ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Чукотские истории 15. Какие интересные люди

Чукотские истории 15. Какие интересные люди

18 марта 2018 - Владимир Винников


 

В райисполкоме Виноградов забрал у Ратаутагина гербовую печать и выходя из кабинета секретариата, столкнулся с Никоновым, который пригласил Володю с собой. В исполкоме обсуждали статью, напечатанную в научном журнале МГУ.

 

Иван Павлович громко читал материал:

«В чукотском языке их различают несколько: - один, ставший основой литературного языка - уэленский, а так же энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты. Письменность с 1936 года разработана на русской графической основе.

 

Чукчи, это древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири.

По роду занятий, чукчи подразделяются на оседлых, которые охотятся на диких оленей и морских животных, и пеших.

 Название народа, происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавчавыт — "богатый оленями".

Издавна у чукчей сложилось два типа хозяйства. Основу осёдлых чукчей составляло оленеводство, пеших - морской зверобойный промысел.

Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

В шестидесятые-семидесятые годы, в некоторых совхозах разводили голубых норок.

 

Оленей всегда выпасали без пастушеской собаки. В летнее время на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на пять, десять километров.

 

Береговые чукчи охотились в летне-осенний период на тюленей, нерп, лахтаков, моржей, китов. Охота давала им основные продукты питания. Китов и моржей добывали коллективно.

 

Оленные, и береговые чукчи рыбу ловят сетями,  очень редко сачками и удилами, летом  с берега или лодок, зимой в проруби.

 

Женщины выделывают мех, шьют одежду и обувь, плетут сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делают мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивают подшейным волосом оленя, бисером.

 

Мужчины обрабатывают и художественно режут кость и моржовый клык. В шестидесятые годы возникли косторезные объединения, которые продают свои изделия по всему миру. Эти изделия покупают за волюту очень дорого.

Основным средством передвижения чукчей в тундре являются олени, запряженные в нарты, их несколько видов - для перевозки груза, посуды, детей, жердей остова яранги.

Во всех национальных поселениях изготавливают обувь сами, а так же делают из шкур морских млекопитающих, оленьих шкур,  кожаные подошвы, ремни, арканы.

 Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно- бытовую и празднично-обрядовую, это детская, молодежная, мужская, женская, стариковская ритуально-похоронная.

Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов.

Основа женского костюма - меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

Обычная обувь - короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками, или нерпичьей шкуры.

 

Традиционная пища это оленина, мясо и жир морских животных. Особенно сытным считается мясо моржа, которое заготавливается традиционным способом.

В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.

 

В связи с тем, что мясо морских зверей очень жирное, к нему требуются растительная пища. Чукчи традиционно употребляют в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты, которые собирают у моря и в тундре женщины и дети.

Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживают, квасят, смешивают с жиром, кровью».

 

Участники обсуждения недолго спорили между собой относительно некоторых утверждений учёных, потом все выпили по стакану горячего чая и разошлись.

Иван Павлович, достал из своего портфеля и протянул Виноградову экземпляр газеты «Магаданская правда», в которой была напечатан рассказ Володи.

В этот момент, Виноградов широко улыбнулся и громко засмеялся.

Не поняв причины смеха, Иван Павлович вопросительно посмотрел на Володю.

- Вы извините, позавчера перед концертом в Конергино, я был свидетелем очень показательной сцены.

 

Мне сообщили, что с утра в посёлке не развозили к домам воду. Желая узнать причину, я пошёл к помещению мастерских, ворота в них были открыты, но ДТ-75 с цистерной под воду, там не было.

Я решил пойти домой к трактористу Степану Ранаквургину. Он впервые в свои тридцать пять лет, выезжал в отпуск на материк с женой и двумя дочерьми, где шесть месяцев путешествовал по югу России. Только два дня как вернулись.

Трактор стоял около его дома. Проспал наверно, подумал я.

 

Подходя к его дому, я увидел, что, широко открыв входную дверь, с невысокого крыльца в две ступени, словно скатились девочки Степана, за ними, широко расставив ноги, пытался спуститься наш тракторист. Он своеобразно был одет.

 

Кухлянка, которую он одевал только по праздникам, была подтянута до бёдер при помощи белой простыни, пропущенной между ног и завязанной на плече. Видно было его голые бёдра,  ноги в торбосах.

 

Следом за Степаном, спускалась его жена. Она будто старалась придержать то, что выпадало из его пятой точки.

 

 Увидев меня, Степан болезненным голосом, жалобно, будто из последних сил произнёс:

- Кишка выпал. Заставили одного вчера траки у трактора менять, тяжело, никто не помог!

 

Вся эта процессия медленно двигалась к поселковому медпункту. По ходу движения, к странной процессии присоединялись ещё люди.

В медпункт Степан вошёл, шатаясь от слабости и держась за стену.

Через минуту люди, собравшиеся у входа в медпункт, услышали громкий хохот фельдшера.

Так и смеясь, из помещения вышла Ольга Олеговна с каким-то плакатом.

Я подошёл к фельдшеру, а она мне шёпотом говорит, что у Степана из прямой кишки вылез цепень и шевелился, а бедный тракторист заталкивал его пальцем обратно.

 

Затем громко, чтобы слышали все, Ольга Олеговна сказала:

- Никогда не кушайте, неизвестную вам пишу, особенно в новых для себя местах отдыха. Не прожаренный шашлык из свинины, может доставить вам массу хлопот. В свинине, не обработанной термически, могут быть личинки свиного цепня. В стадии половой зрелости свиной цепень паразитирует только у человека, в тонких кишках которого иногда находится до ста экземпляров и более гельминтов.

 Тут фельдшер развернула плакат, и все увидели то существо, которое так напугало нашего тракториста.

Иван Павлович широко улыбнулся и, будто покашливая, попрощался с Виноградовым.

 

 

© Copyright: Владимир Винников, 2018

Регистрационный номер №0412306

от 18 марта 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0412306 выдан для произведения:


 

В райисполкоме Виноградов забрал у Ратаутагина гербовую печать и выходя из кабинета секретариата, столкнулся с Никоновым, который пригласил Володю с собой. В исполкоме обсуждали статью, напечатанную в научном журнале МГУ.

 

Иван Павлович громко читал материал:

«В чукотском языке их различают несколько: - один, ставший основой литературного языка - уэленский, а так же энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты. Письменность с 1936 года разработана на русской графической основе.

 

Чукчи, это древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири.

По роду занятий, чукчи подразделяются на оседлых, которые охотятся на диких оленей и морских животных, и пеших.

 Название народа, происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавчавыт — "богатый оленями".

Издавна у чукчей сложилось два типа хозяйства. Основу осёдлых чукчей составляло оленеводство, пеших - морской зверобойный промысел.

Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

В шестидесятые-семидесятые годы, в некоторых совхозах разводили голубых норок.

 

Оленей всегда выпасали без пастушеской собаки. В летнее время на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на пять, десять километров.

 

Береговые чукчи охотились в летне-осенний период на тюленей, нерп, лахтаков, моржей, китов. Охота давала им основные продукты питания. Китов и моржей добывали коллективно.

 

Оленные, и береговые чукчи рыбу ловят сетями,  очень редко сачками и удилами, летом  с берега или лодок, зимой в проруби.

 

Женщины выделывают мех, шьют одежду и обувь, плетут сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делают мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивают подшейным волосом оленя, бисером.

 

Мужчины обрабатывают и художественно режут кость и моржовый клык. В шестидесятые годы возникли косторезные объединения, которые продают свои изделия по всему миру. Эти изделия покупают за волюту очень дорого.

Основным средством передвижения чукчей в тундре являются олени, запряженные в нарты, их несколько видов - для перевозки груза, посуды, детей, жердей остова яранги.

Во всех национальных поселениях изготавливают обувь сами, а так же делают из шкур морских млекопитающих, оленьих шкур,  кожаные подошвы, ремни, арканы.

 Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно- бытовую и празднично-обрядовую, это детская, молодежная, мужская, женская, стариковская ритуально-похоронная.

Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов.

Основа женского костюма - меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

Обычная обувь - короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками, или нерпичьей шкуры.

 

Традиционная пища это оленина, мясо и жир морских животных. Особенно сытным считается мясо моржа, которое заготавливается традиционным способом.

В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.

 

В связи с тем, что мясо морских зверей очень жирное, к нему требуются растительная пища. Чукчи традиционно употребляют в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты, которые собирают у моря и в тундре женщины и дети.

Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживают, квасят, смешивают с жиром, кровью».

 

Участники обсуждения недолго спорили между собой относительно некоторых утверждений учёных, потом все выпили по стакану горячего чая и разошлись.

Иван Павлович, достал из своего портфеля и протянул Виноградову экземпляр газеты «Магаданская правда», в которой была напечатан рассказ Володи.

В этот момент, Виноградов широко улыбнулся и громко засмеялся.

Не поняв причины смеха, Иван Павлович вопросительно посмотрел на Володю.

- Вы извините, позавчера перед концертом в Конергино, я был свидетелем очень показательной сцены.

 

Мне сообщили, что с утра в посёлке не развозили к домам воду. Желая узнать причину, я пошёл к помещению мастерских, ворота в них были открыты, но ДТ-75 с цистерной под воду, там не было.

Я решил пойти домой к трактористу Степану Ранаквургину. Он впервые в свои тридцать пять лет, выезжал в отпуск на материк с женой и двумя дочерьми, где шесть месяцев путешествовал по югу России. Только два дня как вернулись.

Трактор стоял около его дома. Проспал наверно, подумал я.

 

Подходя к его дому, я увидел, что, широко открыв входную дверь, с невысокого крыльца в две ступени, словно скатились девочки Степана, за ними, широко расставив ноги, пытался спуститься наш тракторист. Он своеобразно был одет.

 

Кухлянка, которую он одевал только по праздникам, была подтянута до бёдер при помощи белой простыни, пропущенной между ног и завязанной на плече. Видно было его голые бёдра,  ноги в торбосах.

 

Следом за Степаном, спускалась его жена. Она будто старалась придержать то, что выпадало из его пятой точки.

 

 Увидев меня, Степан болезненным голосом, жалобно, будто из последних сил произнёс:

- Кишка выпал. Заставили одного вчера траки у трактора менять, тяжело, никто не помог!

 

Вся эта процессия медленно двигалась к поселковому медпункту. По ходу движения, к странной процессии присоединялись ещё люди.

В медпункт Степан вошёл, шатаясь от слабости и держась за стену.

Через минуту люди, собравшиеся у входа в медпункт, услышали громкий хохот фельдшера.

Так и смеясь, из помещения вышла Ольга Олеговна с каким-то плакатом.

Я подошёл к фельдшеру, а она мне шёпотом говорит, что у Степана из прямой кишки вылез цепень и шевелился, а бедный тракторист заталкивал его пальцем обратно.

 

Затем громко, чтобы слышали все, Ольга Олеговна сказала:

- Никогда не кушайте, неизвестную вам пишу, особенно в новых для себя местах отдыха. Не прожаренный шашлык из свинины, может доставить вам массу хлопот. В свинине, не обработанной термически, могут быть личинки свиного цепня. В стадии половой зрелости свиной цепень паразитирует только у человека, в тонких кишках которого иногда находится до ста экземпляров и более гельминтов.

 Тут фельдшер развернула плакат, и все увидели то существо, которое так напугало нашего тракториста.

Иван Павлович широко улыбнулся и, будто покашливая, попрощался с Виноградовым.

 

 

 
Рейтинг: 0 222 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!