ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → «Мир над пропастью» Олега Роя

«Мир над пропастью» Олега Роя

22 декабря 2014 - Вячеслав Отшельник

 

Прочитал «Мир над пропастью» Олега Роя.
Не то, чтобы потрясло, но в душу запало.

Автор глубоко проникает в психологию своих героев, стараясь правдиво показать субъективный мир людей. Каждый образ раскрывается достаточно тщательно, с проработкой деталей и оттенков индивидуального восприятия действительности. Нет однозначно отрицательного персонажа. Зато присутствует попытка объяснить те или иные неблаговидные поступки людей, обращаясь к их прошлому опыту и и жизненным обстоятельствам. Мы как бы прощаем их прегрешения, памятуя о том, как слаб человек перед стихией бытия, как уязвим он перед лицом неизбежного зла.
В этом, может быть, и сила, и слабость произведения. Сила – в правдивости и психологической глубине образов. Слабость – в отсутствии сильного характера, вызывающего не только сочувствие, но и восхищение неравнодушного читателя.
Наивным и неправдоподобным выглядит малодушие Игоря, его покорность перед обстоятельствами, его пассивное противодействие агрессии Виты, неспособность (или не желание) активно защищаться. Чувство вины разоружает его до предела, ему легче совершить непоправимое ( отказавшись от борьбы), чем стать стеной на пути зла. В этом смысле более естественным был бы его полный срыв, возврат к беспробудной пьянке, например, или суицид.
Счастливой концовкой мы обязаны напористости девочки-подростка и просветлению женщины, что довольно характерно для категории «добрых» произведений, где торжествует любовь, а не активным действиям главного героя. То есть роман нам щекочет нервы своей психологичностью, заставляет переживать, но не воспитывает характер, не даёт образец мощного противодействия злу.
Впрочем, в этом, наверное, и выражена реалистичность героев, т.к. и в реальной жизни сильная личность – довольно редкое явление. В целом, роман легко читается, заставляет думать и сопереживать, и далёк от меркантильной, по крайней мере, видимой жанровой амбициозности, которая зачастую навязывается искусственно.

2010 г.


© Copyright: Вячеслав Отшельник, 2014

Регистрационный номер №0260691

от 22 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0260691 выдан для произведения:

 

Прочитал «Мир над пропастью» Олега Роя.
Не то, чтобы потрясло, но в душу запало.

Автор глубоко проникает в психологию своих героев, стараясь правдиво показать субъективный мир людей. Каждый образ раскрывается достаточно тщательно, с проработкой деталей и оттенков индивидуального восприятия действительности. Нет однозначно отрицательного персонажа. Зато присутствует попытка объяснить те или иные неблаговидные поступки людей, обращаясь к их прошлому опыту и и жизненным обстоятельствам. Мы как бы прощаем их прегрешения, памятуя о том, как слаб человек перед стихией бытия, как уязвим он перед лицом неизбежного зла.
В этом, может быть, и сила, и слабость произведения. Сила – в правдивости и психологической глубине образов. Слабость – в отсутствии сильного характера, вызывающего не только сочувствие, но и восхищение неравнодушного читателя.
Наивным и неправдоподобным выглядит малодушие Игоря, его покорность перед обстоятельствами, его пассивное противодействие агрессии Виты, неспособность (или не желание) активно защищаться. Чувство вины разоружает его до предела, ему легче совершить непоправимое ( отказавшись от борьбы), чем стать стеной на пути зла. В этом смысле более естественным был бы его полный срыв, возврат к беспробудной пьянке, например, или суицид.
Счастливой концовкой мы обязаны напористости девочки-подростка и просветлению женщины, что довольно характерно для категории «добрых» произведений, где торжествует любовь, а не активным действиям главного героя. То есть роман нам щекочет нервы своей психологичностью, заставляет переживать, но не воспитывает характер, не даёт образец мощного противодействия злу.
Впрочем, в этом, наверное, и выражена реалистичность героев, т.к. и в реальной жизни сильная личность – довольно редкое явление. В целом, роман легко читается, заставляет думать и сопереживать, и далёк от меркантильной, по крайней мере, видимой жанровой амбициозности, которая зачастую навязывается искусственно.

2010 г.

Критические комментарии на эту статью можно прочитать здесь

 
Рейтинг: 0 594 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!