Рыбалка

9 декабря 2013 - Серов Владимир

Приобщил меня к рыбалке дядя Ваня. Раз пригласил он меня порыбачить на лодке, мол, одному скучно.  Мне тогда было лет 10-11.

Мы поехали в поселок Князевку, который находится  на южной окраине Саратова около поселка Увек,  что перед железнодорожным мостом.

Там жила тетя Женя, одноногий инвалид, сестра тети Полины - жены дяди Вани. Она была вдова, и от покойного мужа осталась девятиметровая лодка-гулянка с мотором. Лодка была синего цвета, без передней кабины – вместо неё был вместительный рундук, в котором можно было укрыться от дождя или переночевать.  На этой лодке нам и предстояло рыбачить.

Я был в восторге от такой большой лодки, мне не терпелось скорей поплыть по воде, и было непонятно, чего они тянут.  ОНИ – это дядя Ваня и его местный приятель Коля. День проходил, а мы оставались на берегу.  Вода была затянута нефтяной плёнкой –  рядом находилась Увекская нефтебаза с причалом для нефтеналивных барж. Воняло свежей нефтью и рыбой, но эта вонь не могла всё-таки перебить специфический непередаваемый речной запах Волги – кто знает, меня поймет.

Когда в 15 лет я попал на Черное море (в Анапу), то сразу вспомнил запах воды в реке, море пахло совсем по-другому.

Пришёл вечер, смеркалось. Друзья взяли канистру и куда-то ушли, оставив меня сторожить лодку. Стемнело.  Примерно через час они вернулись, но уже с полной канистрой – тут я понял, что они где-то воровали бензин, отсутствие которого и была причиной нашей задержки на берегу.  Первый «рывок» был неудачен – вместо бензина друзья налили в канистру дизельного топлива.  Пришлось сходить «на дело» второй раз, но уже удачно.

Мотор лодки марки Л-6, в простонародье называемый «шестёрка», был практически безотказен и заводился солдатским ремнем, который наматывали на маховик двигателя и резко дёргали вверх.  Мотор чихал раза два и начинал работать ровно – чух-чух; чух-чух.

Мы с дядей Ваней отошли от берега и направились к железнодорожному мосту.  Так я впервые оказался посредине Волги, на левом краю фарватера  в полукилометре выше железнодорожного моста.

Заночевали на воде – спали в рундуке, где было душно и пахло воблой, вперемешку с запахом  жареных семечек, который исходил от жмыха. Лодка плавно качалась на длинной пологой волне, вода журчала под кормой, и пахло рекой.

Еле-еле серело, когда меня растолкал дядя Ваня. Мы что-то поели, запивая холодным чаем из большущего чайника. Было тихо, а сыроватый воздух создавал ощущение, что все вокруг липкое.

На Волге леща издавна ловят «на кольцо». Данный способ по настоящее время считается браконьерским, хотя он во всех отношениях не может сравниться с промышленным тралением рыбы по дну реки, в результате которого напрочь сдирается  питательная для рыбы среда – ил, ракушка, рачки и т.п. живность. Период восстановления этого слоя – 5 лет, при условии, что не будет повторного траления дня.

В сетку с ячеёй 1-2 см. кладётся груз и она набивается прикормом: жмых, каша, хлеб или сухари, смешанные с глиной. Также могут для запаха добавляться  анисовые капли, укроп или постное масло (если нет жмыха). Это называется «кормушка», а полная кормушкам называется «заряженной».

Заряженная кормушка на леске, толщиной от 0,8  до 1,0 миллиметра, опускается на дно ниже по течению от лодки. Течение размывает содержимое кормушки, создавая своеобразную «дорожку» из прикорма.

Затем готовится основная снасть. На леску прикрепляется свинцовый груз в виде кольца с разрезом наискосок. Выше груза  5-8 см. завязывается поводок длиной 1,5 - 2,0 метра, на который крепятся, как правило, три крючка номер 5-7.  Первый крючок  по основному поводку ниже на 30 см. крепится на отводном дополнительном  к основному поводке. Длина бокового поводка – 20-30 см. Второй крючок крепится также на втором боковом поводке на расстоянии 1 метр от начала основного поводка.  Третий крючок крепится на конце основного поводка.

Через разрез кольца снасть крепится на леску кормушки. И снасть опускается вдоль лески к кормушке.  Поводок распускается по течению и наживка, надетая на крючки, попадает в «дорожку» прикорма.

Лещ, попадая в «дорожку» начинает, попутно питаясь прикормом, подниматься против течения к кормушке.  Здесь он встречает крючки с наживкой. Всасывая наживку с крючком он попадается на основную снасть.

Подсекай и готово!

Лещ клюёт по-разному. Подлещик клюет судоржно, частым мелким поклёвом.  Крупный лещ клюёт или осторожным потягом (при всасывании наживки), или резким мощным ковком (когда голодный и мало корма).

Всё это отражается на леске основной снасти. Сторожить поклевки можно двумя способами.

Первый – на сторожок. Леску крепят на упругий пруток или натягивая леску по концу

короткого спиннинга. Поклевка неизбежно отражается на конце сторожка «ковками» и  его дрожанием .

Второй – на палец. Самый надёжный способ «услышать» поклёвку леща. Иногда даже

ощущаешь, когда лещ начинает всасывать наживку.

Отрицательным моментом является то, что способ лова «на кольцо» работает, только если на реке есть течение.

Другие негативные моменты зависят от квалификации рыбака.  Самое плохое, когда рыбак пропускает поклёвку, тогда лещ идет к кормушке и начинает вокруг неё кружить, наматывая  поводки и леску вокруг кормушки. Зачастую, такие «намотки» практически нельзя распутать.

Другой момент заключается в том, что леска основной снасти запутывается вокруг лески кормушки. Это происходит от неопытности рыбака, когда  леска снасти опускается параллельно леске кормушки на слабом течении.

Правильно, когда леска снасти опускается под углом не менее 30 градусов к линии лески кормушки.

Ловля первый раз «на кольцо» для меня представляла собой на 70 процентов процесс распутывания лески основной снасти. В чем, позднее, я очень хорошо разбирался.

Тем не менее, двух подлещиков (граммов по 700-900) я умудрился выловить -  это окончательно привязало меня к рыбалке.

Итак, мы стояли на воде в процессе лова «на кормушку» уже часов пять.  Дядя Ваня натаскал леща килограммов 10-12. Палило солнце. Хотелось спать, поесть, и попить чего-нибудь холодного.  Снялись с места, и пошли на базу.  Тетя Женя пожарила нам лещей –  жареный, крупный, свежий лещ имеет необыкновенный вкус, который не может сравниться ни с каким иным вкусом жареной рыбы (морская рыба в таком сравнении вообще участвовать не может, так как любая будет г…).

Часть рыбы дядя Ваня  где-то продал, купил водки, копченой колбасы, консервов и конфет. Это обстоятельство делало наши рыбачьи походы независимыми от базы, мы могли путешествовать автономно дней 5-6.   Но больше, чем на два дня мы не уезжали.

Потихоньку дела мои налаживались, путаницы лесок становилось меньше, и дядя Ваня всё меньше подсмеивался надо мной.

Однажды часов в 7-8 вечера мы стояли на воде, только-только начав рыбачить. Дул легкий ветерок с небольшой облачностью. Вдруг, буквально в секунду, ударил мощный порыв ветра с юга (снизу по течению). Вода  тут же вздыбилась крутой волной поперек течения, грозя перевернуть лодку на боковой качке. И тут я  увидел настоящий водяной смерч, который образовался на мелководье у левого берега, метров 800 от места нашей стоянки. Он был невысокий – метров 5-6, но самый настоящий. Больше я таких смерчей на воде не видел.

Ветер выл, а дядя Ваня кричал мне, чтобы я вынимал снасти – обе кормушки сразу и быстро.  Сам он тянул кормовой якорь, пытаясь оторвать его ото дна. Это ему довольно быстро удалось. Лодку стало разворачивать носом к ветру, что сразу сделало её устойчивой.

Выбрав якоря, дядя  Ваня завёл мотор, и мы ушли ниже моста в заливы левого берега. Пока мы искали стоянку для ночлега, ветер также внезапно стих, как и начался.

Мы вошли в узкую протоку, чтобы на всякий случай защититься от ветра, и стали на ночную стоянку.  Я тут же забросил удочку и хотел порыбачить.  Дядя Ваня  оборвал моё занятие, заставив меня собирать хворост для костра.

Здесь проявилось одно из волжских рыбачьих правил: сначала общее дело, потом - частное.

Когда костер уже горел, дядя Ваня готовился к ужину, а я решил проверить удочку.  На воде было тихо, а крупный пробковый поплавок лежал на боку, слегка притопленный. Я решил, что крючок зацепился за коряжку, и стал поднимать удочку, но ошибся - на крючок попался прекрасный линь, граммов на триста.

Линь рыба сильная и я вынул его не без труда, испытывая полный восторг. Это была наша единственная рыба за сегодня.

Дядя Ваня сварил его в какой-то плошке (по-моему это была миска для вычерпывания воды из лодки), добавив в воду соли, лаврушки и перца. Клянусь, тогда мне показалось, что ничего более вкусного я не ел никогда!  С тех пор я понял настоящую прелесть ухи.

Домой я приехал, чувствую себя заядлым рыбаком.

А через несколько лет, уже взрослым, я узнал, что в том месте, где мы с дядей Ваней ловили рыбу, под железнодорожным мостом,  разбился учебный истребитель с двумя летчиками-курсантами. Они могли упасть на город, но дотянули до воды, и поэтому не катапультировались. Позже я услышал песню, в исполнении Эдиты Пъехи, -  «а город подумал – ученья идут» и вспомнил об этих пацанах.  Оказалось – реальная история

© Copyright: Серов Владимир, 2013

от 9 декабря 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0174126 выдан для произведения:

Подсекай и готово!

Второй – на палец. Самый надёжный способ «услышать» поклёвку леща. Иногда даже

ощущаешь, когда лещ начинает всасывать наживку.

Домой я приехал, чувствую себя заядлым рыбаком.