ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → 839-й истребительный авиационный полк.

839-й истребительный авиационный полк.

16 октября 2017 - Владимир Савончик
article399222.jpg
839-й истребительный авиационный полк.
 
(краткая историческая справка)
 
Формировался с 14 апреля 1942 года по 5 мая 1942 года на аэродроме Обозёрская на основании Приказа Заместителя НКО №899 от 12 апреля 1942 года по штату 015/174.
 
Нахождение в строю:
 
С 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
В составе действующей армии:
 
С 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года. (222 дня) Перечень №12. Реального участия в боевых действиях не принимал.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 14 апреля 1942 года по 1 декабря 1942 года – в составе Военно-Воздушных Силэ
 
В составе объединений:
 
С 14 апреля 1942 года по 1 декабря 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Карельского Фронта.
С 1 декабря 1942 года по 28 декабря 1942 года – в составе 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта.
 
Командир полка:
 
Герой Советского Союза капитан Локтионов Андрей Фёдорович – с 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
Военный комиссар полка – заместитель командира полка по политической части:
 
Майор Русанов Илья Григорьевич – с апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года. Назначен на должность заместителя командира 839-го штурмового авиационного полка по политической части.
 
Участие в операциях и битвах:
 
Формирование – с 14 апреля 1942 года по 5 мая 1942 года.
Оборона Заполярья – с 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
Потери:
 
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Воздушные победы:
 
Нет.
 
Награждены орденами СССР:
 
УТОЧНЯЕТСЯ         
 
Вооружение:
 
УТИ-4 – с апреля 1942 года по ?
И-153
 
Дислокация:
 
Обозёрская – с 14 апреля 1942 года по ?
 
На основании Приказа Командующего 7-й Воздушной Армии №043 от 28 декабря 1942 года 839-й истребительный авиационный полк преобразован в 839-й штурмовой авиационный полк.
 
Дополнительная информация:
 
Герои Советского Союза проходившие службу в полку:
 
Локтионов Андрей Фёдорович – с 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
Лётчики-ассы проходившие службу в полку
 
Юркевич Иван Иванович – с апреля 1942 года по 10 июля 1942 года. Побед в составе полка нет.
 
Личный состав полка.
 
Буданцев Владимир Васильевич
Кобзев Михаил Васильевич
Локтионов Андрей Фёдорович
Русанов Илья Григорьевич
Юркевич Иван Иванович
 
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ
 
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 16 октября 2017 года.
 
Кобзев Михаил Васильевич
 
Возвращенная память.
 
28 мая 2007 г.
 
Михаил Кобзев Выписка из Книги Памяти Республики Коми, том 8 страница 308: "Кобзев Михаил Васильевич, 1922 г.р. Мобилизован Сыктывкарским ГВК в сентябре 1941 года…". Вот и всё… Всё что осталось от человека, от воина, от сына, от родного человека. Вот уже более 60-и лет в судьбе Михаила Васильевича не было даже строчки определенности – погиб, пропал без вести, умер от ран?
Чуть дополнить сведения о судьбе Михаила Кобзева мы смогли в Центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации: "…2 июля 1944 года самолет Ил-2 (заводской номер 1860) 839-го штурмового авиаполка 260-й смешанной авиадивизии 7-й Воздушной армии Карельского фронта сбит при выполнении боевого задания в районе Салми. Экипаж самолета: летчик сержант Леви Андрей Романович, воздушный стрелок старший сержант Кобзев Михаил Васильевич – не вернулись с боевого задания."
.
Предыстория.
.
Уже на протяжении ряда лет мы сотрудничаем в вопросах военной истории с нашими соседями из Финляндии. Согласно Межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Финляндия на территории Ленинградской области ежегодно работают поисковые группы из Финляндии. Каждый год поисковые отряды Санкт-Петербурга и Ленинградской области передают финской стороне останки обнаруженных в ходе поисковых работ погибших солдат Суоми. Финские поисковики, со своей стороны оказывают информационную поддержку нашим отрядам в вопросах установления имен погибших и представляют историческую и картографическую основу последующих поисковых работ.
Огромная информационно-исследовательская работа проводится финским историком с мировым именем Карлом Фредриком Геустом. Самой большой темой исследований Карла Геуста является военная история финской и советской авиации. Несколько лет мы посредством электронной почты и личных встреч обмениваемся исторической информацией. Примером этих взаимоотношений служит история установления судьбы летчика 5-го истребительного авиаполка ВВС КБФ Ессина Николая Михайловича. Согласно советских архивных документов Н.М. Ессин, значился пропавшим без вести 12 июля 1941 года. Благодаря информации Карла Геуста удалось установить, что Николай Михайлович совершил вынужденную посадку на территории Финляндии и спустя два дня попал в плен, где 28 февраля 1942 года умер. Нашими совместными усилиями удалось разыскать родных Николая Михайловича и найти место его захоронения в Финляндии. И вот по самой великой справедливости дочери солдата Великой войны спустя шестидесятилетия смогли приехать в Финляндию на могилу своего отца.
За эти годы К.Ф. Геустом переданы в наше распоряжение для исследования более 50-и копий протоколов допросов советских летчиков, штурманов и стрелков-радистов, которые попали в плен к финнам. Большинство из них, сбитые в воздушных боях, попали в плен без сознания, при вынужденных посадках на "брюхо", иногда после длительных скитаний по тылам противника без пищи. Некоторые, покинув горящий самолет, опускались на парашютах прямо в расположении финских войск. К сожалению, многие из них не смогли вернуться на Родину после подписания мирного соглашения между СССР и Финляндией в сентябре 1944 года, т.к. либо умерли от ран, полученных в воздушных боях, либо умерли в плену, либо были расстреляны как ярые сторонники коммунистического строя. Благодаря этим протоколам удается установить их судьбы, обстоятельства их последних боев, вернуть родным и близким их имена, вычеркнув тем самым из списков пропавших без вести.
Единственной трудностью, с которой нам приходится сталкиваться в этой работе, является то, что в Финляндии в архивах почти не сохранились документы по советским военнопленным. Дело в том, что ближе к осени 1944 года, когда между СССР и Финляндией велись переговоры о мире, а на фронтах стояло относительное затишье, большая часть документов, касающихся наших военнопленных, были вывезены из страны и обратно так и не возратились. Где сейчас находятся данные документы, финские историки ответить затрудняются. Даже при работе союзной контрольной комиссии по передаче военнопленных многие документы пришлось составлять заново. Те протоколы и другие документы, рассказывающие о судьбе наших соотечественников в плену, удается найти Карлу Геусту в архивных документах других инстанций и ведомств, куда согласно служебной рассылке отправлялись копии документов. Эта благородная миссия Карла Геуста по поиску архивных документов продолжается и в настоящее время.
Недаром бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Финляндии Юрий Степанович Дерябин отмечал: "Сейчас наступили иные времена. С большим волнением вспоминаю слова финских ветеранов: "Ваши ребята не несут ответственности за действия своих политиков, они, как и мы, выполняли свой воинский долг. Они достойны памятника"… Возврат забытых на Родине имен воинов – "…одно из направлений нашего нового взаимодействия с Финляндией. Речь идет о работе в архивах. Именно они должны дать ответ, которого ждут не только военные историки, но в первую очередь родные и близкие погибших: сколько, кто и где сложили свои головы в войнах – и с советской, и с финской стороны".
В ближайшее время наша взаимная работа по поиску и установлению судеб пропавших без вести советских воинов на территории Финляндии, а также в полосе соприкосновения при боевых действиях советских и финских войск выйдет на новый уровень.
Речь идет о том, что в настоящее время в военном архиве в Хельсинки начата работа по созданию так называемого "трофейного" фонда. В этом фонде будут храниться не обычные документы, а личные вещи бойцов и командиров Красной Армии, которые были обнаружены при погибших или изъяты при пленении: партийные и комсомольские билеты, справки, удостоверения, красноармейские книжки, блокноты, записные книжки, другие вещи и документы.
Начало этой работе уже положено, при нашей последней встрече с Карлом Геустом российской стороне переданы копии различных документов, которые были обнаружены у погибших летчиков, штурманов и стрелков радистов советских самолетов.
Вот об этом и наш рассказ.
 
Разбирая копии архивных документов, доставленных Карлом Геустом из Военного архива в Хельсинки, мы обнаружили интересные документы, которые почти полностью раскрыли фронтовую судьбу одного из воинов Карельского фронта.
Сначала "Удостоверение № 024033", выданное Сыктывкарской квалификационной комиссией Госавтоинспекции Управления Р.-К. Милиции Коми АССР 12 июня 1941 года на право управления мотоциклами всех марок на имя Кобзева Михаила Васильевича. В удостоверении вложен талон на право управления мотоциклом в течение 6-ти суток с момента отобрания удостоверения.
Затем кандидатская карточка ВКП(б) № 6856518. Выдана Кобзеву Михаилу Васильевичу в апреле 1944 года политотделом 260 смешанной авиадивизии Карельского фронта.
Читаем следующий документ: красноармейская книжка М.В. Кобзева. Звание и должность: сержант, писарь. Наименование части (учреждения): 839-й истребительный авиаполк. Наименование подразделения: управление полка. Образование: 10 классов средней школы. Национальность: русский. Год рождения: 1922. Год призыва: 24 сентября 1941 года. Каким военкоматом призван: Сыктывкарским РВК Коми АССР. Специальность до призыва: пилот. Место рождения: Воронежская область, Рождественско-Хавский район, село Рождественская Хава. Мать Кобзева Пелагея Павловна. Прохождение службы: 112-й стрелковый полк, сержант с 30 августа 1942 года, 102-й отдельный инженерный армейский батальон, сержант, командир отделения с 4 ноября 1942 года, 839-й истребительный авиаполк, сержант, писарь с 8 ноября 1942 года.
Прочитав данные по прохождению службы Михаила Кобзева, мы подивились перипетиям фронтовой судьбы солдата. Еще больший интерес к судьбе этого человека вызвал следующий документ - "Временное удостоверение № А 795540": "Предъявитель сего старший сержант Кобзев Михаил Васильевич награжден Приказом 7-й Воздушной армии Карельского фронта № 012 от 4 апреля 1944 года "За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками" Орденом Славы 3-й степени. Орден за № 695. Подпись: командир 260-й смешанной авиационной дивизии, гвардии полковник Рейфшнейдер.
С одной стороны было все объяснимо. 839-й истребительный авиаполк (впоследствии штурмовой авиаполк) входил в состав 260-й смешанной авиадивизии с момента ее переформирования 26 февраля 1943 года. На период формирования дивизии полк имел на вооружении самолеты И-16, И-153, И-15бис. А в марте-апреле 1943 года уже был перевооружен самолетами Ил-2. Но нас заинтересовал сам факт награждения писаря полка Орденом Славы 3-й степени! Какой подвиг совершил Михаил Васильевич Кобзев, находясь на должности писаря в авиационном полку, и как получилось, что его документы оказались в финском "трофейном" фонде военного архива?
На этот вопрос смогла ответить статья из фронтовой газеты "Воздушный стрелок Михаил Кобзев", которая также находилась среди документов, переданных нам финской стороной. Мы полностью дублируем ее текст:
"Еще задолго до войны простой деревенский мальчик Михаил Кобзев мечтал об авиации. Пришло время, и он добивается своего – поступил в аэроклуб на планерное отделение, а потом стал инструктором планеризма. Это приблизило его к авиации. Осталось только пойти в летную школу. Но началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Михаил был призван в Красную Армию и направлен в школу младших командиров. И вот вместо авиации Кобзев оказался командиром отделения в лыжной бригаде. Участвуя в боях с немецкими захватчиками в мае 1942 года он был дважды ранен и лишился четырех пальцев на левой руке.
Но мечта об авиации не покидала Кобзева. Признанный негодным к строевой службе, он добился, чтобы его послали хоть писарем, но все-таки в летную часть. И стоило ему оказаться на аэродроме, как снова овладела им давняя мечта.
Медицинская комиссия не допустила его к летной работе. Но Кобзев не унывал: "Не беда, что четырех пальцев нет. Можно быть хотя бы воздушным стрелком». И он этого добился.
Не окончив специальной школы воздушных стрелков, Кобзев стал сам упорно учиться, настойчиво осваивать теорию воздушной стрельбы. Практические же стрельбы, как и теорию, сдал на "отлично". И вот он по праву занял свое место в кабине стрелка на штурмовике.
Недавно шестерка "Ильюшиных-2" штурмовали и бомбили артиллерийские батареи и огневые точки противника. Когда штурмовики отходили от цели, на них набросились 12 истребителей противника.
Наши летчики вступили в бой с истребителями, а воздушные стрелки своим метким огнем отражали атаки немцев. Михаил Кобзев экономно расходовал боекомплект. Он видел, что бой принимает ожесточенный характер, и поэтому вел только прицельный огонь, выбирая удобные моменты.
Вот один "Мессершмитт-109" попытался атаковать самолет Кобзева. Но стрелок быстро открыл такой шквальный огонь, что немец шарахнулся в сторону. Второй прицельной очередью из крупнокалиберного пулемета Михаил Кобзев сбил противника.
Это была первая победа старшего сержанта Михаила Кобзева. Орденом Славы 3-й степени награжден отважный воздушный стрелок. Ал.Шевцов".
Позже 2 июля 1944 года при выполнении боевого задания Ил-2 Михаила Кобзева не вернулся, упав на финской территории. Среди документов погибшего воздушного стрелка, которые были обнаружены в обломках самолета финскими военнослужащими и теперь представлены вниманию исследователей, была и его фотография.
На нас с Вами смотрят молодые, немного грустные, глаза простого русского парня, который всю свою сознательную жизнь приближал мечту стать летчиком, покорять воздух и пространство. Получив тяжелое увечье, он настойчиво шел навстречу новым испытаниям. Что заставляло молодого парня, уже ставшего инвалидом в 20 лет и прошедшего суровую школу войны в пехоте, уже познавшего тяготы и лишения фронтовой жизни, вернуться на фронт? И не просто вернуться, а сознательно идти на более сложную и тяжелую боевую работу, которая была гораздо опаснее тыловой должности писаря при штабе!
Наверное, в то далекое и непростое время такие слова, как Долг и Родина, имели совсем другое значение для живущего поколения! Давайте задумаемся, а мы смогли бы так прожить свою жизнь?
.
Илья Прокофьев,
Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области
при содействии Карла Фредрика Геуста, члена правления Общества военных историков Финляндии.
 
Локтионов Андрей Фёдорович
 
Призван в Красную армию в 1930 году, во время службы в которой прошёл обучение в Сталинградской военно-авиационной школе пилотов.
В Великой Отечественной войне участвовал в качестве командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка (44-я истребительная авиационная дивизия, 6-я армия, Южный фронт) с июня 1941 года.
К 25 сентября 1941 года на счету капитана Локтионова были 83 боевых вылета на разведку и уничтожение сил противника, в ходе которых он нанёс значительный урон неприятелю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Андрею Фёдоровичу Локтионову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 688)[1].
С 25 июня по ноябрь 1943 года командовал 84-м гвардейским истребительным авиационным полком ПВО[2]. После окончания войны Андрей Локтионов остался в рядах Красной Армии, продолжив службу в ВВС СССР, откуда был уволен в запас в 1954 году в звании подполковника. До конца жизни А. Ф. Локтионов проживал в городе Кисловодск Ставропольского края.

© Copyright: Владимир Савончик, 2017

Регистрационный номер №0399222

от 16 октября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0399222 выдан для произведения: 839-й истребительный авиационный полк.
 
(краткая историческая справка)
 
Формировался с 14 апреля 1942 года по 5 мая 1942 года на аэродроме Обозёрская на основании Приказа Заместителя НКО №899 от 12 апреля 1942 года по штату 015/174.
 
Нахождение в строю:
 
С 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
В составе действующей армии:
 
С 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года. (222 дня) Перечень №12. Реального участия в боевых действиях не принимал.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 14 апреля 1942 года по 1 декабря 1942 года – в составе Военно-Воздушных Силэ
 
В составе объединений:
 
С 14 апреля 1942 года по 1 декабря 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Карельского Фронта.
С 1 декабря 1942 года по 28 декабря 1942 года – в составе 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта.
 
Командир полка:
 
Герой Советского Союза капитан Локтионов Андрей Фёдорович – с 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
Военный комиссар полка – заместитель командира полка по политической части:
 
Майор Русанов Илья Григорьевич – с апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года. Назначен на должность заместителя командира 839-го штурмового авиационного полка по политической части.
 
Участие в операциях и битвах:
 
Формирование – с 14 апреля 1942 года по 5 мая 1942 года.
Оборона Заполярья – с 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
Потери:
 
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Воздушные победы:
 
Нет.
 
Награждены орденами СССР:
 
УТОЧНЯЕТСЯ         
 
Вооружение:
 
УТИ-4 – с апреля 1942 года по ?
И-153
 
Дислокация:
 
Обозёрская – с 14 апреля 1942 года по ?
 
На основании Приказа Командующего 7-й Воздушной Армии №043 от 28 декабря 1942 года 839-й истребительный авиационный полк преобразован в 839-й штурмовой авиационный полк.
 
Дополнительная информация:
 
Герои Советского Союза проходившие службу в полку:
 
Локтионов Андрей Фёдорович – с 14 апреля 1942 года по 28 декабря 1942 года.
 
Лётчики-ассы проходившие службу в полку
 
Юркевич Иван Иванович – с апреля 1942 года по 10 июля 1942 года. Побед в составе полка нет.
 
Личный состав полка.
 
Буданцев Владимир Васильевич
Локтионов Андрей Фёдорович
Русанов Илья Григорьевич
Юркевич Иван Иванович
 
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ
 
Источники информации:
 
http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://soviet-aces-1936-53.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 16 октября 2017 года.
 
Локтионов Андрей Фёдорович
 
Призван в Красную армию в 1930 году, во время службы в которой прошёл обучение в Сталинградской военно-авиационной школе пилотов.
В Великой Отечественной войне участвовал в качестве командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка (44-я истребительная авиационная дивизия, 6-я армия, Южный фронт) с июня 1941 года.
К 25 сентября 1941 года на счету капитана Локтионова были 83 боевых вылета на разведку и уничтожение сил противника, в ходе которых он нанёс значительный урон неприятелю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Андрею Фёдоровичу Локтионову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 688)[1].
С 25 июня по ноябрь 1943 года командовал 84-м гвардейским истребительным авиационным полком ПВО[2]. После окончания войны Андрей Локтионов остался в рядах Красной Армии, продолжив службу в ВВС СССР, откуда был уволен в запас в 1954 году в звании подполковника. До конца жизни А. Ф. Локтионов проживал в городе Кисловодск Ставропольского края.
 
Рейтинг: 0 689 просмотров
Комментарии (2)
Владимир Савончик # 16 октября 2017 в 11:16 0

Локтионов Андрей Фёдорович

Призван в Красную армию в 1930 году, во время службы в которой прошёл обучение в Сталинградской военно-авиационной школе пилотов.
В Великой Отечественной войне участвовал в качестве командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка (44-я истребительная авиационная дивизия, 6-я армия, Южный фронт) с июня 1941 года.
К 25 сентября 1941 года на счету капитана Локтионова были 83 боевых вылета на разведку и уничтожение сил противника, в ходе которых он нанёс значительный урон неприятелю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Андрею Фёдоровичу Локтионову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 688)[1].
С 25 июня по ноябрь 1943 года командовал 84-м гвардейским истребительным авиационным полком ПВО[2]. После окончания войны Андрей Локтионов остался в рядах Красной Армии, продолжив службу в ВВС СССР, откуда был уволен в запас в 1954 году в звании подполковника. До конца жизни А. Ф. Локтионов проживал в городе Кисловодск Ставропольского края.
Владимир Савончик # 16 октября 2017 в 12:00 0

Кобзев Михаил Васильевич

Возвращенная память.

28 мая 2007 г.

Михаил Кобзев Выписка из Книги Памяти Республики Коми, том 8 страница 308: "Кобзев Михаил Васильевич, 1922 г.р. Мобилизован Сыктывкарским ГВК в сентябре 1941 года…". Вот и всё… Всё что осталось от человека, от воина, от сына, от родного человека. Вот уже более 60-и лет в судьбе Михаила Васильевича не было даже строчки определенности – погиб, пропал без вести, умер от ран?
Чуть дополнить сведения о судьбе Михаила Кобзева мы смогли в Центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации: "…2 июля 1944 года самолет Ил-2 (заводской номер 1860) 839-го штурмового авиаполка 260-й смешанной авиадивизии 7-й Воздушной армии Карельского фронта сбит при выполнении боевого задания в районе Салми. Экипаж самолета: летчик сержант Леви Андрей Романович, воздушный стрелок старший сержант Кобзев Михаил Васильевич – не вернулись с боевого задания."
.
Предыстория.
.
Уже на протяжении ряда лет мы сотрудничаем в вопросах военной истории с нашими соседями из Финляндии. Согласно Межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Финляндия на территории Ленинградской области ежегодно работают поисковые группы из Финляндии. Каждый год поисковые отряды Санкт-Петербурга и Ленинградской области передают финской стороне останки обнаруженных в ходе поисковых работ погибших солдат Суоми. Финские поисковики, со своей стороны оказывают информационную поддержку нашим отрядам в вопросах установления имен погибших и представляют историческую и картографическую основу последующих поисковых работ.
Огромная информационно-исследовательская работа проводится финским историком с мировым именем Карлом Фредриком Геустом. Самой большой темой исследований Карла Геуста является военная история финской и советской авиации. Несколько лет мы посредством электронной почты и личных встреч обмениваемся исторической информацией. Примером этих взаимоотношений служит история установления судьбы летчика 5-го истребительного авиаполка ВВС КБФ Ессина Николая Михайловича. Согласно советских архивных документов Н.М. Ессин, значился пропавшим без вести 12 июля 1941 года. Благодаря информации Карла Геуста удалось установить, что Николай Михайлович совершил вынужденную посадку на территории Финляндии и спустя два дня попал в плен, где 28 февраля 1942 года умер. Нашими совместными усилиями удалось разыскать родных Николая Михайловича и найти место его захоронения в Финляндии. И вот по самой великой справедливости дочери солдата Великой войны спустя шестидесятилетия смогли приехать в Финляндию на могилу своего отца.
За эти годы К.Ф. Геустом переданы в наше распоряжение для исследования более 50-и копий протоколов допросов советских летчиков, штурманов и стрелков-радистов, которые попали в плен к финнам. Большинство из них, сбитые в воздушных боях, попали в плен без сознания, при вынужденных посадках на "брюхо", иногда после длительных скитаний по тылам противника без пищи. Некоторые, покинув горящий самолет, опускались на парашютах прямо в расположении финских войск. К сожалению, многие из них не смогли вернуться на Родину после подписания мирного соглашения между СССР и Финляндией в сентябре 1944 года, т.к. либо умерли от ран, полученных в воздушных боях, либо умерли в плену, либо были расстреляны как ярые сторонники коммунистического строя. Благодаря этим протоколам удается установить их судьбы, обстоятельства их последних боев, вернуть родным и близким их имена, вычеркнув тем самым из списков пропавших без вести.
Единственной трудностью, с которой нам приходится сталкиваться в этой работе, является то, что в Финляндии в архивах почти не сохранились документы по советским военнопленным. Дело в том, что ближе к осени 1944 года, когда между СССР и Финляндией велись переговоры о мире, а на фронтах стояло относительное затишье, большая часть документов, касающихся наших военнопленных, были вывезены из страны и обратно так и не возратились. Где сейчас находятся данные документы, финские историки ответить затрудняются. Даже при работе союзной контрольной комиссии по передаче военнопленных многие документы пришлось составлять заново. Те протоколы и другие документы, рассказывающие о судьбе наших соотечественников в плену, удается найти Карлу Геусту в архивных документах других инстанций и ведомств, куда согласно служебной рассылке отправлялись копии документов. Эта благородная миссия Карла Геуста по поиску архивных документов продолжается и в настоящее время.
Недаром бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Финляндии Юрий Степанович Дерябин отмечал: "Сейчас наступили иные времена. С большим волнением вспоминаю слова финских ветеранов: "Ваши ребята не несут ответственности за действия своих политиков, они, как и мы, выполняли свой воинский долг. Они достойны памятника"… Возврат забытых на Родине имен воинов – "…одно из направлений нашего нового взаимодействия с Финляндией. Речь идет о работе в архивах. Именно они должны дать ответ, которого ждут не только военные историки, но в первую очередь родные и близкие погибших: сколько, кто и где сложили свои головы в войнах – и с советской, и с финской стороны".
В ближайшее время наша взаимная работа по поиску и установлению судеб пропавших без вести советских воинов на территории Финляндии, а также в полосе соприкосновения при боевых действиях советских и финских войск выйдет на новый уровень.
Речь идет о том, что в настоящее время в военном архиве в Хельсинки начата работа по созданию так называемого "трофейного" фонда. В этом фонде будут храниться не обычные документы, а личные вещи бойцов и командиров Красной Армии, которые были обнаружены при погибших или изъяты при пленении: партийные и комсомольские билеты, справки, удостоверения, красноармейские книжки, блокноты, записные книжки, другие вещи и документы.
Начало этой работе уже положено, при нашей последней встрече с Карлом Геустом российской стороне переданы копии различных документов, которые были обнаружены у погибших летчиков, штурманов и стрелков радистов советских самолетов.
Вот об этом и наш рассказ.

Разбирая копии архивных документов, доставленных Карлом Геустом из Военного архива в Хельсинки, мы обнаружили интересные документы, которые почти полностью раскрыли фронтовую судьбу одного из воинов Карельского фронта.
Сначала "Удостоверение № 024033", выданное Сыктывкарской квалификационной комиссией Госавтоинспекции Управления Р.-К. Милиции Коми АССР 12 июня 1941 года на право управления мотоциклами всех марок на имя Кобзева Михаила Васильевича. В удостоверении вложен талон на право управления мотоциклом в течение 6-ти суток с момента отобрания удостоверения.
Затем кандидатская карточка ВКП(б) № 6856518. Выдана Кобзеву Михаилу Васильевичу в апреле 1944 года политотделом 260 смешанной авиадивизии Карельского фронта.
Читаем следующий документ: красноармейская книжка М.В. Кобзева. Звание и должность: сержант, писарь. Наименование части (учреждения): 839-й истребительный авиаполк. Наименование подразделения: управление полка. Образование: 10 классов средней школы. Национальность: русский. Год рождения: 1922. Год призыва: 24 сентября 1941 года. Каким военкоматом призван: Сыктывкарским РВК Коми АССР. Специальность до призыва: пилот. Место рождения: Воронежская область, Рождественско-Хавский район, село Рождественская Хава. Мать Кобзева Пелагея Павловна. Прохождение службы: 112-й стрелковый полк, сержант с 30 августа 1942 года, 102-й отдельный инженерный армейский батальон, сержант, командир отделения с 4 ноября 1942 года, 839-й истребительный авиаполк, сержант, писарь с 8 ноября 1942 года.
Прочитав данные по прохождению службы Михаила Кобзева, мы подивились перипетиям фронтовой судьбы солдата. Еще больший интерес к судьбе этого человека вызвал следующий документ - "Временное удостоверение № А 795540": "Предъявитель сего старший сержант Кобзев Михаил Васильевич награжден Приказом 7-й Воздушной армии Карельского фронта № 012 от 4 апреля 1944 года "За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками" Орденом Славы 3-й степени. Орден за № 695. Подпись: командир 260-й смешанной авиационной дивизии, гвардии полковник Рейфшнейдер.
С одной стороны было все объяснимо. 839-й истребительный авиаполк (впоследствии штурмовой авиаполк) входил в состав 260-й смешанной авиадивизии с момента ее переформирования 26 февраля 1943 года. На период формирования дивизии полк имел на вооружении самолеты И-16, И-153, И-15бис. А в марте-апреле 1943 года уже был перевооружен самолетами Ил-2. Но нас заинтересовал сам факт награждения писаря полка Орденом Славы 3-й степени! Какой подвиг совершил Михаил Васильевич Кобзев, находясь на должности писаря в авиационном полку, и как получилось, что его документы оказались в финском "трофейном" фонде военного архива?
На этот вопрос смогла ответить статья из фронтовой газеты "Воздушный стрелок Михаил Кобзев", которая также находилась среди документов, переданных нам финской стороной. Мы полностью дублируем ее текст:
"Еще задолго до войны простой деревенский мальчик Михаил Кобзев мечтал об авиации. Пришло время, и он добивается своего – поступил в аэроклуб на планерное отделение, а потом стал инструктором планеризма. Это приблизило его к авиации. Осталось только пойти в летную школу. Но началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Михаил был призван в Красную Армию и направлен в школу младших командиров. И вот вместо авиации Кобзев оказался командиром отделения в лыжной бригаде. Участвуя в боях с немецкими захватчиками в мае 1942 года он был дважды ранен и лишился четырех пальцев на левой руке.
Но мечта об авиации не покидала Кобзева. Признанный негодным к строевой службе, он добился, чтобы его послали хоть писарем, но все-таки в летную часть. И стоило ему оказаться на аэродроме, как снова овладела им давняя мечта.
Медицинская комиссия не допустила его к летной работе. Но Кобзев не унывал: "Не беда, что четырех пальцев нет. Можно быть хотя бы воздушным стрелком». И он этого добился.
Не окончив специальной школы воздушных стрелков, Кобзев стал сам упорно учиться, настойчиво осваивать теорию воздушной стрельбы. Практические же стрельбы, как и теорию, сдал на "отлично". И вот он по праву занял свое место в кабине стрелка на штурмовике.
Недавно шестерка "Ильюшиных-2" штурмовали и бомбили артиллерийские батареи и огневые точки противника. Когда штурмовики отходили от цели, на них набросились 12 истребителей противника.
Наши летчики вступили в бой с истребителями, а воздушные стрелки своим метким огнем отражали атаки немцев. Михаил Кобзев экономно расходовал боекомплект. Он видел, что бой принимает ожесточенный характер, и поэтому вел только прицельный огонь, выбирая удобные моменты.
Вот один "Мессершмитт-109" попытался атаковать самолет Кобзева. Но стрелок быстро открыл такой шквальный огонь, что немец шарахнулся в сторону. Второй прицельной очередью из крупнокалиберного пулемета Михаил Кобзев сбил противника.
Это была первая победа старшего сержанта Михаила Кобзева. Орденом Славы 3-й степени награжден отважный воздушный стрелок. Ал.Шевцов".
Позже 2 июля 1944 года при выполнении боевого задания Ил-2 Михаила Кобзева не вернулся, упав на финской территории. Среди документов погибшего воздушного стрелка, которые были обнаружены в обломках самолета финскими военнослужащими и теперь представлены вниманию исследователей, была и его фотография.
На нас с Вами смотрят молодые, немного грустные, глаза простого русского парня, который всю свою сознательную жизнь приближал мечту стать летчиком, покорять воздух и пространство. Получив тяжелое увечье, он настойчиво шел навстречу новым испытаниям. Что заставляло молодого парня, уже ставшего инвалидом в 20 лет и прошедшего суровую школу войны в пехоте, уже познавшего тяготы и лишения фронтовой жизни, вернуться на фронт? И не просто вернуться, а сознательно идти на более сложную и тяжелую боевую работу, которая была гораздо опаснее тыловой должности писаря при штабе!
Наверное, в то далекое и непростое время такие слова, как Долг и Родина, имели совсем другое значение для живущего поколения! Давайте задумаемся, а мы смогли бы так прожить свою жизнь?
.
Илья Прокофьев,
Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области
при содействии Карла Фредрика Геуста, члена правления Общества военных историков Финляндии.