ГлавнаяВся прозаМалые формыМиниатюры → СКОРО, СКОРО ТРОИЦА! ЗЕМЛЯ ТРАВОЙ ПОКРОЕТСЯ!

 

СКОРО, СКОРО ТРОИЦА! ЗЕМЛЯ ТРАВОЙ ПОКРОЕТСЯ!

19 июня 2013 - Валерий Митрохин
article142665.jpg

С детства помню эти слова. Спрашивал бабушку: «Но ведь лето уже. Трава давно выросла.  И даже кое-где выгорела». И был мне такой ответ: «А ты пойди в степь, да нарви травы и цветов, сам поймешь, почему так поется…»
И я  шел вместе с другими детьми. И приносил домой большую охапку зелени, среди которой обязательно были полынь и шалфей.  Запаху разнотравья и разноцветья полевого они придавали особый аромат.
Приходил с работы отец с вязанкой свежескошенного сена. Все – и мое и его –смешивалось и рассыпалось по земляному полу. Аромат стоял необыкновенный. Но никакой аллергии или головной боли ни у кого этот букет не вызвал. И еще одно. В степи в это время множество гадюк. Но мы их не боялись, потому что знали: в этот день никогда  змеи не нападают…
После праздника привядшую траву отдавали корове. И нам казалось, что молоко после такой еды у нее особенно вкусное.
И помнится мне с той поры еще одна частушка. Тому, кто захочет, не трудно будет догадаться почему:

«Я плясала, топала,
Я любила сокола,
Я любила сокола –
Ростом не высокого».

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Следом за литургией служится  великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа.
Святой Дух, будучи бестелесным, невидимым, на пятидесятый день после чудесного Христова Воскресения сошёл на Апостолов в виде языков пламени. Апостолы, чувствуя в себе божественный огонь, прославляли Бога на неизвестных им ранее языках. Так они обрели знание, которое было необходимо для проповеди христианства по всему миру.
День Святой Троицы имеет ещё и другие варианты названия: Пятидесятница, День Святого Духа, Духов День, Троица. Праздник был установлен самими Апостолами, которые ежегодно на пятидесятый день после Воскресения Христова вспоминали и прославляли это чудесное событие.
В ходе великой вечерни батюшка читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях – этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На  утрене поются два канона этого праздника: первый написан Косьмой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
По русской традиции, пол храмов и домов в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а церковных облачений – зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа.
На следующий день, в понедельник отмечается Духов день.
Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV веке Сергием Радонежским.
В народе к Троице тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.
Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этому празднику.
Обычай украшать дома и храмы зелёными ветками, цветами, травами идёт ещё от Ветхозаветной Пятидесятницы, когда иудеи вспоминали дарование им Синайского закона через 50 дней после их исхода из Египта. Христианская церковь дала обычаю новое значение: обновление людей Духом Святым по образу обновления природы.

© Copyright: Валерий Митрохин, 2013

Регистрационный номер №0142665

от 19 июня 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0142665 выдан для произведения:

С детства помню эти слова. Спрашивал бабушку: «Но ведь лето уже. Трава давно выросла.  И даже кое-где выгорела». И был мне такой ответ: «А ты пойди в степь, да нарви травы и цветов, сам поймешь, почему так поется…»
И я  шел вместе с другими детьми. И приносил домой большую охапку зелени, среди которой обязательно были полынь и шалфей.  Запаху разнотравья и разноцветья полевого они придавали особый аромат.
Приходил с работы отец с вязанкой свежескошенного сена. Все – и мое и его –смешивалось и рассыпалось по земляному полу. Аромат стоял необыкновенный. Но никакой аллергии или головной боли ни у кого этот букет не вызвал. И еще одно. В степи в это время множество гадюк. Но мы их не боялись, потому что знали: в этот день никогда  змеи не нападают…
После праздника привядшую траву отдавали корове. И нам казалось, что молоко после такой еды у нее особенно вкусное.
И помнится мне с той поры еще одна частушка. Тому, кто захочет, не трудно будет догадаться почему:

«Я плясала, топала,
Я любила сокола,
Я любила сокола –
Ростом не высокого».

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Следом за литургией служится  великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа.
Святой Дух, будучи бестелесным, невидимым, на пятидесятый день после чудесного Христова Воскресения сошёл на Апостолов в виде языков пламени. Апостолы, чувствуя в себе божественный огонь, прославляли Бога на неизвестных им ранее языках. Так они обрели знание, которое было необходимо для проповеди христианства по всему миру.
День Святой Троицы имеет ещё и другие варианты названия: Пятидесятница, День Святого Духа, Духов День, Троица. Праздник был установлен самими Апостолами, которые ежегодно на пятидесятый день после Воскресения Христова вспоминали и прославляли это чудесное событие.
В ходе великой вечерни батюшка читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях – этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На  утрене поются два канона этого праздника: первый написан Косьмой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
По русской традиции, пол храмов и домов в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а церковных облачений – зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа.
На следующий день, в понедельник отмечается Духов день.
Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV веке Сергием Радонежским.
В народе к Троице тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.
Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этому празднику.
Обычай украшать дома и храмы зелёными ветками, цветами, травами идёт ещё от Ветхозаветной Пятидесятницы, когда иудеи вспоминали дарование им Синайского закона через 50 дней после их исхода из Египта. Христианская церковь дала обычаю новое значение: обновление людей Духом Святым по образу обновления природы.

Рейтинг: 0 777 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!