«Великая идея».
- 1 –
Современный мир потерял ведущую идею развития человечества. Если раньше людям, в качестве идеи, виделось покорение природы Земли, - то эта идея сегодня уже утратила значение. Природа покорена настолько, что дальше некуда: реки загрязнены, леса вырублены, сам воздух в атмосфере отравлен, климат изменился из-за чел. фактора.
А потому – сменяя одна другую, различные теории, на разные лады варьируют одни и те же основные идеи упаднического характера.
Один из основоположников экзистенциализма, Хайдеггер, например, утверждает, что понятия «обреченность» и «заброшенность» наиболее точно выражают сущность повседневного существования людей. А страх составляет постоянную и неизменную особенность их бытия, черту, которая характеризует их основы жизни. « Причиной страха, - заявляет философ, - является (злой) мир, как таковой». Весь мир человеку кажется злым: и природа злая, и люди вокруг все злые. Оттого люди фатально разобщены, резко обособлены один от другого. И как раз в страхе для них – «имеется возможность превосходного раскрытия себя, так как он, страх, обособляет». Тогда люди и выдумывают оружия защиты себя от зла (как в материальном, так и в духовном, вымышляя различные магии и религии).
Опираясь на этот «принцип» обособления, Хайдеггер обосновывает идею о том, что войны необходимы и неизбежность войн заключена в самой природе человека. Согласно утверждению Хайдеггера, - «мировые войны и их тотальность представляют собой следствия одиночества бытия человека.
А еще, другой философ Шон О, Кейси отмечал: «Многие миллионы людей до сих пор находятся в тисках нищеты и невежества. И даже в наши дни они живут в худших условиях, чем самые бедные крестьяне во времена Льва Толстого. Причем такая картина наблюдается не только в Азии, Африке и Латинской Америке, но и совсем под боком… (в нашей стране сегодня, - невежество народа ужасно, а нищета – удел всех провинций)».
Наряду с теориями упадническими, буржуазные капиталистические философы, социологи и публицисты развивают идеи рынка и бизнеса.
Стремясь обосновать принципы активного бизнесменства – они ставят задачей «помирить» интеллигента и бизнесмена. Интеллигенты должны учитывать роль бизнеса, ибо благодаря его усилиям в современном мире общество достигло невиданного процветания. Сущность теории бизнеса заключается в том, что человек существует для самого себя. Каждый живет сам по себе. Основной формой человеческого сотрудничества является обмен товарами и услугами на свободном рынке. Это рыночная экономика. (К такой теории хочет перейти наша страна). И тогда, всякий проповедник моральных ценностей, альтруизма – является, в сущности, глупцом. По этой теории – нужен товарообмен, нужно или производить товар или торговать им на рынке, даже интеллектуальным товаром в том числе.
Альтруизм религиозный (благотворительность) – уже не прельщает умы современников. Население катастрофически увеличилось, и помогать всем просто невозможно. Миллионы живут кое-как, - и всех не обогреешь и не накормишь.
-2-
Кроме одной крайности теорий, существует и другая, противоположная крайность.
В мировой литературе еще 19-го века очень ясно выражены все социальные проблемы общества.
Виктор Гюго в романе «Отверженные» изобразил бедственное положение народа и тут же предложил идею утопическую: когда разбогатевший бедняк становится филантропом, тратит свои богатства на школы, детские приюты и дома престарелых, строит их…. Однако идея Гюго: что перераспределение богатства является ключом к решению социальных проблем, - не сможет быть удовлетворена в жизни. Население Земли уже к 7-ми миллиардам подошло. И простым подсчетом выяснили статистики, не так давно: что если разделить все продукты питания каждому поровну – 2 миллиарда останутся ни с чем, умрут с голоду. Вот поэтому, сегодня бедные крестьяне самого многочисленного китайского народа довольствуются 100-грамовой чашкой риса на день, и они довольны. И никаких благ цивилизации в их деревнях около рисовых полей – «ни ванны, ни кофэ», как говорили в фильме «Бриллиантовая рука».
Российские писатели тоже не отстали от западных. Главным определяющим стал роман Чернышевского «Что делать?». И тут утопия еще яснее проявилась в «снах Веры Павловны». Изображается прекрасное будущее и отрицание частнособственнических устоев общества. Показано полное равенство людей, отсутствие частной собственности на источники общественного благоденствия, высокое развитие техники и культуры, коллективный труд. В этом вся сказочная Русская мечта «воплощается» - молочные реки, кисельные берега, о которой в народе мечтали 1000 лет.
Но уже тогда, в 19 веке были трезвые умы. Надо нам учиться у прошлого, не забывать его уроков!
Салтыков- Щедрин яростный критик и сатирик. Он уделял главное внимание конкретным явлениям социально-политической жизни. И Щедрин не был согласен с Чернышевским в оценке им роли идеала:
«Читая роман Чернышевского «Что делать» - писал он в письме Утину, - я пришел к выводу, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалам. Кто знает, будет ли оно так!... Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывалась более или менее несостоятельною… Я обратился к семье, к государству, к собственности и дал понять, - что в наличности ничего этого уже нет».
Связь собственности и семьи, собственности и государства составляла одну из очень важных тем в творчестве Щедрина. Помимо «Благонамеренных речей» разрушительное влияние собственности на семью показано «в Господах Головлевых».
И великий Лев Толстой уже в 1865 году формулировал идеи уничтожения частной собственности на землю: «Всемирно-историческая задача России – записал Толстой в своем дневнике, - состоит в том, чтобы внести в мир идеи общественного устройства без поземельной собственности…. Русский народ отрицает собственность, самую порочную (плохую), самую независимую от труда… собственность поземельную. Эта истина не есть мечта – она факт, выразившийся в общинах крестьян, в общинах казаков. Эту истину одинаково понимает ученый русский и мужик (простой), который говорит: пусть нас запишут в казаки и земля будет вольной».
Эта истина освобождения от собственности на землю, по убеждению писателя, родилась в недрах народа.
- 3 –
Отказавшись от утопической идеи коммунизма, наша страна резко вернулась к тому же, с чего и начинала 20-й век. Мы скатились в буржуазное прошлое, как с горочки, очень быстро. И теперь мы имеем то общество, которое изображали писатели 19 века, критикуя его порядки.
В. Гюго широко освещал тему простых людей. Герой «Отверженных» Жан Вальжан попадает на каторгу за то, что желая накормить детей своей сестры, решился похитить (украсть) буханку хлеба, которую у него все же отобрали. Из последних сил бьется героиня того же романа Фантина, стремясь добыть средства существования для себя и своей дочери.
Богатство порождает злобу, горе, ненависть, низкие страсти. И все это мы резко получили сейчас, в современном мире.
Итак. Представлены две крайности: 1) утопия, в которой попробовали мы жить (коммунизм). И – 2) экзистенциализм, – сущность которого «обреченность», «заброшенность», страх и разобщенность людей, в котором мы живем.
Пояснение.
Люди становятся «одинокими» даже в семейных узах из-за собственности. Составляется «брачный договор» и имущество и любая собственность разделяет людей, где же любовь(?), когда у мужа и жены разделены даже тарелки и ложки, - это принадлежит жене, а это записано на мужа….
Когда же человек остается один, естественно, он боится всего, боится мира окружающего. И люди боятся ходить по улицам: вдруг нападут, ограбят, изобьют, изнасилуют…. Люди боятся за свои квартиры: устанавливают сигнализации, нанимают телохранителей. Страх овладел людьми.
Некоторые, однако, помнящие еще времена «социализма», годы «застоя», - могут сказать, что не было такого страха в Советском Союзе. Люди были добрые. И можно было ходить и гулять по ночам, не то что сегодня…. Но страх все же был.
То был страх большой, так сказать «Страх высокого полета». Народ был напуган безумными законами: когда за слово – на 10 лет в Колыму, на каторгу, за колоски – в тюрьму, «на стройки народного хозяйства», работать бесплатно, за баланду. И люди помнили, подсознательно, тот страх лагерей Гулага. И этот «высокий, общий» страх нависал над всем обществом, всей страны. А когда над людьми такой «дамоклов меч» висит, они объединяются, кучкуются, помогают друг другу. Боялись «Закона» и берегли друг друга, помогали в беде. Можно привести сотню примеров: когда человек пьяный упадет, будет валяться – то ему помогали прохожие: его ведь в тюрьму заберут, а жена и дети голодные останутся – так мыслили люди. А сейчас, такого пьяного только ограбить могут, побьют еще и бросят.
Потому что теперь «Закона» нет, сегодня «высокий страх закона» исчез. За деньги все можно, - откупиться можно и за убийство, условный срок дадут, будто скажут – иди и еще убивай, ужас. Все продано и суд и закон. А уж за воровство вообще не посадят, если поделишься. Вот и воруют и грабят и убивают. Нет страха. А страх передался на низший уровень, страдает народ, те же бедные люди, о которых писал Гюго.
Страх стал низкий, и он разделил людей. Потому что мошенники и воры-грабители «рядятся» под простеньких. И простому слесарю дверь открывать нельзя – это грабители могут быть. Богатым теперь нет дела до бедных простых людей, они себя охраняют. Беззаконие породило новое дело, когда наживаются в «открытую»: если раньше партбилетами прикрывались, идеей какой-то – и были спец-рестораны и спец-санатории для партийных, - то сейчас: нет ни идей, ни партии. А те кто называется партией – это куча богачей, - все просто, ведь, выборы у нас за деньги, и за большие деньги. Хочешь быть начальником – будь богатым, заплати и будешь депутатом. Это было у Гюго в «Отверженных» хорошо изображено. Когда преступник, судимый, вдруг стал депутатом и мэром. Сколько у нас судимых депутатов и даже «авторитеты» у нас депутатами стали.
Богатство порождает зло, горе, ненависть. А народу, как всегда, - нищета и невежество (и образование за большие деньги) – экзистенциальный мир.
Сегодня нужна большая идея, увлекающая всех людей. И такая идея возникает, уже оформляется потихоньку, и она придет в сознание людей по мере развития событий.
Начало этой «Великой идеи» в 20-ом веке, в конце века особенно. В связи с развитием науки и интеллекта человечества, - быстрее пришло осознание того, что живем мы в неустойчивом мире, полном неожиданных случайностей. И во-о-о-т… (с юмором).
«Великая идея».
- 1 –
Современный мир потерял ведущую идею развития человечества. Если раньше людям, в качестве идеи, виделось покорение природы Земли, - то эта идея сегодня уже утратила значение. Природа покорена настолько, что дальше некуда: реки загрязнены, леса вырублены, сам воздух в атмосфере отравлен, климат изменился из-за чел. фактора.
А потому – сменяя одна другую, различные теории, на разные лады варьируют одни и те же основные идеи упаднического характера.
Один из основоположников экзистенциализма, Хайдеггер, например, утверждает, что понятия «обреченность» и «заброшенность» наиболее точно выражают сущность повседневного существования людей. А страх составляет постоянную и неизменную особенность их бытия, черту, которая характеризует их основы жизни. « Причиной страха, - заявляет философ, - является (злой) мир, как таковой». Весь мир человеку кажется злым: и природа злая, и люди вокруг все злые. Оттого люди фатально разобщены, резко обособлены один от другого. И как раз в страхе для них – «имеется возможность превосходного раскрытия себя, так как он, страх, обособляет». Тогда люди и выдумывают оружия защиты себя от зла (как в материальном, так и в духовном, вымышляя различные магии и религии).
Опираясь на этот «принцип» обособления, Хайдеггер обосновывает идею о том, что войны необходимы и неизбежность войн заключена в самой природе человека. Согласно утверждению Хайдеггера, - «мировые войны и их тотальность представляют собой следствия одиночества бытия человека.
А еще, другой философ Шон О, Кейси отмечал: «Многие миллионы людей до сих пор находятся в тисках нищеты и невежества. И даже в наши дни они живут в худших условиях, чем самые бедные крестьяне во времена Льва Толстого. Причем такая картина наблюдается не только в Азии, Африке и Латинской Америке, но и совсем под боком… (в нашей стране сегодня, - невежество народа ужасно, а нищета – удел всех провинций)».
Наряду с теориями упадническими, буржуазные капиталистические философы, социологи и публицисты развивают идеи рынка и бизнеса.
Стремясь обосновать принципы активного бизнесменства – они ставят задачей «помирить» интеллигента и бизнесмена. Интеллигенты должны учитывать роль бизнеса, ибо благодаря его усилиям в современном мире общество достигло невиданного процветания. Сущность теории бизнеса заключается в том, что человек существует для самого себя. Каждый живет сам по себе. Основной формой человеческого сотрудничества является обмен товарами и услугами на свободном рынке. Это рыночная экономика. (К такой теории хочет перейти наша страна). И тогда, всякий проповедник моральных ценностей, альтруизма – является, в сущности, глупцом. По этой теории – нужен товарообмен, нужно или производить товар или торговать им на рынке, даже интеллектуальным товаром в том числе.
Альтруизм религиозный (благотворительность) – уже не прельщает умы современников. Население катастрофически увеличилось, и помогать всем просто невозможно. Миллионы живут кое-как, - и всех не обогреешь и не накормишь.
-2-
Кроме одной крайности теорий, существует и другая, противоположная крайность.
В мировой литературе еще 19-го века очень ясно выражены все социальные проблемы общества.
Виктор Гюго в романе «Отверженные» изобразил бедственное положение народа и тут же предложил идею утопическую: когда разбогатевший бедняк становится филантропом, тратит свои богатства на школы, детские приюты и дома престарелых, строит их…. Однако идея Гюго: что перераспределение богатства является ключом к решению социальных проблем, - не сможет быть удовлетворена в жизни. Население Земли уже к 7-ми миллиардам подошло. И простым подсчетом выяснили статистики, не так давно: что если разделить все продукты питания каждому поровну – 2 миллиарда останутся ни с чем, умрут с голоду. Вот поэтому, сегодня бедные крестьяне самого многочисленного китайского народа довольствуются 100-грамовой чашкой риса на день, и они довольны. И никаких благ цивилизации в их деревнях около рисовых полей – «ни ванны, ни кофэ», как говорили в фильме «Бриллиантовая рука».
Российские писатели тоже не отстали от западных. Главным определяющим стал роман Чернышевского «Что делать?». И тут утопия еще яснее проявилась в «снах Веры Павловны». Изображается прекрасное будущее и отрицание частнособственнических устоев общества. Показано полное равенство людей, отсутствие частной собственности на источники общественного благоденствия, высокое развитие техники и культуры, коллективный труд. В этом вся сказочная Русская мечта «воплощается» - молочные реки, кисельные берега, о которой в народе мечтали 1000 лет.
Но уже тогда, в 19 веке были трезвые умы. Надо нам учиться у прошлого, не забывать его уроков!
Салтыков- Щедрин яростный критик и сатирик. Он уделял главное внимание конкретным явлениям социально-политической жизни. И Щедрин не был согласен с Чернышевским в оценке им роли идеала:
«Читая роман Чернышевского «Что делать» - писал он в письме Утину, - я пришел к выводу, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалам. Кто знает, будет ли оно так!... Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывалась более или менее несостоятельною… Я обратился к семье, к государству, к собственности и дал понять, - что в наличности ничего этого уже нет».
Связь собственности и семьи, собственности и государства составляла одну из очень важных тем в творчестве Щедрина. Помимо «Благонамеренных речей» разрушительное влияние собственности на семью показано «в Господах Головлевых».
И великий Лев Толстой уже в 1865 году формулировал идеи уничтожения частной собственности на землю: «Всемирно-историческая задача России – записал Толстой в своем дневнике, - состоит в том, чтобы внести в мир идеи общественного устройства без поземельной собственности…. Русский народ отрицает собственность, самую порочную (плохую), самую независимую от труда… собственность поземельную. Эта истина не есть мечта – она факт, выразившийся в общинах крестьян, в общинах казаков. Эту истину одинаково понимает ученый русский и мужик (простой), который говорит: пусть нас запишут в казаки и земля будет вольной».
Эта истина освобождения от собственности на землю, по убеждению писателя, родилась в недрах народа.
- 3 –
Отказавшись от утопической идеи коммунизма, наша страна резко вернулась к тому же, с чего и начинала 20-й век. Мы скатились в буржуазное прошлое, как с горочки, очень быстро. И теперь мы имеем то общество, которое изображали писатели 19 века, критикуя его порядки.
В. Гюго широко освещал тему простых людей. Герой «Отверженных» Жан Вальжан попадает на каторгу за то, что желая накормить детей своей сестры, решился похитить (украсть) буханку хлеба, которую у него все же отобрали. Из последних сил бьется героиня того же романа Фантина, стремясь добыть средства существования для себя и своей дочери.
Богатство порождает злобу, горе, ненависть, низкие страсти. И все это мы резко получили сейчас, в современном мире.
Итак. Представлены две крайности: 1) утопия, в которой попробовали мы жить (коммунизм). И – 2) экзистенциализм, – сущность которого «обреченность», «заброшенность», страх и разобщенность людей, в котором мы живем.
Пояснение.
Люди становятся «одинокими» даже в семейных узах из-за собственности. Составляется «брачный договор» и имущество и любая собственность разделяет людей, где же любовь(?), когда у мужа и жены разделены даже тарелки и ложки, - это принадлежит жене, а это записано на мужа….
Когда же человек остается один, естественно, он боится всего, боится мира окружающего. И люди боятся ходить по улицам: вдруг нападут, ограбят, изобьют, изнасилуют…. Люди боятся за свои квартиры: устанавливают сигнализации, нанимают телохранителей. Страх овладел людьми.
Некоторые, однако, помнящие еще времена «социализма», годы «застоя», - могут сказать, что не было такого страха в Советском Союзе. Люди были добрые. И можно было ходить и гулять по ночам, не то что сегодня…. Но страх все же был.
То был страх большой, так сказать «Страх высокого полета». Народ был напуган безумными законами: когда за слово – на 10 лет в Колыму, на каторгу, за колоски – в тюрьму, «на стройки народного хозяйства», работать бесплатно, за баланду. И люди помнили, подсознательно, тот страх лагерей Гулага. И этот «высокий, общий» страх нависал над всем обществом, всей страны. А когда над людьми такой «дамоклов меч» висит, они объединяются, кучкуются, помогают друг другу. Боялись «Закона» и берегли друг друга, помогали в беде. Можно привести сотню примеров: когда человек пьяный упадет, будет валяться – то ему помогали прохожие: его ведь в тюрьму заберут, а жена и дети голодные останутся – так мыслили люди. А сейчас, такого пьяного только ограбить могут, побьют еще и бросят.
Потому что теперь «Закона» нет, сегодня «высокий страх закона» исчез. За деньги все можно, - откупиться можно и за убийство, условный срок дадут, будто скажут – иди и еще убивай, ужас. Все продано и суд и закон. А уж за воровство вообще не посадят, если поделишься. Вот и воруют и грабят и убивают. Нет страха. А страх передался на низший уровень, страдает народ, те же бедные люди, о которых писал Гюго.
Страх стал низкий, и он разделил людей. Потому что мошенники и воры-грабители «рядятся» под простеньких. И простому слесарю дверь открывать нельзя – это грабители могут быть. Богатым теперь нет дела до бедных простых людей, они себя охраняют. Беззаконие породило новое дело, когда наживаются в «открытую»: если раньше партбилетами прикрывались, идеей какой-то – и были спец-рестораны и спец-санатории для партийных, - то сейчас: нет ни идей, ни партии. А те кто называется партией – это куча богачей, - все просто, ведь, выборы у нас за деньги, и за большие деньги. Хочешь быть начальником – будь богатым, заплати и будешь депутатом. Это было у Гюго в «Отверженных» хорошо изображено. Когда преступник, судимый, вдруг стал депутатом и мэром. Сколько у нас судимых депутатов и даже «авторитеты» у нас депутатами стали.
Богатство порождает зло, горе, ненависть. А народу, как всегда, - нищета и невежество (и образование за большие деньги) – экзистенциальный мир.
Сегодня нужна большая идея, увлекающая всех людей. И такая идея возникает, уже оформляется потихоньку, и она придет в сознание людей по мере развития событий.
Начало этой «Великой идеи» в 20-ом веке, в конце века особенно. В связи с развитием науки и интеллекта человечества, - быстрее пришло осознание того, что живем мы в неустойчивом мире, полном неожиданных случайностей. И во-о-о-т… (с юмором).
Очень интересно, но это всё известно. Нового придумать пока никто не смог, потому что человечество так и не очень отдалилось от животных. И пока живёт по тем законам - ничего не изменится.
И правильно, что НЕ очень отдалилось от животных человечество наше, как вы думаете! Однако, появляется больше и больше детей индиго - раз! И мыслить люди стали быстрее и позитивнее. Эволюция медленно но верно идет, продвигается! Что же вы хотели: Человеку всего 5 миллионов лет. А каждый из доминантных видов правил на Планете по 100 миллионов лет, в среднем! Динозавры вообще господствовали 130 миллионов лет, пока метеорит не стукнул в землю! Так что всё уже понято. По вашим же словам. Надо идти вперед! Изменяется всё - еще как изменяется! 500 лет назад - жизнь человечка вообще за понюх табаку не ценилась! а сейчас не везде так, и уголовно наказуемо!