ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Страдание побежается любовью

Страдание побежается любовью

25 ноября 2014 - Алексей Гадаев
article255095.jpg
Страдание – это сложное эмоциональное напряжение с крайне неприятными, тягостными и мучительными ощущениями живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки, лишения.
Страдание по З Фрейду имеет три источника. Источники страдания таковы:
1. Предвосхищающие силы природы;
2. Бренность человеческого тела;
3. Недостатки интуиции, регулирующие взаимоотношения людей, в семье, обществе, государстве (В.Б.Шапарь с. 633).


Р.С.Немов в книге «психологический словарь» пишет: «Страдание психологическое состояние человека, характеризующееся глубокими, длительными и неприятными эмоциональными переживаниями типа горя печали, боли, тоски. При страдании соответствующие состояния обычно отчетливо и специфическим образом проявляются в мимике, жестах, пантомимике и других экспрессивно-выразительных движениях человека (с.419)
У. Макдауголл считает, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства – удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, как полого, так и частичного, страдание – следствием и знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивное удовольствие и страдание были альтернативами, практически друг друга взаимоисключающими»(с. 143).
Страдание может перейти в страдальчество.
Страдальчество - склонность направлять деструктивное, болезненное или оскорбительное самомучение. Предполагается, что посредством самомучения человек освобождается от чувства вины подобно тому, как исповедующийся в грехах или кающийся грешник испытывает облегчение. Впервые страдальчество описал Ф.М.Достоевский.

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/stradanie
Страдание - болезненное состояние организма в результате холода, голода, травм и других неприятностей.
Страдание часто отождествляется с чувством страдания, но это неточно.
Страдание как чувство
Страдание как чувство - (душевная боль) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий. Страдания характерны для людей с негативным мышлением. Типичные проявления страдания - обида, плач, причитания, печаль, расстройство, горе.
Страдание как переживание, как чувство страдания часто отождествляется состраданием как событием и фактом, но это неточно. Чувство страдания (чувство голода, холода, душевной боли) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий.
Страдание может быть способом требовать с другого человека: ты видишь, как мне плохо, поэтому ты, сволочь, обязан… Своеобразный способ привязывать и тянуть с другого человека.
Люди переживательного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют временем и глубиной страдания при ее потери.
Вдова плачет - значит, любит. «Всякое истинное желание должно быть выстрадано…»
Понятно, что это не самый разумный подход. Люди деятельного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют готовностью добыть и бережностью в использовании.
Жена заботится - значит, любит.
Какова природа чувства страдания? Чаще всего это выученное поведение, иногда имеющее целью (условной выгодой) привлечение внимания, когда-то оправдание или самооправдание - через убеждение себя или других в том, что потеря была ценима, и нередко является игрой на жалость. Если ребенок расстроился и расплакался, когда разбил чашку - его не накажут. А если не расстроился…
Страдать даже в трудных ситуациях не обязательно, есть более удачные способы поведения.
Господь дал мне три замечательных качества:
Мужество бороться там, где есть шанс победить,
Терпение - принять то, что победить не в силах и
Ум - способность отличать одно от другого.
И еще раз: посмотрите далее статью Душевная боль.

Душевная боль
Автор: Н.И. Козлов
Взрослые люди нередко создают душевную боль сами себе. Если ты знаешь, что твоя графиня не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Душевная боль, боль душевного тела - популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярности жизненной реальностью.
Душевная боль как сказка нашей культуры - богатое переживание, говорящее о глубине и близости отношений. Душевная боль как житейское обстоятельство, как реальность - неприятное ощущение психосоматического характера, ответственность за возникновение которого перекладывается на внешние обстоятельства и окружающих.
Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания - связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева. Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли, осмысляет ее не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее - как неприятность или кошмар-ужас, то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.
Иногда душевная боль возникает как реакция, как ассоциативная связь какого-либо неприятного события с памятью о прошлых больных переживаниях, иногда взрослые люди создают душевную боль сами себе.
Если ты знаешь, что твоя любимая женщина не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Нередко за душевной болью стоит та или иная внутренняя выгода: желание привлечь к себе внимание, страх неудачи, месть или борьба за власть. Нужно учесть и то, что современная культура душевную боль культивирует. Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека.
«У него ДУША БОЛИТ за дело!» / «Ну вы обо мне хотя бы немножко скучали?» / «Конечно, я расстроился! Мне же это не безразлично!»
Если душу не бередить, душевная боль проходит сама примерно с той же скоростью, с какой расслабляются мышечные зажимы: у детей за несколько часов, у взрослых за несколько дней, у людей пожилых за несколько недель.
К сожалению, у людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка "сыпать соль на рану": поднимать больные темы, видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны, в ситуации острого переживания ("незатянувшейся душевной раны") вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть. Как возможность занять пустоту в душе или развлечь себя любимым делом попереживания, это понять можно, однако всерьез так мучить себя глупо и недостойно.
Учтем, что душевную боль могут осознанно или нет создавать окружающие вас люди (способы те же - поднимать больные для вас темы, напрягать привязанность, ударять по больным точкам в душе). В таком случае, возможно, вам стоит пересмотреть отношения с этими людьми, либо хотя бы временно уменьшить с ними контакты.
Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, тренируя свою душевную стойкость, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами.
Самое смешное, тем не менее эффективно работающее средство - это, как ни странно, жвачка. Неоднократно проверено: если только страдалец начинает энергично и прочувственно обрабатывать сладкую резину челюстями, спустя минут десять исчезает и сладость жвачки, и горечь страдания. Дело в том, что душевные страдания предполагают достаточно тонкую работу лицевых мышц, а тупые и жесткие движения челюстей при жевании жвачки их уничтожают.
Ну не жуют при страдании! А если все-таки жуют, значит, приходится страдания отменять. Попробуйте представить:
– Луис Альберто, я так страдаю! — прошептала Марианна, пережевывая жвачку...
Впрочем, и любые другие тонкие душевные движения жвачкой уничтожаются так же надежно. Хотите ни любить, ни страдать - жуйте жвачку...

Жвачка и душевные страдания - две вещи несовместные.

Снятие душевной боли в работе психолога - отдельная тема, тут приходится говорить про очень разные вещи. Одно дело - снятие острой душевной боли, другое - кропотливая работа по устранению больных точек в душе. В любом случае все реально, было бы желание. Именно это - самое главное.


Истероид и страдание Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — истероид ищет страдания, потому что это привлекает к нему внимание. Он упивается своим страданием, не то что паранойяльный: тот всеми силами стремится избавиться от страдания и всех ставит на уши, чтобы ему помогли. Чтобы избавили. А истероиду нужно, чтобы ему сострадали и возились с ним. Всем нравится, когда с ними нянчатся, и не нравится, когда бросают в беде. Но истероид буквально купается в своих страданиях и хочет, чтобы все вокруг него суетились.
Посмотрите, дескать, как я страдаю, меня надо пожалеть.
Истероид стремится вызвать к себе не только сочувствие, но в большей степени жалость. Если не хватает естественных поводов для жалости, истероид что-то сделает недостаточно аккуратно и порежется, появится кровь, вокруг все будут бегать, а он окажется в центре внимания. Айша (Сугробова) называет такие случаи «самострелами».
А иногда в истерическом припадке дело доходит и до демонстративного членовредительства, порезов на локтевых сгибах, якобы для того чтобы вскрыть вены; добираются они чаще лишь до мелких сосудов, но крови много.
И вот: смотрите, до чего вы меня довели, смотрите, как мне плохо.
Гипотимы идут в монахи или в религиозные общины потому, что ищут тихого сочувствия, хотят, чтобы их приголубили. А истероиды жаждут громкого сочувствия: пожалейте меня, видите, как я страдаю.
Истероид вовлекает всех в свои страдания.
У истероидов — это крик о помощи. Когда истероидка проглатывает десяток таблеток и раскладывает десяток записок с указанием, где ее искать, — это она сообщает всем, что она покинута, что все ее бросили. И в голове: «Смотрите, как красиво я умру, все вы только тогда поймете, кого потеряли». Она думает и о том, помните, как будет смотреться в гробу. Да, это не шизоид, который может прийти к суициду потому, что схема мира в его голове не сложилась. А у истероида попытка суицида означает: «Я вообще-то жить хочу, но так жить не могу».
«Лет десять назад «Литературная газета» заинтересовалась вопросом суицида, И я дал небольшое интервью на тему того света. Я сказал, что до Страшного суда сам человек вершит суд над собой. И он необратимый, этот суд. Он тоже страшный, именно потому, что необратимый (ведь можно не рассчитать — проглотить на таблетку больше, и тогда конец). А кто судья? Мое разбушевавшееся самолюбие. Но ведь даже смертную казнь отменяют, чтобы в случае судебной ошибки не было необратимости. А тут сам человек может допустить «судебную» ошибку по отношению к себе. Здесь ведь он в одном лице и подсудимый, и жертва, и адвокат, и прокурор, и палач, и судья...»
Это я обращаюсь к человеку, решающему свести счеты с собой. Но те, кто окружает его, тоже могут воспользоваться этим рассуждением, чтобы его отговорить. Ведь такое состояние пройдет, и все начнет видеться, как чаще всего бывает, совсем в ином свете. И человек не имеет здесь права на ошибку, как не имеет права на ошибку судья.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Страдание — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений человека, при котором он испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.
Согласно словарю Ожегова, страдание— физическая или нравственная боль, мучение. НФЭ определяет страдание как "претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги". В то же время это форма активного напряжения физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов; среди его свойств упоминают также отчаяние, раздвоение, страсти. Отмечают также, что страданию имманентен, в той или иной мере, опыт познания.

Этимология

Большая энциклопедия по психиатрии (2-е изд., 2012) приводит в качестве этимологии общеславянское «страда» - работа, нужда; лат. sterno – повергать в уныние, губить. И. В. Дробышева указывает греческое «страдание, болезнь, мучение», считающиеся родственными греческое «острый, грубый», лат. strnuus «усердный, предприимчивый».
В философии

По А. А. Чанышеву, "для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен", оно "выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок)".
Со времён Аристотеля страдание наделяется категориальным статусом, это одна из десяти выделяемых им философских категорий.
Эпикур считал, что мудрость, как результат изучения философии, исцеляет от душевных страданий.
В литературе

В русской литературе
Достоевский в своих сочинениях проводит идею очистительного страдания. Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности и муке как бессмысленным неприятностям.
Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх. Ильин И. Творчество А. М. Ремизова

Психология

В психологии страдание рассматривается, как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть мука.
В работах большинства психологов страдание трактуется как угрожающее здоровью человека состояние, приводящее к неврозам и психозам[.
Исследователь Д. А. Токарев отмечает, что отношение человека к страданию напрямую зависит от его отношения к жизни, от умения найти точку опоры в сложном и противоречивом мире.
По мнению исследовательницы Марии Бабалаевой, страдание побеждается любовью, всем жизненным устремлением человека к счастью.

© Copyright: Алексей Гадаев, 2014

Регистрационный номер №0255095

от 25 ноября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0255095 выдан для произведения: Страдание – это сложное эмоциональное напряжение с крайне неприятными, тягостными и мучительными ощущениями живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки, лишения.
Страдание по З Фрейду имеет три источника. Источники страдания таковы:
1. Предвосхищающие силы природы;
2. Бренность человеческого тела;
3. Недостатки интуиции, регулирующие взаимоотношения людей, в семье, обществе, государстве (В.Б.Шапарь с. 633).


Р.С.Немов в книге «психологический словарь» пишет: «Страдание психологическое состояние человека, характеризующееся глубокими, длительными и неприятными эмоциональными переживаниями типа горя печали, боли, тоски. При страдании соответствующие состояния обычно отчетливо и специфическим образом проявляются в мимике, жестах, пантомимике и других экспрессивно-выразительных движениях человека (с.419)
У. Макдауголл считает, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства – удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, как полого, так и частичного, страдание – следствием и знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивное удовольствие и страдание были альтернативами, практически друг друга взаимоисключающими»(с. 143).
Страдание может перейти в страдальчество.
Страдальчество - склонность направлять деструктивное, болезненное или оскорбительное самомучение. Предполагается, что посредством самомучения человек освобождается от чувства вины подобно тому, как исповедующийся в грехах или кающийся грешник испытывает облегчение. Впервые страдальчество описал Ф.М.Достоевский.

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/stradanie
Страдание - болезненное состояние организма в результате холода, голода, травм и других неприятностей.
Страдание часто отождествляется с чувством страдания, но это неточно.
Страдание как чувство
Страдание как чувство - (душевная боль) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий. Страдания характерны для людей с негативным мышлением. Типичные проявления страдания - обида, плач, причитания, печаль, расстройство, горе.
Страдание как переживание, как чувство страдания часто отождествляется состраданием как событием и фактом, но это неточно. Чувство страдания (чувство голода, холода, душевной боли) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий.
Страдание может быть способом требовать с другого человека: ты видишь, как мне плохо, поэтому ты, сволочь, обязан… Своеобразный способ привязывать и тянуть с другого человека.
Люди переживательного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют временем и глубиной страдания при ее потери.
Вдова плачет - значит, любит. «Всякое истинное желание должно быть выстрадано…»
Понятно, что это не самый разумный подход. Люди деятельного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют готовностью добыть и бережностью в использовании.
Жена заботится - значит, любит.
Какова природа чувства страдания? Чаще всего это выученное поведение, иногда имеющее целью (условной выгодой) привлечение внимания, когда-то оправдание или самооправдание - через убеждение себя или других в том, что потеря была ценима, и нередко является игрой на жалость. Если ребенок расстроился и расплакался, когда разбил чашку - его не накажут. А если не расстроился…
Страдать даже в трудных ситуациях не обязательно, есть более удачные способы поведения.
Господь дал мне три замечательных качества:
Мужество бороться там, где есть шанс победить,
Терпение - принять то, что победить не в силах и
Ум - способность отличать одно от другого.
И еще раз: посмотрите далее статью Душевная боль.

Душевная боль
Автор: Н.И. Козлов
Взрослые люди нередко создают душевную боль сами себе. Если ты знаешь, что твоя графиня не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Душевная боль, боль душевного тела - популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярности жизненной реальностью.
Душевная боль как сказка нашей культуры - богатое переживание, говорящее о глубине и близости отношений. Душевная боль как житейское обстоятельство, как реальность - неприятное ощущение психосоматического характера, ответственность за возникновение которого перекладывается на внешние обстоятельства и окружающих.
Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания - связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева. Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли, осмысляет ее не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее - как неприятность или кошмар-ужас, то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.
Иногда душевная боль возникает как реакция, как ассоциативная связь какого-либо неприятного события с памятью о прошлых больных переживаниях, иногда взрослые люди создают душевную боль сами себе.
Если ты знаешь, что твоя любимая женщина не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Нередко за душевной болью стоит та или иная внутренняя выгода: желание привлечь к себе внимание, страх неудачи, месть или борьба за власть. Нужно учесть и то, что современная культура душевную боль культивирует. Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека.
«У него ДУША БОЛИТ за дело!» / «Ну вы обо мне хотя бы немножко скучали?» / «Конечно, я расстроился! Мне же это не безразлично!»
Если душу не бередить, душевная боль проходит сама примерно с той же скоростью, с какой расслабляются мышечные зажимы: у детей за несколько часов, у взрослых за несколько дней, у людей пожилых за несколько недель.
К сожалению, у людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка "сыпать соль на рану": поднимать больные темы, видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны, в ситуации острого переживания ("незатянувшейся душевной раны") вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть. Как возможность занять пустоту в душе или развлечь себя любимым делом попереживания, это понять можно, однако всерьез так мучить себя глупо и недостойно.
Учтем, что душевную боль могут осознанно или нет создавать окружающие вас люди (способы те же - поднимать больные для вас темы, напрягать привязанность, ударять по больным точкам в душе). В таком случае, возможно, вам стоит пересмотреть отношения с этими людьми, либо хотя бы временно уменьшить с ними контакты.
Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, тренируя свою душевную стойкость, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами.
Самое смешное, тем не менее эффективно работающее средство - это, как ни странно, жвачка. Неоднократно проверено: если только страдалец начинает энергично и прочувственно обрабатывать сладкую резину челюстями, спустя минут десять исчезает и сладость жвачки, и горечь страдания. Дело в том, что душевные страдания предполагают достаточно тонкую работу лицевых мышц, а тупые и жесткие движения челюстей при жевании жвачки их уничтожают.
Ну не жуют при страдании! А если все-таки жуют, значит, приходится страдания отменять. Попробуйте представить:
– Луис Альберто, я так страдаю! — прошептала Марианна, пережевывая жвачку...
Впрочем, и любые другие тонкие душевные движения жвачкой уничтожаются так же надежно. Хотите ни любить, ни страдать - жуйте жвачку...

Жвачка и душевные страдания - две вещи несовместные.

Снятие душевной боли в работе психолога - отдельная тема, тут приходится говорить про очень разные вещи. Одно дело - снятие острой душевной боли, другое - кропотливая работа по устранению больных точек в душе. В любом случае все реально, было бы желание. Именно это - самое главное.


Истероид и страдание Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — истероид ищет страдания, потому что это привлекает к нему внимание. Он упивается своим страданием, не то что паранойяльный: тот всеми силами стремится избавиться от страдания и всех ставит на уши, чтобы ему помогли. Чтобы избавили. А истероиду нужно, чтобы ему сострадали и возились с ним. Всем нравится, когда с ними нянчатся, и не нравится, когда бросают в беде. Но истероид буквально купается в своих страданиях и хочет, чтобы все вокруг него суетились.
Посмотрите, дескать, как я страдаю, меня надо пожалеть.
Истероид стремится вызвать к себе не только сочувствие, но в большей степени жалость. Если не хватает естественных поводов для жалости, истероид что-то сделает недостаточно аккуратно и порежется, появится кровь, вокруг все будут бегать, а он окажется в центре внимания. Айша (Сугробова) называет такие случаи «самострелами».
А иногда в истерическом припадке дело доходит и до демонстративного членовредительства, порезов на локтевых сгибах, якобы для того чтобы вскрыть вены; добираются они чаще лишь до мелких сосудов, но крови много.
И вот: смотрите, до чего вы меня довели, смотрите, как мне плохо.
Гипотимы идут в монахи или в религиозные общины потому, что ищут тихого сочувствия, хотят, чтобы их приголубили. А истероиды жаждут громкого сочувствия: пожалейте меня, видите, как я страдаю.
Истероид вовлекает всех в свои страдания.
У истероидов — это крик о помощи. Когда истероидка проглатывает десяток таблеток и раскладывает десяток записок с указанием, где ее искать, — это она сообщает всем, что она покинута, что все ее бросили. И в голове: «Смотрите, как красиво я умру, все вы только тогда поймете, кого потеряли». Она думает и о том, помните, как будет смотреться в гробу. Да, это не шизоид, который может прийти к суициду потому, что схема мира в его голове не сложилась. А у истероида попытка суицида означает: «Я вообще-то жить хочу, но так жить не могу».
«Лет десять назад «Литературная газета» заинтересовалась вопросом суицида, И я дал небольшое интервью на тему того света. Я сказал, что до Страшного суда сам человек вершит суд над собой. И он необратимый, этот суд. Он тоже страшный, именно потому, что необратимый (ведь можно не рассчитать — проглотить на таблетку больше, и тогда конец). А кто судья? Мое разбушевавшееся самолюбие. Но ведь даже смертную казнь отменяют, чтобы в случае судебной ошибки не было необратимости. А тут сам человек может допустить «судебную» ошибку по отношению к себе. Здесь ведь он в одном лице и подсудимый, и жертва, и адвокат, и прокурор, и палач, и судья...»
Это я обращаюсь к человеку, решающему свести счеты с собой. Но те, кто окружает его, тоже могут воспользоваться этим рассуждением, чтобы его отговорить. Ведь такое состояние пройдет, и все начнет видеться, как чаще всего бывает, совсем в ином свете. И человек не имеет здесь права на ошибку, как не имеет права на ошибку судья.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Страдание — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений человека, при котором он испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.
Согласно словарю Ожегова, страдание— физическая или нравственная боль, мучение. НФЭ определяет страдание как "претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги". В то же время это форма активного напряжения физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов; среди его свойств упоминают также отчаяние, раздвоение, страсти. Отмечают также, что страданию имманентен, в той или иной мере, опыт познания.

Этимология

Большая энциклопедия по психиатрии (2-е изд., 2012) приводит в качестве этимологии общеславянское «страда» - работа, нужда; лат. sterno – повергать в уныние, губить. И. В. Дробышева указывает греческое «страдание, болезнь, мучение», считающиеся родственными греческое «острый, грубый», лат. strnuus «усердный, предприимчивый».
В философии

По А. А. Чанышеву, "для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен", оно "выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок)".
Со времён Аристотеля страдание наделяется категориальным статусом, это одна из десяти выделяемых им философских категорий.
Эпикур считал, что мудрость, как результат изучения философии, исцеляет от душевных страданий.
В литературе

В русской литературе
Достоевский в своих сочинениях проводит идею очистительного страдания. Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности и муке как бессмысленным неприятностям.
Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх. Ильин И. Творчество А. М. Ремизова

Психология

В психологии страдание рассматривается, как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть мука.
В работах большинства психологов страдание трактуется как угрожающее здоровью человека состояние, приводящее к неврозам и психозам[.
Исследователь Д. А. Токарев отмечает, что отношение человека к страданию напрямую зависит от его отношения к жизни, от умения найти точку опоры в сложном и противоречивом мире.
По мнению исследовательницы Марии Бабалаевой, страдание побеждается любовью, всем жизненным устремлением человека к счастью.
 
Рейтинг: 0 541 просмотр
Комментарии (1)
Алексей Гадаев # 25 ноября 2014 в 10:50 0
М Прадин в работе "Чувства как регуляторы" пишет: "Представление о страдании может оттталкивать нас от субъекта или объекта и отдаляет надежду. Желанный объект или субъект может оказать сопротивление нашим желаниямили оспариваться у нас кем-либо, так возникает досада, ревность и одна из возможных форм гнева; заисть, если объект или субъект принадлежит ли представляется предназначенным другому; разочарование и печаль, когда отдаляется или ичезает надежда на его достижение;радость в проивоположном случае.Аналогичные нюансы создает угроза зла; некоторые из её форм, дают рождение второй разновидности гнева" (Вилюнас В.Психология эмоций.с.169).