АЗБУКА ПОЭТА

5 сентября 2018 - Чемпионат по поэзии

Что заставляет человека творить?!

Это глубоко философский вопрос, единого ответа на который нет и, наверное, не может быть. Любой вид творчества – изобразительное, музыкальное, литературное, прикладное и т.д. – это способ познания окружающего и внутреннего мира, а также форма самовыражения через создание качественно новых ценностей.  Есть одна важная особенность творчества, отличающая этот процесс от других видов деятельности (обучения, работы и т.д.) – это уникальность результата. Например, мы можем это наблюдать в литературных играх, когда, глядя на одинаковую картинку, авторы пишут совершенно разные работы, или, используя заданные рифмы в буриме, создают абсолютно разные стихи.

Уникальным продуктом стихосложения является стихотворение, как целостная речевая конструкция, одновременно несущая в себе мысль, эмоцию и эстетику (гармонизирующий элемент). Но эта характеристика совершенно справедлива и для прозаического произведения. Поэтому важно добавить к определению стихотворения принципиальные формальные отличия от прозы (хоть грань эта тонка!):

- рифма,

- ритм.

РИФМА

Рифма – это совпадение звучания в окончании двух или нескольких слов, фонетический повтор в конце строки.

Другими словами, это совпадение на слух ударного гласного и последующих за ним звуков в окончании слов. Такое ритмическое окончание слова, начиная с ударной гласной, называют клаузулой (произносится с ударением на первый слог).

В рифме возможно полное письменное и звуковое совпадение и букв, и звуков (учитель – мучитель) – такая рифма называется графической точной, их в русском языке мало. А бывает, что гласные и согласные буквы различаются, но звучат одинаково (слова – большого) – это фонетическая точная рифма. Остальные рифмы называются неточными, их богатство зависит от количества совпадающих звуков (не букв!), например, сеновАЛ – миновАЛ (клаузула «АЛ», а фонетическое совпадение «инавал»). Если же совпадает только ударный гласный звук и звуки после него – рифма считается бедной: угрОЗА - мимОЗА.

По типу ударения различают мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую рифмы, в зависимости от ударности, соответственно, на последний, предпоследний слог, третий или четвертый слог с конца слова. По использованию частей речи есть однородные и неоднородные рифмы. Еще бывают составные рифмы, усеченные, йотированные, банальные… Не столько важно их многообразие и классификация, сколько умение применять разные виды рифм в целях художественного замысла стихотворения и его композиции. Ценность стихотворения повышается с применением точных и богатых рифм. Позже мы разберемся со многими видами рифм конкретно.

РИТМ

Ритмичность речи обусловлена дыханием человека: вдох и выдох спокойно говорящего человека уже формирует некий ритм. Но для сложения и чтения стихотворений такой ритм не может стать основой, так как у всех людей различный интервал между вдохом и выдохом.

Ритм – это повторение одного и того же явления через равные промежутки времени. Например, примитивный ритм в музыке – это ежесекундное нажатие одной клавиши фортепиано. Но длительные монотонные звуки неблагоприятно воздействуют на человеческую психику, равно как и акустический хаос. Человек стремится к богатству ритма, который может быть представлен повторением во времени сложно организованных разноуровневых групп звуков. Поэтому мы начинаем чередовать нажатие одной клавиши фортепиано с нажатием другой, потом третьей, потом целыми группами клавиш. Эти группы будут периодически повторяться (например, куплет и припев), так и рождается музыка. Аналогично происходит и рождение поэзии, ведь стихи – это ритмически организованная речь.

Самой распространенной системой стихосложения в русском языке является силлабо-тоническая система, которая формирует ритм в зависимости от расположения ударных и безударных слогов внутри строки, а также от их количества.

Стихотворение похоже на матрешку: оно состоит из строф, строфы – из строк, строки – из стоп, стопы – из слогов.

Слог – это группа согласных звуков и одного гласного звука, составная часть слова. Слогообразующим всегда является гласный звук, поэтому подсчитывая количество слогов в строке, считайте только гласные звуки.

В стихах мы часто сталкиваемся с тем, что слово оказывается без ударения, или приобретает целых два акцента. Следует понимать, что это не всегда нарушение языковых правил, а особенность ударности в стихосложении.

Фонетическое ударение– выделение одного из слогов слова незначительным удлинением гласного звука. Это ударение является словообразующим, в русском языке не существует слов без фонетического ударения. В некоторых сложных словах за счет приставок анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и т.д. образуется побочное или второстепенное ударение.

Ритмическое ударение– это ударение, предусмотренное заданным стихотворным метром, и существует оно только в рамках поэзии.

Стопа (метр)– постоянная группа безударных и ударных слогов.

Различают основные стопы, включающие:

- единственный и, естественно, ударный слог – брахиколон;

- два слога – хорей (ударный+безударный слоги) и ямб (безударный+ударный слоги);

- три слога – дактиль (ударный+два безударных слога), амфибрахий (безударный+ударный+безударый слоги) и анапест (два безударных+ударный слоги). 

Многие начинающие поэты пишут свои первые стихи, подражая ритму прочитанных или услышанных ранее стихов. Но это со временем ограничивает творческие возможности поэта. Поэтому надо разобраться, как опытные поэты работают с ритмами. Представьте, что поэт сначала задает ритм поэтической речи, например, в виде кроссворда с пустыми ячейками для слогов: светлые ячейки в нем для безударных слогов будут чередоваться в определенном порядке с темными – для ударных.

-

-

/

-

-

/

-

-

/

-

-

Разгадывая этот «кроссворд», автор должен уложить в цепочку пустых ячеек фразу, соблюдая при этом фонетические ударения всех использованных слов и не теряя смысла и согласованности всей фразы. Например:

Го-

во-

ри-

ла

мне

ма-

ма

по

ю-

нос-

ти:

Не

хо-

ди,

не

гу-

ляй

с не-

лю-

би

мы-

ми.

Если в стихотворении на слово не упало ни одного ритмического ударения (в таблице слово «мне»), говорят о «проглатывании слова», по-научному – эффекте редукции. Пропуск фонетического ударения в служебных словах (в таблице предлог «по», дважды частица «не») закономерен в силу их зависимости от управляющего слова и не считается редукцией.

Таким образом, фонетическое ударение слова в стихотворении всегда должно быть ритмически ударным. Не допустима ситуация, когда по воле ритма фонетическое ударение слова погашено, а фонетически безударный слог становится ударным. Пример нарушения:

ЧИстое нЕбо весЕннее

ЗвОнко щебЕчет над гОловой.

Автор в угоду ритму не должен нарушать фонетические ударения слов – это грубая ошибка. Ни в коем случае нельзя оправдывать такую ситуацию словами: «Просто надо правильно прочитать», подразумевая некую интонацию, которая могла бы смягчить сбой ударения. Читатель не должен искать «нужную» интонацию, он должен читать стихотворение в соответствии с правилами русского языка.

Строка– это базовый элемент стихотворения, состоящий из одной или нескольких стоп. Длина метра (число повторений стопы) называют размером строки (стихотворения), например: шестистопный хорей, трехстопный амфибрахий, двустопный дактиль и т.д.

Если поэт применяет в строке только один тип метра, без каких-либо модификаций (лишних и недостающих слогов), это называется чистым размером.

Строки, которые оканчиваются полной, не усеченной стопой, называются акаталектическими:

Я хочу, чтобы ты понимал, ( - - /    - - /   - - / )

Как люблю я тебя на износ! (- - /    - - /   - - / )

Если же в строке последняя стопа усечена, то есть в ней не хватает одного или двух слогов до полного метра, то строка называется каталектической:

Ты только дыши, умоляю, дыши! (- / -    - / -   - / -    - /)

Сквозь ночи иду напролом! ( - / -     - / -    - /)

В рифмующихся строках рекомендовано равное количество слогов, но в некоторых случаях возможны отступления от этого правила. Это обусловлено законом парности. В ритме, как и в рифме, необходимо, чтобы у каждой строки была пара, «строчки-одиночки» очень не приветствуются в поэзии, они снижают богатство и ценность стихотворения. Это значит, что у разноразмерных строк обязательно должны быть пары. Причем, между парными строками (и в отношении рифмы, и отношении размера) должно быть не более двух строк с иными рифмами и размерами, что продиктовано закономерностями восприятия стихотворной речи.

Строфа – это группа стихотворных строк, объединенных признаком формы, который повторяется циклически в каждой последующей группе строк одного стихотворения. Первичными признаками строфы являются:

- фиксированное количество строк,

- графическое отделение строф друг от друга,

- смысловая и синтаксическая завершенность.

Если стихотворение разбито на неравномерные части, то речь уже идет не о строфах, а о стихотворных абзацах. 

Вторичными признаками строфы являются:

- схема рифмовки,

- схема размеров строк.

Другими словами, строфа – это циклически повторяющаяся в стихотворении группа строк, завершенная по смыслу, отделенная синтаксически и графически, и имеющая определенный порядок расположения рифм и стихотворного размера.

Рифмовка – это схематическое обозначение пространственного расположения рифмующихся строк стихотворения. Обычно каждую строку обозначают латинской буквой A, B, C, D и  т.д., при этом строки, которые рифмуются между собой, обозначают одной буквой. Это очень удобно для наглядного анализа строфики.

Самыми употребительными видами строф являются двустишия и четверостишия. Почти все остальные виды строф являются производными двустиший и четверостиший, их различными комбинациями.

 

Все эти аспекты стихосложения я назвала азбукой поэта, ведь это те основы, без которых невозможно развитие стихотворческого мастерства. И каждую «букву» этой азбуки мы разберем основательно и подробно в следующих статьях.

Также каждому уважающему себя автору желательно познакомиться с построением поэтической композиции и применением различных художественно-изобразительных инструментов, с жанрами и стилями в поэзии. И я постараюсь Вам в этом помочь!

P.S.

Друзья, ставлю себя на ваше место и задаю закономерный вопрос: «А разве без ЭТОГО ВСЕГО нельзя писать стихи???».

Конечно, можно! Природного таланта никто не отменял! Да и каждый из нас делал свои первые зарифмованные строки, вероятнее всего, интуитивно, под влиянием особого эмоционального состояния. Есть люди с удивительным от природы чувством ритма, есть такие, у кого высокий уровень начитанности и большой словарный запас, а есть так называемые сенсорики, чувствующие окружающий их мир с особой остротой. Все эти люди могут писать великолепные стихи безо всяких теоретических изысканий.

Но не стоит забывать о том, что теория стихосложения – это систематизированная мудрость многих и многих поколений творчески одаренных людей, это их опыт, разнообразие способов передачи эмоций; это та дверь, открыв которую, мы познаем поэтический мир во всей его многоликости!

© Copyright: Чемпионат по поэзии, 2018

Регистрационный номер №0424247

от 5 сентября 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0424247 выдан для произведения:

Что заставляет человека творить?!

Это глубоко философский вопрос, единого ответа на который нет и, наверное, не может быть. Любой вид творчества – изобразительное, музыкальное, литературное, прикладное и т.д. – это способ познания окружающего и внутреннего мира, а также форма самовыражения через создание качественно новых ценностей.  Есть одна важная особенность творчества, отличающая этот процесс от других видов деятельности (обучения, работы и т.д.) – это уникальность результата. Например, мы можем это наблюдать в литературных играх, когда, глядя на одинаковую картинку, авторы пишут совершенно разные работы, или, используя заданные рифмы в буриме, создают абсолютно разные стихи.

Уникальным продуктом стихосложения является стихотворение, как целостная речевая конструкция, одновременно несущая в себе мысль, эмоцию и эстетику (гармонизирующий элемент). Но эта характеристика совершенно справедлива и для прозаического произведения. Поэтому важно добавить к определению стихотворения принципиальные формальные отличия от прозы (хоть грань эта тонка!):

- рифма,

- ритм.

РИФМА

Рифма – это совпадение звучания в окончании двух или нескольких слов, фонетический повтор в конце строки.

Другими словами, это совпадение на слух ударного гласного и последующих за ним звуков в окончании слов. Такое ритмическое окончание слова, начиная с ударной гласной, называют клаузулой (произносится с ударением на первый слог).

В рифме возможно полное письменное и звуковое совпадение и букв, и звуков (учитель – мучитель) – такая рифма называется графической точной, их в русском языке мало. А бывает, что гласные и согласные буквы и звуки различаются, но звучат одинаково (слова – большого) – это фонетическая точная рифма. Остальные рифмы называются неточными, их богатство зависит от количества совпадающих звуков (не букв!), например, сеновАЛ – миновАЛ (клаузула «АЛ», а фонетическое совпадение «инавал»). Если же совпадает только ударный гласный звук и звуки после него – рифма считается бедной: угрОЗА - мимОЗА.

По типу ударения различают мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую рифмы, в зависимости от ударности, соответственно, на последний, предпоследний слог, третий или четвертый слог с конца слова. По использованию частей речи есть однородные и неоднородные рифы. Еще бывают составные рифмы, усеченные, йотированные, банальные… Не столько важно их многообразие и классификация, сколько умение применять разные виды рифм в целях художественного замысла стихотворения и его композиции. Ценность стихотворения повышается с применением точных и богатых рифм. Позже мы разберемся со многими видами рифм конкретно.

РИТМ

Ритмичность речи обусловлена дыханием человека: вдох и выдох спокойно говорящего человека уже формирует некий ритм. Но для сложения и чтения стихотворений такой ритм не может стать основой, так как у всех людей различный интервал между вдохом и выдохом.

Ритм – это повторение одного и того же явления через равные промежутки времени. Например, примитивный ритм в музыке – это ежесекундное нажатие одной клавиши фортепиано. Но длительные монотонные звуки неблагоприятно воздействуют на человеческую психику, равно как и акустический хаос. Человек стремится к богатству ритма, который может быть представлен повторением во времени сложно организованных разноуровневых групп звуков. Поэтому мы начинаем чередовать нажатие одной клавиши фортепиано с нажатием другой, потом третьей, потом целыми группами клавиш. Эти группы будут периодически повторяться (например, куплет и припев), так и рождается музыка. Аналогично происходит и рождение поэзии, ведь стихи – это ритмически организованная речь.

Самой распространенной системой стихосложения в русском языке является силлабо-тоническая система, которая формирует ритм в зависимости от расположения ударных и безударных слогов внутри строки, а также от их количества.

Стихотворение похоже на матрешку: оно состоит из строф, строфы – из строк, строки – из стоп, стопы – из слогов.

Слог – это группа согласных звуков и одного гласного звука, составная часть слова. Слогообразующим всегда является гласный звук, поэтому подсчитывая количество слогов в строке, считайте только гласные звуки.

В стихах мы часто сталкиваемся с тем, что слово оказывается без ударения, или приобретает целых два акцента. Следует понимать, что это не всегда нарушение языковых правил, а особенность ударности в стихосложении.

Фонетическое ударение– выделение одного из слогов слова незначительным удлинением гласного звука. Это ударение является словообразующим, в русском языке не существует слов без фонетического ударения. В некоторых сложных словах за счет приставок анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и т.д. образуется побочное или второстепенное ударение.

Ритмическое ударение– это ударение, предусмотренное заданным стихотворным метром, и существует оно только в рамках поэзии.

Стопа (метр)– постоянная группа безударных и ударных слогов.

Различают основные стопы, включающие:

- единственный и, естественно, ударный слог – брахиколон;

- два слога – хорей (ударный+безударный слоги) и ямб (безударный+ударный слоги);

- три слога – дактиль (ударный+два безударных слога), амфибрахий (безударный+ударный+безударый слоги) и анапест (два безударных+ударный слоги). 

Многие начинающие поэты пишут свои первые стихи, подражая ритму прочитанных или услышанных ранее стихов. Но это со временем ограничивает творческие возможности поэта. Поэтому надо разобраться, как опытные поэты работают с ритмами. Представьте, что поэт сначала задает ритм поэтической речи, например, в виде кроссворда с пустыми ячейками для слогов: светлые ячейки в нем для безударных слогов будут чередоваться в определенном порядке с темными – для ударных.

-

-

/

-

-

/

-

-

/

-

-

Разгадывая этот «кроссворд», автор должен уложить в цепочку пустых ячеек фразу, соблюдая при этом фонетические ударения всех использованных слов и не теряя смысла и согласованности всей фразы. Например:

Го-

во-

ри-

ла

мне

ма-

ма

по

ю-

нос-

ти:

Не

хо-

ди,

не

гу-

ляй

с не-

лю-

би

мы-

ми.

Если в стихотворении на слово не упало ни одного ритмического ударения (в таблице слово «мне»), говорят о «проглатывании слова», по-научному – эффекте редукции. Пропуск фонетического ударения в служебных словах (в таблице предлог «по», дважды частица «не») закономерен в силу их зависимости от управляющего слова и не считается редукцией.

Таким образом, фонетическое ударение слова в стихотворении всегда должно быть ритмически ударным. Не допустима ситуация, когда по воле ритма фонетическое ударение слова погашено, а фонетически безударный слог становится ударным. Пример нарушения:

ЧИстое нЕбо весЕннее

ЗвОнко щебЕчет над гОловой.

Автор в угоду ритму не должен нарушать фонетические ударения слов – это грубая ошибка. Ни в коем случае нельзя оправдывать такую ситуацию словами: «Просто надо правильно прочитать», подразумевая некую интонацию, которая могла бы смягчить сбой ударения. Читатель не должен искать «нужную» интонацию, он должен читать стихотворение в соответствии с правилами русского языка.

Строка– это базовый элемент стихотворения, состоящий из одной или нескольких стоп. Длина метра (число повторений стопы) называют размером строки (стихотворения), например: шестистопный хорей, трехстопный амфибрахий, двустопный дактиль и т.д.

Если поэт применяет в строке только один тип метра, без каких-либо модификаций (лишних и недостающих слогов), это называется чистым размером.

Строки, которые оканчиваются полной, не усеченной стопой, называются акаталектическими:

Я хочу, чтобы ты понимал, ( - - /    - - /   - - / )

Как люблю я тебя на износ! (- - /    - - /   - - / )

Если же в строке последняя стопа усечена, то есть в ней не хватает одного или двух слогов до полного метра, то строка называется каталектической:

Ты только дыши, умоляю, дыши! (- / -    - / -   - / -    - /)

Сквозь ночи иду напролом! ( - / -     - / -    - /)

В рифмующихся строках рекомендовано равное количество слогов, но в некоторых случаях возможны отступления от этого правила. Это обусловлено законом парности. В ритме, как и в рифме, необходимо, чтобы у каждой строки была пара, «строчки-одиночки» очень не приветствуются в поэзии, они снижают богатство и ценность стихотворения. Это значит, что у разноразмерных строк обязательно должны быть пары. Причем, между парными строками (и в отношении рифмы, и отношении размера) должно быть не более двух строк с иными рифмами и размерами, что продиктовано закономерностями восприятия стихотворной речи.

Строфа – это группа стихотворных строк, объединенных признаком формы, который повторяется циклически в каждой последующей группе строк одного стихотворения. Первичными признаками строфы являются:

- фиксированное количество строк,

- графическое отделение строф друг от друга,

- смысловая и синтаксическая завершенность.

Если стихотворение разбито на неравномерные части, то речь уже идет не о строфах, а о стихотворных абзацах. 

Вторичными признаками строфы являются:

- схема рифмовки,

- схема размеров строк.

Другими словами, строфа – это циклически повторяющаяся в стихотворении группа строк, завершенная по смыслу, отделенная синтаксически и графически, и имеющая определенный порядок расположения рифм и стихотворного размера.

Рифмовка – это схематическое обозначение пространственного расположения рифмующихся строк стихотворения. Обычно каждую строку обозначают латинской буквой A, B, C, D и  т.д., при этом строки, которые рифмуются между собой, обозначают одной буквой. Это очень удобно для наглядного анализа строфики.

Самыми употребительными видами строф являются двустишия и четверостишия. Почти все остальные виды строф являются производными двустиший и четверостиший, их различными комбинациями.

 

Все эти аспекты стихосложения я назвала азбукой поэта, ведь это те основы, без которых невозможно развитие стихотворческого мастерства. И каждую «букву» этой азбуки мы разберем основательно и подробно в следующих статьях.

Также каждому уважающему себя автору желательно познакомиться с построением поэтической композиции и применением различных художественно-изобразительных инструментов, с жанрами и стилями в поэзии. И я постараюсь Вам в этом помочь!

P.S.

Друзья, ставлю себя на ваше место и задаю закономерный вопрос: «А разве без ЭТОГО ВСЕГО нельзя писать стихи???».

Конечно, можно! Природного таланта никто не отменял! Да и каждый из нас делал свои первые зарифмованные строки, вероятнее всего, интуитивно, под влиянием особого эмоционального состояния. Есть люди с удивительным от природы чувством ритма, есть такие, у кого высокий уровень начитанности и большой словарный запас, а есть так называемые сенсорики, чувствующие окружающий их мир с особой остротой. Все эти люди могут писать великолепные стихи безо всяких теоретических изысканий.

Но не стоит забывать о том, что теория стихосложения – это систематизированная мудрость многих и многих поколений творчески одаренных людей, это их опыт, разнообразие способов передачи эмоций; это та дверь, открыв которую, мы познаем поэтический мир во всей его многоликости!

 
Рейтинг: +57 2034 просмотра
Комментарии (37)
Татьяна Петухова # 6 сентября 2018 в 10:09 +6
Елена,спасибо множество раз, специально сделаю папку для себя" АЗЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 13:25 +5
Татьяна, спасибо за отзыв. Мне, безусловно, важно знать - полезна ли моя работа, понятно ли изложена... Сейчас работаю над следующей темой, а отзывы читателей в этом деле - самый большой мотиватор. Спасибо!
Людмила Денисова # 6 сентября 2018 в 13:24 +5
Спасибо, Елена, за великолепную азбуку поэта. Вроде бы я что-то уже читала и раньше, но прочитав Вашу первую главу этого ликбеза, я открыла для себя много интересного или освежила в памяти забытое старое. Очень рекомендую авторам нашего сайта, по крайней мере, тем, кто подобно мне не имеет специального филологического образования, заглядывать сюда и учиться, учиться, учиться...
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 13:28 +5
Благодарю, Людмила, за отзыв и рекомендацию! Буду стараться и дальше в этом направлении.
Самое удивительное для меня, что такие сильные поэты, как Вы, не стесняются говорить о том, что и они хотят учиться! Это очень здорово!
Скажу по секрету, этот проект я начала и для себя тоже. Конечно, что-то надо вспомнить для активизации творчества. Но больше всего хочется учиться новому!
Надежда Кудрявцева # 6 сентября 2018 в 13:50 +5
И просто, и сложно...Главное - ПОНЯТЬ! Очень полезная статья для поэтов! Спасибо! В избранное "включила".
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 15:57 +4
Надежда, главное - ЗАХОТЕТЬ ПОНЯТЬ. А наука любая простой не бывает, она требует усидчивости, вдумчивости и полной концентрации сил. Зато как радостно становится, когда новое знание усвоено, когда то, что еще вчера было недоступным пониманию, сегодня становится простым и ясным. Я буду стараться сделать материал максимально доступным.
Спасибо!
Пронькина Татьяна # 6 сентября 2018 в 15:25 +4
Лена, спасибо! Вы начали с основ, это отлично! Кто знает - повторит, кто не знает - усвоит. Тоже беру в избранное потому, что из множества статей по этой тематике, эта самая доходчивая. Очень благодарна Вам за эту нужную работу и заботу о нас! live3
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 16:01 +5
Ну, Татьяна, "забота" - это, конечно, преувеличение, так сказать, художественная гипербола joke
Началось все с того, что я сама захотела опять взяться за учебу. И тут пришла мысль, почему бы не поделиться своим трудом с одноклубниками... Надеюсь, что мои статьи, действительно буду кому-нибудь полезны с практической точки зрения. Ведь знание само по себе не столько ценно, сколько знание, примененное в умении.
Спасибо за отклик!
Sall Славик*оf # 6 сентября 2018 в 20:13 +4
Очень интересно и не нудно.На словарь не похоже.Хорошая статья.
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 21:12 +3
Такая похвала - мёд для души! Очень хотелось отойти от стилистики словарей и учебников...
Спасибо за поддержку!
Серж Хан # 6 сентября 2018 в 20:20 +6
«А разве без ЭТОГО ВСЕГО нельзя писать стихи???». Конечно, можно!
Вот именно.
Поэзия - это способ передачи информации при помощи художественных образов.
Все указанные автором статьи средства хороши тогда, когда они способствуют созданию образов. Но не как самоцель.
Более того - во многих случаях поэты, как известные, так и не очень известные, создают образы при помощи как раз сбоев размера, слабости рифм итд. Но это надо уметь. А чтобы уметь, нужно научиться сначала писать при помощи всех правил.
elka2
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 21:18 +4
Интересное замечание, Серж!
А Вы можете хоть пару примеров кинуть, в которых созданию образов способствуют сбои и слабости?
Я склонна думать, что это сбои и слабости только в глазах обывателей, привыкших к определенному типу лирики. А вот профессионалы могут усмотреть в слабой рифме - классический ассонанс, а в сбое ритма - логаэд... Всё-всё-всё! Остапа понесло! ))) Торможу!
Вы абсолютно правы в том, что для того, чтобы нарушать правила, для начала надо их в совершенстве знать.
Мне в этом плане очень нравится творчество Майкла Космика... вот уж где нестандарт! Но поэзия живая и необычная.
Спасибо за букет!
Серж Хан # 7 сентября 2018 в 12:55 +2
Классический ассонанс, вообще говоря, рифма более слабая, чем третируемая теоретиками глагольная, не менее классическая.
)))
Но и то, и другое имеет право на применение не меньше, чем изысканная омонимическая - главное, к месту и в тему.

Требуемых вами примеров немало и у Есенина, и у Рождественского, и у других великих.
Например, "Марк Шагал" Рождественского полностью выстроен на слабых рифмах (разного рода) - для того, чтобы читатель больше внимания обращал не на окончания строк, а на внутреннее содержание.
Анжелика Хорес # 18 сентября 2018 в 16:17 +1
Лена, могу кинуть нечто невероятное, не поддающееся абсолютным правилам стихосложения. Но какие это стихи!!

Ес Соя
***
в твоих глаза отчаливают корабли
в города. страны иные
(это продолжается уже годы)
а ты чего то ждешь
(предположим
погоды)
мы ведь столько всего можем
или уже могли.
что-то у неба просим
забыв, что небо у нас внутри.
на наших кострах горит осень
смотри…

***
любовь — звезда, освещающая вифлеем,
любовь — зерно, что везде прорастет,
любовь принадлежит лишь тем,
кто ради нее готов на всё.

я не раз экватор пересёк,
чтобы быть достойным твоей красоты,
ты говоришь, что любовь это всё,
я говорю, что любовь — это ты.

***
в отношении большинства стран
я говорю «не был»,
может поэтому и грешу пустыми страницами.
но я точно знаю,
где самое красивое небо.

самое красивое небо
под твоими ресницами.
Галина Дашевская # 6 сентября 2018 в 20:59 +4
Елена, спасибо за статью! Спасибо за науку, которая мне совершенно не понятна. Всегда говорила и повторюсь, что стихи писать не умею. Но бывает и такое, что мне нравится то, что я пишу. Как у чукчи, что вижу, то пою.
Свои стихи я, конечно люблю, потому что пишу своим сердцем и душой.
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 21:20 +3
Галина, никто не против, чтобы Вы писали сердцем и душой.
У всех разный уровень амбиций и самооценки.
Буду рада, если что-нибудь из этой хитрой науки стихосложения смогу до Вас донести внятно и с пользой для развития творческих способностей.
Спасибо за честный отзыв!
Светлана Ефимова # 6 сентября 2018 в 21:02 +4
Повторение - мать ученья! Многое знакомо по другим статьям, но не сумела ещё применить... Многое новое, которое надо выучить как азбуку и таблицу умножения раз и навсегда. Забрала статью к себе в компьютер и буду использовать как настольную книгу. Благодарю за первый урок!
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 21:22 +1
Светлана, буду рада видеть заинтересованных поэтов и в следующих статьях. Это пока только алфавит, дальше, надеюсь, Вам будет еще интереснее.
Спасибо за симпатию!
Сергей Акинин # 6 сентября 2018 в 21:13 +3
Леночка! Огромное спасибо за Ваш очень полезный труд!
Я даже и не задумывался каким размером я пишу!
Очень нужная статья!
Елена Сидоренко # 6 сентября 2018 в 21:25 +2
Сергей, благодарю за поддержку!
Не столь важно, каким размером Вы пишете, когда стихотворение "пишется" слёту.
А вот если вздумаете написать сонет или рондель, к примеру, или октаву, тут без этих знаний далеко не убежишь. Да и найти гармонию между ритмом и содержанием стиха не каждый автор может интуитивно. Мне самой такое самосовершенствование очень помогает и творчество стимулировать, и новые формы осваивать - а это, безусловно, рост.
Ирина Бережная # 6 сентября 2018 в 22:24 +2
Лена, считаю, что это сложная наука писать стихи. Да и не просто писать, абы написать. Нужно писать так, чтоб люди понимали тот смысл, который ты хочешь вложить в своё произведение. Я буду заходить и читать даже комментарии, потому что они интересные. Знать мнение разных людей, это полезно. Спасибо за статью.
Валентин Воробьев # 7 сентября 2018 в 06:24 +3
О стихосложении написано много, и это, конечно, хорошо. Для начинающих поэтов такие публикации - польза несомненная. Ваша статья очень интересная. Продолжайте в том же духе!
Галина Софронова # 7 сентября 2018 в 07:20 +3
Замечательное напутствие начинающим поэтам! smayliki-prazdniki-269
Ивушка # 7 сентября 2018 в 08:16 +3
познавательная интересная статья
спасибо osenzolot kofe1
Светлана Казаринова # 7 сентября 2018 в 09:13 +3
Все очень хорошо, но мне это известно, поэтому жду продолжения, того момента, когда буду читать то, чего не знаю! Хорошую работу задумали! спасибо вам, дорогая Елена!
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Вселенная # 7 сентября 2018 в 10:47 +3
Спасибо большое Елена,ваша азбука понравилась,но это так трудно.Какая вы умница.Я скопировала,чтобы по вечерам,по немногу и не спеша читать,и разбираться в грамоте.Много не знаю слов.Не понятные,заморские.Попробую разбирать и их,в словарях искать перевод.
osenpar2
Ольга Боровикова # 7 сентября 2018 в 13:27 +3
Огромное спасибо, уважаемая Елена!!! Труд Ваш замечателен и примечателен! С уважением.
Каждый поэт - творец!
Но не каждый творец - поэт!
Ольга Баранова # 7 сентября 2018 в 14:50 +2
Лена, спасибо! Мне очень интересно. Жду продолжения, но боюсь запутаться)).
Елена Сидоренко # 7 сентября 2018 в 16:38 +3
Друзья, всем большое спасибо за поддержку!
Над следующей статьей уже работаю, планирую публиковать статьи примерно раз в неделю.
Если возникают вопросы после прочтения статьи, не стесняйтесь, спрашивайте.
Елена Сидоренко # 7 сентября 2018 в 16:39 +2
Рекомендую новичкам вступить в клуб чемпионата по поэзии, чтобы получать оповещения о публикации новых статей.
Наталья Беда # 7 сентября 2018 в 18:51 +3
Елена,СПАСИБО! Сколько же всего нового и интересного для себя сегодня тут открыла! Одного прочтения мне,пожалуй,будет маловато.Ночью буду читать еще. Удачи вам в вашем таком нужном начинании!
Галина Сотникова # 8 сентября 2018 в 00:28 +2
Елена,благодарю от всего сердца.Статья безусловно полезная. Мне,честно, понять сложно...наверно надо прочесть несколько раз.Вы разъясняете понятно,но все же для меня пока - кубик-рубик. Надеюсь,что последующие публикации сложат ясную картинку в моем сознании. Очень хочется.Учиться всегда интересно,но трудно. flo Главное,не поздно!
Зинаида Русак # 9 сентября 2018 в 11:54 +2
Освежила знания с удовольствием, спасибо!
Не такой уж и страшный зверь эта силлабо-тоника и мы ударим еще анапестом по хоррею...это я припомнила лекции из прошлого.
Елена польза от вашего материала должна принести плоды, я верю.
Ольга бе Лова # 10 сентября 2018 в 14:23 +2
Спасибо, Елена!
Очень нужная статья: кто не знает - узнает, кто знает, но подзабыл - вспомнит!
Владимир Перваков # 11 сентября 2018 в 22:18 +3
Наконец удалось добраться!
Понравился Ваш труд!
Спасибо, Елена! smayliki-prazdniki-34
Анжелика Хорес # 18 сентября 2018 в 16:38 +2
Лена, спасибо тебе за титанический труд. Доходчиво, полезно. Продолжай!
0 # 2 октября 2018 в 15:08 +1
Леночка, с большим удовольствием прочитала и, конечно же, сохранила себе всю информацию. Ценно и важно! Спасибо тебе за всё огромное!