ГлавнаяПрозаЛитературная критикаЛитературные обзоры → ГЛУПЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ПРОЗЕ

ГЛУПЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ПРОЗЕ

18 мая 2015 - Серов Владимир
article289279.jpg

Предисловие
 
Долго не хотел об этом писать. Да, и сейчас не очень хочется. Но надо! Это попытка проанализировать, о чём и как пишут авторы на «Парнасе». И как, по-моему, надо пытаться писать. Не хочу никого поучать или нравоучать, но может быть, кому-то помогу.
 
1. Литературный жанр
 
1.1. Имеется ввиду проза, конечно.  Те авторы, которые «самовыражаются» путем изложения своих «теорий» о мироздании, цивилизации, об общественных отношений и религии, а также – любая публицистика, нас не интересуют.  Нам интересны  только художественная прозы, малых  форм. 
А именно: миниатюра, новелла, рассказ
 
Кстати, о романах!   
«Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.»     
 
Это к чему!? Дело в том, что я не  видел на сайте ни одного романа, а то, что читал, что авторы называют «роман», есть не более, чём повествование О….,  приключения кого-то либо любовные истории. 
 
 
Как мне кажется, очень ценными для нас, авторов, которые  пытаются  писать «литературу», а не  макулатуру,  являются работы  Сергея Чернеца, вот,  например,   несколько из них.
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/semiotika.html 
 
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/kompozicija.html
 
http://parnasse.ru/prose/essay/literarycriticism/stilistika.html
 
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/tvorcheskaja-fantazija.html 
 
1.2. Итак - миниатюра, новелла, рассказ

А) МИНИАТЮРА.
Литературный термин, заимствованный из живописи.
Миниатюра, взятая с формальной стороны своей, есть произведение эпическое или драматическое. Но, опять-таки, не всякое небольших размеров эпическое или драматическое произведение носит название миниатюры. Применение этого термина находится в зависимости и от того также взаимного расположения частей, их взаимного соотношения, какое находим внутри каждой данной вещи.
Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие ее чисто-формальные особенности, которыми она отличается от крупного по объему произведения. Среди них на первом месте — тщательность отделки.
 
Б) НОВЕЛЛА.
Рассказ или новелла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом. Рассказ или новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б». 

В)  РАССКАЗ.
Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно.
Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла». Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку. На остросюжетность новеллы указывал ещё Гёте, считавший её предметом «свершившееся неслыханное событие». При таком толковании новелла и очерк — две противоположные ипостаси рассказа.
 
На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура. 
 
1.3.  Здесь хочу выделить «ЭССЕ», как специфический  литературный жанр.
Эссе -  (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). 
 
2. О чём пишут на сайте
 
2.1. Прежде всего и конечно, о любви – мелодраму или трагедию. Изредка, с  юмором! 
Здесь все идёт по В. Шкловскому, помните, -  «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».
И не смотря на все перипетии героев,  авторы обожают  «хэппи энд».
Хуже обстоит дело с мономелодрамой (Он и Она).
- завязка (встреча+любовь);
- кульминация (всё хорошо и вдруг! – это может быть любое препятствие!)
- развязка (они случайно встретились + «хэппи энд» или «не хэппи энд»). 
Это хорошо, казалось бы, но когда читаешь по 20 раз в день одно и то же, то становиться, ну, очень скучно. В своё время стал читать романы Жорж Санд.
Она писала своеобразно «один любовный роман в жизни = один роман про любовь». Прочёл три романа и сбросил – стало скучно до смерти.
Тем не менее, народ любить «про любофф».
Характерный пример.
И трёх туров Проза-2015 –  13-ти призовых мест, из них -  7 работ  «про любофф».
 
2.2. А вот «Юмор» авторах даётся  с трудом. А ведь возможностей много -    комедия характеров или положений; интермедия; скетч; пародия; фарс; водевиль, наконец!
Но нет! Приоритет имеют шаблонные ситуации или старые шутки, обыгранные по-новому. Правда, есть и  исключения.     
 
2.3. Авторам лучше удаются детективы, бытовые рассказы, рассказы о животных  и опусы о природе.
Удачно пишутся и миниатюры, но иногда они страдают ненужным   многословием.
 
2.4. Помимо изложенного выше, авторы пишут ещё:
 
А)  Воспоминания – они,  несомненно, ценны в историческом  и познавательном  плане, но их авторы не заботятся об их литературной форме, а просто переписывают  свою жизнь.  Интересно это или нет, надо судить по отзывам.
 
Б) Комиксы –  тематические картинки с поясняющими надписями. Лично я считаю, что это не литературная форма.  И бог бы с ними! Это дело вкуса и восприятия! 
Прошу, не путать, с авторами, которые в ткань текста вставляют   картинки по теме рассказа. Это совсем не одно и то же!       
 
2.5. СОВЕТ АВТОРАМ
 
Больше читайте классику -  Чехова, Тургенева, Куприна, Бунина, Грина, Лескова, О,Генри, Джека Лондона, Исаака Бабеля, Аверченко, Зощенко – они мастера  малых форм прозы. 
 
3. Как писать, чтобы было интересно читать. (это – в продолжении)
 

© Copyright: Серов Владимир, 2015

Регистрационный номер №0289279

от 18 мая 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0289279 выдан для произведения:
Предисловие
 
Долго не хотел об этом писать. Да, и сейчас не очень хочется. Но надо! Это попытка проанализировать, о чём и как пишут авторы на «Парнасе». И как, по-моему, надо пытаться писать. Не хочу никого поучать или нравоучать, но может быть, кому-то помогу.
 
1. Литературный жанр
 
1.1. Имеется ввиду проза, конечно.  Те авторы, которые «самовыражаются» путем изложения своих «теорий» о мироздании, цивилизации, об общественных отношений и религии, а также – любая публицистика, нас не интересуют.  Нам интересны  только художественная прозы, малых  форм. 
А именно: миниатюра, новелла, рассказ
 
Кстати, о романах!   
«Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.»     
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%EC%E0%ED
 
Это к чему!? Дело в том, что я не  видел на сайте ни одного романа, а то, что читал, что авторы называют «роман», есть не более, чём повествование О….,  приключение кого-то либо любовная история. 
 
А о Литературных жанрах можно посмотреть  здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературные_жанры 
 
Как мне кажется, очень ценными для нас, авторов, которые  пытаются  писать «литературу», а не  макулатуру,  являются работы  Сергея Чернеца, вот  например,   несколько из них.
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/semiotika.html 
 
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/kompozicija.html
 
http://parnasse.ru/prose/essay/literarycriticism/stilistika.html
 
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/tvorcheskaja-fantazija.html 
 
1.2. Итак - миниатюра, новелла, рассказ

А) МИНИАТЮРА.
Литературный термин, заимствованный из живописи.
Миниатюра, взятая с формальной стороны своей, есть произведение эпическое или драматическое. Но, опять-таки, не всякое небольших размеров эпическое или драматическое произведение носит название миниатюры. Применение этого термина находится в зависимости и от того также взаимного расположения частей, их взаимного соотношения, какое находим внутри каждой данной вещи.
Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие ее чисто-формальные особенности, которыми она отличается от крупного по объему произведения. Среди них на первом месте — тщательность отделки.
http://enc-dic.com/lit/Miniatjura-230/
 
Б) НОВЕЛЛА.
Рассказ или новелла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом. Рассказ или новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б». https://ru.wikipedia.org/wiki/Новелла
 
В)  РАССКАЗ.
Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно.
Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла». Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку. На остросюжетность новеллы указывал ещё Гёте, считавший её предметом «свершившееся неслыханное событие». При таком толковании новелла и очерк — две противоположные ипостаси рассказа.
 
На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новелла
 
1.3.  Здесь хочу выделить «ЭССЕ», как специфический  литературный жанр.
Эссе -  (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). https://ru.wikipedia.org/wiki/Эссе
 
2. О чём пишут на сайте
 
2.1. Прежде всего и конечно, о любви – мелодраму или трагедию. Изредка, с  юмором! 
Здесь все идёт по В. Шкловскому, помните, -  «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».
И не смотря на все перипетии героев,  авторы обожают  «хэппи энд».
Хуже обстоит дело с мономелодрамой (Он и Она).
- завязка (встреча+любовь);
- кульминация (всё хорошо и вдруг! – это может быть любое препятствие!)
- развязка (они случайно встретились + «хэппи энд» или «не хэппи энд»). 
Это хорошо, казалось бы, но когда читаешь по 20 раз в день одно и то же, то становиться, ну, очень скучно. В своё время стал читать романы Жорж Санд.
Она писала своеобразно «один любовный роман в жизни = один роман про любовь». Прочёл три романа и сбросил – стало скучно до смерти.
Тем не менее, народ любить «про любофф».
Характерный пример.
И трёх туров Проза-2015 –  13-ти призовых мест, из них -  7 работ  «про любофф».
 
2.2. А вот «Юмор» авторах даётся  с трудом. А ведь возможностей много -    комедия характеров или положений; интермедия; скетч; пародия; фарс; водевиль, наконец!
Но нет! Приоритет имеют шаблонные ситуации или старые шутки, обыгранные по-новому. Правда, есть и  исключением.     
 
2.3. Авторам лучше удаются детективы, бытовые рассказы, рассказы о животных  и опусы о природе.
Удачно пишутся и миниатюры, но иногда они страдают ненужным   многословием.
 
2.4. Помимо изложенного выше, авторы пишут ещё:
 
А)  Воспоминания – они,  несомненно, ценны в историческом  и познавательном  плане, но их авторы не заботятся об их литературной форме, а просто переписывают  свою жизнь.  Интересно это или нет, надо судить по отзывам.
 
Б) Комиксы –  тематические картинки с поясняющими надписями. Лично я считаю, что это не литературная форма.  И бог бы с ними! Это дело вкуса и восприятия! 
Прошу, не путать, с авторами, которые в ткань текста вставляют   картинки по теме рассказа. Это совсем не одно и то же!       
 
2.5. СОВЕТ АВТОРАМ
 
Больше читайте классику -  Чехова, Тургенева, Куприна, Бунина, Грина, Лескова, О,Генри, Джека Лондона, Исаака Бабеля, Аверченко, Зощенко – они мастера  малых форм прозы. 
 
3. Как писать, чтобы было интересно читать. (это – в продолжении)
 
 
Рейтинг: +9 1072 просмотра
Комментарии (10)
DEVIL VEIT # 20 мая 2015 в 09:11 +2
Очень содержательно и познавательно! Браво, Владимир!
Серов Владимир # 20 мая 2015 в 10:16 +1
Премного благодарен! c0137
Прокофьева Александрина # 24 мая 2015 в 14:53 +1
А почему глупые? Очень даже мудры рассуждения!
ura
supersmile
Серов Владимир # 24 мая 2015 в 17:21 +1
Я же не учитель и не знаток, просто делюсь мыслями! Потому и глупые, каждый может спросить - "А кому эти нужны, твои мысли-то!?"
Спасибо за отзыв! rose
Прокофьева Александрина # 24 мая 2015 в 17:38 +1
С таким опытом, Вы уже самый крупный знаток, чаще умные книжки о том как писать пишут далеко не писатели, а Вы практик, Вам лучше знать.
c0137 ura
Серов Владимир # 24 мая 2015 в 17:48 0
Вы правы! Лучше один раз написать самому, чем сто лекций прочесть по теории писания! c0137
Ивушка # 21 сентября 2015 в 11:16 +1
Познавательно,интересные рассуждения.
Серов Владимир # 21 сентября 2015 в 11:39 +1
Спасибо Вам! lubov5
Меня ругают, мол, кто ты такой, чтоб наш поучать!
Ивушка # 21 сентября 2015 в 11:52 +1
Ругать-вещь легчайшая,а вот написать что-то стоящее не каждый ведь сможет-кишка тонка.Бывает стишок дрянной напишут,случается что и рассказик состряпают,а пиара и восторгов создадут вокруг него-хоть сразу премию выдавай.(это моё мнение,я никому и не навязываю его,к примеру так сказать.)А уж нытья-вообще караул,прямо выговориться не могут,все сплетни соберут свои,наверное больше негде как на сайте творческом,короче безобразие.
Серов Владимир # 21 сентября 2015 в 12:09 +1
Согласен! Много амбиционной дряни на сайтах!