Шиллер и Гойя
28 марта 2014 -
Владимир Степанищев
Философов эпохи «Бури и натиска», да и вообще всю философию до Хайдеггера, до экзистенциализма и психоанализа (куда мало-помалу перетекла почти вся современная онтология и метафизика) мало занимала такая субстанция человеческого духа, как сон. Это в высшей степени любопытно, если не сказать смешно, что трансцендентная, непознаваемая персона Бога занимает философскую науку куда как более, нежели сон, и хотя оба неуловимы, сну имманентному, реально существующему в качестве физиологического состояния, мы посвящаем, ни много ни мало, треть жизни. Сон, как и опьянение, Ницше считал силами самой природы (спасибо, дружище, за поддержку пьяниц), а Еврипид рассказывал, что когда Аполлон прогнал дочь Геи Фемиду из дельфийского храма, та (которая матушка) в отместку породила сновидения и, сделав их отражением прошлого и предвестником будущего, подарила всем смертным, оставив оракулов святилища без работы – никогда не злите женщину-мать, тем паче, ежели это сама мать-Земля. Правда, как и в случае с предсказаниями дельфийских пифий, у сновидений могут быть тысячи интерпретаций, за что Платон так не любил их, считая отражением мира, где господствует не знание, но мнение. Оставим Платону платоново, а Фрейду предоставим фрейдово, ведь именно последний называл сон столбовою дорогою в подсознание, сиречь в истину, стремлением к коей является всякая похмельная мысль.
Но вернемся к Шиллеру, точнее, к красоте как свободе, а свободе как игре, игре воображения. Назовите смелость мою вульгарной, но я берусь утверждать, что по-настоящему свободным, а следовательно счастливым человек может быть исключительно во сне, в игре сна, где волен он не только над законами физическими, но и моральными. Однако это в идеале конечно, а в реальности же… Кто из нас не помнит, как и во сне ему вдруг становилось стыдно или же как он хотел, но не мог взлететь? Юнг утверждал, что бессознательное заканчивается там, где начинается сознание и бессознательное невозможно мыслить, но как же тогда, что же тогда сила тяжести и стыд во сне, как не проникновение имманентного в трансцендентное, сознательного в бессознательное, как не покушение необходимости на свободу, на красоту? Да, я утверждаю, что как только наступает необходимость, прекращается и свобода, посему не может быть никакой гармонии вне сна, вне игры воображения, то есть, дисгармонична всякая реальность и если вам снится кошмар, то это ни что иное, как вторжение действительности в идеальный мир ваших фантазий, а вовсе не ваши фантазии как таковые.
Свой офорт «Сон разума» Франсиско Гойя снабдил таким резюме: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». М-да… Испанская земля подарила миру немало гениальных живописцев, но с философией у них что-то не клеилось, а ведь Гойя с Шиллером были современниками. Благо, кисть художника была куда умнее его языка, и что бы он ни писал, от библейских сюжетов до бытовых сцен или Обнаженной Махи – все божественно, все игра чистого разума, все красота и свобода, все сон…
Рейтинг: +1
422 просмотра
Комментарии (1)
| Анна Магасумова # 29 марта 2014 в 12:48 0 | ||
|
