ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Прожитые годы – ступени жизни ч. 2. 1966 год

Прожитые годы – ступени жизни ч. 2. 1966 год

9 февраля 2022 - Владимир Винников


 

Гл. 12 Комсомол

 

30 декабря Люба поехала в интернат за братиком. Он встретил её радостным криком:

- Ур-а-а! Я еду домой! С ним рядом стояла девочка, которая с большим интересом смотрела на сетру Витип, а потом спросила:

- А можно мне с вами?

Витя погладил подружку по голове и сказал, мы скоро увидимся. Говорили они оба как-то протяжно, но понять их было можно. Вот как здесь воспитывают, подумала Люба, все слабослышащие говорят разборчиво.

Через два часа, они подходили к мостику через реку Уперту.

Витя не вытерпел, побежал вперёд, у калитки его встречали мама и папа.

Какой же добрый, душевный и запоминающийся получился «Голубой огонёк» -1966года. Каких героев труда показывали, какие известные люди выступали. А какие хорошие песни пели!

Люба переписала текст песни для матери и  сама постоянно напевала эту песню, выполняя домашнюю работу:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

 

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

                                     С чего начинается Родина...

 

 

 

 

Исполнял песню на слова Михаила Матусовского, музыку Вениамина Баснера -

Марк Бернес.

Выступление этого артиста было для семьи Зеевых самым трогательным. Они сидели за своим круглым столом и наслаждались концертом.

Эту песню знали и учили все советские дети.

Никто тогда особенно не вдумывался в смысл написанных строчек песни. Музыка завораживала. А слова были гениальны в своей простоте и символизме.

В нескольких ярких куплетах перечислено всё самое ценное и дорогое, что было в нашем большом Советском Союзе. Ну а талантом Бернеса особенно старшее поколение восторгалось всегда. Он один из тех немногих певцов, который даже не поёт, а рассказывает целую историю. Уникальный талант.

 

Потом исполняла песню Вероника Круглова, в её исполнении «Ничего не вижу» развеселила зрителей. Песенка призывала не сплетничать. Это актуально во все времена.

 

Был и колорит национальных республик. Полад Бюль-Бюль Оглы исполнил песню «Шейк», получалось очень зажигательно. Маме с папой понравилась песня в исполнениизаслуженной артистки СССР Клавдии Шульженко «Бабье лето». Пока певица её исполняла, мама, будто пела с ней вместе дуэтом:

Клёны выкрасили город
Колдовским каким-то цветом.
Это скоро, это скоро
Бабье лето, бабье лето.

 

Что так быстро тают листья -
Ничего мне не понятно…
А, я ловлю, как эти листья

                                  Наши даты, наши даты.

 

Николай Сличенко исполнил песню - «Очи чёрные»,  Ирина Бржевская - «Это так хорошо», и всем Деевым стало тоже хорошо.

Новогодняя песня от Бржевской, исполненная потрясающе чистым сопрано. Хорошо, когда всё хорошо. От такой песни и на душе становится тоже хорошо!

А заканчивался «Голубой огонёк» песней в исполнении Льва Барашкова - «Обнимая небо». Это была песня о лётчиках-испытателях. В шестидесятых годах именно они были истинными героями того времени.

Не было такого мальчишки, который бы не мечтал стать космонавтом. Люди знали, что все космонавты вышли из лётчиков-испытателей, поэтому эта песня была как чествование подвига наших космонавтов, чья работа и опасна, и трудна.

 

Вспоминается Любе День памяти Сергея Павловича Королева. 14 января 1966 года скончался легендарный основоположник советской космонавтики.

Во время операции по удалению полипа у него не выдержало сердце. Лишь двумя днями ранее академик отметил свое 59-летие...

Люба прекрасно помнила, все достижения космонавтики этого года и назвала их отцу:

31 января 1966 года в СССР осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года впервые в истории освоения космоса совершила мягкую посадку на поверхность Луны и впервые передала на Землю телепанорамы лунной поверхности.

 

3 февраля 1966 года автоматической станцией «Луна-9» впервые в мире осуществлены мягкая посадка космического аппарата на другое небесное тело и передача на Землю изображения поверхности места посадки.

Часть специалистов-планетологов предполагала, что естественный спутник Земли за время своего существования покрылся зыбучим слоем пыли, в которой просто-напросто утонет любой «прилунившийся» аппарат, а тем более постройка. Бесконечным и бесплодным спорам на этот счет положил конец сам Королев в свойственной ему решительной манере. На одном из совещаний он пододвинул блокнот и категорично написал: «Луна - твердая. С. Королев». И, поставив дату, расписался, вручив листок с «резолюцией» своему оппоненту.

28 февраля 1966 года впервые в мире отряд атомных подводных лодок ВМФ СССР вышел в кругосветное плавание, успешно завершив поход через 1,5 месяца без всплытия в надводное положение.

1 марта 1966 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-3», запущенная 16 ноября 1965 года, достигла поверхности Венеры, осуществив первый в истории перелет на другую планету.

А Василий Петрович назвал памятной датой:

- 2 февраля 1966 года, когда состоялся первый в мире кругосветный групповой поход отряда боевых кораблей Северного флота в составе атомных подводных лодок К-116 и К-133.

-  И 8 марта 1966 года, когда Международный женский день был объявлен нерабочим днём.

 

Люба вспомнила вновь «Голубой огонёк», когда стирала пыль с огромных листьев фикуса.

 В их селе такие фикусы были в каждом доме. Каждую весну, подросшее дерево пересаживали всё в большую ёмкость.

 

Недавно Любу приняли в комсомол и она, как и молодёжь села и всей страны, из печати, радио и телевидения знала, что с 1965 года в СССР проводятся

 

 экономические реформы, ведущие к улучшению управлением промышленностью и сельским хозяйством и стимулировавшие развитие на преодоление волюнтаризма и прожектерства при решении государственных проблем.

Об этом она прочитала много материалов в то время и через десятки лет, нашла статьи, которые подтверждали её выводы.

Идеологическая работа партии, комсомола, были направлены на пропаганду имевшихся достижений, глубокая уверенность в превосходстве социалистического пути и весь уклад советского общества формировали взгляды молодежи тех лет.

Как сделала для себя вывод Люба, наиболее характерными  чертами её взглядов стали целеустремленность, жизненная активность, оптимизм, который подкреплялся повседневной работой на «коммунистический идеал».

Она сама, её сёстры и молодёжь страны в целом отрицали равнодушие, пассивность, иждивенчество. Именно в этих условиях ВЛКСМ искал новые формы работы, которые бы закрепляли и развивали эти качества молодого поколения, и поэтому большое внимание уделял подготовке вожаков комсомольских организаций на местах.  

 Оставаясь массовой и престижной организацией на протяжении всех 60-х годов, ВЛКСМ увеличил свои ряды почти на 100 тысяч человек.

Комсомольский актив в эти года также вырос, так как количество первичных организаций значительно увеличилось вследствие организационного разделения ВЛКСМ по производственному принципу, а позднее и потому, что комсомольские организации цехов, участков, бригад и классов в школах получили права первичных, призванных самостоятельно решать вопросы привлечения молодежи к выполнению производственных идеологических задач.

Наиболее эффективными были школы комсомольского актива, которые периодически проводили ГК и РК ВЛКСМ. Ко второй половине 60-х годов сложилась система обучения комсомольских работников.

Каждый второй активист комсомола занимался в различных теоретических семинарах. Многие секретари горкомов и райкомов ВЛКСМ - в вечерних университетах марксизма-ленинизма.

 

И в новом тысячелетии, Люба находила подтверждение в необходимости воспитания активной жизненной позиции у молодежи, что в шестидесятых годах это было главной целью работы ВЛКСМ. А что в России было создано взамен?

Ничего!

 

В 1966 году Люба читала об успехах в воспитании молодёжи: «Система комсомольского политического просвещения в шестидесятые проводилась дифференцированно с учетом образования. Разновидностью кружков политического просвещения были школы коммунистического воспитания, а впоследствии и школы коммунистического труда, которые отличались не только разнообразными формами проведения занятий (диспуты, беседы, экскурсии, встречи), но и конкретными практическими заданиями, развивающими инициативу слушателей.

В некоторых школах пытались соединить политическую учебу с освоением опыта передовиков и новаторов производства.

Эффективной формой пропаганды знаний среди молодежи в 60-е годы были циклы лекций, кинолектории.

Как итог технической учебы и повышения квалификации в молодежной среде возникло соревнование «Резервы производства - коммунизму». Участники этой формы соревнования осваивали передовой опыт работы, и проводили самофотографирование рабочего дня, оценивали свои возможности.

Массовость соревнования, починов, движений, посвященных знаменательным событиям в жизни страны, перерастание одной инициативы в другую являлись отражением готовности молодежи откликаться на любые призывы партии и ВЛКСМ, связанные с созидательной работой во имя лучшего будущего.

Участие в научно-техническом творчестве помогало молодежи выполнять принятые обязательства.

Основными направлениями деятельности комсомола по развитию научно-технического творчества были: участие в развитии движения рационализаторов и изобретателей; привлечение широких масс молодежи к активной работе по созданию и внедрению новой техники и технологии; оказание администрации предприятий действенной помощи в решении задач механизации и автоматизации производственных процессов.

Именно  благодаря такому подходу в воспитании молодёжи в 1966 году наметился новый подъём в деятельности комсомола.  Эффективной формой участия комсомола в совершенствова­нии производства стал комсомольский контроль. Сначала он действовал в форме комсомольских постов, отрядов и штабов «легкой кавалерии». Они участвовали в борьбе за экономию и бережливость. Рейды «легкой кавалерии» были связаны также с проверкой использования рабочего времени, новой техники, рационализаторских предложений молодежи.

Согласно программе коммуни­стического строительства в обществе должны были создаваться новые отношения. В соответствии с задачами, определенными Программой коммунистического строительства, ВЛКСМ много внимания уделял развитию общественных начал в производственной сфере.

Общественные отделы кадров умело пользовались своими правами. В ряде мест администрация не могла уволить молодого рабочего без их согласия. Важное значение в воспитании молодежи, имела пропаганда трудовых традиций. К этой работе широко привлекались агитбригады.

Развитие рационализаторского движения, огромный поток новаторских предложений обусловили появление общественных конструкторских бюро (ОКБ), общественных бюро нормирования (ОБН), общественных бюро экономического анализа (ОБЭА). К работе этих объединений комсомол привлекал молодежь.

Комсомольские штабы контролировали своевременное выполнение графиков строительных и монтажных работ на пусковых объектах, проводили месячники-смотры знаний и техники безопасности, организовывали субботники. Все это укрепляло авторитет комсомольских организаций, вовлекало в их работу широкий круг молодых строителей.

Большую работу проводили комсомольцы села, они направляли свою энергию на выполнение намеченных в то время программ. Одним из направлений в деятельности молодежи села было областное соревнование за увеличение объема производства продуктов животноводства.

В молочно-товарном производстве переход к механизированной дойке коров способствовал притоку молодежи, в том числе и юношей, на фермы, позволил более интенсивно создавать здесь комсомольско-молодежные коллективы.

Положительную роль в формировании КМК сыграли комсомольские группы, созданные на большинстве ферм. В центр своей работы они ставили вопросы закрепления кадров, механизации ферм, борьбы за высокую культуру труда».

 

Василия Петровича и Анну Дмитриевну радовала новость о том, что в связи с увеличением закупочных цен на сельскохозяйственные продукты, значительно повысилась заработная плата рабочих совхозов и колхозников.

Введение в колхозах ежемесячной оплаты труда положительно сказалось на закреплении молодежи, на селе.

 

Опыт деятельности комсомола на селе в 60-е годы показал, что удалось найти в целом верные методы и формы работы по развитию активной жизненной позиции молодых сельских тружеников, который, к сожалению, в последующие годы был не востребован и утерян.

 Во многих школах комитеты ВЛКСМ стали подлинными вожаками ученических коллективов.

Школьные организации объединяли более 60 тысяч членов ВЛКСМ и принимали активное участие в решении задач, поставленных партией перед советской школой. Комсомол уделял большое внимание качеству знаний. Поэтому в его работе появились новые формы: отчеты комсоргов и самоотчеты комсомольцев об успеваемости, рейды по квартирам среднеуспевающих и слабоуспевающих учащихся.

Воспитывая у ребят уважительное и серьезное отношение к труду, комитеты комсомола проводили работу по привлечению учащихся к оборудованию кабинетов, строительству теплиц, мастерских, спортплощадок,

В сельских школах создавались ученические производственные бригады для оказания помощи колхозам и совхозам. И Товаровская школьная комсомольская организация создала такие же бригады.

Участвовал комсомол и в эстетическом воспитании школьников, что выражалось в привлечении учащихся к конкурсам на лучший рукописный литературный журнал, смотрам художественной самодеятельности.

 

Люба сама, любила читать стихи дома, а потом часто их цитировала комсомольцам. В их школе, как и во многих школах, создавались кружки юных любителей поэзии, музыки, живописи, драматические и кукольные театры.

Широкое распространение получили лекции-концерты, эстафеты искусств, конкурсы чтецов, танцоров. Все эти формы работы являлись элементами системы эстетического воспитания.

Вот и Люба Зеева, сумела организовать выезд своих подшефных в город Тулу, где они были на спектакле областного театры юного зрителя. И потом, несколько раз дети просились отвезти их в театр, говорили, что там потрясающие постановки самых популярных детских спектаклей с талантливейшими актерами!

Комсомол участвовал в проведении новых советских обрядов и праздников.

Среди них популярными у молодежи стали: первая зарплата, день пахаря, праздник русской березки, праздник улицы, района, города, комсомольская свадьба, торжественная регистрация ребенка.

С 1965 года комитеты ВЛКСМ проводили работу по организации Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Начавшись как туристическое мероприятие, Всесоюзный поход перерос в массовое патриотическое движение молодежи. Походы позволяли сочетать проведение досуга и классовое гражданское воспитание молодежи.

 

Любе самой было интересно узнать, об истории обороны в Богородицком районе. Она и своих подопечных возила в город Богородицк. Богородицкий дворец-музей находится в бывшей усадьбе графов Бобринских в городе Богородицк.

Дворец был создан Екатериной Второй специально для её внебрачного сына Бобринского.

Здание дворца выполнено в стиле раннего классицизма. Оно является частью не только дворцово-паркового ансамбля, но и центром Богородицка.

Пять главных улиц города веером расходятся от дворца. Планировкой парка занимался ученый-энциклопедист Болотов, который в конце 18 века управлял имением. В архитектурный ансамбль дворца входит въездная башня и Свято-Казанский храм. 

В конце сентября - начале октября 1941 года фашисты начали генеральное наступление на Москву. Богородицкий район почти ежедневно подвергался бомбежкам. 

В 3 часа 30 минут 15 ноября 1941 года начался бой за Богородицк.

Немцы наступали активно. В 2 часа фашисты открыли артиллерийский огонь по окраинам города и уже к вечеру весь Богородицкий район был в руках у гитлеровцев.

В районе разместилась одна из баз 2-ой германской танковой армии с большими запасами горючего, боеприпасов и войскового имущества. Были расставлены артиллерийские и минометные батареи и пулеметные точки. 

 

Люба читала своим подопечным воспоминания жителя поселка Товарово Василия Ребрикова:«К вечеру 15 ноября Богородицк пылал, пожар в городе был настолько силён, что под Васильевским бугром стояло зарево, освещая всё небо вплоть до облаков. Слышались глухие взрывы, отдельные пулемётные очереди и винтовочные выстрелы. Это фашисты входили в Товарово. Связи с Тулой не было, царила какая-то неразбериха и неорганизованность. Бургомистром Товарово стал главный инженер шахты №52. Он сам пришёл в немецкую комендатуру и предложил свои услуги. Начались аресты. Под начало бургомистра добровольно встали некоторые начальники участков его шахты, в том числе главный бухгалтер и мастер, который оказался настоящим зверем».

 

«Ровно месяц бесчинствовали немцы в городе и при отступлении сожгли Богородицк. Из 886 строений было уничтожено 534, разрушено 5 школ, санаторий «Красный шахтер», почта, типография, кинотеатр, библиотека, две больницы, 10 клубов.

Двух девочек немцы повесили за то, что они перерубили телефонные провода.

В одной из деревень колхозники убили немецкого солдата. Фашисты арестовали и отвели их в город. Там они соорудили виселицу в форме буквы Т, на которой повесили четырёх человек - двух колхозников и двух жителей Богородицка.

Оккупанты забрали большое количество скота и птицы: 430 коров, 430 овец, 490 свиней, 407 лошадей, почти 12000 голов птицы.

В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление и стала теснить врага.

В ночь на 15 декабря передовые части 10-й армии сосредоточились не далеко от поселка Финский и утром начали наступление.

Уже в 5 часов 30 минут утра они прорвались в Богородицк. К полудню 10 армия заняла город, ее штаб разместился в поселке Финский. К вечеру этого же дня уже весь южный район Богородицка был полностью освобожден от врага.

 

Перед отступлением фрицы сожгли город. Практически полностью уничтожили фашисты и главную достопримечательность города - местный дворец-музей.

Город был практически уничтожен. С первых же дней жители принялись восстанавливать Богородицк. Некоторые покинули город, лишившись абсолютно всего.

 

В оставшихся 67 коммунальных домах сумели разместить 831 человека, оставшиеся семьи ютились в подвалах, землянках, которым угрожало затопление весенними водами. Что бы обустроить свои места жительства, жители, что бы выжить, собирали всё, что попадалось под руки.

С трудом, но в районе начали восстанавливать шахты, проводить посевную. Победу богородчане ковали уже в тылу Красной Армии, которая гнала врага от Москвы. 

 

Люба знала, что в 1966 году было принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».

Подразумевалось усовершенствование и обновление школьного инвентаря, модернизация классов, выпуск новых учебников и даже строительство новых зданий для школ вместо устаревших.

На съездах КПСС и комсомола был определён список тех учебных заведений, которые обязаны давать полное среднее образование.

Учебный план тоже претерпел изменения: с 7 класса ввели необязательные курсы по разным предметам, которые ученики могли выбирать сами.

При этом базовые науки было решено начать преподавать раньше - не с 5, а с 4 класса.

 

Папа читал: «Двадцать третий съезд Коммунистической партии работал в Москве с 29 марта по 8 апреля 1966 года. Съезд заслушал и обсудил Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС.

Были определены задачи внешнеполитической деятельности КПСС и Советского правительства на ближайшие годы. Центральное место среди них занимала борьба за всеобщее и полное разоружение, за запрещение ядерного оружия. Съезд подвел итоги в области развития экономики за отчетный период, отметив значительные достижения в области индустрии.

Вместе с тем указывалось на недостатки в развитии отдельных промышленных отраслей, были вскрыты причины неудовлетворительного положения в сельском хозяйстве.

Съезд КПСС утвердил Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы.

 

Главная экономическая задача восьмой пятилетки заключалась в том, чтобы на основе всемерного использования науки и техники и роста производительности труда добиться существенного подъема уровня жизни народа, более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех советских людей.

Был одобрен курс на повышение эффективности всего общественного производства: намечалось улучшение организации труда и производства, более полное использование сырья, материалов, оборудования. Важным средством интенсификации общественного производства должна была стать реконструкция, техническое переоснащение действующих заводов и фабрик».

 

6 апреля 1966 года в небе над Берлином совершил подвиг экипаж самолета Як-28-П - Б.В. Капустин и Ю.Н. Янов. Советские летчики пожертвовали собой, не допустив падения самолета на жилые кварталы города. Их подвигу композитор О. Фельцман и поэт Роберт Рождественский посвятили балладу «Огромное небо».

 

8 апреля 1966 года Брежнев избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Он руководил страной с 14 октября 1964 года по 10 ноября 1982 года.

 

 

 

Вечером 3 декабря 1966 года, Деевы смотрели телевизор.

К 25-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой в Александровский сад к стене Московского Кремля с 41-го километра Ленинградского шоссе, места кровопролитных боев, был перенесен прах Неизвестного солдата.

 

© Copyright: Владимир Винников, 2022

Регистрационный номер №0503491

от 9 февраля 2022

[Скрыть] Регистрационный номер 0503491 выдан для произведения:


 

Гл. 12 Комсомол

 

30 декабря Люба поехала в интернат за братиком. Он встретил её радостным криком:

- Ур-а-а! Я еду домой! С ним рядом стояла девочка, которая с большим интересом смотрела на сетру Витип, а потом спросила:

- А можно мне с вами?

Витя погладил подружку по голове и сказал, мы скоро увидимся. Говорили они оба как-то протяжно, но понять их было можно. Вот как здесь воспитывают, подумала Люба, все слабослышащие говорят разборчиво.

Через два часа, они подходили к мостику через реку Уперту.

Витя не вытерпел, побежал вперёд, у калитки его встречали мама и папа.

Какой же добрый, душевный и запоминающийся получился «Голубой огонёк» -1966года. Каких героев труда показывали, какие известные люди выступали. А какие хорошие песни пели!

Люба переписала текст песни для матери и  сама постоянно напевала эту песню, выполняя домашнюю работу:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

 

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

                                     С чего начинается Родина...

 

 

 

 

Исполнял песню на слова Михаила Матусовского, музыку Вениамина Баснера -

Марк Бернес.

Выступление этого артиста было для семьи Зеевых самым трогательным. Они сидели за своим круглым столом и наслаждались концертом.

Эту песню знали и учили все советские дети.

Никто тогда особенно не вдумывался в смысл написанных строчек песни. Музыка завораживала. А слова были гениальны в своей простоте и символизме.

В нескольких ярких куплетах перечислено всё самое ценное и дорогое, что было в нашем большом Советском Союзе. Ну а талантом Бернеса особенно старшее поколение восторгалось всегда. Он один из тех немногих певцов, который даже не поёт, а рассказывает целую историю. Уникальный талант.

 

Потом исполняла песню Вероника Круглова, в её исполнении «Ничего не вижу» развеселила зрителей. Песенка призывала не сплетничать. Это актуально во все времена.

 

Был и колорит национальных республик. Полад Бюль-Бюль Оглы исполнил песню «Шейк», получалось очень зажигательно. Маме с папой понравилась песня в исполнениизаслуженной артистки СССР Клавдии Шульженко «Бабье лето». Пока певица её исполняла, мама, будто пела с ней вместе дуэтом:

Клёны выкрасили город
Колдовским каким-то цветом.
Это скоро, это скоро
Бабье лето, бабье лето.

 

Что так быстро тают листья -
Ничего мне не понятно…
А, я ловлю, как эти листья

                                  Наши даты, наши даты.

 

Николай Сличенко исполнил песню - «Очи чёрные»,  Ирина Бржевская - «Это так хорошо», и всем Деевым стало тоже хорошо.

Новогодняя песня от Бржевской, исполненная потрясающе чистым сопрано. Хорошо, когда всё хорошо. От такой песни и на душе становится тоже хорошо!

А заканчивался «Голубой огонёк» песней в исполнении Льва Барашкова - «Обнимая небо». Это была песня о лётчиках-испытателях. В шестидесятых годах именно они были истинными героями того времени.

Не было такого мальчишки, который бы не мечтал стать космонавтом. Люди знали, что все космонавты вышли из лётчиков-испытателей, поэтому эта песня была как чествование подвига наших космонавтов, чья работа и опасна, и трудна.

 

Вспоминается Любе День памяти Сергея Павловича Королева. 14 января 1966 года скончался легендарный основоположник советской космонавтики.

Во время операции по удалению полипа у него не выдержало сердце. Лишь двумя днями ранее академик отметил свое 59-летие...

Люба прекрасно помнила, все достижения космонавтики этого года и назвала их отцу:

31 января 1966 года в СССР осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года впервые в истории освоения космоса совершила мягкую посадку на поверхность Луны и впервые передала на Землю телепанорамы лунной поверхности.

 

3 февраля 1966 года автоматической станцией «Луна-9» впервые в мире осуществлены мягкая посадка космического аппарата на другое небесное тело и передача на Землю изображения поверхности места посадки.

Часть специалистов-планетологов предполагала, что естественный спутник Земли за время своего существования покрылся зыбучим слоем пыли, в которой просто-напросто утонет любой «прилунившийся» аппарат, а тем более постройка. Бесконечным и бесплодным спорам на этот счет положил конец сам Королев в свойственной ему решительной манере. На одном из совещаний он пододвинул блокнот и категорично написал: «Луна - твердая. С. Королев». И, поставив дату, расписался, вручив листок с «резолюцией» своему оппоненту.

28 февраля 1966 года впервые в мире отряд атомных подводных лодок ВМФ СССР вышел в кругосветное плавание, успешно завершив поход через 1,5 месяца без всплытия в надводное положение.

1 марта 1966 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-3», запущенная 16 ноября 1965 года, достигла поверхности Венеры, осуществив первый в истории перелет на другую планету.

А Василий Петрович назвал памятной датой:

- 2 февраля 1966 года, когда состоялся первый в мире кругосветный групповой поход отряда боевых кораблей Северного флота в составе атомных подводных лодок К-116 и К-133.

-  И 8 марта 1966 года, когда Международный женский день был объявлен нерабочим днём.

 

Люба вспомнила вновь «Голубой огонёк», когда стирала пыль с огромных листьев фикуса.

 В их селе такие фикусы были в каждом доме. Каждую весну, подросшее дерево пересаживали всё в большую ёмкость.

 

Недавно Любу приняли в комсомол и она, как и молодёжь села и всей страны, из печати, радио и телевидения знала, что с 1965 года в СССР проводятся

 

 экономические реформы, ведущие к улучшению управлением промышленностью и сельским хозяйством и стимулировавшие развитие на преодоление волюнтаризма и прожектерства при решении государственных проблем.

Об этом она прочитала много материалов в то время и через десятки лет, нашла статьи, которые подтверждали её выводы.

Идеологическая работа партии, комсомола, были направлены на пропаганду имевшихся достижений, глубокая уверенность в превосходстве социалистического пути и весь уклад советского общества формировали взгляды молодежи тех лет.

Как сделала для себя вывод Люба, наиболее характерными  чертами её взглядов стали целеустремленность, жизненная активность, оптимизм, который подкреплялся повседневной работой на «коммунистический идеал».

Она сама, её сёстры и молодёжь страны в целом отрицали равнодушие, пассивность, иждивенчество. Именно в этих условиях ВЛКСМ искал новые формы работы, которые бы закрепляли и развивали эти качества молодого поколения, и поэтому большое внимание уделял подготовке вожаков комсомольских организаций на местах.  

 Оставаясь массовой и престижной организацией на протяжении всех 60-х годов, ВЛКСМ увеличил свои ряды почти на 100 тысяч человек.

Комсомольский актив в эти года также вырос, так как количество первичных организаций значительно увеличилось вследствие организационного разделения ВЛКСМ по производственному принципу, а позднее и потому, что комсомольские организации цехов, участков, бригад и классов в школах получили права первичных, призванных самостоятельно решать вопросы привлечения молодежи к выполнению производственных идеологических задач.

Наиболее эффективными были школы комсомольского актива, которые периодически проводили ГК и РК ВЛКСМ. Ко второй половине 60-х годов сложилась система обучения комсомольских работников.

Каждый второй активист комсомола занимался в различных теоретических семинарах. Многие секретари горкомов и райкомов ВЛКСМ - в вечерних университетах марксизма-ленинизма.

 

И в новом тысячелетии, Люба находила подтверждение в необходимости воспитания активной жизненной позиции у молодежи, что в шестидесятых годах это было главной целью работы ВЛКСМ. А что в России было создано взамен?

Ничего!

 

В 1966 году Люба читала об успехах в воспитании молодёжи: «Система комсомольского политического просвещения в шестидесятые проводилась дифференцированно с учетом образования. Разновидностью кружков политического просвещения были школы коммунистического воспитания, а впоследствии и школы коммунистического труда, которые отличались не только разнообразными формами проведения занятий (диспуты, беседы, экскурсии, встречи), но и конкретными практическими заданиями, развивающими инициативу слушателей.

В некоторых школах пытались соединить политическую учебу с освоением опыта передовиков и новаторов производства.

Эффективной формой пропаганды знаний среди молодежи в 60-е годы были циклы лекций, кинолектории.

Как итог технической учебы и повышения квалификации в молодежной среде возникло соревнование «Резервы производства - коммунизму». Участники этой формы соревнования осваивали передовой опыт работы, и проводили самофотографирование рабочего дня, оценивали свои возможности.

Массовость соревнования, починов, движений, посвященных знаменательным событиям в жизни страны, перерастание одной инициативы в другую являлись отражением готовности молодежи откликаться на любые призывы партии и ВЛКСМ, связанные с созидательной работой во имя лучшего будущего.

Участие в научно-техническом творчестве помогало молодежи выполнять принятые обязательства.

Основными направлениями деятельности комсомола по развитию научно-технического творчества были: участие в развитии движения рационализаторов и изобретателей; привлечение широких масс молодежи к активной работе по созданию и внедрению новой техники и технологии; оказание администрации предприятий действенной помощи в решении задач механизации и автоматизации производственных процессов.

Именно  благодаря такому подходу в воспитании молодёжи в 1966 году наметился новый подъём в деятельности комсомола.  Эффективной формой участия комсомола в совершенствова­нии производства стал комсомольский контроль. Сначала он действовал в форме комсомольских постов, отрядов и штабов «легкой кавалерии». Они участвовали в борьбе за экономию и бережливость. Рейды «легкой кавалерии» были связаны также с проверкой использования рабочего времени, новой техники, рационализаторских предложений молодежи.

Согласно программе коммуни­стического строительства в обществе должны были создаваться новые отношения. В соответствии с задачами, определенными Программой коммунистического строительства, ВЛКСМ много внимания уделял развитию общественных начал в производственной сфере.

Общественные отделы кадров умело пользовались своими правами. В ряде мест администрация не могла уволить молодого рабочего без их согласия. Важное значение в воспитании молодежи, имела пропаганда трудовых традиций. К этой работе широко привлекались агитбригады.

Развитие рационализаторского движения, огромный поток новаторских предложений обусловили появление общественных конструкторских бюро (ОКБ), общественных бюро нормирования (ОБН), общественных бюро экономического анализа (ОБЭА). К работе этих объединений комсомол привлекал молодежь.

Комсомольские штабы контролировали своевременное выполнение графиков строительных и монтажных работ на пусковых объектах, проводили месячники-смотры знаний и техники безопасности, организовывали субботники. Все это укрепляло авторитет комсомольских организаций, вовлекало в их работу широкий круг молодых строителей.

Большую работу проводили комсомольцы села, они направляли свою энергию на выполнение намеченных в то время программ. Одним из направлений в деятельности молодежи села было областное соревнование за увеличение объема производства продуктов животноводства.

В молочно-товарном производстве переход к механизированной дойке коров способствовал притоку молодежи, в том числе и юношей, на фермы, позволил более интенсивно создавать здесь комсомольско-молодежные коллективы.

Положительную роль в формировании КМК сыграли комсомольские группы, созданные на большинстве ферм. В центр своей работы они ставили вопросы закрепления кадров, механизации ферм, борьбы за высокую культуру труда».

 

Василия Петровича и Анну Дмитриевну радовала новость о том, что в связи с увеличением закупочных цен на сельскохозяйственные продукты, значительно повысилась заработная плата рабочих совхозов и колхозников.

Введение в колхозах ежемесячной оплаты труда положительно сказалось на закреплении молодежи, на селе.

 

Опыт деятельности комсомола на селе в 60-е годы показал, что удалось найти в целом верные методы и формы работы по развитию активной жизненной позиции молодых сельских тружеников, который, к сожалению, в последующие годы был не востребован и утерян.

 Во многих школах комитеты ВЛКСМ стали подлинными вожаками ученических коллективов.

Школьные организации объединяли более 60 тысяч членов ВЛКСМ и принимали активное участие в решении задач, поставленных партией перед советской школой. Комсомол уделял большое внимание качеству знаний. Поэтому в его работе появились новые формы: отчеты комсоргов и самоотчеты комсомольцев об успеваемости, рейды по квартирам среднеуспевающих и слабоуспевающих учащихся.

Воспитывая у ребят уважительное и серьезное отношение к труду, комитеты комсомола проводили работу по привлечению учащихся к оборудованию кабинетов, строительству теплиц, мастерских, спортплощадок,

В сельских школах создавались ученические производственные бригады для оказания помощи колхозам и совхозам. И Товаровская школьная комсомольская организация создала такие же бригады.

Участвовал комсомол и в эстетическом воспитании школьников, что выражалось в привлечении учащихся к конкурсам на лучший рукописный литературный журнал, смотрам художественной самодеятельности.

 

Люба сама, любила читать стихи дома, а потом часто их цитировала комсомольцам. В их школе, как и во многих школах, создавались кружки юных любителей поэзии, музыки, живописи, драматические и кукольные театры.

Широкое распространение получили лекции-концерты, эстафеты искусств, конкурсы чтецов, танцоров. Все эти формы работы являлись элементами системы эстетического воспитания.

Вот и Люба Зеева, сумела организовать выезд своих подшефных в город Тулу, где они были на спектакле областного театры юного зрителя. И потом, несколько раз дети просились отвезти их в театр, говорили, что там потрясающие постановки самых популярных детских спектаклей с талантливейшими актерами!

Комсомол участвовал в проведении новых советских обрядов и праздников.

Среди них популярными у молодежи стали: первая зарплата, день пахаря, праздник русской березки, праздник улицы, района, города, комсомольская свадьба, торжественная регистрация ребенка.

С 1965 года комитеты ВЛКСМ проводили работу по организации Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Начавшись как туристическое мероприятие, Всесоюзный поход перерос в массовое патриотическое движение молодежи. Походы позволяли сочетать проведение досуга и классовое гражданское воспитание молодежи.

 

Любе самой было интересно узнать, об истории обороны в Богородицком районе. Она и своих подопечных возила в город Богородицк. Богородицкий дворец-музей находится в бывшей усадьбе графов Бобринских в городе Богородицк.

Дворец был создан Екатериной Второй специально для её внебрачного сына Бобринского.

Здание дворца выполнено в стиле раннего классицизма. Оно является частью не только дворцово-паркового ансамбля, но и центром Богородицка.

Пять главных улиц города веером расходятся от дворца. Планировкой парка занимался ученый-энциклопедист Болотов, который в конце 18 века управлял имением. В архитектурный ансамбль дворца входит въездная башня и Свято-Казанский храм. 

В конце сентября - начале октября 1941 года фашисты начали генеральное наступление на Москву. Богородицкий район почти ежедневно подвергался бомбежкам. 

В 3 часа 30 минут 15 ноября 1941 года начался бой за Богородицк.

Немцы наступали активно. В 2 часа фашисты открыли артиллерийский огонь по окраинам города и уже к вечеру весь Богородицкий район был в руках у гитлеровцев.

В районе разместилась одна из баз 2-ой германской танковой армии с большими запасами горючего, боеприпасов и войскового имущества. Были расставлены артиллерийские и минометные батареи и пулеметные точки. 

 

Люба читала своим подопечным воспоминания жителя поселка Товарово Василия Ребрикова:«К вечеру 15 ноября Богородицк пылал, пожар в городе был настолько силён, что под Васильевским бугром стояло зарево, освещая всё небо вплоть до облаков. Слышались глухие взрывы, отдельные пулемётные очереди и винтовочные выстрелы. Это фашисты входили в Товарово. Связи с Тулой не было, царила какая-то неразбериха и неорганизованность. Бургомистром Товарово стал главный инженер шахты №52. Он сам пришёл в немецкую комендатуру и предложил свои услуги. Начались аресты. Под начало бургомистра добровольно встали некоторые начальники участков его шахты, в том числе главный бухгалтер и мастер, который оказался настоящим зверем».

 

«Ровно месяц бесчинствовали немцы в городе и при отступлении сожгли Богородицк. Из 886 строений было уничтожено 534, разрушено 5 школ, санаторий «Красный шахтер», почта, типография, кинотеатр, библиотека, две больницы, 10 клубов.

Двух девочек немцы повесили за то, что они перерубили телефонные провода.

В одной из деревень колхозники убили немецкого солдата. Фашисты арестовали и отвели их в город. Там они соорудили виселицу в форме буквы Т, на которой повесили четырёх человек - двух колхозников и двух жителей Богородицка.

Оккупанты забрали большое количество скота и птицы: 430 коров, 430 овец, 490 свиней, 407 лошадей, почти 12000 голов птицы.

В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление и стала теснить врага.

В ночь на 15 декабря передовые части 10-й армии сосредоточились не далеко от поселка Финский и утром начали наступление.

Уже в 5 часов 30 минут утра они прорвались в Богородицк. К полудню 10 армия заняла город, ее штаб разместился в поселке Финский. К вечеру этого же дня уже весь южный район Богородицка был полностью освобожден от врага.

 

Перед отступлением фрицы сожгли город. Практически полностью уничтожили фашисты и главную достопримечательность города - местный дворец-музей.

Город был практически уничтожен. С первых же дней жители принялись восстанавливать Богородицк. Некоторые покинули город, лишившись абсолютно всего.

 

В оставшихся 67 коммунальных домах сумели разместить 831 человека, оставшиеся семьи ютились в подвалах, землянках, которым угрожало затопление весенними водами. Что бы обустроить свои места жительства, жители, что бы выжить, собирали всё, что попадалось под руки.

С трудом, но в районе начали восстанавливать шахты, проводить посевную. Победу богородчане ковали уже в тылу Красной Армии, которая гнала врага от Москвы. 

 

Люба знала, что в 1966 году было принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».

Подразумевалось усовершенствование и обновление школьного инвентаря, модернизация классов, выпуск новых учебников и даже строительство новых зданий для школ вместо устаревших.

На съездах КПСС и комсомола был определён список тех учебных заведений, которые обязаны давать полное среднее образование.

Учебный план тоже претерпел изменения: с 7 класса ввели необязательные курсы по разным предметам, которые ученики могли выбирать сами.

При этом базовые науки было решено начать преподавать раньше - не с 5, а с 4 класса.

 

Папа читал: «Двадцать третий съезд Коммунистической партии работал в Москве с 29 марта по 8 апреля 1966 года. Съезд заслушал и обсудил Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС.

Были определены задачи внешнеполитической деятельности КПСС и Советского правительства на ближайшие годы. Центральное место среди них занимала борьба за всеобщее и полное разоружение, за запрещение ядерного оружия. Съезд подвел итоги в области развития экономики за отчетный период, отметив значительные достижения в области индустрии.

Вместе с тем указывалось на недостатки в развитии отдельных промышленных отраслей, были вскрыты причины неудовлетворительного положения в сельском хозяйстве.

Съезд КПСС утвердил Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы.

 

Главная экономическая задача восьмой пятилетки заключалась в том, чтобы на основе всемерного использования науки и техники и роста производительности труда добиться существенного подъема уровня жизни народа, более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех советских людей.

Был одобрен курс на повышение эффективности всего общественного производства: намечалось улучшение организации труда и производства, более полное использование сырья, материалов, оборудования. Важным средством интенсификации общественного производства должна была стать реконструкция, техническое переоснащение действующих заводов и фабрик».

 

6 апреля 1966 года в небе над Берлином совершил подвиг экипаж самолета Як-28-П - Б.В. Капустин и Ю.Н. Янов. Советские летчики пожертвовали собой, не допустив падения самолета на жилые кварталы города. Их подвигу композитор О. Фельцман и поэт Роберт Рождественский посвятили балладу «Огромное небо».

 

8 апреля 1966 года Брежнев избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Он руководил страной с 14 октября 1964 года по 10 ноября 1982 года.

 

 

 

Вечером 3 декабря 1966 года, Деевы смотрели телевизор.

К 25-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой в Александровский сад к стене Московского Кремля с 41-го километра Ленинградского шоссе, места кровопролитных боев, был перенесен прах Неизвестного солдата.

 

 
Рейтинг: 0 184 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!