ГлавнаяПрозаМалые формыНовеллы → Юные противолодочники

Юные противолодочники

23 января 2014 - Александр Шипицын
article183346.jpg

На Тихоокеанском флоте есть прекраснейший авиагарнизон Николаевка. Он разместился в Золотой долине, которая неспроста носит это название. Аэродром, то есть взлетная полоса, расположен вдоль долины. Гарнизон вытянут параллельно полосе и стоит к ней так близко, что летчики в обеденный перерыв могут сходить спокойно домой и подремать полчаса. Или воспользоваться перерывом в полетах, чтобы сбегать к молодой жене «сменить носки». У нас это так называлось.

Философы утверждают: во всем хорошем всегда есть крупица чего-то плохого и наоборот. На флаге и гербе Южной Кореи это наглядно отражено. Первое – это шум летающих самолетов. Там иногда даже три полка одновременно базировались. Шесть дней в неделю рокот стоял день и ночь. А второе…. Вот о втором я хочу вам рассказать.

Бе-12 очень странный самолет. Не зря его зовут аэродинамическое безобразие. Что вы хотите от аппарата, который спокойно передвигается в трех средах. Как в песне поется: «На земле, в небесах и на море…». Но внешнее безобразие форм – это только цветочки. Кто на нем летал, говорят, что грохот в нем стоит, как в зубопротезном отделении преисподней, где к скрежету зубовному присоединяется пулеметная дробь зубодробильных пневмомолотов. От адского шума спасаются глицериновыми прокладками. Это такие полихлорвиниловые торы, заполненные глицерином, они окружают ухо под шлемофоном. Совместно с защитным шлемом (ЗШ) снижают шум до вполне приемлемого уровня. Долгое время я не мог понять, почему на сравнительно тихоходном самолете летают в этих ЗШ. В то время, когда на более скоростном Ту-16 мы обходились обыкновенными шлемофонами.

А понял я это в тот же момент, когда мне разрешили подняться на борт Бе-12 когда и я с размаху врезался головой в какую-то штуковину. Этих штук разных форм и размеров внутри самолета еще больше, чем всяких выступов и дырок на внешней поверхности. Сломать там ногу – раз плюнуть. В поисках рабочих мест летчиков я направился к носу и был удивлен, что сразу оказался в штурманской рубке. Может, она и называется кабиной, но у меня она вызвала ассоциацию с корабельной рубкой. К летчикам, оказывается, надо подниматься по индивидуальным трапам. Если идти к хвосту, можно попасть в минно-торпедный отсек, попросту бомболюк. Когда идет  бомбо-торпедо-минометание, вы можете подышать свежим воздухом. И насладиться свободным падением, если будете плохо держаться.

Между кабиной штурмана и задним техотсеком столько укромных закоулков и каморок, что это может вызвать зависть проворовавшегося шкипера в момент, когда к нему идет комиссия ОБХСС с обыском. Поверьте, ничто, спрятанное на борту Бе-12, еще ни одна комиссия найти не смогла.

И вот летит этакий грозный царь морей на полигон. По-моему, в бухту Анна.  Прошло где-то 20 минут полета. Вдруг кто-то дергает командира экипажа за штанину. Все вроде бы на своих местах и заняты делом. Летчик смотрит вниз и начинает протирать глаза. За штаны его дергает пятитилетний пацан! А рядом стоит чуть поменьше и, судя по движению кулачков возле глаз, тоже безудержно ревет. Летчик отвязывается и спускается вниз, передав управление правому пилоту. 

– Вы откуда здесь взялись? – грозно пытается перекричать шум двигателей командир.

В ответ пацаны ревут еще отчаянней. С трудом удалось разобрать только что-то вроде:

– Дядя, нам уже нехорошо и мы уже не хотим на самолете кататься. Выпус-тите нас отсюда, мы домой хотим.

Очень жаль, что история не сохранила радиообмен командира экипажа с руководителем полетов. Но, очевидно, мы бы услышали следующее:

– Аркан, Аркан, сто тридцать второму.

– Отвечаю сто тридцать второму, я Аркан.

– Разрешите возвращение и внеочередную посадку. У меня на борту «зайцы».

- Сто тридцать второй. А белок у вас на борту нет? Осмотрите все хорошенько. Вы предполетный медосмотр проходили?

– Да, проходил, проходил. Я серьезно говорю. Можете правого спросить или переднего. На борту двое мальчишек, по виду пять и четыре года. Радист ими занимается. Прошу внеочередную посадку. Им плохо.

  – Разрешаю по установленной схеме внеочередного захода. Высоту круга доложить.

Ну, а потом, как всегда в авиации в этих случаях бывает. Пацанов домой к родителям. Экипаж на правеж. Попасть на борт самолета они могли только одним способом. А именно: воспользовались халатностью и безответственностью дежурного по стоянке подразделения. Да и сомнительно, что экипаж так уж тщательно самолет перед полетом осмотрел и принял. Страшно подумать, что было бы, если бы мальчики еще десять минут этот грохот выдержали. Они могли пройти в бомболюки, усесться на створки и дождаться начала бомбометания.  Исчезли бы два мальчугана и никто никогда не догадался бы, как и куда.

Многим тогда досталось, но больше всех пострадал начальник штаба полка. Талантливый офицер, но «зайцы» зарыли его карьеру.

 

© Copyright: Александр Шипицын, 2014

Регистрационный номер №0183346

от 23 января 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0183346 выдан для произведения:

На Тихоокеанском флоте есть прекраснейший авиагарнизон Николаевка. Он разместился в Золотой долине, которая неспроста носит это название. Аэродром, то есть взлетная полоса, расположен вдоль долины. Гарнизон вытянут параллельно полосе и стоит к ней так близко, что летчики в обеденный перерыв могут сходить спокойно домой и подремать полчаса. Или воспользоваться перерывом в полетах, чтобы сбегать к молодой жене «сменить носки». У нас это так называлось.

Философы утверждают: во всем хорошем всегда есть крупица чего-то плохого и наоборот. На флаге и гербе Южной Кореи это наглядно отражено. Первое – это шум летающих самолетов. Там иногда даже три полка одновременно базировались. Шесть дней в неделю рокот стоял день и ночь. А второе…. Вот о втором я хочу вам рассказать.

Бе-12 очень странный самолет. Не зря его зовут аэродинамическое безобразие. Что вы хотите от аппарата, который спокойно передвигается в трех средах. Как в песне поется: «На земле, в небесах и на море…». Но внешнее безобразие форм – это только цветочки. Кто на нем летал, говорят, что грохот в нем стоит, как в зубопротезном отделении преисподней, где к скрежету зубовному присоединяется пулеметная дробь зубодробильных пневмомолотов. От адского шума спасаются глицериновыми прокладками. Это такие полихлорвиниловые торы, заполненные глицерином, они окружают ухо под шлемофоном. Совместно с защитным шлемом (ЗШ) снижают шум до вполне приемлемого уровня. Долгое время я не мог понять, почему на сравнительно тихоходном самолете летают в этих ЗШ. В то время, когда на более скоростном Ту-16 мы обходились обыкновенными шлемофонами.

А понял я это в тот же момент, когда мне разрешили подняться на борт Бе-12 когда и я с размаху врезался головой в какую-то штуковину. Этих штук разных форм и размеров внутри самолета еще больше, чем всяких выступов и дырок на внешней поверхности. Сломать там ногу – раз плюнуть. В поисках рабочих мест летчиков я направился к носу и был удивлен, что сразу оказался в штурманской рубке. Может, она и называется кабиной, но у меня она вызвала ассоциацию с корабельной рубкой. К летчикам, оказывается, надо подниматься по индивидуальным трапам. Если идти к хвосту, можно попасть в минно-торпедный отсек, попросту бомболюк. Когда идет  бомбо-торпедо-минометание, вы можете подышать свежим воздухом. И насладиться свободным падением, если будете плохо держаться.

Между кабиной штурмана и задним техотсеком столько укромных закоулков и каморок, что это может вызвать зависть проворовавшегося шкипера в момент, когда к нему идет комиссия ОБХСС с обыском. Поверьте, ничто, спрятанное на борту Бе-12, еще ни одна комиссия найти не смогла.

И вот летит этакий грозный царь морей на полигон. По-моему, в бухту Анна.  Прошло где-то 20 минут полета. Вдруг кто-то дергает командира экипажа за штанину. Все вроде бы на своих местах и заняты делом. Летчик смотрит вниз и начинает протирать глаза. За штаны его дергает пятитилетний пацан! А рядом стоит чуть поменьше и, судя по движению кулачков возле глаз, тоже безудержно ревет. Летчик отвязывается и спускается вниз, передав управление правому пилоту. 

– Вы откуда здесь взялись? – грозно пытается перекричать шум двигателей командир.

В ответ пацаны ревут еще отчаянней. С трудом удалось разобрать только что-то вроде:

– Дядя, нам уже нехорошо и мы уже не хотим на самолете кататься. Выпус-тите нас отсюда, мы домой хотим.

Очень жаль, что история не сохранила радиообмен командира экипажа с руководителем полетов. Но, очевидно, мы бы услышали следующее:

– Аркан, Аркан, сто тридцать второму.

– Отвечаю сто тридцать второму, я Аркан.

– Разрешите возвращение и внеочередную посадку. У меня на борту «зайцы».

- Сто тридцать второй. А белок у вас на борту нет? Осмотрите все хорошенько. Вы предполетный медосмотр проходили?

– Да, проходил, проходил. Я серьезно говорю. Можете правого спросить или переднего. На борту двое мальчишек, по виду пять и четыре года. Радист ими занимается. Прошу внеочередную посадку. Им плохо.

  – Разрешаю по установленной схеме внеочередного захода. Высоту круга доложить.

Ну, а потом, как всегда в авиации в этих случаях бывает. Пацанов домой к родителям. Экипаж на правеж. Попасть на борт самолета они могли только одним способом. А именно: воспользовались халатностью и безответственностью дежурного по стоянке подразделения. Да и сомнительно, что экипаж так уж тщательно самолет перед полетом осмотрел и принял. Страшно подумать, что было бы, если бы мальчики еще десять минут этот грохот выдержали. Они могли пройти в бомболюки, усесться на створки и дождаться начала бомбометания.  Исчезли бы два мальчугана и никто никогда не догадался бы, как и куда.

Многим тогда досталось, но больше всех пострадал начальник штаба полка. Талантливый офицер, но «зайцы» зарыли его карьеру.

 

Рейтинг: +2 245 просмотров
Комментарии (3)
Денис Маркелов # 23 января 2014 в 20:18 0
Кратко и по делу. Такие вот рассказы пробуждают интерес к лётному делу.
Александр Шипицын # 23 января 2014 в 20:44 +1
Денис, если вы молоды, здоровы и живете в России - я вам завидую! Вы можете стать летчиком. Русским летчиком.
Денис Маркелов # 23 января 2014 в 21:43 +1
Нет, лётчиком вряд ли. У нас в Энгельсе лётчиков много.
Проза, которую Вы не читали

 

Популярная проза за месяц
158
В плену у моря... 28 августа 2017 (Анна Гирик)
137
129
109
107
Синее море 25 августа 2017 (Тая Кузмина)
104
103
Ловец жемчуга 28 августа 2017 (Тая Кузмина)
99
98
91
89
88
86
86
85
78
77
77
76
74
72
72
ПРИНЦ 29 августа 2017 (Елена Бурханова)
72
71
71
Песочный замок 6 сентября 2017 (Аида Бекеш)
65
65
65
64
63