ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → "Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского . ч.1

"Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского . ч.1

9 июня 2012 - Анна Магасумова
article54337.jpg
В поэтической работе есть несколько общих правил для начала поэтической работы. И то эти правила - чистая условность. Как в шахматах. Первые ходы почти однообразны. Но уже со следующего хода вы начинаете придумывать новую атаку. Самый гениальный ход не может быть повторён при данной ситуации в следующей партии. Сбивает противника только неожиданность хода.  Совсем как неожиданные рифмы в стихе.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением.  Социальный заказ. В моём понимании веяние времени. Что будет интересовать читателя. Или идея самого автора.
Втрое. Целевая установка. Ощущение желаний, выражение чувств.
Третье. Материал. Слова. Выразительные и редкие слова.
Четвёртое. Перо, карандаш, пишущая машинка (у нас компьютер), жилплощадь (ведь автор не бездомный), и даже трубка и папиросы (подталкивает мысль).
Пятое. Навыки и приёмы обработки слов,  бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами  ежедневной  работы:
рифмы, размеры, образы, пафос, концовка, заглавие, начертание и т.д.
Я брал слова
            то самые вкрадчивые,
 то страшно рыча,
               то вызвоня  лирово.
 
….. пусть лишь стихом
                     лишь шагами ночными –
 строчишь,
         и становятся души  строчными,
и любишь стихом,
              а в прозе немею.
(«Про это» 1923)
Сущность современной работы над литературой не в оценке с  точки зрения вкуса тех или иных готовых вещей, а в правильном подходе к изучению самого производственного процесса.
Маяковский не рассуждает  о готовых образах и приёмах, а пытается раскрыть сам  процесса поэтического производства.
Как же делаются стихи?
Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа, или идеи стиха. Предшествующая поэтическая работа ведётся непрерывно.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок. Маяковского волновали темы разной ясности:
    1) Дождь в Нью-Йорке.
...4) Огромная тема об Октябре.

Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные - записаны.
На эти заготовки уходит всё время. "Записная книжка" - одно из главных условий для делания настоящей вещи. У начинающих поэтов эта книжка, естественно отсутствует, отсутствует практика и опыт. Начинающий поэт, ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда "свежее", так как в неё вошли заготовки всей предыдущей жизни.
 

© Copyright: Анна Магасумова, 2012

Регистрационный номер №0054337

от 9 июня 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0054337 выдан для произведения:
В поэтической работе есть несколько общих правил для начала поэтической работы. И то эти правила - чистая условность. Как в шахматах. Первые ходы почти однообразны. Но уже со следующего хода вы начинаете придумывать новую атаку. Самый гениальный ход не может быть повторён при данной ситуации в следующей партии. Сбивает противника только неожиданность хода.
Совсем как неожиданные рифмы в стихе.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением.  Социальный заказ. В моём понимании веяние времени. Что будет интересовать читателя. Или идея самого автора.
Втрое. Целевая установка. Я дума, выражение чувств.
Третье. Материал. Слова. Выразительные и редкие слова.
Четвёртое. Перо, карандаш, пишущая машинка (у нас компьютер), жилплощадь (ведь автор не бездомный), и даже трубка и папиросы (подталкивает мысль).
Пятое. Навыки и приёмы обработки слов,  бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами  ежедневной  работы:
рифмы, размеры, образы, пафос, концовка, заглавие, начертание и т.д.
Я брал слова
                     то самые вкрадчивые,
 то страшно рыча,
                                то вызвоня  лирово.
 
….. пусть лишь стихом
                                        лишь шагами ночными –
 строчишь,
                       и становятся души  строчными,
и любишь стихом,
                                 а в прозе немею.
(«Про это» 1923)
Сущность современной работы над литературой не в оценке с  точки зрения вкуса тех или иных готовых вещей, а в правильном подходе к изучению самого производственного процесса.
Маяковский не рассуждает  о готовых образах и приёмах, а пытается раскрыть сам  процесса поэтического производства.
Как же делаются стихи?
Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа, или идеи стиха. Предшествующая поэтическая работа ведётся непрерывно.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.
У Маяковского темы разной ясности:
    1) Дождь в Нью-Йорке.
...4) Огромная тема об Октябре.

Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные - записаны.
На эти заготовки уходит всё время. "Записная книжка" - одно из главных условий для делания настоящей вещи. У начинающих поэтов эта книжка, естественно отсутствует, отсутствует практика и опыт. Начинающий поэт, ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда "свежее", так как в неё вошли заготовки всей предыдущей жизни.
Поэт каждую встречу, каждое событие оценивает только как материал для словесного оформления.
    Отсюда почти правило: для делания поэтической вещи необходима перемена места или времени.
 Точно так, например, в живописи, зарисовывая какой-нибудь предмет, вы должны отойти на расстояние, равное тройной величине предмета. Не выполнив этого, вы просто не будете видеть изображаемой вещи.
 Чем вещь или событие больше, тем и расстояние, на которое надо отойти, будет больше. Слабосильные топчутся на месте и ждут, пока событие пройдёт, чтоб его отразить,
 Мощные забегают настолько же вперёд, чтоб тащить понятое время.
Перемена плоскости, в которой совершился тот или иной факт, расстояние – обязательно. Это не значит, что поэт должен сидеть у моря и ждать погоды, пока пройдёт мимо время. Он должен подгонять время. Медленный ход времени заменить переменой места, в день, проходящий фактически, пропуская столетие в фантазии.
 Для лёгких, для мелких вещей такое перемещение можно и надо делать  (да оно так и само делается) искусственно.
Хорошо начинать писать стих о первом мае  в ноябре, декабре, когда этого мая действительно до очень  хочется.
 Чтобы написать о тихой любви, поезжайте на автобусе. Эта тряска лучше всего оттенит  вам прелесть другой жизни. Тряска необходима для сравнения. Мне кажется, так Маяковский говорит и об источнике вдохновения. Чтобы написать стих, нужен толчок извне. Это может быть какая-нибудь вскользь произнесенная фраза, увиденная картина, запоминающееся событие. Например, видишь необычное облако на небосклоне, и появляется первая строка.
  Улавливаемая, но ещё не уловленная за хвост рифма отравляет существование; разговариваешь, не понимая, ешь, не разбирая, и не будешь спать, почти видя летающую перед глазами рифму. Без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе. 
 Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
 Концевое созвучие, рифма – это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый.
 Можно рифмовать и начала строк:
 улица –
лица у догов годов резче, –
и т. д.
Можно рифмовать конец строки с началом следующей:
 Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решёткой, чёткой, –
и т. д.
Можно рифмовать конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвёртой строки:
 Среди учёных шеренг
еле-еле
в русском стихе разбирался Шенгели,–
и т. д. и т.д. до бесконечности.
Первое четверостишье определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишье, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и как их распределить для наилучшего эффекта (архитектоника стиха).
Наиболее эффектным является первая строка стиха, выпущенного Брюсовым в первые дни войны в журнале «Наши дни»:
Мы ветераны, мучат нас раны.
Этот сдвиг уничтожается, давая одновременно простейшее и наиболее чёткое определение расстановкой слов –
стихов заупокойный лом.
   Надо довести до предела выразительность стиха. Одно из больших средств выразительности образ. Не основной образ-видение, который возникает в начале работы как первый туманный, а вспомогательные образы, помогающие вырастить этому главному. Способы выделки образа бесконечны. Один – это сравнения.  Например, в лирическом стихотворении Уткина, помещённого в «Прожекторе», есть строка:
не придёт он так же вот,
как на зимние озёра летний лебедь не придёт.
Один из способов делания образа – это создание самых фантастических событий, фактов, подчёркнутых гиперболой.
Взбухаю стихов молоком
– и не вылиться –
 некуда, кажется – полнится заново.
 Я вытомлен лирикой –
 мира кормилица,
гипербола
праобраза Мопассанова.
( из поэмы «Люблю») 
 
 
Рейтинг: +2 2327 просмотров
Комментарии (2)
Александр Приймак # 9 июня 2012 в 15:25 0
Ай да молодец!
Мария Подалевич # 4 июля 2012 в 18:46 0
Прекрасная работа! buket3