30. Сымерпалу
В августе
школьники работали в совхозе на уборке
льна. Это такая нудная и кропотливая работа, постоянно нагнувшись. Одежду надевали с длинным рукавом, голову заматывали платком, руки были в перчатках. От
работы на жаре у всех лица потные, а вокруг роем летают и жужжат пчёлы и осы.
Однажды у Кати с головы упал платок, а
косы, от постоянных наклонов, расплелись. Тут же налетел рой ос, визг, писк.
Хорошо вода в ведре была. Димка Николаев не растерялся, и с размаху вылил
ведро воды на рой ос. Все ученики скопом рванули в амбар, в который складывали убранный лён. Некоторые осы запутались в волосах у Кати и девчонки стали их вычёсывать. Всё обошлось, осы не
успели ужалить голову, а из волос с
трудом их вычесали. С того дня все девчонки ещё больше заматывали голову,
пряча волосы.
Вечерами, поужинав, снимали усталость
танцами. Заводили патефон, ставили пластинки и… танцевали. Все очень любили танцевать
танго, вальсы, фокстроты.
В семь утра Светлана
Константиновна всех будила, но
просыпаться было очень тяжело. Хорошо, что река была рядом. Умывались холодной речной
водой и сонливость проходила.
Завтраком нас кормили две эстонки, которые
очень вкусно готовили. Особенно вкусным был хлебный суп с яблоками. "Майра,
напиши нам рецепт супа, он очень
вкусный"! - просили девочки, но Майра только смеялась. А Эля, вторая повариха,
говорила: "Приезжайте осенью картошку убирать, ещё покормим"!
Катя рассказывала дома: "Убирали скирды
просушенной соломы, грузили на телеги и перевозили в сарай на хранение. Эта работа была всем по душе. Ездили за сеном
на пустых телегах, а возвращались на высоких стогах соломы. Научились управлять
лошадьми, катались верхом. Это было здорово"!
В сентябре, через неделю, после начала
учебного года, всех школьников отправили на уборку яблок, картофеля и других
корнеплодов. Светлана Константиновна со своим классом, в котором училась Катя,
приехала убирать урожай в совхоз Сымерпалу,
где школьники работали летом.
Расселили всех на чердаке, на сеновале:
мальчики – налево, девочки – направо. Была уже осень, но умывались все на речке.
Ребята собирали с деревьев яблоки,
девочки их аккуратно складывали в ящики, а рабочий эти ящики тут же заколачивал.
Потом всех перевели на уборку картофеля.
Картофельное поле было перекопано. Светлана Константиновна построила всех в
линеечку и сказала:
"Берите
корзины, собирайте в них картофель и аккуратно перекладывайте в мешки".
На этой работе все очень уставали. Сыро, холодно, ноги в
грязи разъезжались, руки от сырой земли замерзали. Но никто не жаловался.
Школьники убирали картофель в мешки, а работники совхоза загружали их на машину и увозили на овощную
базу.
С уборкой урожая все торопились, боялись
наступления осенних холодов, да и темнело
на улице рано. На сеновале стало холодно спать и всех перевели в помещение
клуба. Вечерами сидели в клубе, рассказывали разные истории. Очень много интересных историй из своей жизни рассказывала Светлана Константиновна. Затеяли
игру: вопросы – ответы. Было очень интересно. Задавал кто ни будь вопрос, а ответы у всех разные. Начинали спорить, и спорили до тех пор,
пока не приходили к единому мнению. Чаще всего, споры прекращала Светлана
Константиновна, которая была в этой игре судьёй.
Вообще, побывав с нею в совхозе, все
узнали её совсем с другой стороны. В школе она была строгим учителем
математики, а в совхозной жизни она была всем: другом, советчиком, держалась со
всеми на равных и её стали обожать.
Кроме того, ученики очень подружились,
стали сплочённым коллективом. Мальчишки и девчонки класса стали ощущать себя
братьями и сёстрами, так хорошо стали понимать друг друга.
Катя всегда удивлялась, глядя на учителей
школы и на их загруженность. Приходили они к своим первым урокам и уходили из
школы вечером, проведя занятия в кружках.
Дома, придя из школы, они проверяли домашние задания и контрольные
работы. Кроме этого, проводили экскурсии и походы в выходные дни. Когда они отдыхали?
Загадка! Учителя, вместе с пионервожатой и секретарём
комсомольской организации, загружали
учеников общественной работой.
Пионеры, как «тимуровцы» оказывали помощь пожилым инвалидам, убирались
в квартирах, мыли окна, покупали лекарства
и продукты, приносили из библиотеки книги, то есть, оказывали посильную помощь. Если школьники
шли и видели, как пожилой человек переходит улицу, помогали ему перейти.
Жизнь в школе была очень насыщена
различными мероприятиями. Кате поручили
взять шефство над учениками третьего класса и
подготовить их в пионеры. Катя занималась
с ними не только подготовкой в пионеры, но читала им сказки, рассказывала
разные истории и присутствовала на дополнительных уроках для "лентяев". Как то приболела учительница Полина
Андреевна и попросила Катю провести с её учениками один урок, пока она сходит в
поликлинику.
"Что Вы,
Полина Андреевна, я не смогу"! - сказала Катя.
"Ты не волнуйся, я тебе оставлю текст диктанта, а ты им не спеша будешь диктовать. Скоро контрольная работа будет у них, а это подготовительный диктант. Я к следующему уроку приду. На днях ГОРОНО пришлёт практикантов, а сегодня выручай. Я знаю, они тебя слушают. С твоей учительницей я договорилась" - сказала Полина Андреевна и ушла.
Катя посмотрела текст, а там ничего сложного. Одно слово - третий класс! Прозвенел звонок и Катя вошла в класс. Сестра Лида училась в этом классе и, увидев Катю, насупилась.
"Здравствуйте, ребята. Садитесь. Полина
Андреевна попросила меня
позаниматься с вами, пока она отсутствует" - сказала Катя.
"Ура! Урока
не будет"! - закричал с задней парты Чекменёв.
"Ошибаешься, Чекменёв, будет подготовительный диктант! Берите листочки, которые лежат у вас
на партах и пишите, что я продиктую".
Все зашуршали листочками и чернильницами. Катя стала диктовать. Урок прошёл
спокойно и уже подходил к концу, когда в дверь вошла директор школы. Все начали
вставать.
"Сидите, не
отвлекайтесь! Продолжай диктант, Катерина"!
Катя продиктовала последнюю фразу и взглянула
на директора.
"Сдавайте диктанты и не забудьте подписать" -
сказала Катя. Все ринулись к столу сдавать диктанты. Катя собрала их и
протянула директору.
Ты,
Катерина, не волнуйся, я мимо шла, думала, в классе никого нет, тишина такая. А
ты, молодец! Справилась! Может, в педагоги пойдёшь, когда подрастёшь? А"?
"Не знаю, я
пока об этом не думала" - сказала Катя.
"А ты подумай, пора уже задуматься! Иди в свой класс, я тут сама справлюсь".Катя радостно убежала.
Вечером Лида рассказывала родителям, что Катя
сегодня из себя учительницу корчила:
"Какая она
учительница? Самой ещё учиться надо"! – сказала Лида и стала изображать Катю и
показывать, как она диктовала, как умничала. Она так увлеклась, что не
заметила, что Катя уже пришла и, стоя у двери, наблюдала за театральным представлением
сестры. Лида, увидев Катю, замолчала.
"Ну, что ты
замолчала. Продолжай! Мне интересно, как
я выглядела. Плохо? Да? Ну, что молчишь"? – спросила Катя.
Лида,
насупившись, молчала.
" Рассказывай, что произошло на самом деле? – спросил Василий.
" Да ничего
особенного, папа! Просто меня Лидина учительница попросила" - сказала Катя и
рассказала всё, что было на самом деле." Просто Лида сердится на меня. Она,
наверно, думала, что я буду ей подсказывать. Но как она это представляла? Я не
знаю".
"Молодец! Ты всё
правильно сделала. Для тебя это небольшой жизненный опыт. А директор права.
Пора задумываться, кем ты хочешь быть"! - сказал Василий.
Катя кивнула и пошла готовить уроки.
***
В августе
школьники работали в совхозе на уборке
льна. Это такая нудная и кропотливая работа, постоянно нагнувшись. Одежду
одевали с длинным рукавом, голову заматывали платком, руки в перчатках. От
работы на жаре у всех лица потные, а вокруг роем летают и жужжат пчёлы и осы.
Однажды у Кати с головы упал платок, а
косы, от постоянных наклонов, расплелись. Тут же налетел рой, визг, писк.
Хорошо вода в ведре была. Димка Николаев не растерялся, и, с размаху, вылил
ведро воды на рой ос. Все ученики скопом рванули в амбар, в который складывали,
убранный лён. Некоторые осы запутались в волосах у Кати и девчонки стали их вычёсывать. Всё обошлось, осы не
успели ужалить в голову, а из волос, с
трудом, их вычесали. С того дня, все девчонки, ещё больше заматывали голову,
пряча волосы.
Вечерами, поужинав, снимали усталость
танцами. Заводили патефон, ставили пластинки и… танцевали. Все очень любили танцевать
танго, вальсы, а фокстроты, почему то – меньше.
Утром в семь утра Светлана
Константиновна всех будила, но
просыпались очень тяжело. Хорошо река была рядом. Умывались холодной речной
водой и сонливость проходила.
Завтраком нас кормили две эстонки, которые
очень вкусно готовили. Особенно вкусным был хлебный суп с яблоками. «Майра,
напиши нам рецепт супа, он очень
вкусный» - просили девочки, но Майра только смеялась. А, Эля, вторая повариха,
говорила: «Приезжайте осенью картошку убирать, ещё покормим».
Катя рассказывала дома: «Убирали скирды
просушенной соломы, грузили на телеги и перевозили в сарай на хранение. Эта работа была всем по душе. Ездили за сеном
на пустых телегах, а возвращались на высоких стогах соломы. Научились управлять
лошадьми, катались верхом. Это было здорово!
В сентябре, через неделю, после начала
учебного года, всех школьников отправили на уборку яблок, картофеля и других
корнеплодов. Светлана Константиновна со своим классом, в котором училась Катя,
приехали убирать урожай в совхоз Сымерпалу,
где были летом.
Расселили всех на чердаке, на сеновале:
мальчики – налево, девочки – направо. Была уже осень, но умывались все на речке.
Ребята собирали с деревьев яблоки,
девочки их аккуратно складывали в ящики, а рабочий эти ящики тут же заколачивал.
Потом всех перевели на уборку картофеля.
Картофельное поле было перекопано. Светлана Константиновна построила всех в
линеечку и сказала:
«Берите
корзины, собирайте в них картофель и аккуратно перекладывайте в мешки».
На этой работе все очень уставали. Сыро, холодно, ноги в
грязи разъезжались, руки от сырой земли замерзали. Но никто не жаловался.
Школьники убирали картофель в мешки, а работники совхоза загружали их на машину, и увозили на овощную
базу.
С уборкой урожая все торопились, боялись
наступления осенних холодов, да, и темнело
на улице рано. На сеновале стало холодно спать и всех перевели в помещение
клуба. Вечерами сидели в клубе, рассказывали разные истории. Очень много интересных историй из своей жизни рассказывала Светлана Константиновна. Затеяли
игру: вопросы – ответы. Было очень интересно. Задавал кто ни будь вопрос, а ответы у всех разные. Начинали спорить, и спорили до тех пор,
пока не приходили к единому мнению . Чаще всего, споры прекращала Светлана
Константиновна, которая была в этой игре судьёй.
Вообще, побывав с нею в совхозе, все
узнали её совсем с другой стороны. В школе она была строгим учителем
математики, а в совхозной жизни она была всем: другом, советчиком, держалась со
всеми на равных и все её стали обожать.
Кроме того, все ученики очень подружились,
стали сплочённым коллективом. Мальчишки и девчонки класса стали ощущать себя
братьями и сёстрами, так хорошо стали понимать друг друга.
Катя всегда удивлялась, глядя на учителей
школы, и на их загруженность. Приходили они к своим первым урокам, и уходили из
школы вечером, проведя занятия в кружках.
Дома, придя из школы, они проверяли домашние задания и контрольные
работы. Кроме этого, проводили экскурсии и походы в выходные дни. Когда они отдыхали?
Загадка! Учителя, вместе с пионервожатой и секретарём
комсомольской организации, загружали
учеников общественной работой.
Пионеры, как «тимуровцы» оказывали помощь пожилым инвалидам, убирались
в квартирах, мыли окна, покупали лекарства
и продукты, приносили из библиотеки книги, то есть оказывали посильную помощь. Если школьники
шли и видели, как пожилой человек переходит улицу, помогали ему перейти.
Жизнь в школе была очень насыщена
различными мероприятиями. Кате поручили
взять шефство над учениками 3 класса и
подготовить их в пионеры. Катя занималась
с ними не только подготовкой в пионеры, но читала им сказки, рассказывала
разные истории и присутствовала на дополнительных уроках для «лентяев». Как то, приболела учительница Полина
Андреевна, и попросила Катю позаниматься с ними один урок, пока она сходит в
поликлинику.
«Что Вы,
Полина Андреевна, я не смогу» - сказала Катя.
« Ты не волнуйся, я тебе оставлю текст диктанта, а ты им не спеша будешь диктовать. Скоро контрольная работа будет у них, а это подготовительный диктант. Я к следующему уроку приду. На днях Гороно пришлёт практикантов, а сегодня выручай. Я знаю, они тебя слушают. С твоей учительницей я договорилась» - сказала Полина Андреевна и ушла. Катя посмотрела текст, а там ничего сложного. Одно слово - третий класс. Прозвенел звонок и Катя вошла в класс. Сестра Лида училась в этом классе и, увидев Катю, насупилась.
«
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Полина
Андреевна попросила меня
позаниматься с вами, пока она отсутствует»
- сказала Катя.
« Ура! Урока
не будет»! - закричал с задней парты Чекменёв.
« Ошибаешься
Чекменёв, будет подготовительный диктант. Берите листочки, которые лежат у вас
на партах и пишите, что я продиктую».
Все зашуршали листочками и чернильницами. Катя стала диктовать. Урок прошёл
спокойно и уже подходил к концу, когда в дверь вошла директор школы. Все начали
вставать.
« Сидите, не
отвлекайтесь. Продолжай диктант, Катерина».
Катя продиктовала последнюю фразу и взглянула
на директора.
«Сдавайте диктанты и не забудьте подписать» -
сказала Катя. Все ринулись к столу сдавать диктанты. Катя собрала их и
протянула директору.
«Ты,
Катерина не волнуйся, я мимо шла, думала, в классе никого нет, тишина такая. А
ты, молодец! Справилась! Может, в педагоги пойдёшь, когда подрастёшь? А?»
« Не знаю, я
пока об этом не думала» - сказала Катя.
« А ты
подумай, пора уже задуматься. Иди в свой класс, я тут сама справлюсь».
Катя радостно убежала.
Вечером Лида рассказывала родителям, что Катя
сегодня из себя учительницу корчила:
« Какая она
учительница? Самой ещё учиться надо»! – сказала Лида и стала изображать Катю и
показывать, как она диктовала, как умничала. Она так увлеклась, что не
заметила, что Катя уже пришла и стоя у двери, наблюдает за театральным представлением
сестры. Лида, увидев Катю, замолчала.
«Ну, что ты
замолчала. Продолжай! Мне интересно, как
я выглядела. Плохо? Да? Ну, что молчишь»? – спросила Катя.
Лида,
насупившись, молчала.
«
Рассказывай, что произошло на самом деле? – спросил Василий.
« Да ничего
особенного, папа. Просто меня Лидина учительница попросила» - сказала Катя и
рассказала всё, что было на самом деле. Просто Лида сердится на меня. Она,
наверно, думала, что я буду ей подсказывать. Но как она это представляла? Я не
знаю».
«Молодец! Ты всё
правильно сделала. Для тебя это небольшой жизненный опыт. А директор права.
Пора задумываться, кем ты хочешь быть» - сказал Василий.
Катя кивнула и пошла готовить уроки.
***
Лидия Копасова # 2 марта 2014 в 22:03 +1 | ||
|
Николай Георгиевич Глушенков # 3 марта 2014 в 07:18 +1 | ||
|
Екатерина Несынова # 4 марта 2014 в 21:52 +1 | ||
|
Лидия Копасова # 26 марта 2014 в 16:24 +1 | ||
|