Миниатюры

28 февраля 2012 - Владимир Колковский

                                 1   

          

        "ДА-А...", -- СКАЗАЛА БЫ КНИГА


                                       

             Экранизация классики дело особое.
             Ведь здесь один нюанс известный изначально имеется в отличие от фильмов обычных. О фильме обычном мы наперед почти ничего не знаем, а вот в случае экранизации первооснова всегда на виду, а это критерий ответственнейший. Тут хочешь-не хочешь, а по нему будут мерить сперва -- будут мерить всегда, будут мерить впригляд и впритирочку -- а потому, коль уж взялся, то душу всецело клади.
             И вот какие чудеса происходят порой.
             Имеются даже примеры, когда смотришь и ловишь на мысли себя: а ведь в чем-то и лучше, наглядней, доходчивей фильм -- их, тех самых корней изначальных. Наверняка и наука нам скажет, давно известны важнейшие принципы, как того лучше достигнуть. Но и в деле любом непременно отыщется принцип "убойный", прямой, когда и вне науки народу попроще все видно. Как, например, в экономике. Вот напоют тебе на уши множество принципов о процветании, а как зайдешь в магазин на знакомом пригорочке ты с карманом сегодняшним -- и без науки понятно становится.
             Вот и в кино тоже самое. Что критики скажут, я знаю: "А кто ты такой," -- но критикам платят, а смотрим-то мы. Откроешь, положим, ты после книгу -- и те же лица героев встают пред тобой! -- их мысли, и чувства и образы, словно фильм навсегда дописал их в гармонию... Скажут сразу же:  "Глаз-то у каждого свой!" -- но я выбираю особый; его эталоны известны, и спорить в ущерб самому. 
             Так уж случилось по жизни, что "Золотого теленка" я посмотрел прежде книги. И вот, читаешь впоследствии --  и точно они! -- они, те же лица героев с тобой навсегда, начиная от жуликов славных и до миллионера подпольного...  И как это кажется просто, но тут как тут, словно для контраста карикатурно-разительного встает  "экранизация"  нынешняя. Нынешняя и, как это нынче водится, сериальная. 
             Ну и кого из героев и вспомнишь? Ну-ка, ну-ка... Пожалуй, лишь самого главного, да и то лишь потому, что на виду всегда очень. Остап Ибрагимович, все-таки, комбинатор  "великий" -- личность серьезная, интеллектуал и даже философ, а не фанфаронишка школьный с чужими остротами... Диапозон широчайший  (а это как к слову сказать)  не есть непременное свойство большого таланта,  "милый любовник, фривольный нахал" не разъяснит и "миллиона терзаний" -- горе в комедии не на словах 
             А  "Княжна Мэри"? 
             Снова вспоминается телевизионный спектакль давнишний с Олегом Далем блистательным. Именно спектакль в черно-белых тонах скудных, в сценах сугубо комнатных, без кавказских высот и пейзажей ослепительных -- а на едином дыхании! Вот он -- вот он воочью печоринский дух, и снова покажется просто, но... Вновь тут как тут на глазах  "экранизация"  нынешняя, сериальная. 
             Какие слова подобрать? Ребята, вы книгу читали? А если читали, то как? Вспоминаем хотя бы вот это, лермонтовское :  "...о глазах я должен сказать особо. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак -- или злого нрава или глубокой постоянной грусти".
             Да, да, друзья, Печорин лермонтовский -- это прежде всего грусть... Грусть-тоска в безысходности, тонкий ум и предчувствие... Где это все в фейерверках пейзажных баталий и сцен?
             -- Дать голливудским, точно так бы засняли! -- кто-то рядом бросает, и как это верно подмечено.
            Голливудские так бы засняли, но ведь это же мерзость. Запомните, мерзость последняя -- из гор русских великих и голливуды строгать. То же самое горы великие русские зеленой их мерочкой мерить. 
         
                          *       *       * 
  
            Но даже таланты, умение здесь не в залогах, когда замаячил поток. Вот "Бег", "Дни Турбиных" , "Собачье сердце", "Идиот", "Мастер и Маргарита"! -- так и хотелось продолжить сей ряд шедевральный, добавить сюда и "Тараса", "Петра", но... Давайте поглядим с позиций убойных.
            Разве запомнишь,такого Петра? Пускай даже дряхлого... А Меньшиков, светлейший князь?... А колорит временой, исторический? Как-то смотришь и ловишь на мысли себя -- фильм, а вроде и не фильм -- посиделки очередные воскресные на РТР, где лица-костюмы не те, но также до боли знакомы.
            Можно же было выдернуть из незвестности, а результат-то каков, один Хлудов чего стоит! А здесь словно наспех по списку из колоды заслуженных, "рейтинговых". Но и Аллен Делон, в конце концов, не у каждой женщины непременно герой ее романа, заслуги-талант не панацея всегда и в любом приложении... Понятное дело, деньжата ведь тоже нужны, ладно уж там -- в тоннах мыла на оперу, но если касаешся классики... Тут уж коль взялся, то душу всецело клади.
            -- Да-а..., -- сказала бы книга, когда бы могла говорить. -- Вроде в умелые руки, а... не судьба!
            Экранизация классики дело Святое. Мыла в сей бочке совсем никчему.

      P. S.

            Почти одновременно начали рекламировать на РТР новую постановку.
            Пускай и не экранизацию, но тоже дело ответственнейшее. Фильм автобиографический о самом из самых. И сразу же мысль страшноватая. Глядишь, и снова забацают серии с прицелом конкретным на "массовую" -- а в этом деле, как наш известный классик-сказочник с гениальной простотой выразился "чем глупей, тем вернее". Гаркни в рожи: "вонючки!!!" -- заржут и захлопают , и отвалится рейтингов по уши... Загляни в популярнейший сайт, кто в числе первых на шапке приманчивой? 
            Дол...б и отвертка!
            Народу с границами тот час в отвратку от  "д-бов", ну а для рейтингов массовых самый верняк. Здесь фишкой первейшей по-свойму и вовремя  зад показать -- через недельку стошнит и наскучит, но это и по фиг с башлями за пазухой.
            Честно, даже зарекся смотреть, но... переключаюсь случайно -- и оторваться нельзя! И Миронов великолепен, и вообще подбор актеров в целом. Молодцы, и спасибо, ребята, на сей раз прекрасно сработали.

                          *     *     *
            
            Нехорошо, грубовато вышло. Чувствую, но так уже врезалось в ритмику... Впрочем, есть и привилегия у нашего брата-литератора специфическая: право на преувеличение. Гипербола сей литературный прием называется.


                                  2

      ПОЧЕМУ  СЕЙЧАС ТАК МНОГО  ПИШЕТ?



КАКОЙ НИ ВОЗЬМИ ТВОРЧЕСКИЙ САЙТ, А НЕПРЕМЕННО ВОПРОС ЭТОТ ВСТРЕТИШЬ : "ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ПИШУТ И ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ТАК МНОГО ПИШЕТ?"

              Во-первых, "сейчас" -- это не в тему. Всегда писали немало -- с тех пор, как начали писать. Я вот тоже начал по той самой главной причине еще где-то в году 82-ом прошлого века. И как раз тогда, кстати, в "Литературке" темка та же очень горячо обсуждалась: почему сейчас столько народу пишет?
              Да все просто.
              Детство, юность закончились. Ушли мечты розовые. Стало ясно -- что по чем, и как. Но по-прежнему грезится, по-прежнему хочется чего-то еще... А как себя выразить, если ты теперь на рутине? С дипломом или без? Где ты сейчас и кому? И куда?
              А тут все просто. Ручку взял, лист бумаги... Есть ведь миры у Ханлайна и Гаррисона, почему не создать и свои?
              И это прекрасно, что много. Это прекрасно, что много пишет, рисует, творит, стремится. Ведь это тоже не "хлебом единым", пускай и для него же поначалу, частенько...: Мол, холявы вон сколько, а я чем хуже? 
              Но и хлебушек нужен, не будем кривить. В нем те же Начала, а Время расставит, твори.


                                     3
.
                    --  А СУДЬИ  КТО?




Первый комментарий на свой очерк "ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ТАК МНОГО ПИШЕТ?" -- я получил вот какой:
          "Графоман не тот, кто много пишет, тот, кто публикует все, что написал".
           Возможно, здесь намек в мой адрес, ну да ладно. Мне даже лестно и объясню почему, но... чуть позже. А дело вот в чем. 
           Просто и ранее на различных литературных сайтах постоянно видишь гневные тирады в адрес т. н. "графоманов", вот невольно и призадумаешься... Лично у меня здесь невольная ассоциация возникает со знаменитым гоголевским Рудым Панько из "Вечеров", помните?
           "... зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство; нет, какой-нибудь оборванный мальчишка...", -- и т.д.
           А еще вспоминается, что сказал Некрасов, когда Достоевский принес ему свой первый (после возвращения из Мертвого дома) роман:
           -- Достоевский вышел весь, он больше ничего не напишет.
           Вот так, в свое время и Федора Михайловича туда записали. Считай, в графоманы те самые. Мол, хватит, завязывай, нечего больше бумагу марать -- вот оттого-то и лестно в компании!    
           А тот взял -- да и не поверил! И как это счастливо, что была бы мировая словесность без Эвереста ее?
           И это на уровне "глыб", что же тогда говорить о проколах помельче. Кто и когда сосчитал?
           Вот и Иноккентий Анненский, кстати, тоже прекрасный пример. Умер в безвестности, а сейчас он в отцах у течений... Есть, есть лишь один судья честный и правильный в Мире, и уж он-то расставит. Оглянитесь во Времени: вот они все, как один да по росту-росточку ранжирному: и Достоевский с Толстым, и Некрасов, и "блюхера да бароны те глупые", что "с базара" несли и несут...
          -- А судьи кто? -- спросил я в ответ на комментарий. -- Я так не берусь.
          Надо -- надо верить в себя и показывать, несмотря на всех судей. А Время... Время-времечко тоже ведь штука неспешная, того и норовит запоздать.
          Надо -- надо творить и стремиться. Человек... мжожет с творчества и начинается То, что есть Человек?


                                 4

      "БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ СВАДЬБА"    (Рассказ бывалого папаши)


                            Шутка



"БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ СВАДЬБА"... Молодежи, женихам и невестам нынешним возможно в диковинку словосочетание это, а народ постарше, конечно же, вспомнит сие изобретение времен достославной горбачевской антиалкогольной кампании. У нас ведь как любая кампания начинается? Только объявят ее с верхов самых высоких, пускай даже для менталитета нашего и самую вычурную -- а тут уж и забойщики на подхвате. Маяки, так сказать, на которых "равняться должно" -- вот и они и давай изобретать вариации... Ясное дело, из каких кругов маяки эти и из какого сорта личностей; соответственно, в те времена в их роли выступали наиболее ушлые общественные, партийные и комсомольские деятели.
          Мне же на ни одном подобном меропрятии так и не довелось поприсутствовать. И всем богам слава! -- теперь уж точно знаю. Хотя в подлинность тех самых свадеб  "безалкогольных"  на всю полную сотку не верю: для газет и ТВ может там ни капли и не было, а на самом-то деле... Знать бы заранее, а народ у нас грамотный, тем более по такому вопросу. Выход отыщет в любой ситуации.
          И вот, спустя двадцать лет с гаком... Правда, случилось это не свадьбе, но также на мероприятии торжественном, знаковом. На выпускном школьном вечере.
          И коварство великое ситуации заключалось в том именно, что это был уже не первый мой выпускной вечер в родительском качестве. А даже третий. И оба предыдущих прошли превосходно. Правда, на первом слегка  "не хватило", но это только к утру и выяснилось. Когда уже и наплясались вволю, и напоздравлялись и выговорились. 
          Вот и сейчас накануне настроение было самое праздничное. Тут и самой атмосферы предчувствие, и ностальгия особая по своим годам тем юным, как Джо Дассена мелодий волшебная грусть... Тут и сами ребята вокруг, каждый красив и наряден по-своему, оптимист и жизнерадостен... День для них памятный... Совершенно новый Мир впереди, и они верят.
          Одно лишь смущало. Всю неделю жара стояла за тридцать, раскалила в предел кирпич городской и панели. Духота и ночью на улице, а в помещении... Одно сказать, начали в девять вечера торжественную часть, а в пиджачках-галстуках мужики и минутки не высидели. Глядь -- а у каждого грудь нараспашку вокруг.
         Ну, кто был хоть разок, представляет. Сценарии схожи. Музыки празднество, лица особые, речи торжественные, напутственные. Каждого из ребят лично представят на подиум, лично поздравят всерьез и шутливо, каждому в руки документ долгожданный вручат.... В общем, если ребят больше сотни, то только к часу ночи с и управишься. Понятно, что народу постарше тяжковато такую жару выдюжить, несмотря на фанфары. Часика три прошло, а, гляжу, кое-кто начинает "клевать"... А ведь еще только торжественная часть на исходе, еще вся ночь впереди... "Ну да ладно! -- бодренько мыслится. -- Счас за столы, шампанского, может и водочки, ну и погнали тотчас карусели выплясывать. В первых два раза -- ночь как мгновенье одно!"
         Заходим, столы ломятся. И тут -- как по голове рогом:
         -- А спиртного ни капли, -- жена с боку. -- Даже шампанского.
         -- ...?!
         -- Директрисса конкретно сказала. Удалять сразу... если из-под полы.
         Да-а, директрисса. Видал пару раз, но... впечатляет.
         -- А что ж ты раньше молчала?!
         -- А ты и не спрашивал.
         Ну и дела, "не спрашивал!" -- это же точь-в-точь, но с поправочкой гендерной получается, как одна знакомая рассказывала. Мол, познакомились случайно, встречались, уже и дела совершили, как вдруг выясняется. Женатик.
         -- А что ж ты сразу не сказал?!
         -- А ты и не спрашивала.
         Ну и как было спрашивать после первых двух вечеров веселых? Даже и в мыслях не было. Директрисса?.. Пускай ты себе и директрисса, но и на свете жила -- праздник есть праздник, а не экстрим марафонский по телеку.
         Ладно. Взяли по кусочку на зуб, запили минералочкой. На балкончик выходим продышаться слегка. Глядь вокруг, а народ-то не промах, втихаря потянулся в планшетки. 
         -- А ты и не спрашивал! Вот что теперь делать, скажи?
         Не бежать же домой за шампанским, потому как прикупить что-нибудь выпускной ночью в нашем очень строгом государстве... Когда полные сутки запрет тотальный даже на пиво... В первый раз, помнится,когда слегка не хватило -- уже и компашка подобралась свойская, станцевались и спелись -- перемигнулись, собрали "капусту". Кому идти? -- вопрос сакраментальный... В итоге доверили самому старшему, явному дедушке, но... и опыт не спас. Ждали-ждали, является только под самый конец... С одной-то бутылочкой и на всю-то ораву.... И это, считай, повезло.
          Но неувязочка эта впечатление в целом совсем не испортила. Это был праздник -- праздник всеобщий, а не экстрим.
          И вот ведь какие вопросы встают. Где, подскажите, здесь логика? Гимназия одна из лучших по городу, конкурс почище вузовского. Понятно бывалому люду, какая собралась здесь публика. Справа полковник за столиком, слева директор толстенный, как шкаф, посередине буржуй новоявленный... и... "удалять". 
          Душно. Галстук в кармане, рубаха расстегнута, а все равно как повязанный. Час ночи, все-таки. И годы у многих не юные, за плечами поболе полтинника. Вокруг по-прежнему речи, фанфары и музыка, да только какие, к примеру, не выдумай песенки в автобусе душном, а как бы на волюшку вольную вырваться -- одна вот такая и тяжит мелодия... Лица чужие вокруг. Друг на дружку в напряг лишний раз глянуть, глазами полусонными больше на потолок да на стены. Кто-то вдруг робко, словно исподтишка кусочек ветчинки деревянными пальчиками тронет, чуть на зуб -- и на соседа пугливо: "Как хоть глянулось, братцы?" -- а не с голодной сторонки, подумали? Потом, смотришь, другая рука точно так потянулась... Словно пришла, наконец, ее очередь. 
          Ноги вытянуть всласть, улыбнуться, кинуть весело бодрое слово.... Здесь и сейчас -- это нонсенс, нелепость, оррер, "что вы, что вы"... Бывают на свете и дивы, но как же поверить в такое?-- за целую ночь удивительной "свадьбы" -- и не обмолвиться словом единым! Рядышком сидя... Однако это случилось, случилось и без преувеличений. 
          И как тут не вскрикнуть с поэтом могучим в отраду любым пришибеевым:  "Унтер и сейчас живее всех живых...!" -- но ладненько, дальше не буду. Наверно и так прогремело по памяти.
          Ведь можно! -- можно всегда отыскать и ее, серединку златую, а можно и праздничный вечер оформить в "ать-два"... Вино далеко и не жупел всегдашний, вспомните первое чудо Христа...  Яд у змеи иногда и лекарство.
                          
          Ну а к чему же рассказ мой?
          Конечно,вы поняли. Не попадите впросак, мужики!

© Copyright: Владимир Колковский, 2012

Регистрационный номер №0030753

от 28 февраля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0030753 выдан для произведения:

                                 1   

          

        "ДА-А...", -- СКАЗАЛА БЫ КНИГА


                                       

             Экранизация классики дело особое.
             Ведь здесь один нюанс известный изначально имеется в отличие от фильмов обычных. О фильме обычном мы наперед почти ничего не знаем, а вот в случае экранизации первооснова всегда на виду, а это критерий ответственнейший. Тут хочешь-не хочешь, а по нему будут мерить сперва -- будут мерить всегда, будут мерить впригляд и впритирочку -- а потому, коль уж взялся, то душу всецело клади.
             И вот какие чудеса происходят порой.
             Имеются даже примеры, когда смотришь и ловишь на мысли себя: а ведь в чем-то и лучше, наглядней, доходчивей фильм -- их, тех самых корней изначальных. Наверняка и наука нам скажет, давно известны важнейшие принципы, как того лучше достигнуть. Но и в деле любом непременно отыщется принцип "убойный", прямой, когда и вне науки народу попроще все видно. Как, например, в экономике. Вот напоют тебе на уши множество принципов о процветании, а как зайдешь в магазин на знакомом пригорочке ты с карманом сегодняшним -- и без науки понятно становится.
             Вот и в кино тоже самое. Что критики скажут, я знаю: "А кто ты такой," -- но критикам платят, а смотрим-то мы. Откроешь, положим, ты после книгу -- и те же лица героев встают пред тобой! -- их мысли, и чувства и образы, словно фильм навсегда дописал их в гармонию... Скажут сразу же:  "Глаз-то у каждого свой!" -- но я выбираю особый; его эталоны известны, и спорить в ущерб самому. 
             Так уж случилось по жизни, что "Золотого теленка" я посмотрел прежде книги. И вот, читаешь впоследствии --  и точно они! -- они, те же лица героев с тобой навсегда, начиная от жуликов славных и до миллионера подпольного...  И как это кажется просто, но тут как тут, словно для контраста карикатурно-разительного встает  "экранизация"  нынешняя. Нынешняя и, как это нынче водится, сериальная. 
             Ну и кого из героев и вспомнишь? Ну-ка, ну-ка... Пожалуй, лишь самого главного, да и то лишь потому, что на виду всегда очень. Остап Ибрагимович, все-таки, комбинатор  "великий" -- личность серьезная, интеллектуал и даже философ, а не фанфаронишка школьный с чужими остротами... Диапозон широчайший  (а это как к слову сказать)  не есть непременное свойство большого таланта,  "милый любовник, фривольный нахал" не разъяснит и "миллиона терзаний" -- горе в комедии не на словах 
             А  "Княжна Мэри"? 
             Снова вспоминается телевизионный спектакль давнишний с Олегом Далем блистательным. Именно спектакль в черно-белых тонах скудных, в сценах сугубо комнатных, без кавказских высот и пейзажей ослепительных -- а на едином дыхании! Вот он -- вот он воочью печоринский дух, и снова покажется просто, но... Вновь тут как тут на глазах  "экранизация"  нынешняя, сериальная. 
             Какие слова подобрать? Ребята, вы книгу читали? А если читали, то как? Вспоминаем хотя бы вот это, лермонтовское :  "...о глазах я должен сказать особо. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак -- или злого нрава или глубокой постоянной грусти".
             Да, да, друзья, Печорин лермонтовский -- это прежде всего грусть... Грусть-тоска в безысходности, тонкий ум и предчувствие... Где это все в фейерверках пейзажных баталий и сцен?
             -- Дать голливудским, точно так бы засняли! -- кто-то рядом бросает, и как это верно подмечено.
            Голливудские так бы засняли, но ведь это же мерзость. Запомните, мерзость последняя -- из гор русских великих и голливуды строгать. То же самое горы великие русские зеленой их мерочкой мерить. 
         
                          *       *       * 
  
            Но даже таланты, умение здесь не в залогах, когда замаячил поток. Вот "Бег", "Дни Турбиных" , "Собачье сердце", "Идиот", "Мастер и Маргарита"! -- так и хотелось продолжить сей ряд шедевральный, добавить сюда и "Тараса", "Петра", но... Давайте поглядим с позиций убойных.
            Разве запомнишь,такого Петра? Пускай даже дряхлого... А Меньшиков, светлейший князь?... А колорит временой, исторический? Как-то смотришь и ловишь на мысли себя -- фильм, а вроде и не фильм -- посиделки очередные воскресные на РТР, где лица-костюмы не те, но также до боли знакомы.
            Можно же было выдернуть из незвестности, а результат-то каков, один Хлудов чего стоит! А здесь словно наспех по списку из колоды заслуженных, "рейтинговых". Но и Аллен Делон, в конце концов, не у каждой женщины непременно герой ее романа, заслуги-талант не панацея всегда и в любом приложении... Понятное дело, деньжата ведь тоже нужны, ладно уж там -- в тоннах мыла на оперу, но если касаешся классики... Тут уж коль взялся, то душу всецело клади.
            -- Да-а..., -- сказала бы книга, когда бы могла говорить. -- Вроде в умелые руки, а... не судьба!
            Экранизация классики дело Святое. Мыла в сей бочке совсем никчему.

      P. S.

            Почти одновременно начали рекламировать на РТР новую постановку.
            Пускай и не экранизацию, но тоже дело ответственнейшее. Фильм автобиографический о самом из самых. И сразу же мысль страшноватая. Глядишь, и снова забацают серии с прицелом конкретным на "массовую" -- а в этом деле, как наш известный классик-сказочник с гениальной простотой выразился "чем глупей, тем вернее". Гаркни в рожи: "вонючки!!!" -- заржут и захлопают , и отвалится рейтингов по уши... Загляни в популярнейший сайт, кто в числе первых на шапке приманчивой? 
            Дол...б и отвертка!
            Народу с границами тот час в отвратку от  "д-бов", ну а для рейтингов массовых самый верняк. Здесь фишкой первейшей по-свойму и вовремя  зад показать -- через недельку стошнит и наскучит, но это и по фиг с башлями за пазухой.
            Честно, даже зарекся смотреть, но... переключаюсь случайно -- и оторваться нельзя! И Миронов великолепен, и вообще подбор актеров в целом. Молодцы, и спасибо, ребята, на сей раз прекрасно сработали.

                          *     *     *
            
            Нехорошо, грубовато вышло. Чувствую, но так уже врезалось в ритмику... Впрочем, есть и привилегия у нашего брата-литератора специфическая: право на преувеличение. Гипербола сей литературный прием называется.


                                  2

      ПОЧЕМУ  СЕЙЧАС ТАК МНОГО  ПИШЕТ?



КАКОЙ НИ ВОЗЬМИ ТВОРЧЕСКИЙ САЙТ, А НЕПРЕМЕННО ВОПРОС ЭТОТ ВСТРЕТИШЬ : "ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ПИШУТ И ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ТАК МНОГО ПИШЕТ?"

              Во-первых, "сейчас" -- это не в тему. Всегда писали немало -- с тех пор, как начали писать. Я вот тоже начал по той самой главной причине еще где-то в году 82-ом прошлого века. И как раз тогда, кстати, в "Литературке" темка та же очень горячо обсуждалась: почему сейчас столько народу пишет?
              Да все просто.
              Детство, юность закончились. Ушли мечты розовые. Стало ясно -- что по чем, и как. Но по-прежнему грезится, по-прежнему хочется чего-то еще... А как себя выразить, если ты теперь на рутине? С дипломом или без? Где ты сейчас и кому? И куда?
              А тут все просто. Ручку взял, лист бумаги... Есть ведь миры у Ханлайна и Гаррисона, почему не создать и свои?
              И это прекрасно, что много. Это прекрасно, что много пишет, рисует, творит, стремится. Ведь это тоже не "хлебом единым", пускай и для него же поначалу, частенько...: Мол, холявы вон сколько, а я чем хуже? 
              Но и хлебушек нужен, не будем кривить. В нем те же Начала, а Время расставит, твори.


                                     3
.
                    --  А СУДЬИ  КТО?




Первый комментарий на свой очерк "ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ТАК МНОГО ПИШЕТ?" -- я получил вот какой:
          "Графоман не тот, кто много пишет, тот, кто публикует все, что написал".
           Возможно, здесь намек в мой адрес, ну да ладно. Мне даже лестно и объясню почему, но... чуть позже. А дело вот в чем. 
           Просто и ранее на различных литературных сайтах постоянно видишь гневные тирады в адрес т. н. "графоманов", вот невольно и призадумаешься... Лично у меня здесь невольная ассоциация возникает со знаменитым гоголевским Рудым Панько из "Вечеров", помните?
           "... зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство; нет, какой-нибудь оборванный мальчишка...", -- и т.д.
           А еще вспоминается, что сказал Некрасов, когда Достоевский принес ему свой первый (после возвращения из Мертвого дома) роман:
           -- Достоевский вышел весь, он больше ничего не напишет.
           Вот так, в свое время и Федора Михайловича туда записали. Считай, в графоманы те самые. Мол, хватит, завязывай, нечего больше бумагу марать -- вот оттого-то и лестно в компании!    
           А тот взял -- да и не поверил! И как это счастливо, что была бы мировая словесность без Эвереста ее?
           И это на уровне "глыб", что же тогда говорить о проколах помельче. Кто и когда сосчитал?
           Вот и Иноккентий Анненский, кстати, тоже прекрасный пример. Умер в безвестности, а сейчас он в отцах у течений... Есть, есть лишь один судья честный и правильный в Мире, и уж он-то расставит. Оглянитесь во Времени: вот они все, как один да по росту-росточку ранжирному: и Достоевский с Толстым, и Некрасов, и "блюхера да бароны те глупые", что "с базара" несли и несут...
          -- А судьи кто? -- спросил я в ответ на комментарий. -- Я так не берусь.
          Надо -- надо верить в себя и показывать, несмотря на всех судей. А Время... Время-времечко тоже ведь штука неспешная, того и норовит запоздать.
          Надо -- надо творить и стремиться. Человек... мжожет с творчества и начинается То, что есть Человек?


                                 4

      "БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ СВАДЬБА"    (Рассказ бывалого папаши)


                            Шутка



"БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ СВАДЬБА"... Молодежи, женихам и невестам нынешним возможно в диковинку словосочетание это, а народ постарше, конечно же, вспомнит сие изобретение времен достославной горбачевской антиалкогольной кампании. У нас ведь как любая кампания начинается? Только объявят ее с верхов самых высоких, пускай даже для менталитета нашего и самую вычурную -- а тут уж и забойщики на подхвате. Маяки, так сказать, на которых "равняться должно" -- вот и они и давай изобретать вариации... Ясное дело, из каких кругов маяки эти и из какого сорта личностей; соответственно, в те времена в их роли выступали наиболее ушлые общественные, партийные и комсомольские деятели.
          Мне же на ни одном подобном меропрятии так и не довелось поприсутствовать. И всем богам слава! -- теперь уж точно знаю. Хотя в подлинность тех самых свадеб  "безалкогольных"  на всю полную сотку не верю: для газет и ТВ может там ни капли и не было, а на самом-то деле... Знать бы заранее, а народ у нас грамотный, тем более по такому вопросу. Выход отыщет в любой ситуации.
          И вот, спустя двадцать лет с гаком... Правда, случилось это не свадьбе, но также на мероприятии торжественном, знаковом. На выпускном школьном вечере.
          И коварство великое ситуации заключалось в том именно, что это был уже не первый мой выпускной вечер в родительском качестве. А даже третий. И оба предыдущих прошли превосходно. Правда, на первом слегка  "не хватило", но это только к утру и выяснилось. Когда уже и наплясались вволю, и напоздравлялись и выговорились. 
          Вот и сейчас накануне настроение было самое праздничное. Тут и самой атмосферы предчувствие, и ностальгия особая по своим годам тем юным, как Джо Дассена мелодий волшебная грусть... Тут и сами ребята вокруг, каждый красив и наряден по-своему, оптимист и жизнерадостен... День для них памятный... Совершенно новый Мир впереди, и они верят.
          Одно лишь смущало. Всю неделю жара стояла за тридцать, раскалила в предел кирпич городской и панели. Духота и ночью на улице, а в помещении... Одно сказать, начали в девять вечера торжественную часть, а в пиджачках-галстуках мужики и минутки не высидели. Глядь -- а у каждого грудь нараспашку вокруг.
         Ну, кто был хоть разок, представляет. Сценарии схожи. Музыки празднество, лица особые, речи торжественные, напутственные. Каждого из ребят лично представят на подиум, лично поздравят всерьез и шутливо, каждому в руки документ долгожданный вручат.... В общем, если ребят больше сотни, то только к часу ночи с и управишься. Понятно, что народу постарше тяжковато такую жару выдюжить, несмотря на фанфары. Часика три прошло, а, гляжу, кое-кто начинает "клевать"... А ведь еще только торжественная часть на исходе, еще вся ночь впереди... "Ну да ладно! -- бодренько мыслится. -- Счас за столы, шампанского, может и водочки, ну и погнали тотчас карусели выплясывать. В первых два раза -- ночь как мгновенье одно!"
         Заходим, столы ломятся. И тут -- как по голове рогом:
         -- А спиртного ни капли, -- жена с боку. -- Даже шампанского.
         -- ...?!
         -- Директрисса конкретно сказала. Удалять сразу... если из-под полы.
         Да-а, директрисса. Видал пару раз, но... впечатляет.
         -- А что ж ты раньше молчала?!
         -- А ты и не спрашивал.
         Ну и дела, "не спрашивал!" -- это же точь-в-точь, но с поправочкой гендерной получается, как одна знакомая рассказывала. Мол, познакомились случайно, встречались, уже и дела совершили, как вдруг выясняется. Женатик.
         -- А что ж ты сразу не сказал?!
         -- А ты и не спрашивала.
         Ну и как было спрашивать после первых двух вечеров веселых? Даже и в мыслях не было. Директрисса?.. Пускай ты себе и директрисса, но и на свете жила -- праздник есть праздник, а не экстрим марафонский по телеку.
         Ладно. Взяли по кусочку на зуб, запили минералочкой. На балкончик выходим продышаться слегка. Глядь вокруг, а народ-то не промах, втихаря потянулся в планшетки. 
         -- А ты и не спрашивал! Вот что теперь делать, скажи?
         Не бежать же домой за шампанским, потому как прикупить что-нибудь выпускной ночью в нашем очень строгом государстве... Когда полные сутки запрет тотальный даже на пиво... В первый раз, помнится,когда слегка не хватило -- уже и компашка подобралась свойская, станцевались и спелись -- перемигнулись, собрали "капусту". Кому идти? -- вопрос сакраментальный... В итоге доверили самому старшему, явному дедушке, но... и опыт не спас. Ждали-ждали, является только под самый конец... С одной-то бутылочкой и на всю-то ораву.... И это, считай, повезло.
          Но неувязочка эта впечатление в целом совсем не испортила. Это был праздник -- праздник всеобщий, а не экстрим.
          И вот ведь какие вопросы встают. Где, подскажите, здесь логика? Гимназия одна из лучших по городу, конкурс почище вузовского. Понятно бывалому люду, какая собралась здесь публика. Справа полковник за столиком, слева директор толстенный, как шкаф, посередине буржуй новоявленный... и... "удалять". 
          Душно. Галстук в кармане, рубаха расстегнута, а все равно как повязанный. Час ночи, все-таки. И годы у многих не юные, за плечами поболе полтинника. Вокруг по-прежнему речи, фанфары и музыка, да только какие, к примеру, не выдумай песенки в автобусе душном, а как бы на волюшку вольную вырваться -- одна вот такая и тяжит мелодия... Лица чужие вокруг. Друг на дружку в напряг лишний раз глянуть, глазами полусонными больше на потолок да на стены. Кто-то вдруг робко, словно исподтишка кусочек ветчинки деревянными пальчиками тронет, чуть на зуб -- и на соседа пугливо: "Как хоть глянулось, братцы?" -- а не с голодной сторонки, подумали? Потом, смотришь, другая рука точно так потянулась... Словно пришла, наконец, ее очередь. 
          Ноги вытянуть всласть, улыбнуться, кинуть весело бодрое слово.... Здесь и сейчас -- это нонсенс, нелепость, оррер, "что вы, что вы"... Бывают на свете и дивы, но как же поверить в такое?-- за целую ночь удивительной "свадьбы" -- и не обмолвиться словом единым! Рядышком сидя... Однако это случилось, случилось и без преувеличений. 
          И как тут не вскрикнуть с поэтом могучим в отраду любым пришибеевым:  "Унтер и сейчас живее всех живых...!" -- но ладненько, дальше не буду. Наверно и так прогремело по памяти.
          Ведь можно! -- можно всегда отыскать и ее, серединку златую, а можно и праздничный вечер оформить в "ать-два"... Вино далеко и не жупел всегдашний, вспомните первое чудо Христа...  Яд у змеи иногда и лекарство.
                          
          Ну а к чему же рассказ мой?
          Конечно,вы поняли. Не попадите впросак, мужики!

 
Рейтинг: 0 699 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!