Трудно было
определиться с темой этой статьи, ведь она вторая после АЗБУКИ ПОЭТА. Столько
хочется всего рассказать!
Но после длительного
размышления я остановилась на теме двудольных стоп, ямба и хорея. Они известны
даже новичкам, но за их простотой скрывается тайна, с которой мы попробуем
разобраться.
Напомню, что стопа (метр) – это постоянная группа
безударных и ударных слогов. Стопы составляют стихотворные строки. Ямб и хорей – это двудольные стопы, то
есть стопы, состоящие из двух слогов. Также к двусложным стопам относят пиррихий и спондей.
Название
стопы
Состав
стопы
Графическое
обозначение стопы
Ямб
Безударный + ударный слоги
- /
Хорей
Ударный + безударный слоги
/ -
Пиррихий
Безударный + безударный слоги
- -
Спондей
Ударный + ударный слоги
/ /
Запомнить название в
соответствии с ударностью легко, по принципу «наоборот»:
- в слове «Ямб»
ударение на первом слоге, а обозначает он ударность на второй слог;
- в слове «хорЕй»
ударение на втором слоге, а означает он ударность на первый слог стопы.
Ямб – самый употребительный из метров
русского силлабо-тонического стиха. Основные размеры – 4-стопный (лирика,
эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.) [Современный толковый
словарь].
Приведу примеры ямбов
(от двух до пяти стоп), так как есть поэты, которым сложно ориентироваться в
схемах. А вот повторить ритм по услышанной или прочитанной фразе многим гораздо
легче. Обращаю внимание, что в приведенных двустишиях именно в первой строке
воспроизведен чистый ямб, без ритмических вариаций.
Двустопный ямб:
- / - /
Пришла весна,
Всю ночь – без сна!
Трехстопный ямб:
- / - / -
/
Люблю твои глаза–
Искрится бирюза.
Четырехстопный ямб:
- / - / - / - /
Зови меня своей
мечтой,
Крылатой нимфой
золотой.
Пятистопный ямб:
- / - / -
/ - / - /
Ушёл – иди! Следы
сотрут дожди!
К окну невесты бывшей
не ходи.
Хорей – широко распространенный метр русского
стиха; особенно употребительны четырёх- и шестистопный хорей, с середины XIX
века — пятистопный.
Двустопный хорей:
/ - / -
Осень лету
Шлёт приветы.
Трёхстопный хорей:
/ - / - / -
Солнце рано встало,
Но глядит устало.
Четырёхстопный хорей:
/ - / - / - / -
Вместе будем небу
рады,
Солнце – лучшая
награда!
Пятистопный хорей:
/ - / - / - / - / -
Лужи, листья клёна,
мрак тумана –
Осень нынче наступила
рано.
С.М. Бонди в своем
труде о шестистопных ямбах А.С. Пушкина говорит о том, что двусложные стопы
существенно отличаются своей организацией от трехсложных стоп. Дело в том, что
в ямбах и хореях понятие стопы приобретает условный характер. Нередко стихи
одного и того же двусложного размера звучат в ритмическом отношении совершенно
по-разному. В чем же заключена тайна?
Если стихотворение
написано трехсложной стопой, например, четырехстопным дактилем, то это значит,
что в нем действительно в каждом стихе, в каждой строке по четыре стопы
дактиля, т. е. по четыре ударения, причем за каждым ударным слогом следуют два
безударных.
По́здняя о́сень.
Грачи́ улете́ли,
Ле́с обнажи́лся,
поля́ опусте́ли, —
(Н. А. Некрасов. «Несжатая
полоса»)
Анализируя же
стихотворения, написанные двусложным размером, стиховеды часто говорят о
пропусках метрического ударения, или о замене стопы пиррихием, или о
полуударениях, или об интенсах. Не суть важно, как это явление назвать.
Такие «недостатки
стихов» заметил еще М.В. Ломоносов. На самом деле, это органическое свойство русских двусложных размеров.
Н.Г. Чернышевский был
первым, кто объяснил неизбежность пропусков схемных ударений в русских ямбах.
Изучение больших отрывков русской прозы позволило выявить некую закономерность:
в среднем одно ударение в русском языке приходится на три слога. Проще сказать,
во-первых, в русском языке больше слов, состоящих из трех и более слогов, чем
слов из одного или двух слогов. А во-вторых, контекстное употребление слов
также гасит фонетические ударения в служебных или коротких зависимых словах.
Поэтому если
стремиться писать чистыми ямбами и хореями, без пропуска ритмических ударений,
то для стихов нужно подбирать только короткие слова. Употребив трёхсложное
слово, надо непременно рядом поставить односложное или двусложное, чтобы
ударения приходились через один слог. При этом ударение в трёхсложном слове
должно обязательно стоять посередине («Но боже мой, какая скука…»); слова с
начальным или конечным ударением (головА, гОловы) для подобной жёсткой схемы не
годятся.
В.К. Тредиаковский и М.В.
Ломоносов полагали, что в случае пропуска ударения в двусложном размере
появляется особая стопа – пиррихий,
состоящая из двух безударных слогов и способная замещать стопу как ямба, так и
хорея. Ломоносов вначале считал употребление пиррихиев поэтической погрешностью
и стремился в своих стихах обходиться без них. Потом он вынужден был
согласиться, что при относительно большой длине русских слов писать двусложными
размерами без пиррихиев нельзя.
Посмотрите на примеры
разностопных ямбов и хореев, приведенные выше. В первых строках использованы
только слова из двух слогов. И именно потому в этих строках соблюдены чистые
размеры ямба и хорея, ритмических пропусков нет. Как только во вторых строках
примеров появляются слова из трех слогов, тут же возникает пиррихий, который
нельзя в таких случаях считать ошибкой или недостатком.
Интересно, что С.М.
Бонди объяснял различие ритмики равноразмерных стихов не количеством, а
распределением ударений в стихе. В зависимости от того, на каких местах в
стихе, на каких стопах стоят ударения и на каких пропущены, стих приобретает
тот или иной ритмический характер.
Также он заметил, что
не все ударения в стихе равноценны с точки зрения ритма. Есть главные ударения,
образующие скелет, каркас ритма стиха, ударения, создающие данный ритм, и
побочные ударения, играющие роль некоторого усложнения, утяжеления основного
ритма, создаваемого главными ударениями. Отсутствие главного ударения в данном
месте стиха резко меняет его ритм, отсутствие же побочного ударения только
делает стих более легким.
Главные ударения – это ударения
наиболее постоянные, настойчиво повторяющиеся на данном слоге в ряду
последовательных стихов. Они создают наиболее простой, периодический,
симметричный ритм и часто совпадают с сильными фразовыми ударениями. Остальные
ударения, непостоянные, не периодичные, падающие на служебные или фразово
невыразительные слова, называют второстепенными или побочными.
Например, строки из
11 слогов с распределенными по-разному ритмическими ударениями («Моцарт и
Сольери». А.С. Пушкин):
1. Глубо́кие, плени́тельные та́йны...
1-я
стопа
2-я
стопа
3-я
стопа
4-я
стопа
5-я
стопа
6-я
стопа (каталектическая)
-
/
-
-
-
/
-
-
-
/
-
Главные ударения –
1-я, 3-я, 5-я стопа, побочных ударений нет.
2. Пыла́я, с лѐгким ды́мом исчеза́ли...
1-я
стопа
2-я
стопа
3-я
стопа
4-я
стопа
5-я
стопа
6-я
стопа (каталектическая)
-
/
-
/
-
/
-
-
-
/
-
Главные ударения –
1-я, 3-я, 5-я стопа, побочное ударение во 2-й стопе.
3. Как мы́сль моя̀ и зву́ки, мно̀й
рожде́нны
1-я
стопа
2-я
стопа
3-я
стопа
4-я
стопа
5-я
стопа
6-я
стопа (каталектическая)
-
/
-
/
-
/
-
/
-
/
-
Главные ударения –
1-я, 3-я, 5-я стопа, побочное ударение во 2-й и 4-й стопе.
От распределения
главных ударений строки (от его ритмического каркаса) условно зависит
выразительность стиха.
С.М. Бонди приводит
пример четырехударных стихов, звучащих по-разному:
1. Не мно́жеством
карти́н стари́нных мастеро́в
Укра́сить я всегда́
жела́л свою̀ оби́тель...
2. Чтоб
суеве́рно ѝм диви́лся посети́тель,
Внима̀я ва́жному сужде́нью знатоко́в.
Первый звучит более
медленно, спокойно, торжественно, второй отличается более стремительным
характером. Бесспорно, выразительность стихотворения в зависимости от
расстановки главных ударений очень неточна и в каждом случае индивидуальна.
Ведь содержание, сюжетность, стилистика, количество и место побочных ударений
будут также влиять на характер стиха.
В начале этой статьи
я упомянула, помимо пиррихия, еще и спондей. Но думаю, освоение тайны ямба и
хорея требует большой концентрации внимания поэтов. Поэтому, чтобы не перегружать
читателей новой и непростой информацией, решила о спондее рассказать в одной из
следующих статей.
Друзья, если у вас
после прочтения статьи возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях.
Тема, в самом деле, не простая. Буду стараться давать дополнительные
разъяснения. Также можно прислать небольшой фрагмент своей авторской работы для
разбора нарушений ритма – важно, чтобы пришло понимание, где речь идет о
пиррихии, а где – действительно о сбое ритма.
[Скрыть]Регистрационный номер 0424717 выдан для произведения:
О ТАЙНЕ ЯМБА И ХОРЕЯ
Здравствуйте, дорогие
поэты!
Трудно было
определиться с темой этой статьи, ведь она вторая после АЗБУКИ ПОЭТА. Столько
хочется всего рассказать!
Но после длительного
размышления я остановилась на теме двудольных стоп, ямба и хорея. Они известны
даже новичкам, но за их простотой скрывается тайна, с которой мы попробуем
разобраться.
Напомню, что стопа (метр) – это постоянная группа
безударных и ударных слогов. Стопы составляют стихотворные строки. Ямб и хорей – это двудольные стопы, то
есть стопы, состоящие из двух слогов. Также к двусложным стопам относят пиррихий и спондей.
Название
стопы
Состав
стопы
Графическое
обозначение стопы
Ямб
Безударный + ударный слоги
- /
Хорей
Ударный + безударный слоги
/ -
Пиррихий
Безударный + безударный слоги
- -
Спондей
Ударный + ударный слоги
/ /
Запомнить название в
соответствии с ударностью легко, по принципу «наоборот»:
- в слове «Ямб»
ударение на первом слоге, а обозначает он ударность на второй слог;
- в слове «хорЕй»
ударение на втором слоге, а означает он ударность на первый слог стопы.
Ямб – самый употребительный из метров
русского силлабо-тонического стиха. Основные размеры – 4-стопный (лирика,
эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.) [Современный толковый
словарь].
Приведу примеры ямбов
(от двух до шести стоп), так как есть поэты, которым сложно ориентироваться в
схемах. А вот повторить ритм по услышанной или прочитанной фразе многим гораздо
легче. Обращаю внимание, что в приведенных двустишиях именно в первой строке
воспроизведен чистый ямб, без ритмических вариаций.
Двустопный ямб:
- / - /
Пришла весна,
Всю ночь – без сна!
Трехстопный ямб:
- / - / -
/
Люблю твои глаза–
Искрится бирюза.
Четырехстопный ямб:
- / - / - / - /
Зови меня своей
мечтой,
Крылатой нимфой
золотой.
Пятистопный ямб:
- / - / -
/ - / - /
Ушёл – иди! Следы
сотрут дожди!
К окну невесты бывшей
не ходи.
Хорей – широко распространенный метр русского
стиха; особенно употребительны четырёх- и шестистопный хорей, с середины XIX
века — пятистопный.
Двустопный хорей:
/ - / -
Осень лету
Шлёт приветы.
Трёхстопный хорей:
/ - / - / -
Солнце рано встало,
Но глядит устало.
Четырёхстопный хорей:
/ - / - / - / -
Вместе будем небу
рады,
Солнце – лучшая
награда!
Пятистопный хорей:
/ - / - / - / - / -
Лужи, листья клёна,
мрак тумана –
Осень нынче наступила
рано.
С.М. Бонди в своем
труде о шестистопных ямбах А.С. Пушкина говорит о том, что двусложные стопы
существенно отличаются своей организацией от трехсложных стоп. Дело в том, что
в ямбах и хореях понятие стопы приобретает условный характер. Нередко стихи
одного и того же двусложного размера звучат в ритмическом отношении совершенно
по-разному. В чем же заключена тайна?
Если стихотворение
написано трехсложной стопой, например, четырехстопным дактилем, то это значит,
что в нем действительно в каждом стихе, в каждой строке по четыре стопы
дактиля, т. е. по четыре ударения, причем за каждым ударным слогом следуют два
безударных.
По́здняя о́сень.
Грачи́ улете́ли,
Ле́с обнажи́лся,
поля́ опусте́ли, —
(Н. А. Некрасов. «Несжатая
полоса»)
Анализируя же
стихотворения, написанные двусложным размером, стиховеды часто говорят о
пропусках метрического ударения, или о замене стопы пиррихием, или о
полуударениях, или об интенсах. Не суть важно, как это явление назвать.
Такие «недостатки
стихов» заметил еще М.В. Ломоносов. На самом деле, это органическое свойство русских двусложных размеров.
Н.Г. Чернышевский был
первым, кто объяснил неизбежность пропусков схемных ударений в русских ямбах.
Изучение больших отрывков русской прозы позволило выявить некую закономерность:
в среднем одно ударение в русском языке приходится на три слога. Проще сказать,
во-первых, в русском языке больше слов, состоящих из трех и более слогов, чем
слов из одного или двух слогов. А во-вторых, контекстное употребление слов
также гасит фонетические ударения в служебных или коротких зависимых словах.
Поэтому если
стремиться писать чистыми ямбами и хореями, без пропуска ритмических ударений,
то для стихов нужно подбирать только короткие слова. Употребив трёхсложное
слово, надо непременно рядом поставить односложное или двусложное, чтобы
ударения приходились через один слог. При этом ударение в трёхсложном слове
должно обязательно стоять посередине («Но боже мой, какая скука…»); слова с
начальным или конечным ударением (головА, гОловы) для подобной жёсткой схемы не
годятся.
В.К. Тредиаковский и М.В.
Ломоносов полагали, что в случае пропуска ударения в двусложном размере
появляется особая стопа – пиррихий,
состоящая из двух безударных слогов и способная замещать стопу как ямба, так и
хорея. Ломоносов вначале считал употребление пиррихиев поэтической погрешностью
и стремился в своих стихах обходиться без них. Потом он вынужден был
согласиться, что при относительно большой длине русских слов писать двусложными
размерами без пиррихиев нельзя.
Посмотрите на примеры
разностопных ямбов и хореев, приведенные выше. В первых строках использованы
только слова из двух слогов. И именно потому в этих строках соблюдены чистые
размеры ямба и хорея, ритмических пропусков нет. Как только во вторых строках
примеров появляются слова из трех слогов, тут же возникает пиррихий, который
нельзя в таких случаях считать ошибкой или недостатком.
Интересно, что С.М.
Бонди объяснял различие ритмики равноразмерных стихов не количеством, а
распределением ударений в стихе. В зависимости от того, на каких местах в
стихе, на каких стопах стоят ударения и на каких пропущены, стих приобретает
тот или иной ритмический характер.
Также он заметил, что
не все ударения в стихе равноценны с точки зрения ритма. Есть главные ударения,
образующие скелет, каркас ритма стиха, ударения, создающие данный ритм, и
побочные ударения, играющие роль некоторого усложнения, утяжеления основного
ритма, создаваемого главными ударениями. Отсутствие главного ударения в данном
месте стиха резко меняет его ритм, отсутствие же побочного ударения только
делает стих более легким.
Главные ударения – это ударения
наиболее постоянные, настойчиво повторяющиеся на данном слоге в ряду
последовательных стихов. Они создают наиболее простой, периодический,
симметричный ритм и часто совпадают с сильными фразовыми ударениями. Остальные
ударения, непостоянные, не периодичные, падающие на служебные или фразово
невыразительные слова, называют второстепенными или побочными.
Например, строки из
11 слогов с распределенными по-разному ритмическими ударениями («Моцарт и
Сольери». А.С. Пушкин):
1. Глубо́кие, плени́тельные та́йны...
1-я
стопа
2-я
стопа
3-я
стопа
4-я
стопа
5-я
стопа
6
стопа (каталектическая)
-
/
-
-
-
/
-
-
-
/
-
Главные ударения –
1-я, 3-я, 5-я стопа, побочных ударений нет.
2. Пыла́я, с лѐгким ды́мом исчеза́ли...
1-я
стопа
2-я
стопа
3-я
стопа
4-я
стопа
5-я
стопа
6
стопа (каталектическая)
-
/
-
-
/
-
-
-
/
-
Главные ударения –
1-я, 3-я, 5-я стопа, побочное ударение во 2-й стопе.
3. Как мы́сль моя̀ и зву́ки, мно̀й
рожде́нны
1-я
стопа
2-я
стопа
3-я
стопа
4-я
стопа
5-я
стопа
6
стопа (каталектическая)
-
/
-
-
/
-
-
/
-
Главные ударения –
1-я, 3-я, 5-я стопа, побочное ударение во 2-й и 4-й стопе.
От распределения
главных ударений строки (от его ритмического каркаса) условно зависит
выразительность стиха.
С.М. Бонди приводит
пример четырехударных стихов, звучащих по-разному:
1. Не мно́жеством
карти́н стари́нных мастеро́в
Укра́сить я всегда́
жела́л свою̀ оби́тель...
2. Чтоб
суеве́рно ѝм диви́лся посети́тель,
Внима̀я ва́жному сужде́нью знатоко́в.
Первый звучит более
медленно, спокойно, торжественно, второй отличается более стремительным
характером. Бесспорно, выразительность стихотворения в зависимости от
расстановки главных ударений очень неточна и в каждом случае индивидуальна.
Ведь содержание, сюжетность, стилистика, количество и место побочных ударений
будут также влиять на характер стиха.
В начале этой статьи
я упомянула, помимо пиррихия, еще и спондей. Но думаю, освоение тайны ямба и
хорея требует большой концентрации внимания поэтов. Поэтому, чтобы не перегружать
читателей новой и непростой информацией, решила о спондее рассказать в одной из
следующих статей.
Друзья, если у вас
после прочтения статьи возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях.
Тема, в самом деле, не простая. Буду стараться давать дополнительные
разъяснения. Также можно прислать небольшой фрагмент своей авторской работы для
разбора нарушений ритма – важно, чтобы пришло понимание, где речь идет о
пиррихии, а где – действительно о сбое ритма.
Елена, большое спасибо за статью! Очень важно применение таблиц...более ясное понимание. Буду ждать Ваши статьи. Очень хорошо придумано Вами обучение авторов.
Владимир, я здесь не вижу сбоя ритма. Если соотнести ритмическую структуру с содержанием и выделить фразовые акценты, то главные ударения, на мой взгляд, будут падать на 4-й и 8-й слоги. Попробуйте прочесть эти строки с нормальной скоростью (не замедленно) и с выделением именно этих ударений... Звучит живо и естественно. А после прочтите стихотворение с четким выделением всех положенных ритмических ударений. Звучит странновато, правда? Так что здесь ошибок нет, текст стиха читается легко и гармонично. Имхо
Спасибо большое, Елена! Если читать, как Вы написали, то, вроде, и хорошо получается! Значит, в строке может быть только одно главное ударение, оказывается!
Спасибо! В вашем случае всё-таки два главных ударения. Но бывает и одно. В русской лирике есть пример одностопного брахиколона... А если в строке всего один слог, то и у ударения нет свободы выбора )))
действительно полезная статья... азы... казалось бы, я уже все это знала...но нет-нет, да делают мне замечания, что слова не попадают под правильное ударение... не всегда я могу это "расслышать"((( когда раскладываю по слогам, вроде все нормально, но вот замечания есть...или же, наоборот, замечания делаются по поводу того, что ударным становится предлог...что не желательно попробую вспомнить пример... Каждый шаг смотрится под микроскопами:.. вопросов много, и очень хорошо, что появилась такая вот Мастерская, где можно будет найти ответы... Вам, Елена, от всей души хочу выразить благодарность и восхищение... ведь это такой труд, терпение и время...
Рената, спасибо за интерес и развернутый комментарий. Что касается примера: КАждый шаг смОтрится пОд микроскОпом. /--/--/--/- Это четырехстопный дактиль с каталектической (усечённой) последней стопой. И здесь, конечно, с ударениями непорядок. В словосочетании "каждый шаг" ритмическое ударение напрасно выделило зависимое слово, а управляющее слово оказалось без ударения "проглоченным" (помните об эффекте редукции?). В словосочетании "под микроскопом" - аналогичная ситуация. Ритмическое ударение упало на фонетически безударный предлог, тем самым, придав ему ещё и синтагменное ударение. Если расставить ударения как положено, в этой строке не останется даже намека на ритм: Каждый шАг смОтрится под микроскОпом. --//-----/-
о,ужас!... и еще печально ,что я многие слова-термины в Ващих комментариях не очень поняла((( а это значит ,что Ваша новая рубрика очень важна и очень даже пригодится) Спасибо, Елена!
Ничего ужасного не вижу! Если мы будем вместе разбирать такие примеры и незнакомые термины, Вы очень скоро всему научитесь. Я эту науку осваивала сама, без советов и помощи. И потратила на это ОЧЕНЬ много времени, увы...
Лена, спасибо за новую статью! Спасибо, что не жалеете на нас время! Вся эта наука для меня самый тёмный лес. Может когда-либо и пойму, хотя у меня серьёзные сомнения. Если я хочу писать стихи, то я их пишу. Что-то мне даже самой нравится, а что вовсе не нравится. Я даже, когда иду по улице и что-то вижу необычное, то в голове у меня рождаются определённые строки. Одно время записывала просто у себя на ладони, а теперь ношу с собой листы бумаги. Могу писать обо всём. Солнце рано встало, Но глядит устало.
Ещё бы! Да ведь оно просто не выспалось.
Я всегда буду приходить и читать. Читаю также и комментарии наших пользователей.
Очень интересно, очень доходчиво, так просто о сложном! Конечно, любому, кто любит излагать свои мысли в стихах, совершенно необходимо знать теорию стихосложения, хотя бы её азы. И всё-таки поэтом нельзя называть тех, кто умеет правильно чередовать ударные и безударные слоги в строчках. Ведь бывают стихи вовсе без ритма, без рифмы (к примеру, Песнь песней Соломона). На мой взгляд, поэту необходим музыкальный слух и определённый склад души. А без души стихи пусты, скучны и безжизненны.