, посягающих на жизнь или здоровье или обладающих иной, не
меньшей общественной опасностью, упоминаются фактически по всему
тексту особенной части УК (например, в частях 3 и 4 статьи 206 УК). При
этом следует учесть также и то, что внесение изменений в соответствующие
4
статьи УК повлечет необходимость внесения изменений в перечень,
содержащийся в ГК.
По указанным причинам включение в законодательство какого бы то
ни было перечня преступлений, наличие неснятой или непогашенной
судимости за которые служило бы безусловным основанием к отказу в
назначении лица опекуном (попечителем), представляется невозможным,
что требует корректировки положений пункта 2 статьи 35 ГК.
По мнению Комитета, полученные органом опеки и попечительства в
установленном порядке сведения о наличии судимости за какое-либо
преступление могут быть оценены органом опеки и попечительства в
совокупности с иными обстоятельствами, касающимися опекуна
(попечителя), подопечного, а также характера их взаимоотношений, и
послужить для принятия органом опеки и попечительства решения об
отказе в назначении либо о назначении опекуна, в полной мере
учитывающего интересы подопечного.
Проблема подбора кандидатуры в опекуны (попечители) может быть
решена также путем введения процедур психологического обследования
кандидата в тех случаях, когда собранные о нем сведения создают сомнения
у органа опеки и попечительства в целесообразности назначения опекуна
(попечителя).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
законодательству поддерживает проект федерального закона № 231582-5
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами
Государственной Думы Н.В.Герасимовой, Л.К.Слиской, Е.Б.Мизулиной,
Е.Ф.Лаховой, И.В.Соколовой, С.П.Горячевой, Н.Н.Карпович,
Е.А.Вторыгиной, Н.А.Останиной, при условии его доработки до первого
чтения.
Председатель комитета Крашенниников П.
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса
Российской Федерации
(О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации)
Статья 1
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1998, № 26,
ст. 3014; 2005, № 1, ст. 11) следующие изменения:
1) абзац десятый пункта 1 статьи 127 изложить в следующей
редакции:
«лиц, имеющих или имевших судимость либо подвергающихся
или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением
лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за умышленные преступления против
жизни и здоровья, свободы личности, половой неприкосновенности и
половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья
2
населения и общественной нравственности, тяжкие и особо тяжкие
преступления против общественной безопасности;»;
2) пункт 1 статьи 146 дополнить словами «, лица, имеющие или
имевшие судимость либо подвергающиеся или подвергавшиеся
уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за умышленные преступления против
жизни и здоровья, свободы личности, половой неприкосновенности и
половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья
населения и общественной нравственности, тяжкие и особо тяжкие
преступления против общественной безопасности».
Статья 2
Установить, что решения судов об усыновлении (удочерении)
ребенка, вступившие в законную силу до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона, и акты органов опеки и
попечительства о назначении опекуна или попечителя над ребенком,
принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
пересмотру не подлежат.
Президент
Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона № 231582-5
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации»
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству, рассмотрев проект федерального
закона № 231582-5 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской
Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации», внесенный
депутатами Государственной Думы Н.В.Герасимовой, Л.К.Слиской,
Е.Б.Мизулиной, Е.Ф.Лаховой, И.В.Соколовой, С.П.Горячевой,
Н.Н.Карпович, Е.А.Вторыгиной, Н.А.Останиной (далее - законопроект),
считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 апреля 2008
г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке)
требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя,
устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее -
ГК), а при установлении опеки или попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской
Федерации (далее - СК). В целях получения сведений о личности
предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства
вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его
опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также
запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел.
Согласно пункту 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан,
выразивших желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без
попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах (утверждены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N
423) гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган
опеки и попечительства по месту жительства справку органов внутренних
дел, подтверждающую отсутствие у этого гражданина судимости за
умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Вместе с тем указанные Правила не учитывают положений Приказа
МВД РФ от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке
предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них
судимости", в соответствии с которым при наличии неснятой или
непогашенной судимости выдаваемая справка содержит следующие
сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения лица, в
отношении которого проводилась проверка, дату осуждения, наименование
2
суда, вынесшего приговор, номер статьи Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее - УК), на основании которой он был осужден. Кроме
того, в случае установления факта привлечения проверяемого лица к
уголовной ответственности или нахождения его в розыске за совершение
преступления в графе "Дополнительная информация" справки о наличии
(отсутствии) судимости дополнительно указывается следующая
информация: дата возбуждения уголовного дела или объявления в розыск,
орган, принявший такое решение, а также номер статьи Уголовного кодекса
Российской Федерации, на основании которой проверяемое лицо
привлекается к уголовной ответственности.
Таким образом, действующий порядок выдачи справок о наличии
(отсутствии) судимости позволяет получить не только сведения о наличии
(отсутствии) у кандидата в опекуны судимости за умышленное
преступление против жизни и здоровья граждан, но и сведения о судимости
гражданина за любое иное преступление, а также информацию о том, что
гражданин в настоящее время привлекается к уголовной ответственности.
Указанная справка может содержать сведения о наличии неснятой или
непогашенной судимости, а также о факте привлечения гражданина к
ответственности за разного рода преступления - как упомянутые в
действующей редакции пункта 2 статьи 35 ГК, так и не названные в нем, в
том числе не названные в перечне, предлагаемом в статье 1 законопроекта
(например, за захват заложника или мошенничество). По действующему
законодательству, получив справку, содержащую такого рода сведения,
орган опеки и попечительства вправе обоснованно отказать в назначении
гражданина опекуном или попечителем с опорой на положения пункта 3
статьи 35 ГК, а также пункта 2 статьи 146 СК, согласно которым при
назначении опекуна (попечителя) должны учитываться его нравственные и
иные личные качества, способность его к выполнению обязанностей
опекуна (попечителя). В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона об опеке
акт органа опеки и попечительства об отказе в назначении опекуна или
попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном
порядке.
В то же время нельзя не признать того, что действующая редакция
пункта 2 статьи 35 ГК не охватывает всех преступлений, наличие неснятой
судимости за которые могло бы служить при тех или иных обстоятельствах
основанием для отказа в назначении лица, имеющего судимость, опекуном
или попечителем.
Однако законопроект, внося соответствующие уточнения в СК, не
учитывает того обстоятельства, что опекуны и попечители назначаются не
только несовершеннолетним, но и совершеннолетним подопечным, чьи
интересы в равной степени нуждаются в защите при выборе подходящих
для них кандидатур в опекуны (попечители). Те или иные запреты,
относящиеся к личности опекунов (попечителей) совершеннолетних
граждан, могут быть установлены только в ГК. По указанной причине
предложение авторов законопроекта о закреплении перечня запретов в
3
статье 146 СК не может быть поддержано.
По мнению Комитета, при наличии определенных обстоятельств,
связанных с личностью опекуна (попечителя) и подопечного,
нецелесообразно назначать опекунами (попечителями) как
несовершеннолетних, так и совершеннолетних подопечных тех граждан,
которые имеют неснятую или непогашенную судимость за такие
преступления, как:
; мошенничество (статья 159 УК),
; причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу
имущества путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК),
; террористический акт (статья 205 УК),
; захват заложника (статья 206 УК),
; незаконные приобретение, передача, сбыт огнестрельного оружия, его
основных частей, боеприпасов взрывчатых веществ или взрывных устройств
(статья 222 УК),
; жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье,
если это деяние совершено с применением садистских методов, или в
присутствии малолетних (статья 245 УК),
; диверсия с причинением смерти человеку (статья 281 УК),
; халатность, повлекшая причинение тяжкого вреда здоровью или смерть
человека (статья 293 УК),
; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или
предварительное расследование (статья 295 УК),
; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
(статья 317 УК),
; самоуправство с применением насилия (статья 330 УК),
; геноцид (статья 357 УК),
; наемничество (статья 359 УК)
; и многие другие преступления.
Так, например, лицо, имеющее судимость за незаконное помещение лица
в психиатрический стационар, повлекшее по неосторожности смерть
потерпевшего или иные тяжкие последствия (статья 128 УК), вряд ли может
быть назначено опекуном гражданину, признанному судом недееспособным
вследствие психического расстройства, как и кандидат в опекуны, имеющий
судимость за разбой (статья 162 УК).
Поскольку требования к личности опекуна (попечителя)
устанавливаются ГК, перечисление всех возможных составов преступлений,
которые служили бы безусловным основанием к отказу в назначении
опекуном (попечителем) лица, имеющего судимость за одно из таких
преступлений, в тексте Гражданского кодекса невозможно. Составы
преступлений, посягающих на жизнь или здоровье или обладающих иной, не
меньшей общественной опасностью, упоминаются фактически по всему
тексту особенной части УК (например, в частях 3 и 4 статьи 206 УК). При
этом следует учесть также и то, что внесение изменений в соответствующие
4
статьи УК повлечет необходимость внесения изменений в перечень,
содержащийся в ГК.
По указанным причинам включение в законодательство какого бы то
ни было перечня преступлений, наличие неснятой или непогашенной
судимости за которые служило бы безусловным основанием к отказу в
назначении лица опекуном (попечителем), представляется невозможным,
что требует корректировки положений пункта 2 статьи 35 ГК.
По мнению Комитета, полученные органом опеки и попечительства в
установленном порядке сведения о наличии судимости за какое-либо
преступление могут быть оценены органом опеки и попечительства в
совокупности с иными обстоятельствами, касающимися опекуна
(попечителя), подопечного, а также характера их взаимоотношений, и
послужить для принятия органом опеки и попечительства решения об
отказе в назначении либо о назначении опекуна, в полной мере
учитывающего интересы подопечного.
Проблема подбора кандидатуры в опекуны (попечители) может быть
решена также путем введения процедур психологического обследования
кандидата в тех случаях, когда собранные о нем сведения создают сомнения
у органа опеки и попечительства в целесообразности назначения опекуна
(попечителя).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
законодательству поддерживает проект федерального закона № 231582-5
«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и
Гражданский кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами
Государственной Думы Н.В.Герасимовой, Л.К.Слиской, Е.Б.Мизулиной,
Е.Ф.Лаховой, И.В.Соколовой, С.П.Горячевой, Н.Н.Карпович,
Е.А.Вторыгиной, Н.А.Останиной, при условии его доработки до первого
чтения.
Председатель комитета Крашенниников П.
Рейтинг: 0
1892 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!