ГлавнаяПрозаЛитературная критикаЛитературные обзоры → Дуэль с черным человеком. К годовщине смерти Николая Рубцова

Дуэль с черным человеком. К годовщине смерти Николая Рубцова

19 января 2016 - Виктор Астраханцев
article326344.jpg
Виктор АСТРАХАНЦЕВ
«Дуэль с Черным человеком».

К 40-летию смерти Николая Рубцова.

Пришла очередная годовщина смерти Николая Рубцова, и снова в который раз перед многочисленными почитателями поэзии Рубцова возникает вопрос: что же произошло с поэтом в ту трагическую крещенскую ночь 1971года? Суд вынес однозначный вердикт – виновна в том Л.Дербина, которая призналась что в пылу скандала задушила поэта.

Но спустя три десятка лет после смерти поэта,уже в постперестроечное время характерное азартом пересмотра истории и духовных ценностей советского периода, последовал вброс в публичное пространство противоположной версии - об инфаркте Рубцова.
Два судебных медика в 2000-м году по просьбе Дербиной провели на основе её показаний анализ причин смерти и сделали заключение об инфаркте поэта, случившегося в ту ночь. При этом никаких инструментальных тестов, естественно, не проводилось, медицинская карта Рубцова не изучалась. Заключение было основано на словах Дербиной и своих логических рассуждениях.
Затем у этой версии появились модераторы и защитники из среды известных поэтов и деятелей культуры.

Казалось бы, получив доказательство своей невиновности, Дербина должна была подать заявления о пересмотре дела и своей реабилитации.
Но она на это не отважилась. И это приводит к мысли, что если она и её адвокаты не усмотрели в том заключении юридической силы, то почему другие должны вопреки судебному решению принимать частное мнение за истину? И разве в том нет пиара самой Дербиной?

Не имея юридической квалификации и практической возможности исследовать все обстоятельства дела Дербиной, мы предпримем иной путь, и посмотрим на судьбу Николая Рубцова с точки зрения художественного анализа его поэзии.
У многих на слуху его тончайшая лирика: «Тихая моя Родина», «Звезда полей»,«Виденье на холме», «В минуты музыки», «Русский огонек», «Букет».  Но значительная часть стихов Рубцова наполнена образами тревожных ожиданий и необъяснимых страхов. Огромный пласт его образов связан с черным цветом и черными мыслями, в их названиях варьируется слово «ночь»: «Зимняя ночь», «Памятный случай», «Наступление ночи», «Осенний этюд», «Ночное» и т.д. Это тот «черный» Рубцов, которого не поют, и редко включают в сборники и антологии.

* * * * *
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги, -
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня
Ночь, черная ночь!
(Ночное)

* * * * *
И понял я, что это не случайно,
Что весь на свете ужас и отрава
Когда увидят вдруг, что ты один.
(Осенние этюды)

* * * * * *
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне
(Зимняя ночь)

И вот однажды я прочел:

В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятны какой-то и странный
Из чужой стороны человек.

Что-то было в этом знакомое, от чего пахнуло холодом и мраком.
И тут возникла стяжка образов разных стихотворений: «один» и «чужой человек»:
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

И так возникла версия, что у Рубцова тоже был свой Черный человек.
В этом нет ничего неожиданного - этот персонаж возникает в жизни многих талантливых поэтов и композиторов, у которых есть «черная тема».

К примеру, Лермонтов  «чёрен» по складу своего поэтического мышления – его Мцыри, Демон, Беглец и Арбенин живут под покровом ночи. Эта особенность зафиксирована в известном определении Д.С. Мережковского: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии». К его Арбенину из Маскарада, который является своего рода двойником поэта, в критический момент является Неизвестный - свой черный человек, который долго ждал своего часа, чтобы погубить Арбенина, и который пророчит ему: «Несчастье с вами будет в эту ночь».



В критический  момент к Моцарту явился некто в черном плаще, предупредив, что пора писать реквием.
Пушкин встретился с Дантесом на Черной речке!
А у Рубцова возникет  явление  непонятного, странного человека  "из чужой стороны".
Так что же, у каждого убитого поэта был свой Черный человек или Дантес?
Видимо, да. И это закономерно, - ведь надо как-то противостоять черноте, отодвигая её от себя хотя бы на момент винопития.
И тут  подсказка  Пушкина-Моцарта оказывается очень кстати: «Коль мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку...»

Получается, что он задолго до 1971 года Рубцов в ночных шорохах, свистах и стонах на чердаках чувствовал неизбежный приход своего Черного человека. И он явился к нему в лице Людмилы Дербиной.
Дербина - Черный человек для Рубцова!

= = = = =

Пройдемся по фактам их жизни. Она была знакома с Рубцовым с 1963 года еще в Литинституте.  Но студент в неказистой одежде её не заинтересовал. Когда же его имя приобрело известность, она сама приезжает к нему в Вологду летом 1969г. и завязывает с ним роман.
Её целью было через известность Рубцова войти в литературу. В следующем 1970-м году она представляет на обсуждение вологодской писательской организации свою книгу стихов и та была рекомендована к изданию.
Общаясь с Рубцовым, она ему завидовала и считала его своим соперником.
О том она сама пишет в своих стихах:
= В любви, как в неистовой драке
Я свою проверила стать...=

Тут все расставлено по своим местам –рядом с поэтом под предлогом любви поселяется неистовая враждебная сила.
В другом стихотворении ею очерчен порядок дальнейших действии:
= О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы! =

Сравним с пророчеством Неизвестного из Маскарада: «Несчастье с вами будет в эту ночь» - черные люди все расскажут, предупредят.
Пружина драмы заведена, и развязка заготовлена.  Черный человек, приметы которого рассыпаны по стихам Рубцова, навис над его судьбой и потусторонняя ведьмина сила изготовилась сломать его судьбу .
И в самом деле, Дербина была крупной женщиной 80 кг., действительно, черноволосой, как смоль, (или печная сажа), с большой внутренней и физической силой,  и неудержной агрессивностью. Рубцов был мелок, узкогруд, весил 60 кг. Силы были неравными, что и проявило себя позже.

Вот еще несколько выдержек из её стихов:
= …Опять я губы в кровь кусаю
И, как медведица, рычу =

= Чужой бы бабе я всю глотку переела
За то, что ласково ты на неё взглянул…=

Да, она уже до встречи с Рубцовым была готова драть чужую глотку, что потом и сделала ( и это факт) с горлом Рубцова.
Так, рядом с поэтом в результате соблазна любовью и домашним уютом оказалась темная сила, нацеленная на его подавление и подчинение своей воле и интересам. Конечно, Рубцов, как тонко чувствующая натура испытывал это давление и мощную волю к его подчинению и не имел возможности ему противостоять. Он всё больше подпадал под её влияние и, как к слабой самозащите, всё больше спускался в пьянство.

За полгода до свое гибели, летом 1970 г., его противостояние с Дербиной обострилось. Однажды он  пришел к ней  выпивши, у них возникла перепалка, она ушла в дом и закрыла дверь. Рубцов, пытаясь войти в дом, ударил по окну, и двойным стеклом порезал себе важную артерию на руке.Он упал, заливаясь кровью, и только срочные действия спасли его в тот день.
Тот же конфликт почти зеркально описан Есениным в его «Черном человеке», где его герой тоже пьян, взбешен своим партнером, пытается его ударить, но только разбивает зеркало.



Обе ситуации показывают, что «бунт» против черного человека ни к чему не приводит. 
Рубцов получил грозное предупреждение, но он уже ничего не мог поделать, он, как по рельсам катился к своей гибели

Жертва Черного человека, как правило, не сопротивляется ему, и начинает играть в навязанную ему игру..И если мы снова вернёмся к творцам – жертвам черного человека, мы убедимся, что все они приняли условия, навязанные им Черным человеком и сами вышли на опасную позицию.
Пушкин и Лермонтов вызвают своих убийц на дуэль, Моцарт принимет предложение сочинить Реквием. Булгаковский Мастер по предложению Воланда пишет роман, Фауст вступает в сделку с Мефистофелем.

Вот и Рубцов, получив последнее предупреждение в виде порезанной артерии, продолжает жить с Дербиной и ждать развязки. Впрочем, близкую трагедию ощущает не только он один. Перед его последним Новым годом он получает от знакомой новогоднюю открытку с текстом «Берегите свою голову…»
А его друг поэт Виктор Коротаев набрасывает начало стихотворения:
= Потеряем скоро человека,
В этот мир забредшего шутя…=

Он его позже допишет, уже после трагедии.
Во всех этих ситуациях гибель творцов связана с тем, что все они заключают своего рода сделку с темной силой, удовлетворяют свою гордыню, тщеславие или другие соблазны, получают от них некоторые дивиденды и потом погибают.

Можно долго и упорно заниматься юридическими процедурами для повторного доказательства вины Дербиной в убийстве Рубцова, но можно придти к тому же результату посредством художественного анализа типовой для творчества ситуации,- путем сопоставления общей модели поведения творца при его общении с Черным человеком.
Пока никому не удалось его переиграть.

2016г 19 января
= = = = = = =
Аудиофайл: стихи Ирины Прищеповой "Николаю Рубцову"
в прочтении Виктора Астраханцева:

© Copyright: Виктор Астраханцев, 2016

Регистрационный номер №0326344

от 19 января 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0326344 выдан для произведения: Виктор АСТРАХАНЦЕВ
«Дуэль с Черным человеком».
К 40-летию смерти Николая Рубцова.

Пришла очередная годовщина смерти Николая Рубцова, и снова в который раз перед многочисленными почитателями поэзии Рубцова возникает вопрос: что же произошло с поэтом
в ту трагическую крещенскую ночь 1971года? Суд вынес однозначный вердикт – виновна в том Л.Дербина, которая призналась что в пылу скандала задушила поэта.

Но спустя три десятка лет после смерти поэта,уже в постперестроечное время характерное азартом пересмотра истории и духовных ценностей советского периода, последовал вброс в публичное пространство противоположной версии - об инфаркте Рубцова.
Два судебных медика в 2000-м году по просьбе Дербиной провели на основе её показаний анализ причин смерти и сделали заключение об инфаркте поэта, случившегося в ту ночь.
При этом никаких инструментальных тестов, естественно, не проводилось, медицинская карта Рубцова не изучалась. Заключение было основано на словах Дербиной и своих логических рассуждениях.
Затем у этой версии появились модераторы и защитники из среды известных поэтов и деятелей культуры.

Казалось бы, получив доказательство своей невиновности, Дербина должна была подать заявления о пересмотре дела и своей реабилитации. Но она на это не отважилась. И это приводит к мысли, что если она и её адвокаты не усмотрели в том заключении юридической силы, то почему другие должны вопреки судебному решению принимать частное мнение за истину? И разве в том нет пиара самой Дербиной?

Не имея юридической квалификации и практической возможности исследовать все обстоятельства дела Дербиной, мы предпримем иной путь, и посмотрим на судьбу Николая Рубцова с точки зрения художественного анализа его поэзии.
У многих на слуху его тончайшая лирика: «Тихая моя Родина», «Звезда полей»,«Виденье на холме»,
«В минуты музыки», «Русский огонек», «Букет».
Но значительная часть стихов Рубцова наполнена образами тревожных ожиданий и необъяснимых страхов. Огромный пласт его образов связан с черным цветом и черными мыслями, в их названиях варьируется слово «ночь»: «Зимняя ночь», «Памятный случай», «Наступление ночи», «Осенний этюд», «Ночное» и т.д. Это тот «черный» Рубцов, которого не поют, и редко включают в сборники и антологии.

* * * * *
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги, -
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня
Ночь, черная ночь!
(Ночное)

* * * * *
И понял я, что это не случайно,
Что весь на свете ужас и отрава
Когда увидят вдруг, что ты один.
(Осенние этюды)

* * * * * *
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне
(Зимняя ночь)

И вот однажды я прочел:

В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятны какой-то и странный
Из чужой стороны человек.

Что-то было в этом знакомое, от чего пахнуло холодом и мраком.
И тут возникла стяжка образов разных стихотворений: «один» и «чужой человек»:
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

И так возникла версия, что у Рубцова тоже был свой Черный человек.
В этом нет ничего неожиданного - этот персонаж возникает в жизни многих талантливых поэтов и композиторов, у которых есть «черная тема».

К примеру, Лермонтов  «чёрен» по складу своего поэтического мышления – его Мцыри,
Демон, Беглец и Арбенин живут под покровом ночи. Эта особенность зафиксирована в известном определении Д.С. Мережковского: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии».
К его Арбенину из Маскарада, который является своего рода двойником поэта, в критический момент является Неизвестный - свой черный человек, который долго ждал своего часа, чтобы погубить Арбенина, и который пророчит ему: «Несчастье с вами будет в эту ночь».

И к Моцарту явился некто в черном плаще, предупредив, что пора писать реквием.
И Пушкин встретился с Дантесом на Черной речке!
Так что же, у каждого убитого поэта был свой Черный человек или Дантес?
И это закономерно, - ведь надо как-то противостоять черноте, отодвигая её от себя хотя бы на момент винопития. И тут подсказка Пушкина- Моцарта оказывается кстати: «Коль мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку...»

Получается, что он задолго до 1971 года Рубцов в ночных шорохах, свистах и стонах на чердаках чувствовал неизбежный приход своего Черного человека
И он явился к нему в лице Людмилы Дербиной.
Дербина - Черный человек для Рубцова!

= = = = =

Пройдемся по фактам их жизни. Она была знакома с Рубцовым с 1963 года еще в Литинституте.
Но студент в неказистой одежде её не заинтересовал. Когда же его имя приобрело известность,
она сама приезжает к нему в Вологду летом 1969г. и завязывает с ним роман.
Её целью было через известность Рубцова войти в литературу. В следующем 1970-м году она представляет на обсуждение вологодской писательской организации свою книгу стихов и та была рекомендована к изданию.
Общаясь с Рубцовым, она ему завидовала и считала его своим соперником.
О том она сама пишет в своих стихах:
«В любви, как в неистовой драке
Я свою проверила стать..

Тут все расставлено по своим местам –рядом с поэтом под предлогом любви
поселяется неистовая враждебная сила.
В другом стихотворении ею очерчен порядок дальнейших действии:
= О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы!

Сравним с пророчеством Неизвестного из Маскарада: «Несчастье с вами будет в эту ночь» -
черные люди все расскажут, предупредят. Пружина драмы заведена, и развязка заготовлена.
Черный человек, приметы которого рассыпаны по стихам Рубцова, навис над его судьбой и потусторонняя ведьмина сила изготовилась сломать его судьбу .
И в самом деле, Дербина была крупной женщиной 80 кг., действительно, черноволосой, как смоль,
(или печная сажа), с большой внутренней и физической силой,  и неудержной агрессивностью.
Рубцов был мелок, узкогруд, весил 60 кг. Силы были неравными, что и проявило себя позже.

Вот еще несколько выдержек из её стихов:
= …Опять я губы в кровь кусаю
И, как медведица, рычу

= Чужой бы бабе я всю глотку переела
За то, что ласково ты на неё взглянул…

Да, она уже до встречи с Рубцовым была готова драть чужую глотку, что потом и сделала
( и это факт) с горлом Рубцова.

Так, рядом с поэтом в результате соблазна любовью и домашним уютом оказалась темная сила, нацеленная на его подавление и подчинение своей воле и интересам. Конечно,Рубцов, как тонко чувствующая натура испытывал это давление и мощную волю к его подчинению и не имел возможности ему противостоять. Он всё больше подпадал под её влияние и, как к слабой самозащите, всё больше спускался в пьянство.

В июне 1970г., за 7 месяцев до развязки, он чуть не погиб, разбив двойные стекла в доме Дербиной и сильно повредив себе артерию на руке. Это было уже серьезным ему предупреждением, но он уже ничего не мог поделать, он, как по рельсам катился к своей гибели.

Надо обратить внимание на то, что жертва Черного человека, как правило, не сопротивляется ему,
и начинает играть в навязанную ему игру..
И если мы снова вернёмся к творцам– жертвам черного человека, мы убедимся, что все они приняли условия, навязанные им Черным человеком и сами вышли на опасную позицию.
Пушкин и Лермонтов вызывали своих убийц на дуэль, Моцарт принял предложение сочинить Реквием. Булгаковский Мастер принимает предложение Воланда написать роман, Фауст вступает в сделку с Мефистофелем.

И Рубцов, получив последнее предупреждение в виде порезанной артерии, продолжает
жить с Дербиной и ждать развязки
Впрочем, близкую трагедию ощущает не только он один. Перед его последним Новым годом он получает от знакомой новогоднюю открытку с текстом «Берегите свою голову…»
А его друг поэт Виктор Коротаев набрасывает начало стихотворения:
= Потеряем скоро человека,
В этот мир забредшего шутя…=

Он его позже допишет, уже после трагедии.
Во всех этих ситуациях гибель творцов связана с тем, что все они заключают своего рода сделку с темной силой, удовлетворяют свою гордыню,тщеславие или другие соблазны, получают от них некоторые дивиденды и потом погибают.

Можно долго и упорно заниматься юридическими процедурами для повторного доказательства вины Дербиной в убийстве Рубцова, но можно придти к тому же результату посредством художественного анализа типовой для творчества ситуации,- путем сопоставления общей модели поведения творца при его общении с Черным человеком.
Пока никому не удалось его переиграть.

2016г 19 января
= = = = = = =
Аудиофайл: стихи Николая Рубцова "Плыть, плыть, плыть..."
в исполнении Виктора Астраханцева
 
Рейтинг: +10 1411 просмотров
Комментарии (19)
Алена Викторова # 22 января 2016 в 15:42 0
38 santa
Спасибо)))
Виктор Астраханцев # 2 февраля 2016 в 12:33 +1
Заходите ко мне запросто, что-нибудь найдется, чтобы занять ваше внимание.
Вот один из рисунков Вл.Таирова по темам стихов Рубцова.

Евгений Казмировский # 24 января 2016 в 19:28 0
Виктор! Ваша версия кажется мне убедительной. Остается сожалеть, что минуты поэта роковые не оказалось рядом по настоящему близких людей...Прочтение понравилось! Успехов!
Виктор Астраханцев # 31 января 2016 в 12:45 +2
Да, рядом с Рубцовым не оказалось милосердного человека.
Роль жена или музы в судьбе поэта (художника) велика и разнообразна –
от опекуна и координатора (Анна Сниткина) до диктатора ( Лилия Брик) и душегуба (Л.Дербина).
Вопрос – кто окажется рядом с ним равносилен его судьбе.
А это означает, что выбор мало зависит от самого человека.
Многое решает не он сам, а решается за него.

Василисса # 27 января 2017 в 19:22 0
Не согласна. Признать фатализм — значит отвергнуть Божий Промысл в жизни человека. Но неоспоримый факт, что человек сильно подвержен воздействию темных сил и без Бога с ними не справиться, что и произошло с великими нашими поэтами.
Спасибо за великолепную литературно-музыкальную композицию!
Татьяна Петухова # 2 февраля 2016 в 10:18 0
строки Николая Рубцова "Я умру в крещенские морозы".... оказались,к сожаленью, пророческими!
Виктор Астраханцев # 4 февраля 2016 в 10:47 +1
Да, но еще предсказал и свою славу:
«Моё слово верное прозвенит!
Буду я, наверное, знаменит!»
Татьяна Петухова # 7 ноября 2016 в 02:13 0
предсказание сбылось в полной мере,теперь наш земляк Николай Рубцов всемирно знаменит!
Денис Маркелов # 6 марта 2016 в 17:37 +1
Спасибо. Хороший очерк. Лирические поэта подобны свечам - быстро сгорают. Рубцов прожил для себя тот отрезок жизни, который был комфортен его душе. Было бы странно представлять его во времена "перестройки" и далее. Вообще поэт если изливается без остатка, он уже не нужен тут. Соловьи поют месяц с небольшим. И поэт - это своеобразный Божий Соловей. Но бз его стихов для многих облей мир был серым и непроглядным
Виктор Астраханцев # 7 марта 2016 в 00:27 +1
Я рад, Денис, что вы ознакомились с моим очерком о Николае Рубцове. Уверен, мы будем лучше понимать друг друга. Действительно, у поэтов короткие судьбы. Может быть от того, что их душа создана из такого материала, который не коптит, но быстро и ярко сгорает.
Потому меня насторожило слово «комфорт» применительно к Рубцову. Он был неприкаянным в обычной жизни человеком, наделенным способностью видеть невидимое, в том числе и будущее. О многом говорят его самохарактеристики: «неведомый сын удивительных вольных племён», «мелькнувшая легкая тень».
Не знавший семейного и бытового уюта, Рубцов был человеком крайностей. В быту неприхотлив, в пьянстве страшен,
и потому в нем самом остро возникало столкновение Быта и Дара. В этом столкновении комфортность, как стиль жизни, попросту сгорает.

Марта Шаула # 22 ноября 2016 в 19:56 +1
Уважаемый Виктор! С удовольствием прочла Ваш исключительно интересный очерк о Николае Рубцове! Очень трогательно описали предвестие его смерти, и об его окружении в тот период жизни! У него была очень нежная,легко ранимая натура,но алкоголь-страшный бич!А последний год он был этому подвержен,чем и воспользовалась Людмила Дербина!!! Как жаль,как жаль,когда семейные обстоятельства влияют на творчество и жизнь талантливейших людей! Светлая ему память! А Вам спасибо за интересный рассказ!!!
Виктор Астраханцев # 22 ноября 2016 в 22:03 +1
Марта, глубоко и тонко чувствующий человек живет в нескольких измерениях. Линия судьбы, рока часто пересекается и переплетается с бытом. Возникает иллюзия, понятности и предсказуемости жизни поэта, художника, её оценки её по меркам рядового человека. Талант не проходит даром, за него надо чем-то расплачиваться. Об этом сказано у Есенина: «За свободу в чувствах есть расплата.»
У Рубцова была своя мера расплаты за талант: без семейность, безденежность, конфликты и потрясения внутри себя, всё это приходилось глушить алкоголем.
Чтобы в этом разобраться, бытовой логики недостаточно. Потому я делаю попытку посмотреть на его жизнь с позиций жизни гениев и созданных ими образов.
Благодарю за подключение к этой теме.

Валентина Егоровна Серёдкина # 25 ноября 2016 в 02:28 0
Поспешаю предусматривать... Это с-творение говорит о многом...
«В дороге»
Зябко в поле непросохшем,
Не с того ли детский плач
Все назойливей и горше…
Запоздалый и продрогший
Пролетел над нами грач.
Ты да я, да эта крошка –
Мы одни на весь простор!
А в деревне у окошка
Ждет некормленая кошка
И про наш не знает спор.
Твой каприз отвергнув тонко,
Вижу: гнев тебя берет!
Наконец, как бы котенка,
Своего схватив ребенка,
Ты уносишься вперед.
Ты уносишься… Куда же?
Рай там, что ли? Погляди!
В мокрых вихрях столько блажи,
Столько холода в пейзаже
С темным домом впереди.
Вместе мы накормим кошку!
Вместе мы затопим печь!..
Молча глядя на дорожку,
Ты решаешь понемножку,
Что игра… не стоит свеч!

Удел живущих - постигать истинный свет творчества и тайну времени... Печальная трагедия...
Берегите свою жизнь, жизнь близких и дорогих вам людей от смертоносного яда - алкоголя!!!
Виктор, вдохновения! ДОБРА во БЛАГО! osenzolot
Виктор Астраханцев # 27 ноября 2016 в 12:51 +1
Спасибо за отзыв, Валентина. Вот уж действительно, жизнь соткана из противоречий, с ними и живем. Вы прислали стихи Рубцова. Часто , когда встречаешься с его стихами, охватывает какое-то беспокойство и словно беда находится рядом. Вот и в этих стихах есть метки этого состояния:
«Зябко… Все назойливей и горше… наш спор… гнев… в мокрых вихрях столько блажи… темный дом… игра не стоит свеч»!
И разве можно после этого упрекнуть его в желании выпить, освободиться от тяжести, которое его сопровождает ?
Я согласен с вами – пить не хорошо, но иногда без этого - никак! И семья тут не причем. У поэтов с тревожной душой нет уютной семейной жизни: Блок, Маяковский, Есенин, Рубцов…
Не случайно отцы уберегают своих дочерей от брака с поэтом, тем более – с талантливым.


А второе противоречие вы создали сами. Вы почему-то с проиллюстировали стихи Рубцова обложкой сборника Дербиной?!
Тут уж что-то одно – или привечать убиенного, или пиарить убийцу.
А вместе не получится. Их совмещение уже привело к смерти поэта.
В той среде, что меня окружает, на доброе упоминание имени Дербиной наложен запрет. Также 200 лет не играли музыку Сальери.

Татьяна Петухова # 19 января 2017 в 12:08 0
"за всё добро расплатимся добром,за всю любовь расплатимся любовью!" Николай Рубцов
Виктор Астраханцев # 4 января 2018 в 23:34 +1
Спасибо, Татьяна за напоминание этих строк, которые для многих стали духовным девизом!
Сергей Кривонос # 19 января 2017 в 12:57 0
Очень хорошую и нужную статью Вы написали, Виктор! Николай Рубцов - великое достояние земли русской, вечная ему пам t07067 ять
Виктор Астраханцев # 4 января 2018 в 23:38 0
Спасибо, Сергей, за такое понимание его место в русское поэзии!