ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → 30. Сымерпалу

30. Сымерпалу

article196876.jpg

       

 

      В августе школьники  работали в совхозе на уборке льна. Это такая нудная и кропотливая работа, постоянно нагнувшись. Одежду надевали с длинным рукавом, голову заматывали платком, руки  были в перчатках. От работы на жаре у всех лица потные, а вокруг роем летают и жужжат пчёлы и осы.  

       

      Однажды у Кати с головы упал платок, а косы, от постоянных наклонов, расплелись. Тут же налетел рой ос, визг, писк. Хорошо вода в ведре была. Димка Николаев не растерялся, и с размаху вылил ведро воды на рой ос. Все ученики скопом рванули в амбар, в который складывали убранный лён. Некоторые осы запутались в волосах у Кати и девчонки  стали их вычёсывать. Всё обошлось, осы не успели ужалить голову, а из волос с трудом их вычесали. С того дня все девчонки ещё больше заматывали голову, пряча волосы.

       

      Вечерами, поужинав, снимали усталость танцами. Заводили патефон, ставили пластинки и… танцевали. Все очень любили танцевать танго, вальсы, фокстроты.

      В семь утра Светлана Константиновна  всех будила, но просыпаться было очень тяжело. Хорошо, что река была рядом. Умывались холодной речной водой и сонливость  проходила.

       

 

       Завтраком нас кормили две эстонки, которые очень вкусно готовили. Особенно вкусным был хлебный суп с яблоками. "Майра, напиши  нам рецепт супа, он очень вкусный"! - просили девочки, но Майра только смеялась. А Эля, вторая повариха, говорила: "Приезжайте осенью картошку убирать, ещё покормим"!      

       

 

      Катя рассказывала дома: "Убирали скирды просушенной соломы, грузили на телеги и перевозили  в сарай на хранение.  Эта работа была всем по душе. Ездили за сеном на пустых телегах, а возвращались на высоких стогах соломы. Научились управлять лошадьми, катались верхом. Это было здорово"!

       

 

      В сентябре, через неделю, после начала учебного года, всех школьников отправили на уборку яблок, картофеля и других корнеплодов. Светлана Константиновна со своим классом, в котором училась Катя, приехала убирать урожай в совхоз  Сымерпалу, где школьники работали летом.

       

 

      Расселили всех на чердаке, на сеновале: мальчики – налево, девочки – направо. Была уже осень, но умывались все на речке. Ребята собирали  с деревьев яблоки, девочки их аккуратно складывали в ящики, а рабочий  эти ящики тут же заколачивал.  

       

 

      Потом всех перевели на уборку картофеля. Картофельное поле было перекопано. Светлана Константиновна построила всех в линеечку и сказала:

"Берите корзины, собирайте в них картофель и аккуратно перекладывайте в мешки".

      На этой работе  все очень уставали. Сыро, холодно, ноги в грязи разъезжались, руки от сырой земли замерзали. Но никто не жаловался. Школьники убирали  картофель в мешки, а  работники  совхоза  загружали их на машину и увозили на овощную базу.  

       

 

      С уборкой урожая все торопились, боялись наступления осенних холодов, да и темнело на улице рано. На сеновале стало холодно спать и всех перевели в помещение клуба. Вечерами сидели в клубе, рассказывали разные истории.  Очень много интересных историй из своей жизни  рассказывала Светлана Константиновна. Затеяли игру: вопросы – ответы.   Было очень интересно. Задавал кто ни будь  вопрос, а ответы у всех разные. Начинали спорить, и спорили до тех пор, пока не приходили к единому мнению. Чаще всего, споры прекращала Светлана Константиновна, которая была в этой игре судьёй.

       

 

      Вообще, побывав с нею в совхозе, все узнали её совсем с другой стороны. В школе она была строгим учителем математики, а в совхозной жизни она была всем: другом, советчиком, держалась со всеми на равных  и её стали обожать. Кроме того, ученики очень подружились, стали сплочённым коллективом. Мальчишки и девчонки класса стали ощущать себя братьями и сёстрами, так хорошо стали понимать друг друга.

       

 

       Катя всегда удивлялась, глядя на учителей школы и на их загруженность. Приходили они к своим первым урокам и уходили из школы вечером, проведя занятия в кружках.  Дома, придя из школы, они проверяли домашние задания и контрольные работы. Кроме этого, проводили экскурсии и походы в выходные дни. Когда они отдыхали? Загадка!    Учителя,  вместе с пионервожатой и секретарём комсомольской организации, загружали  учеников общественной работой. 

       

 

      Пионеры, как «тимуровцы»  оказывали помощь пожилым инвалидам, убирались в квартирах, мыли окна,  покупали лекарства и продукты, приносили из библиотеки книги, то есть,  оказывали посильную помощь. Если школьники шли и видели, как пожилой человек переходит улицу, помогали ему перейти.  

       

 

      Жизнь в школе была очень насыщена различными мероприятиями.  Кате поручили взять шефство над  учениками третьего класса и подготовить их в пионеры. Катя  занималась с ними не только подготовкой в пионеры, но читала им сказки, рассказывала разные истории и присутствовала на дополнительных уроках для "лентяев".  Как то приболела учительница Полина Андреевна и попросила Катю провести с её учениками один урок, пока она сходит в поликлинику.

"Что Вы, Полина Андреевна, я не смогу"! - сказала Катя.

"Ты не волнуйся, я тебе оставлю текст диктанта, а ты им не спеша будешь диктовать. Скоро контрольная работа будет у них, а это подготовительный диктант. Я к следующему уроку приду. На днях ГОРОНО пришлёт практикантов,  а сегодня выручай. Я знаю, они тебя слушают. С твоей учительницей я договорилась" - сказала Полина Андреевна и ушла.  

 

      Катя посмотрела текст, а там ничего сложного. Одно слово - третий класс! Прозвенел звонок и Катя вошла в класс. Сестра Лида училась в этом классе и, увидев Катю, насупилась.

"Здравствуйте,  ребята. Садитесь. Полина Андреевна  попросила меня позаниматься  с вами, пока она отсутствует" - сказала Катя.

"Ура! Урока не будет"! - закричал с задней парты Чекменёв.

"Ошибаешься, Чекменёв, будет подготовительный диктант! Берите листочки, которые лежат у вас на партах и пишите, что я  продиктую". Все зашуршали листочками и чернильницами. Катя стала диктовать. Урок прошёл спокойно и уже подходил к концу, когда в дверь вошла директор школы. Все начали вставать.

"Сидите, не отвлекайтесь! Продолжай диктант, Катерина"!

 

      Катя продиктовала последнюю фразу и взглянула на  директора.

 "Сдавайте диктанты и не забудьте подписать" - сказала Катя. Все ринулись к столу сдавать диктанты. Катя собрала их и протянула директору.

Ты, Катерина, не волнуйся, я мимо шла, думала, в классе никого нет, тишина такая. А ты, молодец! Справилась! Может, в педагоги пойдёшь, когда подрастёшь? А"?

"Не знаю, я пока об этом не думала" - сказала Катя.

"А ты подумай, пора уже задуматься! Иди в свой класс, я тут сама справлюсь".Катя радостно убежала.

 

 

      Вечером Лида рассказывала родителям, что Катя сегодня из себя учительницу корчила:

"Какая она учительница? Самой ещё учиться надо"! – сказала Лида и стала изображать Катю и показывать, как она диктовала, как умничала. Она так увлеклась, что не заметила, что Катя уже пришла и, стоя у двери, наблюдала за театральным представлением сестры. Лида, увидев Катю, замолчала.

"Ну, что ты замолчала. Продолжай!  Мне интересно, как я выглядела. Плохо? Да? Ну, что молчишь"? – спросила Катя.   

 

 

      Лида, насупившись, молчала.     

" Рассказывай, что произошло на самом деле? – спросил Василий.

" Да ничего особенного, папа! Просто меня Лидина учительница попросила" - сказала Катя и рассказала всё, что было на самом деле." Просто Лида сердится на меня. Она, наверно, думала, что я буду ей подсказывать. Но как она это представляла? Я не знаю".

 "Молодец! Ты всё правильно сделала. Для тебя это небольшой жизненный опыт. А директор права. Пора задумываться, кем ты хочешь быть"! - сказал Василий.

 Катя кивнула и пошла готовить уроки.

 

***

© Copyright: Екатерина Несынова, 2014

Регистрационный номер №0196876

от 2 марта 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0196876 выдан для произведения:

       

 

      В августе школьники  работали в совхозе на уборке льна. Это такая нудная и кропотливая работа, постоянно нагнувшись. Одежду одевали с длинным рукавом, голову заматывали платком, руки в перчатках. От работы на жаре у всех лица потные, а вокруг роем летают и жужжат пчёлы и осы.  

      Однажды у Кати с головы упал платок, а косы, от постоянных наклонов, расплелись. Тут же налетел рой, визг, писк. Хорошо вода в ведре была. Димка Николаев не растерялся, и, с размаху, вылил ведро воды на рой ос. Все ученики скопом рванули в амбар, в который складывали, убранный лён. Некоторые осы запутались в волосах у Кати и девчонки  стали их вычёсывать. Всё обошлось, осы не успели ужалить  в голову, а из волос, с трудом, их вычесали. С того дня, все девчонки, ещё больше заматывали голову, пряча волосы.

      Вечерами, поужинав, снимали усталость танцами. Заводили патефон, ставили пластинки и… танцевали. Все очень любили танцевать танго, вальсы, а фокстроты, почему то – меньше.

      Утром в семь утра Светлана Константиновна  всех будила, но просыпались очень тяжело. Хорошо река была рядом. Умывались холодной речной водой и сонливость  проходила.

       Завтраком нас кормили две эстонки, которые очень вкусно готовили. Особенно вкусным был хлебный суп с яблоками. «Майра, напиши  нам рецепт супа, он очень вкусный» - просили девочки, но Майра только смеялась. А, Эля, вторая повариха, говорила: «Приезжайте осенью картошку убирать, ещё покормим».   

      Катя рассказывала дома: «Убирали скирды просушенной соломы, грузили на телеги и перевозили  в сарай на хранение.  Эта работа была всем по душе. Ездили за сеном на пустых телегах, а возвращались на высоких стогах соломы. Научились управлять лошадьми, катались верхом. Это было здорово!

      В сентябре, через неделю, после начала учебного года, всех школьников отправили на уборку яблок, картофеля и других корнеплодов. Светлана Константиновна со своим классом, в котором училась Катя, приехали убирать урожай в совхоз  Сымерпалу, где были летом.

       Расселили всех на чердаке, на сеновале: мальчики – налево, девочки – направо. Была уже осень, но умывались все на речке. Ребята собирали  с деревьев яблоки, девочки их аккуратно складывали в ящики, а рабочий  эти ящики тут же заколачивал.  

      Потом всех перевели на уборку картофеля. Картофельное поле было перекопано. Светлана Константиновна построила всех в линеечку и сказала:

«Берите корзины, собирайте в них картофель и аккуратно перекладывайте в мешки».

      На этой работе  все очень уставали. Сыро, холодно, ноги в грязи разъезжались, руки от сырой земли замерзали. Но никто не жаловался. Школьники убирали  картофель в мешки, а  работники  совхоза  загружали их на машину, и увозили на овощную базу.  

      С уборкой урожая все торопились, боялись наступления осенних холодов, да, и  темнело на улице рано. На сеновале стало холодно спать и всех перевели в помещение клуба. Вечерами сидели в клубе, рассказывали разные истории.  Очень много интересных историй из своей жизни  рассказывала Светлана Константиновна. Затеяли игру: вопросы – ответы.   Было очень интересно. Задавал кто ни будь  вопрос, а ответы у всех разные.      Начинали спорить, и спорили до тех пор, пока не приходили к единому мнению . Чаще всего, споры прекращала Светлана Константиновна, которая была в этой игре судьёй.

      Вообще, побывав с нею в совхозе, все узнали её совсем с другой стороны. В школе она была строгим учителем математики, а в совхозной жизни она была всем: другом, советчиком, держалась со всеми на равных  и все её стали обожать. Кроме того, все  ученики очень подружились, стали сплочённым коллективом. Мальчишки и девчонки класса стали ощущать себя братьями и сёстрами, так хорошо стали понимать друг друга.

      Катя всегда удивлялась, глядя на учителей школы, и на их загруженность. Приходили они к своим первым урокам, и уходили из школы вечером, проведя занятия в кружках.  Дома, придя из школы, они проверяли домашние задания и контрольные работы. Кроме этого, проводили экскурсии и походы в выходные дни. Когда они отдыхали? Загадка!    Учителя,  вместе с пионервожатой и секретарём комсомольской организации, загружали  учеников общественной работой. 

      Пионеры, как «тимуровцы»  оказывали помощь пожилым инвалидам, убирались в квартирах, мыли окна,  покупали лекарства и продукты, приносили из библиотеки книги, то есть  оказывали посильную помощь. Если школьники шли и видели, как пожилой человек переходит улицу, помогали ему перейти.  

      Жизнь в школе была очень насыщена различными мероприятиями.  Кате поручили взять шефство над  учениками 3 класса и подготовить их в пионеры. Катя  занималась с ними не только подготовкой в пионеры, но читала им сказки, рассказывала разные истории и присутствовала на дополнительных уроках для «лентяев».  Как то, приболела учительница Полина Андреевна, и попросила Катю позаниматься с ними один урок, пока она сходит в поликлинику.

«Что Вы, Полина Андреевна, я не смогу» - сказала Катя.

« Ты не волнуйся, я тебе оставлю текст диктанта, а ты им не спеша будешь диктовать. Скоро контрольная работа будет у них, а это подготовительный диктант. Я к следующему уроку приду. На днях Гороно пришлёт практикантов,  а сегодня выручай. Я знаю, они тебя слушают. С твоей учительницей я договорилась» - сказала Полина Андреевна и ушла. Катя посмотрела текст, а там ничего сложного. Одно слово - третий класс. Прозвенел звонок и Катя вошла в класс. Сестра Лида училась в этом классе и, увидев Катю, насупилась.

« Здравствуйте,  ребята. Садитесь. Полина Андреевна  попросила меня позаниматься  с вами, пока она отсутствует» - сказала Катя.

« Ура! Урока не будет»! - закричал с задней парты Чекменёв.

« Ошибаешься Чекменёв, будет подготовительный диктант. Берите листочки, которые лежат у вас на партах и пишите, что я  продиктую». Все зашуршали листочками и чернильницами. Катя стала диктовать. Урок прошёл спокойно и уже подходил к концу, когда в дверь вошла директор школы. Все начали вставать.

« Сидите, не отвлекайтесь. Продолжай диктант, Катерина».

 Катя продиктовала последнюю фразу и взглянула на  директора.

 «Сдавайте диктанты и не забудьте подписать» - сказала Катя. Все ринулись к столу сдавать диктанты. Катя собрала их и протянула директору.

«Ты, Катерина не волнуйся, я мимо шла, думала, в классе никого нет, тишина такая. А ты, молодец! Справилась! Может, в педагоги пойдёшь, когда подрастёшь? А?»

« Не знаю, я пока об этом не думала» - сказала Катя.

« А ты подумай, пора уже задуматься. Иди в свой класс, я тут сама справлюсь».

Катя радостно убежала.

 Вечером Лида рассказывала родителям, что Катя сегодня из себя учительницу корчила:

« Какая она учительница? Самой ещё учиться надо»! – сказала Лида и стала изображать Катю и показывать, как она диктовала, как умничала. Она так увлеклась, что не заметила, что Катя уже пришла и стоя у двери, наблюдает за театральным представлением сестры. Лида, увидев Катю, замолчала.

«Ну, что ты замолчала. Продолжай!  Мне интересно, как я выглядела. Плохо? Да? Ну, что молчишь»? – спросила Катя.   

Лида, насупившись, молчала.     

« Рассказывай, что произошло на самом деле? – спросил Василий.

« Да ничего особенного, папа. Просто меня Лидина учительница попросила» - сказала Катя и рассказала всё, что было на самом деле. Просто Лида сердится на меня. Она, наверно, думала, что я буду ей подсказывать. Но как она это представляла? Я не знаю».

 «Молодец! Ты всё правильно сделала. Для тебя это небольшой жизненный опыт. А директор права. Пора задумываться, кем ты хочешь быть» - сказал Василий.

Катя кивнула и пошла готовить уроки.

 

***

Рейтинг: +2 267 просмотров
Комментарии (4)
Лидия Копасова # 2 марта 2014 в 22:03 +1
Интересно читать воспоминания о прошедшем времени. Спасибо!

9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Николай Георгиевич Глушенков # 3 марта 2014 в 07:18 +1
Одежду одевали - одежду носили
Екатерина Несынова # 4 марта 2014 в 21:52 +1
Лидия Копасова # 26 марта 2014 в 16:24 +1
Жду продолжения.

Популярная проза за месяц
147
126
123
102
101
100
99
97
94
93
91
90
89
НАРЦИСС... 30 мая 2017 (Анна Гирик)
85
81
81
80
80
79
78
77
77
77
77
76
76
75
72
71
67