ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Смех и слезы на арене цирка. Акт 2. Глава 1

Смех и слезы на арене цирка. Акт 2. Глава 1

23 января 2021 - Сергей Стрункин
Предвкушение большого события вселяет праздник в умы и сердца граждан. Сегодня все кажется не столь скучным и однообразным, как это бывает обычно в городе Н. Хочется жить, веселиться и гулять, хочется обнять этот мир, хочется хлопнуть дверью и сказать: «Не ждите меня сегодня!» Так поступали многие – почти все, кто был в курсе вечернего выступления Демиурга.
В кассах билеты были раскуплены за три часа. Такого ажиотажа не знал цирк со времен клоуна Циркуля и этот факт вселял чувство соучастия и взаимной поддержки в людей. Все были объединены общей радостью, общим делом, единой волной, размывающий песочный берег на безлюдном пляже и это было чудесно.
Большая половина людей не вышла на работу, сославшись на недомогание и занятость, на самом деле просто в день выступления было невозможно работать – не хотелось, мысли были далеко, а руки не слушались. Поэтому большинство жителей расселись по пабам и закусочным еще с утра и начали отмечать и праздновать.
Простои в производстве на заводе из-за нехватки рабочих рук компенсировались небывалым доходом у предпринимателя Бездаряна, чьи сети ресторанов получили небывалую выручку в этот день. Ашот был на седьмом небе от счастья и уже не горевал по поводу повышения «подоходного налога» - теперь хватит всем.
Небывалый успех клоуна умные люди связывали со знанием того психологии людей и удачной драматургии номера. Они считали, что он непростой клоун и имеет хорошую базу, которая позволяет ему импровизировать без риска завалить номер. Эксперты считали, что дебютный номер Демиурга удался на славу, но большинство жителей в силу своих скудных знаний не поняли по сути ничего, что он хотел до них донести. Четыре фазы – это четыре ритма жизни, четыре состояния человеческой психики – за подъемом – спад и т.д. Они отмечали, что номер был выстроен очень грамотно, по законам театра и скорее всего на клоуна трудится целая команда, потому что одному такой груз не поднять. Скрытность его личности они объясняли нежеланием раскрыть тайну его происхождения, как они говорили:
- Скорее всего Демиург – это удачный проект. Продуманный до мозга костей и заточенный на успех и влияние на сознание масс. Кем бы ни был клоун – он всего лишь пешка в большой шахматной партии, хороший исполнитель своей роли, не более того…
Люди же по своей простоте и прямодушию приняли выступление клоуна за чистую монету и считали его гением и знатоком человеческой души. Им было все равно кто стоит за ним и есть ли хоть кто-то, но интерес к его личной жизни не иссякал: «Где и с кем он живет? Кто его родители? Коренной ли он житель? Где он научился своему мастерству?»
Вопросов было уйма – ответов не было, поэтому в городе рождались легенды о клоуне Демиурге, вот некоторые из них:
«Клоун родился в столице и с детства поражал свое окружение недюжинными актерскими способностями. Учился он легко и после школы закончил один из лучших актерских ВУЗов. Там он выделялся среди сверстников, и все его учителя сулили Демиургу большое будущее. Он дебютировал в раннем возрасте в роли Гамлета, но карьере трагика не суждено было сбыться, так как его девушка покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Он долго горевал, пил, искал себя, но на сцену так и не смог вернуться. Пока Григорьевич (шпрехшталмейстер) не вытянул его из трясины горя.»
«Демиург был славным парнем и всегда хотел путешествовать. Он отличался огромной силой и после школы поступил в морское училище, где освоил свою профессию. Он долго путешествовал на торговых судах – зарабатывая себе на жизнь, но однажды его корабли попал в шторм, и вся его команда погибла, его одного море вынесло на берег, где его подобрал бродячий цирк. Последние годы он обучался новой для себя профессии, потому что на корабль он вернуться не мог – слишком тяжелые переживания. Так Демиург странствовал с цирком по городам и весям, пока ему не захотелось сольный номер – тут то и пригодился Григорьевич, который взял его к себе в цирк.»
«Демиург не хотел быть артистом и всегда сторонился публики, отсюда его скрытность. Он учился в военном училище, но однажды, гуляя по лесу, в него попала молния и это вызвало сильнейшие изменения в сознании парня, он бросил учебу и стал уличным артистом. Он долго странствовал, зарабатывая себе на жизнь и в один прекрасный день встретил свою любовь – женщину своей мечты, но прожили они недолго вместе, она не выдержала кочевой жизни и заболела. Когда ее похоронили клоун зарекся больше не выступать, но тут появился Григорьевич и уговорил того не хоронить свой талант.»
«Еще одна история, где Демиург был молодым ученым, не сразу прижилась в городских сплетнях, но через какое-то время стала казаться наиболее достоверной. Будущий клоун был перспективным ученым-физиком и подавал большие надежды. Он изобрел смехометр – устройство, которое позволяло не только рассчитать силу смеха, но и пол и возраст смеющегося. Некоторые говорят, что смехометр мог определить даже причину возникновения смеха, то есть смеется человек зло или по-доброму. Он обратился к государству с предложением финансирования его изобретения, но получил отказ. Семь лет его трудов пропали зря и он, разочаровавшись в жизни и людях уехал из страны в Бразилию, где изучал местный фольклор. Карнавалы завораживали молодого ученого, и он начал копать глубже. Он занялся разработкой теории смеха, его зарождением и причиной возникновения. Но теория без практики бесполезна. Демиург вернулся в родную страну и начал искать возможность проверить свою теорию, тут то и они встретились с местным шпрехшталмейстером. По их договоренности Демиург получал возможность проверить свою теорию на практике, а цирк получал новую звезду…»
«Самая странная версия жизни клоуна родилась самой последней и в нее никто не верил. По этой версии Демиург – местный житель, который скрывает свою личность за гримом. Он родился в городе Н. и работал на местном заводе, производя боеприпасы в секретном отделе, пока не захотел перемен и не раскрылся в личности клоуна Демиурга. По этой версии – все жители знают клоуна, может даже он ходит среди них и ведет вполне обычную жизнь, но по вечерам перевоплощается, как оборотень. Эту версию никто не взял за основную, посчитав ее бредовой…»
***
Катя и Соломон собирались на вечернее представление в цирк. Дима уже ушел на работу, хотя ему так и не удалось развеять подозрения жены в наличии у него любовницы. Катя одела вечернее платье, в котором она была на последнем ужине в ресторане вместе с Димой:
- Подумать только – я не ходила никуда уже шесть лет, с тех пор, как забеременела. Какой ужас! Что за жизнь?
Она подушилась своими любимыми духами, положила в сумочку билеты, которые все-таки Дима им купил и тут же зло топнула ногой:
- Какой же мерзавец! Ушел к любовнице, когда наш сын болеет. Никакой помощи от него, никакого участия в нашей жизни. Если бы не Соломон не стала бы терпеть, подала бы на развод немедленно.
Катя помогла одеться сыну, застегнув его на все пуговицы и одев на шерстяную шапку капюшон.
- Мам, мне жарко!
- На улице холодно. Хочешь простыть?
- Нет, но не зима же…
- Уже ноябрь. Поздняя осень. На улице ноль градусов – это дома тепло, здесь топят.
- Но, мам!
- Слушайся меня, понятно. Сейчас выйдешь на улицу и поймешь, что я была права.
Катя проверила все электрические приборы на предмет подключения их к сети.
- Надо будет поговорить с Валентиной Михайловной. Не все она знает о своем сыне. Приду из цирка и все ей расскажу и здесь ей не удастся его выгородить – он обманывает и ее – свою мать, - подумала Катя.
Она подошла к окну. Лужи были замерзшими, падал снег – первый в этом году. Она увидела дворников, посыпающих дорожки песком, чтобы можно было нормально ходить по льду. Птиц за окном не было, кроме воробьев, которые клевали корм поочередно в одной из немногих самодельных кормушек. Был вечер и уже смеркалось, темнеть на улице стало гораздо быстрее, но фонари горели и хорошо освещали улицы, до того хорошо, что, вдали Катя увидела – Марию Васильевну – воспитательницу из детского сада, куда ходил Соломон до обнаружения лейкоза. А вон за углом стоят мужики и о чем-то живо беседуют, размахивая руками и то и дело прикладываясь к бутылке.
- Рабочий день закончен, - резюмировала Катя.
- Мам, скоро мы пойдем? Мне жарко, - крикнул Соломон.
- Успеем, паучок. Мы собрались рано. Лучше дома посидеть лишние пятнадцать минут, чем толкаться у цирка, где полно народа.
- Можно я хотя бы колпак сниму?
Катя подошла и помогла снять колпак сыну. Когда тот стал расстегивать молнию на комбинезоне, она его остановила:
- Не терпится посмотреть на знаменитого клоуна? Мне уже все уши прожужжали о нем…
- В интернете пишут, что будет полный зал…
- Да. Давно в городе не было ничего подобного, и мы с тобой это увидим, мой хороший.
- А вдруг наши места займут?
- У нас же билеты есть, - улыбнулась Катя, - наши с тобой места никто не посмеет занять.
Она обняла сына и тот прижался к ней, и не было никого родней и любимей для Кати в этот момент. Она поняла, что отдаст жизнь – только бы сын был жив и счастлив.
- Мам, может пойдем?
- Да, сейчас пойдем.
Катя взяла ручку и бумагу и написала записку:
«Валентина Михайловна, мы с Соломоном ушли в цирк. Вернемся поздно. Ужин на столе. Газ я перекрыла. Воду тоже. Покормите своего сына, если он вернется с работы раньше нас, хотя это вряд ли. Телефон у меня будет отключен, так что не звоните, после выступления я позвоню сама. За мальчика не переживайте – я его тепло одела и покормила перед выходом. Не скучайте. Целую. Катерина.»
Она оставила записку на видном месте и сказала:
- Ну что пошли?
- Да! Наконец-то! - воскликнул Соломон.
Катя еще раз посмотрела вокруг и, квартира сейчас казалось такой пустой, даже почти нежилой. Без людей квартира выглядит, как тюрьма!
Она надвинула на Соломона капюшон, несмотря на то, что тот попытался сопротивляться.
- На улице холодно. Пойдем!
- Ура! – крикнул мальчик, - мы идем в цирк!
Катя закрыла входную дверь и, они пошли на выступление великого Демиурга.
***
В зале цирка не было свободных мест. Катя с сыном сидели и смотрели как свободные места заполнялись людьми быстрыми темпами. Было понятно, что большой ажиотаж вокруг выступления Демиурга о котором писали в газетах и интернете, был действительно не преувеличен. У Кати и Соломона были отличные места, не высоко и не низко, почти в самом центре цирковых трибун и оттуда было видны все перипетии, происходящие на арене.
- Ладно хоть места хорошие. Какой-то от него толк есть, - подумала Катя о муже, - самые простые дела Бутилов все же способен выполнить.
На арене пока выступали жонглеры. Они ловко подкидывали острые кинжалы на трехметровую высоту и ловили всегда рукоять. Страшно было представить, что может быть, если в момент выступления что-то пойдет не так – жонглер в лучшем случае останется без руки или без пальцев. Катя поежилась и зажмурилась, представив такой поворот событий. Соломон был счастлив, он улюлюкал вместе со всеми и смотрел завороженно на цирковое действо. Первый раз он пришел на подобное, важное для всего города, событие. Когда-то отец обещал сводить его на футбол, но эти обещания не получили практического подкрепления. Отец всегда был чем-то занят, большую часть времени проводя в своем кабинете, ему было не до сына, скорее всего он давно забыл об этих обещаниях, которые он давал относительно часто. Соломон не обижался…
Жонглеров на сцене сменили акробаты. Они с грацией балерин и с силой олимпийских чемпионов летали под куполом на трапеции и выполняли удивительные номера и трюки. Произошла небольшая накладка и одна акробатка едва не сорвалась, а выступала она без страховки, но в последний момент артистка успела схватить трапецию одной рукой. Зрители в зале немного оживились. Чем выше риск жизни в выступлении циркачей, тем сильнее хлопали и кричали зрители после номеров. Казалось, что люди желают видеть смерть, а не удивляться способностям цирковых артистов. Соломон спросил маму:
- Почему они такие злые? Почему свистят, когда у циркачей что-то не получается?
- Это люди. Вырастешь – все поймешь, паучок. Не переживай, со временем к этому привыкаешь. Надеяться можно на себя и на маму с бабушкой, понятно?
- А на папу?
- На папу надежды нет.
- Но он же любит нас?
- Любит, но очень своеобразно. Не сразу это становится очевидно…
Катя горько улыбнулась и погрузилась в раздумья посреди бушующей толпы. Она почти ничего не слышала. Умение, а скорее ее особенность, быть одинокой и погруженной в себя даже в людных местах, проявилась снова. Катя видела, как она маленькая плывет с отцом на лодке, он улыбается ей. Это ее первое путешествие вниз по реке. Она постоянно смеется. Отец что-то говорит. Неожиданно лодка натыкается на что-то твердое, судно сильно тряхануло, и маленькая девочка оказывается в воде. Плавать она не умеет и идет ко дну очень быстро. Девочка задерживает дыхание, но чувствует, что теряет сознание. Она открывает глаза и видит перед собой отца, который ей что-то кричит…
- Мама! Мама, что с тобой?
Катя очнулась в цирке. Соломон тряс ее за руку. Приступы провала в омут памяти стали учащаться и это не радовало женщину. Она поспешила успокоить сына.
- Все хорошо. Я просто задумалась.
- Мам, но ты никак не реагировала ни на что.
- Я глубоко задумалась. Со взрослыми такое бывает. Много проблем – много дум.
- И я тоже так буду застывать, когда вырасту?
- Вполне может быть, если пойдешь не в отца…
Соломона смутили эти слова и Катя поспешила его заинтересовать цирковым представлением:
- Смотри, дрессировщики! Смотри какие тигры!
Мальчик тут же переключил свое внимание всецело на арену.
На арене опытные дрессировщики заставляли тигров и слонов исполнять свои команды. Соломон заметил, что после каждого выполненного действия, животное получало что-то вкусное и он вспомнил, как отец тренировал соседскую собаку, заставляя ту, то лежать, то стоять, то претвориться спящей. После каждой выполненной команды он давал ей кусок колбасы. Позже сам Соломон пытался тренировать бабушкину кошку – Варвару, когда та недолгий период жила с ними, но у парня ничего не получилось – кошка всячески отлынивала от работы и даже поцарапала его. С тех пор Соломон больше не подходил к кошке близко и при ее приближении был начеку. Так у него сформировалось представление о кошках, как о непослушных и опасных созданиях, с которыми надо держать ухо востро.
- Смотри, Соломон, какие милые лошади! Бегают по кругу, как на бабушкиной фарфоровой статуэтке, помнишь?
- Это, которую я разбил?
- Да. Но у нее их много. Она когда-то коллекционировала фарфоровые изделия – посуду и декор.
- А зачем они бьют кнутом? Могут же попасть по лошади…
- В этом то все искусство дрессуры. Лошади не будут выполнять команды – бегать по кругу, если их этому не научить. Хлыст помогает в этом. Животные очень свободолюбивые создания, нужно очень много времени и сил потратить, чтобы они стали выполнять то, что от них требует дрессировщик.
Соломон сразу вспомнил о кошке и решил, что еще когда-нибудь попробует ее приручить.
После дрессировщиков появились клоуны-неудачник – Подошва и Ботинок. Они были встречены гулом негодования, потому что их шоу никому не нравилось, и они за пятнадцать лет в цирке, всем основательно надоели. Но некоторые представители зрительного зала с большим воодушевлением встретили их, так как их выход означал скорое появление звезды – Демиурга.
- Мам, смотри какие они смешные и нелепые, - воскликнул Соломон, когда Ботинок ударил напарника надувным молотком, а тот упал навзничь.
- Это ветераны циркового движения в нашем городе. С одним из них я была знакома – жили в соседних домах.
- А почему люди свистят? – попытался докричаться через шум мальчик.
- Людям не нравится, когда артисты не развиваются и не привносят что-то новое в свое шоу. Эти два братца выступают со своим номером уже много лет – людям надоело…
- И тебе тоже не нравится?
- Мне нравится. Они кажутся довольно забавными.
Наконец наступил момент икс в цирковом представлении. Нас цену вышел Шпрехшталмейстер и заявил:
- Дамы и господа! Сейчас на сцену выйдет тот, ради которого вы пришли на это шоу. Великий и загадочный, безжалостный и всемогущий, добрый и злой…
- Давай быстрей! -  крикнул кто-то из зала.
- …звезда нашего цирка – Демиург! – закончил свою речь Григорьевич и скрылся за кулисой.
В зрительном зале стало тихо. Все ждали чуда.
Демиург вышел спокойным шагом, обвел взглядом зрительный зал и начал свое шоу. Выступление состояло так же из четырех фаз, но на этот раз клоун выбрал себе вполне конкретный объект – Владимира Ильича Пузырева, сидевшего в первых рядах. Началось все с того, что Демиург облил директора завода водой, которая полилась из глаз клоуна, потом кинул в того липким шариком, выскочившим из его рукава. Зрители были в восторге – смеяться над большим человеком в городе, мог только сильнейший. После первой фазы смеха – наступила фаза слез, затем фаза смирения и фаза бесконечности. В каждой фазе клоун воздействовал на бедного товарища Пузырева и заставил его смеяться над собой и плакать над своей горькой долей, а позже и совсем пожалеть, что пришел на это шоу. Зрители пережили те же эмоции, но все они не относились к ним лично, поэтому им было проще.
Когда доведенный до предела Владимир Ильич опомнился, то крикнул:
- Где мой бумажник?
- Клоун достал его из своего заднего кармана и под веселое улюлюканье толпы бросил им во владельца.
- Мам, а кто он такой? – спросил Соломон, указывая на Пузырева.
- Большой человек в городе – директор завода. Очень богатый и властный.
Катя никак не могла отбросить мысль, что когда смотрела на лицо Демиурга, то видела какие-то отдаленно знакомые черты, но грим был наложен очень густо и профессионально, что разобрать – кто был под маской представлялось затруднительным. Она перебрала в голове всех одноклассников и однокурсников, но не могла вспомнить. Ее размышления прервал Соломон:
- Смотри, мам, директор убегает!
В это время директор Пузырев, весь пунцовый, спешно покидал свое место в зале, под крики и гомон арены.
Демиург видимо решил, что пора заканчивать и своей цели он добился. Клоун молча поклонился и под овации покинул сцену…

© Copyright: Сергей Стрункин, 2021

Регистрационный номер №0487928

от 23 января 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0487928 выдан для произведения: Предвкушение большого события вселяет праздник в умы и сердца граждан. Сегодня все кажется не столь скучным и однообразным, как это бывает обычно в городе Н. Хочется жить, веселиться и гулять, хочется обнять этот мир, хочется хлопнуть дверью и сказать: «Не ждите меня сегодня!» Так поступали многие – почти все, кто был в курсе вечернего выступления Демиурга.
В кассах билеты были раскуплены за три часа. Такого ажиотажа не знал цирк со времен клоуна Циркуля и этот факт вселял чувство соучастия и взаимной поддержки в людей. Все были объединены общей радостью, общим делом, единой волной, размывающий песочный берег на безлюдном пляже и это было чудесно.
Большая половина людей не вышла на работу, сославшись на недомогание и занятость, на самом деле просто в день выступления было невозможно работать – не хотелось, мысли были далеко, а руки не слушались. Поэтому большинство жителей расселись по пабам и закусочным еще с утра и начали отмечать и праздновать.
Простои в производстве на заводе из-за нехватки рабочих рук компенсировались небывалым доходом у предпринимателя Бездаряна, чьи сети ресторанов получили небывалую выручку в этот день. Ашот был на седьмом небе от счастья и уже не горевал по поводу повышения «подоходного налога» - теперь хватит всем.
Небывалый успех клоуна умные люди связывали со знанием того психологии людей и удачной драматургии номера. Они считали, что он непростой клоун и имеет хорошую базу, которая позволяет ему импровизировать без риска завалить номер. Эксперты считали, что дебютный номер Демиурга удался на славу, но большинство жителей в силу своих скудных знаний не поняли по сути ничего, что он хотел до них донести. Четыре фазы – это четыре ритма жизни, четыре состояния человеческой психики – за подъемом – спад и т.д. Они отмечали, что номер был выстроен очень грамотно, по законам театра и скорее всего на клоуна трудится целая команда, потому что одному такой груз не поднять. Скрытность его личности они объясняли нежеланием раскрыть тайну его происхождения, как они говорили:
- Скорее всего Демиург – это удачный проект. Продуманный до мозга костей и заточенный на успех и влияние на сознание масс. Кем бы ни был клоун – он всего лишь пешка в большой шахматной партии, хороший исполнитель своей роли, не более того…
Люди же по своей простоте и прямодушию приняли выступление клоуна за чистую монету и считали его гением и знатоком человеческой души. Им было все равно кто стоит за ним и есть ли хоть кто-то, но интерес к его личной жизни не иссякал: «Где и с кем он живет? Кто его родители? Коренной ли он житель? Где он научился своему мастерству?»
Вопросов было уйма – ответов не было, поэтому в городе рождались легенды о клоуне Демиурге, вот некоторые из них:
«Клоун родился в столице и с детства поражал свое окружение недюжинными актерскими способностями. Учился он легко и после школы закончил один из лучших актерских ВУЗов. Там он выделялся среди сверстников, и все его учителя сулили Демиургу большое будущее. Он дебютировал в раннем возрасте в роли Гамлета, но карьере трагика не суждено было сбыться, так как его девушка покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Он долго горевал, пил, искал себя, но на сцену так и не смог вернуться. Пока Григорьевич (шпрехшталмейстер) не вытянул его из трясины горя.»
«Демиург был славным парнем и всегда хотел путешествовать. Он отличался огромной силой и после школы поступил в морское училище, где освоил свою профессию. Он долго путешествовал на торговых судах – зарабатывая себе на жизнь, но однажды его корабли попал в шторм, и вся его команда погибла, его одного море вынесло на берег, где его подобрал бродячий цирк. Последние годы он обучался новой для себя профессии, потому что на корабль он вернуться не мог – слишком тяжелые переживания. Так Демиург странствовал с цирком по городам и весям, пока ему не захотелось сольный номер – тут то и пригодился Григорьевич, который взял его к себе в цирк.»
«Демиург не хотел быть артистом и всегда сторонился публики, отсюда его скрытность. Он учился в военном училище, но однажды, гуляя по лесу, в него попала молния и это вызвало сильнейшие изменения в сознании парня, он бросил учебу и стал уличным артистом. Он долго странствовал, зарабатывая себе на жизнь и в один прекрасный день встретил свою любовь – женщину своей мечты, но прожили они недолго вместе, она не выдержала кочевой жизни и заболела. Когда ее похоронили клоун зарекся больше не выступать, но тут появился Григорьевич и уговорил того не хоронить свой талант.»
«Еще одна история, где Демиург был молодым ученым, не сразу прижилась в городских сплетнях, но через какое-то время стала казаться наиболее достоверной. Будущий клоун был перспективным ученым-физиком и подавал большие надежды. Он изобрел смехометр – устройство, которое позволяло не только рассчитать силу смеха, но и пол и возраст смеющегося. Некоторые говорят, что смехометр мог определить даже причину возникновения смеха, то есть смеется человек зло или по-доброму. Он обратился к государству с предложением финансирования его изобретения, но получил отказ. Семь лет его трудов пропали зря и он, разочаровавшись в жизни и людях уехал из страны в Бразилию, где изучал местный фольклор. Карнавалы завораживали молодого ученого, и он начал копать глубже. Он занялся разработкой теории смеха, его зарождением и причиной возникновения. Но теория без практики бесполезна. Демиург вернулся в родную страну и начал искать возможность проверить свою теорию, тут то и они встретились с местным шпрехшталмейстером. По их договоренности Демиург получал возможность проверить свою теорию на практике, а цирк получал новую звезду…»
«Самая странная версия жизни клоуна родилась самой последней и в нее никто не верил. По этой версии Демиург – местный житель, который скрывает свою личность за гримом. Он родился в городе Н. и работал на местном заводе, производя боеприпасы в секретном отделе, пока не захотел перемен и не раскрылся в личности клоуна Демиурга. По этой версии – все жители знают клоуна, может даже он ходит среди них и ведет вполне обычную жизнь, но по вечерам перевоплощается, как оборотень. Эту версию никто не взял за основную, посчитав ее бредовой…»
***
Катя и Соломон собирались на вечернее представление в цирк. Дима уже ушел на работу, хотя ему так и не удалось развеять подозрения жены в наличии у него любовницы. Катя одела вечернее платье, в котором она была на последнем ужине в ресторане вместе с Димой:
- Подумать только – я не ходила никуда уже шесть лет, с тех пор, как забеременела. Какой ужас! Что за жизнь?
Она подушилась своими любимыми духами, положила в сумочку билеты, которые все-таки Дима им купил и тут же зло топнула ногой:
- Какой же мерзавец! Ушел к любовнице, когда наш сын болеет. Никакой помощи от него, никакого участия в нашей жизни. Если бы не Соломон не стала бы терпеть, подала бы на развод немедленно.
Катя помогла одеться сыну, застегнув его на все пуговицы и одев на шерстяную шапку капюшон.
- Мам, мне жарко!
- На улице холодно. Хочешь простыть?
- Нет, но не зима же…
- Уже ноябрь. Поздняя осень. На улице ноль градусов – это дома тепло, здесь топят.
- Но, мам!
- Слушайся меня, понятно. Сейчас выйдешь на улицу и поймешь, что я была права.
Катя проверила все электрические приборы на предмет подключения их к сети.
- Надо будет поговорить с Валентиной Михайловной. Не все она знает о своем сыне. Приду из цирка и все ей расскажу и здесь ей не удастся его выгородить – он обманывает и ее – свою мать, - подумала Катя.
Она подошла к окну. Лужи были замерзшими, падал снег – первый в этом году. Она увидела дворников, посыпающих дорожки песком, чтобы можно было нормально ходить по льду. Птиц за окном не было, кроме воробьев, которые клевали корм поочередно в одной из немногих самодельных кормушек. Был вечер и уже смеркалось, темнеть на улице стало гораздо быстрее, но фонари горели и хорошо освещали улицы, до того хорошо, что, вдали Катя увидела – Марию Васильевну – воспитательницу из детского сада, куда ходил Соломон до обнаружения лейкоза. А вон за углом стоят мужики и о чем-то живо беседуют, размахивая руками и то и дело прикладываясь к бутылке.
- Рабочий день закончен, - резюмировала Катя.
- Мам, скоро мы пойдем? Мне жарко, - крикнул Соломон.
- Успеем, паучок. Мы собрались рано. Лучше дома посидеть лишние пятнадцать минут, чем толкаться у цирка, где полно народа.
- Можно я хотя бы колпак сниму?
Катя подошла и помогла снять колпак сыну. Когда тот стал расстегивать молнию на комбинезоне, она его остановила:
- Не терпится посмотреть на знаменитого клоуна? Мне уже все уши прожужжали о нем…
- В интернете пишут, что будет полный зал…
- Да. Давно в городе не было ничего подобного, и мы с тобой это увидим, мой хороший.
- А вдруг наши места займут?
- У нас же билеты есть, - улыбнулась Катя, - наши с тобой места никто не посмеет занять.
Она обняла сына и тот прижался к ней, и не было никого родней и любимей для Кати в этот момент. Она поняла, что отдаст жизнь – только бы сын был жив и счастлив.
- Мам, может пойдем?
- Да, сейчас пойдем.
Катя взяла ручку и бумагу и написала записку:
«Валентина Михайловна, мы с Соломоном ушли в цирк. Вернемся поздно. Ужин на столе. Газ я перекрыла. Воду тоже. Покормите своего сына, если он вернется с работы раньше нас, хотя это вряд ли. Телефон у меня будет отключен, так что не звоните, после выступления я позвоню сама. За мальчика не переживайте – я его тепло одела и покормила перед выходом. Не скучайте. Целую. Катерина.»
Она оставила записку на видном месте и сказала:
- Ну что пошли?
- Да! Наконец-то! - воскликнул Соломон.
Катя еще раз посмотрела вокруг и, квартира сейчас казалось такой пустой, даже почти нежилой. Без людей квартира выглядит, как тюрьма!
Она надвинула на Соломона капюшон, несмотря на то, что тот попытался сопротивляться.
- На улице холодно. Пойдем!
- Ура! – крикнул мальчик, - мы идем в цирк!
Катя закрыла входную дверь и, они пошли на выступление великого Демиурга.
***
В зале цирка не было свободных мест. Катя с сыном сидели и смотрели как свободные места заполнялись людьми быстрыми темпами. Было понятно, что большой ажиотаж вокруг выступления Демиурга о котором писали в газетах и интернете, был действительно не преувеличен. У Кати и Соломона были отличные места, не высоко и не низко, почти в самом центре цирковых трибун и оттуда было видны все перипетии, происходящие на арене.
- Ладно хоть места хорошие. Какой-то от него толк есть, - подумала Катя о муже, - самые простые дела Бутилов все же способен выполнить.
На арене пока выступали жонглеры. Они ловко подкидывали острые кинжалы на трехметровую высоту и ловили всегда рукоять. Страшно было представить, что может быть, если в момент выступления что-то пойдет не так – жонглер в лучшем случае останется без руки или без пальцев. Катя поежилась и зажмурилась, представив такой поворот событий. Соломон был счастлив, он улюлюкал вместе со всеми и смотрел завороженно на цирковое действо. Первый раз он пришел на подобное, важное для всего города, событие. Когда-то отец обещал сводить его на футбол, но эти обещания не получили практического подкрепления. Отец всегда был чем-то занят, большую часть времени проводя в своем кабинете, ему было не до сына, скорее всего он давно забыл об этих обещаниях, которые он давал относительно часто. Соломон не обижался…
Жонглеров на сцене сменили акробаты. Они с грацией балерин и с силой олимпийских чемпионов летали под куполом на трапеции и выполняли удивительные номера и трюки. Произошла небольшая накладка и одна акробатка едва не сорвалась, а выступала она без страховки, но в последний момент артистка успела схватить трапецию одной рукой. Зрители в зале немного оживились. Чем выше риск жизни в выступлении циркачей, тем сильнее хлопали и кричали зрители после номеров. Казалось, что люди желают видеть смерть, а не удивляться способностям цирковых артистов. Соломон спросил маму:
- Почему они такие злые? Почему свистят, когда у циркачей что-то не получается?
- Это люди. Вырастешь – все поймешь, паучок. Не переживай, со временем к этому привыкаешь. Надеяться можно на себя и на маму с бабушкой, понятно?
- А на папу?
- На папу надежды нет.
- Но он же любит нас?
- Любит, но очень своеобразно. Не сразу это становится очевидно…
Катя горько улыбнулась и погрузилась в раздумья посреди бушующей толпы. Она почти ничего не слышала. Умение, а скорее ее особенность, быть одинокой и погруженной в себя даже в людных местах, проявилась снова. Катя видела, как она маленькая плывет с отцом на лодке, он улыбается ей. Это ее первое путешествие вниз по реке. Она постоянно смеется. Отец что-то говорит. Неожиданно лодка натыкается на что-то твердое, судно сильно тряхануло, и маленькая девочка оказывается в воде. Плавать она не умеет и идет ко дну очень быстро. Девочка задерживает дыхание, но чувствует, что теряет сознание. Она открывает глаза и видит перед собой отца, который ей что-то кричит…
- Мама! Мама, что с тобой?
Катя очнулась в цирке. Соломон тряс ее за руку. Приступы провала в омут памяти стали учащаться и это не радовало женщину. Она поспешила успокоить сына.
- Все хорошо. Я просто задумалась.
- Мам, но ты никак не реагировала ни на что.
- Я глубоко задумалась. Со взрослыми такое бывает. Много проблем – много дум.
- И я тоже так буду застывать, когда вырасту?
- Вполне может быть, если пойдешь не в отца…
Соломона смутили эти слова и Катя поспешила его заинтересовать цирковым представлением:
- Смотри, дрессировщики! Смотри какие тигры!
Мальчик тут же переключил свое внимание всецело на арену.
На арене опытные дрессировщики заставляли тигров и слонов исполнять свои команды. Соломон заметил, что после каждого выполненного действия, животное получало что-то вкусное и он вспомнил, как отец тренировал соседскую собаку, заставляя ту, то лежать, то стоять, то претвориться спящей. После каждой выполненной команды он давал ей кусок колбасы. Позже сам Соломон пытался тренировать бабушкину кошку – Варвару, когда та недолгий период жила с ними, но у парня ничего не получилось – кошка всячески отлынивала от работы и даже поцарапала его. С тех пор Соломон больше не подходил к кошке близко и при ее приближении был начеку. Так у него сформировалось представление о кошках, как о непослушных и опасных созданиях, с которыми надо держать ухо востро.
- Смотри, Соломон, какие милые лошади! Бегают по кругу, как на бабушкиной фарфоровой статуэтке, помнишь?
- Это, которую я разбил?
- Да. Но у нее их много. Она когда-то коллекционировала фарфоровые изделия – посуду и декор.
- А зачем они бьют кнутом? Могут же попасть по лошади…
- В этом то все искусство дрессуры. Лошади не будут выполнять команды – бегать по кругу, если их этому не научить. Хлыст помогает в этом. Животные очень свободолюбивые создания, нужно очень много времени и сил потратить, чтобы они стали выполнять то, что от них требует дрессировщик.
Соломон сразу вспомнил о кошке и решил, что еще когда-нибудь попробует ее приручить.
После дрессировщиков появились клоуны-неудачник – Подошва и Ботинок. Они были встречены гулом негодования, потому что их шоу никому не нравилось, и они за пятнадцать лет в цирке, всем основательно надоели. Но некоторые представители зрительного зала с большим воодушевлением встретили их, так как их выход означал скорое появление звезды – Демиурга.
- Мам, смотри какие они смешные и нелепые, - воскликнул Соломон, когда Ботинок ударил напарника надувным молотком, а тот упал навзничь.
- Это ветераны циркового движения в нашем городе. С одним из них я была знакома – жили в соседних домах.
- А почему люди свистят? – попытался докричаться через шум мальчик.
- Людям не нравится, когда артисты не развиваются и не привносят что-то новое в свое шоу. Эти два братца выступают со своим номером уже много лет – людям надоело…
- И тебе тоже не нравится?
- Мне нравится. Они кажутся довольно забавными.
Наконец наступил момент икс в цирковом представлении. Нас цену вышел Шпрехшталмейстер и заявил:
- Дамы и господа! Сейчас на сцену выйдет тот, ради которого вы пришли на это шоу. Великий и загадочный, безжалостный и всемогущий, добрый и злой…
- Давай быстрей! -  крикнул кто-то из зала.
- …звезда нашего цирка – Демиург! – закончил свою речь Григорьевич и скрылся за кулисой.
В зрительном зале стало тихо. Все ждали чуда.
Демиург вышел спокойным шагом, обвел взглядом зрительный зал и начал свое шоу. Выступление состояло так же из четырех фаз, но на этот раз клоун выбрал себе вполне конкретный объект – Владимира Ильича Пузырева, сидевшего в первых рядах. Началось все с того, что Демиург облил директора завода водой, которая полилась из глаз клоуна, потом кинул в того липким шариком, выскочившим из его рукава. Зрители были в восторге – смеяться над большим человеком в городе, мог только сильнейший. После первой фазы смеха – наступила фаза слез, затем фаза смирения и фаза бесконечности. В каждой фазе клоун воздействовал на бедного товарища Пузырева и заставил его смеяться над собой и плакать над своей горькой долей, а позже и совсем пожалеть, что пришел на это шоу. Зрители пережили те же эмоции, но все они не относились к ним лично, поэтому им было проще.
Когда доведенный до предела Владимир Ильич опомнился, то крикнул:
- Где мой бумажник?
- Клоун достал его из своего заднего кармана и под веселое улюлюканье толпы бросил им во владельца.
- Мам, а кто он такой? – спросил Соломон, указывая на Пузырева.
- Большой человек в городе – директор завода. Очень богатый и властный.
Катя никак не могла отбросить мысль, что когда смотрела на лицо Демиурга, то видела какие-то отдаленно знакомые черты, но грим был наложен очень густо и профессионально, что разобрать – кто был под маской представлялось затруднительным. Она перебрала в голове всех одноклассников и однокурсников, но не могла вспомнить. Ее размышления прервал Соломон:
- Смотри, мам, директор убегает!
В это время директор Пузырев, весь пунцовый, спешно покидал свое место в зале, под крики и гомон арены.
Демиург видимо решил, что пора заканчивать и своей цели он добился. Клоун молча поклонился и под овации покинул сцену…
 
Рейтинг: 0 163 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!