ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Прожитые годы, ступени жизни ч. 1 гл.5. 1959 год.

Прожитые годы, ступени жизни ч. 1 гл.5. 1959 год.

6 января 2022 - Владимир Винников


 

Образование - мост в будущее

 

Каждый вечер, после того, как папа возвращался с работы, он растапливал печь, а мама начинала готовить ужин и варить обед на следующий день. Папа в это время чистил загон у скотины, а Вера с Надей и с Любой читали свои книги. Виктор  заглядывал в книги сестёр, или крутился вокруг печи, обозначая, как он помогает маме.

 

Как только отец возвращался из сарая и приносил с собой ведро антрацита. Мама снимала с печи борщ, или щи, или кашу, папа засыпал в печь уголь, чрез десять минут в доме было тепло. Отец снимал с печи большой чугунок с горячей водой, выливал её в ванну, где уже была холодная вода, которую после возвращения со школы, натаскали в бидон и ванну девчата.

Первым мыли Виктора, потом мылись девочки с младшей до старшей, потом мать и отец.

 

Чистые и немного уставшие все садились за стол и молча кушали жареную на свином сале картошку, пили чай с вишнёвым, или яблочным вареньем.

Потом Люба раскладывала на столе газеты и журналы, которые выписывали для каждого, Витя смотрел «Мурзилку», или «Весёлые картинка», а девочки и отец с матерью двигали табуретки ближе к столу.

Отец начинал вслух читать статьи из газет, потом из журналов. Читал не все подряд, а что отметила мама и девочки.

 

В тот вечер папа раскрыв газету «Правду», объявил:

- Сегодня закончено строительство моста в селе Товарово. Красавец мост, был построен всего за трое суток силами строительной бригады колхоза. Особенно, отличились (папа повернулся к Вере и Наде) ученики восьмилетней школы, которые убирали строительный мусор от моста, что позволило дояркам раньше отправить свежее молоко в город Богородицк.

 

Василий Петрович не выдержал и улыбнулся, а Люба вскочила с табурета и, подойдя к отцу, заглянула за его плечо:

- А где это написано?

- Доченька, - ответила мать, - это сказали по радио, вот папа и повторил, ему было приятно, что и его дочери принимали участие в строительстве моста.

 

Вера и Надя переглянулись и заулыбались, а Люба как главный победитель соревнования, высоко подняв свой небольшой носик, села на табурет и словно отдала приказ:

- Продолжим намеченное!

 

Папа, продолжая улыбаться, стал читать:

«Утром 1 января 1959 года Батиста и его сообщники бежали с острова Кубы. В этот день была сделана попытка спровоцировать государственный переворот, но народ, откликнувшись на призыв Фиделя Кастро, объявил всеобщую забастовку и сорвал эти планы». «Первая послевоенная перепись населения СССР, проведенная 15 января 1959 года, отразила существенный рост числен­ности жителей страны.

В стране насчитывалось 208,8 миллионов человек (17 января 1939-го было зафиксировано 190,7 миллионов человек).

Доля горожан составляла 48%. Рост происходил за счёт колхозни­ков и членов городских промысловых артелей: на долю промкоопера­ции в 1955 году приходилось 8% всей промышленной продукции.

Помимо выпуска разнообразных изделий повседневного спроса в этом секторе экономики оказывались различные услуги населению.

Масштабные изменения в социальной структуре обще­ства произошли в результате сокращения численности ссыль­ных граждан.

В 1954 году были сняты ограничения с бывших кулаков, выселенных из своих мест в годы коллективизации, а в 1955 году спецпоселенцам нача­ли выдавать паспорта, их стали призывать в Советскую Армию.

Была объяв­лена  амнистия гражданам, сотрудничавшим с оккупантами в годы Великой Отечественной войны.

Развитие народного хозяйства позволило государ­ству направлять все увеличивающуюся часть национального дохода на социальные нужды, улучшать условия труда, повышать заработную плату, продовольственную и товарную обеспеченность населения.

Люди стали покупать почти в два раза больше мяса и масла, а также одежды и обуви.

После XX съезда эта линия была продолжена. С января 1957-го года повышалась минимальная зарплата на производстве, в строительстве и на транспорте, был установлен необлагаемый ми­нимум заработной платы.

 

В марте 1957 года были снижены налоги для рабочих и служащих. Прекратились внутренние займы, раньше составлявшие минимальную месячную зарплату и носившие принудительный характер.

В 1957-м году начался переход на семичасовой рабочий день. Реальные доходы рабочих и служащих с 1950 года выросли в 1,6 раза и увеличивались в последующем.

Минимальная зарплата выросла с 40 - 45 рублей в 1957 году до 60 рублей. Основную часть семейных расходов горожан составляли затраты на питание - более 50% заработной платы.

Доходы семей, - у нашей семьи тоже, - добавил Василь Петров, - возросли с отменой с сентября 1956-го года всех видов оплаты за обучение в школах и вузах, введенной накануне войны.

Повлияла на доходы населения радикальная реформа пенсионного законодательства.

С июля 1956 года пенсию могли получать мужчины после 60 лет и женщины - с 55 лет.

Размер государственной пенсии составлял от 55% до 100% средней заработной платы, что привело к увеличению пенсий по отдельным группам в два раза и более.

Общее улучшение условий жизни в стране выразилось в увеличе­нии продолжительности жизни живущих в ней людей.

Если в среднем по СССР она составляла в 1926-1927 годах 44 года, а в 1953-1954 - 63 года, то в 1958-1959 годах –  68 лет.

По сравнению с дореволюционным временем средняя продолжительность жизни в СССР к концу 50-х годов увеличилась более чем вдвое. Сумма ежемесячной пенсии рабочих и служащих колебались от 30 до 120 рублей, колхозников - от 12 до 15 рублей. Постепенно пенсионные выплаты колхозникам были увеличены до 28 рублей. Считалось, что остальные средства для жизни, вышедшие на пенсию колхозники, могут получить от подсобного хозяйства».

 

Мама добавила:

- Как в книге: «Трудом велик человек». Вера и Надя, прочитайте нам с отцом и Любе с Виктором о первых годах семилетки.

Сестры переглянулись:

- Надя я начну, а если что буду пропускать, ты напомнишь.

Надя утвердительно качнула головой и когда старшая сестра стала читать, села рядом и стала заглядывать в книгу.

Вера с выражением, часто погладывая на родителей, читала:

«Советский народ, завершая строительство социализма, приступил к развернутому строительству коммунистического общества. Первым конкретным планом развития народного хозяйства в этих условиях явился  семилетний  народнохозяйственный план на 1959 - 1965 годы. 

Он был утвержден на внеочередном XXI съезде КПСС, состоявшемся в начале 1959 года.

Решающее значение для построения бесклассового общества имеет создание материально-технической базы коммунизма - всестороннее развитие производительных сил страны, достижение высокого уровня производства во всех отраслях экономики.

Одна из коренных проблем, которую должен решить СССР в течение семилетия,- это максимально выиграть время в мирном экономическом соревновании с капиталистическими странами.

Семилетний план представлял собой грандиозную и весьма напряженную программу созидательной работы. Он предусматривал увеличение валовой продукции промышленности на 80%, а также значительный рост сельскохозяйственного производства.

Именно в эти годы возникло движение за коммунистический труд. Советские люди сознавали, что только самоотверженным трудом можно добиться претворения в жизнь этой грандиозной программы».

- Вера, ты пропустила абзац, - Остановила сестру Надя, вот этот, она показала пальцем и прочла:

«Страна переживала большой трудовой подъем. Наиболее ярко он проявился в движении за коммунистический труд, которое зародилось в дни подготовки к XXI съезду КПСС, когда шло всенародное обсуждение семилетнего плана».

 

Возможно в новом, 21 веке, кто-то из родителей и их детей даже не возьмёт в свои руки подобную книгу. Хотя о политике в новом веке стали говорить все, кому не лень.

Многие стали вспоминать, как им жилось при Советской власти. Либералы стали «обливать грязью» советский период жизни страны.

Но ведь страна тогда была гораздо больше и многонациональной. И жили гораздо дружнее, чем с 1991 года. И не было конфликтов на границах СССР и окраинах России.

Англосаксы США, Англия, Канада, Австралия, не вели разнузданную пропаганду национализма и анти российскую пропаганду. В то время СССР страны капитала уважали и боялись из-за силы и мощи Советской Армии и Флота, крепкой дружбы народов СССР.

 

Да, в пятидесятых годах, дети и подростки читали политическую литературу.

И Надя продолжила читать: «Движение за коммунистический труд представляло собой высшую форму социалистического соревнования в современных условиях. Возникшее в столице нашей Родины, оно в короткий срок охватило всю страну.

Ярким проявлением коммунистического отношения к труду явился патриотический почин работницы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Гагановой.

В октябре 1958 года, не считаясь с потерей в зарплате, она перешла в отстающую бригаду и за сравнительно короткий срок вывела её в число передовых.

Советское государство высоко оценило трудовой подвиг прядильщицы, ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Тысячи передовиков производства следовали примеру Гагановой, переходили на отстающие участки, добивались перелома в их работе, превращали в передовые. В движение за коммунистический труд вступили и труженики сельского хозяйства».

- Мама, - перебила сестру, задала вопрос Люба, - и ты так же перешла в отстающее звено и возглавила его?

- Мама у нас передовичка, - улыбаясь, подчеркнула Вера, читай Надя.

Люба заметила, как у мамы от удовольствия порозовели щёки и как папа взял маму за руку и пока дочери читали, не отпускал, поглаживая мозолистую ладонь своей любимой.

 

«Вместе с развитием новых форм труда в области производства возникли разнообразные формы активного участия трудящихся масс в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством на общественных началах. Миллионы советских людей добровольно и безвозмездно вели работу в Советах и профсоюзах, в народных дружинах и товарищеских судах, в народных университетах и общественных институтах. Все большее значение в жизни и деятельности советских людей приобретало сознание общественного долга, моральный стимул.

 В обстановке высокой трудовой активности масс - страна приступила к осуществлению нового народнохозяйственного плана. Уже в первые годы семилетки народное хозяйство страны сделало крупный шаг вперед».

 

Зеевы из газет уже знали, что в 1959 году вступило в строй около трёх тысяч больших промышленных предприятий.

За это время было создано более девяти тысяч новых типов машин и оборудования, созданы космические корабли.

Большие успехи были достигнуты в деле электрификации страны.

В Российской Федерации, особенно в ее восточных районах, и в других союзных республиках введено в действие ряд крупных гидро - и теплоэлектростанций, строились новые атомные электростанции.

Вместе с бурным развитием промышленности росли города и городское население. За три года семилетки было построено  сорок новых городов.

 

По улучшению экономического уровня своего колхоза, они видели, что  колхоз стал богаче, а в области возросло количество и роль совхозов. Мама рассказывала, что более широкое распространение получили межколхозные производственные объединения и строительные организации.

 

Папа читал в газетах: «Создавались государственно-колхозные объединения по торфоразработкам, эксплуатации электростанций. Эти формы колхозной собственности стали выходить за рамки отдельных артелей, усилилась тенденция сближения её с общенародной собственностью. Передовые колхозы (и мамин в том числе), имевшие устойчивые доходы, (как и наш) перешли на денежную оплату труда, ввели гарантированный аванс.

Это способствовало повышению производительности труда и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов».

 

Люба до сих пор помнит, как папа радовался успехам своей бригады коммунистического труда, как и бригады коммунистического труда  Ледышева, с Московского завода имени Орджоникидзе, которые приняли повышенные обязательства.

Папа тогда читал «Московскую правду» от 10 апреля 1959 года:

«Члены бригады говорили так: «Вообрази, что завтра мы вступаем в коммунизм. Это значит, мы не должны отказываться ни от какой работы, выгодная она или невыгодная, тяжелая или легкая. Браться за неё с охотой, словом, относиться к труду как к потребности, удовольствию.

Во всяком деле проявлять смекалку. Думать, как его сделать лучше. Не механически выполнять работу, а творчески, с мыслью. Бригада должна жить по правилу: один за всех, все за одного. Считать так:

1.    один лодырь - позор для бригады;

2.    один прогул - пятно на всех;

3.    один допустил брак - беда целого коллектива.

4.    Свои знания не держать в кубышке, а делить на всех.

5.    Видишь, сосед отстает - помоги. Сам не можешь сделать - не гордись, обратись к товарищу.

6.    Отработал - не теряй времени зря. Тебя ждет школа, техникум, институт. Есть свободная минута - бери в руки книгу. Учись так, чтобы принести еще больше пользы своему народу.

7.    Заботься о своей культуре. Изживи до конца сквернословие, грубость, выпивки.

8.    Не будь равнодушным к хулиганству, пьянству, бескультурью. Обидели на твоих глазах человека - и на тебе вина.

9.    Уважай старость на улице, дома, в семье. Будь вежливым, выдержанным, тактичным.

10.                      Нарушил эти правила - не место тебе в бригаде коммунистического труда».

А вот что говорила Валентина Гаганова: «Каждый раз, когда я иду на смену, сердце мое наполняется особой гордостью за то, что я рабочий человек, что изготовленная моими руками продукция нужна людям. В большом почете у нас человек труда. И, честное слово, до чего весело интересно жить в наше время, когда нет преград для твоей творческой энергии! Живи, твори, ищи, дерзай! Для этого у каждого из нас есть все возможности, все условия. В труде человек мужает, становится красивее, благороднее. На моих глазах в коллективе перевоспитались характеры сотен людей.

Да и я сама выросла на фабрике, в коллективе. Здесь вырабатывался мой характер, расширялся кругозор, здесь я познала радость священного чувства товарищества. Какое это счастье - всегда чувствовать рядом друга, бескорыстно оказывать ему помощь и знать, что он готов сделать то же для тебя! Вот это-то чувство и руководило мной, когда я переходила в отстававшую бригаду. В то время я, как и миллионы советских людей, стремилась открытие XXI партийного съезда встретить высокими показателями в работе.

Бригада, в которой я тогда работала, прочно удерживала первенство в соревновании, она имела самый высокий коэффициент использования оборудования. Все девушки пользовались большим авторитетом среди текстильщиков. Высокопроизводительный труд принес нам и почёт, и высокие заработки.

Но немало было на нашем комбинате и таких бригад, где нормы едва-едва выполнялись. И не потому, конечно, что в отстающих бригадах работали люди, которые не хотели идти в ногу со всем коллективом, нет. Дело было в том, что руководили такими бригадами малоопытные вожаки, люди без достаточных организаторских и практических навыков.

Много думала я тогда о том, как добиться, чтобы передовые методы труда стали общим достоянием. Совесть коммуниста не позволяла больше видеть рядом с передовиком отстающего. Нужно было доказать, что нет плохих людей, нет плохих машин - есть плохие, неумелые руководители, которые не могут правильно организовать работу...

В поступке своем я не нахожу ничего необыкновенного: любой советский человек, кому общественные интересы дороже личных, сделал бы то же самое. Да сейчас уже известно, что с передовых на отстающие участки перешли десятки тысяч патриотов не только в нашей стране, но и в других странах социалистического лагеря.

Освоение новой, высокопроизводительной техники - сейчас самое главное, основное.

Это передовая линия нашей борьбы за семилетку.

А быть на передовой - самое большое счастье для советского рабочего».

 

Через  55 лет Люба вспомнила о Гагановой и подумала, что два мифа о российском рабочем классе противоречат в двадцать первом веке друг другу.

Первый: «мы живём в стране из рабочих, крестьян и узенькой прослойки интеллигенции» - об СССР.

Второй: «рабочих в современной России почти уже и не осталось, заводы стоят, одни торгаши и их супермаркеты в стране». А «народное» достояние «Газпром» чуть менее чем на 50 процентам принадлежит иностранцам, которые и получают от него огромную прибыль.

Именно оставшиеся в памяти Любы слова Гагановой о ткацком комбинате и стали отправной точкой в выборе профессии в Ленинграде, куда она переехала, повзрослев, и стала работать в Прядильно-ниточном комбинате имени Кирова.

Уже в школьной библиотеке, Люба, увидела сборник стихов Всеволода Рождественского о Ленинграде. Она выучила наизусть стихотворение «Пулковские высоты», написанное поэтом ещё в 1945 году: 

Есть правдивая повесть о том,

Что в веках догоревшие звезды

Всё еще из пустыни морозной

Нам немеркнущим светят лучом.

 

Мы их видим, хотя их и нет,

Но в пространстве, лучами пронзенном,

По простым неизменным законам

К нам доходит мерцающий свет.

 

Знаю я, что, подобно звезде,

Будут живы и подвиги чести,

Что о них негасимые вести

Мы услышим всегда и везде.

 

Знаю - в сотый и тысячный год,

Проходя у застав Ленинграда,

Отвести благодарного взгляда

Ты не сможешь от этих высот.

 

 Из весенней земли, как живой,

Там, где тучи клубились когда–то,

Встанет он в полушубке солдата –

Жизнь твою отстоявший герой.

Тогда она и не догадывалась, что в 1975 году в Ленинграде она встретит свою судьбу, первую и единственную любовь - офицера, будущего поэта и писателя, которому Всеволод Рождественский подарил свой сборник стихов о Ленинграде.

- Папа, - перед Верой лежала открытая тетрадь в клеточку. -Наша с Любой первая учительница, Екатерина Сергеевна, я  потом записала её слова без единой ошибки, нам продиктовала в четвёртом классе:

«Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа призвана не только решать, общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма»!

 

- Посмотрите детки, - прервал чтение отец, - как недавно были одеты ребятишки в сёлах, а как вы хорошо одеты сейчас!

Позднее, Люба много читала об образовании в СССР, ведь именно в Ленинграде, в 1976 году она стала работать воспитательницей детского сада.

«Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на Втором съезде РСДРП:

- всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет;

- ликвидация сословных школ  и ограничений в образовании по национальным признакам;  отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое».

А вот в 21 веке в России вновь появились сословные, платные частные школы, лицеи для детей богачей и лиц, занимающих высокие посты в государстве.

Дети олигархов и некоторых других личностей, стали учиться за границей на платной основе. Да и в России, многие учащиеся высших учебных заведений, стали оплачивать за свою учёбу. Ввели в школах ЕГЭ,  детей стали превращать в послушное стадо…

 

Только подумайте, с момента создания  Советского государства  вопросам образования уделялось приоритетное внимание.

9 ноября 1917 года, на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года, совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года декларировала: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

В октябре 1918 года положение «О единой трудовой школе РСФСР» вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.

26 декабря 1919 года был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от восьми до пятидесяти лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию.

В 1949 году в СССР было повсеместно введено всеобщее семилетнее образование.

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях.

Из них: в общеобразовательных школах – 30 миллионов 127 тысяч; в училищах системы школ трудовых резервов – 1 миллион 365 тысяч; в техникумах и средних специальных учебных заведениях – 2 миллиона 012 тысяч; в высших учебных заведениях – 2 миллиона 001 тысяча человек.

Численность преподавателей в 1950/51 учебном году составило 1475 тысяч; в 1955/56 учебном году - 1733 тысяч.

В 1950 году в СССР было 162,5 тысячи научных работников (к 1955 году их численность выросла до 223,9 тысячи человек) и 2950 научных учреждений, 1180 из которых  - НИИ и их филиалы.

В 1958 году было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 институтов гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 институтов рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, два метеоролого-гидротехнических и два кораблестроительных института.

Планировалось, что на первых двух курсах ВУЗов студенты будут совмещать работу на предприятиях с учебными занятиями».

 

 Мама переглянулись с отцом:

- Это правильно, - сказала Анна Дмитриевна, - что вам в таком возрасте разъяснили необходимость получения образования, молодцы, наши учителя!

Прочитай нам Василек, что ты нашёл интересного в газетах.

 

Василий Петрович развернул газету, оглядел детей, улыбнулся жене и стал читать:

«После запуска в СССР первого в мире спутника земли, спустя 4 месяца, 1-го февраля 1958-го года США запустили свой спутник «Эксплорер-1», который был собран командой ученого Вернера фон Брауна, бывшего фашистского учёного.

И хотя он был в несколько раз легче ПС-1 и содержал 4,5 кг научной аппаратуры, он всё же был вторым и уже не так повлиял на общественность».

Вы конечно помните, что ещё 27 августа 1958 года состоялся старт советской ракеты с собаками Пёстрой и Белянкой на высоту 453 километров.

«Это была максимальная высота, на которую поднимались собаки и благополучно вернулись обратно, за всё время. Полёт осуществлён на ракете Р-5А.

После полёта собаки вернулись крайне уставшими и тяжело дышали, хотя никаких отклонений в их физиологии обнаружено не было.

Есть в газете фотография зарубежного корреспондента, посмотрите дети на Доску объявлений у городского совета.  

  

Этот стенд в городе на фото Говарда Сохурека показывает план продажи населению города продуктов и 15 штук телевизоров».

 

 В десять тридцать, мама объявляла:

- Детям спать.

Девчата и Виктор шли в комнату и ложились спать. Мама закрывала дверь в кухню и родители продолжали ещё час читать уже то, что хотели сами.

 

© Copyright: Владимир Винников, 2022

Регистрационный номер №0502352

от 6 января 2022

[Скрыть] Регистрационный номер 0502352 выдан для произведения:


 

Образование - мост в будущее

 

Каждый вечер, после того, как папа возвращался с работы, он растапливал печь, а мама начинала готовить ужин и варить обед на следующий день. Папа в это время чистил загон у скотины, а Вера с Надей и с Любой читали свои книги. Виктор  заглядывал в книги сестёр, или крутился вокруг печи, обозначая, как он помогает маме.

 

Как только отец возвращался из сарая и приносил с собой ведро антрацита. Мама снимала с печи борщ, или щи, или кашу, папа засыпал в печь уголь, чрез десять минут в доме было тепло. Отец снимал с печи большой чугунок с горячей водой, выливал её в ванну, где уже была холодная вода, которую после возвращения со школы, натаскали в бидон и ванну девчата.

Первым мыли Виктора, потом мылись девочки с младшей до старшей, потом мать и отец.

 

Чистые и немного уставшие все садились за стол и молча кушали жареную на свином сале картошку, пили чай с вишнёвым, или яблочным вареньем.

Потом Люба раскладывала на столе газеты и журналы, которые выписывали для каждого, Витя смотрел «Мурзилку», или «Весёлые картинка», а девочки и отец с матерью двигали табуретки ближе к столу.

Отец начинал вслух читать статьи из газет, потом из журналов. Читал не все подряд, а что отметила мама и девочки.

 

В тот вечер папа раскрыв газету «Правду», объявил:

- Сегодня закончено строительство моста в селе Товарово. Красавец мост, был построен всего за трое суток силами строительной бригады колхоза. Особенно, отличились (папа повернулся к Вере и Наде) ученики восьмилетней школы, которые убирали строительный мусор от моста, что позволило дояркам раньше отправить свежее молоко в город Богородицк.

 

Василий Петрович не выдержал и улыбнулся, а Люба вскочила с табурета и, подойдя к отцу, заглянула за его плечо:

- А где это написано?

- Доченька, - ответила мать, - это сказали по радио, вот папа и повторил, ему было приятно, что и его дочери принимали участие в строительстве моста.

 

Вера и Надя переглянулись и заулыбались, а Люба как главный победитель соревнования, высоко подняв свой небольшой носик, села на табурет и словно отдала приказ:

- Продолжим намеченное!

 

Папа, продолжая улыбаться, стал читать:

«Утром 1 января 1959 года Батиста и его сообщники бежали с острова Кубы. В этот день была сделана попытка спровоцировать государственный переворот, но народ, откликнувшись на призыв Фиделя Кастро, объявил всеобщую забастовку и сорвал эти планы». «Первая послевоенная перепись населения СССР, проведенная 15 января 1959 года, отразила существенный рост числен­ности жителей страны.

В стране насчитывалось 208,8 миллионов человек (17 января 1939-го было зафиксировано 190,7 миллионов человек).

Доля горожан составляла 48%. Рост происходил за счёт колхозни­ков и членов городских промысловых артелей: на долю промкоопера­ции в 1955 году приходилось 8% всей промышленной продукции.

Помимо выпуска разнообразных изделий повседневного спроса в этом секторе экономики оказывались различные услуги населению.

Масштабные изменения в социальной структуре обще­ства произошли в результате сокращения численности ссыль­ных граждан.

В 1954 году были сняты ограничения с бывших кулаков, выселенных из своих мест в годы коллективизации, а в 1955 году спецпоселенцам нача­ли выдавать паспорта, их стали призывать в Советскую Армию.

Была объяв­лена  амнистия гражданам, сотрудничавшим с оккупантами в годы Великой Отечественной войны.

Развитие народного хозяйства позволило государ­ству направлять все увеличивающуюся часть национального дохода на социальные нужды, улучшать условия труда, повышать заработную плату, продовольственную и товарную обеспеченность населения.

Люди стали покупать почти в два раза больше мяса и масла, а также одежды и обуви.

После XX съезда эта линия была продолжена. С января 1957-го года повышалась минимальная зарплата на производстве, в строительстве и на транспорте, был установлен необлагаемый ми­нимум заработной платы.

 

В марте 1957 года были снижены налоги для рабочих и служащих. Прекратились внутренние займы, раньше составлявшие минимальную месячную зарплату и носившие принудительный характер.

В 1957-м году начался переход на семичасовой рабочий день. Реальные доходы рабочих и служащих с 1950 года выросли в 1,6 раза и увеличивались в последующем.

Минимальная зарплата выросла с 40 - 45 рублей в 1957 году до 60 рублей. Основную часть семейных расходов горожан составляли затраты на питание - более 50% заработной платы.

Доходы семей, - у нашей семьи тоже, - добавил Василь Петров, - возросли с отменой с сентября 1956-го года всех видов оплаты за обучение в школах и вузах, введенной накануне войны.

Повлияла на доходы населения радикальная реформа пенсионного законодательства.

С июля 1956 года пенсию могли получать мужчины после 60 лет и женщины - с 55 лет.

Размер государственной пенсии составлял от 55% до 100% средней заработной платы, что привело к увеличению пенсий по отдельным группам в два раза и более.

Общее улучшение условий жизни в стране выразилось в увеличе­нии продолжительности жизни живущих в ней людей.

Если в среднем по СССР она составляла в 1926-1927 годах 44 года, а в 1953-1954 - 63 года, то в 1958-1959 годах –  68 лет.

По сравнению с дореволюционным временем средняя продолжительность жизни в СССР к концу 50-х годов увеличилась более чем вдвое. Сумма ежемесячной пенсии рабочих и служащих колебались от 30 до 120 рублей, колхозников - от 12 до 15 рублей. Постепенно пенсионные выплаты колхозникам были увеличены до 28 рублей. Считалось, что остальные средства для жизни, вышедшие на пенсию колхозники, могут получить от подсобного хозяйства».

 

Мама добавила:

- Как в книге: «Трудом велик человек». Вера и Надя, прочитайте нам с отцом и Любе с Виктором о первых годах семилетки.

Сестры переглянулись:

- Надя я начну, а если что буду пропускать, ты напомнишь.

Надя утвердительно качнула головой и когда старшая сестра стала читать, села рядом и стала заглядывать в книгу.

Вера с выражением, часто погладывая на родителей, читала:

«Советский народ, завершая строительство социализма, приступил к развернутому строительству коммунистического общества. Первым конкретным планом развития народного хозяйства в этих условиях явился  семилетний  народнохозяйственный план на 1959 - 1965 годы. 

Он был утвержден на внеочередном XXI съезде КПСС, состоявшемся в начале 1959 года.

Решающее значение для построения бесклассового общества имеет создание материально-технической базы коммунизма - всестороннее развитие производительных сил страны, достижение высокого уровня производства во всех отраслях экономики.

Одна из коренных проблем, которую должен решить СССР в течение семилетия,- это максимально выиграть время в мирном экономическом соревновании с капиталистическими странами.

Семилетний план представлял собой грандиозную и весьма напряженную программу созидательной работы. Он предусматривал увеличение валовой продукции промышленности на 80%, а также значительный рост сельскохозяйственного производства.

Именно в эти годы возникло движение за коммунистический труд. Советские люди сознавали, что только самоотверженным трудом можно добиться претворения в жизнь этой грандиозной программы».

- Вера, ты пропустила абзац, - Остановила сестру Надя, вот этот, она показала пальцем и прочла:

«Страна переживала большой трудовой подъем. Наиболее ярко он проявился в движении за коммунистический труд, которое зародилось в дни подготовки к XXI съезду КПСС, когда шло всенародное обсуждение семилетнего плана».

 

Возможно в новом, 21 веке, кто-то из родителей и их детей даже не возьмёт в свои руки подобную книгу. Хотя о политике в новом веке стали говорить все, кому не лень.

Многие стали вспоминать, как им жилось при Советской власти. Либералы стали «обливать грязью» советский период жизни страны.

Но ведь страна тогда была гораздо больше и многонациональной. И жили гораздо дружнее, чем с 1991 года. И не было конфликтов на границах СССР и окраинах России.

Англосаксы США, Англия, Канада, Австралия, не вели разнузданную пропаганду национализма и анти российскую пропаганду. В то время СССР страны капитала уважали и боялись из-за силы и мощи Советской Армии и Флота, крепкой дружбы народов СССР.

 

Да, в пятидесятых годах, дети и подростки читали политическую литературу.

И Надя продолжила читать: «Движение за коммунистический труд представляло собой высшую форму социалистического соревнования в современных условиях. Возникшее в столице нашей Родины, оно в короткий срок охватило всю страну.

Ярким проявлением коммунистического отношения к труду явился патриотический почин работницы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Гагановой.

В октябре 1958 года, не считаясь с потерей в зарплате, она перешла в отстающую бригаду и за сравнительно короткий срок вывела её в число передовых.

Советское государство высоко оценило трудовой подвиг прядильщицы, ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Тысячи передовиков производства следовали примеру Гагановой, переходили на отстающие участки, добивались перелома в их работе, превращали в передовые. В движение за коммунистический труд вступили и труженики сельского хозяйства».

- Мама, - перебила сестру, задала вопрос Люба, - и ты так же перешла в отстающее звено и возглавила его?

- Мама у нас передовичка, - улыбаясь, подчеркнула Вера, читай Надя.

Люба заметила, как у мамы от удовольствия порозовели щёки и как папа взял маму за руку и пока дочери читали, не отпускал, поглаживая мозолистую ладонь своей любимой.

 

«Вместе с развитием новых форм труда в области производства возникли разнообразные формы активного участия трудящихся масс в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством на общественных началах. Миллионы советских людей добровольно и безвозмездно вели работу в Советах и профсоюзах, в народных дружинах и товарищеских судах, в народных университетах и общественных институтах. Все большее значение в жизни и деятельности советских людей приобретало сознание общественного долга, моральный стимул.

 В обстановке высокой трудовой активности масс - страна приступила к осуществлению нового народнохозяйственного плана. Уже в первые годы семилетки народное хозяйство страны сделало крупный шаг вперед».

 

Зеевы из газет уже знали, что в 1959 году вступило в строй около трёх тысяч больших промышленных предприятий.

За это время было создано более девяти тысяч новых типов машин и оборудования, созданы космические корабли.

Большие успехи были достигнуты в деле электрификации страны.

В Российской Федерации, особенно в ее восточных районах, и в других союзных республиках введено в действие ряд крупных гидро - и теплоэлектростанций, строились новые атомные электростанции.

Вместе с бурным развитием промышленности росли города и городское население. За три года семилетки было построено  сорок новых городов.

 

По улучшению экономического уровня своего колхоза, они видели, что  колхоз стал богаче, а в области возросло количество и роль совхозов. Мама рассказывала, что более широкое распространение получили межколхозные производственные объединения и строительные организации.

 

Папа читал в газетах: «Создавались государственно-колхозные объединения по торфоразработкам, эксплуатации электростанций. Эти формы колхозной собственности стали выходить за рамки отдельных артелей, усилилась тенденция сближения её с общенародной собственностью. Передовые колхозы (и мамин в том числе), имевшие устойчивые доходы, (как и наш) перешли на денежную оплату труда, ввели гарантированный аванс.

Это способствовало повышению производительности труда и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов».

 

Люба до сих пор помнит, как папа радовался успехам своей бригады коммунистического труда, как и бригады коммунистического труда  Ледышева, с Московского завода имени Орджоникидзе, которые приняли повышенные обязательства.

Папа тогда читал «Московскую правду» от 10 апреля 1959 года:

«Члены бригады говорили так: «Вообрази, что завтра мы вступаем в коммунизм. Это значит, мы не должны отказываться ни от какой работы, выгодная она или невыгодная, тяжелая или легкая. Браться за неё с охотой, словом, относиться к труду как к потребности, удовольствию.

Во всяком деле проявлять смекалку. Думать, как его сделать лучше. Не механически выполнять работу, а творчески, с мыслью. Бригада должна жить по правилу: один за всех, все за одного. Считать так:

1.    один лодырь - позор для бригады;

2.    один прогул - пятно на всех;

3.    один допустил брак - беда целого коллектива.

4.    Свои знания не держать в кубышке, а делить на всех.

5.    Видишь, сосед отстает - помоги. Сам не можешь сделать - не гордись, обратись к товарищу.

6.    Отработал - не теряй времени зря. Тебя ждет школа, техникум, институт. Есть свободная минута - бери в руки книгу. Учись так, чтобы принести еще больше пользы своему народу.

7.    Заботься о своей культуре. Изживи до конца сквернословие, грубость, выпивки.

8.    Не будь равнодушным к хулиганству, пьянству, бескультурью. Обидели на твоих глазах человека - и на тебе вина.

9.    Уважай старость на улице, дома, в семье. Будь вежливым, выдержанным, тактичным.

10.                      Нарушил эти правила - не место тебе в бригаде коммунистического труда».

А вот что говорила Валентина Гаганова: «Каждый раз, когда я иду на смену, сердце мое наполняется особой гордостью за то, что я рабочий человек, что изготовленная моими руками продукция нужна людям. В большом почете у нас человек труда. И, честное слово, до чего весело интересно жить в наше время, когда нет преград для твоей творческой энергии! Живи, твори, ищи, дерзай! Для этого у каждого из нас есть все возможности, все условия. В труде человек мужает, становится красивее, благороднее. На моих глазах в коллективе перевоспитались характеры сотен людей.

Да и я сама выросла на фабрике, в коллективе. Здесь вырабатывался мой характер, расширялся кругозор, здесь я познала радость священного чувства товарищества. Какое это счастье - всегда чувствовать рядом друга, бескорыстно оказывать ему помощь и знать, что он готов сделать то же для тебя! Вот это-то чувство и руководило мной, когда я переходила в отстававшую бригаду. В то время я, как и миллионы советских людей, стремилась открытие XXI партийного съезда встретить высокими показателями в работе.

Бригада, в которой я тогда работала, прочно удерживала первенство в соревновании, она имела самый высокий коэффициент использования оборудования. Все девушки пользовались большим авторитетом среди текстильщиков. Высокопроизводительный труд принес нам и почёт, и высокие заработки.

Но немало было на нашем комбинате и таких бригад, где нормы едва-едва выполнялись. И не потому, конечно, что в отстающих бригадах работали люди, которые не хотели идти в ногу со всем коллективом, нет. Дело было в том, что руководили такими бригадами малоопытные вожаки, люди без достаточных организаторских и практических навыков.

Много думала я тогда о том, как добиться, чтобы передовые методы труда стали общим достоянием. Совесть коммуниста не позволяла больше видеть рядом с передовиком отстающего. Нужно было доказать, что нет плохих людей, нет плохих машин - есть плохие, неумелые руководители, которые не могут правильно организовать работу...

В поступке своем я не нахожу ничего необыкновенного: любой советский человек, кому общественные интересы дороже личных, сделал бы то же самое. Да сейчас уже известно, что с передовых на отстающие участки перешли десятки тысяч патриотов не только в нашей стране, но и в других странах социалистического лагеря.

Освоение новой, высокопроизводительной техники - сейчас самое главное, основное.

Это передовая линия нашей борьбы за семилетку.

А быть на передовой - самое большое счастье для советского рабочего».

 

Через  55 лет Люба вспомнила о Гагановой и подумала, что два мифа о российском рабочем классе противоречат в двадцать первом веке друг другу.

Первый: «мы живём в стране из рабочих, крестьян и узенькой прослойки интеллигенции» - об СССР.

Второй: «рабочих в современной России почти уже и не осталось, заводы стоят, одни торгаши и их супермаркеты в стране». А «народное» достояние «Газпром» чуть менее чем на 50 процентам принадлежит иностранцам, которые и получают от него огромную прибыль.

Именно оставшиеся в памяти Любы слова Гагановой о ткацком комбинате и стали отправной точкой в выборе профессии в Ленинграде, куда она переехала, повзрослев, и стала работать в Прядильно-ниточном комбинате имени Кирова.

Уже в школьной библиотеке, Люба, увидела сборник стихов Всеволода Рождественского о Ленинграде. Она выучила наизусть стихотворение «Пулковские высоты», написанное поэтом ещё в 1945 году: 

Есть правдивая повесть о том,

Что в веках догоревшие звезды

Всё еще из пустыни морозной

Нам немеркнущим светят лучом.

 

Мы их видим, хотя их и нет,

Но в пространстве, лучами пронзенном,

По простым неизменным законам

К нам доходит мерцающий свет.

 

Знаю я, что, подобно звезде,

Будут живы и подвиги чести,

Что о них негасимые вести

Мы услышим всегда и везде.

 

Знаю - в сотый и тысячный год,

Проходя у застав Ленинграда,

Отвести благодарного взгляда

Ты не сможешь от этих высот.

 

 Из весенней земли, как живой,

Там, где тучи клубились когда–то,

Встанет он в полушубке солдата –

Жизнь твою отстоявший герой.

Тогда она и не догадывалась, что в 1975 году в Ленинграде она встретит свою судьбу, первую и единственную любовь - офицера, будущего поэта и писателя, которому Всеволод Рождественский подарил свой сборник стихов о Ленинграде.

- Папа, - перед Верой лежала открытая тетрадь в клеточку. -Наша с Любой первая учительница, Екатерина Сергеевна, я  потом записала её слова без единой ошибки, нам продиктовала в четвёртом классе:

«Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа призвана не только решать, общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма»!

 

- Посмотрите детки, - прервал чтение отец, - как недавно были одеты ребятишки в сёлах, а как вы хорошо одеты сейчас!

Позднее, Люба много читала об образовании в СССР, ведь именно в Ленинграде, в 1976 году она стала работать воспитательницей детского сада.

«Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на Втором съезде РСДРП:

- всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет;

- ликвидация сословных школ  и ограничений в образовании по национальным признакам;  отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое».

А вот в 21 веке в России вновь появились сословные, платные частные школы, лицеи для детей богачей и лиц, занимающих высокие посты в государстве.

Дети олигархов и некоторых других личностей, стали учиться за границей на платной основе. Да и в России, многие учащиеся высших учебных заведений, стали оплачивать за свою учёбу. Ввели в школах ЕГЭ,  детей стали превращать в послушное стадо…

 

Только подумайте, с момента создания  Советского государства  вопросам образования уделялось приоритетное внимание.

9 ноября 1917 года, на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года, совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года декларировала: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

В октябре 1918 года положение «О единой трудовой школе РСФСР» вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.

26 декабря 1919 года был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от восьми до пятидесяти лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию.

В 1949 году в СССР было повсеместно введено всеобщее семилетнее образование.

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях.

Из них: в общеобразовательных школах – 30 миллионов 127 тысяч; в училищах системы школ трудовых резервов – 1 миллион 365 тысяч; в техникумах и средних специальных учебных заведениях – 2 миллиона 012 тысяч; в высших учебных заведениях – 2 миллиона 001 тысяча человек.

Численность преподавателей в 1950/51 учебном году составило 1475 тысяч; в 1955/56 учебном году - 1733 тысяч.

В 1950 году в СССР было 162,5 тысячи научных работников (к 1955 году их численность выросла до 223,9 тысячи человек) и 2950 научных учреждений, 1180 из которых  - НИИ и их филиалы.

В 1958 году было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 институтов гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 институтов рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, два метеоролого-гидротехнических и два кораблестроительных института.

Планировалось, что на первых двух курсах ВУЗов студенты будут совмещать работу на предприятиях с учебными занятиями».

 

 Мама переглянулись с отцом:

- Это правильно, - сказала Анна Дмитриевна, - что вам в таком возрасте разъяснили необходимость получения образования, молодцы, наши учителя!

Прочитай нам Василек, что ты нашёл интересного в газетах.

 

Василий Петрович развернул газету, оглядел детей, улыбнулся жене и стал читать:

«После запуска в СССР первого в мире спутника земли, спустя 4 месяца, 1-го февраля 1958-го года США запустили свой спутник «Эксплорер-1», который был собран командой ученого Вернера фон Брауна, бывшего фашистского учёного.

И хотя он был в несколько раз легче ПС-1 и содержал 4,5 кг научной аппаратуры, он всё же был вторым и уже не так повлиял на общественность».

Вы конечно помните, что ещё 27 августа 1958 года состоялся старт советской ракеты с собаками Пёстрой и Белянкой на высоту 453 километров.

«Это была максимальная высота, на которую поднимались собаки и благополучно вернулись обратно, за всё время. Полёт осуществлён на ракете Р-5А.

После полёта собаки вернулись крайне уставшими и тяжело дышали, хотя никаких отклонений в их физиологии обнаружено не было.

Есть в газете фотография зарубежного корреспондента, посмотрите дети на Доску объявлений у городского совета.  

  

Этот стенд в городе на фото Говарда Сохурека показывает план продажи населению города продуктов и 15 штук телевизоров».

 

 В десять тридцать, мама объявляла:

- Детям спать.

Девчата и Виктор шли в комнату и ложились спать. Мама закрывала дверь в кухню и родители продолжали ещё час читать уже то, что хотели сами.

 

 
Рейтинг: 0 232 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!