ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → 12.РАССКАЗЫ О БАКУ - мацони, афтафа - рассказ

12.РАССКАЗЫ О БАКУ - мацони, афтафа - рассказ

article217691.jpg

12. Рассказы о Баку - мацони, афтафа - рассказ

 РАССКАЗЫ О БАКУ №12 – МАЦОНИ, АФТАФА - рассказ

1.МАЦОНИ

МАЦОНИ, МАЦОНИ, МАЦОНИИИ! -  громко кричал азербайджанец, продавец этого замечательного молочного продукта. Свой товар он вкатывал на двухколесной арбе в наш двор  и будил весь дом своим оглушительным криком.

Услышав приглашение, женская половина дома начинала нервно суетиться.  В «авоськи» складывалась заготовленная с вечера чистая тара  на обмен (пол килограммовые стеклянные баночки),  женщины  быстрым шагом, скатывались «горошком» во двор.

Товара на арбе хоть и было много, но могло и не хватить!  Мацони было расфасовано  по банкам. Было удивительно свежим. Особенно вкусной была  желтоватая корочка сверху.
В отличие от современных йогуртов, мацони, на мой вкус, было очень сытным и бодрящим.

Бабуся, проявляя чувство экономии бюджета семьи, ухитрялась с помощью закваски, готовить собственное мацони,  Оно хоть и было очень по вкусу похоже, но….уступало мацони на арбе азербайджанца.   Были какие-то секреты.

В московских магазинах сейчас можно купить баночку с надписью МАЦОНИ.  Но оно явно уступает по вкусу Бакинскому!
СПРАВКА - Приготавливается из кипячёного  молока коров, овец, коз, буйволов или их смеси.

Мацони готовили при помощи особой закваски. Для этого молоко кипятили, после чего остужали примерно до 40—50 °C и заквашивали, используя обычно остатки от предыдущего мацони. Затем сосуд ставили на несколько часов в теплое место или укрывали чем-нибудь тёплым .

Для полного созревания, так называемой «формовки», и дальнейшего хранения мацони кладут в прохладное, +2…+8 °C, место. В результате мацони приобретает более кисловатый вкус и желеобразную консистенцию.

2.АФТАФА!

СПРАВКА - Афта;фа — кувшин для воды с длинным конусообразным носиком и ручкой, употребляемый мусульманами для омовения после туалета.

С этим сосудом я был знаком с детства. Как я уже писал, на четыре семьи нашего этажа было только одно «посадочное место» в туалете. Наши жилые помещения были в непосредственной близости от этого места.

Ещё в детском возрасте, меня удивляли эти кувшины в руках азербайджанцев – наших соседей проскальзывающих мимо нас в туалет..

Бабуся, как  могла, объяснила мне, что из этого кувшина, азербайджанцы после туалета  подмываются водой.
Как известно, все жители нашей страны  после победы социализма, для этой процедуры пользовались газетной бумагой. 

Рулоны туалетной бумаги, наших жителей начали радовать только в 70 годы. С учётом дефицита, в начале  производства туалетной бумаги, и перевода жителей СССР на этот «интимный способ» ухода за собой, на улицах городов нашей необъятной страны, можно было видеть счастливцев, увешанных через плечи рулонами этой бумаги. 

Во время войны, этим  способом увешивали себя лентами с патронами наши партизаны.

Партизанский опыт пригодился при покупке «дефицита» туалетной бумаги «впрок». Счастливца на улицах спрашивали – Где покупал эту «прелесть»? – и быстрым шагом мчались в магазин. 

Мусульмане оказывается, много сотен лет, лишали себя «удовольствия», натирать  собственный анус  бумагой с остатками типографской краски 
Может поэтому, мусульманские семьи рожают много детей?
Газеты наши люди заменили, но типографская краска, возможно, впиталась в ГЕНОФОНД нашей молодежи и поэтому дети у молодых пар появлялись «не охотно»?

Да! Так вот афтафа!
С учётом интимности этого кувшинчика, взрослые  стыдливо убирали его за спину.

Но что было делать соседской красивой девочке-азербайджанке, да ещё  и  дочке поэта? А мы, как на грех, располагались пить чай прямо на её пути в туалет.
Девочка, поджимая ножку, терпеливо ожидала на балконе нашего исчезновения .

Моя тактичная бабуся, приспособилась, увидев страдания девочки, быстро сворачивать чаёвничае и утаскивала меня с её дороги.  Вначале я сопротивлялся, так как мне эта девочка очень нравилась. Но бабуся, нахмурив брови, строго мне объясняла – Не смущай девочку! А почему? Она стесняется!
Всё просто - в мои годы женщины стеснялись при мужчинах уходить в туалет!!!!!!!!

3.ДЖУРАБЫ

Джурабы это этническая изготовленная из бараньей шерсти очень удобная теплая домашняя обувь. Сами по себе джкрабы это разновидность носков или гольф. Их отличие от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойства.
Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом.

Для вязания используется очень толстая достаточно грубая пряжа, из бараньей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым образом.

Осень и  Бакинская зима достаточно холодные. Поэтому, с наступлением холодов весь наш дом переобувался в джурабы.  В комнатах ходили в них, а если и выходили во двор, то надевали ЧУСТЫ .

Чусты это обувь без задников, типа шлёпанцев. Ноги в джурабах легко вставлялись в чусты и в них удобно было шлёпать по асфальту.

Иногда чусты называли чувяки.
Обувь без задников очень популярна на Востоке.  В жарком климате, такая обувь холодит ноги. Их удобно как сбрасывать, так и надевать.

В Европе таких людей можно сразу определить по чустам на ногах. Свойство этой обуви  - при передвижении свободный задник достаточно громко хлопает по пятке.

Особенно приятно восточным мужчинам, скинуть чувяки, поставить ногу на стул и ковырять одной рукой между пальцев ног, а другой держать стаканчик-армуд с чаем, сидя в чайхане.  На лице, при этом действе, явно просматривается чувственное удовольствие.

Видел такое не только в Баку, но и в Европе.

4. ТРАМВАЙ

СПРАВКА  - Несмотря на то, что годом основания трамвая в Баку считается 1924 г. в действительности впервые линия трамвая в Баку появилась в 1884 г., но это была линия парового трамвая на специально построенной для него Черногородской линии.

Она занималась пассажирскими перевозками, но наличие отдельной, изолированной от общей сети конки, линии трамвая, делала эту линию нерентабельной. Поэтому она была закрыта в 1889 г., а линия передана Бакинской конке.

В моих детских воспоминаниях Бакинский трамвай запомнился очень хорошо.  В военные годы это был единственный общественный транспорт.

Шведские и английские нефтехозяева строили трамвайные линии очень грамотно. Сеть трамвайных рельсов хорошо обслуживал как центр Баку, так и нефтевышек  Баилова  и Чёрного города. Это было необходимо хозяевам нефтепромыслов, чтобы возить к ним рабочих.

Вагоны трамваев выдержали испытание временем и находились в хорошем состоянии. С учётом климата они хорошо проветривались, так как окна поднимались вверх. Особым шиком было,  высунув голову подставлять встречному ветру своё лицо.

Опять же было интересно рассматривать проплывающие за окном улицы и дома. Трамвайная линия от дома МАНОЛИТ до САБУНЧИНСКОГО вокзала, провозила пассажиров мимо настоящего восточного базара. 

Было интересно рассматривать одноэтажные лавки, а особенно товары, вывешенные на продажу. Особенно мне запомнились настенные картины с аляповатыми лебедями и красотками на берегу. 

Это настоящий восточные базар существовал всю войну и даже несколько лет спустя.

Единственная проблема тогдашних трамваев были скамейки для сидения. Они были деревянные. Главная опасность представляли гвозди, крепящие доски сидения. Некоторые из них выступали над поверхностью.

Именно об такой гвоздь я и порвал штаны на заднице. И это был ПЕРСТ СУДЬБЫ.

Дело в том, что мы с мамой ехали устраивать меня в духовой оркестр Бакинского мореходного училища  Главным было то, что в оркестр принимали  на обучение игре на инструментах, а основным – там было трёхразовое питание.

Последнее и было  очень важным в голодное послевоенное лихолетье.

С дыркой в штанах на заднице, я и предстал перед дирижёром оркестра. Он сел к роялю, стал набирать мелодии, а я должен был их напеть – проверял мой музыкальный слух.

Этот экзамен я с треском провалил, так как слушал не мелодию, а стыдливо прикрывал ладошкой дырку в штанах.
Трубачом я не стал и всю дорогу домой рыдал, так как думал об упущенном ТРЁХРАЗОВОМ питании.

Очень было обидно!
Так Бакинский трамвай, его гвоздь в сидении отвел от меня судьбу горниста духового оркестра Бакинского мореходного училища.

Следующий раз, трамвай лишил меня продуктового подарка на Новогодней ёлке в Бакинском Доме пионеров. Пытаясь сэкономить деньги я ехал на ёлку на буфере трамвая.
Как на грех именно в этот день милиция устроила облаву на мальчишек, которые как и я, ехали не внутри, а снаружи трамвая. Прорваться через милицейскую сеть я не смог и с толпой мальчишек, был арестован.

Нас держали в каком-то спорт зале
, до прихода родителей. За мной пришла мама, заплатила штраф, дала мне пенделя по шее и отобрала сэкономленные пятаки.   На эти пятаки я собирался купить жвачку – кэву. Из неё можно было выдувать пузыри. Особенно было жалко не получить ёлочный подарок.

И последнее. Наш дом находился на холме между центром города и Нагорным парком Кирова. С учётом крутизны подъёма к нам ходил трамвай из одного вагона. Два вагона забраться на такую гору не могли.

Вагон поднимался медленно, что давало возможность, как прицепляться к нему на ходу, так и спрыгивать. Этим и пользовались мальчишки.

В принципе дело это было опасным. И однажды срыгнув неудачно, под колёса попал мальчишечка. Задавило его сразу и а смерть.

Как один из зрителей, я запомнил  это случай на всю жизнь.
Больше я с тех пор с трамваем не баловался!

СОЗДАНО
Юрий Елистратов
Москва
22 мая 2014г.

© Copyright: юрий елистратов, 2014

Регистрационный номер №0217691

от 29 мая 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0217691 выдан для произведения:

12. Рассказы о Баку - мацони, афтафа - рассказ

 РАССКАЗЫ О БАКУ №12 – МАЦОНИ, АФТАФА - рассказ

1.МАЦОНИ

МАЦОНИ, МАЦОНИ, МАЦОНИИИ! -  громко кричал азербайджанец, продавец этого замечательного молочного продукта. Свой товар он вкатывал на двухколесной арбе в наш двор  и будил весь дом своим оглушительным криком.

Услышав приглашение, женская половина дома начинала нервно суетиться.  В «авоськи» складывалась заготовленная с вечера чистая тара  на обмен (пол килограммовые стеклянные баночки),  женщины  быстрым шагом, скатывались «горошком» во двор.

Товара на арбе хоть и было много, но могло и не хватить!  Мацони было расфасовано  по банкам. Было удивительно свежим. Особенно вкусной была  желтоватая корочка сверху.
В отличие от современных йогуртов, мацони, на мой вкус, было очень сытным и бодрящим.

Бабуся, проявляя чувство экономии бюджета семьи, ухитрялась с помощью закваски, готовить собственное мацони,  Оно хоть и было очень по вкусу похоже, но….уступало мацони на арбе азербайджанца.   Были какие-то секреты.

В московских магазинах сейчас можно купить баночку с надписью МАЦОНИ.  Но оно явно уступает по вкусу Бакинскому!
СПРАВКА - Приготавливается из кипячёного  молока коров, овец, коз, буйволов или их смеси.

Мацони готовили при помощи особой закваски. Для этого молоко кипятили, после чего остужали примерно до 40—50 °C и заквашивали, используя обычно остатки от предыдущего мацони. Затем сосуд ставили на несколько часов в теплое место или укрывали чем-нибудь тёплым .

Для полного созревания, так называемой «формовки», и дальнейшего хранения мацони кладут в прохладное, +2…+8 °C, место. В результате мацони приобретает более кисловатый вкус и желеобразную консистенцию.

2.АФТАФА!

СПРАВКА - Афта;фа — кувшин для воды с длинным конусообразным носиком и ручкой, употребляемый мусульманами для омовения после туалета.

С этим сосудом я был знаком с детства. Как я уже писал, на четыре семьи нашего этажа было только одно «посадочное место» в туалете. Наши жилые помещения были в непосредственной близости от этого места.

Ещё в детском возрасте, меня удивляли эти кувшины в руках азербайджанцев – наших соседей проскальзывающих мимо нас в туалет..

Бабуся, как  могла, объяснила мне, что из этого кувшина, азербайджанцы после туалета  подмываются водой.
Как известно, все жители нашей страны  после победы социализма, для этой процедуры пользовались газетной бумагой. 

Рулоны туалетной бумаги, наших жителей начали радовать только в 70 годы. С учётом дефицита, в начале  производства туалетной бумаги, и перевода жителей СССР на этот «интимный способ» ухода за собой, на улицах городов нашей необъятной страны, можно было видеть счастливцев, увешанных через плечи рулонами этой бумаги. 

Во время войны, этим  способом увешивали себя лентами с патронами наши партизаны.

Партизанский опыт пригодился при покупке «дефицита» туалетной бумаги «впрок». Счастливца на улицах спрашивали – Где покупал эту «прелесть»? – и быстрым шагом мчались в магазин. 

Мусульмане оказывается, много сотен лет, лишали себя «удовольствия», натирать  собственный анус  бумагой с остатками типографской краски 
Может поэтому, мусульманские семьи рожают много детей?
Газеты наши люди заменили, но типографская краска, возможно, впиталась в ГЕНОФОНД нашей молодежи и поэтому дети у молодых пар появлялись «не охотно»?

Да! Так вот афтафа!
С учётом интимности этого кувшинчика, взрослые  стыдливо убирали его за спину.

Но что было делать соседской красивой девочке-азербайджанке, да ещё  и  дочке поэта? А мы, как на грех, располагались пить чай прямо на её пути в туалет.
Девочка, поджимая ножку, терпеливо ожидала на балконе нашего исчезновения .

Моя тактичная бабуся, приспособилась, увидев страдания девочки, быстро сворачивать чаёвничае и утаскивала меня с её дороги.  Вначале я сопротивлялся, так как мне эта девочка очень нравилась. Но бабуся, нахмурив брови, строго мне объясняла – Не смущай девочку! А почему? Она стесняется!
Всё просто - в мои годы женщины стеснялись при мужчинах уходить в туалет!!!!!!!!

3.ДЖУРАБЫ

Джурабы это этническая изготовленная из бараньей шерсти очень удобная теплая домашняя обувь. Сами по себе джкрабы это разновидность носков или гольф. Их отличие от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойства.
Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом.

Для вязания используется очень толстая достаточно грубая пряжа, из бараньей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым образом.

Осень и  Бакинская зима достаточно холодные. Поэтому, с наступлением холодов весь наш дом переобувался в джурабы.  В комнатах ходили в них, а если и выходили во двор, то надевали ЧУСТЫ .

Чусты это обувь без задников, типа шлёпанцев. Ноги в джурабах легко вставлялись в чусты и в них удобно было шлёпать по асфальту.

Иногда чусты называли чувяки.
Обувь без задников очень популярна на Востоке.  В жарком климате, такая обувь холодит ноги. Их удобно как сбрасывать, так и надевать.

В Европе таких людей можно сразу определить по чустам на ногах. Свойство этой обуви  - при передвижении свободный задник достаточно громко хлопает по пятке.

Особенно приятно восточным мужчинам, скинуть чувяки, поставить ногу на стул и ковырять одной рукой между пальцев ног, а другой держать стаканчик-армуд с чаем, сидя в чайхане.  На лице, при этом действе, явно просматривается чувственное удовольствие.

Видел такое не только в Баку, но и в Европе.

4. ТРАМВАЙ

СПРАВКА  - Несмотря на то, что годом основания трамвая в Баку считается 1924 г. в действительности впервые линия трамвая в Баку появилась в 1884 г., но это была линия парового трамвая на специально построенной для него Черногородской линии.

Она занималась пассажирскими перевозками, но наличие отдельной, изолированной от общей сети конки, линии трамвая, делала эту линию нерентабельной. Поэтому она была закрыта в 1889 г., а линия передана Бакинской конке.

В моих детских воспоминаниях Бакинский трамвай запомнился очень хорошо.  В военные годы это был единственный общественный транспорт.

Шведские и английские нефтехозяева строили трамвайные линии очень грамотно. Сеть трамвайных рельсов хорошо обслуживал как центр Баку, так и нефтевышек  Баилова  и Чёрного города. Это было необходимо хозяевам нефтепромыслов, чтобы возить к ним рабочих.

Вагоны трамваев выдержали испытание временем и находились в хорошем состоянии. С учётом климата они хорошо проветривались, так как окна поднимались вверх. Особым шиком было,  высунув голову подставлять встречному ветру своё лицо.

Опять же было интересно рассматривать проплывающие за окном улицы и дома. Трамвайная линия от дома МАНОЛИТ до САБУНЧИНСКОГО вокзала, провозила пассажиров мимо настоящего восточного базара. 

Было интересно рассматривать одноэтажные лавки, а особенно товары, вывешенные на продажу. Особенно мне запомнились настенные картины с аляповатыми лебедями и красотками на берегу. 

Это настоящий восточные базар существовал всю войну и даже несколько лет спустя.

Единственная проблема тогдашних трамваев были скамейки для сидения. Они были деревянные. Главная опасность представляли гвозди, крепящие доски сидения. Некоторые из них выступали над поверхностью.

Именно об такой гвоздь я и порвал штаны на заднице. И это был ПЕРСТ СУДЬБЫ.

Дело в том, что мы с мамой ехали устраивать меня в духовой оркестр Бакинского мореходного училища  Главным было то, что в оркестр принимали  на обучение игре на инструментах, а основным – там было трёхразовое питание.

Последнее и было  очень важным в голодное послевоенное лихолетье.

С дыркой в штанах на заднице, я и предстал перед дирижёром оркестра. Он сел к роялю, стал набирать мелодии, а я должен был их напеть – проверял мой музыкальный слух.

Этот экзамен я с треском провалил, так как слушал не мелодию, а стыдливо прикрывал ладошкой дырку в штанах.
Трубачом я не стал и всю дорогу домой рыдал, так как думал об упущенном ТРЁХРАЗОВОМ питании.

Очень было обидно!
Так Бакинский трамвай, его гвоздь в сидении отвел от меня судьбу горниста духового оркестра Бакинского мореходного училища.

Следующий раз, трамвай лишил меня продуктового подарка на Новогодней ёлке в Бакинском Доме пионеров. Пытаясь сэкономить деньги я ехал на ёлку на буфере трамвая.
Как на грех именно в этот день милиция устроила облаву на мальчишек, которые как и я, ехали не внутри, а снаружи трамвая. Прорваться через милицейскую сеть я не смог и с толпой мальчишек, был арестован.

Нас держали в каком-то спорт зале
, до прихода родителей. За мной пришла мама, заплатила штраф, дала мне пенделя по шее и отобрала сэкономленные пятаки.   На эти пятаки я собирался купить жвачку – кэву. Из неё можно было выдувать пузыри. Особенно было жалко не получить ёлочный подарок.

И последнее. Наш дом находился на холме между центром города и Нагорным парком Кирова. С учётом крутизны подъёма к нам ходил трамвай из одного вагона. Два вагона забраться на такую гору не могли.

Вагон поднимался медленно, что давало возможность, как прицепляться к нему на ходу, так и спрыгивать. Этим и пользовались мальчишки.

В принципе дело это было опасным. И однажды срыгнув неудачно, под колёса попал мальчишечка. Задавило его сразу и а смерть.

Как один из зрителей, я запомнил  это случай на всю жизнь.
Больше я с тех пор с трамваем не баловался!

СОЗДАНО
Юрий Елистратов
Москва
22 мая 2014г.
 
Рейтинг: 0 584 просмотра
Комментарии (2)
Анна Магасумова # 30 мая 2014 в 11:25 0
Узнала много интересного.
юрий елистратов # 30 мая 2014 в 12:23 0
Рад, что вы расширили свои
представления о Баку!
В этих рассказах и заложена
такая мысль.
Сейчас опубликую следующий
рассказ- приглашаю! flo -