Для автора Элегия

10 ноября 2015 - Neihardt
Призывное...
авт. Элегия

Закрой глаза, замри и ты услышишь,
Как ночь ложится бархатом по крыше.
Послушай затаив своё дыханье,
Как в небесах, луна молчит стихами.
 
Стряхни тоски пленительной оковы,
Предстань пред миром, будь ему знакомым...
Позволь ему обнять тебя за плечи,
Стань другом его сердцу, хоть на вечер!
 
Небесный путь заманчив и бездонен,
Лишь звезды у вселенной на ладони...
В степной тиши, того не зная сами,
Ветра тайком целуются с цветами.
 
Взгляни! Послушай! Жизнь встряхни от боли,
Вокруг, леса, луга, и шум прибоя.
Но птичий гомон льётся повторяя,
Что ты живёшь в Раю, не видя Рая!!        
 
Стихотворение – на мой взгляд, очень подходит вашему псевдониму… Оно ближе всего по жанру к элегии: пейзажная лирика, навевающая читателю философские мысли. При этом от традиционной элегической печали оно почти свободно, проникнуто жизнеутверждающими моментами, что мне особенно импонирует как вашему читателю.
К сожалению, при подробном чтении у меня возник ряд замечаний, касающихся некоторых конкретных строк.
«Закрой глаза, замри и ты услышишь,
Как ночь ложится бархатом по крыше.»
Образ «бархатной ночи» - не редкость в стихах у многих поэтов, думаю, даже примеры приводить не обязательно. Возможно, вы в очередной раз сочтете меня занудой, но бархат – ткань мягкая, ворсистая, отлично поглощающая звуки. Не случайно натуральным бархатом в старые времена часто обивали мебель в спальне и футляры музыкальных инструментов. Услышать, как бархат куда-либо ложится, проблематично даже в полной тишине.
«Луна молчит стихами» - парадоксальная строка. На первый взгляд, звучит даже красиво, но стоит задуматься… Стихи все-таки предусматривают наличие какого-никакого, но звука.     
«Стряхни тоски пленительной оковы»…
Здесь, на мой взгляд, не совсем точно употреблено слово «пленительной». Оно в русском языке несет, в основном, традиционно положительную окраску. А слово «тоска» – отрицательную, это слово все-таки связано с негативными эмоциями. Если тоска – пленительна, то стало быть, тому, к кому вы обращаетесь, и так хорошо – в тоске. Разве так бывает? А если, с вашей точки зрения, бывает, то зачем тогда тоску стряхивать?
«Предстань пред миром, будь ему знакомым...
Признаться, мне понравилась эта строка, призывающая к открытости и откровенности. Действительно, поэту (и его лирическому герою) обратная связь с окружающим миром просто необходима, эмоции, облеченные в стихотворную форму, требуют прочтения и понимания. Быть миру знакомым – это прекрасно.
«Позволь ему обнять тебя за плечи,
Стань другом его сердцу, хоть на вечер!»
Олицетворение мира как доброго друга работает на общую идею стихотворения. Только все-таки хочется уточнить: лирический герой должен стать миру другом или просто знакомым? Эти слова несут разную смысловую нагрузку: знакомый не является настолько близок, как друг, и полная откровенность с просто знакомым часто невозможна.
«Небесный путь заманчив и бездонен,
Лишь звезды у вселенной на ладони...»
Путь не может быть бездонным – он ведь у вас не бочка Данаид и даже не океанский фарватер над Марианской впадиной… Скорее, речь идет о традиционной метафоре «бездонное небо»? Но ее, по сути, нет. Есть только «небесный путь», навевающий ассоциацию с названием соседней с нашей галактики – Млечный путь.  Сочетание «лишь звезды» содержит скопление согласных на границе двух слов и немного затрудняет чтение стихов вслух, с головой выдавая, что это односложное «лишь» в начале строки было необходимо автору только для сохранения стихотворного размера. Не хочу навязывать свою точку зрения, но может быть, вы сможете изменить эти строки?
«В степной тиши, того не зная сами,
Ветра тайком целуются с цветами.»
Если в степи – ветра, то там уж точно нет никакой тиши. Ветра свистят и даже воют в травах, поверьте! «Ветра тайком целуются с цветами» - хороший образ. Но разве можно целоваться «того не зная сами»? Поцелуй – вполне сознательное действие, коль скоро вы применили олицетворение к ветрам!
«Взгляни! Послушай! Жизнь встряхни от боли».
Идея, содержащаяся в строке, интересна. Но вот её воплощение мне показалось странным. Встряхнуть можно что-либо от пыли, а не от боли: если уж сравнивать душевное состояние лирического героя с болью, то надо идти до конца. Вы знаете, почему у врачей «скорой помощи» принято при транспортировке больного на носилках ходить особым, плавным шагом, и к тому же - не в ногу? Именно для того, чтобы даже случайно не встряхнуть свою ношу, не причинить дополнительной боли. Подумайте, пожалуйста, об изменении и этой строки. 
«Вокруг, леса, луга, и шум прибоя.
Но птичий гомон льётся повторяя,
Что ты живёшь в Раю, не видя Рая!!»
Оказывается, тихая ночь все-таки наполнена самыми разнообразными звуками! Здесь и шум прибоя, и птичий гомон, и лес, наверняка, не молчалив!.. Наконец-то читатель не оставлен без прекрасной музыки природы! Спасибо.
Кульминация стихотворения очень удачна: последняя строка сконцентрировала весь смысл обращения к лирическому собеседнику.  
 
Теперь немного о форме.
Законы силлабо-тонического стихосложения вам, вне сомнения, хорошо известны. Схема первой строфы:
-!-!-!-!-!- (11) а
-!-!-!---!- (11) а
-!---!-!-!- (11) б
---!-!-!-!- (11) б
Это – пятистопный ямб с «женской» рифмой (при ней как раз последний слог каждой строки всегда безударен), в котором иногда редуцируется ударение на односложных словах в начале строки. Причем, в этом же духе выдержан ритм и размер всего стихотворения. При чтении вслух потерь ритма нет, текст читается свободно и естественно, более того, некоторые недочеты размера, как, например, в четвертой строке, скрадываются именно при артистическом «чтении с выражением». Думаю, стихи неплохо звучали бы со сцены. Исполнение вслух спасает и некоторые не вполне точные рифмы, которые при чтении глазами с листа или с экрана более заметны. В целом это стихотворение лучше именно слушать, нежели читать.
Неизбежное замечание: со знаками препинания надо обращаться аккуратно и ставить их в соответствии с требованиями грамматики. Много запятых у вас «не на своем месте», например, после слов «в небесах» в первом катрене, после слова «сердцу» во втором, после слова «вокруг» в четвертом… А кое-где их и не хватает – например, после слова «послушай» в первом катрене. Когда требуется усилить восклицание, надо ставить три восклицательных знака, а не два. Если стихотворение предназначено к публикации в виде текста в книге или в интернете, стоит непременно провести корректорскую правку знаков препинания.
Творческих удач!      

© Copyright: Neihardt, 2015

Регистрационный номер №0316211

от 10 ноября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0316211 выдан для произведения: Призывное...
авт. Элегия

Закрой глаза, замри и ты услышишь,
Как ночь ложится бархатом по крыше.
Послушай затаив своё дыханье,
Как в небесах, луна молчит стихами.
 
Стряхни тоски пленительной оковы,
Предстань пред миром, будь ему знакомым...
Позволь ему обнять тебя за плечи,
Стань другом его сердцу, хоть на вечер!
 
Небесный путь заманчив и бездонен,
Лишь звезды у вселенной на ладони...
В степной тиши, того не зная сами,
Ветра тайком целуются с цветами.
 
Взгляни! Послушай! Жизнь встряхни от боли,
Вокруг, леса, луга, и шум прибоя.
Но птичий гомон льётся повторяя,
Что ты живёшь в Раю, не видя Рая!!        
 
Стихотворение – на мой взгляд, очень подходит вашему псевдониму… Оно ближе всего по жанру к элегии: пейзажная лирика, навевающая читателю философские мысли. При этом от традиционной элегической печали оно почти свободно, проникнуто жизнеутверждающими моментами, что мне особенно импонирует как вашему читателю.
К сожалению, при подробном чтении у меня возник ряд замечаний, касающихся некоторых конкретных строк.
«Закрой глаза, замри и ты услышишь,
Как ночь ложится бархатом по крыше.»
Образ «бархатной ночи» - не редкость в стихах у многих поэтов, думаю, даже примеры приводить не обязательно. Возможно, вы в очередной раз сочтете меня занудой, но бархат – ткань мягкая, ворсистая, отлично поглощающая звуки. Не случайно натуральным бархатом в старые времена часто обивали мебель в спальне и футляры музыкальных инструментов. Услышать, как бархат куда-либо ложится, проблематично даже в полной тишине.
«Луна молчит стихами» - парадоксальная строка. На первый взгляд, звучит даже красиво, но стоит задуматься… Стихи все-таки предусматривают наличие какого-никакого, но звука.     
«Стряхни тоски пленительной оковы»…
Здесь, на мой взгляд, не совсем точно употреблено слово «пленительной». Оно в русском языке несет, в основном, традиционно положительную окраску. А слово «тоска» – отрицательную, это слово все-таки связано с негативными эмоциями. Если тоска – пленительна, то стало быть, тому, к кому вы обращаетесь, и так хорошо – в тоске. Разве так бывает? А если, с вашей точки зрения, бывает, то зачем тогда тоску стряхивать?
«Предстань пред миром, будь ему знакомым...
Признаться, мне понравилась эта строка, призывающая к открытости и откровенности. Действительно, поэту (и его лирическому герою) обратная связь с окружающим миром просто необходима, эмоции, облеченные в стихотворную форму, требуют прочтения и понимания. Быть миру знакомым – это прекрасно.
«Позволь ему обнять тебя за плечи,
Стань другом его сердцу, хоть на вечер!»
Олицетворение мира как доброго друга работает на общую идею стихотворения. Только все-таки хочется уточнить: лирический герой должен стать миру другом или просто знакомым? Эти слова несут разную смысловую нагрузку: знакомый не является настолько близок, как друг, и полная откровенность с просто знакомым часто невозможна.
«Небесный путь заманчив и бездонен,
Лишь звезды у вселенной на ладони...»
Путь не может быть бездонным – он ведь у вас не бочка Данаид и даже не океанский фарватер над Марианской впадиной… Скорее, речь идет о традиционной метафоре «бездонное небо»? Но ее, по сути, нет. Есть только «небесный путь», навевающий ассоциацию с названием соседней с нашей галактики – Млечный путь.  Сочетание «лишь звезды» содержит скопление согласных на границе двух слов и немного затрудняет чтение стихов вслух, с головой выдавая, что это односложное «лишь» в начале строки было необходимо автору только для сохранения стихотворного размера. Не хочу навязывать свою точку зрения, но может быть, вы сможете изменить эти строки?
«В степной тиши, того не зная сами,
Ветра тайком целуются с цветами.»
Если в степи – ветра, то там уж точно нет никакой тиши. Ветра свистят и даже воют в травах, поверьте! «Ветра тайком целуются с цветами» - хороший образ. Но разве можно целоваться «того не зная сами»? Поцелуй – вполне сознательное действие, коль скоро вы применили олицетворение к ветрам!
«Взгляни! Послушай! Жизнь встряхни от боли».
Идея, содержащаяся в строке, интересна. Но вот её воплощение мне показалось странным. Встряхнуть можно что-либо от пыли, а не от боли: если уж сравнивать душевное состояние лирического героя с болью, то надо идти до конца. Вы знаете, почему у врачей «скорой помощи» принято при транспортировке больного на носилках ходить особым, плавным шагом, и к тому же - не в ногу? Именно для того, чтобы даже случайно не встряхнуть свою ношу, не причинить дополнительной боли. Подумайте, пожалуйста, об изменении и этой строки. 
«Вокруг, леса, луга, и шум прибоя.
Но птичий гомон льётся повторяя,
Что ты живёшь в Раю, не видя Рая!!»
Оказывается, тихая ночь все-таки наполнена самыми разнообразными звуками! Здесь и шум прибоя, и птичий гомон, и лес, наверняка, не молчалив!.. Наконец-то читатель не оставлен без прекрасной музыки природы! Спасибо.
Кульминация стихотворения очень удачна: последняя строка сконцентрировала весь смысл обращения к лирическому собеседнику.  
 
Теперь немного о форме.
Законы силлабо-тонического стихосложения вам, вне сомнения, хорошо известны. Схема первой строфы:
-!-!-!-!-!- (11) а
-!-!-!---!- (11) а
-!---!-!-!- (11) б
---!-!-!-!- (11) б
Это – пятистопный ямб с «женской» рифмой (при ней как раз последний слог каждой строки всегда безударен), в котором иногда редуцируется ударение на односложных словах в начале строки. Причем, в этом же духе выдержан ритм и размер всего стихотворения. При чтении вслух потерь ритма нет, текст читается свободно и естественно, более того, некоторые недочеты размера, как, например, в четвертой строке, скрадываются именно при артистическом «чтении с выражением». Думаю, стихи неплохо звучали бы со сцены. Исполнение вслух спасает и некоторые не вполне точные рифмы, которые при чтении глазами с листа или с экрана более заметны. В целом это стихотворение лучше именно слушать, нежели читать.
Неизбежное замечание: со знаками препинания надо обращаться аккуратно и ставить их в соответствии с требованиями грамматики. Много запятых у вас «не на своем месте», например, после слов «в небесах» в первом катрене, после слова «сердцу» во втором, после слова «вокруг» в четвертом… А кое-где их и не хватает – например, после слова «послушай» в первом катрене. Когда требуется усилить восклицание, надо ставить три восклицательных знака, а не два. Если стихотворение предназначено к публикации в виде текста в книге или в интернете, стоит непременно провести корректорскую правку знаков препинания.
Творческих удач!      
 
Рейтинг: 0 654 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!