ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Путешествие во времени, дневник полковника Трифонова, ч. 1 гл. 9. Виктория, друзья

Путешествие во времени, дневник полковника Трифонова, ч. 1 гл. 9. Виктория, друзья


 

Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.

                                        Альберт Эйнштейн

 

После возвращения из Узбекистана, мне долго снились разрушенные дома, несусветная духота, колодцы и разрушенные водоводы. А особенно часто, среди всех этих разрушений, я видел много детей, которые копошились у своих палаток на фоне разрушенных домов и ждали автоцистерн с водой.

 

Во - д - ы - будто все они шептали хором, или это у меня был звон в ушах от усталости?

По приезду, меня поздравили с присвоением очередного воинского звания - старший лейтенант. Из письма Володи я знал, что и он теперь старший лейтенант.

 

Дома я был наездами, на день - два. Мне так не хватало ласки любимой и её страстного шёпота после близости.

А ещё, я очень скучал без дочурки. Нашей Вики - Виктории.

Нашей с Надюшей победы, ведь это она, наш путь в бессмертие. Она подарит нам внуков, а те правнуков и наши с любимой души всегда буду с ними рядом.

Вот они, Надежда, и Вика, мои ангелы - хранители!

 

Надя стала учить дочь читать, писать,  я с интересом слушал, как Вика читала про тараканище.

Кроме того, Надя стала учить дочь немецкому и английскому языку, ссылаясь на мои слова о том, что нужно знать языки своего потенциального врага.

Вика каждый день «приносила» из детского сада новые слова и знания. Я с благодарностью вспоминаю воспитателей, нянечек детского садика, это были вторые мамы наших детей, а как хорошо кормили детишек, сытно и разнообразно.

Шеф - поваром в детском саду была пожилая фронтовичка, она раньше года служила в батальоне аэродромного обслуживания полка, в котором служил и мой папа. Она всегда на День Победы пекла огромный пирог с капустой.

А платили мы за детский сад двенадцать рублей, и больше никакой дополнительной платы.

И медицина была бесплатной, а мне ежегодно выделяли путёвку в военный санаторий. И проезд в отпуск был бесплатный, если ехать через год, можно купить билет на самолёт жене.

 

В Детский парк мы втроём тоже ходили бесплатно. Там вместо кинотеатра стоял самолёт ТУ-104, в котором показывали мультики, билеты туда стоили десять копеек. Вике очень нравилось посещать этот самолёт. Она по крутой лесенке поднималась в салон самолёта, и всегда спрашивала:

- А мой дедушка на таких самолётах летал?

 

А я отвечал:

- Нет, тогда самолёты были немного меньше.

- А, какие бомбардиробчики (так она выговаривала) размером, как одно крыло этого?

- Немного больше.

И только после того, как она увидела в кинофильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» ПЕ-2,  заходя в ТУ-104, смотреть кино, громко объявляла:

- Мой дедушка лётчик и летал на Пешке, он был пикировЧиком!

 

Когда я вернулся из Узбекистана, Вика смотрела, как я снимал хромовые сапоги и вдруг спросила:

- Папа, а ты летаешь на вертолёте?

 

Надежда удивлённо посмотрела на дочь:

-   Родная, а почему ты об этом спрашиваешь?

- Но папа ведь лётчик и у него руки дрожат, как у вертолетчиков.

 

Удивительно, она запомнила вчерашний анекдот, который я рассказал жене: «Сидят два летчика, один пилот истребителя, другой вертолёта. Водку разливает пилот вертолёта. Наливает себе полный стакан, а другу половину. Обиженный приятель спрашивает:

- А почему ты мне наливаешь половину, а себе полный?

- Пока донесу до рта, половину расплескаю. Ты же знаешь, какая у нас там вибрация и тряска.

 

Когда я приезжал, Вика всегда меня просила показать на карте, где я был в командировке. У нас на стене в её спальне висела большая карта мира, дочка вставляла иголки с красными флажками в те места, где бывал её папа.

Когда я был дома, мы втроём вместе делали утреннюю гимнастику. Вечером Вика читала нам стихи Чуковского. А потом когда уходила спать, я читал стихи Наде.

 

На моё удивление, когда я вернулся из командировки в Амурскую область, Вика на память продекламировала нам с женой стихотворение Володи.

Это стихотворение я часто декламировал моей любимой после возвращения из очередной командировки перед сном:

 

Как скучаю я без тебя,

Не могу я жить, не любя.

Сам себе порой я не рад.

Подари ты мне нежный взгляд.

 

И улыбкою одари,

Говори со мной до зари.

Вместе встретим солнечный свет,

Вместе будем мы много лет.

 

Вместе радость, вместе печаль.

Вместе дорог бесконечных даль.

И нам не страшно листать года,

Ведь друг для друга мы навсегда!

 

Надежда посоветовала мне изучить принципы Василия Сухомлинского о воспитании детей, чтобы в тот небольшой промежуток времени, когда я бывал дома, я лучше понимал, как нужно разговаривать с дочерью, она сказала:

- Их должен прочесть каждый родитель, ведь девиз великого педагога: «Сердце отдаю детям»!

 

Естественно, я исполнил рекомендации любимой, пожертвовав несколькими часами сна. Я причитал книги Василия Александровича «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну».

Эти произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Надя сказала, что книги предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

Мне эти книги очень понравились, я применял новые знания не только в отношении дочери, но и на службе.

 

Я прекрасно понял, что каждая из этих книг отдельное, самостоятельное и законченное произведение, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают чёткое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика. Василий Сухомлинский за время своей карьеры сформулировал очень важные принципы воспитания детей, которые должен знать каждый родитель.

 

Я понял, насколько эти принципы актуальны сегодня и будут актуальны в будущем. В свой дневник я сделал выписки из его книг. Сухомлинский писал - детей необходимо научить жить. Он говорил, что главная проблема родителей - неумение жить семьёй и совместно преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

 

Василий Сухомлинский уверял, что учеников старших классов необходимо учить отношениям, проявлению эмоций и любви к партнёру и детям, поиску компромиссов в семье.

Педагог пытался доказать, что в школе должен быть одним из самых важных предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети».

Сухомлинский говорил о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.

Он учил быть настоящим отцом. В двадцатом веке мысль о том, что отец должен принимать участие в жизни маленького ребёнка наравне с мамой, была революционной.

Сухомлинский призывал молодых пап также менять подгузники, играть с малышом и активно участвовать в его воспитании прямо с пелёнок.

Мне удавалась это очень редко, о чём я жалел, потом всю свою жизнь, как точно сказал Достоевский: «Душа исцеляется рядом с детьми».

При этом, по его мнению, каждый отец должен был заниматься саморазвитием, чтобы быть лучшим примером для своего ребёнка.

Учиться быть талантливым родителем.

Для настоящего воспитания, взрослому необходимо просто быть рядом, а не без остановки нависать над ребёнком, контролируя всё вокруг.

Лучше всего: показывать всё своим примером, а не нотациями.

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

 

Это прекрасно исполняла моя любимая.

Когда я поделился этими знаниями с Володей, он написал, что тоже читал эти книги и очень жалеет, что так мало у него было времени на общение со своими дочками. И тоже благодарил свою жену - Лидию.

Он мне сослался на Сухомлинского, который подчёркивал необходимость быть мудрым учителем. По мнению педагога, самая большая ошибка учителей - постоянно говорить о неудачах ученика.

Он напоминал, что дети рождаются с разными способностями, а задача школы - не ругать, а развить в ребёнке как можно больше природных способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе.

Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету.

Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Никогда нельзя делить детей на успешных, на детей неуспешных только с помощью оценки.

 

Особенно мне понравилось мнение педагога о воспитание детей без наказаний. Он был уверен, что, если есть необходимость в наказании, значит, были допущены ошибки в воспитании. А запрет совсем не является проявлением родительской власти.

Поэтому родителям необходимо чувствовать тонкую грань между своей властью и интимным миром ребёнка. У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым.

 

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

 

Я обратил внимание на раздел - развитие любознательности, так ведь делали и мои родители. Сухомлинский призывал родителей учить детей наблюдательности с самого детства. В этом может помочь даже обычная прогулка.

Заостряйте внимание ребёнка на том, что деревья разной высоты и ширины, на некоторых кустах есть цветочки, а на некоторых ягодки, одни растения любят солнечный свет, а другие - нет.

В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. «В школу пойдёшь - узнаешь» - неправильный ответ.

 

Когда я в очередной раз приехал в Амурскую область, там занимался проверкой монтажа водопровода, отопления, вентиляции казарм и технических сооружений, я был  крайне удивлён невоспитанности и разгильдяйству некоторых военнослужащих. Упустили их родители главное, уважение к чужому труду и безразличное отношение к обороноспособности своей страны.

В то время было модно среди солдат делать колечки, перстни и другие украшения из тонкой проволоки в цветной оплетке. Такая проволока применялась в системах связи, в том числе и при монтаже командных пунктов стратегической обороны.

Командный пункт остался без связи из-за того, что было вырезано несколько метров кабеля, состоящего из сотен тонких проводов.

 

Побывав дома трое суток, оказался во Владивостоке. На Русском острове было чрезвычайное происшествие. Возникла проблема с питьевой водой.

Я специально поинтересовался историей восточного военного бастиона Родины.

В 1896 году восьмой Восточно-Сибирский батальон вошёл в состав крепостного пехотного полка. Но две его роты остались на Поспелово, правда, уже при пятом батальоне крепостного пехотного полка. Именно им суждено было оставить самый яркий след в строительстве южного участка обороны города перед русско-японской войной. Но сам линейный батальон не растворился в составе полка. В конце 1897 года пехотному полку в виде исключения было передано знамя батальона с Андреевской юбилейной лентой, где значилось «1771-1871», таким образом, присвоено его старшинство.

Сам по себе случай уникальный. Он ярко показывает, насколько бережно относилось государство к ратному труду, уважая солдатскую память.

 

А строительство качественно новых оборонительных сооружений уже начиналось. Дело в том, что в шестидесятые годы девятнадцатого столетия у немцев появляется нарезная артиллерия, и европейские фортификаторы лихорадочно начинают искать «противоядие». Кирпичные и каменные оборонительные сооружения уже не могли ей противостоять.

После окончания кронштадтских опытов 1889-1894 году, русские инженеры выдали рекомендации в войска: наиболее устойчив к разрушению бетонный массив.

Уже с 1896 года разворачивается подготовка, а затем и строительство бетонных сооружений крепости Владивосток. На Русском острове создается южная линия обороны. Она включает в себя на поспеловском участке три береговые и три сухопутные артиллерийские батареи, а также земляную ограду в две версты с четвертью.

На горе Русских - форт «Южный» с батареями прикрытия.

На нынешнем острове Елены - три Ларионовских батареи. Таким образом, оборону острова составляли батальон пехоты и пятая рота крепостной артиллерии.

К 1900 году в сухопутную линию включено временное укрепление номер четыре.

Уже к 1901 году благодаря самоотверженному труду солдат Поспеловская и Новосильцевская береговые батареи и сухопутная батарея литер «Н» были завершены в бетоне. В земляном варианте подготовлены позиции батареи «Аякс» и сухопутных батарей литер «О» и «П».

    Особый интерес представляет земляной вал, игравший роль своеобразной крепостной стены. Такой же вал готовился за Первой Речкой в составе Северной сухопутной линии обороны, но до наших дней дошли лишь его отдельные фрагменты.

На Поспелово вал сохранился целиком. Это спланированное, укрепленное камнем и одернованное земляное сооружение служило защитой для пехоты и артиллерии.

Понятие «земляной вал» в фортификации применяется довольно редко, чаще звучит «земляная ограда». Если быть точным, в этимологии слова «город» явно слышится тот же корень. То есть поселение тогда становится городом, когда имеет ограду, защиту.

У подножия земляного вала обустраивалась глубокая противопехотная траншея. Путь к ней преграждали ряды колючей проволоки, замаскированные противопехотные ловушки, или «волчьи ямы».

Новосильцевская батарея помимо 6-дюймовых пушек Канэ и противопехотных пушек, оснащается дальномерным постом и прожекторной установкой. Последняя должна была обеспечивать ночной контроль, за проливом, минными полями и боновыми заграждениями между мысами Новосельского и Назимова.

Недавно в убежище для электроосветительных приборов были найдены угольные стержни английского производства.

 

Я знал значение военного сооружения - форт - это значит сильный, крепкий, прочный. В 1903 году строительство Поспеловского рубежа завершается. Но для многих сейчас это понятие все же до конца не раскрывает его сути.

Суть в том, что форт предназначен для скрытого размещения войск, вооружения, боевой техники, связи. Поэтому он должен обладать известной автономностью. Поспеловский относится к типу малых фортов и при всей схожести с подобными сооружениями имеет своё особое лицо.

 

В 1909 году здесь была пробурена скважина глубиной сто сорок семь метров.  Она могла давать в час до двенадцати кубометров пресной воды отличного качества. Там стоял огромный насос, который проработал почти век.

 

Был я и в бухте Волчанец, где в то время был укрепрайон. Меня насторожило то, что железобетонные доты, сооружённые на самом краю сопок, вполне могли через несколько лет, сорваться вниз, к морю.

Во Владивостоке поднимался к Орлиному Гнезду, самую высокую сопку - точку исторической части города Владивостока. Ранее именовалась сопкой Клыкова. Названа она была в память обороны русскими войсками Шипкинского перевала в Болгарии в 1877 году, во время русско-турецкой войны. Эта наивысшая точка - 199 метра над уровнем моря. Геологически сопки Владивостока относятся к южному Сихотэ-Алиню

 

Удивил меня Дальномерный пост на Русском острове - командно-дальномерный пост. Он нависал над морем и сделан был из стальных листов, отлитых на Путиловском заводе в 1889 году в Санкт-Петербурге.

 На каждом японском судне в войне с Россией в 1905 году  были длинномеры. Командно-дальномерный пост выполняет функцию командного пункта управляющего артиллерийским огнём. Пушки острова не были видны с моря, а вот дальномер был на виду и давал команды, углов наведения.

А располагался он, на стороне сопки нависая над морем и на момент моего посещения, был как новый. Ржавчина за десятилетия не тронула его.

 

Побывал я на острове «Елены». Это искусственно созданный остров. Когда-то он составлял единое целое с полуостровом Сапёрный, на острове Русский. Отдельным островом он стал после строительства судоходного канала для военных нужд, ещё в царское время, в 1898 году.

Канал соединил пролив Босфор Восточный и бухту Новик, он разрезал полуостров Сапёрный на две части, образовав ещё один остров - который получил название в честь дочери владельца кирпичного завода, располагавшегося на Русском острове.

 

 По площади остров Елены небольшой, и максимальная его высота над уровнем моря - сто метров. Там находилось здание из красного кирпича. Позднее я прочитал, что с 1930 года на острове Елены располагалась радиотехническая часть. В том же году после прибытия с Балтики и Чёрного моря группы из десяти морских радио разведчиков, часть была переформирована в станцию ИРРЦ (информационный радио разведывательный центр).

7 ноября того же года были открыты два круглосуточных боевых поста (БП) поиска и перехвата.

В 1933-1935 годах в составе ИРРЦ создаются радиопеленгаторные пункты в посёлках Тетюхе, Славянка.

В январе 1936 года происходит переформирование в ОРРО (отдельный радио разведывательный отряд), а в августе - в БРО ТОФ (береговой отряд радиоразведки флота).

В 1946 году переименован в 4 МРО Осн (4-й морской радиоотряд ОСНАЗ).

Одно из самых значимых действий радио отряда - в 1941 году, получение по радио сообщений от советского разведчика, резидента в Японии - Рихарда Зорге, позднее - Героя Советского Союза.  В этот радиоотряд были переданы сведения, что Японская империя не будет нападать на СССР, что, в свою очередь, дало возможность Ставке Верховного главнокомандующего перебросить в битву под Москвой к ноябрю 1941 года, сибирские и дальневосточные дивизии, которые сыграли решающую роль в этом сражении с немецко-фашистскими захватчиками.

На территории радиоотряда жили шестьдесят офицерских семей и матросы. Здесь служил замечательный писатель и актёр Василий Шукшин.

 

Во время моих коротких пребываний дома, от Надюши я узнавал о жизни своих друзей, которые к ней заходили и поддерживали духовно.

Оказывается, в гости к своей маме летом приезжал Володя с женой и с дочкой Валей. Они ездили к Михаилу в гости в посёлок Хихцир. Там им Миша рассказал, что влюбился в девушку, которая живёт с мамой в Хабаровске на Судоверфи, в микрорайоне, где Володя в своё время строил спортивный комплекс из спортзала и стадиона.

 

Миша несколько раз выставлял свои картины в школе, где работает учительницей Люда.

Володя спросил Мишу:

- А, почему ты не делаешь предложение этой девушке?

 Миша ответил:

- Никак не могу решиться. Она учительница, а я перешёл на работу бригадиром на завод «Отопительного оборудования».

Я мечтаю поступить в Ленинградский художественный институт имени Репина, а желаю в дальнейшем стать профессиональным художником.

Володя отметил:

- Если очень захочешь, поступишь, я вот учился в Ленинграде, и ты сможешь, но вот сейчас ты получаешь больше начальника цеха, вполне сможешь содержать семью, пока будешь учиться, подкопишь деньги. Да и стипендию там будешь получать, а жена будет работать в школе, пока учишься. Как моя Лида работала до родов Валюшки.

Завтра мы с Лидой и ты, вместе пойдем в гости к Люде и её матери, будем тебя хвалить и сватать!

Сватовство прошло успешно.

Людиной маме понравились друзья Миши и то, что он, зарабатывая много, пишет картины о природе Дальнего Востока и Камчатки, где работал раньше, готовится поступать в художественный институт. Она знала, что некоторые его картины выставляют в художественных салонах и школах.

Правда, Мишу пока не приняли в Союз художников.

 

Мы все знали, что мама Михаила хорошо пела, выступала в художественной самодеятельности Хихцира, была солисткой, хотела стать певицей, но у неё была дочь - инвалид детства, всё изменила для неё проклятая война.

Миша старался больше писать пейзажи, картины со зверями, а там они, как живые, словно на фотографиях Анатолия, только цветные.

Володя и Лида гуляли вместе с Мишей и Людой в ПКО на берегу Амура и на Комсомольской площади, встретили там Анатолия, который фотографировал желающих.

Вместе с Людой и Мишей, была дочь подруги Людиной мамы, которая очень тогда понравилась Толе.

 

Володя Толю предупредил:

- Сильно не увлекайся, она ещё учиться в десятом классе, моложе тебя и это уже другое поколение.

 

Анатолий словно был околдован девочкой, которая планировала после окончания школы поступать в педагогический институт. Толя после той встречи в выходные водит девочку в театры, кино.

Но мы знаем, что наш друг домосед, надолго его хватит. А если он дождётся совершеннолетия девочки, сможет ли она подарить ему тепло и счастье? Есть сомнение.

Она такая «воздушная» вся, как птичка, летала бы, да летала. Ничего не видела в жизни, ничего не умеет, ни готовить обеды, не убирает в квартире, правда, любит читать, как Толя, на этом и сближаются...

Бедный Толик…

Вот в музее его третья персональная выставка фотографий, но денег, как он сказал, маловато. Он уже думает искать работу. Ведь нужно развлекать подругу.

Подыскал место в Хабаровском речном порту мастером, но слесари-сантехники там пьяницы, он понимает, что самому придётся делать практически всё.

А для того, чтобы как-то уменьшить физическую тягу к телу нетронутой молодой девочки, наш Толя купил себе спортивный велосипед и практически каждый вечер «гоняет» на нём по городу, устаёт до изнеможения. А, ведь у него повышенное артериальное давление…

 

Володя с Мишей несколько раз пытались поговорить о слишком разных характерах и подходе к жизни  девочки и Толи, но друг их слушает, молчит, но вновь встречается с малолеткой.

А ведь у него была прекрасная девушка, коллега по работе в фотосалоне, она его любит и не требует ничего для себя. А какая хорошая хозяйка!

И что мне не очень нравиться. Толя изредка приходит к ней и остаётся на ночь. А потом, по словам Миши, винит себя в том, что вроде как изменяет девочке и обманывает свою женщину.

Я подумал, что могу объяснять события и правила поведения своей дочери, а вот изменить взгляды нашего друга на любовь и влюблённость, не получается.

И тут я вспомнил стихотворение Володи:

 

На службе оно всякое бывало,

И боль, и горя перенёс немало.

Терял друзей, предателей встречал,

Подлость людскую часто отмечал.

 

Пришлось три раза мне менять свой путь,

Не потерял себя в дороге чуть.

Хоть голова седа, жизнь сохранил,

И для любимой, я надеюсь, мил.

 

Она меня поддерживает годы,

Такая среди женщин есть порода,

Они верны, трудолюбивы, терпеливы,

И всю ведь жизнь, душой, лицом красивы!

 

Зимою день весенний я встречаю,

Когда улыбку милой замечаю.

 

Как хочется, чтобы у Михаила и Анатолия сложилась личная жизнь как у нас с Володей, а время покажет, как это произойдёт.

 

© Copyright: Владимир Винников, 2021

Регистрационный номер №0493504

от 1 мая 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0493504 выдан для произведения:


 

Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.

                                        Альберт Эйнштейн

 

После возвращения из Узбекистана, мне долго снились разрушенные дома, несусветная духота, колодцы и разрушенные водоводы. А особенно часто, среди всех этих разрушений, я видел много детей, которые копошились у своих палаток на фоне разрушенных домов и ждали автоцистерн с водой.

 

Во - д - ы - будто все они шептали хором, или это у меня был звон в ушах от усталости?

По приезду, меня поздравили с присвоением очередного воинского звания - старший лейтенант. Из письма Володи я знал, что и он теперь старший лейтенант.

 

Дома я был наездами, на день - два. Мне так не хватало ласки любимой и её страстного шёпота после близости.

А ещё, я очень скучал без дочурки. Нашей Вики - Виктории.

Нашей с Надюшей победы, ведь это она, наш путь в бессмертие. Она подарит нам внуков, а те правнуков и наши с любимой души всегда буду с ними рядом.

Вот они, Надежда, и Вика, мои ангелы - хранители!

 

Надя стала учить дочь читать, писать,  я с интересом слушал, как Вика читала про тараканище.

Кроме того, Надя стала учить дочь немецкому и английскому языку, ссылаясь на мои слова о том, что нужно знать языки своего потенциального врага.

Вика каждый день «приносила» из детского сада новые слова и знания. Я с благодарностью вспоминаю воспитателей, нянечек детского садика, это были вторые мамы наших детей, а как хорошо кормили детишек, сытно и разнообразно.

Шеф - поваром в детском саду была пожилая фронтовичка, она раньше года служила в батальоне аэродромного обслуживания полка, в котором служил и мой папа. Она всегда на День Победы пекла огромный пирог с капустой.

А платили мы за детский сад двенадцать рублей, и больше никакой дополнительной платы.

И медицина была бесплатной, а мне ежегодно выделяли путёвку в военный санаторий. И проезд в отпуск был бесплатный, если ехать через год, можно купить билет на самолёт жене.

 

В Детский парк мы втроём тоже ходили бесплатно. Там вместо кинотеатра стоял самолёт ТУ-104, в котором показывали мультики, билеты туда стоили десять копеек. Вике очень нравилось посещать этот самолёт. Она по крутой лесенке поднималась в салон самолёта, и всегда спрашивала:

- А мой дедушка на таких самолётах летал?

 

А я отвечал:

- Нет, тогда самолёты были немного меньше.

- А, какие бомбардиробчики (так она выговаривала) размером, как одно крыло этого?

- Немного больше.

И только после того, как она увидела в кинофильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» ПЕ-2,  заходя в ТУ-104, смотреть кино, громко объявляла:

- Мой дедушка лётчик и летал на Пешке, он был пикировЧиком!

 

Когда я вернулся из Узбекистана, Вика смотрела, как я снимал хромовые сапоги и вдруг спросила:

- Папа, а ты летаешь на вертолёте?

 

Надежда удивлённо посмотрела на дочь:

-   Родная, а почему ты об этом спрашиваешь?

- Но папа ведь лётчик и у него руки дрожат, как у вертолетчиков.

 

Удивительно, она запомнила вчерашний анекдот, который я рассказал жене: «Сидят два летчика, один пилот истребителя, другой вертолёта. Водку разливает пилот вертолёта. Наливает себе полный стакан, а другу половину. Обиженный приятель спрашивает:

- А почему ты мне наливаешь половину, а себе полный?

- Пока донесу до рта, половину расплескаю. Ты же знаешь, какая у нас там вибрация и тряска.

 

Когда я приезжал, Вика всегда меня просила показать на карте, где я был в командировке. У нас на стене в её спальне висела большая карта мира, дочка вставляла иголки с красными флажками в те места, где бывал её папа.

Когда я был дома, мы втроём вместе делали утреннюю гимнастику. Вечером Вика читала нам стихи Чуковского. А потом когда уходила спать, я читал стихи Наде.

 

На моё удивление, когда я вернулся из командировки в Амурскую область, Вика на память продекламировала нам с женой стихотворение Володи.

Это стихотворение я часто декламировал моей любимой после возвращения из очередной командировки перед сном:

 

Как скучаю я без тебя,

Не могу я жить, не любя.

Сам себе порой я не рад.

Подари ты мне нежный взгляд.

 

И улыбкою одари,

Говори со мной до зари.

Вместе встретим солнечный свет,

Вместе будем мы много лет.

 

Вместе радость, вместе печаль.

Вместе дорог бесконечных даль.

И нам не страшно листать года,

Ведь друг для друга мы навсегда!

 

Надежда посоветовала мне изучить принципы Василия Сухомлинского о воспитании детей, чтобы в тот небольшой промежуток времени, когда я бывал дома, я лучше понимал, как нужно разговаривать с дочерью, она сказала:

- Их должен прочесть каждый родитель, ведь девиз великого педагога: «Сердце отдаю детям»!

 

Естественно, я исполнил рекомендации любимой, пожертвовав несколькими часами сна. Я причитал книги Василия Александровича «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну».

Эти произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Надя сказала, что книги предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

Мне эти книги очень понравились, я применял новые знания не только в отношении дочери, но и на службе.

 

Я прекрасно понял, что каждая из этих книг отдельное, самостоятельное и законченное произведение, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают чёткое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика. Василий Сухомлинский за время своей карьеры сформулировал очень важные принципы воспитания детей, которые должен знать каждый родитель.

 

Я понял, насколько эти принципы актуальны сегодня и будут актуальны в будущем. В свой дневник я сделал выписки из его книг. Сухомлинский писал - детей необходимо научить жить. Он говорил, что главная проблема родителей - неумение жить семьёй и совместно преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

 

Василий Сухомлинский уверял, что учеников старших классов необходимо учить отношениям, проявлению эмоций и любви к партнёру и детям, поиску компромиссов в семье.

Педагог пытался доказать, что в школе должен быть одним из самых важных предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети».

Сухомлинский говорил о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.

Он учил быть настоящим отцом. В двадцатом веке мысль о том, что отец должен принимать участие в жизни маленького ребёнка наравне с мамой, была революционной.

Сухомлинский призывал молодых пап также менять подгузники, играть с малышом и активно участвовать в его воспитании прямо с пелёнок.

Мне удавалась это очень редко, о чём я жалел, потом всю свою жизнь, как точно сказал Достоевский: «Душа исцеляется рядом с детьми».

При этом, по его мнению, каждый отец должен был заниматься саморазвитием, чтобы быть лучшим примером для своего ребёнка.

Учиться быть талантливым родителем.

Для настоящего воспитания, взрослому необходимо просто быть рядом, а не без остановки нависать над ребёнком, контролируя всё вокруг.

Лучше всего: показывать всё своим примером, а не нотациями.

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

 

Это прекрасно исполняла моя любимая.

Когда я поделился этими знаниями с Володей, он написал, что тоже читал эти книги и очень жалеет, что так мало у него было времени на общение со своими дочками. И тоже благодарил свою жену - Лидию.

Он мне сослался на Сухомлинского, который подчёркивал необходимость быть мудрым учителем. По мнению педагога, самая большая ошибка учителей - постоянно говорить о неудачах ученика.

Он напоминал, что дети рождаются с разными способностями, а задача школы - не ругать, а развить в ребёнке как можно больше природных способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе.

Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету.

Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Никогда нельзя делить детей на успешных, на детей неуспешных только с помощью оценки.

 

Особенно мне понравилось мнение педагога о воспитание детей без наказаний. Он был уверен, что, если есть необходимость в наказании, значит, были допущены ошибки в воспитании. А запрет совсем не является проявлением родительской власти.

Поэтому родителям необходимо чувствовать тонкую грань между своей властью и интимным миром ребёнка. У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым.

 

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

 

Я обратил внимание на раздел - развитие любознательности, так ведь делали и мои родители. Сухомлинский призывал родителей учить детей наблюдательности с самого детства. В этом может помочь даже обычная прогулка.

Заостряйте внимание ребёнка на том, что деревья разной высоты и ширины, на некоторых кустах есть цветочки, а на некоторых ягодки, одни растения любят солнечный свет, а другие - нет.

В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. «В школу пойдёшь - узнаешь» - неправильный ответ.

 

Когда я в очередной раз приехал в Амурскую область, там занимался проверкой монтажа водопровода, отопления, вентиляции казарм и технических сооружений, я был  крайне удивлён невоспитанности и разгильдяйству некоторых военнослужащих. Упустили их родители главное, уважение к чужому труду и безразличное отношение к обороноспособности своей страны.

В то время было модно среди солдат делать колечки, перстни и другие украшения из тонкой проволоки в цветной оплетке. Такая проволока применялась в системах связи, в том числе и при монтаже командных пунктов стратегической обороны.

Командный пункт остался без связи из-за того, что было вырезано несколько метров кабеля, состоящего из сотен тонких проводов.

 

Побывав дома трое суток, оказался во Владивостоке. На Русском острове было чрезвычайное происшествие. Возникла проблема с питьевой водой.

Я специально поинтересовался историей восточного военного бастиона Родины.

В 1896 году восьмой Восточно-Сибирский батальон вошёл в состав крепостного пехотного полка. Но две его роты остались на Поспелово, правда, уже при пятом батальоне крепостного пехотного полка. Именно им суждено было оставить самый яркий след в строительстве южного участка обороны города перед русско-японской войной. Но сам линейный батальон не растворился в составе полка. В конце 1897 года пехотному полку в виде исключения было передано знамя батальона с Андреевской юбилейной лентой, где значилось «1771-1871», таким образом, присвоено его старшинство.

Сам по себе случай уникальный. Он ярко показывает, насколько бережно относилось государство к ратному труду, уважая солдатскую память.

 

А строительство качественно новых оборонительных сооружений уже начиналось. Дело в том, что в шестидесятые годы девятнадцатого столетия у немцев появляется нарезная артиллерия, и европейские фортификаторы лихорадочно начинают искать «противоядие». Кирпичные и каменные оборонительные сооружения уже не могли ей противостоять.

После окончания кронштадтских опытов 1889-1894 году, русские инженеры выдали рекомендации в войска: наиболее устойчив к разрушению бетонный массив.

Уже с 1896 года разворачивается подготовка, а затем и строительство бетонных сооружений крепости Владивосток. На Русском острове создается южная линия обороны. Она включает в себя на поспеловском участке три береговые и три сухопутные артиллерийские батареи, а также земляную ограду в две версты с четвертью.

На горе Русских - форт «Южный» с батареями прикрытия.

На нынешнем острове Елены - три Ларионовских батареи. Таким образом, оборону острова составляли батальон пехоты и пятая рота крепостной артиллерии.

К 1900 году в сухопутную линию включено временное укрепление номер четыре.

Уже к 1901 году благодаря самоотверженному труду солдат Поспеловская и Новосильцевская береговые батареи и сухопутная батарея литер «Н» были завершены в бетоне. В земляном варианте подготовлены позиции батареи «Аякс» и сухопутных батарей литер «О» и «П».

    Особый интерес представляет земляной вал, игравший роль своеобразной крепостной стены. Такой же вал готовился за Первой Речкой в составе Северной сухопутной линии обороны, но до наших дней дошли лишь его отдельные фрагменты.

На Поспелово вал сохранился целиком. Это спланированное, укрепленное камнем и одернованное земляное сооружение служило защитой для пехоты и артиллерии.

Понятие «земляной вал» в фортификации применяется довольно редко, чаще звучит «земляная ограда». Если быть точным, в этимологии слова «город» явно слышится тот же корень. То есть поселение тогда становится городом, когда имеет ограду, защиту.

У подножия земляного вала обустраивалась глубокая противопехотная траншея. Путь к ней преграждали ряды колючей проволоки, замаскированные противопехотные ловушки, или «волчьи ямы».

Новосильцевская батарея помимо 6-дюймовых пушек Канэ и противопехотных пушек, оснащается дальномерным постом и прожекторной установкой. Последняя должна была обеспечивать ночной контроль, за проливом, минными полями и боновыми заграждениями между мысами Новосельского и Назимова.

Недавно в убежище для электроосветительных приборов были найдены угольные стержни английского производства.

 

Я знал значение военного сооружения - форт - это значит сильный, крепкий, прочный. В 1903 году строительство Поспеловского рубежа завершается. Но для многих сейчас это понятие все же до конца не раскрывает его сути.

Суть в том, что форт предназначен для скрытого размещения войск, вооружения, боевой техники, связи. Поэтому он должен обладать известной автономностью. Поспеловский относится к типу малых фортов и при всей схожести с подобными сооружениями имеет своё особое лицо.

 

В 1909 году здесь была пробурена скважина глубиной сто сорок семь метров.  Она могла давать в час до двенадцати кубометров пресной воды отличного качества. Там стоял огромный насос, который проработал почти век.

 

Был я и в бухте Волчанец, где в то время был укрепрайон. Меня насторожило то, что железобетонные доты, сооружённые на самом краю сопок, вполне могли через несколько лет, сорваться вниз, к морю.

Во Владивостоке поднимался к Орлиному Гнезду, самую высокую сопку - точку исторической части города Владивостока. Ранее именовалась сопкой Клыкова. Названа она была в память обороны русскими войсками Шипкинского перевала в Болгарии в 1877 году, во время русско-турецкой войны. Эта наивысшая точка - 199 метра над уровнем моря. Геологически сопки Владивостока относятся к южному Сихотэ-Алиню

 

Удивил меня Дальномерный пост на Русском острове - командно-дальномерный пост. Он нависал над морем и сделан был из стальных листов, отлитых на Путиловском заводе в 1889 году в Санкт-Петербурге.

 На каждом японском судне в войне с Россией в 1905 году  были длинномеры. Командно-дальномерный пост выполняет функцию командного пункта управляющего артиллерийским огнём. Пушки острова не были видны с моря, а вот дальномер был на виду и давал команды, углов наведения.

А располагался он, на стороне сопки нависая над морем и на момент моего посещения, был как новый. Ржавчина за десятилетия не тронула его.

 

Побывал я на острове «Елены». Это искусственно созданный остров. Когда-то он составлял единое целое с полуостровом Сапёрный, на острове Русский. Отдельным островом он стал после строительства судоходного канала для военных нужд, ещё в царское время, в 1898 году.

Канал соединил пролив Босфор Восточный и бухту Новик, он разрезал полуостров Сапёрный на две части, образовав ещё один остров - который получил название в честь дочери владельца кирпичного завода, располагавшегося на Русском острове.

 

 По площади остров Елены небольшой, и максимальная его высота над уровнем моря - сто метров. Там находилось здание из красного кирпича. Позднее я прочитал, что с 1930 года на острове Елены располагалась радиотехническая часть. В том же году после прибытия с Балтики и Чёрного моря группы из десяти морских радио разведчиков, часть была переформирована в станцию ИРРЦ (информационный радио разведывательный центр).

7 ноября того же года были открыты два круглосуточных боевых поста (БП) поиска и перехвата.

В 1933-1935 годах в составе ИРРЦ создаются радиопеленгаторные пункты в посёлках Тетюхе, Славянка.

В январе 1936 года происходит переформирование в ОРРО (отдельный радио разведывательный отряд), а в августе - в БРО ТОФ (береговой отряд радиоразведки флота).

В 1946 году переименован в 4 МРО Осн (4-й морской радиоотряд ОСНАЗ).

Одно из самых значимых действий радио отряда - в 1941 году, получение по радио сообщений от советского разведчика, резидента в Японии - Рихарда Зорге, позднее - Героя Советского Союза.  В этот радиоотряд были переданы сведения, что Японская империя не будет нападать на СССР, что, в свою очередь, дало возможность Ставке Верховного главнокомандующего перебросить в битву под Москвой к ноябрю 1941 года, сибирские и дальневосточные дивизии, которые сыграли решающую роль в этом сражении с немецко-фашистскими захватчиками.

На территории радиоотряда жили шестьдесят офицерских семей и матросы. Здесь служил замечательный писатель и актёр Василий Шукшин.

 

Во время моих коротких пребываний дома, от Надюши я узнавал о жизни своих друзей, которые к ней заходили и поддерживали духовно.

Оказывается, в гости к своей маме летом приезжал Володя с женой и с дочкой Валей. Они ездили к Михаилу в гости в посёлок Хихцир. Там им Миша рассказал, что влюбился в девушку, которая живёт с мамой в Хабаровске на Судоверфи, в микрорайоне, где Володя в своё время строил спортивный комплекс из спортзала и стадиона.

 

Миша несколько раз выставлял свои картины в школе, где работает учительницей Люда.

Володя спросил Мишу:

- А, почему ты не делаешь предложение этой девушке?

 Миша ответил:

- Никак не могу решиться. Она учительница, а я перешёл на работу бригадиром на завод «Отопительного оборудования».

Я мечтаю поступить в Ленинградский художественный институт имени Репина, а желаю в дальнейшем стать профессиональным художником.

Володя отметил:

- Если очень захочешь, поступишь, я вот учился в Ленинграде, и ты сможешь, но вот сейчас ты получаешь больше начальника цеха, вполне сможешь содержать семью, пока будешь учиться, подкопишь деньги. Да и стипендию там будешь получать, а жена будет работать в школе, пока учишься. Как моя Лида работала до родов Валюшки.

Завтра мы с Лидой и ты, вместе пойдем в гости к Люде и её матери, будем тебя хвалить и сватать!

Сватовство прошло успешно.

Людиной маме понравились друзья Миши и то, что он, зарабатывая много, пишет картины о природе Дальнего Востока и Камчатки, где работал раньше, готовится поступать в художественный институт. Она знала, что некоторые его картины выставляют в художественных салонах и школах.

Правда, Мишу пока не приняли в Союз художников.

 

Мы все знали, что мама Михаила хорошо пела, выступала в художественной самодеятельности Хихцира, была солисткой, хотела стать певицей, но у неё была дочь - инвалид детства, всё изменила для неё проклятая война.

Миша старался больше писать пейзажи, картины со зверями, а там они, как живые, словно на фотографиях Анатолия, только цветные.

Володя и Лида гуляли вместе с Мишей и Людой в ПКО на берегу Амура и на Комсомольской площади, встретили там Анатолия, который фотографировал желающих.

Вместе с Людой и Мишей, была дочь подруги Людиной мамы, которая очень тогда понравилась Толе.

 

Володя Толю предупредил:

- Сильно не увлекайся, она ещё учиться в десятом классе, моложе тебя и это уже другое поколение.

 

Анатолий словно был околдован девочкой, которая планировала после окончания школы поступать в педагогический институт. Толя после той встречи в выходные водит девочку в театры, кино.

Но мы знаем, что наш друг домосед, надолго его хватит. А если он дождётся совершеннолетия девочки, сможет ли она подарить ему тепло и счастье? Есть сомнение.

Она такая «воздушная» вся, как птичка, летала бы, да летала. Ничего не видела в жизни, ничего не умеет, ни готовить обеды, не убирает в квартире, правда, любит читать, как Толя, на этом и сближаются...

Бедный Толик…

Вот в музее его третья персональная выставка фотографий, но денег, как он сказал, маловато. Он уже думает искать работу. Ведь нужно развлекать подругу.

Подыскал место в Хабаровском речном порту мастером, но слесари-сантехники там пьяницы, он понимает, что самому придётся делать практически всё.

А для того, чтобы как-то уменьшить физическую тягу к телу нетронутой молодой девочки, наш Толя купил себе спортивный велосипед и практически каждый вечер «гоняет» на нём по городу, устаёт до изнеможения. А, ведь у него повышенное артериальное давление…

 

Володя с Мишей несколько раз пытались поговорить о слишком разных характерах и подходе к жизни  девочки и Толи, но друг их слушает, молчит, но вновь встречается с малолеткой.

А ведь у него была прекрасная девушка, коллега по работе в фотосалоне, она его любит и не требует ничего для себя. А какая хорошая хозяйка!

И что мне не очень нравиться. Толя изредка приходит к ней и остаётся на ночь. А потом, по словам Миши, винит себя в том, что вроде как изменяет девочке и обманывает свою женщину.

Я подумал, что могу объяснять события и правила поведения своей дочери, а вот изменить взгляды нашего друга на любовь и влюблённость, не получается.

И тут я вспомнил стихотворение Володи:

 

На службе оно всякое бывало,

И боль, и горя перенёс немало.

Терял друзей, предателей встречал,

Подлость людскую часто отмечал.

 

Пришлось три раза мне менять свой путь,

Не потерял себя в дороге чуть.

Хоть голова седа, жизнь сохранил,

И для любимой, я надеюсь, мил.

 

Она меня поддерживает годы,

Такая среди женщин есть порода,

Они верны, трудолюбивы, терпеливы,

И всю ведь жизнь, душой, лицом красивы!

 

Зимою день весенний я встречаю,

Когда улыбку милой замечаю.

 

Как хочется, чтобы у Михаила и Анатолия сложилась личная жизнь как у нас с Володей, а время покажет, как это произойдёт.

 

 
Рейтинг: 0 199 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!