ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Ф.М.Достоевский как психолог

Ф.М.Достоевский как психолог

26 ноября 2015 - Алексей Гадаев
Из лекции В.В.Петухова МГУ психологический факультет
З.Фрейд имеет право полагать, что человек всегда действует по какой-то причине, но не всегда осознанно. Это есть так называемое навык неосознаваемого поведения. Когда неосознаваемое поведение (навык) хорошо сформировано и развито, то это поведение действует автоматически и выполняется без участия сознания. В этом случае говорится, что у человека имеются неосознаваемые механизмы выполняемого действия. Это особый класс явлений - неосознаваемых побуждений к действию (неосознаваемые мотивы, стремления, желания, влечения). 
З.Фрейд утверждает, что пациент обладает сознанием, которое не позволяет ему адекватно понять себя до конца. Сознание не выполняет своей основной функции - осознаю себя не до конца, то есть сознание неадекватно осознает: "Ради чего?", "Зачем мне это нужно?", "Что со мной происходит?", "Почему я это делаю?". То есть у пациента есть неосознанные побуждения. 
Бессознательное:
1) это неосознаваемые побуждения;
2) это сознание без понимания..
В чём основное открытие З.Фрейда - это открытие артефакта. 
Слово артефакт имеет два значения: одно житейское, второе буквальное. 
Артефакт в жизни - досадная случайность, недоразумение.
Артефакт буквально - искусственно созданный факт, а значит не случайный, а следовательно имеющий причину, средства для своего сознания. Так вот З.Фрейд открыл для науки три области явлений:
1) Неврозы. Материал малой психиатрии (необоснованные житейские боязни, черты характера, которые человек считает анормальными).
2) Сновидения.
3) Ошибки обыденной жизни.
До Фрейда все эти три области считались чем-то случайным. А после Фрейда все эти области вошли в науку как артефакты во втором значении, как искусственно созданные факты, свойства, характеры и т.д.
1) Неврозы. Невроз - функциональное расстройство, не сопровождаемое структурными изменениями головного мозга; в психоанализе - личностное или умственное расстройство, возникшее не в результате какой-либо известной неврологической или органической дисфункции. Восприятие действительности остается при этом незатронутым, а страдающие неврозом пациенты придерживаются социальных норм. З.Фрейд различал четыре вида неврозов: тревожный, фобический, обессивно-компульсивный и истерический. Каждому из них свойственен специфический тип невротического конфликта.
Истерический конфликт характеризуется завышенный уровень притязаний и недооценки реальных условий и не соразмерность желаний этим условиям. Другими словами, истерик хочет больше того, что он может и что позволяют достичь реальные обстоятельства.  
Обессивно-психастенический конфликт характеризует противоречие. существующее между желаниями индивида и чувством долга.
Неврастенический конфликт представлен противоречием между реальными возможностями индивида и теми требованиями, которые он к себе предъявляет. Это значит, что индивид требует от себя больше того, что он может, как бы не понимая, на что он способен и что ему действительно по плечу [ Жмуров В.А.с.364].
У классического психоанализа не мало критиков, но сколько не критикуют психоанализ, столько и будут извлекать его новые возможности. 
Ф.Перлз развил психоанализ, как бы постоянно критиковал З.Фрейда. 
Описательное определение невроза Перлза . Различается психоз, невроз и личностное психическое здоровье. Психоз - большая психиатрия, серьёзное расстройство, когда человек полностью отождествляет себя с другим (например, говорит: Я -Наполеон). Невроз - малая психиатрия, человек не отождествляет себя с другим, но как бы говорит о себе и ведёт себя соответственно (я не Наполеон, но как Наполеон). А личностное здоровье - это когда человек говорит о себе "Я - это Я". 
Первый в истории психоанализа невроз именовался словом истерия, но как невроз это скорее истероидность, аномалия характера. попытка любой ценой привлечь к себе внимание. 
Бессознательное - это след задержанного эффекта. Событие, которое не может быть вытеснено, порождает симптом. Фрейд утверждает - единица бессознательного есть аффективный комплекс. Комплекс - это сцепление разнородных деталей конкретной ситуации, связанной с аффектом. В комплексе две части, явная и скрытая. Симптом навязчиво представлен в сознании, а причина скрыта в бессознательном. И тогда психоанализ - это фактически путь от симптома к причине. Фрейд считает, что аффективный комплекс человека создает себе сам проблему и он сам может решить эту проблему.
2) Сновидения - это попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это прекрасно видно в детских сновидениях. 
Сновидения - это аффективный комплекс с деталями. Есть запомнившаяся часть симптоматическая и есть бессознательная часть.
3) Ошибки обыденной жизни
Это тоже материал для анализа причин симптомов. Оговорки, потеря вещей, забывчивость в намерениях. Это тоже проявления бессознательного, нерешенных проблем, вытесненных желаний. Оговорки иногда иначе проговорками не назовёшь. 
Бессознательное - это след неверного решения важной жизненной проблемы, которое позволяет временно снять аффект (тревогу), но тем самым задерживает (сохраняет) его причину.

О Достоевском
У нас в России был своего рода Фрейд. Это Федор Михайлович Достоевский Он довольно полно и детально описал пациента психоаналитика.
Если взять все названия произведений Достоевского и по очереди их прочитать:
"Бедные люди" (невротик);
"Двойник" (как бы второе Я);
"Униженные и оскорбленные (типичный невротический круг, там постоянно идёт игра "Я тебя унизил и этим ты меня оскорбил";
"Белые ночи" (основной герой - мечтатель, пациент аналитика строит себе воздушные замки);%
"Записки из подполья" (желание спустится на дно, оказаться в подсознательном);
"Преступление и наказание" (вопрос Раскольникова, с которым он идёт как с идеей - это типичная личностная ошибка: " Тварь я дрожащая или право имею?". В этом вопросе нет выбора, ответ: Ты имеешь право убить старушку именно потому, что ты тварь дрожащая." Если бы не встретил девушку Соню, то наказания у него не было, он бы не понял - за что наказание).
 "Игрок" (пациент аналитика постоянно играет в игры и стремиться выиграть). Человек буквально сгорает от страсти к игре в рулетку. Он верит, что при большом выигрыше вернул бы все деньги и даже обогатился бы. Игра была для него игрой ради игры – явный припадок патологической страсти.
"Идиот" (князь Мышкин - это юродивый, очень тонко чувствующий всех  путь, людей, у него совершенно иное невротическое переживание - выброшенности из природы, он говорит "У всего свой путь, всё знает свой путь, с песнью восходит и с песнью уходит. Один я ничего не знаю и не понимаю, я выкидыш из природы". Идея - его природные органы не совершенны. Он не может найти себе места в природном мире);
"Подросток" (именно подросток - это пациент психоаналитика - фанатик, в этом возрасте начинаются проблемы. Готовый к росту, но ещё не Взрослый;
"Братья Карамазовы" (это хрестоматия по разработке Эдипового комплекса. Отношение сына к отцу. Смердяков - незаконнорожденный сын – мститель.
В романе мы находим сцену разговора старца с Дмитрием. Старец узнает, что тот носит в душе готовность  отцеубийству, и бросается перед ним на колени. Смердяков – едва ли не спаситель, взявший на себя вину отцеубийства, которую в ином случае пришлось бы нести другим. После того как Смердяков убил, убивать никого не надо, и его следует благодарить, иначе самому Дмитрию пришлось бы убивать. «И это не просто сострадание, это отождествление себя  с убийцей на основании одинаковых импульсов к убийству, иначе говоря, нарциссизм, смещенный от основной своей линии лишь в минимальной степени». <..> Достоевский, до этого романа  «писал сначала о преступнике обыденном, потом – политическом и религиозном, и только к концу жизни обратился к отцеубийце, к первопреступнику…»(З.Фрейд, Сю 126-127).
Также  у Достоевского в дневнике были новеллы "Маленький герой", "Мальчик у Христа на ёлке" (как путь верх к выздоровлению).  А два последних произведения зафиксировали путь вниз: "Бобок" (бессмысленное бормотание, невротик перестает понимать себя, собственный язык) и "Сон смешного человека" (это жизнь невротика, это скорее не жизнь а сон);
"Бесы" - это кучкующиеся группы людей, грубейшие пациенты психоаналитика. к ним надо относится очень спокойно. Например, это пациенты, которые считают что именно им позволено любить Родину. Достоевский показал, что это не только бедные, но и больные люди. 
 

© Copyright: Алексей Гадаев, 2015

Регистрационный номер №0318521

от 26 ноября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0318521 выдан для произведения: Из лекции В.В.Петухова МГУ психологический факультет
З.Фрейд имеет право полагать, что человек всегда действует по какой-то причине, но не всегда осознанно. Это есть так называемое навык неосознаваемого поведения. Когда неосознаваемое поведение (навык) хорошо сформировано и развито, то это поведение действует автоматически и выполняется без участия сознания. В этом случае говорится, что у человека имеются неосознаваемые механизмы выполняемого действия. Это особый класс явлений - неосознаваемых побуждений к действию (неосознаваемые мотивы, стремления, желания, влечения). 
З.Фрейд утверждает, что пациент обладает сознанием, которое не позволяет ему адекватно понять себя до конца. Сознание не выполняет своей основной функции - осознаю себя не до конца, то есть сознание неадекватно осознает: "Ради чего?", "Зачем мне это нужно?", "Что со мной происходит?", "Почему я это делаю?". То есть у пациента есть неосознанные побуждения. 
Бессознательное:
1) это неосознаваемые побуждения;
2) это сознание без понимания..
В чём основное открытие З.Фрейда - это открытие артефакта. 
Слово артефакт имеет два значения: одно житейское, второе буквальное. 
Артефакт в жизни - досадная случайность, недоразумение.
Артефакт буквально - искусственно созданный факт, а значит не случайный, а следовательно имеющий причину, средства для своего сознания. Так вот З.Фрейд открыл для науки три области явлений:
1) Неврозы. Материал малой психиатрии (необоснованные житейские боязни, черты характера, которые человек считает анормальными).
2) Сновидения.
3) Ошибки обыденной жизни.
До Фрейда все эти три области считались чем-то случайным. А после Фрейда все эти области вошли в науку как артефакты во втором значении, как искусственно созданные факты, свойства, характеры и т.д.
1) Неврозы. Невроз - функциональное расстройство, не сопровождаемое структурными изменениями головного мозга; в психоанализе - личностное или умственное расстройство, возникшее не в результате какой-либо известной неврологической или органической дисфункции. Восприятие действительности остается при этом незатронутым, а страдающие неврозом пациенты придерживаются социальных норм. З.Фрейд различал четыре вида неврозов: тревожный, фобический, обессивно-компульсивный и истерический. Каждому из них свойственен специфический тип невротического конфликта.
Истерический конфликт характеризуется завышенный уровень притязаний и недооценки реальных условий и не соразмерность желаний этим условиям. Другими словами, истерик хочет больше того, что он может и что позволяют достичь реальные обстоятельства.  
Обессивно-психастенический конфликт характеризует противоречие. существующее между желаниями индивида и чувством долга.
Неврастенический конфликт представлен противоречием между реальными возможностями индивида и теми требованиями, которые он к себе предъявляет. Это значит, что индивид требует от себя больше того, что он может, как бы не понимая, на что он способен и что ему действительно по плечу [ Жмуров В.А.с.364].
У классического психоанализа не мало критиков, но сколько не критикуют психоанализ, столько и будут извлекать его новые возможности. 
Ф.Перлз развил психоанализ, как бы постоянно критиковал З.Фрейда. 
Описательное определение невроза Перлза . Различается психоз, невроз и личностное психическое здоровье. Психоз - большая психиатрия, серьёзное расстройство, когда человек полностью отождествляет себя с другим (например, говорит: Я -Наполеон). Невроз - малая психиатрия, человек не отождествляет себя с другим, но как бы говорит о себе и ведёт себя соответственно (я не Наполеон, но как Наполеон). А личностное здоровье - это когда человек говорит о себе "Я - это Я". 
Первый в истории психоанализа невроз именовался словом истерия, но как невроз это скорее истероидность, аномалия характера. попытка любой ценой привлечь к себе внимание. 
Бессознательное - это след задержанного эффекта. Событие, которое не может быть вытеснено, порождает симптом. Фрейд утверждает - единица бессознательного есть аффективный комплекс. Комплекс - это сцепление разнородных деталей конкретной ситуации, связанной с аффектом. В комплексе две части, явная и скрытая. Симптом навязчиво представлен в сознании, а причина скрыта в бессознательном. И тогда психоанализ - это фактически путь от симптома к причине. Фрейд считает, что аффективный комплекс человека создает себе сам проблему и он сам может решить эту проблему.
2) Сновидения - это попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это прекрасно видно в детских сновидениях. 
Сновидения - это аффективный комплекс с деталями. Есть запомнившаяся часть симптоматическая и есть бессознательная часть.
3) Ошибки обыденной жизни
Это тоже материал для анализа причин симптомов. Оговорки, потеря вещей, забывчивость в намерениях. Это тоже проявления бессознательного, нерешенных проблем, вытесненных желаний. Оговорки иногда иначе проговорками не назовёшь. 
Бессознательное - это след неверного решения важной жизненной проблемы, которое позволяет временно снять аффект (тревогу), но тем самым задерживает (сохраняет) его причину.
О Достоевском
У нас в России был своего рода Фрейд. Это Федор Михайлович Достоевский Он довольно полно и детально описал пациента психоаналитика. Если взять все названия произведений Достоевского и по очереди их прочитать: 
"Бедные люди" (невротик);
"Двойник" (как бы второе Я);
"Униженные и оскорбленные (типичный невротический круг, там постоянно идёт игра "Я тебя унизил и этим ты меня оскорбил";
"Белые ночи" (основной герой - мечтатель, пациент аналитика строит себе воздушные замки);%
"Записки из подполья" (желание спустится на дно, оказаться в подсознательном);
"Преступление и наказание" (вопрос Раскольникова, с которым он идёт как с идеей - это типичная личностная ошибка: " Тварь я дрожащая или право имею?". В этом вопросе нет выбора, ответ: Ты имеешь право убить старушку именно потому, что ты тварь дрожащая." Если бы не встретил девушку Соню, то наказания у него не было, он бы не понял - за что наказание).
 "Игрок" (пациент аналитика постоянно играет в игры и стремиться выиграть);
"Идиот" (князь Мышкин - это юродивый, очень тонко чувствующий всех  путь, людей, у него совершенно иное невротическое переживание - выброшенности из природы, он говорит "У всего свой путь, всё знает свой путь, с песнью восходит и с песнью уходит. Один я ничего не знаю и не понимаю, я выкидыш из природы". Идея - его природные органы не совершенны. Он не может найти себе места в природном мире);
"Подросток" (именно подросток - это пациент психоаналитика - фанатик, в этом возрасте начинаются проблемы. Готовый к росту, но ещё не Взрослый;
"Братья Карамазовы" (это хрестоматия по разработке Эдипового комплекса. Отношение сына к отцу. Смердяков - незаконнорожденный сын - мститель;
Также  у Достоевского в дневнике были новеллы "Маленький герой", "Мальчик у Христа на ёлке" (как путь верх к выздоровлению).  А два последних произведения зафиксировали путь вниз: "Бобок" (бессмысленное бормотание, невротик перестает понимать себя, собственный язык) и "Сон смешного человека" (это жизнь невротика, это скорее не жизнь а сон);
"Бесы" - это кучкующиеся группы людей, грубейшие пациенты психоаналитика. к ним надо относится очень спокойно. Например, это пациенты, которые считают что именно им позволено любить Родину. Достоевский показал, что это не только бедные, но и больные люди.  
 
Рейтинг: 0 823 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!