2. Богородицк и Куликово Поле
2. Богородицк и Куликово поле
Странное ощущение осталось от посещения усадьбы графов Бобринских, построенной в далеком восемнадцатом веке.
Пробыв там чуть больше часа, мы поняли, что хочется сбежать. Причем, без всяких на то оснований. Вроде бы и парк неплохой, пусть немного запущенный, но когда это мешало нам гулять среди деревьев? Сам дворец, стиль которого прост, сдержан и рационален, эффектно стоит на холме. Над входом высится колокольня, изящная и лаконичная в своем устремлении к небу. Хороши также и виды на город, улочки которого веером разбежались в разные стороны, начав свой путь от большого овального пруда, через который перекинут длинный ажурный мост.
Но ощущения комфорта нет.
Быть может, причина в пасмурной и ветреной погоде?
Или устроители что-то недоглядели, поместив возле ворот не рекламный щит со словами «Добро пожаловать и мы вам рады», а длинный перечень правил, в которых перечисляется все, что в парке делать нельзя, а за нарушения полагается административная и даже уголовная ответственность. Причем, предупреждены мы были дважды, сначала у одного входа, потом у другого.
Как-то негостеприимно.
Посовещавшись, уезжаем на Куликово поле, которого я еще ни разу не видела, потому что военная тема мало интересует, а муж там бывал, но так давно, что мы не сразу нашли колонну, которая в его памяти осталась, как нечто высокое, чугунное и значительное.
И вот что удивительно, погода в селе Монастырщина, где находится музейный комплекс, все та же, с ветром и почти без солнца, но как же там оказалось здорово, несмотря на неубранную территорию после проходящего накануне фестиваля авторской песни и помятые лица его участников.
Величие и мощь этого места стирает все шероховатости и мелочность нынешнего бытия.
Осмотрев все внимательно, оставляем вдали зеленые купола храма Рождества Богородицы и отправляемся на поиски чугунной колонны, что не дает нам покоя. В семи километрах от музея на Красном Холме памятник, тридцатиметровый триумфальный столб, поставленный в честь Дмитрия Донского, наконец-то нашелся.
Супруг с довольным видом изучает ниши с барельефами, что расположились в нижней части, а я, задрав голову, любуюсь золоченой маковкой с православным крестом, венчающей колонну.
Неподалеку расположилась смотровая площадка с бронзовой огромной плитой-картой, изображающей расстановку сил во время легендарного сражения, а чуть дальше — удивительно красивый Храм Сергия Радонежского, непривычный по исполнению, с двумя боковыми башнями, стилизованными под шлемы русских воинов, а между ними словно под защитой спрятался небольшой храм.
Домой возвращаемся под присмотром небольшой, но мобильной тучки, и ощущением, что не все увидели и не все поняли. Это я про Богородицк и графскую усадьбу. Должна же быть причина, по которой оттуда захотелось сбежать. Позже выяснилось, что и не только мы…
Интернет предложил свои версии: граф Алексей Бобринский, внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова, вполне мог оставить некий отрицательный энергетический след, переживая из-за своего не очень законного появления на свет.
Несчастлива судьба и самой усадьбы, построенной на остатках земляных валов старой крепости, в 1941 году немецкие отступающие войска превратили дворец в руины, и лишь в конце шестидесятых началось постепенное восстановление «графских развалин».
Не обошлось в интернете и без легенд. Там и «камень любви», на котором следует молодоженам непременно посидеть, чтобы получить гарантии любви на вечные времена, ибо на этом камне наблюдал закаты когда-то и граф Алексей Бобринский с полюбившейся ему крепостной девушкой. И подземный ход, который пока не обнаружен, хотя местные жители уверены, что тоннель существует, соединяя дворец с церковью. Имеется в усадьбе для полноты картины и свое приведение.
Быть может, именно призрак женщины в белом, что утопилась в графском пруду из-за неразделенной любви к садовнику, распугивает чувствительных туристов?
Сплошь тайны и загадки.
1. Зарайск
В начале июня гуляли в старинном городе Зарайске, что находится в московской области.
Два часа с хвостиком туда и столько же обратно.
Нам времени не жалко, едешь себе, по сторонам поглядываешь, глаза от городской жизни отдыхают, да и в голове хорошо делается, пусто. Освободившееся место постепенно заполняют живописные пригорки, облака причудливых форм и всякие глупости. Глупости — это у меня, у мужчин такого не бывает.
— Надо же, везде жизнь, — удивляюсь я, едва успев разглядеть промелькнувшую картинку деревенской жизни, в которой девчонка ловко кидает мячик через забор, а он к ней возвращается снова, — интересно, а кто там за забором…
Добравшись до места и оставив машину на стоянке, первым делом отправляемся изучать кремль, расположенный, как и весь городок, на высоком берегу реки Осетр.
Самое забавное, с Зарайском мы познакомились в конце восьмидесятых, но память моя ничего об этом событии не сохранила. Вообще. Видимо потому, что задачи были другие. Во времена тотального дефицита катались тогда по московской провинции в поисках обуви, одежды и парфюмерии. Смутно помню только понтонный мост в Озерах и все. У супруга положение чуть лучше — в его воспоминаниях отыскались куры и утки, неспешно гуляющие вдоль кремлевской стены.
Так что удивляться будем, словно в первый раз.
Зарайский кремль неплохо сохранился, хотя построен так давно, что страшно представить. Архитектура лаконичная, без излишеств. Семь башен, у каждой свое название, два каменных собора, мощные въездные ворота.
Суровые стены крепости из красного чуть выщербленного кирпича готовы, как и пятьсот лет назад, отразить любую атаку врага, но признаки мирных времен — качели и трогательная стоянка для велосипедов, сбивают с них воинственный настрой. Цветущие ирисы с сиреневыми прожилками, пышные пионы, полосатый кот-попрошайка и чье-то венчание в Храме тоже говорят о спокойном течении жизни.
Возле ворот расположились лотки с сувенирами, а напортив открыта дверь, и можно подняться на стену. Едва ступив на стертую и крутую лестницу, слышим слегка ироничное предупреждение продавца:
— Смотрите, а то экскурсия скоро закончится, дверь - на замок, и будете там до следующей группы по кирпичам бегать, просить, чтоб выпустили, а у меня ключа нет…
О его словах быстро забываем, потому что со всех сторон потрясающие виды и новые ракурсы для фотосъемки. Местами переходы полуразрушены, а размеры провалов впечатляют. Здесь ушедшие времена ощущаются легким холодком по спине. Но если осторожно заглянуть в одну из бойниц, то акварельные краски зелени на фоне голубого неба возвращают покой.
— Закрываем, закрываем! — кричит экскурсовод, и мы спускаемся в настоящее, где неожиданно выясняется, что пора бы и покушать.
Неподалеку вполне современное кафе. Занимаем столик на улице, ждем, жмурясь на солнце, когда выполнят наш заказ, а мимо по каким-то своим собачьим делам бегают ничейные псы с вполне добродушными мордами, где-то смеются дети, тихо шуршат шины проезжающих редких машин. В двух метрах от нас, поднимая облачка теплой пыли, копошатся куры под присмотром не очень красивого, но бойкого петуха.
Приветливая официантка, вкусные котлетки и салат по вполне приемлемым ценам дополняют наши впечатления.
Тихий уютный, немного сонный, городок.
Пообедав, идем смотреть на живописную речку Осетр с небольшим искусственным водопадом, желтыми кувшинками и островками зелени, возле которых неподвижно стоят рыбаки в высоченных сапогах в ожидании удачи.
Умиротворение и неспешность, а в облаках голубые окошки. Наверное, для красоты. Или, чтобы за нами присматривать?
Поднимаемся обратно в гору, чтобы пробежаться по центру городка, там тоже много интересного — торговые ряды 16 века, памятники, храмы и улочки, где нет ни одного высокого дома, зато имеется старинная водонапорная башня, загадочная издалека и совсем непривлекательная вблизи.
Облака вот-вот соберутся в тучи, но мы еще не все посмотрели.
От башни уходим влево и снова направляемся в сторону речки, но ниже по течению. Здесь находится святой источник «Белый колодец», но как только мы спускаемся по длинной каменной лестнице с перилами, лавочками и вполне современными фонарями, начинается дождик, и судя по отсутствию просветов в небе, он надолго.
Нынешнее лето к единственному нашему выходному обязательно припасало тучи, когда грозовые, порой так себе, способные лишь пролиться коротким грибным дождем, что совсем не страшно, а иногда моросило что-то бесконечное и скучное, как сегодня.
Пора уезжать, а жаль. Мы не успели изучить местные музеи и не заглянули в село Даровое, где есть дом, в котором в юные годы жил Достоевский, романы которого мне всегда нравились.
Одного дня нам точно мало.
Нет комментариев. Ваш будет первым!