ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияФэнтези → Свидетель бессмертия

Свидетель бессмертия

8 сентября 2012 - Александр Приймак
article75215.jpg

 

 

Свидетель бессмертия

 

 

 

 

Первая капля дождя упала на раскаленный  пляж. Быстрой змейкой молнии шарахнуло над остатками генуэзской крепости.

 

 

 

Не рискуя купаться в грозу, Алексей решил дать волю своему любопытству. Интересно же, - что осталось от бывшего военного городка подводников? Его остатки – красноречивые доказательства секретной мощи СССР – нависали над пляжем…

На краешке выступа, ведущего в открытое море, привязан плотик. На нем загорал местный мальчишка. Алексей, продираясь туда вдоль прибрежных камней, слегка оцарапал бок и колено, но – ура! - сошел на таинственный берег!

 

 

Он оказался полностью покрытым высохшими колючками и битым стеклом... Разбитые рамы, выдернутые розетки спальных корпусов и столовой… Но должно же хоть что-то остаться!  

 

 

Крохотное, явно подсобное помещение наполовину засыпано землей. Странно… возможно, - при бомбардировке…

И вдруг – змея!

Самая настоящая – черная, толстая, лоснящаяся на Солнце, длиной – сантиметров семьдесят. Она извивалась сантиметрах в двадцати от его голых ног и напрасно старалась спрятаться. Очевидно, она издали ощутила человека. Ее «пряталки» напоминали детские: главное – спрятать голову!..

Человек постоял миг-другой и уже хотел идти, как вдруг услышал шипение:

-                       Стой!.. Спасибо,  что … не убил. Ведь у меня еще же и детки есть!.. Чем я тебе могу прислужиться? Чем интересуешься? А-а-а! Я поняла – историями! Тогда давай сделаем так. Приходи  ровно в полночь на самую верхнюю генуэзскую башню.

Придешь?

Тело змеи снова заволновалось, но уже более плавно. Алексей решил, что лучше согласиться.

Пляж. Тревожный дневной сон…

И вот дом стал затихать. Стараясь не шуметь, Алексей пробирается к едва заметной в ночи крепости…

Хорошо, что он бывал здесь и раньше, а то мог бы и костей не собрать…

На часах 23.50… Вот уже почти и вершина – в реконструкционных «лесах».

Ну, я – на месте. 23.59… А где же Она?!..

Вглядывается в Ночь… Ни – ко -
 го!

 С неба покатилась звезда… Упала неподалеку от башни…А дальше…

Там что-то зашевелилось. Зашуршало по измельченному ракушняку и камешкам… Приближалась…его Знакомая…

Приползла. Положила головку на колено:

-                       Ждал? Не боишься?

Помолчали.

- Удивлен? Нет? - Правильно!

Это мы вам могли бы удивляться: ведь вы здесь недавно. А нам – миллионы лет!  Мы были еще при тираннозаврах! Даже орангутангов не было. Были только австралопитеки…

Приляг, если хочешь, - земля ещё теплая. Умаялся за день. Приляг! А я буду рассказывать.

Он лёг. Змея расположилась рядом. Ее головка колебалась на уровне его головы, слегка напоминая микрофон.

-                       Ну, вот - однажды на Землю прилетел огнедышащий Змей ... Только огонь у него бил не из ноздрей, а из трех… лап. Из его живота вышли ваши прародители.

 Это было в Сахаре. Оттуда вы все и расползлись со временем.

-                       Хм!..

-                       Да ты слушай, впитывай. Хмыкать будешь потом.

Шли столетия…

И вот из жерл вулканов начала выплескиваться раскаленная магма. Сгорело все, что могло.

Начался глобальный потоп. Он шел из северо-запада Европы: таяли ледники, сметая все живое.

И тронулись народы – кто на лодке Ноя, кто как – спасались.

Наиболее комфортным местом оказалось то, которое позднее назвали Треполье[1]. Тогда уже Змеи тоже были чтимы почти как Боги…

Но, после того как в «грехе» Адама и Евы обвинили Змея-Соблазнителя, отношение к нам изменилось.

-                       Но все это и я знаю – из книжек…

-                       Да, конечно, теперь у вас телевизоры, интернет… А хочешь, - мы с тобой посмотрим «живую историю»? Не боишься?  Тебе повезло: если змея семь лет не слышала церковного звона, она может летать! Только сначала я должна тебе сделать… прививку!

-                       То есть?

-                       Потом поймешь! Не бойся.

И она, сделав резкий выпад, в одно мгновение припала к моему плечу и … укусила его. Потом спустила с себя кожу, смочила ее слюной, слепила крылья и прикрепила их к спине.

- Садись сверху. И рули – хвостом. Сел? Стартуем. Полет в пространстве и времени.

И мы взлетели.

Меня проняло легким холодком.

Мелькали огоньки ночных клубов, стоянок автомашин и кораблей на рейде…

Вдруг половину города явственно осветила иллюминированная буква «Я».

-                       А это еще что?

-                       А то ты не знаешь… Но это временно. Я же предупреждала: полет будет необычный.

-                       А можно сразу, ну, например, в Триполье…

-                       Я хоть и змея, но на волшебницу только учусь. Но давай попробуем.

Теперь наш полет – где-то над степью, между Бугом и Днестром…

         Костер. Люди с копьями. Пасутся и фыркают у реки кони.

 Похоже, нас заметили. Тычут в наш бок пальцами, показывают жестами – трехглавый змей! Стреляют из луков. Вот один из стрельцов макнул стрелу в горле почти недвижной змеи и выстрелил. Стрела привычно пропела свою песню и… воткнулась в мое бедро, которое стало на глазах распухать.

- Что, - попали?!.. Не горюй. Вырви и выбрось! Смочи слюной. Летим дальше или…?!..

- Летим! Но давай немного выше!

- Ты же тогда ничего не увидишь. Лучше я тебя сделаю невидимкой.

Она повернула голову. Раскрыла челюсть и … плюнула фосфоресцирующей слюной. Алексей протянул руку и… не увидел ее.

Стало рассветать. Теперь мы летели низко: заметны были даже мелкие детали.

Люди с повязками на бедрах и в шкурах занимались обычными делами.

Одни выпаливали участки леса, корчевали пеньки. Вооружившись мотыгами и серпами, выращивали злаки.

 

 

Другие охотились на мамонтов, громким криком и копьями загоняя их в вырытые ямы, прикрытые ветвями. Добивали огромными дубинками.   

 

 

Третьи рыбачили: вместо крючков были остатки рыбьих позвоночников.

 В кузницах ковали изделия из меди и железной крицы.

 

 

Среди землянок и шалашей есть уже  и двухэтажные прямоугольные дома на каменном фундаменте. Первый этаж – сруб, на второй – глинобитный – приставлены деревянные лестницы. 

 

 

 

 

Возле домов – женщины. Они возятся с детьми, приручают диких коров, коз, овец и… волков, маленьких тигрят – кошек, каких-то осадистых птиц.   

 

 

-                       Ты там не угорел? Рана сильно болит?

-                       Терпимо. Давай попробуем заглянуть вовнутрь.

-                       Пригнись!

Пол оказался земляной, выкрашенный в красный  цвет.

Прямо напротив входа - шатроподобная печь, которая топилась по-черному: дым выходил в отверстие, вырезанное в потолке.

 Вдоль стен – приземистые глиняные лавы, разные корыта.

- А такое ты видел?

Мы незаметно зависли над хорошенькой девушкой в тонкой накидке.

- На руку ее посмотри!

На запястье ее тонкой белоснежной руки красовался браслет из кости мамонта – чрезвычайно утонченной обработки. Но еще более удивительным был орнамент. Он один к одному повторял те, что красуются и на наших вышиванках и пасхальных яйцах. А еще – в классических – греческих «меандрових» орнаментах!

- Вот это да!

- Не ожидал? Да, - похоже, этим земледельцам голод уже не угрожает. Интересно, что они станут делать в свободное время?

- Ну, ты же видела – украшения.

- Да, но это же явно – для знатных…

Смотри внимательнее!

И я стал примечать:

На деревьях - круглые ульи для пчел. А вот и медленный гончарный круг!

Деревянные прялки для изготовления полотен из лена и конопли. Из них шьют длинные домотканые рубашки для мужчин, пояса которых щедро украшены орнаментом и камнями. У женщин – безрукавные платья, украшенные вышивкой с костяными и начищенными до блеска медными бляшками.

Обувь – от сандалий до сапог из выделанной кожи!

- Тише подлетай: что-то лепят!

Женщины в кожаных фартуках  лепили без гончарного круга.  И вот из-под их рук появляются фигурки.

Это же Мать с ребенком возле груди! Вот откуда пошли потом все эти Мадонны…

- Священная Мать-Богиня! Мать – хранительница Рода и его традиций. Ведь мужчины часто и надолго уходили на охоту.

 Тем временем, слепив несколько фигур и сосудов для зерна, гончары устанавливают их на приподнятых подиумах прямоугольной или крестообразной формы, которые напоминают алтарь, - в печи на втором этаже дома.

На сосудах – орнаменты, закрученные змейками – как на боках, так и на верхнем ярусе – сплошной     волнистой линией: символ бесконечной жизни, смены поколений. Помнишь, как я сменила кожу … для полета?!..

Но мы же – еще и символ мудрости: астрологические знаки помнишь?

- Мы, змеи, особенно ужи, – жители вод. А земледельцам без воды – смерть. А вон – смотри – ритуальные чаши, которые напоминают спаренный бинокль и… женскую грудь! Как думаешь – зачем?

- Грудь – плодородие?

- Верно! А почему – четыре? Не знаешь?  Возможно, что двое из них  – просто женские. А вот еще двое – как отражения Всемирной Матери-Богини и нашей Божественной связи с Космосом. И одновременно – для ритуалов, во время которых вымаливают благословенный дождь.

На многих сосудах для зерна или воды – также две пары женских грудей.

 К ужу вообще отношение особое: он лично охраняет женщину, лежа на ее груди (символ животворной влаги, молока) и возле лона (материнство, жизнь). В некоторых домах ужи были за домовых – охранников.

А вот эти штрихи – это символ дождя. Ну и понятно – очень много изображений Солнца и Луны – этих властителей света и тьмы, чудодейственных истоков энергии, и важных факторов отсчета времени!

А вот посмотри, как в женских фигурках из костей менялось понятие красоты. Сначала  - это с широкобедрые матроны с причудливым татуированием. А позднее – фигурки юных девушек, с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрной грудью. Иногда – в них – отпечатки зерен и признаки беременности.

 Временами – на лоне – пара змей – символ плодородия, гармонии между Мужчиной, символом которого был змей, и Женщиной, которую он охранял, и в то же время  - символ ... противоборства. Ведь символически Женщина может быть уподоблена Змее. Язычок обеих служит как для питания, так и для выпускания яда, который может служить лекарством, и для нашептывания мудрых истин. Женщина более живучая: будто сменяя кожу, подобно змее, тем самым персонифицирует непрерывность Жизни. Причем, в некоторых парных головках змей можно увидеть эвольвентно разделенные черные и белые поля женского и мужского начал – инь и янь. Кроме того, философское содержание еще более усиливается тем, что в черном поле уже содержится зародыш белого, и наоборот – в белом поле – зародыш черного…  Вот и змеи в разное время были носителями как добра, так и зла. Именно змей иногда изображали пожирателями главного светила – Солнца.

А вот, обрати внимание – невиданная роспись сосуда!

На двух верхних его ярусах – глаза-солнца, брови – из больших дождевых полос, а ручки сосуды – будто бы уши. Четыре глаза-солнца – как четыре поры года, четыре времени суток…

Как твоя рана – печет?!

-                       Ой, - печет сильно…

-                       Поворачиваем!

Они приземлились возле разрушенной генуэзской крепости. Змея облизала его рану и… улетела:

-                       До завтра! В то же время!

Алексей побрел домой. Заснул мгновенно. Снов не было. Как провалился.

И вдруг холодный пот даже во сне пронял Алексея: прямо на него летел огромный Змей-Горыныч, который смеялся раскатистым басом и дышал огнем:

- Ах вот ты где, слишком любознательный! Ну я тебя сейчас повеселю!

 Одна голова его еще продолжала смеяться, другая иронически прикрывала пасть лапой, а третья уже облизывала его всего жарким дыханием, почему-то ближе всего приближаясь со стороны раненного бедра.

«Быстрее – где же мой меч?» – промелькнула в мозгу мысль. Мгновенно он скатился под кровать: «Ага, вот где он! Хорошо, что я захватил с собой этот «сувенир» у трипольских кузнецов!

 Горыныч заметил это и слегка смутился, но продолжал напирать, наматывая круги вокруг кровати. Теперь уже Алексей стал насмехаться  над Змеем:

-                       Ну, чего же ты, - вот тебя как много, а я один, раненный, да еще и на кровати. Подлетай ближе, ты же храбрый, правда же?!

Змей крякнул, выплеснувши огненную струю и явно нацелился вцепиться в его бедро:

-                       Очень уж вкусно ты пахнешь!

-                       Ну-ну! Ближе!

Наконец Змей отважился: первая голова перестала смеяться, вторая стала серьезнее, а третья облизнулась и почти «поцеловала»  его огнедышащими клыками, которые выпирали, и Алексей едва успел уклониться, а сам рубанул по этой, близкой, голове. Бурая вонючая кровь хлынула прямо на постель («Ой, что же это хозяйка скажет!»).

 Но расслабиться не пришлось: оскалила зубы другая голова, недоверчиво скосившись в сторону только что отрубленной… Но и Алексей был уже наготове, заведя руки с мечом над головой и ощущая, как кровь Горыныча растекается по бедру...

-                       Ну, ты, смельчак, - сдашься – разойдемся вничью! А то…

 

-                       Ну и что – то?! Налетай, когда крови своей не жаль!..

 

-                       Гм, а ты и в самом деле смелый… Ну, что же – ничья?

-                       Не я на вас напал…

-                       Хорошо, ничья…

-                       Ничья будет, когда вы мне теперь что-нибудь хорошо сделаете.

Так вот слышал я, варвары хуже вас, на нашу землю в поход собираются. Поможете земляные валы прорыть?

Две главы посоветовались пару минут, повисши над его кроватью и… согласились! А что же им оставалось делать: они хоть и Змеи, но наши же – порядки знали, и честь соблюдали!

-                       Только ты вот что, храбрый Рыцарь! И ты нам сможешь помочь – перевяжи шею, чтобы напрасно силенки не терять!

-                       Сделаю: вам повезло, - остались еще бактерицидные лейкопластыри!

Алексей перевязал, главы вели себя при этом смирно, дышали сугубо в сторону, лишь глазами косили.

- Ну, поехали, н-н - но!

Запряг он их, как мог. Выехали они в чистое поле перед поселками Триполья. Его «собственный» змеюшко подсобить прилетел мигом и подался к земледельцам. Те сразу нашли с ним общий язык, притянули они, представьте, железные плуги! Запрягли они Змеюшку-Горынюшку и как пошел он, как пошел, - пар, как от него, так и от поля так и валил, так и валил, - как от котла с похлебкой! Так он бедный устал, что взмолился  водички попить. Влез он в реку Стугна, обдав ее тяжелыми стонами, и выпил всю. Обпился Змей воды и… треснул!

  Так и перевелись  в наших краях Горыничи. А валы называли еще Трояновими и Древлянской стеной, задолго до Большой Китайской стены! - это уже чей-то чужой голос.

- А вот он и Герой, который победил Змея! - кто-то явно указывал на Алексея, который стыдливо прикрывал бедро, которое подтекало сукровицей, и хотел спрятаться где-то на задних партах аудитории...

Так сквозь летающий сонм простых и трехглавых змей, которые неожиданно стали героями некоторого приключенческого фильма, прорезался голос, а потом и самая фигура профессора. За его спиной – лепные женские фигуры из глины и мамонтовой кости – со змеями на груди и на животе, сосуды со змеями, Солнцем, Дождем и Луной… На его бейджике значилось: «Смел Гаврилович Триполь-Скиф»…

-                        Обратите внимание, что самое название «Триполье» неслучайно многозначно. Во-первых, название – Треполье может намекать нам на то, что это было третье поле. Чего? Возможно, одного из трех направлений сложного пути ариев – прародителей многих народов, в том числе, и, прежде всего, - нашего.

-                       В свете сказанного уже не представляется уже слишком странным, что Три-Полью отвечает и Тре-Главый Змей, - существо сказочно-сакральное…

-                       Что характерно: даже буква «З» и цифра «3», очевидно, неслучайно похоже и, более того, напоминают наполовину свернутую фигуру Змеи, - сакральную фигуру Триполья!..

-                        Кстати, сакральность этих мест и событий отражена также в обычном для сказаний и легенд словосочетании – «в тридевятом Царстве - тридевятом Государстве»! И в то же время заметна многократно умноженная сакральность самого числа «три»!

-                       Если принять во внимание арийское влияние, то мы заметим, что именно трижды были на нашей земле ариане, которые, в свою очередь, снова-таки – тремя основными волнами прошли через Тибет – в Индию и на Цейлон, через Корею – в Японию, и через иранские и алтайские степи – в Северную Припонтиду, к берегам Днепра, создав здесь Большую Трипольскую культуру! Между прочим, слово «ар» на санскрите означает земля, грунт. И не случайно именно тут, на родине трети мировых черноземов и зародилось  впервые и правильная пахота земли, и соответственно в целом передовая технология послепотопного земледелия, в отличие, скажем, от допотопного оросительного или подсечного земледелия в тогдашнем Египте…

-                       Числу три отвечают и  три основных стихии – вода, земля (поле), небо;

-                       Три вида змей: земные, водные (с тремя подвидами: ужи, речные змеи, морские змеи), воздушные «змеи» (три подвида: летающие протоящеры, «детские» - бумажные, ракетопланы – причем в них также, как правило, три сопла: одно основное – силовое и два дополнительных - для управления полетом и придания стойкости);

 

 

-                        Между прочим, первые пророки также уважали змей. Так, кроме изготовления других культовых предметов, Моисей призывал евреев изготовлять бронзовых змей; 

 

 

-                       Три основных временных измерения – прошлое, современное, будущее;

-                       Три основных собственно человеческих формы существования: мать, отец, дитя;

-                       Три основных духовных формы в христианстве: Бог - отец, Бог - сын, Бог - Дух святой;

-                       Наконец малый герб Украины – Тризуб – тоже едва ли простое совпадение;

-                       И, разумеется, «солнечная религия» основанная на вере в троицу[2] - Брахма, Вишну, Шива – эти божества составляли нераздельное единство, подобное христианскому…

-                       Именно арии принесли на землю Украины «солнечную»  веру – митраизм. Это стало государственной верой Аратти, в которой тоже была святая троица – Дажбог (Брахма), Велес (Вишну, или Митра), Стрибог (Шива). Дажбог – родоначальник всех росов – дажбожих детей. Велес – бог Земли, которая рождает плоды… Стрибог – бог духовного ветра как Святого Духа…

Заснул Алексей, наверное, уже перед рассветом, в тревожном сне. Утром быстро застирал забрызганную простыню.

Едва дождался ночи.

И снова побрел к той же генуэзской крепости. И снова сердце его затрепетало, когда стрелки часов приблизились к двенадцати  ночи.

Ровно в полночь на крепость упала звезда!

Шуршание травы, и вот она – его летающая Змея!

 На этот раз они дружно обнялись:

-                       Ну что, полетели?

-                       Ага!

-                       Знаю, настрадался ночью, все знаю, но это тебе еще отблагодарится.

-                        Благодарю и тебя за помощь!

-                       Не за что! Такого ты еще не видел. Удивишься!

Теперь я уже сориентировался точнее: это было место над современной Кировоградщиной. И вот он увидел самое большое в Европе культовое сооружение того времени. Шестьдесят метров в длину, двадцать шириной, восемь – высоты! На алтаре – крест со стороной полтора метра!

А дальше началось  вообще малопонятное. Помещение стало наполняться людьми, священнослужителями, воинами. На груди кое-кого из них была прикреплена эмблема: золотой плуг и ярмо[3]. На этот раз Алексей был видимым: так захотела его змея!

И вот явно в их направлении двигалось несколько уважаемых трипольцев. Они подошли на расстояние трех шагов и склонили колена и главы.

- Это же в твою честь! Они искренне благодарят за твой подвиг с Горынычем. Больше того, они предлагают тебе выбрать любую девушку, которая тебе приглянется!

- Но ведь я же женат…

- Тогда они предлагают выбрать любой  драгоценный сосуд…

- Но это же – раритет! Как же можно?

- Тогда…их шаман поколдовал и предвидит, что все равно завтра ты получишь надлежащее!

- Что же?

- Они хотят, чтобы это стало для тебя приятной неожиданностью!

И воины, и уважаемое общество снова  склонили колена в знак уважения и … прощания. Видит Бог, на их глазах, как и на Алексеевых, выступили слезы. Впрочем, он не стыдился их…

Они полетели, потому что ему завтра надо было выступать на поэтическом фестивале в Балаклаве.

-                       Ну, змеюшко, угодил, а откуда же ты узнал?

-                       На то мы и змеи! Ну, если захочешь, приходи и завтра – прощаться со мной. Удачи тебе!

И Алексею показалось, что змея подморгнула. И в то же мгновение растворилась в темном небе…

 На следующий день Алексей выступал на фестивале и завоевал первое место. В награду ему вручили миниатюрную копию старинной амфоры со стилизованной росписью с Орфеем и змееобразной лентой!

На последнее свидание он почти летел, несмотря на раненное бедро.

Она прилетела вовремя:

-                       Прощай! Приезжай еще, ты мне почему-то понравился!

-                       Мне также было очень хорошо с тобой!

-                       Когда приедешь, - сразу ко мне: я расскажу тебе о реальной, почти фантастической украинской национальной идее!

Тот даже  рот разинул. Так и стоял, пока змея ни исчезла из поля зрения…



[1] Триполье более позднее название.

[2] На санскрите – Тримутрі

[3] Позднее – эмблема скифов – сколотов.

 

© Copyright: Александр Приймак, 2012

Регистрационный номер №0075215

от 8 сентября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0075215 выдан для произведения:

 

 

Свидетель бессмертия

 

 

Первая капля дождя упала на раскаленный  пляж. Быстрой змейкой молнии шарахнуло над остатками генуэзской крепости.

 

Не рискуя купаться в грозу, Алексей решил дать волю своему любопытству. Интересно же, - что осталось от бывшего военного городка подводников? Его остатки – красноречивые доказательства секретной мощи СССР – нависали над пляжем…

На краешке выступа, ведущего в открытое море, привязан плотик. На нем загорал местный мальчишка. Алексей, продираясь туда вдоль прибрежных камней, слегка оцарапал бок и колено, но – ура! - сошел на таинственный берег!

 

 

Он оказался полностью покрытым высохшими колючками и битым стеклом... Разбитые рамы, выдернутые розетки спальных корпусов и столовой… Но должно же хоть что-то остаться!  

Крохотное, явно подсобное помещение наполовину засыпано землей. Странно… возможно, - при бомбардировке…

И вдруг – змея!

Самая настоящая – черная, толстая, лоснящаяся на Солнце, длиной – сантиметров семьдесят. Она извивалась сантиметрах в двадцати от его голых ног и напрасно старалась спрятаться. Очевидно, она издали ощутила человека. Ее «пряталки» напоминали детские: главное – спрятать голову!..

Человек постоял миг-другой и уже хотел идти, как вдруг услышал шипение:

-                       Стой!.. Спасибо,  что … не убил. Ведь у меня еще же и детки есть!.. Чем я тебе могу прислужиться? Чем интересуешься? А-а-а! Я поняла – историями! Тогда давай сделаем так. Приходи  ровно в полночь на самую верхнюю генуэзскую башню.

Придешь?

Тело змеи снова заволновалось, но уже более плавно. Алексей решил, что лучше согласиться.

Пляж. Тревожный дневной сон…

И вот дом стал затихать. Стараясь не шуметь, Алексей пробирается к едва заметной в ночи крепости…

Хорошо, что он бывал здесь и раньше, а то мог бы и костей не собрать…

На часах 23.50… Вот уже почти и вершина – в реконструкционных «лесах».

Ну, я – на месте. 23.59… А где же Она?!..

Вглядывается в Ночь… Ни – ко -
 го!

 С неба покатилась звезда… Упала неподалеку от башни…А дальше…

Там что-то зашевелилось. Зашуршало по измельченному ракушняку и камешкам… Приближалась…его Знакомая…

Приползла. Положила головку на колено:

-                       Ждал? Не боишься?

Помолчали.

- Удивлен? Нет? - Правильно!

Это мы вам могли бы удивляться: ведь вы здесь недавно. А нам – миллионы лет!  Мы были еще при тираннозаврах! Даже орангутангов не было. Были только австралопитеки…

Приляг, если хочешь, - земля ещё теплая. Умаялся за день. Приляг! А я буду рассказывать.

Он лёг. Змея расположилась рядом. Ее головка колебалась на уровне его головы, слегка напоминая микрофон.

-                       Ну, вот - однажды на Землю прилетел огнедышащий Змей ... Только огонь у него бил не из ноздрей, а из трех… лап. Из его живота вышли ваши прародители.

 Это было в Сахаре. Оттуда вы все и расползлись со временем.

-                       Хм!..

-                       Да ты слушай, впитывай. Хмыкать будешь потом.

Шли столетия…

И вот из жерл вулканов начала выплескиваться раскаленная магма. Сгорело все, что могло.

Начался глобальный потоп. Он шел из северо-запада Европы: таяли ледники, сметая все живое.

И тронулись народы – кто на лодке Ноя, кто как – спасались.

Наиболее комфортным местом оказалось то, которое позднее назвали Треполье[1]. Тогда уже Змеи тоже были чтимы почти как Боги…

Но, после того как в «грехе» Адама и Евы обвинили Змея-Соблазнителя, отношение к нам изменилось.

-                       Но все это и я знаю – из книжек…

-                       Да, конечно, теперь у вас телевизоры, интернет… А хочешь, - мы с тобой посмотрим «живую историю»? Не боишься?  Тебе повезло: если змея семь лет не слышала церковного звона, она может летать! Только сначала я должна тебе сделать… прививку!

-                       То есть?

-                       Потом поймешь! Не бойся.

И она, сделав резкий выпад, в одно мгновение припала к моему плечу и … укусила его. Потом спустила с себя кожу, смочила ее слюной, слепила крылья и прикрепила их к спине.

- Садись сверху. И рули – хвостом. Сел? Стартуем. Полет в пространстве и времени.

И мы взлетели.

Меня проняло легким холодком.

Мелькали огоньки ночных клубов, стоянок автомашин и кораблей на рейде…

Вдруг половину города явственно осветила иллюминированная буква «Я».

-                       А это еще что?

-                       А то ты не знаешь… Но это временно. Я же предупреждала: полет будет необычный.

-                       А можно сразу, ну, например, в Триполье…

-                       Я хоть и змея, но на волшебницу только учусь. Но давай попробуем.

Теперь наш полет – где-то над степью, между Бугом и Днестром…

         Костер. Люди с копьями. Пасутся и фыркают у реки кони.

 Похоже, нас заметили. Тычут в наш бок пальцами, показывают жестами – трехглавый змей! Стреляют из луков. Вот один из стрельцов макнул стрелу в горле почти недвижной змеи и выстрелил. Стрела привычно пропела свою песню и… воткнулась в мое бедро, которое стало на глазах распухать.

- Что, - попали?!.. Не горюй. Вырви и выбрось! Смочи слюной. Летим дальше или…?!..

- Летим! Но давай немного выше!

- Ты же тогда ничего не увидишь. Лучше я тебя сделаю невидимкой.

Она повернула голову. Раскрыла челюсть и … плюнула фосфоресцирующей слюной. Алексей протянул руку и… не увидел ее.

Стало рассветать. Теперь мы летели низко: заметны были даже мелкие детали.

Люди с повязками на бедрах и в шкурах занимались обычными делами.

Одни выпаливали участки леса, корчевали пеньки. Вооружившись мотыгами и серпами, выращивали злаки.

 

 

Другие охотились на мамонтов, громким криком и копьями загоняя их в вырытые ямы, прикрытые ветвями. Добивали огромными дубинками.   

Третьи рыбачили: вместо крючков были остатки рыбьих позвоночников.

 В кузницах ковали изделия из меди и железной крицы.

 

 

Среди землянок и шалашей есть уже  и двухэтажные прямоугольные дома на каменном фундаменте. Первый этаж – сруб, на второй – глинобитный – приставлены деревянные лестницы. 

 

 

Возле домов – женщины. Они возятся с детьми, приручают диких коров, коз, овец и… волков, маленьких тигрят – кошек, каких-то осадистых птиц.   

-                       Ты там не угорел? Рана сильно болит?

-                       Терпимо. Давай попробуем заглянуть вовнутрь.

-                       Пригнись!

Пол оказался земляной, выкрашенный в красный  цвет.

Прямо напротив входа - шатроподобная печь, которая топилась по-черному: дым выходил в отверстие, вырезанное в потолке.

 Вдоль стен – приземистые глиняные лавы, разные корыта.

- А такое ты видел?

Мы незаметно зависли над хорошенькой девушкой в тонкой накидке.

- На руку ее посмотри!

На запястье ее тонкой белоснежной руки красовался браслет из кости мамонта – чрезвычайно утонченной обработки. Но еще более удивительным был орнамент. Он один к одному повторял те, что красуются и на наших вышиванках и пасхальных яйцах. А еще – в классических – греческих «меандрових» орнаментах!

- Вот это да!

- Не ожидал? Да, - похоже, этим земледельцам голод уже не угрожает. Интересно, что они станут делать в свободное время?

- Ну, ты же видела – украшения.

- Да, но это же явно – для знатных…

Смотри внимательнее!

И я стал примечать:

На деревьях - круглые ульи для пчел. А вот и медленный гончарный круг!

Деревянные прялки для изготовления полотен из лена и конопли. Из них шьют длинные домотканые рубашки для мужчин, пояса которых щедро украшены орнаментом и камнями. У женщин – безрукавные платья, украшенные вышивкой с костяными и начищенными до блеска медными бляшками.

Обувь – от сандалий до сапог из выделанной кожи!

- Тише подлетай: что-то лепят!

Женщины в кожаных фартуках  лепили без гончарного круга.  И вот из-под их рук появляются фигурки.

Это же Мать с ребенком возле груди! Вот откуда пошли потом все эти Мадонны…

- Священная Мать-Богиня! Мать – хранительница Рода и его традиций. Ведь мужчины часто и надолго уходили на охоту.

 Тем временем, слепив несколько фигур и сосудов для зерна, гончары устанавливают их на приподнятых подиумах прямоугольной или крестообразной формы, которые напоминают алтарь, - в печи на втором этаже дома.

На сосудах – орнаменты, закрученные змейками – как на боках, так и на верхнем ярусе – сплошной     волнистой линией: символ бесконечной жизни, смены поколений. Помнишь, как я сменила кожу … для полета?!..

Но мы же – еще и символ мудрости: астрологические знаки помнишь?

- Мы, змеи, особенно ужи, – жители вод. А земледельцам без воды – смерть. А вон – смотри – ритуальные чаши, которые напоминают спаренный бинокль и… женскую грудь! Как думаешь – зачем?

- Грудь – плодородие?

- Верно! А почему – четыре? Не знаешь?  Возможно, что двое из них  – просто женские. А вот еще двое – как отражения Всемирной Матери-Богини и нашей Божественной связи с Космосом. И одновременно – для ритуалов, во время которых вымаливают благословенный дождь.

На многих сосудах для зерна или воды – также две пары женских грудей.

 К ужу вообще отношение особое: он лично охраняет женщину, лежа на ее груди (символ животворной влаги, молока) и возле лона (материнство, жизнь). В некоторых домах ужи были за домовых – охранников.

А вот эти штрихи – это символ дождя. Ну и понятно – очень много изображений Солнца и Луны – этих властителей света и тьмы, чудодейственных истоков энергии, и важных факторов отсчета времени!

А вот посмотри, как в женских фигурках из костей менялось понятие красоты. Сначала  - это с широкобедрые матроны с причудливым татуированием. А позднее – фигурки юных девушек, с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрной грудью. Иногда – в них – отпечатки зерен и признаки беременности.

 Временами – на лоне – пара змей – символ плодородия, гармонии между Мужчиной, символом которого был змей, и Женщиной, которую он охранял, и в то же время  - символ ... противоборства. Ведь символически Женщина может быть уподоблена Змее. Язычок обеих служит как для питания, так и для выпускания яда, который может служить лекарством, и для нашептывания мудрых истин. Женщина более живучая: будто сменяя кожу, подобно змее, тем самым персонифицирует непрерывность Жизни. Причем, в некоторых парных головках змей можно увидеть эвольвентно разделенные черные и белые поля женского и мужского начал – инь и янь. Кроме того, философское содержание еще более усиливается тем, что в черном поле уже содержится зародыш белого, и наоборот – в белом поле – зародыш черного…  Вот и змеи в разное время были носителями как добра, так и зла. Именно змей иногда изображали пожирателями главного светила – Солнца.

А вот, обрати внимание – невиданная роспись сосуда!

На двух верхних его ярусах – глаза-солнца, брови – из больших дождевых полос, а ручки сосуды – будто бы уши. Четыре глаза-солнца – как четыре поры года, четыре времени суток…

Как твоя рана – печет?!

-                       Ой, - печет сильно…

-                       Поворачиваем!

Они приземлились возле разрушенной генуэзской крепости. Змея облизала его рану и… улетела:

-                       До завтра! В то же время!

Алексей побрел домой. Заснул мгновенно. Снов не было. Как провалился.

И вдруг холодный пот даже во сне пронял Алексея: прямо на него летел огромный Змей-Горыныч, который смеялся раскатистым басом и дышал огнем:

- Ах вот ты где, слишком любознательный! Ну я тебя сейчас повеселю!

 Одна голова его еще продолжала смеяться, другая иронически прикрывала пасть лапой, а третья уже облизывала его всего жарким дыханием, почему-то ближе всего приближаясь со стороны раненного бедра.

«Быстрее – где же мой меч?» – промелькнула в мозгу мысль. Мгновенно он скатился под кровать: «Ага, вот где он! Хорошо, что я захватил с собой этот «сувенир» у трипольских кузнецов!

 Горыныч заметил это и слегка смутился, но продолжал напирать, наматывая круги вокруг кровати. Теперь уже Алексей стал насмехаться  над Змеем:

-                       Ну, чего же ты, - вот тебя как много, а я один, раненный, да еще и на кровати. Подлетай ближе, ты же храбрый, правда же?!

Змей крякнул, выплеснувши огненную струю и явно нацелился вцепиться в его бедро:

-                       Очень уж вкусно ты пахнешь!

-                       Ну-ну! Ближе!

Наконец Змей отважился: первая голова перестала смеяться, вторая стала серьезнее, а третья облизнулась и почти «поцеловала»  его огнедышащими клыками, которые выпирали, и Алексей едва успел уклониться, а сам рубанул по этой, близкой, голове. Бурая вонючая кровь хлынула прямо на постель («Ой, что же это хозяйка скажет!»).

 Но расслабиться не пришлось: оскалила зубы другая голова, недоверчиво скосившись в сторону только что отрубленной… Но и Алексей был уже наготове, заведя руки с мечом над головой и ощущая, как кровь Горыныча растекается по бедру...

-                       Ну, ты, смельчак, - сдашься – разойдемся вничью! А то…

 

-                       Ну и что – то?! Налетай, когда крови своей не жаль!..

-                       Гм, а ты и в самом деле смелый… Ну, что же – ничья?

-                       Не я на вас напал…

-                       Хорошо, ничья…

-                       Ничья будет, когда вы мне теперь что-нибудь хорошо сделаете.

Так вот слышал я, варвары хуже вас, на нашу землю в поход собираются. Поможете земляные валы прорыть?

Две главы посоветовались пару минут, повисши над его кроватью и… согласились! А что же им оставалось делать: они хоть и Змеи, но наши же – порядки знали, и честь соблюдали!

-                       Только ты вот что, храбрый Рыцарь! И ты нам сможешь помочь – перевяжи шею, чтобы напрасно силенки не терять!

-                       Сделаю: вам повезло, - остались еще бактерицидные лейкопластыри!

Алексей перевязал, главы вели себя при этом смирно, дышали сугубо в сторону, лишь глазами косили.

- Ну, поехали, н-н - но!

Запряг он их, как мог. Выехали они в чистое поле перед поселками Триполья. Его «собственный» змеюшко подсобить прилетел мигом и подался к земледельцам. Те сразу нашли с ним общий язык, притянули они, представьте, железные плуги! Запрягли они Змеюшку-Горынюшку и как пошел он, как пошел, - пар, как от него, так и от поля так и валил, так и валил, - как от котла с похлебкой! Так он бедный устал, что взмолился  водички попить. Влез он в реку Стугна, обдав ее тяжелыми стонами, и выпил всю. Обпился Змей воды и… треснул!

  Так и перевелись  в наших краях Горыничи. А валы называли еще Трояновими и Древлянской стеной, задолго до Большой Китайской стены! - это уже чей-то чужой голос.

- А вот он и Герой, который победил Змея! - кто-то явно указывал на Алексея, который стыдливо прикрывал бедро, которое подтекало сукровицей, и хотел спрятаться где-то на задних партах аудитории...

Так сквозь летающий сонм простых и трехглавых змей, которые неожиданно стали героями некоторого приключенческого фильма, прорезался голос, а потом и самая фигура профессора. За его спиной – лепные женские фигуры из глины и мамонтовой кости – со змеями на груди и на животе, сосуды со змеями, Солнцем, Дождем и Луной… На его бейджике значилось: «Смел Гаврилович Триполь-Скиф»…

-                        Обратите внимание, что самое название «Триполье» неслучайно многозначно. Во-первых, название – Треполье может намекать нам на то, что это было третье поле. Чего? Возможно, одного из трех направлений сложного пути ариев – прародителей многих народов, в том числе, и, прежде всего, - нашего.

-                       В свете сказанного уже не представляется уже слишком странным, что Три-Полью отвечает и Тре-Главый Змей, - существо сказочно-сакральное…

-                       Что характерно: даже буква «З» и цифра «3», очевидно, неслучайно похоже и, более того, напоминают наполовину свернутую фигуру Змеи, - сакральную фигуру Триполья!..

-                        Кстати, сакральность этих мест и событий отражена также в обычном для сказаний и легенд словосочетании – «в тридевятом Царстве - тридевятом Государстве»! И в то же время заметна многократно умноженная сакральность самого числа «три»!

-                       Если принять во внимание арийское влияние, то мы заметим, что именно трижды были на нашей земле ариане, которые, в свою очередь, снова-таки – тремя основными волнами прошли через Тибет – в Индию и на Цейлон, через Корею – в Японию, и через иранские и алтайские степи – в Северную Припонтиду, к берегам Днепра, создав здесь Большую Трипольскую культуру! Между прочим, слово «ар» на санскрите означает земля, грунт. И не случайно именно тут, на родине трети мировых черноземов и зародилось  впервые и правильная пахота земли, и соответственно в целом передовая технология послепотопного земледелия, в отличие, скажем, от допотопного оросительного или подсечного земледелия в тогдашнем Египте…

-                       Числу три отвечают и  три основных стихии – вода, земля (поле), небо;

-                       Три вида змей: земные, водные (с тремя подвидами: ужи, речные змеи, морские змеи), воздушные «змеи» (три подвида: летающие протоящеры, «детские» - бумажные, ракетопланы – причем в них также, как правило, три сопла: одно основное – силовое и два дополнительных - для управления полетом и придания стойкости);

 

 

-                        Между прочим, первые пророки также уважали змей. Так, кроме изготовления других культовых предметов, Моисей призывал евреев изготовлять бронзовых змей; 

-                       Три основных временных измерения – прошлое, современное, будущее;

-                       Три основных собственно человеческих формы существования: мать, отец, дитя;

-                       Три основных духовных формы в христианстве: Бог - отец, Бог - сын, Бог - Дух святой;

-                       Наконец малый герб Украины – Тризуб – тоже едва ли простое совпадение;

-                       И, разумеется, «солнечная религия» основанная на вере в троицу[2] - Брахма, Вишну, Шива – эти божества составляли нераздельное единство, подобное христианскому…

-                       Именно арии принесли на землю Украины «солнечную»  веру – митраизм. Это стало государственной верой Аратти, в которой тоже была святая троица – Дажбог (Брахма), Велес (Вишну, или Митра), Стрибог (Шива). Дажбог – родоначальник всех росов – дажбожих детей. Велес – бог Земли, которая рождает плоды… Стрибог – бог духовного ветра как Святого Духа…

Заснул Алексей, наверное, уже перед рассветом, в тревожном сне. Утром быстро застирал забрызганную простыню.

Едва дождался ночи.

И снова побрел к той же генуэзской крепости. И снова сердце его затрепетало, когда стрелки часов приблизились к двенадцати  ночи.

Ровно в полночь на крепость упала звезда!

Шуршание травы, и вот она – его летающая Змея!

 На этот раз они дружно обнялись:

-                       Ну что, полетели?

-                       Ага!

-                       Знаю, настрадался ночью, все знаю, но это тебе еще отблагодарится.

-                        Благодарю и тебя за помощь!

-                       Не за что! Такого ты еще не видел. Удивишься!

Теперь я уже сориентировался точнее: это было место над современной Кировоградщиной. И вот он увидел самое большое в Европе культовое сооружение того времени. Шестьдесят метров в длину, двадцать шириной, восемь – высоты! На алтаре – крест со стороной полтора метра!

А дальше началось  вообще малопонятное. Помещение стало наполняться людьми, священнослужителями, воинами. На груди кое-кого из них была прикреплена эмблема: золотой плуг и ярмо[3]. На этот раз Алексей был видимым: так захотела его змея!

И вот явно в их направлении двигалось несколько уважаемых трипольцев. Они подошли на расстояние трех шагов и склонили колена и главы.

- Это же в твою честь! Они искренне благодарят за твой подвиг с Горынычем. Больше того, они предлагают тебе выбрать любую девушку, которая тебе приглянется!

- Но ведь я же женат…

- Тогда они предлагают выбрать любой  драгоценный сосуд…

- Но это же – раритет! Как же можно?

- Тогда…их шаман поколдовал и предвидит, что все равно завтра ты получишь надлежащее!

- Что же?

- Они хотят, чтобы это стало для тебя приятной неожиданностью!

И воины, и уважаемое общество снова  склонили колена на знак уважения и … прощания. Видит Бог, на их глазах, как и на Алексеевых, выступили слезы. Впрочем, он не стыдился их…

Они полетели, потому что ему завтра надо было выступать на поэтическом фестивале в Балаклаве.

-                       Ну, змеюшко, угодил, а откуда же ты узнал?

-                       На то мы и змеи! Ну, если захочешь, приходи и завтра – прощаться со мной. Удачи тебе!

И Алексею показалось, что змея подморгнула. И в то же мгновение растворилась в темном небе…

 На следующий день Алексей выступал на фестивале и завоевал первое место. В награду ему вручили миниатюрную копию старинной амфоры со стилизованной росписью с Орфеем и змееобразной лентой!

На последнее свидание он почти летел, несмотря на раненное бедро.

Она прилетела вовремя:

-                       Прощай! Приезжай еще, ты мне почему-то понравился!

-                       Мне также было очень хорошо с тобой!

-                       Когда приедешь, - сразу ко мне: я расскажу тебе о реальной, почти фантастической украинской национальной идее!

Тот даже  рот разинул. Так и стоял, пока змея ни исчезла из поля зрения…



[1] Триполье более позднее название.

[2] На санскрите – Тримутрі

[3] Позднее – эмблема скифов – сколотов.

 

Рейтинг: +6 246 просмотров
Комментарии (14)
0 # 8 сентября 2012 в 22:51 +3
Очень интересное решение: история переплетается с фантазией Автора, получается такой притягательный сюжет, что читаешь, не отрываясь. Спасибо, Саша! Много нового узнала. Жду продолжение.
Александр Приймак # 8 сентября 2012 в 23:05 +2
Ах, Таня!
Как же приятно было прочесть твой - первый - комментарий!
Признаюсь: написано специально на конкурс "Покутской керамики"...
Ольга Постникова # 9 сентября 2012 в 08:33 +2
Как интересно и захватывающе!Вы - мастер! 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Александр Приймак # 9 сентября 2012 в 16:39 +1
Ольга! Неожиданно, но... приятно!
Благодарю!
dance
Анна Магасумова # 9 сентября 2012 в 18:20 +2
Аруме, Александр! Давно не виделись!
Мне как историку было очень интересно, понравилась история!
Александр Приймак # 10 сентября 2012 в 20:17 0
Гут таг, Анна! Да уж больно разнообразна Жизнь!
Но Ваш отклик особо ценен!
kofe1
Наталья Бугаре # 30 октября 2012 в 15:42 +1
Очень любопытное решение- сказка-быль-фантастистика-история. Но винегретик этот весьма вкусен) supersmile
Александр Приймак # 30 октября 2012 в 15:46 0
Спасибо!
Тем более ценнно от мастерицы блюд разнообразных и вкусных! 1b086965a678b6d427561c2ffa681cb5
Владимир Кулаев # 5 января 2013 в 17:01 +1
625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e t07067
Александр Приймак # 5 января 2013 в 17:04 0
ОК! 593da3d7df5e109332ded6b9f2c9b3c0 big_smiles_138 t13502
Антон Гурко # 4 апреля 2013 в 13:10 +1
Уважаемый Александр!
Интересное и одновременно познавательное произведение Вы написали. Рассказ захватывает ненавязчивым подробным описанием мифологических и культурных символов в их взаимосвязи с историей. Несколько сбивало при чтении следующее - все действия героя в реальном мире описаны будто бы вскользь, отчего возникает некоторая путаница. В целом, рассказ интересен, оригинален и, главное, очень познавателен.
С уважением!
Александр Приймак # 4 апреля 2013 в 13:53 0
Дорогой Антон! Весьма обрадован Вашим откликом. Хотелось бы, чтобы Вы более обстоятельно расказали, - что именно сбивало и путало Вас при чтении?
Вы полагаете, что следовало добавить описания реальности?
С уважением!
Антон Гурко # 4 апреля 2013 в 22:51 +1
Уважаемый Александр!
Я не совсем понял про сон Алексея. Проводником в мир прошлого является Змея, тогда почему герой продолжает путешествовать во времени без нее? Как это произошло? И во сне ли это было, или до того, как герой заснул? И почему в итоге победа над Горынычем привела к последствиям в реальном мире - простынь пришлось стирать? Не совсем ясно, где и когда происходит действие и в какой момент происходит переход из одной реальности в другую в данной части рассказа. Меня эти вопросы несколько отвлекали от восприятия рассказа.
С уважением!
Александр Приймак # 5 апреля 2013 в 12:29 0
Спасибо, Антоша, - я подумаю!
С уважением!
Популярная проза за месяц
150
129
126
104
101
100
99
99
94
91
90
89
НАРЦИСС... 30 мая 2017 (Анна Гирик)
85
81
81
81
81
80
80
79
78
78
78
77
77
75
74
70
68
61