ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Чукотские истории 16. Катамаран и Генгруз

Чукотские истории 16. Катамаран и Генгруз

20 марта 2018 - Владимир Винников


 

Однажды утром, в комнате отдыха кочегаров поселковой котельной, Виноградов увидел журнал «Техника молодёжи».

Страницы были раскрыты, и Володя прочитал: «Для водных походов или просто небольших прогулок катамаран имеет ряд преимуществ перед байдаркой, лодкой или яхтой.

Это высокая надежность, большая остойчивость при удовлетворительной маневренности, малая масса, комфортность, а также удобство при посадке и высадке.

Эти преимущества окупают известные недостатки  повышенную парусность корпуса и малую скорость при движении на веслах».

 

Ниже была фотография катамарана.

В комнату вошёл Василий, который занёс большой кусок пятислойной фанеры. Увидев, что Володя заинтересовался статьёй, Василий сказал:

- Там дальше, есть статья редактора. Он пишет, что японцы за последние пять лет, зная, что предложения изобретателей в СССР не запатентованы, сделали эту работу за нас.

Теперь не они у нас, а мы у них будем покупать технику, которые изобрели наши молодые ребята.

 

Виноградов выписывал такой журнал и сам.

Действительно, в каждом экземпляре журнала, были чертежи и рисунки частей и механизмов, инструментов и даже двигателей, которые изобретали совсем молодые ребята страны Советов.

 

Работа у Василия спорилась.

Каждый день, были видны изменения. Вот собран один корпус судна, основная часть, в которую входит набор и обшивка.

Василий никого не подпускал к своему изделию, все работы производил один. Словно ревнивая тёща, он поглядывал на пришедших в котельную людей и болезненно воспринимал их советы.

 

Однажды Николай Павлович хотел помочь Василию строгать бруски, называя их настилом. Василий даже обиделся и сказал:

- Маломерное судно, состоит из корпуса, в катамаране их два,  и надстройки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса катамарана, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.  

 Часть судна, ту, что впереди, называют носовой, а заднюю кормовой. Боковые стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы.

 Часть корпуса находящуюся под водой, называют подводной, а над водой  - надводной, нижнюю часть корпуса - днищем, а верхнюю, горизонтальную палубой.

 Прошу запомнить! Палуба, или как ты, Николай Павлович говоришь - настил, на маломерных судах отсутствует. А вообще, созданием катамарана занимаюсь я один, прошу мне не мешать. Когда всё сделаю, приглашу всех помочь спустить судно на воду.

 

Через две недели, катамаран, корпуса которого были покрыты эпоксидной смолой, спустили на воду залива.

Виноградов впервые в жизни находился на таком интересном парусном судне.

Ход катамарана под парусом  был ровный, судно почти не кренилась на повороте. Одновременно, в двух корпусах катамарана могли находиться четыре человека и груз в сто килограмм.

Дух захватывал, когда Василий поворачивал небольшое суденышко против волны. Правда, через некоторое время, Володю стало укачивать.

 

Каждое плавсредство необходимо было зарегистрировать у пограничников. Вася отпросился у Виноградова и через два дня вернулся в Конергино с таким разрешением.

 

Всё взрослое население посёлка следило за негласными соревнованиями судна Василия и вельбота  деда Каквургина во время охоты на моржей. Василий с внуком Каквургина, Виктором, первые подтащили к берегу свою добычу.

 

Однажды, Виноградов вместе с Василием шли на катамаране вдоль берега залива Креста часа два, а, возвращаясь в посёлок, в небольшом заливчике, Вася увидел табунок гаг.

Спустив парус, на вёслах вошли в заливчик и стали стрелять уток. Володя видел, что попадал в утку, но дробь отскакивала от неё, словно была не свинцовой, а резиновой.

Вася пояснил, что в гагу нужно стрелять против пера, у неё очень толстый, густой и плотный слой пуха.

 

Очень долго в этот вечер Виноградов щипал перья и пух у этих гаг. Его пальцы потом болели, но зато в поселковой мастерской, ему пошили очень тёплый жилет на гагачьем пуху.

Как раз к этому времени девчата изготовили для Володи, его матери и сестры торбаса из камуса с меховыми чулками и стельками из нерпичьей шкуры.

Торбаса женщинам были вышиты подшейным волосом оленя и бисером.

 

Неделю назад из Владивостока в Конергино был отправлен генгруз. И вот в заливе Креста стоит под разгрузкой сухогруз.

Если первый в начале июня доставил в посёлок строительные материалы и горючее в бочках, то на сей раз, были доставлены продукты, промышленные материалы и спиртное.

 

Сухогруз стоял метрах в ста от берега. Ближе из-за малой глубины залива, он подойти не мог.

В Конергино был причал, который сделали шабашники три года назад, но секрет их быстрой работы, открылся только в этом году.

 

За три года, морские волны повредили бетон по всей длине причала, и стало видно, что под небольшой толщиной внешней боковой стены, лежат  сложенные друг на друга в шахматном порядке, словно огромные кирпичи мешки с цементом.

Бумажная упаковка на них была проткнута, чтобы цемент в мешках «схватился» в воде.

Только теперь все поняли, почему всего за неделю, бригада из восьми человек проделала такую титаническую работу, будто бы вручную, изготавливая большое количество бетонной смеси для причала.

 

Хозяйственные товары, одежду, большие ковры два на три метра, ящики с ружьями, патроны, посуду в небольших фанерных ящиках, стал перевозить на своём катамаране Василий.

Ему помогали Николай Павлович и Тимофей.

Виноградов помогал разгружать лодки на берегу и грузить всё товары в тракторную тележку. Трактор «Белрусь» периодически делал рейсы на ТЗП (Торгово-заготовительный пункт).

 

Вот стали разгружать различные консервы, их с палубы сухогруза спускали краном в вельботы.

Сколько было рейсов с продуктами, Виноградов не считал.

Когда стали разгружать ящики с водкой, вином и коньяком, случилось происшествие.

Из вельбота, по неизвестной причине, упали в воду два члена бригады Каквургина. Василий на своём катамаране был рядом. В это время он там был один, Николай Павлович и Тимофей оставались на берегу.

 

Василий, не задумываясь, прыгнул в воду и сначала подтащил  к борту вельбота одного, потом второго человека.

Когда в вельбот подняли самого Василия, его катамарана уже не было видно. К этому времени поднялся сильный ветер, а у катамарана за счет двойного корпуса слишком большая парусность.

 

Через два дня, пограничники сообщили, что на другой стороне залива Креста, они обнаружили обломки катамарана.

 

Василий неделю ходил с опущенной головой.

Ко как-то утром, когда Виноградов после суточного дежурства Василия вошёл в котельную, он увидел на столе в комнате отдыха старый журнал «Техника молодёжи», в котором был чертёж катамарана.

На выметенном от угля полу перед котлами «Универсал»  уже был разложен набор деревянных реек, для продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки одной половины катамарана.

 

 

 

© Copyright: Владимир Винников, 2018

Регистрационный номер №0412462

от 20 марта 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0412462 выдан для произведения:


 

Однажды утром, в комнате отдыха кочегаров поселковой котельной, Виноградов увидел журнал «Техника молодёжи».

Страницы были раскрыты, и Володя прочитал: «Для водных походов или просто небольших прогулок катамаран имеет ряд преимуществ перед байдаркой, лодкой или яхтой.

Это высокая надежность, большая остойчивость при удовлетворительной маневренности, малая масса, комфортность, а также удобство при посадке и высадке.

Эти преимущества окупают известные недостатки  повышенную парусность корпуса и малую скорость при движении на веслах».

 

Ниже была фотография катамарана.

В комнату вошёл Василий, который занёс большой кусок пятислойной фанеры. Увидев, что Володя заинтересовался статьёй, Василий сказал:

- Там дальше, есть статья редактора. Он пишет, что японцы за последние пять лет, зная, что предложения изобретателей в СССР не запатентованы, сделали эту работу за нас.

Теперь не они у нас, а мы у них будем покупать технику, которые изобрели наши молодые ребята.

 

Виноградов выписывал такой журнал и сам.

Действительно, в каждом экземпляре журнала, были чертежи и рисунки частей и механизмов, инструментов и даже двигателей, которые изобретали совсем молодые ребята страны Советов.

 

Работа у Василия спорилась.

Каждый день, были видны изменения. Вот собран один корпус судна, основная часть, в которую входит набор и обшивка.

Василий никого не подпускал к своему изделию, все работы производил один. Словно ревнивая тёща, он поглядывал на пришедших в котельную людей и болезненно воспринимал их советы.

 

Однажды Николай Павлович хотел помочь Василию строгать бруски, называя их настилом. Василий даже обиделся и сказал:

- Маломерное судно, состоит из корпуса, в катамаране их два,  и надстройки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса катамарана, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.  

 Часть судна, ту, что впереди, называют носовой, а заднюю кормовой. Боковые стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы.

 Часть корпуса находящуюся под водой, называют подводной, а над водой  - надводной, нижнюю часть корпуса - днищем, а верхнюю, горизонтальную палубой.

 Прошу запомнить! Палуба, или как ты, Николай Павлович говоришь - настил, на маломерных судах отсутствует. А вообще, созданием катамарана занимаюсь я один, прошу мне не мешать. Когда всё сделаю, приглашу всех помочь спустить судно на воду.

 

Через две недели, катамаран, корпуса которого были покрыты эпоксидной смолой, спустили на воду залива.

Виноградов впервые в жизни находился на таком интересном парусном судне.

Ход катамарана под парусом  был ровный, судно почти не кренилась на повороте. Одновременно, в двух корпусах катамарана могли находиться четыре человека и груз в сто килограмм.

Дух захватывал, когда Василий поворачивал небольшое суденышко против волны. Правда, через некоторое время, Володю стало укачивать.

 

Каждое плавсредство необходимо было зарегистрировать у пограничников. Вася отпросился у Виноградова и через два дня вернулся в Конергино с таким разрешением.

 

Всё взрослое население посёлка следило за негласными соревнованиями судна Василия и вельбота  деда Каквургина во время охоты на моржей. Василий с внуком Каквургина, Виктором, первые подтащили к берегу свою добычу.

 

Однажды, Виноградов вместе с Василием шли на катамаране вдоль берега залива Креста часа два, а, возвращаясь в посёлок, в небольшом заливчике, Вася увидел табунок гаг.

Спустив парус, на вёслах вошли в заливчик и стали стрелять уток. Володя видел, что попадал в утку, но дробь отскакивала от неё, словно была не свинцовой, а резиновой.

Вася пояснил, что в гагу нужно стрелять против пера, у неё очень толстый, густой и плотный слой пуха.

 

Очень долго в этот вечер Виноградов щипал перья и пух у этих гаг. Его пальцы потом болели, но зато в поселковой мастерской, ему пошили очень тёплый жилет на гагачьем пуху.

Как раз к этому времени девчата изготовили для Володи, его матери и сестры торбаса из камуса с меховыми чулками и стельками из нерпичьей шкуры.

Торбаса женщинам были вышиты подшейным волосом оленя и бисером.

 

Неделю назад из Владивостока в Конергино был отправлен генгруз. И вот в заливе Креста стоит под разгрузкой сухогруз.

Если первый в начале июня доставил в посёлок строительные материалы и горючее в бочках, то на сей раз, были доставлены продукты, промышленные материалы и спиртное.

 

Сухогруз стоял метрах в ста от берега. Ближе из-за малой глубины залива, он подойти не мог.

В Конергино был причал, который сделали шабашники три года назад, но секрет их быстрой работы, открылся только в этом году.

 

За три года, морские волны повредили бетон по всей длине причала, и стало видно, что под небольшой толщиной внешней боковой стены, лежат  сложенные друг на друга в шахматном порядке, словно огромные кирпичи мешки с цементом.

Бумажная упаковка на них была проткнута, чтобы цемент в мешках «схватился» в воде.

Только теперь все поняли, почему всего за неделю, бригада из восьми человек проделала такую титаническую работу, будто бы вручную, изготавливая большое количество бетонной смеси для причала.

 

Хозяйственные товары, одежду, большие ковры два на три метра, ящики с ружьями, патроны, посуду в небольших фанерных ящиках, стал перевозить на своём катамаране Василий.

Ему помогали Николай Павлович и Тимофей.

Виноградов помогал разгружать лодки на берегу и грузить всё товары в тракторную тележку. Трактор «Белрусь» периодически делал рейсы на ТЗП (Торгово-заготовительный пункт).

 

Вот стали разгружать различные консервы, их с палубы сухогруза спускали краном в вельботы.

Сколько было рейсов с продуктами, Виноградов не считал.

Когда стали разгружать ящики с водкой, вином и коньяком, случилось происшествие.

Из вельбота, по неизвестной причине, упали в воду два члена бригады Каквургина. Василий на своём катамаране был рядом. В это время он там был один, Николай Павлович и Тимофей оставались на берегу.

 

Василий, не задумываясь, прыгнул в воду и сначала подтащил  к борту вельбота одного, потом второго человека.

Когда в вельбот подняли самого Василия, его катамарана уже не было видно. К этому времени поднялся сильный ветер, а у катамарана за счет двойного корпуса слишком большая парусность.

 

Через два дня, пограничники сообщили, что на другой стороне залива Креста, они обнаружили обломки катамарана.

 

Василий неделю ходил с опущенной головой.

Ко как-то утром, когда Виноградов после суточного дежурства Василия вошёл в котельную, он увидел на столе в комнате отдыха старый журнал «Техника молодёжи», в котором был чертёж катамарана.

На выметенном от угля полу перед котлами «Универсал»  уже был разложен набор деревянных реек, для продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки - оболочки одной половины катамарана.

 

 

 

 
Рейтинг: 0 254 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!